Структура вооруженных сил российской федерации таблица. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ): структура, войск и служба в армии. Южный военный округ

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений должно обладать рядом признаков: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельная ответственность и некоторые другие.

Организационное единство юридического лица означает наличие определенной иерархии, соподчиненное™ органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и четкой регламентации отношений между участниками. Данный признак юридического лица закрепляется в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность этого вида юридических лиц, и отражается в его учредительных документах.

Обособленное имущество создает материальную базу для деятельности юридического лица. Имущество может находиться в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица проявляется в том, что оно отвечает по своим обязательствам самостоятельно. Условием ответственности является наличие обособленного имущества. Есть некоторые исключения из этого правила, например, субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.

Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям.

По форме собственности юридические лица разделяются на государственные (публичные) и негосударственные (частные). К государственным относятся все унитарные предприятия и некоторые учреждения. Объединяет государственные предприятия то, что их целью являются публичные общегосударственные интересы.

В зависимости от целей деятельности юридические лица бывают коммерческие и некоммерческие. Коммерческие предприятия имеют своей целью извлечение прибыли, распределение ее между участниками. Деятельность некоммерческих организаций не связана с предпринимательством. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае, если это необходимо для достижения их уставных целей, но не вправе распределять полученную прибыль между участниками.

По составу учредителей юридические лица делятся:

1) на союзы и ассоциации (создаются только юридическими лицами); 2) унитарные предприятия (учреждаются государством); 3) иные юридические лица (могут создаваться любыми учредителями с ограничениями, установленными законом).

По характеру требований участников существуют организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право - это государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Участники хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов имеют по отношению к организации обязательственные права. Общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц - это организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав.

ГК РФ называет различные организационно-правовые формы юридических лиц. Так, коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственное товарищество - это договорное объединение нескольких лиц, созданное для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. В зависимости от вида ответственности по обязательствам товарищества выделяют полное товарищество и товарищество на вере.

В полном товариществе участники несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух категорий участников: полных товарищей (комплимента- риев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и товарищей - вкладчиков (коммандитов), не отвечающих по обязательствам товарищества.

Хозяйственное общество создается одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Хозяйственные общества - это общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые и закрытые).

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, отвечающими по ее обязательствам.

Общество с дополнительной ответственностью - это

коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Акционерное общество представляет собой коммерческую организацию, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Федеральный закон «Об акционерных обществах»

(извлечения)

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров...

1. Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) но отношению к обществу...

Закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными, заранее известными лицами. Акционеры закрытого акционерного общества имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. Минимальное число акционеров закрытого акционерного общества - 50.

Открытое акционерное общество вправе предлагать свои акции неопределенному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) представляет собой объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия. Первоначальное имущество производственного кооператива складывается из паев членов этого объединения. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем обязательствам в порядке и размерах, установленных Федеральным законом «О производственных кооперативах».

Государственное и муниципальное предприятие обладает государственным или муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это предприятие является унитарным, т.е. его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам.

К некоммерческим организациям относят: потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и др.

Статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

  • 1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  • 2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
  • 3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Потребительский кооператив - это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах. Первоначальное имущество потребительского кооператива складывается из паевых взносов.

Общественное объединение - это объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Общественные объединения в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры.

Фонд - это организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность.

Учреждение создается собственником для осуществления функций некоммерческого характера. Финансируется собственником полностью или частично.

Юридические лица могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.

Законом могут учреждаться и другие виды юридических лиц.

Молодые государства начали создавать свою армию. Не составила исключения и Россия. Сегодня вооруженные силы РФ располагают крупнейшими в мире запасами оружия массового поражения. Кроме большого ядерного потенциала, Россия имеет хорошо развитую систему средств доставки ядерного оружия. Информация о структуре вооруженных сил РФ содержится в статье.

Знакомство

Датой формирования вооруженных сил РФ стало 7 мая 1992 г. К тому времени личный состав был представлен 2 880 000 военнослужащих. Штатную численность издаваемыми указами устанавливает президент Российской Федерации. Он же является главнокомандующим вооруженными силами РФ. В соответствии с последним опубликованным указом, который вступил в силу в конце марта 2017 года, количество военнослужащих составило 1 013 000 человек.

Функции главнокомандующего

Президентом России формируется и возглавляется Совбез РФ, утверждается военная доктрина государства, назначается и освобождается от выполнения обязанностей высшее командование ВС. Кроме того, главнокомандующий утверждает уставы вооруженных сил РФ и отвечает за ряд других вопросов, связанных с военным строительством страны. В мирное время руководство армией носит политический характер. Во время войны президентом с целью предотвратить или отразить агрессию вводится военное положение.

О центральных управленческих органах

Министерство обороны - это орган управления ВС России. Проводит государственную политику в оборонной сфере, следуя конституционным федеральным законам и подписанным Россией международным договорам, организовывает использование вооруженных сил РФ. На должности действующего министра обороны - С. К. Шойгу.

Генштаб является центральным органом, осуществляющим оперативное управление ВС: координирует погранвойска, органы ФСБ, Службу внешней разведки и остальные воинские формирования. С 2012 года Генштаб возглавляет генерал армии В. Герасимов.

Задачи ВС

Войска вооруженных сил РФ созданы для защиты национальных интересов в мире и локализации внешней военной угрозы. Также армия может привлекаться при проведении различных мероприятий, которые с ней не связаны напрямую. Например, совместно с силами полиции противостоять организованным преступным группам, участвовать в миротворческих миссиях. Кроме того, задачей вооруженных сил РФ является обеспечение безопасности стран СНГ.

О территориальной принадлежности

ВС России распределены по округам. Их насчитывается четыре:

  • Восточный;
  • Центральный (ЦВО);
  • Западный (ЗВО);
  • Южный.

Классификация

В зависимости от сфер действия выделяют следующие виды вооруженных сил РФ:

Таким образом на законодательном уровне в России предусматривается эксплуатация армейских формирований на суше, в воде и в космосе.

Также выделяют два рода войск:

  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Пребывают в постоянной боевой готовности в составе сухопутных стратегических ядерных сил (СЯС). Задача - предотвращать вероятную ядерную атаку. Кроме того, РВСН сами располагают всеми средствами для уничтожения противника с использованием ядерного вооружения.

  • Воздушно-десантные войска (ВДВ). Реализуют боевые рейды в тылу противника, нейтрализуют десант и прочие вражеские армейские группировки.

О сухопутных войсках. Состав и предназначение

Данный вид ВС по численности является самым большим. Силами сухопутных войск выполняется наступательная активность, ликвидация противника и дальнейшее освобождение захваченных позиций. Данным видом войск производится артиллерийско-ракетный огонь по вражеским соединениям, дислоцирующимся на расстоянии. Комплектуются следующими родами войск:

  • Мотострелковыми войсками. По численности самые большие среди всех остальных родов. Быстрое передвижение пехотинцев осуществляется благодаря наличию боевых транспортных средств БТР и БМП. Мотострелковые войска дополнительно могут комплектоваться танковыми, артиллерийскими и прочими подразделениями. В соединении с танковыми удерживают занятые территории, отражают атаки противника, уничтожают вражеские военные формирования, а также преодолевают обороняемые вражеские рубежи.
  • Танковыми войсками. Обладают повышенной проходимостью и маневреностью. На них не оказывает воздействие используемое противником ядерное оружие. При необходимости для выполнения отдельных заданий комплектуются мотострелковыми частями.

  • Ракетными войсками и артиллерией. Наносят ядерно-огневые удары по противнику. На вооружении состоит реактивная, гаубичная и ствольная противотанковая артиллерия и минометы. Ракетные войска подавляют военизированные вражеские группировки, уничтожают живую силу и специализированную технику, используемую противником для ядерной атаки.
  • Войсками противовоздушной обороны. Контролируют воздушное пространство путем выявления атак с дальнейшим извещением охраняемых частей.
  • Специальными войсками - разведывательными воинскими соединениями и частями. В подчинении у командного штаба. Спецвойска собирают сведения о погодных условиях и передвижениях противника. Используя полученную информацию, армейское руководство принимает решения и предотвращает вражеский прорыв.
  • Инженерными войсками. Занимаются маскировкой и возведением сооружений для армейских формирований, разминированием территорий, поддерживают работоспособность переправ и войсковых дорог, доставляют на передовую чистую воду.
  • Войска РХБЗ. Под данной аббревиатурой значится войсковое формирование, задача которого обеспечивать радиационную, химическую и биологическую защиту. Военнослужащие РХБЗ выявляют степень заражения и предпринимают ответные действия с целью минимизировать его воздействие в боевых условиях.
  • Войска связи. Занимаются установкой различных систем для связи командования с частями и подразделениями.

ВМФ

Место деятельности военно-морского флота - это морские и океанские зоны. ВМФ России представлен Черноморским, Балтийским, Тихоокеанским, Северным флотами и Каспийской флотилией. Задачи ВМФ - уничтожать вражеские лодки, надводные корабли и их группировки, атаковать наземные объекты противника. Кроме того, флот привлекается для сопровождения мирных суден. ВМФ представлен следующими формированиями:

  • Надводными силами. Военнослужащие флота прикрывают подводные суда, транспортируют и страхуют десант. Также в перечень их обязанностей входит минирование и разминирование.
  • Подводными силами. На службе данного формирования атомные стратегические и многоцелевые подлодки, с помощью которых уничтожаются военные наземные точки противника и различные вражеские судна. Кроме того, подводными силами выполняется разведка, установка мин и десантирование на территории противника.
  • Морской авиацией. Данный род войск занимается разведкой, поиском и ликвидацией конвоев, суден и важных стратегических объектов. Также морская авиация обеспечивает защиту с воздуха.
  • Береговыми войсками. Охраняют прибрежную местность.

ВКС

Воздушно-космические силы России работают в безвоздушном пространстве. ВКС выполняют следующие задачи:

  • Осуществляют наблюдение за космосом. В случае обнаружения угрозы из космоса ВКС России могут парировать удар.
  • Занимаются запуском космических аппаратов.
  • Следят за спутниками, а именно контролируют и сохраняют их боеспособность.

В заключение

Российская постоянная армия была сформирована еще во времена правления Ивана Грозного. Уже тогда войска имели централизированное управление и снабжение. С 1862 по 1874 год в результате проведенных реформ была введена всесословная воинская повинность. Изменения коснулись также и принципов управления. Сегодня состав вооруженных сил РФ представляет собой достаточно сложную структуру, досконально разобраться в которой сможет только специалист.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Виды Вооружённых сил - это составные части, каждая из которых отличается определённым видом и набором вооружения, количественным составом, специализированным обучением и особенностями прохождения службы военными, входящими в его личный состав. Каждый вид армии России предназначается для осуществления определённых задач в различных сферах.

Рода войск вооружённых сил РФ

Вся Армия Российской федерации построена по чёткой иерархии. Вооружённые силы России подразделяются на три основных вида в зависимости от того, в какой местности ведутся боевые действия:

  • Сухопутные;
  • Военно-воздушные силы (ВВС);
  • Военно-морской флот (ВМФ);
  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Структура ВС РФ постоянно развивается и пополняется новыми видами вооружения, военнослужащих обучают новым тактикам и стратегиям ведения боя.

Состав и предназначение сухопутных войск РФ

Сухопутные части РФ являются основой армии и наиболее многочисленны. Основным предназначением этого вида является проведение боевых действий на суше. Состав у этих армейских подразделений также отличается широким разнообразием и включает в себя несколько самостоятельных милитализированных направлений.

Одной из важнейших характеристик этого вида является его самостоятельность и высокая манёвренность, которая позволяет наносить наиболее эффективными и мощными ударами значительный урон противнику. Кроме того, уникальность сухопутной армии в том, что её части могут эффективно взаимодействовать и с другими видами армейских подразделений.

Основная задача, поставленная перед ними - это отражение первого удара противника во время вторжения, закрепление на отвоёванных позициях и наступление на вражеские подразделения.

В сухопутных войсках существуют следующие виды:

Задачи танковых и мотострелковых подразделений

Эти виды войск наиболее эффективны в боях, целью которых является прорыв обороны противника. Также танковые и мотострелковые батальоны помогают другим видам военных подразделений закрепиться на отвоёванных высотах и рубежах.

В настоящее время, учитывая современнейшее оборудование российской армии, мотострелковые подразделения способны отражать любые виды воздушных атак, вплоть до ядерных. Техническое оснащение наших войск может нанести существенный удар по армии противника.

Ракетные войска, артиллерия и ПВО

Основной задачей этого вида армейских подразделений является нанесение огневых и ядерных ударов по противнику.

В большинстве подразделений, предназначенных для отражения танковых атак, существуют артиллерийские части. Они оснащены последними моделями гаубиц и пушек. Подразделения ПВО занимаются уничтожением воздушной армии врага непосредственно в воздухе. В их частях уже используется зенитная артиллерия и ракеты. Кроме того, подразделения ПВО предназначены для защиты сухопутной армии при атаках противника с воздуха. А имеющиеся на вооружении радиолокаторы эффективны для проведения разведывательных мероприятий и предупреждения возможных атак противника.

ВСН и ЗАС

Эти подразделения решают стратегически важные задачи, в том числе перехват и расшифровка сообщений противника во время боевых действий и получение данных о схемах его передвижения и нападения.

Задачи ВДВ и инженерных войск

ВДВ всегда занимали особое место в армии. В их состав входит самое лучшее и современное вооружение: зенитно-ракетные комплексы, бронетранспортёры и боевые машины десанта. Специально для этого рода войск была разработана особая техника, позволяющая с помощью парашютов спускать различные грузы без учёта погоды практически на любую местность.

Основными задачами ВДВ являются боевые действия непосредственно в тылу противника. Именно ВДВ способно уничтожить ядерное оружие, захватить и уничтожить стратегически важные пункты противника, их командные штабы.

Инженерные войска осуществляют военно-разведывательные мероприятия на местности, подготовку её для военных манёвров и разминирование при необходимости. Также эти войска монтируют переправы для преодоления армией рек.

Военно-воздушные силы России

ВВС отличаются своей высоким уровнем маневренности и своей мобильностью. Главной задачей этого рода войск состоит охрана воздушного пространства нашей страны. Также ВВС эффективно используются при обеспечении безопасности промышленных и экономических центров страны в случае военного нападения.

Кроме того, ВВС эффективно охраняют другие виды армейских подразделений от воздушных атак врага и способствуют успешному проведению наземных и водных операций.

В оснащение ВВС входят боевые вертолёты, специальная и транспортная техника , учебные и боевые самолёты, зенитная техника.

Основными видами ВВС являются:

  • армейская;
  • дальняя;
  • фронтовая;
  • транспортная.

Также в составе ВВС имеются радиотехнические и зенитные подразделения .

Военно-морской флот

Войска, входящие в состав ВМФ также весьма разнообразны и выполняют различные задачи.

Подразделения, дислоцированные на суше , несут ответственность за оборону объектов и городов, расположенных на побережье. Кроме того, эти подразделения несут ответственность за своевременное обслуживание баз и кораблей ВМФ.

Корабли, авианосцы и катера образуют надводную часть флота, которая также несёт множество функций: начиная от поиска и уничтожения вражеских подлодок и заканчивая доставкой и высадкой десантных подразделений на берег врага.

Военно-морской флот располагает и своей авиацией, которая предназначена не только для нанесения ракетных ударов и уничтожения кораблей противника, но и для осуществления разведки и обороны флота.

Этот вид был специально создан для осуществления боевых действий в условиях ядерного нападения. РВСН оснащены самыми современными ракетными комплексами, которые полностью автоматизированы и снаряды, пущенные из них, имеют высокую точность поражения цели.

При этом дальность нахождения цели не имеет большого значения - в распоряжении армии имеются даже межконтинентальные ракеты.

В настоящее время с развитием оборонной промышленности и возникшей необходимостью из этого вида армейских подразделений образовался совершенно новый - военно-космические силы (ВКС).

На собственных защитников страна не жалеет средств. Все они обеспечены современной и удобной формой, компьютерной техникой и средствами связи. Сейчас уже не представляет труда связаться с родственниками по Скайпу в свободное от нарядов и несения службы время или увидеть близких по связи в Вотсапп. В каждой части имеется санчасть , где военнослужащий всегда сможет получить качественную медицинскую помощь. Численность российской армии довольно большая и в этот список входит много опытнейших военачальников и талантливых стратегов. В настоящее время находиться в числе военнослужащих стало престижно и почётно.

Различные подразделения имеют свою официальную праздничную дату образования именно их вида войск.

На политической арене любого государства всегда присутствует тот вид междоусобных конфликтов, которые разрешить дипломатическими способами достаточно сложно. В силу определенных обстоятельств внешних взаимоотношений большинство мировых стран предпочитает содержать собственное войско, которое в случае необходимости может быть использовано для обороны и защиты государства.

Военный арсенал стран мира

Сейчас в борьбе за первенство по численности и мощи вооруженных сил соперничает несколько государств, среди которых:

  • Китай;
  • Россия;
  • Турция;
  • Япония.

Своего лидерского положения Соединенные Штаты достигли за счет высокого развития отрасли научно-исследовательских разработок, на содержание которого средства поступают из федерального бюджета. К сожалению, Российская Федерация по уровню оснащения военной техникой значительно уступает и США, и Китаю, но главным преимуществом в армии России является ее многолетний опыт, полученный на основе пережитых войн предыдущего столетия.

В случае военной угрозы Россия имеет возможность выставить войско, размеры которого в 2 раза превышают численность армии, подготовленной США. Значительную роль в таком соотношении сил играет численность населения, и наша страна в этом аспекте находится в выигрышном положении.

Несмотря на закаленные временем и отточенные навыки ведения боя, российская дисциплина значительно уступает японской, что несколько подрывает ее военный мировой авторитет. Но, тем не менее, наша страна по-прежнему входит в число самых сильных держав по положению армии, в ее ведении находится самое большое количество ядерного оружия, и в этом аспекте она является абсолютным лидером.

Штатная численность отечественной армии

По состоянию на 2018 год общий состав российских войск насчитывает более миллиона солдат, что ставит страну на третью позицию по величине затрат в этой сфере деятельности. Самыми многочисленными на настоящий момент признаны сухопутные войска – около 400 тысяч человек. Авиация и морской флот насчитывают примерно одинаковое количество военнослужащих, по 150 тысяч в каждом роде войск. Такое распределение связано с тем, что армии, действующие на суше, способны выполнить гораздо более широкий спектр военных задач, у них присутствует прерогатива действовать оперативнее, чем у подразделений с определенной функцией.

В сравнении с другими видами войск они имеют определенные преимущества, к примеру, танковые дивизии направлены на локации, в которых велика вероятность прорвать оборону потенциального противника, то есть их действия подразумевают многоэтапную подготовку и включают больше возможностей и способов достижения поставленной цели. Но при этом сухопутные войска не вездесущи, существуют территории, на которых они практически бесполезны.

На таких локациях в дело вступают бомбардировщики и истребители, если стоит цель уничтожения боезапасов или техники врага, которые могут находиться в труднодоступных местах. Готовность военно-морского флота занять выгодные позиции на воде позволит заручиться преимуществами перед противником для выполнения последующих задач. В последние года обновление воздушных и морских войск в России происходит постоянно, модернизируются методы ведения боевых действий, за их состоянием ведется непрерывный надзор. Как результат, высокая профессиональная компетентность военнослужащих.

Космические войска в составе чуть более 120 тысяч человек созданы в штате действующих военных подразделений с целью обнаружения вражеских ракетных сооружений. В их обязанности входит снабжение информацией Генерального штаба о вероятности ракетных атак, распознание угрозы, способной поступить из космоса, путем наблюдения за поведением космических объектов.

Самыми малочисленными являются воздушно-десантные войска, их общее количество составляет 35 тысяч солдат. Военные задачи этого подразделения носят односторонний характер, поэтому процент в общей численности российских армий минимален.

Резерв мобилизационных войск РФ

Наряду с действующей армией в России присутствует потенциальный и организованный резерв. В предположении, сколько человек может быть призвано к службе при возникновении военного положения, эксперты установили цифру в 31 миллион. По статистическим показателям, в России 2018 год демонстрирует тенденцию к уменьшению этого числа в 4 раза, и предвидится дальнейшее сокращение потенциального резерва.

К организованному составу специалисты причисляют 20 тысяч человек. Элементарное объяснение этому – отсутствие необходимости в дополнительных количествах людей, потому что в ближайшее время прямой угрозы со стороны других государств не ожидается.

Предполагаемые изменения в армии России

Военная подготовка России в перспективе предусматривает ряд реформ. По сравнению с данными на 2017 год, отечественная армия увеличилась на 250 тысяч вооруженных бойцов, поэтому возник дефицит так называемых «небоевых» военных специальностей, и в дальнейшем уклон в последующих наборах будет сделан на них. Была предпринята попытка сокращения количества задействованных военнослужащих в некоторых званиях. Например, планировалась замена прапорщиков сержантами в качестве альтернативы, но такой прием потерпел фиаско, так как большая часть сержантов не стала заключать долгосрочный договор на дальнейшую службу.

Численность армии России не может не отразиться на составе боевой техники. Сюда входит создание надежных и безопасных баз хранения боеприпасов, оптимизация военного строительства, предполагается ввести новые модели танков, самолетов, зенитных пушек. Однако в настоящее время по сравнению с иностранными аналогами, вооружение российской армии требует дополнительных научно-технических разработок.

В конечном счете, численность ВС РФ за последние годы достигла тех количественных размеров, с которыми страна способна создать конкуренцию западным и восточным государствам. Суммарный объем денежных средств, отпущенных на повышение безопасности России, увеличился в течение последних пяти лет на 50%, однако этого все равно недостаточно для требуемых на сегодняшний день военных закупок. Армия России нуждается в рациональном распределении финансового фонда между своими настоящими потребностями. Это составляет один из основных недостатков современной военной подготовки страны, хотя соответствующий вопрос уже поставлен в высших инстанциях.

В целом же, военное лидерство Российской Федерации неоспоримо. Нашему государству удалось достигнуть того уровня модификаций, при котором оно имеет явные преимущества, главным образом, благодаря распоряжению мощнейшим в мире ядерным оружием. По оценке специалистов, Россия достойно обеспечивает безопасность своих граждан.