Свойства и роли человека которые он приобретает. Индивидные свойства и их роль в развитии личности. Социальный статус личности

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Уровни смысловой сферы личности

Функции смысловых образований как основных конституирующих единиц личности

· Это создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Будущее – главное опосредующее звено движения личности. Смысловые образования – основа этого возможного будущего, которое опосредует настоящее.

· Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки

· Нулевой: прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Если очередь большая, а билетов мало, нет смысла стоять ---- смысл привязан к ситуации.

· Первый: эгоцентрический уровень. Личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные\неудобные.

· Второй: группоцентрический. Определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше. Люди: свои\чужие.

· Третий: просоциальный. Характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим (неважно, кому именно). Принцип самоценности становится всеобщим.

Индивидные свойства человека:

· Возрастно-половые свойства: - Возрастные стадии; - Половой диморфизм

· Индивидуально-типические свойства: - Конституция индивида (телосложение и биохимические свойства);

· Функциональная ассиметрия БП ГМ (левое – речь, правое – эмоции); - Нейродинамические свойства (сила, слабость, уравновешенность)

Наивысшей формой интеграции индивидный свойств – темперамент и характер.

Теплов говорил, что плохих и хороших типов не бывает, каждый тип будет себя реализовывать в определенной деятельности.

На основе первичных индивидных свойств строятся психофизические функции и органические потребности. Индивидные свойства являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.

3. Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Лурия о “внутренней картине болезни” как участнике в управлении поведением личности.

Ф-ции индивидных свойств:

1. Характеризуют энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного характера.

3. Знак – смена тех функции в регуляции динамики поведения развития личности; автономно регулируют индивида.

4. Лежит в основе индивидуальных стилей.

«Биология Расы» - Можно ли доказать единство происхождения человеческих рас? Леса умеренного климата. Учебный проект по биологии Участники проекта: учащиеся 11 класса. Руководитель: учитель биологии Ерокина Е.Н. Влияние факторов на формирование морфологических признаков. Имеют ли право на существование термины «высшая раса» и «низшая раса»?

«Развитие человека биология» - Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. Питекантропы пользовались огнем и жили первобытным стадом. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было. Питекантроп. Древнейшим людям был свойствен каннибализм. Пища кроманьонца была более приближенной к пище современного человека.

«Развитие человека» - Началось развитие культуры и общения. Современные люди. Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Древнейшие люди. Речь. Началось строительство крупных промышленных предприятий; учебных учреждений. Представителем первой стадии превращения обезьяны в человека. Гипотеза. Представителем второй стадии являются неандерталец.

«Эволюция человека биология» - Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи? г) Сравните орудия труда антропоидов и гоминид. Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза? д) Сравните человекообразную обезьяну, австралопитека и древнейшего человека. Стадии эволюции человека».

«Положение человека в животном мире» - Эволюционные теории происхождения человека. Положение человека в системе животных. Дарвин Чарльз Роберт. Аристотель. Ламарк Жан Батист. Признаки предков, характерные для зародыша человека. Ограничение плодовитости. Теории панспермии. Определение признаков человека. Систематическое положение человека в органическом мире.

«Человек и эволюция» - Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк, Э.Ж.Сент-Илер. Гориллы. Гипотеза «Водяной обезьяны». Полуобезьяны Плиопитеки Гиббоны. М.В.Ломоносов, А.Каверзнев, К.Рулье. Николай Тульп – 16 век. Пятипалая конечность с подвижными пальцами. Анаксимандр из Милета (610-547г.г. до н.э.) Аристотель, Демокрит, Эмпедокл. Рамапитек. Ч.Дарвин – 1871год – «Происхождение человека».

Всего в теме 19 презентаций

“Индивидные свойства” - термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они выступают как “безличная предпосылка” развития личности.

Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

I. Возрастно-половые свойства => 1. Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида. 2. Онтогенез полового диморфизма

II. Индивидуально-типические свойства => 1. Конституция индивида. 2.Нейродинамические свойства мозга. 3. Функциональная асимметрия индивида.

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности:

  1. 25. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.
  2. Вопрос 16. Человек как индивид. Классификация индивидных свойств человека (по Б.Г.Ананьеву). Связь психического и биологического в человеке. Изменение возрастных индивидных свойств человека и их влияние на психическое развитие. Половой диморфизм и психические свойства индивида. Влияние конституции индивида на его психические свойства.
  3. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность - предпосылки и основание жизни личности в обществе

9.Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

“Индивидные свойства” – термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

"Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности – если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) – они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол – предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

10. Человек как индивид в системе биогенеза. Темперамент как индивидная характеристика

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в ис­следовании развития человека:

На уровне индивида: био­генез - эволюционное, природное развитие;

На уровне личности: социогенез - развитие как социального существа;

Точки зрения на роль биологических закономерностей в истории человечества

1) естествен­ный отбор продолжает оставаться основной движущей си­лой эволюции. - по существу, социал-дарвинизм, «биологизаторство».

2) влияние биологической эволюции с началом развития челове­ческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция логически долж­на привести к отрицанию законов развития природы в естественно-историческом процессе человечества. - обратная т.з., «социологизаторство».

3) историко-эволюционный деятельностный подход к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биоло­гического и социального в развитии личности. В со­ответствии с этим подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологи­ческой эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функ­циональные органы»

ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

К свойствам темперамента относятся:

1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

2) степень устойчивости чувств;

3) степень волевого усилия.

Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве.

Выделяются три сферы проявления темперамента : активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:

1) сохраняются четыре гиппократовых типа;

2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;

3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей.

Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, – особенно "энергоемкие" характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

1) гуморальная – связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;

2) конституциональная – исходит из различий и конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);

3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:

1) с условиями воспитания;

2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;

3) с особенностями питания;

4) с гигиеническими и общими условиями жизни.

11. Человек как личность в системе социогенеза. Социально-исторический образ жизни.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

На уровне индивида: биогенез - эволюционное, природное развитие человек;

На уровне личности: социогенез - развитие человека как социального существа;

На уровне индивидуальности: персоногенез - уникальность жизненного пути.

Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих и исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория "социально-исторический образ жизни". Категория "социально-исторический образ жизни", как и связанные с этой категорией представления о "социальной ситуации развития", во-первых, дает возможность снять оппозицию "личность-общество" и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат – координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

1. "Социально-исторический образ жизни" выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему "заданы" и принадлежность к данной группе, и экономические условия.

Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А. Н. Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т. п.

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как "исторических стилей", к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании социогенеза — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры.

12. Социализация индивида. Теории социализации: интериоризация социальных форм поведения

На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.

С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.

Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.

Социализация – это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает, что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:

1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;

2) затем происходит индивидуализация человека, т. е. выработка качеств, отличающих данную индивидуальность от других, причем степень индивидуализации может быть весьма различной, что во многом зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или дает свободу развитию индивидуальности;

3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности.

В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Интериоризация (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе – рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называютсяагентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

К специалистам из соответствующих областей общественных наук.

__________
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:
индивида

  1. индивидуальность

  2. организм

  3. личность.
Выберите один ответ.

«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», - говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.

__________

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

  1. Антропология

  2. Культурология

  3. Социология

  4. Философия
Выберите один ответ.

«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты - это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», - комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

И человек, и животное способны:

  1. использовать природные предметы

  2. изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

  3. передавать трудовые навыки последующим поколениям

  4. осознавать собственные потребности.
Выберите один ответ.

«Тут, конечно, все странно... Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, - это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут «использовать природные предметы». Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается - старшие обучают детей, а значит, животные способны «передавать трудовые навыки последующим поколениям».
«Осознавать собственные потребности»... не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», - рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

__________

Конкуренция производителей в рыночной экономике:

  1. приводит к снижению производительности труда

  2. уравновешивает спрос и предложение

  3. усиливает вмешательство государства в экономику

  4. стимулирует увеличение затрат на производство.
Выберите один ответ.

Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.
«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про "уравновешивание спроса и предложения". Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», - говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.

__________

Какой признак характеризует человека как личность?

  1. Особенности внешности

  2. Общественная активность

  3. Свойства темперамента

  4. Физическое развитие
Выберите один ответ.

«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.

Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ - аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», - уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.

__________
Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?

  1. Объяснительную

  2. Прогностическую

  3. Социальную

  4. Производственную
Выберите один ответ.

«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ - медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки - это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», -считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

  1. сохранении самобытности

  2. возрождении традиций

  3. национальной изоляции

  4. взаимном обогащении
Выберите один ответ.

«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если «взаимное обогащение» понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но «взаимное обогащение» - это странная формулировка. Слово «взаимное» здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» - спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.

__________

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

  1. Философия

  2. Социология

  3. Политология

  4. Экономика
Выберите один ответ.

«Правильный ответ - и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», - говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

  1. Экономической

  2. Социальной

  3. Политической

  4. Духовной
Выберите один ответ.

«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие «взаимосоотносится» с этнической группой (что звучит довольно странно), то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.

Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.
Самый простой пример - восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера), желание украинской «старшины» получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика), бедственное положение украинских крестьян (экономика).
По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», - подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.

__________
Производителю в условиях рынка выгодно:

  1. постоянное повышение цен на продукцию

  2. производство товаров для собственного потребления

  3. снижение затрат на единицу производимой продукции

  4. государственное распределение основных производственных ресурсов.
Выберите один ответ.

«Наверное, авторы имели в виду «снижение затрат». Но этот вопрос - чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», - комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН.