Что такое доброжелательность определение для детей. Доброжелательность - это полезное для общения качество. Значение и примеры. Крылатые выражения о доброжелательности

Малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей.
На практике число членов П. г. колеблется от 3 до 30 человек. Возможно создание малых П. г. (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Классическая П. г. находится на границе малой и средней и насчитывает обычно от 8 до 12 участников.
Классификация П. г. чаще всего основывается на критерии состава. При этом учитывается не только (и не столько) численный состав, сколько принцип однородности-неоднородности (гомогенности - гетерогенности). Проблема однородности- неоднородности охватывает такие параметры, как нозология, пол, возраст, образование, социокультурный уровень, синдромология, личностные особенности, основные типы конфликтов и пр. В настоящее время отмечается большое число сторонников однородности группы по нозологии. Вместе с тем имеются многочисленные данные, свидетельствующие об эффективности неоднородных в нозологическом отношении П. г.
Проблема однородности-неоднородности других переменных широко дискутируется в литературе. Сторонники неоднородности состава П. г. полагают, что в такой группе возможна более глубокая психотерапия, так как одна из важнейших ее задач заключается в конфронтации пациента, имеющего узкий диапазон поведенческих и эмоциональных стереотипов, с альтернативным поведением и реакциями. Разнородность группы способствует столкновению многих способов реагирования, дает пациенту возможность научиться различать оттенки в отношениях между людьми, учит терпимо, лояльно относиться к противоположным реакциям, чувствовать себя безопасно в непривычной среде, среди иных людей. Отмечают и такие преимущества разнородных групп, как более эффективное научение, всесторонняя «проверка действительностью», быстрое формирование группового «переноса», облегчение процесса создания группы.
Приверженцы однородных групп отмечают такие их особенности, как более быстрая взаимная идентификация, ускорение инсайта; уменьшение длительности лечения; быстрее возникает взаимная эмпатия, катарсис, уменьшаются сопротивление и проявления деструктивного поведения, реже формируются подгруппы. Подчеркивается, что оптимальный состав П. г. должен быть таким, чтобы ее члены, несмотря на различия, могли вести между собой дискуссию. В целом можно сказать, что более глубинная психотерапия предполагает большее разнообразие в составе групп. Так, при лечении больных неврозами особенно эффективными оказываются группы, разнородные по полу, возрасту, симптоматике, личностным проблемам, конфликтам и ряду других характеристик. При лечении крайних возрастных контингентов группы, как правило, являются однородными (дети, подростки, пожилые люди).
П. г. подразделяются на открытые и закрытые группы, т. е. периодически обновляющиеся или имеющие постоянный состав участников.
В групповой психотерапии П. г. - это малая группа, в которой в лечебных, психотерапевтических целях используется групповая динамика.

  • - обобщение понятия группы на случай n-арной операции, п- группой наз. универсальная алгебра с одной n-арной ассоциативной операцией, однозначно обратимой на каждом месте. Теория п- Г...

    Математическая энциклопедия

  • - группа, каждый неединичный элемент к-рой есть р- элемент, т....

    Математическая энциклопедия

  • - Одна из установок психоаналитика в процессе лечения - обязанность сохранять нейтральное отношение к религиозным, нравственным и социальным ценностям, не руководствоваться в лечении какими бы то ни было...
  • - Основной метод получения информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального общения между психотерапевтом и пациентом...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Кратохвил - известный чешский психотерапевт, руководитель созданного им психотерапевтического отделения неврозов в Кромержиже...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Метод лечения больных алкоголизмом, который включает убеждение, гипнотерапию и самоутверждение. Термин П. т. Б. предложен Г.В. Зеневичем и С.С. Либихом...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Цель - такой мотивационный фактор, при котором осознается результат поведения...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Это действие, которым пациент в ходе психотерапии сообщает о себе то, о чем, как правило, умалчивает, выявляет обычно скрываемые отношения...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - . Группа, проводящая занятия без руководителя-профессионала. Можно выделить 3 типа С. п. г.: 1...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Метод психотерапевтического лечения алкоголизма, включающий в себя: 1) коллективные психотерапевтические беседы, во время которых осуществляется воздействие на больных, перевоспитание их при помощи убеждения,...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - англ. group, ad hoc/centrived/"artificial; нем. Ad-hoc-Gruppe. Спонтанная или организованная группа, возникающая на короткое время для удовлетворения определенных интересов или решения конкретных задач...

    Энциклопедия социологии

  • - Неотложная анонимная психотерапевтическая помощь, оказываемая по телефону. Направлена на купирование различных кризисных состояний. Носит профилактический характер. Осуществляется службой телефона доверия...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - бит-гру/ппа,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

"ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА" в книгах

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа

автора Румянцева Ирина Михайловна

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа Основные теоретические положения метода Г. А. Китайгородской связаны с концепциями советской психологической школы – теорией

Психотерапевтическая группа как модель «семьи» и речевой среды

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

Психотерапевтическая группа как модель «семьи» и речевой среды Воспроизводя в обучении естественный ход речевого развития, необходимо прежде всего помнить о том, что с первых минут своего рождения маленький человек уже окружен речью, которую должен постепенно постичь.

54. Группа лиц, группа лиц по предварительному сговору или организованная группа. Преступление, повлекшее по неосторожности смерть и иные тяжкие последствия

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

54. Группа лиц, группа лиц по предварительному сговору или организованная группа. Преступление, повлекшее по неосторожности смерть и иные тяжкие последствия Группа лиц – группа, в которой совместные действия двух или более соисполнителей без предварительного на то

Глава 2. Группа особого назначения Черноморского флота (Группа 017)

Из книги Крым: битва спецназов автора Колонтаев Константин Владимирович

Глава 2. Группа особого назначения Черноморского флота (Группа 017) Высоко оценив действия во время Григорьевского морского десанта под Одессой созданной по его замыслу группы флотского парашютного спецназа, член Военного Совета Военно-воздушных сил Черноморского флота

XIII. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

XIII. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ

Глава 1. Мистерия как психотерапевтическая практика.

Из книги Исцеляющее безумие: между мистерией и психотерапией автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Глава 1. Мистерия как психотерапевтическая практика. – Чудно мне это, Петр… Зажги-ка канделябры. Я люблю, когда горят канделябры, хоть и не знаю толком, что это такое… Я вызываю слово "мистерия" для обозначения способа взаимодействия с – и здесь я вынужден, перебрав

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностико-психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП)

Из книги Психология и психотерапия семьи автора Эйдемиллер Эдмонд

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностико-психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП) 1. Психолог: «Сейчас мы будем изучать, хорошо ли вы знаете людей, умеете ли предвидеть их поступки, угадывать мысли, чувства, желания. Как вы сами считаете, хорошо ли вы знаете

Профессиональная Психотерапевтическая Лига России представляет

Из книги Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг автора Покатаева Оксана Григорьевна

Профессиональная Психотерапевтическая Лига России представляет услуги для руководителей,которые знают толк в образовании.Уважаемые руководители!Вы можете выбрать любое образование для своих сотрудников. Среди них:1. Семинары.2. Тренинги.3. Коучинг.4. Балинтовские

Психотерапевтическая психология

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Психотерапевтическая психология Это достаточно странно – психология и психотерапия, играя на одном поле, остаются совершенно чуждыми друг другу: результаты психологических исследований неприложимы к практике психотерапевтической работы, поставленные же

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ Выше мы представили широкий набор четких и ясных примеров, работая с которыми, психотерапевты могут упражнять собственную интуицию в идентификации явления, называемого нами «психотерапевтическая правильность». В совокупности это

9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь Просьба отнестись к нижеперечисленному не как к пособию по манипуляции, а как к рекомендациям, открывающим возможность взаимодействия с людьми такого типа.1. С эпилептоидным человеком лучше вступать в контакт, когда

Глава 22. Психотерапевтическая помощь суицидентам

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Глава 22. Психотерапевтическая помощь суицидентам Проблема самоубийств не утрачивает свою актуальность на всем протяжении существования человечества. Однако до настоящего времени не существует признаков, по которым можно было бы достоверно выявить человека,

КОРОТКАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

Из книги LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости автора Данилин Александр Геннадиевич

КОРОТКАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГЛАВА Каждая из предыдущих книг серии, которую вы читаете, заканчивалась разделом, посвященным психологическим техникам преодоления наркотической зависимости.Автор решил заменить в этой книге психологические техники всего-навсего одним

Глава 3: Психологическая и психотерапевтическая активация сексуального влечения

Из книги Стимулирование сексуального влечения автора Кащенко Евгений Августович

Глава 3: Психологическая и психотерапевтическая активация сексуального влечения Подавляющее большинство специалистов в области психологии сексуальности утверждают, что вопросы стимулирования сексуального влечения следует рассматривать исключительно в рамках тех

Глава 3: Психотерапевтическая помощь

Из книги Женская аноргазмия. Как преодолеть половую холодность автора Кащенко Евгений Августович

Глава 3: Психотерапевтическая помощь «Буду предельно кратка: у меня аноргазмия, мне 32 года, и за этот период, согласитесь, установить это можно и самой. Сам процесс полового акта доставляет мне (не хотелось бы пользоваться здесь превосходными степенями) удовольствие.

  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    доброжела"тельность, доброжела"тельности, доброжела"тельности, доброжела"тельностей, доброжела"тельности, доброжела"тельностям, доброжела"тельность, доброжела"тельности, доброжела"тельностью, доброжела"тельностями, доброжела"тельности, …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: благожелательное отношение, благожелательность, дружелюбие Ant: …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: благожелательное отношение, благожелательность, дружелюбие Ant: …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    доброжел`ательность, …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    доброжелательность, …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Орфографическом словаре:
    доброжел`ательность, …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • ПАЛЬЦЫ
    Когда Вам снится большой палец на Вашей руке, возможна опасность, что Вы станете жертвой ловкачей и сомнительной удачи.Если во сне …
  • НЕУДАЧА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Сон, в котором Вы терпите неудачу, имеет совершенно противоположное значение для реальной жизни.Влюбленный, видящий во сне, что он отвергнут, напротив, …
  • КРЕСТ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне крест - это предупреждение о приближении несчастья, в которое Вас вовлекут окружающие. Поцеловать во сне крест - …
  • МИГРЕНИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (U.H. Peters, 1976). Выделен на основании устанавливаемой в ряде случаев связи между приступами мигрени и приступами эндогенной депрессии. Мигрень обычно …
  • ИРРАДИАЦИЯ АФФЕКТА в Медицинских терминах:
    (лат. irradio озарять, освещать; up- + radio испускать, распространять лучи; син. перемещение аффекта) последовательное, внешне беспричинное перемещение отрицательного (ненависть, презрение, …
  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ в Литературной энциклопедии:
    одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием …
  • МИЛОСЕРДИЕ
    , сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в …
  • ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , провозглашается Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе человеческой жизни: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, …
  • БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1778-1852) российский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1-го российского кругосветного плавания 1803-06. В 1819-21 руководитель 1-й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на …
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -лен, -льна. Желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный. Доброжелательные люди. Доброжелательное отношение. II сущ доброжелательность, -и, …
  • ШВЕЙЦАРИЯ: НАСЕЛЕНИЕ - А. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ в Словаре Кольера:
    К статье ШВЕЙЦАРИЯ: НАСЕЛЕНИЕ Швейцарцы составляют сплоченную национальную общность, хотя население состоит из этнических групп, говорящих на разных языках (немецком, …
  • БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: доброжелательность Ant: озлобленность, …
  • БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …

Мы желаем счастья вам, счастья в этом миpе большом!
Как солнце по yтpам, пyсть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким —
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с дpyгим

Доброжелательность как качество личности – склонность желать людям добра, поступать по-доброму, проявлять дружеское расположение ко всем людям на бескорыстной основе.

Композитор Брамс был чрезвычайно популярен и потому великое множество дилетантов постоянно осаждали его просьбами прослушать их сочинения… Будучи человеком вежливым и доброжелательным, композитор, однако, всеми доступными средствами старался избавиться от этих, как правило, пустых посещений. Однажды, выходя из своей квартиры на третьем этаже, Брамс столкнулся на лестнице с неким молодым человеком с большой связкой нот в руках… Не было сомнений, что это очередной начинающий композитор. К счастью, искатель славы не знал Брамса в лицо. — Сударь, не могли бы вы мне подсказать, где тут живет знаменитый композитор Брамс? — обратился молодой человек к Брамсу. — С превеликим удовольствием, — любезно отозвался Брамс, — вы на верном пути, композитор Брамс живет на третьем этаже… — и, раскланявшись, отправился по своим делам.

Доброжелательность возникает в чистоте сознания или чистосердечии, то есть когда человек живет в гармонии с самим собой и с внешним миром. Жизнь человека становится беззаконной, если она является помехой для всех окружающих. Человек живет законно, если он не является причиной постоянного беспокойства и страданий всех окружающих. Внешнее приятное ощущение чистоты испытываешь после банных или ванных процедур, но ощущения внутренней чистоты не даст никакая сауна. Стоит человеку перестать злословить, обвинять и осуждать людей, и он испытает чувство, подобное тому, которое испытывает курильщик, избавившийся от своего пристрастия, или наркоман, преодолевший ломку. Это особое, приятное чувство, ощущение чистоты. Чистота сознания – это и есть ощущение чистоты. Становится легче жить, человек испытывает счастье.

Чистота сознания означает, что человек не является рабом своего ложного эго, которое пропитывает его ум, чувства и разум. Именно эго заставляет его говорить: «Моя рука, моя жена, моя квартира, моя машина, мои дети. Мне это нужно, мне это интересно, хочу для меня». Все с чем человек соприкасается, он иллюзорно считает своим. Сел в автобусное кресло, вспомнил о билете, пока ходил к водителю за билетом кресло уже заняли. Возникает недовольство, ведь это мое место. С недоброжелательным видом он заявляет о своих правах ничего не подозревающему пассажиру.

Сознание не может быть чистым, если оно пропитано эгоизмом, когда его полным хозяином является ложное эго. Когда человек живет только исключительно для себя, он имеет оскверненное эгоизмом сознание. Ожидать доброжелательности от такого человека, все равно, что ждать благотворительности от скупца Плюшкина. Например, человек в невежестве с недоверчивостью и подозрительностью смотрит на все вокруг. В преступном мире даже действует правило: «Не верь, не бойся, не проси». Пахан не доверяет никому, отовсюду он ожидает опасности. Доверчивые и доброжелательные люди паханами не становятся, недоброжелательный взгляд – вот их визитная карточка.

Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Евгению Леонову пришлось играть сразу две роли — отъявленного рецидивиста с запоминающимся недоброжелательным взглядом и милейшего доброжелательного заведующего детским садом. Один в невежестве, другой в благости, один – олицетворение недоброжелательности, другой – яркий образец чистого сознания, порождающего доброжелательность. Когда человек хочет жить для других (детей, других членов семьи, каких-то высоких идей и целей), он очищает свое сознание и становится способен быть доброжелательным. Когда же ему наплевать на других, на законы, на мораль, честь и достоинство окружающих, как человеку в невежестве, или когда он живет только ради себя, как человек в страсти, такой человек может лишь демонстрировать доброжелательность, мысленно произнося слово «мармелад».

Эго вынуждает человека привязываться к вещам так, что когда он их теряет, то испытывает реальную боль в уме, чувствах и теле. Покарябали или стукнули машину, а у него такое ощущение, что стукнули его. Угнали машину, а у человека инфаркт, испачкала платье – испорченное настроение на весь день. Глупо рассчитывать на доброжелательность эгоиста, если даже сделаешь намек посягательства на его «Мое». У И. А. Крылова есть басня «Лев на ловле», в которой описывается неразумное решение собаки, волка и лисы совместно охотиться со львом и делить добычу поровну. Они не учли того факта, что эгоист, на стороне которого сила и власть, не может быть доброжелательно настроен к внешнему миру. Лиса поймала оленя и, верная договоренностям, пригласила «друзей» на дележ. Вот здесь и проявилась во всей красе «доброжелательность» эгоистичного льва: «Теперь давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя по договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, тот с места жив не встанет».

Доброжелательность предполагает неоскверненный ум и очищенные чувства. Чувства, как щупальца ума, связывают его с внешним миром, если эта связь чиста, человек становится доброжелательным к людям. Например, когда человек в отличной физической форме, он испытывает мускульную радость, наслаждается своим физическим состоянием, ему приятно смотреть на себя в зеркало. Когда у человека умиротворение на душе, когда ум, чувства и разум живут в полном согласии, ему хочется летать. В таком воодушевленном и вдохновенном состоянии противоестественно быть недоброжелательным к людям. Наоборот, хочется целовать прохожих, помыть посуду за весь подъезд, лететь, как на крыльях, и думать о разумном, добром и вечном.

Стать обладателем чистого сознания, что равнозначно превратиться в доброжелательность, означает стереть в подсознании всякие дурные помыслы. Доброжелательный человек не способен, подобно старухе Шапокляк, напевающей песенку: «Что бы такого сделать плохого», на дурные мысли о людях.

Чистый ум и чувства первое необходимое условие для проявления доброжелательности как качества личности. Второе условие – преодолеть в себе эгоизм, став на позицию служения людям. Третье, достичь устойчивого состояния сочувствия и сострадания ко всем людям. Сострадание дарует счастье, которое ничем не обусловлено — ни богатством, ни успехом. Оно означает не жалость и не совместное страдание, от этого страдальцу станет еще хуже, а понимание и поддержку. Четвертое, быть целеустремленным, добросовестно выполнять свои обязанности — мужчины, отца, мужа, гражданина. И пятое, человек должен научиться любить всех окружающих . Пять условий очищения сознания, что очень важно, взаимозаменяемые. Человек, сполна реализующий или специализирующийся хотя бы на одном из этих условий, всегда приходит к одной цели.

Качество личности будет проявленным, если оно распространяется на всех. Если человек доброжелателен к тем, кто ему нужен и враждебен к остальным, значит, это не доброжелательность, а лицемерие. Хотите стать богатыми, не завидуйте, будьте доброжелательны к богатым, хотите сохранить богатство – не презирайте, будьте доброжелательны к бедным. Иными словами, доброжелательность должна проявляться всегда и ко всем.

Доброжелательность – это не внешнее следование этикету, вроде пожеланий доброго утра, дня или вечера, не стиль поведения или обязанность, это – обусловленная чистотой сознания нацеленность человека на добро или изготовленность к добру. Добрый творит добро, доброжелательный, как пионер, всегда готов поступать по-доброму. Если вам показалось отношение другого человека к вам неискренним или наигранным, значит, перед вами попытка примазаться к доброжелательности, фабрикация фальшивки этого несомненного достоинства человека. И доброта, и доброжелательность идут от сердца и чистого сознания человека.

Люди с такими профессиями, как врач-психотерапевт, торговый или банковский работник, воспитатель в детском саду, учитель, если хотят добиться успеха, обязаны быть доброжелательными к людям. Но далеко не все на это способны, мешает черствость и сухость сердца и оскверненное эгоизмом сознание. Поддельные улыбки их эго скорее пугают и отталкивают, чем притягивают и воодушевляют на общение.

На доброжелательность некорректно вешать ярлык «фальшивка» или «подделка». Перед вами извращается в потугах сделать похожую на нее копию один или группа из галереи многочисленных человеческих пороков. Недобросовестный продавец хочет «впарить» вам залежалый товар, излучая, как вы считаете, доброжелательность. На самом деле перед вами вытанцовывает корыстолюбие, жадность, хитрость и непорядочность. Ни одна собака не учует здесь доброжелательность. Банковский работник с улыбкой 12 на 24 рассказывает вам о преимуществах и конкурентоспособности своего банка, зная при этом, что срок его дефолта – вопрос нескольких дней. Не нужно потом говорить, что виной невозврата вам денег стала искусно разыгранная доброжелательность. Ее там никогда и не было. Были там ложь, подлость и лицемерие, с его стороны, и неразумность, опрометчивость и доверчивость, с вашей. Когда человек проявляет эмоции, а в сердце пусто – это лицемерие.

Великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский по праву считал доброжелательность одним из основных качеств настоящего Человека: « Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», — это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим… Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своейдуши другим людям… Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, — значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие… Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье».

Петр Ковалев

«Умей думать хорошо! Умей быть добрым в чувствах и мыслях!» - так наставлял своих воспитанников великий советский и украинский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский. Он по праву считал доброжелательность одним из основных качеств Настоящего Человека.

Василий Александрович в своём труде «Как воспитать человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим» .

«Для чего же тут большая сила духа?» – может возникнуть вопрос. Известно, что доброжелательный человек – это тот, кто всегда готов помочь ближним, проявляет внимание к окружающим людям, не спешит критиковать их поступки. И, кажется, что в этом нет ничего сложного, ведь желать добра другим естественно и не должно требовать каких-то особых усилий. Так и есть, но в то же время, так ли легко быть положительно расположенным к людям, к которым мы привыкли относиться негативно? Ведь в ситуациях, когда наше эго цепляют за живое, бывает довольно не просто остаться на позиции доброжелательности. Почему же мы не всегда помним о доброте в подобные моменты? Потому что в это время свои правила нам пытается навязать эго, а мы безвольно ему повинуемся, хотя в действительности имеем достаточно сил и возможностей для того, чтобы избавиться от такого влияния. И самый верный путь это сделать – развивать в себе благородное и необходимое качество - доброжелательность.

Быть открытыми и внимательными к окружающим, готовыми помочь и поддержать, искренне радоваться чужим победам, значит быть доброжелательными. И в тоже время настоящая доброжелательность заключается именно в том, чтобы искренне желать добра людям, независимо от опыта общения с ними. О положительном восприятии окружающих Василий Александрович писал: «Умение чувствовать и видеть по-доброму окружающих тебя людей - результат огромной внутренней работы духа» . И правда, чтобы суметь изменить своё отношение к человеку надо сначала разобраться в себе, проанализировать и переоценить собственные мысли и переживания относительно него. Поступив так, мы делаем осознанный выбор в сторону своего благого намерения. Таким образом, внутренняя доброта поистине закаляет наше умение владеть своими эмоциями и сознательно управлять мыслями, а это, в свою очередь способствует утверждению доброты во внешнем мире.

Согласитесь, зачастую ссоры или конфликты гораздо проще избежать доброжелательным отношением к человеку, который пытается этот конфликт развязать. Таким образом, воздерживая себя от вспышки гнева, не давая мыслям осуждения пустить свои корни, переключая внимание на положительные эмоции, мы даём зерну доброты прорости в себе и в окружающих. Подобные ситуации являются ярким примером того, что искренне добра желая, мы добро творим. А творить добро – это самая насущная потребность Настоящего Человека, формирование которой, как утверждал Василий Александрович, должно начаться как можно раньше.

Становится очевидно, насколько важно закладывать основы доброжелательности с детства. Сухомлинский призывал родителей к предельной внимательности и чуткости, чтобы не дать зерну невежества и грубости прорасти в детском сердце. Даже если субъективно родителю и будет казаться, что ребёнок прав в своей негативной позиции к какому-то человеку или событию – нельзя позволить, чтобы эта отрицательная эмоция стала в ребёнке доминирующей даже на минуту. Ведь любая ситуация произошедшая в детстве и, кажущаяся пустяковой, может стать фундаментом для формирования определённого качества будущего взрослого человека.

Выходом из подобной ситуации может быть вопрос в следующем ключе: «А с чего ты взял, что этот человек плохой? Если ты из-за него расстроился, это ещё не значит, что он плохой. Он должно быть хороший, просто пока ты ещё этого не заметил. Желай людям только добра и они обязательно ответят тебе тем же!». Такие слова только на первый взгляд кажутся наивными. В. А. Сухомлинский, считал, что истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься . Очевидно, что не только желать добра людям, но и видеть в них добро – способность Настоящего Человека.

Таким образом, призывая своего ребёнка найти хорошее и доброе в человеке, которого он посчитал «плохим», родитель формирует в нём незаменимое качество «Доброжелательность», которое неоднократно в жизни поможет ему и, окружающим его людям. Кстати говоря, касательно общения родителей и детей, прекрасным примером является социальный ролик «Семья ДоброТы» . В нём наглядно продемонстрированы мудрые родительские ответы на вопросы ребёнка об абстрактных понятиях, таких как, мысли и желания. Из этого видео понятно, что искренний и добрый ответ, основанный на глубоком убеждении, способен затронуть душу ребёнка.

Возвращаясь к труду В. А. Сухомлинского, хотелось бы обратить внимание на следующие слова: «Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям» . Педагог справедливо считал, что быть счастливым от того, что отдаёшь другим частичку своей души – одна из главных наук, которым нам всем стоит научиться и научить своих детей. Хотя может именно в процессе их обучения, и мы сами станем чуточку ближе к пониманию сути этой глубокой фразы.

Как же Василий Александрович в своих подопечных культивировал это удивительное чувство? Прежде всего, Сухомлинский обращал сердца детей к людям, нуждавшимся в помощи. Убедившись, что внимание ребят всецело приковано к человеку, и они прониклись его нуждой, Василий Александрович направлял их к действию, показывая своим примером, как предложить и оказать помощь, как поддержать человека. Другими словами, великий педагог учил детей, как делать добро людям. И на этом воспитательный процесс не заканчивался. После того, как воспитанники Сухомлинского завершали свои добрые дела, Василий Александрович просил их обратить внимание на своё собственное внутреннее состояние. Чуткий педагог спрашивал о том, что ребята чувствуют внутри, в своих душах, после труда, проделанного на благо других, после оказания помощи ближнему. Ребята ему отвечали, делились радостью, светом, трепетом своих душ. В подобные моменты, по мнению Сухомлинского в детях формировалась одна из важнейших способностей Настоящего Человека – умение чувствовать радость от дел, совершённых на благо людей.

Поражает мудрость слов Сухомлинского, которые адресованы не только детям, но и воспитателям: «Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, - значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие» .

В итоге, благодаря трудам гения духа, Человека с большой буквы В. А. Сухомлинского, мы находим исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое «доброжелательность». Прежде всего – это образ мыслей человека, умение думать хорошо, умение быть добрым в мыслях и чувствах. Быть доброжелательным значит в своих мыслях радоваться успехам других, не осуждать их поступки, верить в человеческую доброту и главное – стремиться делать больше хорошего, полезного для людей!

В. А. Сухомлинский отмечал: «Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье» .

Анна Дубровская,
участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»