Африка в новое время. Южная африка. Индонезия к началу голландских захватов

Южная Африка к югу от бассейна реки Замбези являет собой пеструю картину. Западная ее часть, состоящая из пустыни Калахари и болотистых приатлантических низменностей, мало пригодна для обитания. Там жили очень отсталые собиратели- бушмены и знакомые со скотоводством готтентоты, аборигены этих мест. Восточная часть, примыкающая к восточно- африканскому побережью, представляет собой равнину, где издревле господствовала муха цеце, что препятствовало здесь спокойной жизни и делало эту часть страны лишь дорогой, соединяющей глубинные районы с побережьем (путь, который следовало бы одолеть побыстрее). Наилучшими для обитания землями, причем плодородными и буквально насыщенными ценными ресурсами, прежде всего запасами руды, следует считать плато в восточной части региона, а также южные примыкающие к океану равнины. Здесь издревле селились земледельцы, даже разрабатывались рудники и возводились загадочные монументальные каменные сооружения типа террас.

Африка все еще полна загадок. Строители каменных террас, датируемых XIII-XV вв., неизвестны. На этот счет существуют лишь предположения, вплоть до фантастических. Что касается рудников, то они в принципе достаточно примитивны и, видимо, эксплуатировались разными племенными группами на протяжении многих веков. С X в. добывавшееся там золото через арабов и суахилийцев восточно-африканского побережья включалось в мировой кругооборот, достигая, в частности, Индии.

К началу XV в. в Южной Африке сложилось достаточно обширное государственное образование Мономотапа во главе с обожествленным правителем, назначавшим губернаторами провинций своих родственников и получавшим дань от вассальных вождей. Как и едва ли не везде в Африке, Мономотапа существовала преимущественно за счет торговли, точнее, таможенных сборов и продажи добытых в рудниках металлов, включая золото. Из внутренних районов через нее на побережье шли также слоновая кость, шкуры редких зверей, рабы. С XVI-XVII вв. эту торговлю контролировали португальцы, в зависимость от которых вскоре и попала Мономотапа, постепенно слабевшая и раздиравшаяся внутренними распрями.

В середине XVII в. на крайнем юге континента у мыса Доброй Надежды была создана стоянка-фактория Голландской Ост- Индской компании. Занятая торговыми операциями в Индии и Индонезии, компания мало интересовалась в то время Африкой и рассматривала эту стоянку (Капстад, Капштадт, Кейптаун) лишь как пересадочный пункт для небольшого отдыха на долгом пути. Вскоре, однако, здесь - а это в климатическом смысле едва ли не самый благоприятный район Африки - стали оседать служащие компании, а затем и переселенцы из Голландии. Многие из них начали осваивать земли побережья и основывать скотоводческие фермы. Переселенцы- буры быстро распространялись по южноафриканскому побережью и постепенно уходили в глубь континента, оттесняя и истребляя немногочисленное местное население, особенно готтентотов. К концу XVII I в. белое население Капской колонии достигло 20 тыс. и численно превосходило вымиравших готтентотов и бушменов.

С начала XIX в. Капская колония попала в руки Великобритании. Английские колонисты продолжили успехи буров. И хотя между англичанами и бурами началось соперничество, доходившее до военных столкновений и настоящих войн, в целом англо-бурская колонизация вела к единой цели, к сельскохозяйственному, а затем и промышленному освоению юга Африки, в первую очередь в сфере добычи ресурсов, ценных металлов, а затем и алмазных россыпей и рудников. Этому способствовало вытеснение местного населения, кроме той его части, которая оставлялась в качестве рабов или зависимого от колонистов населения для выполнения на фермах и рудниках тяжелых работ. Наибольшее обострение в англо-бурских отношениях пришлось на вторую четверть XIX в., когда бурская колонизация ушла на север. Эта миграция («трек»), имевшая своим результатом провозглашение республик Трансвааль и Оранжевая, значительно расширила земли европейских колонистов и как бы условно разделила их на две части, северную, бурскую, и южную прибрежную, английскую.

16.4. Социополитическая организация Африки _

В английской (прежде бурской) зоне колонизации тем временем шли свои небезынтересные политические процессы в среде местного бантуязычного населения. Речь идет прежде всего о государстве зулу, зулусов, сложившемся в начале XIX в. в районе юго-восточного побережья, в провинции Наталь. Племенная общность зулу под воздействием извне, т.е. со стороны европейцев, быстрыми темпами в начале XIX в. консолидировалась. Ее вожди, особенно знаменитый Чака, сумели создать мощную боеспособную армию и завоевать земли соседей-банту, заставив многих из них мигрировать на север. Столкновение зулусов с бурами в 1838 г. привело к крушению могущества зулусов и освоению бурами значительной части Наталя, откуда они в начале 1840-х гг. под давлением англичан мигрировали на север.

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К это­му времени там господствовала своеобразная военно-феодаль­ная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Се­верной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ли­вию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное насе­ление Магриба - берберы (в древности их называли ливийца­ми). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, став­ший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская им­перия. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках ис­панцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позд­нее и других европейских купцов и работорговцев южнее Ма­рокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского матери­ка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на се­вер, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан на­селяли к началу нового времени многие племена и народно­сти. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийско­го полуострова арабы. Народности северной части страны вос­приняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нило­тов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили перво­бытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наи­более значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находив­шийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существо­вало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного сул­таната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жи­телей.


Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было госу­дарством раннефеодального типа с наличием сильного рабо­владельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др.,- на­ходившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Пу­тешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховь­ях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, воз­никли школы, города стали центрами культуры. Один из араб­ских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее местораспо­ложение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверж­дал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое госу­дарственное объединение - Мали, включавшее в XIII-XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Ниге­рии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средне­вековых государств Западной Африки. В них широко приме­нялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовен­ству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, вы­плачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, боль­шинство сельского населения составляли свободные общинни­ки, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также на­родности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые го­сударства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были госу­дарствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Мно­гие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испа­нии после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Располо­женный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каи­ром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусуль­манской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных тер­риторий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские вой­ска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового време­ни сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения пер­вобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории совре­менной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на тер­ритории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвиней­ское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государ­ства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находи­лось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали на­чальные формы государственности.


Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба - берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского материка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на север, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан населяли к началу нового времени многие племена и народности. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийского полуострова арабы. Народности северной части страны восприняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нилотов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили первобытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наиболее значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находившийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существовало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного султаната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жителей.

Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было государством раннефеодального типа с наличием сильного рабовладельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др., - находившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Путешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховьях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, возникли школы, города стали центрами культуры. Один из арабских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее месторасположение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверждал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое государственное объединение - Мали, включавшее в XIII - XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Нигерии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средневековых государств Западной Африки. В них широко применялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовенству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, выплачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, большинство сельского населения составляли свободные общинники, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также народности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые государства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были государствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Расположенный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каиром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусульманской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных территорий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские войска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового времени сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения первобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории современной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на территории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвинейское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находилось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали начальные формы государственности.



Исторические особенности развития африканских народов и государств. Цивилизация восточного побережья. Западно-африканские государства. Работорговля и ее влияние на развитие африканских народов. Тропическая Африка к началу европейской колонизации. Государства межозерья.

ЭФИОПИЯ в ХVII-ХVIIIвеках. Этнорелигиозные противоречия, борьба негусов за власть. Проникновение иностранцев в Эфиопию. Объединение страны Кассу (Федором II) в 1852-1855 гг. Реформы Федора II. Мятежи Тигре и французская "помощь". Арест британского консула Камерона. Англо-эфиопская война 1867-1868 г.г. Распад Эфиопии и борьба за власть. Негус Иоанн 1V. Миссия адмирала Хевита и война Эфиопии с махдистами. Франко-английские захваты в Сомали. Итальянские захваты в Эритрее. Договор Менелика с Италией 1839 г. Завоевательная политика Менелика. Итало-абиссинская война 1894-1896 гг. Адис-Абебский мирный договор. Французские концессии в Эфиопии. Англо-франко-итальянское соглашение 1906 г. Борьба за власть после смерти Менелика. Государственный переворот 1916 г.

ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА в период европейской колонизации. Раздел Западной Африки и бассейна р. Конго. Разгром государства Ашанти. Дж. Голди и деятельность "Королевской компании Нигера". Французская экспансия в Западней Африке, Фашодский инцидент 1898 г. Германские захваты Того и Камеруна. Бельгийские захваты в Африке.

Международная конференция в Берлине по Центральной Африке (1884-1885 г.г.).

Раздел Восточной Африки. Англо-германское соперничество и соглашение 1886 г. Захват Францией о. Мадагаскар.

ЮЖНАЯ АФРИКА в новое время. Голландская Ост-Индская кампания и основание Канской колонии. Этническая консолидация зулусов и гуто. Создание государственности. Чаки и Мошесиве.

Английская и бурская экспансия. "Великий Трек" (1835-1837 гг.) и создание республик Наталь, Трансвааль и Оранжевая. "Золотая" и "алмазная" лихорадка. Создание монополий "Де Бирс" и Британской южно-африканской компании. Политика Сесиля Родса. Создание Родезии. Англо-зулусская война 1878-1879 гг.

Германские владения в Юго-Западной Африке. Англо-бурско-германские противоречия. Англо-германские соглашения 1890 г.

Англо-бурские войны (1899-1902 г.г.). Ференегигский мирный договор. Предоставление Оранжевой и Трансваалю местного самоуправления (1907 г.). Объединение английских колоний в доминион Южно-Африканский союз (1910 г.).

Итоги "африканских гонок". Организация колониального управления и метода эксплуатации.

Зарождение национально-освободительного движения в Африке. Анти-колониальная борьба сомалийцев под руководством Самори и Ахмаду. Возникновение Африканского национального конгресса. Индийский конгресс Наталя и деятельность М. Ганди в Южной Африке. Создание социалистических организаций. Интернациональная социалистическая лига.

Тема 4. Страны азии и африки в годы первой мировой войны

Война и колониальный мир. Мобилизации и их последствия. Усиление экономической эксплуатации. Нарушение связей колоний с метрополиями.

Участие Турции в войне на стороне Тройственного союза. Установление германского контроля за экономикой, финансами, армией Турции. Военные действия на Дарданелльском и Месопотамском фронтах. Мустафа Кемаль. Поражение Турции на Кавказском Фронте. Энвер-паша. Провал турецкого наступления на Египет. Освободительное движение в Османской империи в годы войны. Турецкий геноцид армян (1915 г.), арабов, айсоров. Восстание в Хиджазе. Хуссейн аль-Хошеми. Попытки государственного переворота в Турции в 1916 г.

Нейтралитет Ирана и турецкая агрессия. Вмешательство Германии. Восстание бахтияров. Германо-австро-турецкая миссия в Иране и Афганистане. Русско-английская оккупация Ирана. Начало демократического движения в Иране.

Вступление Японии в войну на стороне Антанты. Захват Шаньдуна. «21 требование» Японии Китаю. Раскол Китая, вступление Китая в войну (1917 г.). Усиление движения национальной буржуазии.

Влияние войны на колониальные страны.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ К МОДУЛЮ III

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»



Рецензенты:

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским.

Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 3 ч. / [А. М. Родригес и др.]; под ред. А.М. Родригеса.-М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 (дополненное и исправленное переиздание).

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1
Развитие общественной мысли на Востоке

Тема 1.1 (лекция)
Человек и общество. Идея общественного прогресса
План

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

7. Поздние просветители.

8. Особенности восточного просветительства.


Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.

Тема 1.2 (семинар)
Идеологии национально-освободительного движения
План

1. Национализм и наднациональные идеологии.

2. Национализм и религия.

3. Антииностранный аспект народных движений.


Формирование идеологии национально-освободительного движения как общее явление для политической мысли народов колониальных и зависимых стран. Развитие национализма как главное направление в общественной мысли народов Востока второй половины XIX – начала XX в. Разочаровывающий опыт освободительной борьбы против колонизаторов традиционными методами. Значение поражения народных движений в Китае, Индии, Иране, Ираке в конце XIX – начале XX в. для развития национальной идеи. Многочисленные попытки определения сущности национализма в его идеологической социальной, общественно-политической и культурно-психологической сущности. Нация и национализм как категории индустриальной эпохи (с корнями, уходящими в далекое прошлое). Национализм – идеология, облеченная в форму внеклассовой системы взглядов, отражающих гиперболизацию национальной специфики на лингвоэтнической или территориальной основе, с идеализацией национального своеобразия, культивированием традиций, обычаев, языка, истории, моральных норм, общности интересов и т. и. Национализм угнетенной нации, направленный против чужеземного гнета или угрозы порабощения (реального или надуманного). Сфокусированность всех передовых общественных движений колониального Востока на проблемах национально-освободительного движения. Превращение национализма в господствующую идеологию. Связь национализма с национальным самосознанием как формой группового сознания, фиксирующего действительность или воображаемые черты лингвоэтнической группы, для которой такое единство и общность исторической судьбы и интересов, а иногда также общность вероисповедания выполняют объединительную функцию. Полный приоритет принадлежности к нации над племенной и классовой общностью, семейными узами и личностью.

Определение наднациональных идеологий как условное название течений политической мысли, абсолютизирующих подлинное или иллюзорное единство социальных и политических макрогрупп на общей территориальной, расовой, этнокультурной, религиозной основе, притом, что системообразующим элементом таких идеологий выступает, как правило, что-нибудь одно. Сущность паназиатизма, панисламизма, паносманизма, пантюркизма и религиозного национализма. Взгляды Мустафы Камиля, Каи Ювэя, Ляо Цичао, Аун Сана, Дж. Неру, Хосе Рисаля, аль-Кавакиби и др.

Религия как орудие политики, нередко определяющая поведенческие нормы верующих, вплоть до колониального периода являвшаяся главной доступной для масс формой осознания ими своего угнетенного и униженного положения. Секуляризм первой волны восточных националистов, попытки провести четкую грань между политикой и религией. Стремление националистов предотвратить религиознообщинные конфликты в многоконфессиональных странах ради достижения общегосударственных целей. Апелляция либеральных лидеров к традициям нерелигиозного характера, национальной истории, чтобы не задевать чувств верующих. Отношение к религии как к важному источнику культурных и морально-этических ценностей, при стремлении ограничить ее влияние на политику и общественную жизнь. Тесная связь национализма и ислама в арабских странах, наличие там исламизированных форм национализма. Сложная и противоречивая связь национализма и религии, выступающих мощными идейными стимулами социальной и политической жизни. Зависимость в их совместных действиях или противодействия друг другу от местной специфики. Взгляды на эту проблему виднейших восточных националистов и религиозных реформаторов: Зия Гёкальп (Турция), Аун Сан (Бирма), Даянанда, Ахмад-хан (Индия), Аль-Афгани, Мухаммед Абдо (арабские страны), Сукарно (Индонезия), Каи Ювэй (Китай) и др.

Роль идеологий национально-освободительных движений в анти-иностранных (антиколониальных) народных движениях: Иран (1848–1852), Индия (1857–1859), Китай (1850–1864), крестьянские и городские бунты в Корее (конец XIX в.), восстание в Аче (Индонезия, 1873–1913), Корея (1893–1896), махдистское восстание в Судане (1879–1881), восстание ихэтуаней в Китае (1898–1901), революции периода «Пробуждения Азии» и бунты в период Первой мировой войны. Девизы народных восстаний (например, «Убивай англичан и турок и не плати налоги!» – Судан 1879 г.). Национализм и религия в борьбе за «попранную справедливость» и против иностранцев. Программы и идеологии восставших. Движущие силы революционной борьбы и возникновение радикальных идеологий.

Тема 1.3 (семинар)
Проблемы социальной справедливости
План

1. Пути достижения национальных целей.

2. Социальные утопии.

3. Распространение и преломление социалистической идеи.


Качественные изменения в антифеодальном и антиколониальном движении к началу XX в. Политические партии вместо просветительских клубов. Возрастание поддержки масс средним слоям городского общества и складывание политических институтов. Широкий спектр по степени радикализации требований, путей и методов достижения целей. Повсеместное выделение двух главных направлений политической мысли: умеренно-либеральное в духе европейского либерализма и радикальное. Расхождение в выборе средств достижения главной цели – независимости. Ориентация умеренных на западное общество, стремление достижения независимости через осторожную модернизацию политической и экономической структур, внедрение конституционно-парламентских норм жизни. Стремление радикалов к немедленному освобождению и национальному суверенитету, признание законным и необходимым применение насилия в борьбе за свободу, вера в народ. Выход в разных странах на авансцену (в зависимости от обстановки) то одного, то другого течения. Переход к началу XX в. лидерства в национальном движении и в разработке его идеологии к средним слоям городского общества как наиболее активной политической силе того времени. Многочисленные примеры прихода к руководству национально-освободительным движением радикальных элементов, оттеснявших на время умеренных националистов. Обстоятельства, определяющие преобладание умеренно-либеральных тенденций: вера восточной интеллигенции в цивилизаторскую миссию Запада на Востоке, вера в могущество разума, способность науки, просвещения, демократических институтов преобразовать мир на основе прогресса, кризис традиционных идеологий, которые уже не в состоянии служить опорой новым формам общественного бытия. Желание либерального Востока «стать Европой», сохранив культурное своеобразие. Реформаторские и революционные взгляды крупных националистов данного периода: Тилак, Наороджи (Индия), Бургиба (Тунис), Аббас (Алжир), Рисаль (Филиппины), аль-Кавакиби (Сирия), ас-Сейид (Египет), Сунь Ятсен (Китай).

Отчаянное положение и гнев голодающих народов Востока, извечно лелеявших мечту о социальной справедливости («Хлеба! Хлеба! Я не верю в Бога, который не может дать мне хлеба здесь на земле…» Вивекананда). Мечта золотого века, заключающая в себе революционный потенциал. Эгалитаризм в духе потребительского коммунизма в земельных программах народных движений XIX – начала XX в. Увязывание народами Востока чаяний о социальной справедливости с успехами национально-освободительного движения. Появление (начало XX в.) в литературе и публицистике темы «страдающего маленького человека» (Таха Хусейн, Кермани и др.). Возникновение противостояния умеренно-либеральных представлений об идеальном общественном устройстве и народнических концепций, в которых элементы демократизма и мелкобуржуазных утопий соединялись с отдельными положениями социалистических теорий. Популизм национальных идеологов под давлением нарастающей активности народных масс. Основные характеристики популистов: внимание к жизни крестьянина, городских низов, идеализация национальной традиции, стремление ликвидации экономической отсталости, резкая критика капитализма, машинного производства («Люди, которые изобрели машины, стали их рабами, утратили моральный облик». М. Ганди). Уравнительная социальная программа М. Ганди, в духе крестьянского уравнительного социализма; некапиталистический путь развития А. Кумарасвами; теория «Великого единения» Каи Ювэя; мусульманские доктрины в «Природе деспотизма» аль-Кавакиби и др. Принятие социалистической окраски распространяющимися на Востоке утопиями об идеальном общественном устройстве.