Чем проявляется агрессивность. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии. Что такое Агрессия

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность.

Агрессивность — устойчивое стремление индивида нанести другому физический или психотравмирующий вред, ущерб.

Виды агрессии

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной и аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели). Агрессивность как устойчивая черта формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности, является показателем несформированности у нее социальной идентификации.

Чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида . Можно сказать, что степень агрессивности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Причины агрессии

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).

Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность . Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность субъекта зависит от того. какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям.

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение с помощью агрессивных действий.

Итак, обшей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида — сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.

Ежедневно из новостей мы узнаем о новых фактах насилия в любой точке мира. Статистика свидетельствует о том, как часто происходят убийства или жестокое обращение, да и в обычной жизни нам нередко приходится становиться свидетелями гневных обвинений или криков.

Причиняющее вред другому человеку поведение в философско–нравственном аспекте всегда воспринималось как зло. И тем не менее история знает множество примеров агрессивного поведения не только отдельных личностей, но и целых народов.

Почему же люди намеренно стремятся причинить другому страдания? Почему происходят конфликты, сопровождаемые вспышками гнева и злобными криками? Почему самоубийца лишает себя жизни наперекор инстинкту самосохранения? На эти вопросы нет однозначных ответов, поэтому и проблема агрессии рассматривается с различных точек зрения – религии, физиологии, философии и других наук.

Попытаемся разобраться…

Существующие теории по-разному объясняют смысл, причины возникновения и механизмы агрессивного поведения. Одни рассматривают агрессию как врожденное побуждение, влечение, инстинкт, другие утверждают, что стремление причинить вред обусловлено фрустрацией (необходимостью разрядки), третьи воспринимают агрессию как определенный вид социального научения (например, в результате подражания или прошлого опыта).

Итак, агрессия – это намеренное деструктивное (разрушающее) поведение человека, которое приносит другим людям физический ущерб и (или) психологический дискомфорт.

Агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как злость, гнев, ярость, однако агрессивный акт может происходить как в сильном эмоциональном возбуждении, так и в состоянии хладнокровия. Такое поведение иногда связано с определенными мотивами и негативными установками, например, стремлением оскорбить или навредить, расовыми предрассудками, но может быть и немотивированным. Многие авторы подчеркивают направленность агрессии на субъект. Иначе говоря, бой посуды в гневе, удары кулаком по стене по их мнению не являются агрессивным поведением, а относятся скорее к экспрессивному. Тем не менее подобные вспышки негативных эмоций со временем могут быть направлены и в отношении живых существ.

Виды агрессивного поведения.

Проявления агрессивного поведения очень многообразны. Можно выделить следующие виды агрессии:

1. Физическая (направленная на причинение телесного вреда) и вербальная (с помощью слова).

4. Активная и пассивная («ставить палки в колеса»)

5. Аутоагрессия (направленная на себя)

6. Инструментальная (как способ достижения цели).

Агрессивные действия выступают в качестве либо средства достижения некой цели, либо как психологическая разрядка, либо как удовлетворение потребности в самоутверждении.

Причины агрессии.

Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих неблагоприятных факторов:

1. Злоупотребление психоактивными веществами, что ведет к отсутствию или ослаблению контроля над ситуацией, стремлению удовлетворить только свои потребности.

2. Детские психические травмы и дефекты воспитания. Действия родителей могут быть причиной детской агрессивности. Агрессии способствуют увлечения компьютерными играми, фильмами, телепередачами со сценами насилия.

3. Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.

4. Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.

Можно ли справиться с агрессией?

Агрессия всегда приносит страдания, подчас еще и тому, кто выступает в качестве агрессора. Но справиться с ней возможно. Агрессивное поведение, как и любую другую модель человеческой активности можно изменить. Осознать причины собственной агрессивности, научиться новым адаптивным способам реагирования в сложных ситуациях, суметь справляться с собственным эмоциональным состоянием поможет психотерапия, в частности доказана высокая эффективность .

Человечество по праву называет себя высшей ступенью эволюции существ, но не только благодаря разуму, сознанию, интеллекту, но и благодаря эмоциям. Эмоциям, которые нельзя вычленить, свести к определённому перечню основных реакций организма на происходящее вокруг и внутри него. Они уникальны, удивительны. Каждую из них нельзя назвать негативной, даже если речь идёт об агрессии. Иногда она бывает и полезной. В каких ситуациях агрессия, психология её возникновения, становится опасной и требует корректировки? Попробуем разобраться.

Понятие агрессии нельзя свести к определению её как негативной реакции. Агрессия (психология давно пришла к такому выводу) - это целый комплекс реакций, иногда мобилизующих организм человека на принятие конкретных действий (что хорошо в одних ситуациях, и плохо в других, не одобряемых обществом). Она не является основной эмоцией, в чистом виде, в агрессию входит целый ряд базовых: гнев, страх, отвращение. Иногда и с примесью удивления, и даже радости.

Можно выделить агрессию как временное явление, свойственное всем людям, а можно и агрессию, сформировавшуюся как черта характера. Такими темпами и до антиобщественных действий недалеко. Вот тогда агрессия становится опасной и с этими проявлениями нужно работать: корректировать, перенаправлять, сглаживать, менять в конце концов.

Не зря в каждом детском саду, в каждой школе, и даже в некоторых крупных организациях есть психолог. Трудности поведения могут возникнуть на любом этапе нашей жизни, и нужно учиться с ними справляться. А без психологов иногда это довольно проблематично, особенно, в случае с агрессией. Иногда человек сам не замечает насколько он агрессивен.

Задача по корректировке агрессии начинается с поиска причин её возникновения. Человек может копировать поведение своих родителей (особенно справедлив в отношении речевой родственников, друзей, соратников, ровесников. А может обрести агрессивность вследствие каких-либо трагических событий в его жизни. Причины выявляются для того, чтобы подобрать подходящие психокоррекционные меры.

Агрессию также рассматривают как реакцию либо направленную на себя, либо на других (на всех без разбора, или на представителей конкретных социальных слоёв). В первом случае агрессивность вызвана чередой неудач, провалов, подавленностью. Может сопровождаться депрессией. Проявлений агрессии также масса: в речи, в физическом насилии над другими или над собой, в проявлениях злости, во вспышках гнева (человек может что-нибудь кинуть, замахнуться, но не ударить, стукнуть кулаком, поднять шум иным образом). Иногда агрессия, психология описывает и такие случаи, может быть не заметна окружающим, может выглядеть как другая эмоции.

Выявить агрессию, разобраться в причинах и определить, нуждается ли ситуация во вмешательстве психолога, помогут методики на выявление агрессии. Истинно психологические, серьезные, научные, обоснованные методики вы не найдёте, их нет в свободном доступе. Зато есть у каждого психолога. И всё же, назовём их, вдруг удастся найти: методика Басса-Дарки, Hand-тест Вагнера, специальная анкета Лаврентьевой Г.П. (используется Помогут диагностировать агрессивность и «Рисунок несуществующего животного» (детям), и цветовой тест Люшера, рисуночный тест Розенцвейга, тест «Неоконченные предложения». Некоторые из них похожи на тесты, которые мы часто видели в журналах, в газетах. Они состоят из ряда вопросов, отвечаете и подсчитываете баллы за каждый ответ. Некоторые достаточно необычны и напоминают популярные пятна Роршаха (кляксы, по которых судят о вашей фантазии, эмоциональном настрое, и даже интеллекте). Если с первыми вы легко разберётесь, то со вторыми не рискуйте (агрессия, психология человека в целом - очень хрупкие «материи»), лучше проходить вместе с психологом, он поможет сделать правильные выводы, понять инструкции по интерпретации результатов. Особенно важны в диагностики и (человек должен быть наиболее объективен, желательно использовать специальную аппаратуру, а это может сделать только профессионал), опрос и анализ поведения профессиональным психологом.

Если агрессия мешает нормально жить, развиваться, портит отношения с окружающими, если вы боитесь за своего ребёнка, часто проявляющего негатив, обратитесь к профессионалу. Психолог поможет научиться справляться с негативом и направлять эмоции в нужное русло.

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Целью агрессии может быть: - принуждение; - усиление власти и доминирование; - управление впечатлением; - заработок; - аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; - месть за перенесенное страдание; - причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий.

Выделяются след. виды Агрессии:

    физическая Агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;

    вербальная Агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

    прямая Агрессия - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

    косвенная Агрессия - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

    инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения к.-л. цели;

    враждебная Агрессия - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

    аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

    альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Агрессивные действия выступают в качестве:

    средства достижения к.-л. значимой цели;

    способа психологической разрядки;

    способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности - от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться:

    средством достижения определенной цели,

    способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности,

    самоцелью,

    способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся:

    интенсивностью агрессии, ее жестокостью;

    направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;

    ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности.

Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности:

    антиагрессивность - негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

    интринсивная агрессия , мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, а также формой самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов);

    агрессивность недифференцированная - несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;

    агрессивность локальная , или импульсивная , - агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т.п. Степень общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;

    условная, инструментальная агрессия , связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

    агрессивность враждебная - устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;

    инструментальная агрессия - для достижения какой-либо значимой цели;

    жестокая агрессия - насилие и агрессия как самоцель, агрессивные действия всегда превышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особой злостностью: минимальный повод и максимальная жестокость. Такие люди совершают особо жестокие преступления;

    психопатическая агрессия - жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);

    агрессия по мотиву групповой солидарности - агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желание получить одобрение своей группы, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой агрессии по мотиву групповой (или национальной) солидарности, реализуются социальные традиции «защиты отечества», «защиты определенных идей», например, защиты демократии, защиты правопорядка и т.п.;

    сексуальная агрессия различной степени - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что сексуальность большинства мужчин содержит в себе примесь агрессии, желания подчинять, так что садизм - просто обособление и гипертрофия агрессивного компонента, свойственного нормальной сексуальности. Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов - андрогенов, а психологи - что выраженные компоненты агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. А с другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлетворенность людей также сопровождается ростом раздражения и агрессивных импульсов; отказ женщины от удовлетворения сексуального желания мужчины приводит опять же к агрессии. Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей, как и у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда - в настоящей драке. Игра влюбленных, когда мужчина как бы «охотится» за женщиной, преодолевая ее условную борьбу и сопротивление, очень сексуально возбуждает его, т.е. тут условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Такая патологическая сексуальность часто перерастает в сексуальный садизм, сексуальные убийства.

Агрессия (психология)

Агрессия (психология)

Иногда агрессию используют для запугивания и принуждения в условиях суровой физической подготовки. На фотографии инструктор по строевой подготовке (drill instructor) кричит на морских пехотинцев во время тренировки.

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход , означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг , З.Фрейд , Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц , Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос , Тень).
    • К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз - это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия - это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии - угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия - это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности - антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия - это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) - системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы , как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия - это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия - это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Причины агрессии

Агре́ссия - это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями - Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы - историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков . Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии - мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается.

См. также

Примечания

Литература

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
  • Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.
  • Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с. 365-405.

Ссылки

  • X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Агрессия (психология)" в других словарях:

    агрессия - (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …

    психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… … Большая психологическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… … Психологическая энциклопедия

    Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований

    Область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… … Энциклопедия Кольера

    АГРЕССИЯ - физическое или вербальное поведение, нацеленное на причинение вреда; отличается от социальной напористости. (Д. Майерс, Социальная психология, с.174) … Глоссарий по политической психологии

    трансперсональная психология - Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия

    инструментальная агрессия - Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким то позитивным целям. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия

    физическая агрессия - Этимология. Происходит от греч. physis природа и от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Характеризуется использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия