Работать также как и отец. Как пишется «так же» или «также. Написание: слитное и раздельное

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!

Это заветное желание можно реализовать, открыв для ребенка мир спорта. Но как в его многообразии выбрать тот вид физической активности, который подойдет
вашему ребенку? А потом подготовить его к соревнованиям?

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…

У античных философов не возникало сомнений — занятия физической культурой укрепляют не только тело, они благотворны для духа, стабилизируют психологическое состояние. Но чем спорт полезен для детей?

. Спорт придает уверенность в себе. «Движение — первое, что новорожденный осваивает сразу после своего появления на свет, а спорт, которым он начнет заниматься через несколько лет, научит его управлять своим телом, — объясняет спортивный психолог Александр Веракса, куратор специализации «Психология спорта» (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). — Именно спорт придает уверенность в движении, которая превращается в уверенность в себе. Так у детей формируется собственный телесный образ, который будет особенно остро переживаться в подростковом возрасте».

Способствует социализации ребенка. Особенно если он занимается командными видами спорта (футбол, баскетбол, хоккей). «Ведь он должен точно осознавать свое место в команде и уметь с этой позиции взаимодействовать с другими участниками игры, — продолжает Александр Веракса. — Ребенок оказывается членом сообщества сверстников и на равных участвует в общении с ними».

Спортивные занятия предполагают соблюдение режима и правил. Ребенок учится в нужный момент концентрироваться и правильно распределять силы. «Эти навыки пригодятся ему не только в учебе, — добавляет спортивный психолог. — Они будут востребованы и в других жизненных ситуациях».

КАК ВЫБРАТЬ ВИД СПОРТА

ской активностью детям с 4-х лет. «Задача родителей в не том, чтобы приобщить ребенка к определенному виду спорта, — считает Александр Веракса, — а выявить его интерес, понять, что приносит ему наибольшее удовольствие». Иными словами, прислушайтесь… к самому ребенку. «Часто его способности проявляются в безотчетном желании заниматься каким-то конкретным видом спорта», — говорит психолог Асыл Габбазова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры и спорта. Вот на него-то и стоит обратить повышенное внимание.

Характер и вид спорта

ВИД СПОРТА НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Легкая и тяжелая атлетика, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребля Способность мобилизовать волю, упорство, стойкость
Фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, велоспорт Артистичность, активное творческое начало, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость
ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВОЙ
Теннис, бадминтон, фехтование, настольный теннис
Тактическое чутье, умение предвосхитить действия противника, более развитая координация движений
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНТАКТНЫЙ
Бокс, дзюдо, борьба
Тактическое чутье, способность к­ принятию решений, психическая выносливость
КОЛЛЕКТИВНЫЙ Футбол, волейбол, хоккей на льду и на траве, водное поло Умение предвосхитить действия противника, коммуникабельность,
способность к сотрудничеству

ВСЕ ДЕЛО В НЕРВАХ

Понаблюдайте за ребенком, выясните, каковы свойства его нервной системы (НС). «Занятия спортом приравниваются к экстремальной деятельности, — объясняет спортивный психолог Асыл Габбазова. — Спортсмену на соревнованиях и на тренировках часто приходится действовать с риском для здоровья, в ситуации лимита времени».



Сильная нервная система характеризуется выносливостью и стрессоустойчивостью, слабая — неумением терпеть, при длительном напряжении человек допускает ошибки. В таких условиях более успешны люди с сильной НС, ведь они, мобилизуясь, правильно реагируют на стрессовую ситуацию. Люди со слабой нервной системой плохо выдерживают экстремальные нагрузки, они их дезорганизуют. Если у вашего ребенка слабая нервная система, это не повод опустить руки. Среди спортсменов высокой квалификации по разным данным от 5% до 20% людей именно с такой — слабой — НС.

Быстро реагируют на изменения в окружающей среде люди с подвижной нервной системой. Они лучше проявляют себя в спортивных играх и единоборствах, когда необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, перестраивать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, быстро принимать решения. Но, по словам спортивного психолога Асыл Габбазовой, они плохо выносят монотонную работу, которая свойственна лыжным гонкам, бегу на длинные дистанции, художественной гимнастике. В этих видах спорта лучше проявляют себя спортсмены с инертной нервной системой.

ИЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ

Ваш ребенок занимается, например, хоккеем, успешен, на тренировках и соревнованиях забивает шайбы, находится в контакте с другими членами команды… Но наступает день, когда тренер говорит о том, что мальчику надо бы перейти из обычной школы в спортивную. Мол, дальше он автоматически попадет в юношескую сборную, а там, глядишь, и другие горизонты нарисуются. Что делать родителю, который и не мечтал о спортивной карьере своего отпрыска? Принимать ли столь заманчивое предложение?

1. Взвесьте все за и против. «Спорт — это ежедневные многочасовые тренировки, подчинение своей жизни определенному режиму, — объясняет Асыл Габбазова. — Сборы, соревнования, которые связаны с частыми отъездами из дома, возможность травмы, которая может быть несовместима с дальнейшей спортивной карьерой, неизбежные пробелы в образовании… Век спортсмена очень короток, однажды придет день, когда даже самая успешная спортивная карьера закончится».

2. Постарайтесь услышать своего ребенка, почувствуйте его отношение к этому виду спорта. «Если он отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции, — полагает психолог Александр Веракса, — не проявляет интереса к занятиям, стоит задуматься: а необходимо ли тратить время именно так?»


3. Помните о том, что спортивный талант ребенка не является величиной постоянной. «Физические данные со временем меняются, — продолжает психолог. — Успешный в начальной школе юный футболист в подростковом возрасте может столкнуться с тем, что с его телом происходят изменения, которые могут поставить крест на его карьере». Ребенок-спортсмен не должен терять связь с реальным миром. Тогда он всегда может вернуться туда, уйдя из спорта.

ГАЛИНА МАЛЬЧУГИНА

МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЮЛИИ ЧЕРМОШАНСКОЙ


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Галина Мальчугина: Юля родилась в спортивной семье, мы с мужем профессиональные спортсмены, поэтому то, что она будет заниматься каким-либо спортом, было решено задолго до начала занятий. Был момент, когда я поняла, что Юлю ждет успех.

ДО: Были ли у вас сомнения, когда встал вопрос о том, чтобы заниматься спортом профессионально?
ГМ: В 9 лет она пошла на теннис, но что-то у нее не заладилось. Она часто бывала на моих тренировках, и постепенно ее любопытство к легкой атлетике переросло в интерес. В 11 лет она самостоятельно решила, что будет ею заниматься. Мы ее поддержали.


ГМ: Безусловно, у Юли были хорошие данные. Но успех достигается только упорными тренировками, поэтому без стремления задатки — ничто. Задача родителей — вовремя присмотреться к своему ребенку, понять, в чем он себя проявляет лучше

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ГМ: Мне не пришлось ее убеждать. Глядя на меня, Юля знала, ради чего тренируется и к чему стремится, она понимала, что ей придется чем-то жертвовать. В подростковом возрасте ей, конечно, не хватало общения с друзьями. Подружки идут на дискотеку, она — мне: «Мама, можно?» — «Нет, нельзя, завтра тренировка». Она, конечно, обижалась, но потом поняла, что это для ее блага.

ДО: Бывали моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ГМ: Да, и связаны они с травмами и неудачными выступлениями. Я всегда была рядом, поддерживала ее. До Олимпиады в Пекине Юля получила серьезную травму колена. Даже встал вопрос о том, что дочь не будет в ней участвовать. Мы были подавлены. Но решили идти до конца — использовать по полной тот короткий отрезок времени. Активно лечили колено, восстанавливали ногу. В результате Юля выступила в Пекине блестяще.

ДО: Как вы поддерживали дочь, если она проигрывала?
ГМ: Я всегда ее успокаивала. Ведь главное, чтобы у нее вера в себя и свои силы не пропала.


ГМ: Нужно давать ребенку возможность выбирать. Если ребенок талантливый, его обязательно заметят, нужно дать ему возможность проявить свои сильные качества, и обязательно мамам нужно поощрять даже самую маленькую победу, в дальнейшем это поможет стать успешным, построить карьеру, стать уверенным в себе, жизнерадостным. Ни в коем случае нельзя прессовать: «Ты должен заниматься…» Если ребенок из школы идет на тренировку с радостью, значит, это его.

Идеальная мама для будущего чемпиона

КАК РАЗОБРАТЬСЯ С СОБОЙ


Постарайтесь осознать те мотивы, которые толкают вас выбрать для ребенка тот или иной вид спорта. «Самая адекватная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери, — полагает спортивный психолог Александр Веракса. — К неадекватным мотивам относятся стремление обеспечить свое будущее за счет спортивных успехов своего ребенка, гордость за него». Помните, что из многих тысяч спортсменов только единицы становятся знаменитыми и высокооплачиваемыми. Вы хотите в будущем гордиться успехами своих детей? «Это значит, что вы, не осознавая этого, хотите, чтобы ваш ребенок реализовал вашу мечту», — продолжает психолог. Нужно ли говорить, что дети далеко не всегда испытывают тяги к тому виду спорта, о котором мечтали их родители? С другой стороны, у нас всегда есть в запасе мнение профессионала. «Сомневаетесь? Покажите ребенка опытному тренеру», — советует спортивный психолог Асыл Габбазова.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените свое отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Это даст возможность вашему ребенку… победить. «В психологии спорта уже доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приносят ему гораздо больше позитивных эмоций, — считает Александр Веракса. — И в конечном счете приводят к более эффективным действиям». Другой важный момент — стоит освоить методику так называемой внутренней речи. Каждый из нас ежедневно внутренне комментирует то, что делает, обдумывает происходящее. «Если ваш ребенок думает о том, что ему не удастся достойно выступить, это может привести к тому, что он будет испытывать тревогу, переживать и в результате действительно не сможет полностью выложиться, — объясняет Александр Веракса. — Поэтому так важно объяснить ему необходимость переводить негативные мысли в позитивные». Вместо того чтобы думать: «У меня ничего не получится», — следует говорить себе: «У меня все получится». Такая «внутренняя речь» поддержит ребенка, он будет более точен, и это приведет его к победе. «Спортсмены, которым удалось взять под контроль силу своего воображения, используют его для улучшения своих результатов, — продолжает психолог. — Мысленно прорабатывая перед каждым соревнованием свою программу, они тем самым готовятся к нему, представляя свои самые лучшие выступления, спортсмены меньше волнуются и ощущают большую уверенность».

КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ

Известный американский баскетболист Майкл Джордан говорил: «Я промахнулся более 9 тысяч раз. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я в своей жизни много раз проигрывал, вот почему я так успешен». В каждом поражении заложены точки роста, главное — их увидеть. В этом задача родителя и тренера, которые могут внести коррективы в программу подготовки ребенка к следующей серьезной игре. Перестаньте давить на ребенка, постарайтесь также не выказывать ему своей тревоги. Все это вызывает у него неуверенность в себе, сомнения в собственных успехах.

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОБЕДИЛ

Если он выиграл соревнования, значит, смог собраться и выложиться. «Его победа говорит о том, что до этого момента он много работал, он — трудяжка, — говорит семейный психолог Инна Хамитова. — Ребенка, который почувствовал вкус победы, не страшно хвалить, для него лучше всякой похвалы станет следующая победа, к которой он будет стремиться. Ведь спорт вырабатывает в человеке упорный характер и привычку к каждодневному тяжелому труду». Хвалите вашего ребенка и не бойтесь, что от ваших похвал он может зазнаться.

ИРИНА ИЩЕНКО
МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ НАТАЛЬИ ИЩЕНКО


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Ирина Ищенко: Нет, но я, как любая мама, знала, что моя дочь уникальна и обязательно в чем-то будет лучшей.

ДО: Сколько лет было дочке, когда вы отдали ее заниматься спортом?
ИИ: Когда Наташе исполнилось 6 лет, я отвела дочь в школу синхронного плавания. Одновременно — в секцию художественной гимнастики, но совмещать занятия очень сложно. Остановили выбор на плавании — дочь начала делать первые успехи. Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Она была тихой и скромной, ничем не выделялась. Но тренерам нравились ее исполнительность и тщательность, с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В 12 лет ее заметили в Москве, а в 14 — пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров, а в 16 — чемпионкой мира.

ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки?
ИИ: Не мама приводит ребенка в большой спорт. Когда мы с Наташей пришли в бассейн, я даже не думала об этом. Задача родителя — дать толчок, а дальше ребенок, если у него есть талант и стремление, добьется успеха.

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины и воли, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ИИ: Наташа была очень собранным ребенком, обожала выступать, поэтому, когда начались первые успехи, мне не пришлось ее убеждать соблюдать дисциплину. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи, а просто за то, что они у нас есть.

ДО: Бывали ли моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ИИ: Я никогда не сомневалась в Наташе, наоборот, всегда подбадривала ее и говорила, что все получится. Иногда слова поддержки — это все, что нужно, чтобы преодолеть кризис.

ДО: Как вы поддерживали дочь в тех случаях, когда она проигрывает?
ИИ: В начале ее карьеры она проиграла испанской синхронистке Джемме Менгуаль на чемпионате Европы. Это было очень обидно, ведь Наташа была сильнее. Я знала, что она очень переживает. И тогда сказала дочке: «Все знают, что ты лучшая и ты сама знаешь это, и жизнь обязательно все расставит на свои места». Так и получилось.

ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона?
ИИ: Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо, доводить его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»

Алла Богданова, мама российского саночника Андрея Богданова,медработник

«Андрею было около 9 лет, когда я сказала ему, что надо бы заняться спортом. А тут как раз мальчик из квартиры напротив решил пойти в секцию саночного спорта – и Андрей вместе с ним. Мы тогда не очень хорошо представляли, что это, но пошли. Они попали к великолепному тренеру и вскоре вместе с ней поехали на Север. Честно говоря, я тогда чуть с ума сошла и подумала, что больше никогда и никуда Андрея не отпущу. Представьте себе: 9 лет, Север, почти на три недели... Спустя полтора года один мальчик-саночник получил очень серьезную травму, по-моему, даже ноги лишился, и тогда я запретила занятия этим видом спорта: «Все, ни в коем случае, это же так страшно!» Около года он ходил на картинг, а потом стал проситься обратно... Меня часто спрашивают, как воспитать спортсмена. Так вот, теперь я точно знаю: просто не мешать ребенку. Выбор Андрея был абсолютно осознанным, и я ему очень благодарна и убеждена, что все его достижения – его заслуга, не моя.

Вообще я даже не представляю, каким бы он вырос без спорта. Андрей всегда был очень скромным и стеснительным ребенком, совершенно несамостоятельным. А спорт и тренер его действительно воспитали, я всегда ей говорю, что она наша вторая мама.

То, что это очень серьезно для Андрея, стало понятно лет пять назад. Мы как-то сели, разговорились и проболтали с ним до 3 часов утра. Он мне тогда сказал: «Мам, у меня детства практически не было. Один спорт». (Это правда, даже если они на отдыхе, тренер обязательно узнаёт, где они, чем занимаются, как проводят время и так далее.) «Андрюх, ты устал?» – «Ага, устал». Я это и сама видела, мне по-матерински его жалко было, конечно, и я спросила: «Может, бросишь тогда?» А он мне ответил: «Нет, я уже без спорта не смогу. Это моя жизнь». Тогда-то и стало ясно, что он действительно весь в спорте, все его мысли там. И выбор, конечно, только за ним. Вообще, надо доверять выбору ребенка и самому ребенку. Как можно больше с ним общаться, но только тогда, когда у него есть желание. Не лезть к нему с расспросами, когда он этого не хочет. Сейчас он в отъезде, на отборочном туре, и мне, конечно, очень хочется знать, как у него дела, прошли ли они, но я себя сдерживаю, жду, когда Андрей сам выйдет на связь.

Проблема еще в том, что дома он бывает редко (вот с сентября приезжал два раза на 10 дней – и все), по телефону тоже особо не разговоришься. Но я очень рада и благодарна, что Андрей много общается со своим неродным папой, который воспитывает его с 9 лет. Они близкие друзья. А еще сам Андрей огромный авторитет для своего младшего брата. Ему всего 1 год 10 месяцев, но это уже видно. Так что мы уже предупредили тренера, что скоро приведем ей еще одного. Хотя, разумеется, мама любит любого ребенка, не обязательно спортсмена и призера. Да мы даже до сих пор не верим, что Андрей столького достиг, даже попасть на отборочный тур уже большая честь для нас. И конечно, большой неожиданностью и радостью было, когда сразу после рождения младшего брата Андрей поехал выступать на Кубок мира, его показали крупным планом на старте, и мы вдруг увидели, что у него на перчатке было написано «Семен». Так много, оказывается, для него значит брат».

Любовь Рязанова, мама российской фигуристки Екатерины Рязановой, колорист

«Быть мамой спортсмена – большой труд. Это требует много времени, много терпения, много сил. Мы постоянно в дороге, постоянно в каком-то стрессе, в сплошных переживаниях, ни на что другое не хватает времени. Я пошла работать, только когда Катя уже подросла и смогла ездить самостоятельно, а до этого десять лет жизни я занималась только ею. Но это все было совершенно точно не зря: моя дочь многого добилась в жизни, я горжусь ею, ее мужеством, умением преодолевать себя.

Иногда Кате кажется, что у нее ничего не получается, но в таких случаях я говорю: смотря с чем сравнивать. Возможно, ее личные амбиции не удовлетворены, а по моим меркам Катя достигла достаточно высоких вершин. Хотя, конечно, всегда хочется выше, быстрее, сильнее.

Спорт так засасывает, что в какой-то момент перестаешь бояться и просто помогаешь, становишься опорой дочки-спортсмена. Несколько лет подряд мы каждое утро вставали в 6.00 и ехали из Зеленограда на каток на «Динамо», вместе катались. Мое плечо было рядом и в физическом смысле, и в моральном. Кстати, благодаря такому непростому распорядку я научилась водить машину.Катя несколько раз просила меня прийти посмотреть программу, которую они обкатывают, спрашивала, нравится ли. А во время соревнований говорит, что мое присутствие вселяет в нее уверенность».

Елена Сидорова, мама керлингистки Анны Сидоровой, домохозяйка

«Мой муж играл в молодежной хоккейной команде «Крыльев Cоветов», сын занимался плаванием, баскетболом и рукопашным боем, я – фигурным катанием. И Аня без малого в 7 лет привела меня в секцию по фигурному катанию. Нам тогда ответили: «Да вы что, она же уже старушка». Она хотела еще раньше, с 5 лет, но никак не получалось из-за сотрясений мозга. Ее взяли в группу с трехлетними малышами, и она совершенно из-за этого не комплексовала, потому что такой был настрой: хочу – и все. И никакие сотрясения, никакие малыши-одногруппники не могли ее остановить. Уже через 2 месяца Аню зачислили в группу ее сверстников.

Когда Аня начала заниматься спортом, я «отошла от дел»: уже в 7.00 начинались тренировки, потом была школа, потом обед, который надо было приготовить дома и взять для Ани с собой в термосах, еще в чем-то, потом опять тренировки… В общем, сплошные разъезды. Да, быть мамой спортсмена тяжело. Ребенок жертвует здоровьем ради успеха. Для здоровья – зарядка, а большой спорт – это травмы. Нам, мамам, остается только молиться, чтобы их не было.

Собственно, из фигурного катания Аня ушла как раз из-за серьезной травмы. Ей нельзя было прыгать, а значит, обратной дороги не было. Тогда я посадила дочь перед телевизором, включила спортивный канал и сказала: «Выбирай». Аня выбрала волейбол, стала заниматься, вскоре стала капитаном команды. Но все-таки нога давала о себе знать. И тут подвернулся керлинг. Я уважаю любой вид спорта, будь то шахматы, будь то керлинг (хотя, честно говоря, до того момента я даже не представляла, что это такое).

Так как для нас это уже вторая Олимпиада, речь просто об участии уже не идет – держим курс строго на победу. В спорте многое зависит не только от техники, но и от удачи. Будем надеяться, что все сложится. В Ане я уверена, потому что она с малолетства трудолюбивая и целеустремленная, долго переживает из-за неудач и тщательно разбирает свои ошибки».

Светлана Зайцева, мама сноубордиста Никиты Автанеева, домохозяйка

«Первую доску мы подарили сыну по инициативе папы. Они с Никитой вместе начинали кататься, но муж потом вернулся на лыжи, а Никита «поехал» дальше. Мы уже и шестилетнюю дочку на доску поставили, она уже пару раз занималась с тренером, говорят, из нее тоже может что-то получиться. Надеемся, Никита как-нибудь тоже с ней повозится, но пока у него нет времени. Его и в Москве-то не бывает никогда.Вообще, когда сын занялся сноубордом, он стал взрослеть, как-то по-другому ко всему относиться. Не зря говорят, что спорт дисциплинирует. После рождения сестры он сказал, что уже взрослый, и с 13 лет стал ездить на тренировки сам. Честно говоря, я даже не ожидала от него такой собранности и выносливости, но он смог совмещать и уроки, и тренировки.

Я никогда не сомневаюсь в решениях сына: он принимает их сам, и я уверена, что у него получится реализовать все, что он задумал. Конечно, мы очень рады и гордимся Никитой, ведь в Олимпиаде участвует далеко не каждый.

Он не всегда рад нашему присутствию на соревнованиях, потому что чувствует тогда большую ответственность. Пару раз мы делали ему сюрпризы и, не предупредив, приезжали, скажем, на чемпионат мира в Италии. Никита увидел нас уже после и очень удивился: «А вы откуда здесь?» Вот так вот: к нам родители в пионерлагерь ездили, а теперь мы на соревнования ездим».

Беседа состоялась в рамках презентации Семейного дома P& «Спасибо, мама!». Благодарим компанию Ketchum Maslov за помощь в организации интервью.

Наш папа все время удивляется, откуда у нашего сына столько энергии, и всегда добавляет: «Мне бы столько, я бы….». Думаю, каждый родитель когда-то задумывается, куда бы направить этот неустанно бьющий поток энергии, исходящий от вашего любимого маленького человечка.

Вот и я, хотя малышу всего 2.4 года уже несколько месяцев обдумываю, в какую бы спортивную секцию определить своего ребенка. Рядом с нашим домом нет, к сожалению, никаких секций не только для малышей, но и для детей постарше, поэтому ребенка придется возить в город, и тут уже наш выбор будет ограничен только количеством нашего свободного времени и суммой денег, которую мы готовы потратить на это.

Папа наш очень спортивный, поэтому мы растим спортсмена с младенчества. У нас в ходу и футбольный мяч и хоккейная клюшка. Недавно приобрели малышу боксерскую грушу и перчатки, теперь, помимо тренировок с папой, сын несколько раз в течение дня подходит к папе или ко мне и предлагает: «Давай боксироваться!». В год я приобрела ребенку шведскую стенку, а сейчас записала его в бассейн, купила шапочку и плавки, но из-за сильных морозов мы еще не доехали до спортивного комплекса. Я понимаю, что все увлечения нельзя поддерживать на профессиональном уровне и нужно выбрать одну, максимум две спортивные секции, которыми заниматься серьезно. Правда о серьезности в 2.5 года речь, конечно, не идет, но время бежит так быстро, что потом некогда будет задумываться…

Поэтому хочу предложить вам несколько советов, которые помогут вам выбрать вид спорта, а вашему малышу успешно им заниматься.

У ребенка есть свои желания

Не нужно делать из ребенка футболиста, только потому, что ваш папа мечтает, чтобы сын сделал лучшую карьеру в футболе, чем он сам (а наш папа, как раз только об этом и мечтает). Нужно обязательно интересоваться у ребенка, а нравится ли ему та или иная секция. Посмотрите на настроение малыша, когда вы встречаете его после занятий. Сияет ли на его лице улыбка, или он смурнее тучи.

Если ребенку нравится занятие, он всегда достигнет хороших результатов, возможно не сразу, но если у него есть желание, то все будет. Не заставляйте малыша ходить на занятия из-под палки. Если малыш не захотел идти на занятие в первый раз, поинтересуйтесь, может какие-то проблемы на занятиях: не успевает за всеми, просто устал, а может, с кем-то не сложились отношения в команде. Не пускайте все на самотек, отнеситесь серьезно к проблемам маленького человечка и постарайтесь помочь.

Главное, не забывайте напоминать ребенку, что спорт помогает воспитывать дух сопротивления трудностям. Будьте готовы, что вам придется сменить не одну, а может и даже 10 секций, пока ваш ребенок скажет окончательное «ДА».

Важно не повредить здоровью

Перед тем, как начать ходить в какую-то серьезную секцию, не забудьте посетить врача, как минимум педиатра, который посоветует вам, на что обратить внимание, и каких специалистов вам было бы неплохо посетить. Например, ортопед, скажет вам, есть ли у вас проблемы с позвоночником, и допустимы ли для вашего ребенка нагрузки, которые вы выбрали.

Ищите мастера своего дела

Если есть возможность выбирать, у вас не одна спортивная секция на 100 км. вокруг, ищите профессионала своего дела. Так же немаловажно, чтобы тренер умел находить общий язык со всеми ребятами. Поэтому, прежде чем отдать ребенка определенному человеку на занятия, поинтересуйтесь:

  1. каких результатов уже добились его подопечные
  2. тактичен ли он с детьми
  3. не слишком ли жесткая или наоборот слишком свободная дисциплина на занятиях
  4. и, что немаловажно, курит ли он

Питание должно быть на пользу

Следите за рационом своего будущего рекордсмена. Пища, должна идти на пользу, причем нужно учитывать, чем занимается ваш ребенок. Например, пловцам и борцам нужно есть больше белков: мясо, рыба и яйца. А вот фигуристам и теннисистам лучше придерживаться вегетарианской диеты.

И последнее, вот несколько вещей, на которые вы – РОДИТЕЛИ – должны обращать внимание, а не полагаться на руководителей секции или бабушку, которая забирает ребенка со спорта:

  • инвентарь – не стесняйтесь сами проверять его исправность, это ваше право. Если он вызывает у вас опасения, не молчите, чтобы потом не пришлось себя корить, в случае чего…
  • не нагружайте ребенка слишком много, следите за его состоянием, не перегревается ли он во время тренировок, достаточно ли воды пьет (во время интенсивных занятий возможно и обезвоживание организма)
  • если у вас случилась травма, дайте организму полностью восстановиться, не спешите с возвращением к тренировкам
  • по возможности подбирайте группу для своего ребенка, где дети будут не только одного возраста, но и телосложения с ним. В некоторых видах спорта, во время парных тренировок из-за сильной разницы в массе или росте могут быть травмы.
  • следите, чтобы малыш не только хорошо питался и успевал на тренировки, но и высыпался, здоровый сон это одно из слагаемых успеха
  • если спорт травмоопасен, приобретите малышу самую лучшую защиту. Важно, чтобы она не была на вырост или мала, если защитный шлем все время спадает или жмет, нормально тренироваться ребенок просто не сможет

И последнее, помогите ребенку настроиться на тренировку. Не нервируйте его и не портите настроение, и тренировка пройдет отлично!

А вы растите спортсмена? Каким видом спорта вы планируете занять ребенка?

12.07.2018

Как вырастить настоящего чемпиона? Вопрос сложный и требующий предметного обсуждения. Редакция портала 7ya.ru встретилась со спортивным психологом Тиуновой Ольгой Владимировной, чтобы ответить на вопросы, которые чаще всего интересуют родителей начинающих спортсменов .

1. В последнее время занятия в спортивной секции многие родители считают обязательным приложением к школе и детскому саду. Каким детям и в каком возрасте не нужен спорт в таком формате? Чем его можно заменить, чтобы все же выработать привычку к физической активности?

Ответ на этот вопрос прост: спорт в его детском воплощении не нужен только тем детям, чьё свободное время и без того полностью занято полезными, а главное, увлекающими ребёнка занятиями. Но что-то «спортивное» обязательно нужно ребёнку «показать», и это не один тип занятий – ребёнку нужно предоставить выбор. Самое правильное, если в юности у него будут основания сказать: «Я знаю футбол, теннис и гимнастику. Занимался(-ась).»

Спорт за счёт особых условий организации этого вида деятельности, особых (рабочих!) отношений между участниками этого процесса является полезной почвой для правильного взросления. Здесь и тренировка тела, и тренировка духа. Поэтому думая о благе ребёнка, родителям следует использовать все возможности для приобщения своего чада к спорту. Ну, и выполнение упражнений-комплексов, элементов соревнования в домашних условиях, на природе, во дворе и т.д. никто, конечно, не отвергает. Это – минимальный уровень физического воспитания.

2. Как определить, какой вид спорта (или шире – какие занятия) больше всего подходят ребенку? Как это можно понять – про дошкольника, школьника, подростка – если он сам не проявляет инициативы?

При выборе вида спорта можно исходить из нескольких принципов:

а) выбираем, опираясь на антропометрические показатели. Более рослый, крупный ребёнок по сравнению со сверстниками, вероятно, будет в спорте и более успешным. Хотите создать ему атмосферу заслуженного успеха? Переходите к следующему этапу – предложите выбор. Пробуйте разные виды спорта. Многое в дальнейшем будет зависеть от обстановки в конкретной секции, клубе.

б) выбираем, исходя из психологических особенностей ребёнка. Компанейский, заводной, активный, общительный – значит командные виды спорта. Самодостаточный, независимый, избирательный – индивидуальные виды. И дальше точно также – нужно пробовать…

в) выбираем «от противного». Неуверен, боязлив – единоборства помогут понять, что ты не хуже других! Уже не страшно. Теперь не страшно!

г) выбираем, исходя из интересов. Любит животных – конный, кинологический спорт. Проявляет склонность к эстетике – художественная гимнастика, синхронное плавание… Зачитывается Дюма – фехтование. «Технарь» - значит картинг, вело, авто и пр. и пр.

Наверняка есть и другие подходы. Вообще спортивной наукой разработаны разные системы отбора талантливых спортсменов - генетические исследования, дерматоглифика, психологические тесты, функциональное тестирование, двигательные тесты и др. Набирают популярность социальные городские программы комплексного характера - «Выбери спорт»…

А ведь есть ещё и семейные традиции. И спортивный опыт родителей может увлечь ребёнка, а в дальнейшем помочь ему.

3. Ребенок просится в тот или иной спорт. Родители сомневаются – у них предубеждения по поводу этого вида спорта и здоровья, дорого, некому возить и т.п. Какое решение принять?

Снять все собственные сомнения – это единственное решение в подобной ситуации. Желательно знакомить ребёнка с видами спорта (пробные тренировка, дни открытых дверей и др.) по уже подготовленному вами списку (стоимость, объём и время занятий, транспортная или «пешая» доступность, качество спортивной базы и др.). И, наверное, лучший вариант - заранее подойти на занятие секции и поговорить с родителями, имеющими подобный «опыт»…

4. Родители мечтают, чтобы ребенок занимался определенным видом спорта. Ребенку все равно или он против. Какое решение принять? Последствия решений, плюсы и минусы.

В любом случае нужно пробовать… Спорт от занятий физической культурой отличается стремлением к победе. И когда ребёнок, попадая в спортивную среду, чувствует, что за ним есть заинтересованный, умный взрослый – это придаёт ему силы и исходно создаёт полезный «тыл» (он не один пришёл сюда бороться и побеждать, у него есть своя «команда» за спиной). Плохо, если нереализованные спортивные амбиции родителей переносятся на сына или дочь - появляется давление, звучат резкие оценки и ребёнку начинает казаться, что теперь любовь близких к нему зависит от его спортивных успехов.

5. Ребенок начал заниматься в спортивной секции и через месяц-два отказывается ходить на тренировки. Что делать родителям?

Разобраться в причинах этого разочарования. Может оказаться, что, находясь «в процессе», будучи внутри спортивного коллектива, он столкнулся не с естественными тренировочными трудностями, а с чем-то иным…Его разочарование может быть связано с поведением тренера, с не комфортной обстановкой в спортивной группе, с непониманием сложных спортивных задач, неумением анализировать первый опыт побед и поражений.

О возможных и совершенно естественных неудачах юного спортсмена нужно предупреждать заранее. Спорт – это борьба. Борьба с собой и с соперником.

6. Как часто можно менять занятия (начал, бросил, пошел на что-то еще)? Чему учит смена занятий по желанию ребенка? Чему учит, если родители настаивают на продолжении и завершении какого-то этапа (дозаниматься до конца года и т.п.)?

В спортивной подготовке существует своя тренировочная периодизация (этак, цикл, сезон и др.). Конечно, желательно, начав тренировки, довести дело до какого-то логически понятного промежуточного финала. А потом, если появились сомнения, сделать паузу. Не обсуждать тему «ухода», а дать ребёнку подумать самому, поскучать…Но всё-таки лучше дольше выбирать «свой» вид спорта, чем раз и навсегда отбить у ребёнка интерес к физической активности.

Есть ещё один важный момент: ребёнок должен знать, что в начале тренировок будет тяжело - будут болеть мышцы, тренер будет удивительно не похож на маму с папой (об этом ребёнка стоит предупредить), но через 2 месяца много изменится – организм перестроится и адаптируется к нагрузкам. Похоже, эти два месяца и могут стать ориентиром для промежуточного подведения итогов - «уходим-остаёмся».

7. Какому ребенку стоит идти в большой спорт, а какому лучше не надо? К чему надо быть готовым родителям спортсменов?

Заранее об этом ничего сказать нельзя… До «большого спорта» нужно…дойти, дорасти. А тем, кто понял, что:

Путь уже пройден большой и пройден успешно,

Ребёнок увлечен спортом, его там ценят,

Пора серьёзно планировать будущее, выбирать профессию, думать о карьере, о взрослой жизни,

я могу посоветовать подключить к подготовке вашего юного спортсмена опытного спортивного психолога. Для того, чтобы всё выстраивалось уже «по-взрослому», системно, комплексно, рационально, четко и … спокойно.

8. Плюсы и минусы (в т.ч. здоровье, карьера) большого спорта для ребенка. Можно ли вырастить чемпиона и не испортить ребенку жизнь?

Наша жизнь состоит из двух вещей: из времени и из выбора, который мы постоянно делаем. До «чемпионства» путь очень долог. На этом пути много труда и «развилок». Нельзя стать Олимпийским Чемпионом и вдруг осознать, что «я испортил себе жизнь». Но можно потратить много времени, средств и сил и НЕ вырастить Чемпиона и этим…усложнить жизнь своему ребёнку, лишив его качественного образования, например, полноценного развития… Какой выход? Только один: пробовать, искать варианты, свой спорт, двигаться по «спортивному пути» обдуманно и рационально, оперативно «решая проблемы по мере их поступления».