Склонность к переживанию чувства вины. Чувство вины. Разновидности чувства вины

О чувстве вины не принято говорить, потому что это вызывает болезненные чувства и затрагивает скрытые части души. Однако это может быть и весьма полезно, для освобождения понимания ее механизмов и профилактики. В этой статье я опишу типы чувства вины, их функции и особенности исходя из своего опыта работы.

Существуют разные типы чувства вины - взрослое и детское. Соответственно у них разные механизмы, функции и последствия.

Взрослое чувство вины

Взрослое чувство вины - это чувство, которое обозначает конфликт с собственной системой ценностей человека, то есть с совестью. Совесть это некая структура, которая формируется по мере роста человека, под воздействием внешних ценностей.

Поэтому у разных людей может быть совершенно разная совесть. Однако механизм действия один и тот же: мгновенный оценочный контроль мышления и действий человека. При отклонении от совести как раз и возникает естественное, взрослое, чувство вины, как сигнал отклонения от некого ценностного ориентира и обращающий на себя внимание с целью принятия оптимального решения.

Типовых решений в этом случае множество.

Первый, самый простой и, пожалуй, адекватный - действовать в русле собственной совести, то есть в своей системе высших ценностей. Причем очень важно совесть, как систему личных ценностей, защищать в том смысле, что влияние на совесть - притягательный инструмент различных внешних структур - идей, систем и других людей. Все внешнее, идеи, религии, учения, люди, явно или неявно стремятся повлиять на совесть.

Чуть более сложный вариант - скорректировать совесть, найти другую опору для совести или самостоятельно пересмотреть свои ценности и отношение, чтобы действия или мысли не вызывали напряжение в теле совести в виде чувства вины.

Вариант вполне оправданный, однако свои нюансы есть. Перестраивание своих ценностей может привести как к повышению комфорта, личной целостности и эффективности взаимодействия так и к их понижению. Это будет зависеть от того, на сколько новый вариант ценностей будет соответствовать среде, в которой человек взаимодействует.

Так же есть специфические варианты для любителей. Например можно обсудить напряжение в совести, то есть ситуацию которая вызывает внутренний конфликт и чувство вины, с целью её решения. Вариант хороший, однако есть нюансы.

Примеры - разговор с психологом, психотерапевтом, товарищем или признание кому-либо, либо исповедь и подобные меры. Опасность в том, что в момент такого взаимодействия внутренняя система ценностей, она же совесть, особо уязвима для внешнего влияния.

Поэтому при неравновесном и одностороннем взаимодействии, например, как исповедь, или признание человеку - манипулятору не всегда происходит решение, к тому же создается сильная и вредная привязка и зависимость.

Однако при равновесном взаимодействии и принятии, таком, как например общение с адекватным и понимающим человеком, обычно происходит позитивное решение ситуации и взаимный рост осознания и глубины взаимодействия.

Есть, однако и другие, более вредные варианты решения взрослого чувства вины.

Самый типичный это проигнорировать сигнал чувства вины, что приводит к постепенному накоплению патологического внутреннего напряжения - весьма частый вариант. Негативная сторона в том, что такой тип поведения становится со временем шаблоном.


У человека постепенно растет способность удерживать и игнорировать это напряжение. Это, в свою очередь, постепенно увеличивает собственный стресс и блокирует собственные чувства. Человек теряет глубину взаимодействия с другими людьми, с миром.

Возникает сложность в тонком и глубоком взаимодействии. Такой типаж людей "продавливает" других и так же неосознанно блокирует их чувствительность и ясность восприятия. Либо становится весьма поверхностным, скучным и неглубоким. Таких людей очень много, и их проблемма в том, что во первых, они не осознают это как проблему, а во вторых, они могут боле менее глубоко взаимодействовать только с такими же себе подобными.

Еще один вариант решить взрослое чувство вины - переложить ответственность: "Не мы такие, жизнь такая", "сам виноват", "жизнь заставила" итп. Это делает человека в результате пассивным и не эффективным и слабым - проигрышный вариант.

Патологичный вариант - отключить совесть совсем. Патология в том, что при этом все ориентиры размываются и происходит деградация личности, невозможность радости.

Вот это, пожалуй, основные типы разрешения взрослого чувства вины.

Детское чувство вины

Однако теперь вернемся к детскому чувству вины, которое гораздо опаснее. Детское чувство вины характеризуется несколькими вещами:

1) понимание, и структура совести у ребёнка еще не сформированы

2) ребенок не знает и не чувствует меры в чувстве вины

Есть несколько вариантов детского чувства вины, на которые весьма редко обращают внимание.

Первая причина и вариант переживания вины - когда человек, от которого ребёнок зависит (обычно это мама) переживает глубокие болезненные состояния души. Ребёнок, не способный понять причины этого, воспринимает себя их причиной и соответственно у него появляется детское чувство вины.

Детская логика здесь проста - переменных в мозгу ребенка мало - только мама и чуть-чуть он сам. И если мама при взаимодействии с ним чувствует себя плохо, то ребенок естественно воспринимает себя причиной того, вне зависимости от реальной причины состояния мамы.

Это может произойти даже до рождения внутри утроба, если мама испытывает тяжелые переживания. Таким образом, данное переживание болезненного состояния близкого человека и собственной, связанной с этим вины, становится очень сильной психотравмой, которое сознание стремится избежать.

При этом уже тогда формируются патологические шаблоны взаимодействия, которые проявляются уже во взрослом состоянии. Например уже во взрослом возрасте, избегая этого переживания, человек будет отказываться от себя и своих чувств, бояться проявить себя, подавлять свои желания и потребности, легко попадаться на манипуляции обид, будет оценивать свои действия, чтобы ни в коем случае не обидеть или даже задеть чувства кого-то, будет проявлять чрезмерную сдержанность, такой человек может стараться угодить близким в ущерб себе.

Таким образом, в корне такого поведения лежит конструкция с позитивным намерением - решить личную болезненную детскую ситуацию. Однако ситуация эта была с негативным опытом в силу невозможности ее решить будучи ребенком, и связанным с этим чувством вины.

Подобно взрослому, адекватному, чувству вины, описанному вначале, детское тоже стремится к разрешению. Однако в силу иррациональности и невозможности постигнуть его сознательным мышлением оно будет компенсироваться и разрешаться через патологические шаблоны мышления и взаимодействия.

Человек может притягивать и реальные собственные страдания и страдающих близких в свою жизнь, в бессознательной попытке пережить и решить ситуацию.

Второй вариант детского чувства вины - облегчение собственного душевного страдания, когда ребенка ругают или наказывают. Восприятия течения времени в детском состоянии значительно отличается от взрослого.

И поэтому, когда мама, или кто-то другой ругается или наказывает ребенка за то, что тот только что сделал, то для ребенка это часто может восприниматься совсем непонятно и нелогично. И еще хуже когда родитель просто ругается и наказывает вообще без понятных на то для ребенка причин, или в силу своего раздражения просто срывается.

В этом случае ребенок переживает сильнейшую душевную боль и чтобы хоть как то облегчить ее, принимает и начинает переживать безосновательное чувство вины просто так. В момент переживание оно несколько снижает боль от душевного страдания, однако это становится миной замедленного действия и опаснейшим неосознанным шаблоном его поведения в дальнейшем.

Для ребенка в таком состоянии гораздо легче принять свое чувство вины, чем винить близкого и сопротивляться. В последствии это может вырасти в серьезный комплекс безосновательной вины, состояние неполноценности.

В силу чрезмерной болезненности травмирующего события сознание будет стремиться избегать переживания корневого события даже в своей памяти. Оно почти всегда вытесняется из памяти, при этом замораживается связанная с ним значительная часть души.

Может произойти даже расслоение и распад личности и само травмирующее событие будет восприниматься как что то далекое, произошедшее с кем-то другим. Однако напряжение никуда не денется, лишь спрячется где то глубоко до поры до времени.

Данный тип травмы так-же создает некоторое расслоение в восприятии. В силу того, что ситуацию невозможно решить, теряется доверие к миру в целом. Внутреннее представление начинает отрываться от реальности.

Чтобы хоть как то сохраниться, травмированный уходит в абстрактные области мышления, становится оторван от реальности, замкнутым. Такой типаж непонятого гения, который занимается чем-то непонятным для всех и оторванным от жизни, а по сути просто уходит от реальности и связанными с ней переживаниями.

В связи с заморозкой части души и чувств, он испытывает сложности с пониманием людей и взаимодействием с ними. Такой тип людей легко может уйти в секту, и найти там подобных душевных травматиков с которыми ему легче будет найти общий язык.

В плане отношений так-же такой человек будет притягивать аналогичных душевных травматиков. Потому что у обоих аналогичная часть души будет заморожена и вытеснена из восприятия и они не будут доставлять друг другу болезненных переживаний.

Даже наоборот, они подсознательно будут помогать вытеснить замороженную часть души, как будто так и было. Короче какое то время будет ощущение взаимопонимания между ними. Хотя по факту произойдет просто взаимозамыкание чтобы не видеть части мира вокруг, что может восприниматься как любовь, родственная душа, а по сути будет парочка странных людей, прячущихся от мира друг в друге. Как такие отношения будут развиваться - предсказать невозможно, однако так или иначе психотравматический заряд присутствующий в них будет сидеть миной замедленного действия, которая рано или поздно может сработать.

Третий тип детского переживания вины весьма тонок и обычно вообще неосознаваем и даже неуловим. Это не связано с каким либо событием в котором ребенок участвовал непосредственно.

Причина этого близкий человек, мама или папа, у которых есть собственное вытесненное и нерешенное взрослое чувство вины, которое я описал в начале статьи. В более худшем случае у родителя может так же быть своя нерешенная детская психотравма, с детским чувством вины.

В том случае, когда близкий взрослый, вытеснил и сдерживает чувство вины и не говорит об этом явно, ребенок неосознанно копирует и впитывает это переживание взрослого. Ребенок так же будет испытывать некоторый, непонятный для него стресс и напряжение, при том что не сможет его решить и просто вытеснит из восприятия и заморозит это в себе.

Это разумеется повлияет и на его развитие. По мере взросления у него могут возникать сложности с принятием себя в сфере, в которую он заморозил в себе, в связи с непонятным поведением родителя.

В последствии, чтобы принять себя, человек будет подсознательно стремиться совершить те действия, которые вызовут аналогичные чувства, которые не принял в себе родитель. Например если один родитель изменил другому, либо у кого-то из родителей есть некая, вызывающая чувство вины позорная тайна, которая скрывается и вытесняется из памяти, то родителю будет сложно установить глубокое взаимопонимание с ребенком, а ребенок не сможет почувствовать полного принятия себя своим родителем.

Будет чувствоваться некое тонкое чувство неполноты, которое будет двигать ребенка к тому, чтобы повторить аналогичное поведение родителя, будучи уже во взрослом состоянии. Бывает так, что такая психотравма передается из поколения в поколение долгое время оставаясь скрытой и неосознанной из-за страхов осуждения.

Решение всех ситуаций предполагает возвращение к собственным первичным ситуациям и повторному проживанию их в чувствах, для последующей разморозки и освобождению. Это сложно и требует определенной храбрости и воли.

Это шаг дальше от обычной и привычной психологии анализа к психологии переживаний, к тем слоям психики, где логика еще не была сформирована. Ситуация осложняется еще тем, что человек привык блокировать и отрицать те части своей души, в которых хранятся замороженные переживания.

Однако это возможно. Подходов множество. И телесная терапия, и психология переживания, психодрамма. Специалисты в данной сфере есть. Что-то универсальное сложно предложить, работа тут в основном индивидуальная и в первую очередь зависит от готовности, смелости и воли человека.

Готовность заключается в признании у себя нерешенных замороженных травмирующих ситуаций. Смелость - в готовности пережить их снова в своих переживаниях, воля - осознанные шаги к освобождению.

Очень многие люди страдают от чувства вины и стыда, или от депрессии. Их эмоциональная жизнь чрезвычайно запутана и полна конфликтов. В таком состоянии творческий подход к жизни вряд ли возможен, фактически, подобная склонность к депрессии свидетельствует о внутреннем принятии собственного поражения.

* Как возникает чувство вины? Вина не является подлинной эмоцией, происходящей из переживания удовольствия или боли. Она не имеет основы в биологических процессах тела. Кроме как у человека, в животном мире она не встречается. Следовательно, мы можем предположить, что вина представляет собой продукт культуры и свойственных ей ценностей. Эти ценности воплощены в моральных принципах и нормах поведения, которые, будучи внушены каждому ребенку его родителями, становятся частью структуры эго ребенка. К примеру, большинство детей учат тому, что лгать нехорошо. Если они, приняв этот принцип, когда-нибудь солгут, то будут чувствовать себя виноватыми. Если они воспротивятся такому воспитанию, то это введет их в конфликт с родителями, что также может привести к возникновению чувства вины.

* Проблема осложняется тем фактом, что человек на самом деле чувствует неприемлемость лжи в доверительных отношениях. Ощущение, что ложь ненормальна, возникает от плохого самочувствия, то есть - она вызывает у человека болезненное состояние, вызванное нарушением гармонии в отношениях с доверяющими ему людьми. Следовательно, существует некоторое оправдание положения, согласно которому человек не должен лгать.

* По мере того как человек развивал культуру и выходил за пределы полностью животного состояния, мораль становилась частью его образа жизни. Однако эта мораль была естественной, основывавшейся на чувстве правильного и неправильного, или, выражаясь более конкретно, на том, что способствует удовольствию, в противовес тому, что ведет к боли. Я проиллюстрирую эту концепцию естественной морали еще одним примером детско-родительских взаимоотношений. Нормальному родителю причиняет боль недостаток уважения со стороны ребенка, а ребенка тревожит боль его родителя. Каждый ребенок хочет уважать своего родителя - это принцип естественной морали. Тем не менее, он не будет уважать родителя, если это ведет к потери самоуважения и отказу от права на самовыражение. Если родитель уважительно относится к личности ребенка и прежде всего к его стремлению к удовольствию, то между родителем и ребенком существует взаимное уважение, способствующее усилению удовольствия, которое они испытывают благодаря друг другу. В такой ситуации ни у родителя, ни у ребенка не разовьется чувство вины. Чувство вины возникает тогда, когда негативное моральное суждение налагается на телесную функцию, выходящую за пределы контроля эго или сознания. Чувствовать себя виноватым по поводу сексуального влечения, например, не имеет смысла с точки зрения биологии. Сексуальное желание - это естественная телесная реакция на состояние возбуждения, и развивается оно независимо от воли человека. Оно берет начало в ориентации тела на удовольствие. Если это желание расценивается как морально вредное, то это означает, что сознание выступает против тела. В этом случае происходит расщепление единства личности. У любого человека с эмоциональными нарушениями присутствует сознательное или бессознательное чувство вины, которое подрывает внутреннюю гармонию личности.

* Принятие чувств человека не подразумевает, что у него есть право в любой ситуации действовать, руководствуясь ими. Здоровое эго способно контролировать поведение, дабы оно соответствовало ситуации. Недостаток такого контроля, который можно наблюдать в случае слабого эго или нарушений личности, может привести к действиям, оказывающимся деструктивными для самих индивидов и социального окружения. И хотя общество не только имеет право, но и обязано защищать своих членов от деструктивных действий, оно не вправе навешивать ярлыки непосредственно на чувства, называя их дурными и безнравственными.

* Такое разграничение станет очевидным, если мы поймем, в чем отличие вины как моральной оценки собственных чувств от вины как осуждения действий человека с точки зрения закона. Во втором случае вина подразумевает, что тем или иным поведением был нарушен установленный закон. В первом вина апеллирует к чувству, которое часто не имеет никакой связи с конкретными действиями или поведением человека. Человек, нарушающий закон, виновен в преступлении независимо от того, чувствует он себя виновным или нет. Ребенок, который чувствует враждебность к своим родителям, может страдать от чувства вины, хотя и не совершал никакого деструктивного действия. Чувство вины является формой самоосуждения.

* Любое чувство или эмоция могут стать источником чувства вины, если им приписано негативное моральное суждение. Однако в целом именно наши чувства удовольствия и наслаждения, сексуальные или эротические желания, а также враждебность оказываются в числе тех, которые окрашены подобными суждениями, происходящими непосредственно из родительских установок и, в конечном итоге, из социальных устоев. Ребенка вынуждают чувствовать вину за свое стремление к удовольствию, чтобы сделать из него производительного работника; его заставляют чувствовать , чтобы подавить его животную натуру, и его заставляют чувствовать вину в случае появления враждебности, чтобы сделать его покорным и безропотным. В ходе подобного воспитания его творческий потенциал оказывается уничтожен.

* В процессе психотерапии большая часть усилий направляется на устранение чувства вины - с тем, чтобы восстановить целостность личности. Ибо именно чувство вины подрывает силу эго и ослабляет его способность контролировать поведение в интересах индивида и общества. И не что иное, как чувство вины вынуждает людей действовать деструктивно, препятствуя течению естественных процессов саморегуляции тела. В каждом послушном ребенке живет дух неповиновения и мятежа, который в любой момент готов прорваться наружу. У каждого сексуально сдержанного человека есть склонность к извращению. А всем людям, испытывающим недостаток удовольствия, кажутся привлекательными эскапады, которые обещают веселье.

* Чтобы избавиться от чувства вины, его, прежде всего, нужно осознать. На первый взгляд слова, что человек не чувствует своих чувств, кажутся противоречием. Однако наличие у человека латентных чувств, а именно - некогда вытесненных и теперь находящихся вне его сознания, это факт. Лучшее тому подтверждение - примеры из области секса.

* Чувство вины получает заряд от естественной эмоции. Если эмоция полностью выражена и содержащееся в ней возбуждение высвобождено, человек чувствует себя хорошо. Остается только чувство удовольствия и удовлетворения. Однако когда эмоция выражена лишь отчасти, то остаточное, не получившее разрядки возбуждение оставляет человека с чувством неудовлетворенности и нереализованности. Это неблагоприятное чувство может быть интерпретировано как вина, грех или безнравственность, в зависимости от моральной оценки. Попытка избежать таких определений, как вина или грех, ничего не меняет в скрывающемся за этим неприятном чувстве. Переживание полноценного удовлетворения и удовольствия не оставляет места вине.

* Вина создает порочный круг. Если человек испытывает вину по поводу своих сексуальных желаний, то он становится не способен принимать их в полной мере или целиком отдаваться сексуальным отношениям. Его сексуальная активность в таких условиях не может быть полностью удовлетворительной. Бессознательное сдерживание, усиленное виной, привносит в переживание элемент болезненности, и в результате человек остается с чувством, что что-то было "не так". Чтобы почувствовать, что все в порядке, действия, совершаемые человеком, должны сопровождаться приятными, приносящими удовлетворение ощущениями. Тогда возникает чувство, что все хорошо, так, как должно быть. В ином случае человек обоснованно предполагает, что происшедшее не совсем правильно, и неизбежно чувствует вину, возможно, более интенсивную, чем прежде.

* Таким образом, доказательствами существования бессознательного чувства вины служат сниженная способность к переживанию удовольствия, чрезмерный акцент на результативности и достижениях, а также маниакальное стремление к развлечениям и веселью. Пытаясь скрыть свое чувство вины, люди могут отказываться от удовольствий, но в действительности тем самым лишь выдают его. Их сниженная способность наслаждаться жизнью изначально была вызвана виной. Слова "должен" и "не должен", которыми оперируют в процессе воспитания детей, приводят к формированию чувства вины, даже если исключается употребление таких выражений, как "плохо", "нехорошо" и "грех".

* В процессе взросления ребенка чувство вины и подавленные под его влиянием импульсы структурируются в его теле в виде . Порой он может оказывать сопротивление, выражая свое неповиновение неприемлемым с точки зрения родителей поведением, но подобные действия не приводят к снижению стоящего за ними чувства вины. Напротив, они могут даже усилить это чувство. Он может сколько угодно рационализировать свои чувства, но это лишь загоняет вину вглубь до уровней, где она становится недосягаемой. Пока тело связано хроническими мышечными напряжениями, которые ограничивают его подвижность и снижают способность индивида к самовыражению, чувство вины остается скрытым в его бессознательном.

* Вина может быть связана не только со стремлением к удовольствию, но и с чувством враждебности. Между ними существует непосредственная связь: ребенок испытывает враждебность, когда его стремление к удовольствию фрустрируется, после чего его наказывают и вынуждают почувствовать вину за свой гнев. И вновь мы сталкиваемся со списком "должного" и "недолжного". "Ты не должен кричать", "ты должен слушать своих родителей", "ты не должен злиться" и так далее. Поскольку в результате ребенок чувствует, что враждебность - это неправильно, он убеждается в том, что он плохой. Он провинился.

* Поскольку чувство вины является формой самоосуждения, то оно может быть преодолено с помощью . Отрицать чувство или эмоцию - значит отвергать часть самого себя. А когда человек отвергает сам себя, возникает чувство вины. Люди отвергают собственные чувства, поскольку у них существует идеализированный образ "Я", который исключает чувства враждебности, страха или гнева. Отторжение, однако, происходит лишь на ментальном уровне, чувства остаются на месте, скрытые под слоем вины.

* Изначально отторжение возникает со стороны родителей. "Ты плохой мальчик, раз не слушаешься своих родителей", - если повторять эти слова достаточно часто, то можно промыть ребенку мозги и заставить поверить в то, что он плохой. Ребенок не рождается плохим или хорошим, послушным или непослушным. Он, как любое живое существо, рождается с инстинктивным стремлением к получению удовольствия и избеганию боли. Если такое поведение оказывается неприемлемым для родителей, то неприемлем становится и ребенок. Родитель, который убежден, что любит своего ребенка, но не может принять его животную натуру, может быть уличен в самообмане.

* Чувство вины ребенка берет начало в ощущении, что он нелюбим. Единственное объяснение, к которому может прийти ребенок в этой ситуации, заключается в том, что он не заслуживает любви. Он не способен задуматься о том, что ответственность за это лежит на матери. Подобная идея может посетить его позднее, когда он разовьет способность мыслить более объективно. А в раннем возрасте его душевное здоровье и жизнь зависят от позитивного представления о матери, от того, видит ли он в ней доброжелательную, могущественную и защищающую фигуру. Те аспекты ее поведения, которые противоречат этому образу, отрицаются ребенком и переносятся на образ "плохой матери", которая не является его настоящей матерью. Такое поведение ребенка обусловлено самой природой, согласно которой материнская любовь является врожденной и инстинктивной. И поскольку мать безупречна, плохим оказывается ребенок, другого варианта распределения этих ролей не существует. Подобного разделения не происходит, если мать и ребенок удовлетворяют потребности друг друга, дарят любовь и доставляют удовольствие.

* Тогда как одни чувства считаются неприемлемыми с моральной точки зрения, другие - желательными. Эти чувства намеренно культивируются, люди пытаются демонстрировать любовь, сострадание и терпимость, которых в действительности не испытывают. Такая псевдолюбовь позволяет человеку чувствовать себя добродетельным, но не приносит удовольствия. Для человека, считающего себя добродетельным, любовь связана не с ожиданием удовольствия, а с моральным долгом или обязательством. Такое поведение обусловлено стремлением скрыть противоположные чувства. Псевдосимпатия добродетельного человека скрывает его подавленную враждебность, видимость сострадания маскирует подавленный гнев, а ложная терпимость прикрывает его предубежденность.

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"

© , 13 июня 2011 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Чувство вины из всех живых существ, присуще только человеку. Но всегда следует определиться, на самом деле вы виноваты, или только чувствуете себя таковым. Довольно часто это чувство возникает без реальных причин и нам только кажется, что мы в чем-то виноваты. В этой ситуации надо постараться избавиться от такого душевного груза. Не существует ни одного человека, которому незнакомо чувство вины за какие-то поступки или слова. Но реагируют люди по-разному: некоторые ищут положительные моменты в своем состоянии, что помогает им учиться на собственных ошибках, а другие испытывают такие душевные муки, которые не проходят годами. Чувство вины способно основательно испортить жизнь людям, особенно ответственным и совестливым.

Причины возникновения чувства вины.

Разновидностей этого чувства встречается великое множество в зависимости от ситуации и психологических причин, которыми оно вызвано. Далее рассмотрим некоторые из них.

  • 1. Вы чувствуете себя виноватым за то, что злитесь на других людей. Вы убеждены, что хорошим людям злость чужда. Чувство вины отягощается особенно в тех ситуациях, в которых злость вызывают очень близкие люди. Например, родители сердятся на ребенка за его плохое поведение, они испытывают гнев, но внешне его не проявляют, так как считают, что хорошие мать и отец не должны злиться на собственных детей. А то, что это, все же, происходит, служит причиной возникновения чувства вины. На самом деле убеждение, что любовь и злость не могут существовать вместе, ошибочно, они не исключают друг друга. Вы можете злиться на любимого человека. А вот равнодушным быть не должны. Чувствуя себя виноватыми, родители не хотят наказывать ребенка за проступки, что в результате приводит к вседозволенности.

    Чувство вины, порой, испытывают и дети, злясь на родителей. Мы привыкли к тому, что неправильно испытывать негативные эмоции по отношению к воспитавшим и заботившимся о нас людям. Но жизнь знает множество примеров, когда причины для злости в этой ситуации, все же, возникают. Живя с таким чувством вины, человек не решается быть самостоятельным и делать что-то вопреки родительской воле. Это происходит потому, что повзрослевший ребенок убежден, что пойти наперекор мнению родителей, будет непорядочным по отношению к ним. В результате чувство вины перерастает в зависимость от них. Если же разрыв с родителями произошел, то это тоже оставляет чувство вины на всю жизнь.

  • 2. Вы испытываете чувство вины за негативные эмоции. Одним из примеров таких эмоций может служить ревность. Опять же, ошибочное мнение, что ревность унизительна, что умный и цивилизованный человек не должен испытывать подобное чувство. Но, ревность и любовь всегда идут рука об руку. Если ваш любимый или любимая уделяют большое внимание другому человеку, при этом испытывая удовольствие от общения с ним, как тут не ревновать. Ревность не зависит от образованности, от пола человека, от национальной принадлежности, от интеллекта. Но точно можно сказать, чем сильнее человек любит, тем болезненнее его ревность. А также чем больше человек подвержен паранойе, тем больше у него шансов испытывать ревность.

    Другим примером негативных эмоций, вызывающих чувство вины, является зависть. Причина возникновения чувства вины в этом случае аналогична предыдущей. Зависть принято считать непорядочной и глупой. Однако, это снова ошибочное утверждение, это вполне естественная эмоция, которую мы ощущаем, видя, что кто-то достиг чего-то или имеет что-то такое, чего нам тоже хотелось бы. И неважно материальные ли это блага или карьера, или талант, или семейное положение, да много существует вещей, которым можно позавидовать. Пока зависть существует в пределах разумного, она даже может служить толчком к развитию. Но, превышая допустимый порог, она становится «черной» и разрушительной для психики.

    Вы должны понять, что любая отрицательная эмоция до какого-то предела – созидательна, а после него начинает разъедать душу. Не надо бояться отрицательных чувств, если они не слишком интенсивны.

  • 3. Вы испытываете чувство вины за свои действия и поступки. Вы совершили какой-то поступок, зная, что это неправильно и плохо. В качестве примера можно привести измену. Если человек верующий или совестливый, то чувство вины за измену будет преследовать его долгое время, порою, и всю жизнь. Но ведь не всегда измена неоправданна.

    Чтобы помочь себе справиться с ситуацией, попробуйте разобраться, настолько ли ваш поступок плох, что мешает нормально жить. А вдруг это, всего лишь, общественное мнение, и вам следует научиться не зависеть от него.

  • 4. Вы чувствуете себя виноватым в равнодушном отношении к людям. В пример можно привести семейные отношения, когда один из супругов охладел к другому, который продолжает его любить. Или, например, к вам проявляет повышенное внимание хороший человек, а вы не можете ответить взаимностью.

    Это ложное чувство вины, так как нельзя заставить себя полюбить кого-то по приказу рассудка, как и разлюбить тоже.

  • 5. Вы испытываете чувство вины за отсутствие результата каких-то своих действий. Особенно это характерно для людей, предъявляющих к себе высокие требования. Для таких людей важным является слово «должен»: должен поступить в ВУЗ, должен заработать много денег, должен достичь высот в творчестве и т.д. Не добравшись до планки, которую они себе установили, эти люди начинают испытывать чувство вины и причисляют себя к неудачникам, несмотря на то, что на общем фоне они выглядят успешными.

    Избавление от чувства вины в этом случае может придти только с навыками получать удовлетворение не только от достигнутого, но и от самого процесса достижения.

  • 6. Вы испытываете чувство вины от того, что не все сделали, что могли для другого человека. Это характерно для людей, отличающихся добрым характером. Они стремятся все сделать так, чтобы всем было хорошо, особенно их близким. Видя страдания другого, эти люди начинают копаться в себе, выискивая, что именно они сделали не так или не то сказали, или были недостаточно внимательны к чужим проблемам и не сделали все возможное по их предотвращению. Причиной возникновения чувства вины в таком случае является ошибочное убеждение, что они и только они могут сделать счастливым другого человека.

    Избавление от этого снова в понимании того, что нельзя всю ответственность за жизнь других взваливать на себя. Каждый сам хозяин своей жизни.

  • 7. Вы только предполагаете что-то сделать неправильное, но уже испытываете чувство вины за поступок. Например, человек, вступая в отношения, уже заранее обдумывает варианты расставания, и каким непорядочным он будет ощущать себя после этого. Это приводит к отказу от отношений вообще. Такой человек всегда просчитывает, какие неприятности его действия доставят другим людям, и приходит к неутешительным выводам, тем самым блокируя для себя любые действия.

    Избавиться от такого чувства вины можно лишь, научившись совершать поступки по желанию и не думать о последствиях, тем более, они чаще всего непредсказуемы.

  • 8. Вы не оправдали чьи-то ожидания и чувствуете себя виноватым. Это характерно для людей, на которых родители в детстве возлагали большие надежды. Однако, они не были оправданы.

    Избавление от чувства вины придет с пониманием, что это только ваша жизнь и вы делаете все не ради чьих-то ожиданий, а ради себя самого.

  • Разрушительное действие чувства вины.

    Невозможно однозначно сказать, что чувство вины оказывает на нас отрицательное воздействие. Есть свои положительные моменты. Чувство вины, если хотите, можно назвать совестью человека, его ответственностью и способностью признать свою неправоту. Кроме того, это определенный самоконтроль, ведь если вы ощущаете это чувство, то значит, что-то в вашей жизни идет не так, что где-то произошло расхождения с вашими внутренними убеждениями и взглядом на жизнь. Возможно, чувство вины поможет избежать каких-то неправильных действий и поступков. Но существует и другая сторона медали. Вы начинаете заниматься самокопанием, полностью уверовав в свою вину перед кем-то. Это не может не привести к потере веры в себя, к сомнению в правильности своих поступков, и, как результат, к возникновению апатии и уныния. Человек, потерявший уверенность, постепенно начинает сдавать физически и терять интерес к жизни. Что, опять же, влечет за собой тяжелые депрессивные состояния и неврозы. Если чувство вины засело глубоко и прочно, то могут возникнуть даже психические расстройства и даже телесные недуги. Такие, как правило, появляются после потери близких людей, когда человек убежден, что не сделал что-то для спасения, что мог бы сделать. Однако, чаще всего ничего нельзя было исправить. Психика не справляется с таким чувством вины и человек живет с ним всю жизнь, даже не испытывая потребности сбросить этот груз.

    Способы избавления от чувства вины.

      1. Постарайтесь понять, существует ли ваша вина на самом деле, или это плод вашего воображения. Если вы придете к выводу, что чувство вины иллюзорно, вам будет легче его побороть в себе.
      2. Если вина, все же, есть, вам нужно попросить прощение за содеянное у того, перед кем виноваты. Если это уже не возможно, просто проговорите вслух свои извинения, представляя этого человека, стоящим перед вами.
      3. Поговорите о своем чувстве вины с кем-то из близких. Иногда бывает достаточно выговориться, чтобы снять с души камень.
      4. Если вы не любите откровенничать, попробуйте для себя письменно изложить на бумаге то, что вас мучает. Разложите свое чувство вины по полочкам, как можно подробнее. Затем прочтите все внимательно и уничтожьте написанное.
      5. Вспомните и проанализируйте причины, по которым вы совершили поступок, вызвавший в вас чувство вины. Найдите для себя оправдания. Например, такое: вы не могли заранее предполагать результатов своего поступка.
      6. Дайте себе обещание, что такое никогда не повторится в вашей жизни.
      7. Если ничего из перечисленного не убавило чувства вины, обратитесь к специалисту за психологической помощью.

    Кроме того, читайте на сайте:

    Воровство

    Хочу разобраться в истоках и причинах проблемы. Проблема имеет несколько проявлений. 1. С самого детства мне два-три раза в год снятся сны, в которых я нахожу коробку (или коробки) с украшениями.…

    Проблема чувства вины часто поднимается на психологических консультациях. Вина – это чувство неудовольствия собой, угрызения совести, которые возникают, если человек совершает что-то, что противоречит его ценностям (собственным или навязанным).

    Вину можно разделить на обоснованную, когда человек действительно причинил ущерб другому человеку и необоснованную, когда ущерб надуман.

    Некоторые психологи (в частности, Елена Лопухина) придерживаются мнения, что любое чувство вины является деструктивным и присуще незрелой личности. Психологически зрелый человек в случае причинения вреда другому испытывает сожаление, чувство ответственности и желание, по возможности, возместить ущерб.

    Почему же взрослые люди часто испытывают чувство вины даже за то, за что они в действительности не несут ответственности ? Потому что склонность испытывать вину у них была сформирована в детском возрасте теми людьми, которые их воспитывали. В психологии есть такое понятие, как базовый комплекс вины. Базовый комплекс вины – это травма развития, полученная ребенком от родителей, которые внушали ребенку, что он виноват.

    Формируется базовый комплекс вины в возрасте от 3 до 6 лет. Это период, когда у ребенка появляется воображение, и он может представить себе, как было бы все хорошо, если бы он не… испачкал штанишки, укусил соседского ребенка, разбил мамину любимую вазу и т.д. Также в этом возрасте еще до конца не изжит комплекс всемогущества (представление маленького ребенка о том, что ему все подвластно). Воображение + комплекс всемогущества + внушения родителей = базовый комплекс вины.

    Есть два способа внушения чувства вины :

    1. Прямое обвинение. Например: «Ты плохой мальчик. Раз ты не хочешь чистить зубки, значит, ты не любишь мамочку», «Ты злой, раз побил Петю».
    2. Укор: «Ну, что же ты… мы думали, что ты не жадная девочка… а ты не даешь Маше свои игрушки» (причем этот текст может произноситься очень ласково), «Хорошие детки кушают кашу до конца» (подтекст: не скушаешь – будешь плохой деткой).

    Эти способы прекрасно работают, в том смысле, что они позволяют добиться от ребенка того, поведения, которое нужно взрослому. Есть только одна проблема: такой способ воспитания наносит психологический вред ребенку и делает из него всегда виноватого и подверженного манипуляциям человека. В обоих случаях имеет место и обман ребенка. Нет связи между тем, что ребенок не хочет чистить зубы и тем, любит ли он маму и тем, какой он «хороший» или «плохой».

    Личностные качества ребенка связывают с его поведением, в то время как у маленького ребенка еще не сформирована волевая регуляция, и он не несет ответственности за то, что делает. Получается, что ребенок «плохой», только потому, что он еще ребенок и не умеет себя контролировать. Взрослый несет ответственность за поведение ребенка, и его ответственность регулировать действия своего дитя, но есть другие способы это делать, кроме насаждения деструктивного чувства вины.

    Кроме того, детей часто обвиняют и принуждают делать то, что они, в общем-то, и не обязаны делать. Маленький ребенок не обязан убирать за собой игрушки, не обязан ими делиться с другими детьми, не обязан ходить на цыпочках, только чтобы не испачкать штанишки. Да, если бы он все это делал, родителям было бы менее хлопотно, но хлопоты – естественная часть родительства.

    Одно из самых деструктивных воздействий родителя на ребенка – это передача ему ответственности за свои чувства. «Ты разрываешь мне сердце!», «Ты меня в могилу сведешь!», «У меня болит сердце после твоих выходок!», «Ты делаешь мне больно!», — слышали когда-нибудь?

    Каждый . Когда поведение ребенка объявляется причиной плохого папиного настроения или слез мамы, он опять оказывается виноватым. Это непосильная ноша ответственности для маленького человечка, но он взваливает ее на себя из любви к родителю.

    Что же делать, если последствия такого воспитания, так сказать, налицо уже у взрослого человека? Если вы испытываете вину там, где, по идее, не должны бы?

    • В первую очередь, нужно анализировать текущую ситуацию: разграничивать зоны, где вы несете ответственность, а где нет. Расклеивать манипуляции, как людей окружающих вас, так и внутренних голосов (родительских интроектов). Это скорая психологическая помощь при чувстве вины.
    • Во-вторых, нужно анализировать детские ситуации, в которых вам насаждалось чувство вины, и расклеивать манипуляции в них. Необходимо объяснить своему внутреннему ребенку, почему он на самом деле был не виноват в той ситуации, и в чем мама или папа его обманули. Это обезвреживание бомб вины, заложенных в психике и профилактика деструктивного чувства вины в будущем. Если это проделать, вы сможете нести ответственность за то, за что действительно отвечаете, а не мучиться виной за то, к чему не имеете отношения.

    Естественно, такой анализ проделать самостоятельно непросто, в этом вам может помочь . Не страшно, если вы не помните детских ситуаций. В процессе или психотерапии они могут неожиданно всплывать сами по себе, кроме того, существуют специальные психологические методики, позволяющие их выявлять. По мере их проработки, вы будете чувствовать, как груз вины падает с ваших плеч.