Фортунатов биография. Исследования Ф.Ф. Фортунатова в языкознании. Смотреть что такое "Фортунатов, Филипп Федорович" в других словарях

лингвист, академик Российской академии наук (1898) профессор сравнительного языкознания, ординарный академик по отделению русского языка и словесности Петербургской АН

Дата рождения: 02.01.1848
Место рождения: г.Вологда
Дата смерти: 20.09.1914
Место смерти: д.Косалма около Петрозаводска


(2.01.1848, Вологда – 20.09.1914, д.Косалма около Петрозаводска)

Выдающийся ученый-языковед, лингвист широкого профиля, высокоэрудированный в области общего и индоевропейского языкознания. Исследователь славянских, балтийских, греческого, латинского, древнеиндийского, готского, армянского, бактрийского языков, их основных разделов – фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса. Заместитель председателя Орфографической комиссии, председатель ее подкомиссии, подготовившей принятую после 1917 г. реформу русского письма.


Среди всех ученых старой России академик Л.В.Щерба выделял трех замечательных лингвистов-теоретиков – А.А.Потебню, Ф.Ф.Фортунатова и И.А.Бодуэна де Куртенэ. Каждый их них создал свое направление в науке, особую научную школу, самой крупной из них была школа Фортунатова. Помимо известных ученых России, ее учениками были представители Франции, Германии, Австрии, Румынии, Финляндии, Швеции, Норвегии и других стран. Идеи и достижения научной деятельности Ф.Ф.Фортунатова вывели российскую науку о языке на международный уровень, оказали заметное влияние на языкознание Европы. Фортунатов – член правления Академии наук, член и почетный член Московского, Петербургского, Одесского университетов, университета Христиании, член-корреспондент Сербской академии наук, член целого ряда обществ.

Учительская фамилия Фортунатовых в Вологде начинается с конца XVIII в. Будущий академик родился в семье инспектора губернской гимназии Федора Никитича и Юлии Алексеевны Фортунатовых шестым из семи детей (мать умерла в 1857 г., когда ее предпоследнему ребенку было 9 лет, а последнему, Алеше, один год). Это была необычайно одаренная семья. Отец в 20 лет окончил Петербургский университет, преподавал историю и статистику, писал статьи, был в центре литературной жизни Вологды, имел связи с известными деятелями литературы. Братья Степан Федорович и Алексей Федорович преподавали в московских вузах.

В 1852 г. семья Фортунатовых переехала в Петрозаводск в связи с переводом отца на должность директора народных училищ и местной гимназии. Начав в ней гимназический курс, Фортунатов окончил его во 2-й гимназии в Москве, куда переехал вместе с отцом, вышедшим в отставку в 1863 г.

С 1864 по 1868 г. Фортунатов учился на историко-филологическом факультете Московского университета, после окончания его получил степень кандидата и был оставлен при университете для приготовления к званию профессора по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков.

Научная деятельность Фортунатова началась в 1871 г., когда он вместе с В.Миллером выехал в Литву для изучения литовских говоров (в 1872 г. в «Известиях Московского университета» (№ 1–3) появилась работа «Литовские народные песни, собранные Ф.Фортунатовым и Всев.Миллером»), и продолжалась 43 года. Внимание к литовскому языку, защита его прав, по признанию председателя петроградского Литово-Жмудского общества, «способствовали национальному самосознанию литовского народа…» и оставили у литовцев благодарную память об ученом.

В 1871 г. после сдачи магистерских экзаменов Фортунатов на два года командируется за границу. Во Франции, Германии, Англии под руководством ведущих ученых он занимается изучением древнейших индоевропейских языков, изучает тексты древнеиндийских памятников.

В 1875 г. на основе собранного материала защищает магистерскую диссертацию, являющуюся первым в России исследованием по сравнительной грамматике индоевропейских языков, и избирается доцентом по соответствующей кафедре.

В 1884 г. без защиты диссертации по представлению Киевского и Московского университетов ему присуждается ученая степень доктора и он становится профессором кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков. В Московском университете он читает лекции по старославянскому и литовскому языкам, по общему языкознанию, сравнительной фонетике и морфологии индоевропейских языков, по древнеиндийскому литературному языку, ведет спецсеминары. Здесь под руководством Фортунатова возникла лингвистическая школа, которая принесла русскому языкознанию заслуженную славу.

В 1898 г. за работы, имевшие важное значение для развития языкознания, Ф.Ф.Фортунатов избирается в члены Академии наук по отделению русского языка. В 1902 г. уезжает в Петербург, где сосредоточивается на редактировании академических изданий. В 1904 г. возглавляет подкомиссию Орфографической комиссии. С 1912 г. он – член правления Академии наук.

С выдающимся талантом и высоким научным и преподавательским авторитетом сочетался благородный нравственный облик, основными личными качествами Филиппа Федоровича были правдивость и доброта, высокая гражданственность. Из-за огромной требовательности к себе и скромности свои мысли и высказывания ученый редко оформлял в виде печатных работ (исследователи насчитывают 34–35 печатных работ).

Умер Ф.Ф.Фортунатов скоропостижно на даче во время прогулки, похоронен, как он и завещал, на сельском кладбище у часовни.

Ф.Ф.Фортунатов проявил себя прежде всего как представитель сравнительно-исторического языкознания (возникшего и оформившегося в первой половине XIX в., успешно изучавшего происхождение и историю родственных, восходящих к одному праязыку, языков в их сходствах и различиях с помощью специально разработанных приемов). Он выдвинул ряд новых подходов к изучению языков, в частности указал на необходимость установления причинной зависимости языковых изменений, на связи сравнительно-исторических исследований и изучения истории отдельных языков: наука стремится узнать причину и связь явлений. Фортунатов утверждает иные представления об индоевропейском праязыке (к которому так или иначе восходят живые и мертвые языки одной из крупнейших семей Евразии): этот праязык не был примитивным, имел свою историю, постепенно распадался на диалекты, из которых с течением времени образовались отдельные языки. Фортунатов внес большой вклад в изучение звукового строя индоевропейского языка, его законов, эволюции, в описание его применительно к периоду распада, в установление праформ языковых единиц в древнеиндийском, греческом, латинском и славянских языках. Он уточнил генеалогическую (по родству) классификацию языков, был одним из создателей исторической акцентологии (науки об ударении). Особое значение имеет здесь открытый им закон передвижения ударения от начала к концу слова, отражающийся в славянских и балтийских языках. Выделил наиболее общие грамматические классы слов (отличные от известных нам частей речи), опираясь на строго формальный признак. Предпринятое Фортунатовым сравнительное и историческое изучение языков опирается на философские и общелингвистические положения его языковой концепции.

В области общего языкознания Фортунатов затронул ряд важных вопросов и предложил новые принципы изучения языка, выдвинул целый ряд оригинальных идей. Принципиально важным было требование установления причин и связей языковых явлений, что объективно направлено против распространенного в то время изучения отдельно взятых фактов – атомизма; было выдвинуто положение о связи истории языка с историей общества, указано на социальную сторону языка, рассматривались вопросы о неразрывной связи языка и мышления, о знаковом характере языка (язык – совокупность знаков для мысли и выражения мысли в речи и для выражения чувствований), о различении языка и речи, дано одно из определений слова.

Радикально новым и очень продуктивным был подход к языковым единицам от формы, если не устраняющий, то существенно ограничивающий субъективные решения при подходе от значения, оформившийся как формально-грамматическое направление, давшее одно из названий фортунатовской школе. Центральным в новой грамматической концепции было решение проблемы формы слова, близкое к современным представлениям. Подход от формы не означал отказа от значения, а принципиально предполагал наличие у слова и других единиц не просто значения, а именно грамматического значения. С другой стороны, недостаточное внимание к подходу от значения к форме не позволило увидеть полнее проблематику форм и частей речи в морфологии.

В области другого раздела грамматики – синтаксиса – принципиальным было выделение словосочетания как главной, вбирающей в себя предложение, синтаксической единицы. Это отвечало непрекращающимся поискам лингвистов собственно языковой единицы, отличной от логических и психологических единиц. Учение Фортунатова о словосочетании имело большое значение для выработки современных представлений об этой единице.

Основным недостатком общелингвистических взглядов, и в частности грамматической концепции ученого (как, впрочем, и многих других школ и концепций), с современных позиций был психологический подход – понимание языка как психического явления.

Велика роль Ф.Ф.Фортунатова как представителя подкомиссии в подготовке реформы графики и орфографии. В первом случае были устранены из алфавита буквы «фита», «ижица», «ять», а также написание «ъ» (ера) в конце слов (это была уже вторая, после Петра I, реформа графики), во втором случае были упорядочены и упрощены правила правописания (это была первая и пока единственная реформа орфографии). Известный русский языковед В.И.Чернышев писал: «…Несомненный практический успех реформы, ее удобоприложимость зависели от ее научной обоснованности, от строгой продуманности и четкой формулировки ее основных положений и деталей, от всестороннего обсуждения проектов реформы людьми науки и школьной практики».

В педагогической концепции Фортунатова следует выделить требование общелингвистической научной подготовки студентов (в отличие от традиционно практической подготовки в университетах), выработки сознательного отношения к фактам языка. В низших классах учащиеся должны идти не от грамматической теории, а от наблюдений под руководством учителей к открытиям тех или иных явлений родного языка, в старших классах надо сосредоточиться на понимании грамматических явлений и на этой основе добиваться развития мыслительных способностей у учащихся.

Труды: Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т. 1–2. – М., 1956–1957.


Литература:

Поржезинский В.К. Филипп Федорович Фортунатов. – М., 1914;

Шахматов А.А. Филипп Федорович Фортунатов. Некролог // Известия АН. – VI серия. – 1914. – № 14;

Щерба Л.В. Фортунатов и история науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1964;

Колесов В.В. Филипп Федорович Фортунатов // Славяноведение в дореволюционной России. – М., 1979. – С. 344–346;

Смирнов С.В. Отечественные философы-слависты середины XVIII – начала XX в. – М., 2001. – С. 240–250;

Чемоданов Н.С. Сравнительное языкознание в России. – М., 1956. – С. 58–77;

Чернышев В.И. Ф.Ф.Фортунатов и А.А.Шахматов – реформаторы русского правописания // Чернышев В.И. Избранные труды. – Т. 2. – М., 1970;

Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России. Конец XIX – начало XX в. – М., 1968. – С. 84–99;

Толкачев А.И. Ф.Ф.Фортунатов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1964. – Т. XXIII. – Вып. 5.


Фортунатов
Филипп Федорович

(1848 - 1914)

Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист, славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков (ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов, научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской академии наук (с 1902 года), профессор Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева.

Фортунатов, как никто другой, умел генерировать новые лингвистические идеи, был основоположником формально-лингвистического направления в исследовании языка, основателем Московской лингвистической школы. Он предложил концепцию распределения слов по формальным (грамматическим) классам на основе наличия или отсутствия в словах формальных показателей, противопоставив тем самым свою оригинальную теорию общепринятой теории частей речи. Нередко несколько слов в трудах этого ученого порождало новые научные поиски. Так, в общем курсе сравнительного языковедения, который он читал в Московском университете в 1901-1902 гг., было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни.

В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том, что индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон о передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и балтийских языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией. Этот закон получил название "закон Фортунатова - де Соссюра" (оба лингвиста открыли его независимо друг от друга).

Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его ученики - М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое поколение Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.

Выдающийся российский лингвист, славист, индоевропеист, профессор, член Российской академии наук (1902).

Филипп Федорович Фортунатов родился в городе . Отец Ф. Ф. Фортунатова был директором гимназии в , затем семья переехала в . Федор Фортунатов был известным педагогом, а братья Ф. Ф. Фортунатова стали известными специалистами в различных областях знания.

Гимназический курс Филипп Федорович проходил в , а по случаю переезда отца в , кончал гимназии в этом последнем городе. Так как для него важно было продолжать курс в гимназии с греческим языком, которому он начал учиться еще в , была выбрана Московская 2-я гимназия, по окончании которой в 1864 году для него раскрылись двери Московского университета.

Фортунатов обучался на историко-филологическом факультете Московского университета с 1864 по 1868 гг., где под влиянием Ф. И. Буслаева рано проявил интерес к сравнительному языкознанию. После сдачи магистерских экзаменов Фортунатов совершил длительную поездку в Литву для записи живой речи (1871), находился в зарубежной командировке, слушал лекции в университетах Тюбингена, Лейпцига, Парижа, Берлина, Лондона, (1871—1873), развивал вынесенное из общения с Буслаевым понимание языка как социального явления, глубоко изучал древнейшие индоевропейские языки и, прежде всего ведийские и санскритские тексты.

С 1902 года проживал в . Член Правления АН (1912), член и почетный член многих российских и зарубежных университетов. Научное наследие Фортунатова невелико по числу опубликованных работ, но огромно по содержанию. Он стал основоположником Московской лингвистической школы, к которой относились многие выдающиеся русские и зарубежные ученые (еще ее называют Московской формальной или Фортунатовской). В научном наследстве Фортунатова университетские курсы как систематическое изложение основных научных достижений его времени и его школы занимают особое место, но при жизни изданы не были. Важны также разборы трудов других ученых по праславянскому, балтийскому и индоевропейскому языкознанию, являющиеся образцовыми с точки зрения основ московской лингвистической школы.

На основе данных славянских и балтийских языков Фортунатов создал цельную синтаксическую теорию, из которой впоследствии исходили многие синтаксисты. Точность исследования Фортунатов искал в формализации описания, при этом значение звуковой формы слова преувеличивалось в ущерб форме грамматической, в свою очередь противопоставленной семантической структуре слов. В области синтаксиса и семантики Фортунатов оказал влияние на многих создателей современной лингвистической теории.

Уже ранние его работы представляют собой поиск новой научной теории. Фортунатов создавал свою теорию на тех же основах, что и другие русские теоретики-лингвисты (Потебня и Бодуэн де Куртенэ). Первоначально Фортунатов пользовался сравнительным методом. Это объяснялось материалом исследования (архаические и древние языки). Только в последние годы, после переезда в , Фортунатов обратился к сравнительно-историческим исследованиям; с этого времени его интересовала не однолинейная реконструкция праязыка, а исторические этапы последовательного изменения языков, в том числе и славян. В этом духе написаны его труды по праславянскому и старославянскому языкам. Тщательность исполнения и глубокая интуиция автора поразительны; его умение комбинировать, казалось бы, несопоставимые факты и тонкое проникновение в язык сквозь орфографические преграды древнего текста являются образцом до настоящего времени.

Одновременно Фортунатов стал основным редактором Отделения русского языка и словесности АН и занимался изданием старославянских памятников. Он сделал несколько конкретных открытий, которые легли в основу современной славистики и индоевропеистики, особенно в области фонетики и акцентологии (о слабой ступени чередования кратких индо-европейских гласных, о сочетании сонантов и др.). Учениками Фортунатова были десятки выдающихся российских и зарубежных лингвистов, а его научные идеи оказали огромное влияние на развитие российской и мировой лингвистики.

Изложено по: Фортунатов Ф. Ф. // Славяноведение в дореволюционной России. - М., 1979; Москва - Вологодчина: времен связующая нить. - Вологда, 2009.

ФОРТУНАТОВ, ФИЛИПП ФЕДОРОВИЧ (1848–1914), русский языковед. Родился 2 (14) января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет. Занимался в Литве сбором диалектологического материала. Сдав в 1871 магистерский экзамен, был командирован за границу, где слушал лекции ведущих младограмматиков Г.Курциуса (1820–1885) и А.Лескина в Лейпциге и основоположника семантики М.Бреаля в Париже. По возвращении в 1875 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию по древнеиндийским ведам и в 1876 был избран профессором по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Этот пост занимал вплоть до своего переезда в Санкт-Петербург в 1902. За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской (ее называют также Московской формальной, или Фортунатовской) лингвистической школы. Его учениками и учениками его учеников (в особенности Д.Н.Ушакова) были десятки выдающихся российских и зарубежных языковедов (см . МОСКОВСКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА), в том числе Р.Якобсон, много сделавший для популяризации имени Фортунатова и его идей за рубежом.

В 1884 Фортунатов по представлению Московского и Киевского университетов без защиты диссертации получил почетную степень доктора сравнительно-исторического языкознания. В 1898 был избран членом-корреспондентом, а в 1902 действительным членом Российской академии наук. В Санкт-Петербурге Фортунатов сосредоточился на работе в Отделении русского языка и словесности Академии и редактировании академических изданий. Фортунатов был также действительным членом Сербской Королевской академии, почетным доктором университета Христиании (ныне Осло) и действительным членом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Умер Фортунатов в Косалме, недалеко от Петрозаводска, 20 сентября (3 октября) 1914.

Фортунатов был прежде всего индоевропеистом, своей деятельностью обеспечившим восприятие разработанных младограмматистами методов лингвистического исследования (на то время наиболее строгих) отечественным сравнительно-историческим языкознанием. Фортунатову принадлежат первые значительные результаты в области исторической акцентологии балтийских и славянских языков, изложенные в статьях О сравнительной акцентологии литво-славянских языков (1880) и Об ударении и долготе в балтийских языках (1895), и прежде всего так называемый закон Фортунатова – Соссюра (который был независимо и несколько по-разному сформулирован учеными), объясняющий перенос ударения в славянских языках с окончания на основу (рус. рукá рýку , бородá бóроду ) древним различием в типе ударения, связанным со слоговым или неслоговым характером сонантов. Существует также и закон Фортунатова, сформулированный им в статье L+Dental im Altindishen (Сочетание L+дентальный в древнеиндийском языке , 1881) и утверждающий переход переход такого индоевропейского сочетания в простой церебральный звук в индоарийском.

В то же время Фортунатов разделял не все познавательные установки младограмматизма, что проявлялось прежде всего в его интересе к общей теории грамматики, многие из вопросов которой рассматривались им безотносительно к истории языка. Фортунатов особенно активно занимался морфологией; ему принадлежат: определение формы слова как психологически значимой способности слова члениться на основу и окончание; разграничение форм словоизменения и форм словообразования, а также положительной и отрицательной (не имеющей звукового выражения) формы, – в дальнейшем эти идеи были развиты структуралистами в учение о грамматическом нуле. Фортунатовым была предпринята также попытка построения чисто формальной классификации частей речи, сильно отличающейся от традиционной, и формального определения словосочетания и предложения. Хорошо знавший математику, Фортунатов стремился к достижению в грамматике максимально возможной точности и строгости описания (в то время присущей лишь сравнительно-историческому языкознанию); позднее подобная абсолютизация строгости надолго станет характерной чертой структурализма и сыграет важную роль в развитии лингвистики.

Будучи блестящим лектором, Фортунатов, подобно Соссюру и некоторым другим «устным» ученым, очень мало публиковался; не оставил он и какого-либо обобщающего труда. Творческое наследие ученого состоит из нескольких десятков посвященных частным вопросам статей и рецензий, а также литографированных материалов для студентов. Два тома избранных работ Фортунатова были изданы лишь в 1956, а многие работы поныне остаются неопубликованными.

Павел Паршин

ФИЛИПП ФЕДОРОВИЧ ФОРТУНАТОВ (1848 - 1914)


Родился в Вологде. Отец Фортунатова был директор гимназии в Вологде, затем семья переехала в Петрозаводск. Федор Фортунатов был известным педагогом, а братья Фортунатова стали известными специалистами в различных областях знания. Гимназический курс Филипп Федорович проходил в Петрозаводске, а, по случаю переезда отца в Москву, кончал гимназии в этом последнем городе. Так как для него важно было продолжать курс в гимназии с греческим языком, которому он начал учиться еще в Петрозаводске, то была выбрана Московская 2-ая гимназия, по окончании которой в 1864 г. для него раскрылись двери Московского университета.

Фортунатов обучался на историко-филологическом факультете Московского университета (1864 - 1868), где под влиянием Ф. И. Буслаева рано проявил интерес к сравнительному языкознанию. После сдачи магистерских экзаменов Фортунатов совершил длительную поездку в Литву для записи живой речи (1871), находился в зарубежной командировке, слушал лекции в университетах Тюбингена, Лейпцига, Парижа, Берлина, Лондона, Кенигсберга (1871-1873), развивал вынесенное из общения с Буслаевым понимание языка как социального явления, глубоко изучал древнейшие индоевропейские языки и, прежде всего, - ведийские и санскритские тексты. С 1902 проживал в Петербурге. Член Правления АН (1912), чл. и почетный член многих российских и зарубежных университетов.

Научное наследие Фортунатова невелико по числу опубликованных работ, но огромно по содержанию. Он стал основоположником Московской лингвистической школы, к которой относились многие выдающиеся русские и зарубежные ученые (еще ее называют Московской формальной или Фортунатовской). В научном наследстве Фортунатова университетские курсы как систематическое изложение основных научных достижений его времени и его школы занимают особое место, но при жизни изданы не были; важны также разборы трудов других ученых по праславянскому, балтийскому и индоевропейскому языкознанию, являющиеся образцовыми с точки зрения основ московской лингвистической школы.

На основе данных славянских и балтийских языков Фортунатов создал цельную синтаксическую теорию, из которой впоследствии исходили многие синтаксисты. Точность исследования Фортунатов искал в формализации описания, при этом значение звуковой формы слова преувеличивалось в ущерб форме грамматической, в свою очередь противопоставленной семантической структуре слов. В области синтаксиса и семантики Фортунатов оказал влияние на многих создателей современной лингвистической теории. Уже ранние его работы представляют собой поиск новой научной теории. Фортунатов создавал свою теорию на тех же основах, что и другие русские теоретики-лингвисты (Потебня и Бодуэн де Куртенэ). Первоначально Фортунатов пользовался сравнительным методом. Это объяснялось материалом исследования (архаические и древние языки). Только в последние годы, после переезда в Петербург, Фортунатов обратился к сравнительно-историческим исследованиям; с этого времени его интересовала не однолинейная реконструкция праязыка, а исторические этапы последовательного изменения языков, в том числе и славян. В этом духе написаны его труды по праславянскому и старославянскому языкам. Тщательность исполнения и глубокая интуиция автора поразительны; его умение комбинировать, казалось бы, несопоставимые факты и тонкое проникновение в язык сквозь орфографические преграды древнего текста являются образцом до настоящего времени. Одновременно Фортунатов стал основным редактором Отделения русского языка и словесности АН и занимался изданием старославянских памятников. Он сделал несколько конкретных открытий, которые легли в основу современной славистики и индоевропеистики, особенно в области фонетики и акцентологии (о слабой ступени чередования кратких индо-европейских гласных, о сочетании сонантов и др.).

Учениками Фортунатова были десятки выдающихся российских и зарубежных лингвистов, а его научные идеи оказали огромное влияние на развитие российской и мировой лингвистики.

Изложено по:

Фортунатов Ф. Ф. // Славяноведение в дореволюционной России. – М., 1979; Москва – Вологодчина: времен связующая нить. – Вологда, 2009