Правописание слов с ъ. Коварный мягкий знак после шипящих. В каких случаях его пишут? Мягкий знак после шипящих

Приложение № 1 Работа в парах с использованием метода кооперативного взаимообучения:

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

Приложение № 1 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача 1.

2.

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Задача

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Задача 1. Найдите отношение 35 к 7

Задача 2. Найдите отношение 3 к 18

Задача

Задача 1. Найдите отношение 35 к 7

Задача 2. Найдите отношение 3 к 18

Задача 3. В месяце было 12 пасмурных и 18 солнечных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни? Пасмурные дни?

Задача 1. Найдите отношение 35 к 7

Задача 2. Найдите отношение 3 к 18

Задача 3. В месяце было 12 пасмурных и 18 солнечных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни? Пасмурные дни?

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

Решение:

всего 12 яблонь - это 100%, тогда

4 яблони – х %. Составим отношение количества обработанных яблонь к общему количеству яблонь.

Ответ: 33,(3)% процентов деревьев обработано

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Решение:

Старая цена 520 руб - 100%

Новая цена 364 руб. - х %. Составим отношение новой цены к старой цене.

(новая цена)

100% - 70% = 30% (произошло снижение)

Ответ: товар подешевел на 30%.

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

Решение: Найдем процентное отношение количества занятых мест к общему количеству мест

Ответ: было занято 95% мест.

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Решение: Найдем процентное отношение количества соли к общему объему раствора

Ответ: раствор содержит 3,2% соли.

Просмотр содержимого документа
«Урок к недели математики Декабрь 2017»

Технологическая карта урока по математике в 6 классе Дата проведения: 5 декабря 2017 года

Тема: Процентное отношение двух чисел.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цели урока

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать

посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности,

развитие навыка самостоятельной работы, анализа своей работы.

Метапредметные: формировать устойчивый познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач;

Предметные: сформировать навык применения процентного отношения для решения задач.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Учебное оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Основные понятия: отношения двух чисел, процентное отношение, что показывает отношение чисел.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Отношения», карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме, карточки для рефлексии.

Методы организации работы:

Словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

Наглядные (демонстрация презентации),

Проблемно-поисковый;

Метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

- индивидуальная, -парная, -коллективная (фронтальная).

Этапы урока. Цель этапа.

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Высказывания детей.)

УЧИТЕЛЬ: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

УЧИТЕЛЬ : Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Читают с листа на доске:

Я умный, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится .

Личностные:

Самоопределение, регулятивные:

Волевая саморегуляция

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Мы продолжаем изучение очень важного раздела? Какого? (слайд № 2).

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Проведем блиц-опрос. Игра Данетка. Если утверждение верное, вы в тетради ставите ДА, если неверное, то – НЕТ (Запись выражений на доске)

    В выражении 25:10 25 это делитель НЕТ

    В выражении 25*10 25 это множитель ДА

    В выражении 75:5 5 это делитель ДА

    Частное двух чисел называют отношением. ДА

    Отношение двух чисел показывает во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго ДА.

    Равенство двух отношений называют пропорцией. ДА.

    Числа составляющие пропорцию называют пропорциональными НЕТ

    Средние члены пропорции 100:200=4:8 это 4 и 8 НЕТ

    Крайние члены пропорции 100:200=4:8 это 100 и 8 ДА.

    Произведение крайних членов равно частному его средних членов. НЕТ

3) Решим устно: (слайд № 3).

а) Прочитай пропорцию:

4). Перейдите от процентов к десятичным дробям (Прием «Лови ошибку») (слайд № 4). (Самопроверка)

7 % = 60 % = 39 % = 125% = 0,8 %

5). Перейдите от десятичных дробей к процентам (Самопроверка)

0,24 = 0,09 = 0,8 = 0,003 = 2,06 =

Вопросы к классу:

    Найти сколько процентов одно число составляет от другого?

а) 17 от 100 б) 23 от 46 (найти их отношение, умножить на сто)

    Что вы находили в последнем задании? (процентное отношение двух чисел)

Вам нужно еще поработать над задачами на процентное отношение? (да).

Хорошо, значит, тема урока…? (Процентное отношение двух чисел)

    Что показывает процентное отношение? (Сколько процентов одно число составляет от другого.)

    Как найти процентное отношение? (Надо найти отношение и потом выразить его в процентах.)

21-22 «+» - «5»; 17-20 «+» - «4» 11 – 16 «+» - «3», меньше 11 «+» - «2»

Рефлексия:

· Кто думает, что материал предыдущего уроков усвоил хорошо?

· Кто считает, что надо еще поработать над пройденным материалом?

Познавательные:

Коммуникативные:

Достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

Фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

Ну, а мы вернемся к последнему примеру.

(слайд №8).

Задача1 . (слайд № 7).

Задача2 . (слайд № 8).

Ребята, скажите, может ли в жизни встретится такая ситуация?

Итак, перед нами возникла проблема! Как можно решить данные задачи?

Так как у нас урок математики, то мы будем говорить с вами о процентах в математике.

Познавательные:

Анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей,

аргументация

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения, т. е. постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Вопросы:

Какую же цель вы поставите для себя на сегодняшний урок?(слайд № 6).

Уметь применять знания при………. решении текстовых задач,

Уметь составлять ……….. пропорции,

Учиться работать ……….. самостоятельно,

Честно оценивать ……….. свою работу,

Уметь анализировать полученные результаты и делать выводы,

Я буду очень рада, если к концу урока мы сможем ответить, хотя бы на ряд вопросов. Это и будет целью нашего урока.

Решение задачи. Сделано 50 бросков. 5 дротиков пролетели мимо мишени. Определите процент попаданий. (слайд № 7).

Процент попаданий =

Задача2 . Посадили 900 семян. Из них взошло 720 семян. Каков процент всхожести семян? (слайд № 8).

Процент всхожести = =

Познавательные:

Умение структурировать знания

Использование знаково-символических средств

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

5.Реализация построенного проекта.

Цель: организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затруднения

Работа в парах с использованием метода кооперативного взаимообучения:

1) Чему равно отношение чисел 8 и 16 ?.

2) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

3) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

4) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

5) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

Те, кто сделал первыми, после проверки учителя могут помочь другим парам.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. Молодцы. Садитесь.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование

Регулятивные:

Познавательная инициатива

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: з афиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

Задача: (слайд № 9) В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Сколько % составляет:

    количество белых гвоздик от количества красных (60:120*100= 50%).

    (120:60*100=200%)

    (120:180*100=66,7%)

    (180:60*100=300%)

Можно ли ответить на этот вопрос, каких гвоздик больше, белых или красных, опираясь не на условие задачи, а на значение отношения: отношение числа белых гвоздик к красным равно 0,5, отношение числа красных гвоздик к белым равно 2?

(Если значение отношение больше 1, то первое число больше второго, если меньше, то первое число меньше второго)

Закончи выражение: Приведи примеры

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить свое умение применять правило сравнения чисел на основе сопоставления с эталоном для проверки, выявить качество усвоения и способы действия

А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял, что такое отношение двух чисел.

Кто желает поработать самостоятельно? (4 человека) (Самостоятельная работа с проверкой по эталону)(слайд № 10)

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

Задача 2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Кто желает поработать в паре? (4 пары. Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Остальные будем работать вместе со мной в группе.

1) Найдите отношение 35 к 7

2) Найдите отношение 3 к 18

3) В месяце было 12 пасмурных и 18 солнечных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни? Пасмурные дни?

Регулятивные:

Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Познавательные:

Анализ, синтез, использование общих правил

8.Включение в систему знаний, повторение (резерв) Решение заданий в парах с самопроверкой по образцу

Цель: показать необходимость изученного материала в ходе решения задач по математике

Задача №1 (слайд 10) . Из 15 срезанных цветов 9 завяло. Сколько процентов срезанных цветов завяло?

Задача №2 (слайд 11). Раствор соли массой 350 г содержит 14 г соли. Определите концентрацию (процентное содержание) соли в растворе..

Задача № 3 (слайд 12). Для приготовления компота смешали 2,5 кг яблок, 2 кг груш и 0,5 кг вишен. Найдите процентное содержание каждого вида фруктов, взятых для приготовления компота.

Зачем нужно изучать проценты? (слайд 13). ПРОЦЕНТЫ

    Позволяют выражать количественную связь между величинами

    Наглядно представлять информацию о связи величин

    Проценты широко применяются в большинстве областей науки и жизни: Физика, Химия, Биология, Экология, Экономика, Генетика, Фармакология, Статистика, Бизнес, Криминалистика

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? (Дать полный ответ на вопрос о практическом применении, вы сможете, по окончании изучения темы «Отношение»).

Как узнать, сколько процентов одно число составляет от второго? (слайд 14).

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение

Поиск и выделение необходимой информации

Умение структурировать знания

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание

Обучающиеся осуществляют рефлексию. . (слайд 15).

РАДУГА: красный – Теперь я могу Оранжевый – Я научился…

Желтый - Мне было трудно… Зеленый - у меня получилось

Голубой - мне было интересно.. Синий - меня удивило

Фиолетовый - сегодня на уроке я узнал…

Поставьте себе оценку за урок. Задание на самооценку: Закончите предложения:

1.Я доволен (льна)…..(вполне, средне, не доволен) своей работой на уроке.

2.Я оцениваю свою работу на уроке на ………… (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ……………………………….

Вы талантливые дети, так как самостоятельно определили тему урока, делали выводы, отстаивали свое мнение.

Я рада, что все цели нами достигнуты. Спасибо за урок.

Домашнее задание: П. 21, № 639, 641

Дополнительное задание: Найти отношение собственного роста к расстоянию от подошвы до поясницы.

Познавательные:

Рефлексия способ и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха,

Внутренняя позиция ученика

Коммуникативные:

Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Просмотр содержимого презентации
«5.12.2017»


  • НЕТ 6. ДА.
  • ДА 7. НЕТ

3. ДА 8. НЕТ

4. ДА 9. ДА.

5. ДА. 10. НЕТ


  • а) Прочитай пропорцию:

1) 18: 6 = 24: 8 2) 30: 5 = 42: 7

3) 36: 9 = 50: 10 4) 6,3: 0,9=2,8: 0,4

  • б) Назовите крайние и средние члены пропорции.
  • в) Верно ли составлены пропорции?

Выполните задания

  • Перейдите от процентов к десятичным дробям
  • Перейдите от десятичных дробей к процентам

Отношения


Оцени свою работу

Кол-во правильных ответов

оценка

21 – 22

Меньше 11


Цели урока

уметь применять знания при

решении текстовых задач

уметь составлять …

пропорции

честно оценивать …

свою работу

уметь анализировать….

полученные результаты и делать выводы

учиться работать …

самостоятельно


Подсказка

Сделано 50 бросков. 5 дротиков пролетели мимо мишени. Определите процент попаданий.

Математика 6 класс. Н.Я. Виленкин. № 756.

5 промахов

50 выстрелов


Посадили 900 семян. Из них взошло 720 семян. Каков процент всхожести семян?

Подсказка


В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Найдите сколько % составляет :

  • количество белых гвоздик от количества красных.
  • количество красных гвоздик от количества белых
  • количество красных гвоздик от общего количества гвоздик
  • общее количество гвоздик от количества белых

Из 15 срезанных цветов 9 завяло.

Сколько процентов срезанных цветов завяло?

1). Найдём, какую часть 9 составляет от 15:

2). Обратим дробь

0,6 в проценты,

для этого умножим

её на 100%

0,6 ∙ 100% =

Ответ: 60 %


Раствор соли массой 350 г содержит 14 г соли. Определите концентрацию (процентное содержание) соли в растворе.

1). Найдём, какую часть 14 г составляют от

2). Обратим дробь 0,04 в проценты,

для этого умножим её на 100%

0,04 ∙ 100% =

Ответ: 4 %


Для приготовления компота смешали 2,5 кг яблок,

2 кг груш и 0,5 кг вишен. Найдите процентное содержание каждого вида фруктов, взятых для приготовления компота.

2,5 кг

1) 2,5 + 2 + 0,5 = 5 (кг ) масса

фруктов в компоте

0,5 кг

2) 2,5: 5 ∙ 100% = 50%

Ответ: 50%;

40%; 10%

яблок в компоте

3) 2: 5 ∙ 100% = 40%

груш в компоте

4) 0,5: 5 ∙ 100% = 10%

вишен в компоте

100% - 50% - 40% = 10%


Зачем нужны проценты?

ПРОЦЕНТЫ

  • Позволяют выражать количественную связь между величинами
  • Наглядно представлять информацию о связи величин
  • Проценты широко применяются в большинстве областей науки и жизни
  • Физика
  • Химия
  • Статистика
  • Бизнес
  • Экономика
  • Биология
  • Экология
  • Генетика
  • Фармакология
  • Криминалистика

Нахождение процентного отношения двух чисел

Чтобы узнать, сколько процентов одно число

составляет от второго, надо первое число

разделить на второе и результат умножить

на 100%.



Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

1). Найдём, какую часть 200м составляют от

2). Обратим дробь 0,4 в проценты,

для этого умножим её на 100%

0,4 ∙ 100% =

Ответ: 40 %


Нахождение процентного отношения

Чтобы найти процентное соотношение двух чисел, надо отношение этих чисел выразить в процентах.

Задача. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Решение . 520-364=156 (руб) произошло снижение

156: 520 * 100 = 30 %

p=а:А ·100


В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

В классе учеников 30.

Девочек - 18

1 8 ,

1 8

Сколько % от всех учащихся составляют девочки?

1 8 0

0,6 ∙ 100% =

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Буквы Ь и Ъ.

4. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме шипящих, на конце слова, например конь , соль , темь .

Примечание. На конце слова после шипящих буква ь ставится для обозначения
формы слова, например: глушь (см. п. 20), стричь (см. п. 66), отрежь (см. п. 67).

5. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед твердым согласным, например: возь му , молоть ба , нянь ка , вось мой .

6. Между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость, например: возь ми — возь му , молоть бе — молоть ба , нянь ки — нянь ка , вось ми — вось мой , (сравните слова, в которых между мягкими согласными не пишется буква ь ; ветви (потому что ветка ), черви (потому что червоточина ), смерть (потому что смертный ).

Примечание 1. В некоторых случаях буква ь ставится между согласными для обозначения грамматической формы: 1) в глаголах повелительного наклонения (приготовь те , сядь те , познакомь тесь ); 2) в неопределенной форме глагола (приготовить ся , садить ся , познакомить ся ); 3) при склонении некоторых существительных и числительных (деть ми , людь ми , лошадь ми , четырь мя ).

Примечание 2. После шипящих буква ь употребляется или для обозначения формы слова, или в качестве отдельного знака: 1) ешь те , режь те (форма повелительного наклонения); 2) умываешь ся (форма второго лица единственного числа); 3) остричь ся (неопределенная форма глагола); 4) рожь ю (в качестве отделительного знака).

7. Буква ь употребляется после мягкого л , стоящено перед любым согласным (и твердым, и мягким), например: воль ный , мель ница , сель дь , всколь зь .

л буква ь не пишется, например: гулл ивый , элл ин (грек).

8. Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е(ё) , ю , я в следующих случаях:

а) между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё) , ю , я , например: подъ езд , объ ем , сверхъ естественный , волеизъ явление , межъ ярусный ;

б) в сложных словах после числительных двух -, трёх -, четырёх -, например: двухъ ярусный , трехъ язычный ;

в) в иноязычных словах после иноязычных приставок, например: адъ ютант , инъ екция , конъ юнктура , контръ ярус , объ ект , субъ ект , трансъ европейский и т. п.

dictionary.liferus.ru

Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

Орфография

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный .

2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех- , например: трехъярусный .

3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский .

§ 71. Буква ь и, е, ю, я , например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружье, ночью, рожью, воробьиный, курьезный, лисье, лисью, лисьи, чья, чье, чью, пью, шью .

Примечание. Буква ь перед о батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон .

§ 72. Буква ь ч, щ пить, темь, конь , и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше .

ь пишется в следующих случаях:

1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь, льстить, мельче, пальчик .

ч, щ , буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:

1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми , также четырьмя .

3. В неопределенной форме перед -ся -ся и -те , например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте .

1. В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань) .

2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька ; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька .

§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь .

2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься .

3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь .

4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь , например: мажьте – мажьтесь; спрячьте – спрячьтесь; ешьте .

5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся , например: стричь, стричься .

6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь, вскачь, прочь , а также в наречии настежь .

7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь .

Буквы ъ и ь

Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

  1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: под ъ езд, об ъ ём, сверх ъ естественный, волеиз ъ явление, меж ъ ярусный.
  2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёх ъ ярусный.
  3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: ад ъ ютант, диз ъ юнкция, ин ъ екция, интер ъ екционный, кон ъ юнктура, контр ъ ярус, об ъ ект, суб ъ ект, транс ъ европейский, пан ъ европейский.
  4. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ё, ю, я, например: кар ь ер, в ь юн, бур ь ян, под ь ячий, сем ь я, руж ь ё, ноч ь ю, рож ь ю, вороб ь иный, кур ь ёзный, лис ь е, лис ь ю, лис ь и, ч ь я, ч ь ё, ч ь ю, п ь ю, ш ь ю.

    Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

    Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: ли ть, те мь, ко нь, и в середине слова перед твёрдой согласной, например: моло ть ба, про сь ба, ня нь ка, ме нь ше.

    Для обозначения мягкости согласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

    1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: нян ь ки (нян ь ка), свад ь бе (свад ь ба), вос ь ми (вос ь мой).
    2. Для обозначения мягкости л, например: се ль дь, ль стить, ме ль че, па ль чик.

    Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.

    Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: и лл юзия, гу лл ивый.

    Буква ь пишется также в следующих случаях:

    1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пят ь десят (пятидесяти, пятьюдесятью), шест ь десят, сем ь десят, восем ь десят, девят ь сот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
    2. В формах твор. пад. множ. ч., например: дет ь ми, люд ь ми, также четырьмя.
    3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пит ь — напит ь ся; исправ ь — исправит ь ся, исправ ь те; взвес ь — взвес ь ся, взвес ь те.
    4. Буква ь не пишется:

        В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на -ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

      Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь, например: юньнаньский (от Юньнань).

    5. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня — вишен, вишенка; бойня — боен; читальня — читален; но баня — бань, банька; яблоня — яблонь, яблонька; также деревня — деревень, деревенька; барышня — барышень; кухня — кухонь, кухонька.
    6. После шипящих (х, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

      1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рож ь, ноч ь, мыш ь.
      2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несё шь — несё шь ся, носи шь — носи шь ся, приме шь — приме шь ся.
      3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: маж ь — маж ь ся; спряч ь — спряч ь ся; еш ь.
      4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: маж ьте — маж ьтесь; спряч ьте — спряч ьтесь; еш ьте.
      5. На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стрич ь, стрич ься.
      6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: спло шь, вска чь, про чь, а также в наречии настежь.
      7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.
      8. Не нашли нужного правила?

        Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
        Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
        Получить справку немедленно.

        Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

        65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

        1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

      9. после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
      10. в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
      11. в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;
      12. 2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

        Правописание разделительного ь (мягкого знака).

        Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

      13. внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
      14. в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.
      15. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

        1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

        2. После шипящих под ударением пишется ё:

  • в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),
  • в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),
  • в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),
  • в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),
  • с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),
  • в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),
  • в местоимении о чём,
  • словах причем, нипочём.
  • Ь и ъ после шипящих правило

    Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

    Твёрдый и мягкий знаки

    Мягкий знак ь

    § 71. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и , е , ю , я , например: карьер , вьюн , бурьян , подьячий , семья , ружьё , ночью , рожью , воробьиный , курьёзный , лисье , лисью , лисьи , чья , чьё , чью , пью , шью .

    Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

    § 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч , щ (см. § 75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
    Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
  3. Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

    Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия , гулливый .

    § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  4. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
  5. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  6. В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
  7. Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

    Твердый знак: история и его роль в слове

    Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

    Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

    В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

    После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

    В каких случаях в словах ставится ъ

    Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

    • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
    • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
    • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
    • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

    Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

    Когда ъ не ставят

    Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

    • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
    • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
    • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

    Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

    Какие функции выполняет мягкий знак

    Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

    При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

    В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

    • Разделительную.
    • Информирует о мягкости предшествующего звука.
    • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

    Правила употребления мягкого знака

    Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

    • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
    • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

    В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

    • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
    • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
    • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
    • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

    В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

    • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
    • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
    • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
    • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
    • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

    Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

    Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

    • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
    • В инфинитиве: беречь, испечь.
    • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
    • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
    • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

    В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

    Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

    Употребление ь и ъ знаков: упражнения

    Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

    В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

    Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

    В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

    Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

    После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

    Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

    Мягкий знак после шипящих - правило постановки

    Ставим мягкий знак:

    1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

    Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    - ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

    3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

    Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

    Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Не надо писать:

    1. В существительных именительного падежа.

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    3. В в краткой форме.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Примеры: ваш, наш.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

    Правила в стихах!

    Существительные «много»,

    Существительные «мой» -

    Знак не ставим никакой!

    В глаголах и наречиях

    Знак пишется всегда,

    А в кратких прилагательных

    Не пишем никогда!

    Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и , е , ю , я , например: карьер,вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный,лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью. Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например:батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон,шампиньон. § 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше. Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной,ь пишется в следующих случаях: Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки(нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).Для обозначения мягкости л , например: сельдь, льстить, мельче,пальчик.Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик. Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия, гулливый. § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях: В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девятьсложных числительных, в которых склоняются обе части, например:пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят,восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью),шестнадцать и т. п.В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми, такжечетырьмя.В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься ,исправьте; взвесь - взвесься , взвесьте. § 74. Буква ь не пишется: В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский(Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский,декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например:юньнаньский (от Юньнань). В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных , например: вишня - вишен, вишенка; бойня - боен; читальня - читален; но: баня - бань, банька; яблоня - яблонь,яблонька; также деревня - деревень, деревенька; барышня -барышень; кухня - кухонь, кухонька. § 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях: На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься, носишь - носишься, примешь - примешься.На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься; спрячь - спрячься;ешь.Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь; спрячьте - спрячьтесь; ешьте.На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь, стричься.Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь, вскачь,прочь, а также в наречии настежь.На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.