Скачать поурочные планы по биологии и географии. Биология. И воздуха для прорастания семян

«ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ К УМК И.Н. Пономаревой и др. (М.: Вентана-Граф) 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2015 УДК 372.857 ББК 71.262.8 К65 Константинова И.Ю. Поурочные разработки по...»

И. Ю. КОНСТАНТИНОВА

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

ПО БИОЛОГИИ

К УМК И.Н. Пономаревой и др.

(М.: Вентана-Граф)

МОСКВА «ВАКО» 2015

Константинова И.Ю.

Поурочные разработки по биологии. 5 класс. –

М.: ВАКО, 2015. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-02207-6



В пособии представлены поурочные разработки по курсу

«Биология» для 5 класса общеобразовательных учреждений к УМК И.Н. Пономаревой и др., соответствующие требованиям ФГОС.

В книге учитель найдет все необходимые для подготовки к уроку и его проведения материалы: тематическое планирование, подробные поурочные разработки, дополнительные материалы, игры, конкурсы, творческие задания, физкультминутки, методические советы и рекомендации. В приложении дано тематическое планирование к учебникам биологии для 5 класса, входящим в Федеральный перечень.

Издание адресовано учителям, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей.

УДК 372.857 ББК 71.262.8 ISBN 978-5-408-02207-6 © ООО «ВАКО», 2015 От автора Уважаемые учителя!

Предлагаемое вашему вниманию методическое пособие содержит поурочные разработки по биологии для 5 класса и ориентировано на использование учебного комплекта И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой (М.: Вентана-Граф).

Материал и структура методического пособия полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения, а требования к результатам обучения сформулированы в нем в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. В настоящем пособии планируемые результаты представлены в развернутом виде, отражающем логику формирования учебных действий.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Они даны в пособии в контексте содержания учебного предмета «Биология». Конспекты уроков ориентированы на развитие общеучебных умений ребенка, таких, как способности анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., а также специальных умений – устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т. д.

Поурочные разработки построены по плану: тип урока, используемые технологии, формируемые УУД, планируемые результаты, используемое оборудование, предварительная подготовка к уроку.

4 Тематическое планирование учебного материала В данной книге учитель сможет найти все, что необходимо ему для подготовки к урокам и их проведения: тематическое планирование, подробные поурочные разработки, методические советы и рекомендации. Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков полностью или частично, встраивая их в собственный план урока.Надеемся, что эта книга окажет действенную помощь в вашей педагогической деятельности.

Тематическое планирование учебного материала (35 ч) № Тема урока урока Биология – наука о живом мире (9 ч) 1 Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей 2 Признаки живых организмов 3 Методы изучения живых организмов 4 Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

5 Клеточное строение организмов. Многообразие клеток 6 Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

7 Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме 8 Свойства живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма. Размножение 9 Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире»

Многообразие живых организмов (12 ч) 10 Разнообразие организмов. Принципы классификации организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы 11 Бактерии. Многообразие бактерий 12 Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека 13 Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека 14 Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения»

Тематическое планирование учебного материала

№ Тема урока урока 15 Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека 16 Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

17 Грибы. Многообразие грибов 18 Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека.

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами 19 Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека 20 Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека 21 Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) 22 Взаимосвязи организмов и окружающей среды 23 Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы 24 Взаимосвязи организмов и окружающей среды 25 Природные сообщества 26 Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Природные зоны России 27 Жизнь на разных материках. Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды 28 Жизнь в морях и океанах 29 Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные зоны Земли»

Человек на планете Земля (6 ч) 30 Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление 31 Роль человека в биосфере. Экологические проблемы 32 Последствия деятельности человека в экосистемах 33 Роль человека в биосфере. Способы решения экологических проблем 34 Методы изучения живых организмов. Наблюдение, измерение, эксперимент 35 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

БИОЛОГИЯ –

НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

У р о к 1. Биология как наука Роль биологии в практической деятельности людей Тип урока: урок открытия нового знания.

Формируемые УУД: коммуникативные (к.) – слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; познавательные (п.) – выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; личностные (л.) – формировать знание основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

Планируемые результаты: понимать значение природы в жизни человека; знать определения науки биология, биологических наук; научиться составлять сравнительный рассказ о древних и современных людях; называть задачи, стоящие перед ученымибиологами; называть основные принципы и правила отношения к живой природе.

Оборудование: учебник (Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана-Граф), полоска бумаги с написанными разным цветом частями слова «биология», магнитная или интерактивная доска.

Ход урока I. Организационный момент (Знакомство. Учитель представляется ученикам и для создания дружеской атмосферы может рассказать о своих увлечениях.

Урок 1. Биология как наука Затем учитель просит представиться всех учеников, называя свои увлечения короткими предложениями.

) II. Работа по теме урока

1. Слово учителя (Учитель рассказывает о кабинете для занятий: о растениях, наглядных пособиях, правилах поведения на уроке и перемене.) Друзья, посмотрите, как много растений в кабинете. У каждого их них своя история. Вот это растение кабинету подарили выпускники школы, когда были такими же пятиклассниками, как вы. Оно вместе с ними росло и становилось умнее. Если бы оно могло говорить, вероятно, рассказало бы нам много интересного.

А это растение мы подобрали на улице поздней осенью. Оно почти замерзло. Мы ухаживали за ним, лечили, и теперь оно радует нас своими цветами.

(Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.) Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.

(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроках: учебник, рабочую тетрадь, карандаши, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой. Затем проводится небольшая физкультминутка, в ходе которой можно проверить готовность учеников к уроку.)

– Встаньте, возьмите в руки учебник и поднимите его высоко над головой, вытяните шею и посмотрите на учебник. Положите его на стол.

– Возьмите в руки тетрадь, держите ее на вытянутых руках перед собой и присядьте пять раз. Положите тетрадь на парту.

– Крепко обнимите дневник и немного попрыгайте.

– А теперь возьмите ручки и карандаши в разные руки, вытянутые в разные стороны, и двигайте их, скрещивая перед собой. Такое движение выполните пять раз.

– Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до семи.

2. Беседа, работа по учебнику Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на людей современных. Внешний вид, поведение, ежедневные занятия – все отличало его от нас с вами. В суровых условиях жили те люди: холод или жара, часто голод, ядовитые растения, нападение 8 Биология – наука о живом мире страшных животных, болезни, темнота, неизвестность. Природа устрашала человека, но в то же время кормила его и одевала, закаляла и давала новые полезные знания.

– Откройте учебник на с. 5, рассмотрите рис. 1 и сравните людей, изображенных на двух рисунках, между собой и с человеком современным.

(Ученики поднимают руки и высказываются, а учитель, в случае необходимости, наводящими вопросами обращает внимание детей на строение головы и тела, одежду, занятия, оружие и орудия. Ученики составляют короткие сравнительные рассказы.)

– Итак, мы видим, что древние люди отличаются от нас с вами. А можем ли мы определить, кто ближе к природе:

древние или современные люди? Почему вы так считаете?

(Ответы детей.)

3. Игра (Учитель называет признаки и действия. Если он говорит о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних людях – мальчики.)

Одеваются в шкуры животных (древние люди).

Ездят на поезде (современные люди).

Охотятся при помощи копья (древние люди).

Сушат варежки на теплых печках (современные люди).

Собирают ягоды (древние люди и современные люди).

Жгут костры и мусорят (современные люди).

Живут в пещерах (древние люди).

Приручили собаку и лошадь (древние люди).

Сажают сады и леса (современные люди).

Ловят рыбу (древние люди и современные люди).

Внешне похожи на обезьян (древние люди).

Молодцы! Вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи как древним, так и современным людям. Это нас сближает. Древние люди – наши далекие предки. Обнаруживая разные находки и совершая открытия, человек всегда учился, приспосабливался, копил знания. Постепенно все знания превращались в науки. Науки помогают нам жить комфортнее, проще, но мы все равно остаемся частью природы. А чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить. На уроках биологии мы с вами и будем изучать природу.

4. Составление схемы

– Вслушайтесь в слово «биология». Оно произошло от греческих слов биос – «жизнь» и логос – «учение». Значит, биология – это… (наука о природе).

Урок 2. Признаки живых организмов

(Для наглядности во время беседы можно прикрепить на магнитную доску полоску бумаги с написанными разным цветом частями слова «биология» или вывести это слово на интерактивной доске.)

– Запишите слово «биология» в тетрадях.

Но биология имеет целую «семью» биологических наук. Давайте с ними немного познакомимся.

(Учитель записывает названия биологических наук, обращает внимание учеников на грамматику написания и рассказывает о том, что изучает каждая наука. На доске и в тетрадях появляется схема.)

БИОЛОГИЯ

Зоология Ботаника Микология Микробиология Экология

зоология – рыбка, ботаника – растение, микология – гриб и т. д.) III. Рефлексивно-оценочный этап (Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

Человек – часть природы.

Человек с древних времен и до сегодняшнего дня познает окружающий его мир, природу.

Человек создал науки.

Чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить.

Наука о живой природе – биология.

Биология имеет целую семью биологических наук.

2. По рисункам параграфа составить рассказ на тему «Природа и человек».

У р о к 2. Признаки живых организмов Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. – 10 Биология – наука о живом мире сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. – анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления; л. – формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать навыки, способствующие применению биологических знаний в современном мире.

Планируемые результаты: научиться сравнивать проявление свойств живого и неживого; называть свойства живых организмов; рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы и их функции.

Оборудование: учебник, плакат с ячейками, магниты.

Ход урока I. Организационный момент (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.) II. Проверка домашнего задания (Проводится в формате игры «Радиопередача». Такая форма поможет ученикам развивать артистизм и коммуникативные навыки. Отвечающие – журналисты, остальные ученики – радиослушатели, учитель – ведущий.) Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами замечательные гости. Они совершили путешествия на машине времени на тысячи лет назад, в глубокую древность. Первый наш гость побывал у первобытных охотников. Он расскажет нам о том, как они выглядят, чем занимаются, какое значение играет природа в их жизни.

(Рассказ первого ученика. Учитель может задавать вопросы, комментировать, помогая выстраивать ответ ученика и поддерживая формат игры.) Следующий наш гость забрался на машине времени еще дальше и наблюдал жизнь древних собирателей. Давайте послушаем его рассказ. Может быть, нам удастся узнать, чем угощали нашего друга, и где ему пришлось ночевать.

(Рассказ второго ученика.) Все рассказчики сообщали нам о значении природы в жизни древнего человека, а теперь прошу вас рассказать о взаимоотношении современного человека и природы.

(Рассказ третьего ученика. Учитель при необходимости задает вопросы. Важно, чтобы все опорные понятия были раскрыты (биология, семья биологических наук). Затем учитель благодарит за участие в игре, за хорошую работу, выставляет оценки за от- веты.)

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Бауэр Н.В. ДИЗАЙН МАЛОГО САДА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 35.03.10 Ландшафтная архитектура, профиль Садово-парковое и ландшафтное строительство очной формы обучения Тюменский государственный...»

«А. Эргашев, Т. Эргашев Основы экологии Ташкент 2008 Спонсор Ташкентский областной комитет по охране природы. Авторы выражают свою сердечную благодарность руководству Таш­ кентского областного комитета по охране природы за оказанную помощь в публикации данного учебного пособия путем спонсирования и желают ему огромных успехов в области охраны природы. Э ргаш ев А., Эргашев Т. Основы экологии. А. Эргашев, Т. Эргашев. 2008. 304 стр. В данном учебное пособие последовательно излагается история...»

«Рабочая программа элективного курса «Микробиология» на 2015-2016 год Разработчик: учитель Воронкова Галина Николаевна 2. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Микробиология» составлена на основе авторской программы Г. Н. Паниной, Я. С. Шапиро (Панина Г. Н., Шапиро Я. С. Микробиология: 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 64 с.(Библиотека элективных курсов)).Используемый учебник:. Шапиро Я. С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для...»

«ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ По ботанике с основами практической биологии Направление: 050100 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Уровень образования: Бакалавриат Профильная направленность: Биология. Безопасность жизнедеятельности. Челябинск, 201 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ По ботанике с основами практической биологии Направление: 050100 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Уровень образования:...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Биологический факультет) Кафедра Биохимии и биофизики Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Биофизика Специальность 020201.65 – биология (код по ОКСО) Квалификация выпускника биолог Форма обучения Очная Согласовано: Рекомендовано кафедрой биохимии и биофизики Учебно-методическое управление Протокол № «_» _ 2012г. «»...»

«1. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А....»

«БИОЛОГИЯ I. Школьный куррикулум – основной документ для проектирования и организации учебного процесса по биологии В 2015-2016 году учебный процесс по биологии будет организован в соответствии с модернизированным куррикулумом для гимназического образования, утвержденного приказом министра просвещения № 245 от 27.04.2010 года и для лицейского образования, утвержденного приказом министра просвещения № 244 от 27.04.2010 года, а также с учебными планами для начального, гимназического и лицейского...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по научной работе _ /А.В. Толстиков/ _ 2014 г. ИХТИОФАУНА КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ И МОРСКИХ ВОДОЕМОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (Ихтиология) (уровень подготовки кадров высшей...»

«СОДЕРЖАНИЕ стр. 1 Общие положения 1.1 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки магистров 44.04.01 – Педагогическое 4 образование магистерская программа «Биологическое образование»1.2 Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по направлению 4 подготовки магистров 44.04.01 – Педагогическое образование 1.3 Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 4 1.4...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».

Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.

Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.

Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.

Целевая аудитория: для 10 класса

Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"

Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.

Целевая аудитория: для 11 класса

Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация к уроку по биологии "

Задачи урока:

Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).

Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.

УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.

Целевая аудитория: для 6 класса

Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

  • Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
  • Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
  • Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Целевая аудитория: для 7 класса

Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».

Вид урока: урок - практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Целевая аудитория: для учителя

Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими.

Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.

Ведение биологии в рамках школьной программы

Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы?

На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.

Главный критерий урока

Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше.

Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету.

Уроки биологии: виды

Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных:

  • беседа;
  • проблемный урок;
  • комбинированный урок;
  • экскурсия;
  • лекция;
  • семинар;
  • ролевая игра;
  • зачет;
  • киноурок;
  • урок с использованием интернет-ресурсов;
  • лабораторная работа;
  • обобщающий урок;
  • зачет;
  • контрольно-проверяющий урок;
  • конференция.

Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.

Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету.

Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету.

Используемые методы

Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают:

  1. Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге.
  2. Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия).
  3. Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося.
  4. Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы.
  5. Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.
  6. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя.
  7. Энергосберегающие технологии.

План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации.

Современные программы по биологии

  • А. И. Никишов;
  • В. В. Пасечник;
  • И. Н. Пономарева;
  • Н. И. Сонин;
  • Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева;
  • Л. Н. Сухорукова и другие.
  • рабочие тетради для учащихся;
  • дневник наблюдений (не у всех);
  • методическое пособие для учителя;
  • рабочая программа и поурочное планирование на год.

Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала.

Технологическая карта урока: составление

Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые Согласно им по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты:

  1. Тема урока.
  2. Цель занятия.
  3. Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и УУД (универсальные учебные действия) - в другой.
  4. Основные понятия данной темы.
  5. Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы.
  6. Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная.

План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия:

  • включающий обозначение темы и ее актуальность;
  • целеполагание;
  • первичное усвоение и применение знаний, осмысление;
  • итоги занятия;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.

Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.

Анализ результатов урока

Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения.

Формы анализа могут быть разные. Например:

  • самоанализ;
  • комплексный анализ;
  • методический разбор и прочие.

Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие.

Современный учитель биологии

Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества.

Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.

Профессиональные компетенции

Можно выделить 6 основных:

  1. Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения.
  2. Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке.
  3. ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении.
  4. Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению.
  5. Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся.
  6. Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками.

Личные качества преподавателя

Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей:

  • чувством юмора;
  • эмоциональностью;
  • выразительностью речи;
  • творческим началом;
  • организаторскими способностями;
  • дисциплинированностью;
  • настойчивостью;
  • целеустремленностью.

В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога, соответствующего требованиям ФГОС.

Тесты: суть и значение

Одна из самых главных форм контроля знаний, которая применяется повсеместно на каждом уроке, - тесты по биологии. И это вполне объяснимо. Во-первых, такая проверка экономит время на занятии. Практически любой план урока по биологии включает в себя данную форму работы. Во-вторых, дает возможность охватить вопросами больший объем пройденного материала. В-третьих, позволяет увеличивать накопляемость оценок. Но самая главная причина не в этом.

Форма экзаменов ГИА и ЕГЭ подразумевает основную часть именно в виде теста. Поэтому важно подготовить учащихся заранее к такой форме проверки. Сделать так, чтобы к выпускному классу они уже свободно владели методикой написания подобных работ и считали ее обычной.

Тесты по биологии, как и по любому другому предмету, учитель составляет самостоятельно либо пользуется уже готовыми формами из методических пособий. В любом случае желательно включать в вопросы те, которые встречаются в экзаменационных работах. Сам бланк тестов должен быть максимально приближен по оформлению к таковому на итоговой аттестации.

ХОД УРОКА

Организационный.

III. Изучение н/м1.Зоология - наука о животных

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" - жизнь, «логос» - наука) - наука о живой природе (слайд 2).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан

Маева Альбина Мирасовна, 02.03.2017

737 84

Содержимое разработки

Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный.

Психолого-педагогический настрой на урок.

II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»

III. Изучение н/м1.Зоология – наука о животных

Вспомните, как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" – жизнь, «логос» – наука) - наука о живой природе (слайд 2).

Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).

2. Современная зоология – система наук о животных.

Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология – их клеточное строение

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Систематика – классификацию животных

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук

генетики, объясняющей закономерности наследственности,

зоогеографии – распространение животных,

этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных

млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

3. Сходство и различия животных и растений

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

3) дыханию,

3)выделению,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинствоиз них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений

Чем отличаются животные от растений?

Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

Воспринимают раздражения и реагируют на них.

Большинство активно передвигаются.

Освоили все среды жизни.

5). Многообразие животных

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

6. Значение животных.

Работа в группах

1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа - Промысловые животные;

Охрана животных

Знаете ли вы, что такое Красная книга?

Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?

Сколько заповедников в РК?

IV. Закрепление: .Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2.Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.

3.Составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.

V. Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу планету.

VI. Д/З: Творческое задание: найдите занимательный материал о животных.

VI. Рефлексия Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценк

До встречи