История государства урарту. Расцвет древнего царства урарту. Зависимость от Рима

У многие есть страсть к азартным играм. Она может превратить человека в раба, но если есть сила воли, то ты можешь её побороть. Если постепенно слезаешь с зависимости, то можешь перейти на бесплатные азартные игры в avtomaty-vulkandeluxe , главное контролируй себя.

Одним из наименее известных аспектов истории рабства в Америке является роль, которую в ней сыграли небелые люди, ведь они также владели и торговали рабами, правда, неизвестно, в каком масштабе. По словам историка Ричарда Халлибертона-младшего, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти в разные периоды времени «в каждом из тринадцати оригинальных штатов, а после в каждом штате, где одобрялось рабство». Тот факт, что эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, вызывает ряд «неприятных вопросов» у американцев, живущих в ХХI веке. К ним относится и афроамериканский автор Генри Луис Гейтс-младший, который пишет, что это изобличает классовые различия, которые всегда существовали в «чёрной общине». Другие считают, что таким образом кто-то хочет отвлечь всеобщее внимание от белых людей, на которых лежит вина за появление рабства в Америке.

Ниже представлен список из девяти правдивых и ложных фактов о рабстве в Америке, которые развенчают мифы, связанные с этой темой.

1. Первым легальным рабовладельцем в американской истории был чернокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон.

Возможно, это правда. Формулировка утверждения очень важна. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в истории Америки, однако он был, по мнению историков, одним из первых, кто законным образом – через суд – получил в собственность пожизненного раба.

Энтони Джонсон сам когда-то был рабом. Получив свободу в начале 1650-х годов, он приобрёл ферму со 100 гектарами земли в штате Вирджиния и заключил договор с пятью слугами. Один из них, чернокожий мужчина по имени Джон Кейзор, утверждал, что когда срок службы истёк, Джонсон удерживал его незаконно в течение нескольких лет. В 1654 году гражданский суд оставил за Джонсоном право на пожизненное использование услуг Кейзора. Этот инцидент историк Халлибертон-младший называет «одним из первых известных случаев санкционированного рабства».

2. Самым крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине 1860-х годов был владелец «чёрной плантации» по имени Уильям Эллисон.

Частично верно. Уильям Эллисон действительно был очень богатым владельцем «чёрной плантации» и производства хлопка, однако жил он не в Северной, а Южной Каролине. Согласно переписи 1860 года, в которой его фамилия была указана как «Эллерсон», он владел 63 чернокожими рабами, что делало его самым крупнейшим рабовладельцем в Южной Каролине, но не во всём штате.

3. Американские индейцы владели тысячами чернокожих рабов на рубеже XIX века.

Правда. Об этом говорит историк Тия Майлз. Она утверждает, что численность рабов, которые принадлежали индейцам чероки, на рубеже XIX века составляла 600 человек и около 1500 во время перемещения на Запад в 1838-1839 годах. По словам Майлз, рабство постепенно входило в жизнь индейцев чероки. Когда белый человек переезжал на землю коренных американцев, чтобы стать торговцем или индейским агентом, ему предоставляли в собственность африканских рабов, которые могли передаваться по наследству (равно как и право на использование племенных угодий) в том случае, если он заключал брак с представительницей племени чероки, что было не редкостью в то время. Эти преимущества позволяли таким людям накапливать и приумножать своё богатство, покупая фермы и плантации.

4. По состоянию на 1830-й год, в собственности 3775 свободных чернокожих людей находилось 12740 чернокожих рабов.

Приблизительно верно. Если верить историку Ричарду Халлибертону-младшему, по состоянию на 1830-й год, в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 599 свободных темнокожих (13,7% от общего числа). Из них, согласно переписи населения 1830 года, 3 775 человек владели 12 760 чернокожими рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешалось иметь работу, собственное дело и недвижимость.

Ложь. Были исключения, но если говорить в целом, то чернокожим рабам в США по закону не разрешалось иметь собственное дело и недвижимость, особенно после 1750 года, когда в юридической литературе большинства колоний появились «рабские» кодексы.

Согласно таким кодексам, у рабов в большинстве регионов не было практически никаких юридических прав. Их казнили за преступления, которые не считались тяжкими среди белых людей. Показания чернокожих рабов почти ничего не значили и не могли использоваться в пользу или против белых. Они не имели право на владение собственностью, передвигаться без согласия своих владельцев или вступать в законный брак.

6. В Африке вид рабства «темнокожий хозяин – темнокожий раб» существовал в течение нескольких тысяч лет.

Правда, в том смысле, что феномен порабощения одними людьми других насчитывает тысячи лет, и это касается не только чернокожих или Африки.

7. Большинство рабов, завезённых в Америку из Африки, были приобретены у чернокожих рабовладельцев.

Отчасти это правда. Историк Стивен Минц очень точно описывает ситуацию в предисловии к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный читатель, 1619-1877 года».

Защитники африканской работорговли давно утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были рабами, обречёнными на смерть. По сути, работорговля фактически спасли им жизнь. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы в действительности совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев (в основном из Англии, Франции, Дании, Голландии и Португалии) организовали невольничьи фактории вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары.

Утверждение, что европейцы покупали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую действительность. Работорговля в Африке существовала ещё до прихода европейцев, однако именно массовый спрос Европы на рабов и появление огнестрельного оружия радикально изменили общество Западной и Центральной Африки. Африканцы попадали в рабство за долги или мелкие уголовные и религиозные преступления, а также после неспровоцированных налётов на незащищённые деревни.

8. Рабство существовало в течение нескольких тысяч лет.

Правда. «Общее» рабство существовало в течение нескольких тысяч лет, однако его специфические особенности менялись в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству.

Утверждение, что «белые люди» положили конец рабству в Соединённых Штатах, является слишком голословным. После так называемой «отмены» рабства подавляющее большинство чернокожих в США по-прежнему не имели права голоса, не могли баллотироваться на политические должности и прочее. Более того, когда одни белые люди работали над тем, чтобы положить конец рабству, другие боролись за то, чтобы его сохранить.

Рабство было отменено в Америке благодаря усилиям людей различных национальностей, в том числе и белокожих, которые подхватили знамя аболиционистского движения. Имена белых лидеров этого движения, как правило, известны лучше, чем имена чернокожих лидеров, среди которых стоит отметить Дэвида Уокера, Фредерика Дугласа, Соджорнер Трут, Дреда Скотта, Гарриет Табмен, Нета Тёрнера и многих других.

По материалу сайта

Ровно 155 лет назад в России было отменено крепостное право. Публикуем статью, написанную три года назад, но по-прежнему популярную у наших читателей.

В 2013 году ленты новостных агентств передали фантастический, на первый взгляд, факт: в штате Миссисипи (США) формально рабство было узаконено вплоть до 7 февраля. Из-за бюрократической ошибки 13-я поправка к Конституции, положившая конец рабству и ратифицированная Конгрессом США еще в 1865 г., формально не имела юридической силы на территории этого штата. В 1995 г. власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не направили копию документа, подтверждающего отмену рабства, в Федеральный реестр США.

Проследим, как складывались судьбы этого постыдного изобретения человечества на протяжении истории. Отметим для себя, что еще 50-60 лет тому назад рабство существовало в некоторых государствах Востока и Африки. А последней официально запретила рабство Мавритания; это произошло всего 32 года тому назад.

Венеция — 960 г.

Лондон — 1102 г.: запрещены работорговля, рабы и крепостное право. Любопытно, что в Англии в целом рабство просуществовало еще целое столетие.

Исландия — 1117 г.

Город Корчула (территория современной Хорватии) — 1214 г.

Англия , 2-й этап — 1215 г. «Великая хартия вольностей» в 30-м параграфе, больше известном как Habeas Corpus, содержит закон, запрещающий рабство в английском законодательстве.

Болонья — 1256 г. В сборнике Liber Paradisus провозглашался запрет рабства и работорговли, крепостного права в Болонье, все рабы на её территории освобождались.

Норвегия — 1274 г. Норму о запрете рабства содержал Закон о земле (Landslova).

Франция , территориальная материковая часть — 1315 г.

Швеция — 1335 г.

Дубровницкая республика (территория современной Хорватии) — 1416 г.

Испания — 20 ноября 1542 г. Король Испании Карлос I утвердил закон против порабощения американских индейцев.

Речь Посполитая — 1588 г. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия , 1-й этап — 1595 г. Была законодательно запрещена торговля китайскими рабами.

Япония — 1500-е года. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия , 2-й этап — 19 февраля 1624 г. Король Португалии запретил содержать китайцев и рабов на всей территории королевства.

Чили — 1683 г. Королевский закон Испании прекращает рабство в колонии. На практике рабство в Чили сохранялось еще почти полтора столетия, вплоть до 1823 г.

Род-Айленд — 18 мая 1652 г. Бывшая английская колония первой в Северной Америке запретила рабство.

Англия , 3-й этап — 1701 г. Высший суд Англии освободил всех рабов, которые прибывали в страну.

Российская империя — 1723 г. Указ Петра Первого запретил работорговлю, но не запретил крепостничество (отменено в 1861 г.).

Португалия , 3-й этап — 1761 г. Рабство было запрещено как на материковой части, так и в индийских колониях.

Остров Мадейра — 1777 г.

Штат Вермонт (с 1777 по 1791 гг. — независимая Республика Вермонт) — 1777 г.

Шотландия — 1778 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1780 г. Закон против рабства освободил детей-рабов. Закон стал примером для других северных штатов. Последний раб освобождён в 1847 г.

Штат Массачусетс — 1783 г.

Крымское ханство — 1783 г. Указ Екатерины II отменил рабство.

Буковина (в составе Австро-Венгрии) — 1783 г. Указ о запрете рабства подписал 19 июня 1783 г. император Священной Римской империи Иосиф II.

Сьерра-Леоне — 1787 г. В Западную Африку из Великобритании переселяются освободившиеся рабы (351 африканца).

Верхняя Канада (британская колония в Северной Америке) — 1793 г.

Франция , Первая республика — 1794 г. В 1802 г. Наполеон I восстановит рабство во французских колониях.

Штат Нью-Йорк (США) — 1799 г. Дети-рабы и все обычные рабы были окончательно освобождены в течение почти 30 лет. Последний раб освобождён 4 июля 1827 года.

Нижняя Канада (провинция Британской империи в Северной Америке) — 1803 г.

Штат Нью-Джерси (США) —1804 г. Закон запрещает рабство и освобождает детей-рабов.

Гаити — 1804 г. Рабство отменено с провозглашением независимости.

США — 1807 г. 2 марта 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, направленный против рабства. Закон запрещал ввоз рабов и вступил в силу 1 января 1808 г.

Великобритания — 1807 г. Британский Парламент принял Акт о запрете торговли рабами (Abolition of the Slave Trade Act), ставящий вне закона работорговлю в колониях. Рабство в колониях было окончательно отменено в 1833 г.

Пруссия — 1807 г. Отменено крепостное право.

Великобритания — 1807 г. Королевский флот начинает операцию против работорговли на побережье Западной Африки и освобождает к 1865 г. около 150 тыс. рабов.

Мексика — 1810 г. Последний раб освобожден в 1829 г.

Испанские колонии — 1811 г. Испания отменило рабство в своих колониях, за исключением Кубы, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго.

Нидерланды — 1814 г.

Уругвай — 1814 г.

Португальские колонии к северу от экватора — 1815 г. За запрет рабства в колониях Португалии Великобритания заплатила ей 750 тыс. фунтов. Окончательно рабство было запрещено в португальских колониях в 1869 г.

Эстляндия — 1816 г. Отменено крепостное право.

Курляндия (Курземе, территория современной Латвии) — 1817 г. Отменено крепостное право.

Куба, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго — 1817 г. За прекращение работорговли Испания заплатила Великобритании около 400 тыс. фунтов. На Кубе окончательно рабство отменено лишь в 1886 г.

Ливония — 1819 г. Отменено крепостное право.

Греция — 1822 г.

Центрально-Американская республика — 1824 г.

Уругвай — 1830 г.

Боливия — 1831 г.

Британские колонии Вест-Индия, Маврикий и Южная Африка — 1833-1834 гг. Британский закон, запрещающий рабство в колониях, освободил около 760 тыс. рабов.

Техас (мексиканская провинция) — 1835 г. Президент Анастасио Бустаманте провозгласил отмену рабства в Техасе. Столкновения американских переселенцев с мексиканскими войсками привели к поражению Мексики и провозглашению независимости Техаса, в котором рабство сохранялось до 1865 г.

Тунис — 1846 г. Бей (правитель) Туниса прекращает рабство под давлением Британии.

Африканские владения Османской империи — 1847 г.

Остров Сен-Бартелеми (бывшее французское владение, перешедшее к Швеции) — 1847 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1847 г.

Колонии Вест-Индии (владения Дании) — 1848 г.

Все колонии Франции и Дании — 1848 г.

Новая Гранада (испанское вице-королевство в Южной Америке, включавшее в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора) — 1851 г.

Королевство Гавайи — 1852 г. Отменено земельное рабство (крепостное право).

Аргентина — 1853 г.

Перу — 1854 г.

Венесуэла — 1854 г.

Молдавия — 1855 г. Частично отменено крепостное право.

Валахия — 1856 г. Частично отменено крепостное право.

Голландские колонии — 1863 г.

Южные штаты США — 1865 г. В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны.

Аляска — 1870 г. США отменили рабство на Аляске после покупки территории у России.

Пуэрто-Рико — 1873 г.

Золотой берег (британская колония в Гвинейском заливе в Западной Африке) — 1874 г.

Болгария — 1879 г.

Османская империя — 1882 г.

Бразилия — 1888 г.

Конго, Османская империя и побережье Восточной Африки — 1890 г. Официальный запрет рабства и работорговли на суше и на море был принят на Конференции в Брюсселе.

Корея — 1894 г.

Мадагаскар — 1896 г. Рабство в своем протекторате отменила Франция.

Занзибар — 1897 г.


Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в.

Сиам — 1897 г. Окончательно рабство запрещено в 1912 г.

Эфиопия — 1902 г. Окончательно рабство запрещено в 1942 г.

Китай — 1906 г.

Непал — 1921 г.

Марокко — 1922 г.

Афганистан — 1923 г.

Ирак — 1924 г.

Иран — 1928 г.

Абиссиния — 1935 г. Отмену рабства провозгласил Верховный комиссар Итальянской Восточной Африки генерал Эмилио Де Боно.

Северная Нигерия — 1936 г. Великобритания официально отменила рабство в своем протекторате.

Эфиопия — 1942 г.

Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека (пункт 4) — 1948 г.

Катар — 1952 г.

Тибет — 1959 г. Китай отменил рабство в Тибетском автономном районе.

Нигерия — 1960 г.

Саудовская Аравия — 1962 г.

Йемен — 1962 г.

Объединённые Арабские Эмираты — 1963 г.

Оман — 1970 г.

Мавритания — 1981 г.

Фрагмент памятника рабству. Стоунтаун, Танзания. Фото: Eric Lafforgue

После того, как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара.

§ 1. Племена Закавказья в V-II тысячелетиях до н. э.

Возникновение государства Урарту

Природные условия, источники и историография. В районах Армянского нагорья и Закавказья, где природные условия не благоприятствовали прогресс}" поливного земледелия, важную роль играло наличие рудных богатств, главным образом меди и железа; на степных нагорьях и альпийских лугах развивалось скотоводство.

Среди источников по истории Закавказья в древности важны урартские надписи. По содержанию они представляют собой либо летописи, по годам освещающие деятельность урартских царей, либо строительные надписи. Много данных по истории Урарту содержится в ассирийских и вавилонских источниках, описывающих внешнюю политику и военные походы этих государств, в частности в район Закавказья. Огромный материал дает археология, особенно раскопки таких важных урартских центров, как Кармир-блур (Тейшебаини), Аргиштихинили и Еребуни.

Урартские памятники стали известны еще в 1828-1829 гг., но лишь к концу XIX в. успехи лингвистики позволили произвести их убедительную дешифровку. Одним из первых их стал изучать и публиковать М. В. Никольский. Большое значение имели в начале XX в. экспедиции под руководством Н. Я. Марра и И. А. Орбели, одна из которых открыла на Ванской скале обширную надпись царя Сардури II.

Ведущее место в изучении Урарту принадлежит советской науке. Особо следует отметить издания и комментированные переводы урартских надписей и ассиро-вавилонских источников по истории Урарту. С 30-х годов систематически исследуются археологические памятники древних государств, располагавшихся на территории советских республик Закавказья.

В последние годы проводятся раскопки урартских памятников на территории Турции и Ирана.

Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена. В V-IV тысячелетиях до н. э. долины Куры и Аракса в основном по берегам небольших впадающих в них речек были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами, поселки которых хорошо изучены археологами при раскопках в Шому-тепе в Азербайджане, Шулавери в Грузии и Техут в Армении. Они состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений, что является специфической чертой культуры закавказских земледельцев, поскольку в большинстве других раннеземледельческих культур Древнего Востока строения имеют квадратную или прямоугольную планировку. В хозяйстве большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, наряду с которыми появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса и полбы, разведение крупного и мелкого рогатого скота. В небольших поселках площадью в 0,5-1 га проживало по 100-300 человек, видимо, образующих одну общину, сообща ведущую хозяйство. Весьма архаическая по облику культура ранних земледельцев Закавказья^ заметно уступала по уровню развития современным ей культурам Северной и Южной Месопотамии - Халафу и Убейду. Из этих более развитых южных областей иногда попадали в Закавказье отдельные предметы - нарядные расписные сосуды и каменные печати, что свидетельствует о наличии культурных связей, благотворно влияющих на формирование местной культуры.

В III тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской. Значительное развитие получает земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов, лезвия которых изготовлены из сплава меди с мышьяком. Все это вело к увеличению населения, и наряду с небольшими поселками появляются сравнительно крупные центры, нередко обнесенные оборонительными стенами. Весьма разнообразной становится ремесленная деятельность. Обычно в каждом поселении был дом-мастерская ремесленника, члена данной общины, обслуживавшего ее потребности, где изготовлялись из различных сплавов украшения, керамика, орудия труда и оружие - топоры, кинжалы и копья. Одновременно с широким освоением низменностей и горных долин в III тысячелетии до н. э. закавказские племена поднимаются со своими стадами высоко в горы. Здесь складьшается особый вид хозяйства-отгонное скотоводство.

Освоившие горные районы скотоводческо-земледельческие племена стали также и хозяевами расположенных там рудных месторождений, что послужило для них дополнительным источником богатства. Интенсивно идет разложение первобытного строя, выделение племенных вождей и богатой знати, начинающей противопоставлять себя рядовым общинникам. Этот процесс нашел свое отражение в погребальных памятниках горных скотоводческих племен II тысячелетия до н. э. Для племенных вождей сооружаются огромные каменные курганы диаметром в 80-100 м, под насыпью которых скрывались большие залы площадью до 150 кв. м, со стенами, выложенными из крупных камней. Здесь и располагалось само погребение, находились погребальные четырехколесные повозки, лежали многочисленные предметы, в том числе богатое церемониальное оружие из серебра, художественные сосуды с рельефами, изготовлявшиеся из драгоценных металлов. Такие курганы были раскопаны на высокогорном плато в Триалети к юго-западу от Тбилиси и в других местах.

Накопление богатств, складывание социального и имущественного неравенства вели к частым межплеменным столкновениям. В горах строятся большие укрепленные крепости, стены которых сложены из огромных каменных глыб. В особую ремесленную отрасль выделяется оружейное дело. В конце II тысяелетия до н. э. появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали боевую дружину племенных вождей.

Возникновение государства Урарту. Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпаласар I. Он повествует о своих победах над 23 «царями» местной страны, которые имели свои колесницы и дворцы. Скорее всего речь идет о предводителях небольших территориальных объединений, подобных племенным вождям, захороненным в триалетских курганах. Колесницы находились на вооружении тогдашних армий и в определенной мере символизировали военную власть местных правителей - недаром Сих помещают в богатые погребения.

Плодородные земли в Ванском районе способствовали развитию земледелия, и скоро именно эта область становится центром нового государственного образования Древнего Востока. В XI-X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владений в более крупное образование, носящее уже характер государства. Видимо, к этому времени восходят и первые попытки создания местной урартской письменности на основе иероглифики, близкой в ряде отношений к хеттской.

В документах ассирийского царя Ашшур-нацирапала II (IX в. до н. э.) вместо многочисленных мелких владений уже упоминается одна страна, носящая имя Урарту. Ее центром были земли Чю восточным и северным берегам озера Ван. Другое государственное объединение урартских племен под названием Муцацир сложилось к юго-западу от озера Урмия. Здесь находился общеурартский культовый центр, особо почитаемые храмы и святилища.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединенного Урарту стал царь Араму (864-845 гг. до н. э.), против владений которого были направлены походы армии Салманасара III. Однако, хотя в ассирийских летописях результаты этих вторжений оцениваются как весьма успешные, очевидно, что они не затронули основных областей Урарту и Му-цацира, и вопреки надеждам ассирийских владык рост и усиление нового государства продолжались.

Урартский правитель Сардури I (835- 825 гг. до н. э.) уже официально оформляет свои великодержавные претензии. Он принимает пышный титул, полностью заимствованный у ассирийских царей, в котором только название Ассирия заменено именем Урарту. Это был прямой вызов могущественнейшей державе Древнего Востока. Столицей Урартского государства становится город Тушпа, вокруг которого возводятся мощные каменные стены. Под эгидой правителя Тушпы объединяются мелкие владения, сплачиваясь в единый государственный организм. Недаром Сардури I именует себя «царем царей, который от всех царей получал дань».

Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то при его преемниках все официальные тексты составляются на урартском языке, для которого была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Му-цацир становится зависимым владением. Теперь уже все урартские племена объединены в одном государстве.

С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится и своего рода религиозная реформа с выделением трех главных божеств: Халди - бога неба, Тейшебы - бога грома и дождя, Шивини - бога солнца. В древнем религиозном центре Муцацире возводятся культовые строения, храму Халди жертвуются богатые дары.

Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. Многочисленные царские надписи сообщают о возведении храмов и дворцов, организации храмовых хозяйств. Однако это была лишь одна сторона энергичной деятельности молодого государства. Надписи повествуют и о многочисленных походах. Урартские войска проникают в царство Манна, расположенное южнее озера Урмия, стремятся обойти с фланга Ассирийскую державу. Урарты уводили из захваченных областей в качестве добычи многочисленные стада, но в отличие от большинства ассирийских набегов не разоряли присоединяемые территории. В надписях оговаривается, что часть имущества оставлялась покоренным странам, которые отныне должны были представлять надежный оплот Урартского государства.

Ванское царство на вершине могущества. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810-786 гг. до н. э.). Официальные анналы год за годом описывают деятельность этого инициативного правителя. Анналы были тоже одним из государственных нововведений, и отныне все урартские цари составляют подобные официальные летописи, освещающие события их царствования. Большое внимание Менуа уделял организации армии. Есть основания полагать, что со времени его правления центральная власть полностью взяла на себя заботы по экипировке войск, ранее частично возлагавшейся на подвластных правителей. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа, в которых он принимал личное участие, идут в двух направлениях - на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. В походах захватываются пленные, богатая добыча, сжигаются вражеские города. Но примечательна и другая особенность, наметившаяся уже ранее,- покоренные владения целиком не разоряются, а, наоборот, сохраняются при условии признания политической гегемонии Урарту и выплаты дани.

Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. Видимо, в ряде из них оставались местные правители («под условием выплаты дани»), но одновременно назначались и представители центральной власти - областеначальники. Возможно, именно с Менуа связана своего рода административная реформа - разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства. Часто во вновь присоединенных областях строились урартские крепости, утверждавшие военное присутствие Урарту и становившиеся центрами административно-хозяйственной деятельности. Так, на левом берегу Аракса была возведена крепость Менуахинили, ставшая важным опорным пунктом для дальнейшего продвижения в Закавказье.

Строительная деятельность Менуа отличается большим размахом и масштабностью. Сохранилось около ста надписей с его именем, и большинство из них связано с тем или иным строительством. Особенно большие работы были осуществлены в центральной части урартских владений - в районе столичного города Тушпы. Здесь был проведен канал длиной в 70 км, представлявший собой сложное ирригационное сооружение, которое урартский царь назвал своим именем («канал Менуа»). Есть упоминания о строительстве каналов и в других районах урартского царства. Видимо, по замыслам урартского правительства поливное ирригационное земледелие с его высокими и устойчивыми урожаями должно было стать основой экономического могущества страны.

При сыне и преемнике Менуа - Аргиш-ти I (786-764 гг. до н. э.) Урартское государство вступило в решающую схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии, за господство на основных торговых путях, проходивших через Восточное Средиземноморье. Правление Аргишти - это зенит могущества Урартского государства. Прекрасно вооруженная армия позволяла ему с успехом осуществлять все военные начинания. Недаром ассирийские тексты характеризуют урартского царя в выражениях, отражающих плохо замаскированный страх: «Аргишти, урарт, чье название страшно, как тяжелая буря, чьи силы обширны...» Сам он даже сообщает о победе над войсками Ассирии. На юге серией последовательных походов и заключением союзов урартский царь осуществлял планомерный фланговый охват Ассирии. Его войска проникают в Северную Сирию, где местные правители склоняются на сторону Урарту, перерезают важнейшие торговые пути, ведущие с запада в Ассирию. На юго-востоке урарты, включив в орбиту своего влияния Маннейское царство, спускаются по горным долинам до бассейна Диялы, выходя на границы Вавилонии. В результате Ассирия оказывается охваченной с трех сторон владениями Урарту и его союзников.

Важное значение придавал Аргишти и продвижению на север, в Закавказье. Здесь урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии, форсируют Араке. и овладевают, обширной территорией на его правобережье вплоть до озера Севан. На этой территории осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Во вновь созданных городах-крепостях возводятся гигантские зернохранилища, где сосредоточиваются государственные запасы зерна. Дальновидная политика создания второго важного экономического центра Урартской державы в Закавказье, в области, удаленной от основного театра урартско-ассирийс-кого противоборства, полностью оправдала себя в ходе последующих событий. Выполнение строительной и хозяйственной программы урартского правительства обеспечивали огромные массы военнопленных, захватываемые в многочисленных походах. Только за тринадцать лет правления Аргишти урартами было захвачено в плен свыше 280 000 мужчин и женщин. Таким образом, военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных. Военные успехи Урартского государства были теснейшим образом связаны с функционированием всей социально-экономической системы урартского общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.

В это время в Передней Азии назревала решительная военная схватка за гегемонию, и в этих условиях Ассирия наносит гтервый удар. В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Ассирийские тексты восторженно описывают успехи своих войск. Несомненно, урарты потерпели военное поражение, и ряд центральных районов Урарту был предан мечу и огню. Но значение этого похода не следует преувеличивать. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее превосходно укрепленной цитаделью. Незатронутой осталась важная в военно-стратегическом отношении область Муцацира, нависающая с северо-востока над коренными землями Ассирии, не говоря уже о закавказских областях, где еще Аргишти начал создавать второй важный экономический центр Урарту. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение, но схватка за лидерство еще не была закончена.

Ассирия собирает силы для второго удара по своему основному сопернику и конкуренту; он был осуществлен во время правления урартского царя Русы I (735-714 гг. до н. э.). Вступив на престол, Руса I застал державу поколебленной военными неудачами, но энергично взялся за ликвидацию смут и вскоре полностью овладел положением. Во избежание дальнейших неурядиц царь разукрупнил административные единицы Урартской державы, стремясь не сосредоточивать в руках областеначальников больших территорий и воинских сил.

Во внешней политике Руса I старался избегать открытого противоборства с Ассирией, поддерживая вместе с тем, где возможно, антиассирийские настроения и действия. Активную политику на юге затрудняло вторжение кочевников-киммерийцев в северные области Урарту, где они нанесли поражение высланным против них урартским войскам. Вместе с тем Руса I продолжает расширять свои владения в Закавказье к северо-востоку от озера Севан. Здесь он, по его словам, в один год разбил 23 царей, т. е. мелких местных владетелей. В завоеванных областях были построены два города-крепости. Большие работы по созданию мощного хозяйственного комплекса осуществлялись Русой I к северу от озера Урмия: проведены многочисленные каналы, построены крепости-города, принадлежавшие членам царской семьи. Видимо, в этом районе Руса I создавал опорную военно-хозяйственную базу для поддержки царства Манна, опасавшегося роста ассирийского могущества. В основном центре державы - на восточном побережье Вана-строится обширное водохранилище, создаются виноградники и поля, возводится город Русахинили, который некоторые исследователи склонны рассматривать как новую столицу Урарту. Однако, как и его предшественники, Руса I во всех надписях именует себя «царем страны Урарту, правителем Тушпа-города», так что скорее всего старая столица сохраняла свое значение.

Видя, с какой энергией и успехами Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила нанести своему сопернику второй военный удар. В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Сарго-ном II, двинулась в области к востоку от озера Урмия против местных правителей, искусно натравливаемых на Ассирию урартским царем. Руса I счел момент удобным для решающего сражения и попытался со своими войсками зайти в тыл ассирийской группировке. Битва произошла в горной местности и кончилась поражением урартов. После одержанной победы ассирийцы как бы повторили программу превентивного похода Тиглатпаласара III, хотя и по другому маршруту. Грабя, сжигая и уничтожая все по пути, Саргон II двинулся в обход озера Урмия и разорил создаваемый здесь Русой I хозяйственный комплекс. Далее ассирийцы обогнули озеро Ван с севера, но не рискнули вступить в коренные урартские земли на восточном побережье, где находилась столица Тушпа, ранее безуспешно осаждавшаяся Тиглатпаласаром III. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников совершил стремительный переход по горам и внезапным ударом захватил урартский культовый центр Муцацир, где торжествующим победителям достались храмовые сокровища, накопленные за время правления многих урартских царей. По всему маршруту похода ассирийцы последовательно стремились нанести противнику максимальный урон, подорвать экономическую мощь Урарту.

В надписи Саргона II сообщается, что Руса I, узнав о падении Муцацира, покончил с собой. Действительно, с точки зрения международных отношений значение похода 714 г. до н. э. было велико, Государство Урарту окончательно потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив эту роль Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

§ 2. Урартское общество и культура

Большую роль в возвышении и расцвете Урарту сыграла развитая экономика страны. Ее основой были земледелие в районе плодородных равнин и низменностей и специализированные ремесла, связанные в первую очередь с металлургией и обработкой металлов.

Государство уделяло особое внимание подъему и организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Надписи урартских царей регулярно сообщают о проведении каналов, устройстве водохранилищ, создании садов и виноградников. Сельскохозяйственная продукция в огромных количествах сосредоточивалась в складах и хранилищах городов-креп остей, возводимых по всей территории страны.

Значительное место в экономике стали занимать царские хозяйства, создаваемые почти каждым урартским правителем. Так, известно о существовании «виноградника Менуа», «виноградника Сардури», больших комплексных хозяйств - «долины Менуа» и «долины Русы II». В Закавказье одновременно с постройкой Аргиштихинили были проведены четыре оросительных канала, созданы сады и виноградники. Одновременно с постройкой Тейшебаини урарты проводят канал, идущий через туннель в скале (он существует до наших дней), и организуют обширные1 сельскохозяйственные угодья. По ориентировочным подсчетам, зернохранилища и винные склады Тейшебаини были рассчитаны на продукцию, получаемую на территории в 4000- 5000 га. Персонал царского хозяйства в Русахинили насчитывал 5500 человек. Правда, его состав учитывал интересы царской резиденции - одних писарей было 1188 человек. В царских хозяйствах велась обработка сельскохозяйственной продукции, работали ремесленные мастерские.

Центрами царских хозяйств во многих случаях становились создаваемые правительством города-крепости, хорошо известные благодаря раскопкам советских археологов в Тейшебаини, Аргиштихинили и Еребуни. Ядром города была цитадель, где находились дворец-резиденция наместника, культовые постройки и гигантские хранилища, предназначенные для продуктов сельского хозяйства, складов оружия и утвари. У подножия цитадели располагался сам город; монументальные дома знати и невзрачные жилища подневольного люда.

Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства. Урартские храмы, как правило, были невелики по размерам. Основу их богатств составляли пожертвования, состоящие из различной утвари и предметов искусства. В отдельных случаях храмы имели собственные земельные угодья, стада скота и, возможно, занимались торговлей. Впрочем, торговля в Урарту не получила особого развития в условиях стремления урартских властей к созданию хозяйственной системы с централизованным распределением.

Социальная структура урартского общества отражает особенности и противоречия, свойственные рабовладельческим обществам древневосточного типа. Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Значительную его часть составляли общинники, обозначаемые термином «вооруженные свободные люди племени». Действительно, на первых порах урартские цари, ведя войны, опирались на своего рода народное ополчение. Община сохраняла в какой-то мере самоуправление и выступала в структуре Урартской державы как особая единица, игравшая важную роль в сельскохозяйственном производстве. Иногда в распоряжении общины имелись и рабы.

Верхушку урартского общества представляла военная и служилая знать. Это были члены правящей династии, многочисленные родственники царя, часть племенной знати и потомков правителей мелких владений, вошедших в основное ядро Урартской державы. Но все большее значение приобретала прослойка, связанная с военно-административным аппаратом: главный военачальник, его помощники, наместники провинций - областеначальники. Постепенно система управления разрасталась и усложнялась. Так, управляющие царскими хозяйствами именовались «держателями печати»; те, кто ведал финансовыми делами,-«человек денег», «человек счета»: организаторы сельскохозяйственного производства-«человек посева», «старший пастух».

Весьма многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда, близких к рабскому состоянию. Основным источником рабства были многочисленные войны, одной из главных целей которых и было получение новых контингентов рабочей силы. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного. Иногда военнопленные могли включаться в состав урартских вооруженных сил, порой раздавались воинам, но основная масса направлялась в царские и храмовые хозяйства. Расцвет и ритмичное функционирование урартской экономики были тесно связаны с непрерывным поступлением рабочей силы. Возможно, при массовых переселениях в Урарту, как и в Ассирии, образовывались поселки государственных рабов, обязанных вести самостоятельное хозяйство; часть рабов поступала в царские хозяйства, трудилась на полях и в мастерских. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов в той же мере характерны для Урарту, как и для всего Древнего Востока. В одном из писем, направленных царской администрацией в ТеЙшебаини, предписывается разыскать раба, скрывшегося с любимой, и отобрать девушку. Беглые рабы пытаются укрыться в соседних государствах, и об их выдаче ведется дипломатическая переписка.

Политический строй Урарту был направлен на осуществление основных задач, стоявших перед государством. Организация непрерывного притока рабов-военнопленных, борьба за политическую гегемонию в Передней Азии, необходимость держать в смирении и покорности эксплуатируемые социальные группы своей страны требовали особого внимания к армии и к военной организации. Урартские цари предпринимают постоянные усилия по оснащению и совершенствованию вооруженных сил. 6с-нову их составляла профессиональная армия, полностью находившаяся на царском довольствии. Ассирийцы отмечали мастерство урартов в тренировке лошадей, предназначенных для конницы. В надписях неоднократно сообщается о достижениях урартских царей в конных прыжках и стрельбе из лука. Сохранилась памятная стела, на которой указано: «С этого места конь по имени Арцибини, на котором сидел Менуа, прыгнул на 22 локтя», что составляет 11 м 20 см (результат, близкий к современным рекордам по конным прыжкам). Недаром имя коня Арцибини может быть переведено как «орел». Армия была основой могущества и самого существования Урарту.

Значительное внимание урартское правительство уделяло и организации централизованной административно-хозяйственной системы. Государство было разделено на наместничества, во главе каждого стоял областеначальник, располагавший воинскими силами и обширным административным аппаратом. Стремясь к централизации, цари постоянно направляли правителям областей и чиновничьему аппарату многочисленные, порой мелочные предписания. Например, из Тушпы в Тейшебаини посылалось письмо с указанием, за кого следует выдать замуж дочку местного повара. Восстания и неурядицы свидетельствуют о том, что в конечном итоге урартским царям не удалось создать прочное централизованное государство. Ядро Урартской державы окружали многочисленные полузависимые и союзные царства и владения, чья верность центральной власти находилась в прямой зависимости от военно-политических успехов урартских царей. Урартская держава объединяла области, весьма различные и в этническом отношении, и по уровню хозяйственного развития. Усилия урартских царей по подъему экономики не привели к созданию единой хозяйственной системы. Сформировались по крайней мере два экономических центра - ванский и закавказский. Успешное функционирование царских хозяйств во многом зависело от постоянного притока рабов-военнопленных, т. е. от удачных войн. В этом были основные причины внутренней слабости Урарту, повлиявшие в конечном итоге на его судьбу.

В области культуры наряду с древними местными традициями явственно выступает пласт, связанный с освоением культурного наследия хурритов и Хеттской державы. Урарты по языку были родственны хурри-там. В урартской дворцовой канцелярии, в характере оформления документов, в применяемой клинописной скорописи отчетливо прослеживается связь с хурритско-хет-тскими традициями. Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в любом их проявлении.

Об урартской архитектуре можно судить по широкому распространению мощных крепостей и благоустроенных городов. Крепости, являвшиеся в большинстве случаев одновременно и цитаделями городских поселений, располагались на естественных возвышенностях и скалах. Их стены и башни, сложенные из огромных, тщательно вытесанных каменных глыб, свидетельствуют о большом мастерстве урартских строителей и военных специалистов. Мощные крепости были символом могущества урартских царей и рабовладельческой знати.

Придворную культуру Урарту отличает стремление создать впечатление богатства, могущества и пышности. Сложившаяся еще на заре формирования урартской государственности, она обычно повторяет одни и те же нормы и каноны, создавая ощущение традиционности и устойчивости. Так, для росписи интерьеров урартских дворцов и храмов характерна декоративность, застывшая ритмика трафаретно повторяющихся J фигур божеств, животных, растительных мотивов. Некоторой живостью отличаются лишь изображения животных в сценах царской охоты. В Еребуни открыты фрески, воспроизводящие сцены вспашки земли и пастьбы скота. Исключительным мастерством и декоративной пышностью отмечены произведения урартских специалистов по художественной бронзе - нарядное оружие и доспехи, части трона.

Традиции и каноны, выработанные урар-тами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а некоторые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции.

§ 3. Упадок Урарту.

Ранние государственные образования в Древней Армении и Древней Грузии

Отказавшись от борьбы за лидерство в Передней Азии, урартские цари продолжали вести антиассирийскую политику, исподволь поддерживая в буферных областях мелких правителей, которые пытались балансировать между двумя державами.

Однако подлинная угроза Урартскому государству крылась не в Ассирийской державе, а в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию вслед за киммерийцами и создавших в 70-х годах VII в. до н. э. собственное «царство» в Северо-Западном Иране. Их удары были тем более опасными, что они затрагивали и глубокие тылы Урарту, остававшиеся практически недосягаемыми для ассирийской агрессии. Вынужденное уделять основное внимание обороне, лишенное огромных масс военнопленных, Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене. В письмах ассирийскому царю правитель Урарту уже почтительно именует адресата «отцом» и «господином». В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н. э. полностью прекращает свое существование. Археологические раскопки Тейшебаини открыли яркую картину гибели последних оплотов Урарту в Закавказье, взятых штурмом, разграбленных и сожженных торжествующими победителями. Значительная часть бывших урартских владений досталась Мидии.

Вместе с тем уже в конце VII в. до н. э. отмечается значительное развитие области Арме-Шуприя, бывшей, видимо, одним из центров формирования армянской народности, включившей в свой состав потомков урартов и некоторые другие племенные группы. В начале VI в. до н. э. здесь образуется независимое древне армянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского государства в Персидскую державу.

Правительство Персии широко привлекало к управлению сатрапиями местную знать, и ее представители собирали от его имени дань. Правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати - Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Источники всячески подчеркивают их тесную связь с персидским царским домом: по имеющимся сведениям Ер-ванд II был даже женат на сестре Артаксеркса II. Культура и быт сатрапа и его окружения также следовали персидским образцам. В Еребуни урартские сооружения были перестроены таким образом, что образовывали большой тридцатиколонный зал - подражание царским парадным залам Персеполя и Суз. Урартские храмы переделываются в храмы огня ахеменид-ского типа. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на Древнюю Армению. Однако массовая народная культура во многом продолжает урартские традиции. Столицей владений Ер-вандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Расширяются культурные и торговые связи - при раскопках Еребуни найдены греческие монеты V в.. до н. э.

В сатрапии, управляемой Ервандидами, и на соседних территориях продолжалось развитие рабовладельческих отношений. Различались рабы-пленники и так называемые доморощенные рабы, т. е. рабы, рожденные от несвободных родителей.

После крушения Персидского государства в IV в. до н. э. правитель Армении Ерванд III объявил себя царем. В результате образовалось самостоятельное древне-армянское государство.

Интенсивно развивались и западные области Закавказья. Здесь в меньшей степени ощущалось воздействие Персии, зато большую роль играли греческие города (Фасис, Диоскуриада и др.), возникшие в VI в. до н. э. на Черноморском побережье по большей части на местах древних местных поселков. На первое место в VI-IV вв. до н. э. выдвигается местное государство в Колхиде. Социальная дифференциация общества хорошо прослеживается на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель. Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Бани). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна». Торговля осуществлялась с помощью денег в монетной форме. При этом во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, так и названные современными исследователями «колхидками». На одной стороне монеты изображен бюст правителя, а на. другой - голова быка. Их выпуск в V-III вв. до н. э. свидетельствует о товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда исследователей, о существовании самостоятельного Колхидского государства.

В административном отношении Колхида была поделена на провинции, во главе которых стояли лица, носившие титул «скипетроносцев». Возможно, это были потомки местных племенных вождей, включенные в административную систему формирующегося государства. Примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие местной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а возможно, также и в Вани, работали греческие мастера-ремесленники. При раскопках Вани обнаружены многочисленные амфоры и другие привозные изделия. В прибрежном городе Пичвнари в V в. до н. з. расположены независимо друг от друга два могильника - колхский и греческий. Но в IV-III вв. до н. э. здесь уже имеется лишь один общий некрополь, в котором нельзя четко различить могилы потомков греческих колонистов и местного населения.

В Восточной Грузии в VI-IV вв. до н. э. также происходит резкое обособление знати (богатые погребения в Ахалгори, Алгети и др.), формируются городские центры. Из них наиболее значительным был столичный город Мцхета. Местная историческая традиция относит к концу IV-началу III в. до н. э. формирование восточногрузинского государства, носившего название Иберия. В прикаспийских областях на территории современного Азербайджана в IV--III вв. до н. э. складывается еще одно политическое образование - объединение албанских племен. Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху.

древнее государство IX-VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья, столица - Тушпа. В XIII-XI вв. до н. э. союз племен. Расцвет - конец IX-первая половина VIII вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I, Сардури II и др.). Вело длительные войны с Ассирией. В VI в. до н. э. завоевано мидянами.

Отличное определение

Неполное определение

УРАРТУ

ассир.; урартск. - Биайнили, библейск. - "царство Арарат") - государство в Передней Азии в 9-6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества все Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и Ирана). Осн. население У. - урарты, по языку были близки к хурритам, создавшим во 2-м тыс. до н. э. государство Митанни. Древнейшие политич. и культовые центры У. находились близ юго-зап. побережья оз. Урмия (напр., Мусасир, центр культа верх. божества Халди, - в районе совр. г. Ревандуза, и др.). Земли урартов входили в состав гос-ва Митанни, после падения к-рого (13 в. до н. э.) началось наступление ассирийцев на хурритские и урартские племена. В 13-11 вв. до н. э. ассир. цари Салманасар I, Тукультининурта I, Тиглатпаласар I и др. вели войны с рядом крупных союзов урартских племен ("уруатри", "наири"). В источниках называются десятки "царей" (племенных вождей) этих "стран". В кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н. э. на терр. У. происходит процесс классообразования, приведший в сер. 9 в. до н. э. к возникновению гос-ва У. со столицей в г. Тушпа (совр. г. Ван в Турции). Ассирия неоднократно сталкивалась с У., занимавшим обширную терр. вокруг оз. Ван (походы Салманасара III против урартских царей Араме и Сардури I). На бронзовых рельефах ворот Салманасара III изображены эпизоды походов против У. (взятие крепостей, увод пленных и захват добычи). Сардури I вел крупные строит. работы в Тушпе, о чем свидетельствуют надписи на ассир. яз. на строит. камнях (при его преемнике Ишпуини надписи делаются уже на урартском яз.). Кон. 9 - 1-я пол. 8 вв. до н.э. - расцвет гос-ва У. В период царствований Менуа, Аргишти I и Сардури II в результате успешных наступат. войн терр. У. значительно расширилась. Захватив районы Сев. Месопотамии и Сев. Сирии и закрыв доступ Ассирии к малоазийским базам снабжения металлами, У. способствовало ослаблению Ассирии. У. подчинило себе обл. Хубушкиа (южнее оз. Ван), Гилзан (на зап. побережье оз. Урмия), Мусасир, значит. часть терр. Манейского царства (в районе оз. Урмия). Царя У. завоевали обширную терр. на С, в Юж. Закавказье (районы Карса и Эрзурума, озер Чалдыр и Севан, Араратскую долину). В завоеванных областях были построены крепости, ставшие резиденциями царских наместников. У юж. склонов Арарата в обл. Эрикуахи царь Менуа основал г. Менуахинили; царь Аргишти I в Араратской долине в "стране Аза" построил крепости Эребуни (холм Арин-Берд на окраине Еревана) и Аргиштихинили (на лев. берегу Аракса, позднее - Армавир). Особенно упорная борьба шла против страны Диаухи ("Таохи" в антич. источниках), центр к-рой находился в районе Эрзурума и верховьев Карасу. К концу правления Аргишти I этот племенной союз был, видимо, разгромлен и У. стало соседом "страны Кулха" (Колхиды), с к-рой вел войны Сардури II. В результате успешных войн в центр. области У. поступали добыча (скот, металлы и др.) и пленные. В летописи Аргишти I упоминаются умерщвление и увод в плен 280 512 чел., в летописи Сардури II - 197 521 чел. Часть пленных использовалась в строительстве, на ирригац. работах и т. п., часть с семьями сажалась на землю в качестве гос. рабов; иногда пленные включались в урартское войско. Часть пленных передавалась воинам, к-рые использовали их в качестве рабов в своих х-вах. Несмотря на довольно широкое использование рабского труда, осн. массой производителей в У., как и в др. странах Др. Востока, являлись свободные и полусвободные общинники. Их эксплуатация была настолько тяжелой, что они, как и рабы, бежали из У. в соседние страны. Гос. власть осуществляла интенсивную хоз. деятельность: создавались храмы, хоз. постройки при царских х-вах (зернохранилища, кладовые для вина и т. п.), водохранилища, каналы, осваивались новые земли под пашню, виноградники и сады. Крупными с.-х. угодьями, скотом и др. богатствами владели храмы. Часть зем. фонда находилась в частном владении знати, в к-рой различались члены царского рода, представители администрации и военачальники. Большую роль играли начальники областей, к-рые выставляли воинские контингенты, составлявшие осн. часть урартского войска. В период ослабления У. (кон. 8 в. до н. э.) начальники областей часто поднимали восстания против центр. власти. В сер. 8 в. ассир. царь Тиглатпаласар III (745-727 до н.э.) нанес ряд сокрушит. ударов урартским войскам Сардури II и вытеснил У. из районов Сев. Месопотамии и Сев. Сирии. Затем развернулась борьба за приурмийский район. Саргон II в 714 до н. э. совершил опустошительный поход против У., где царствовал Руса I. Во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине помещены изображения, относящиеся к походу 714 до н. э., в частности разграбление урартского храма в Мусасире. Еще раньше урарты потерпели поражения от появившихся в 20-х гг. 8 в. до н. э. на их сев. границах киммерийцев, вслед за чем последовали восстания начальников областей во главе с туртаном (главнокомандующим) Каккадану. Руса I с трудом подавил восстания. В результате этих неудач У. потеряло ряд своих владений. Вернуло свои области и значительно усилилось Манейское царство, Мусасир подчинился Ассирии. В Юж. Закавказье в 7 в. У. еще сохраняло свои позиции. Руса 11(685-645 до н. э.) даже построил здесь новые крепости, напр. Тейшебаини (холм Кармир-Блур на окраине Еревана); раскопки этой крепости дали богатейший материал и приобрели всемирную известность. Цари У., стремясь укрепить свои позиции в борьбе со знатью, начинают широко привлекать скифо-киммерийские наемные отряды и с их помощью добиваются нек-рых внешнеполитич. успехов (напр., разгром Фригийского царства в 676 до н. э.). Благодаря союзу со скифо-киммерийцами У. стало опасно для Ассирии, но вскоре вследствие усиления еще более опасного противника Ассирии - Мидийского царства, происходит сближение Ассирии и У. В нач. 6 в. до н. э. У. вслед за Ассирией было разгромлено Мидией и вошло в ее состав. Очевидно, падению У. способствовали удары скифов и закавк. племен, восставших против урартов. Потомки урартов - алародии, входили с родственными им хурритами (саспейры и матиены) в 18-ю сатрапию Ахеменидской державы. В изучении языка, истории и культуры У. ведущее место занимают дореволюц. рус. и сов. ученые: М. В. Никольский, И. И. Мещанинов, Б. Б. Пиотровский, И. М. Дьяконов, Г. А. Меликишвили, Г. В. Церетели и др. Из зарубежных ученых известны А. Сейс, К. Ф. Леман-Хаупт, И. Фридрих, А. Гетце. Лит.: Дьяконов И. М., Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту, "ВДИ", 1951, No 2-4; его же, Урартские письма и док-ты, М.-Л., 1963; Меликишвили Г. A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; его же, Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, т. 1 - Наири-Урарту, Тб., 1954; Церетели Г. В. (сост.), Урартские памятники Музея Грузии, Тб., 1939; Арутюнян Н. В., Новые урартские надписи Кармир-Блура, Ер., 1966; Пиотровский В. В., Ванское царство (Урарту), М., 1959; Luckenbill D. D., Ancient records of Assyria and Babylonia, t. 1-2, Chi., 1926-27; Thureau-Dangin Fr., Une relation de la huiti?me campagne de Sargon, P., 1912; Lehmann-Haupt С. F., Armenien einst und Jetzt, Bd 1-2, В.-Lpz., 1910-31. Г. А. Меликишвили. Тбилиси. -***-***-***- Государство Урарту в IX - VII вв. до н. э.

Урарту было одним из самых могущественных государств Древнего мира. В VI веке до нашей эры оно прекратило существование. Однако до сих пор некоторые армяне считают себя потомками урартов.

На Армянском нагорье

Урарту - древнее государство в Юго-Западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья. Урарту как племенной союз оформился уже в XIII веке до нашей эры, упоминание Урарту как государства встречается в источниках с VIII века. На протяжении целой четверти I тысячелетия Урарту был значимой силой на геополитической карте Древнего мира. Но, пережив свой расцвет в IX- середине VIII века до нашей эры, уже к VI веку до нашей эры государство пришло в упадок. Он был вызван как внешними, так и внутренними факторами.

Кто такие урарты

Такого народа как урарты, можно сказать, не было. На протяжении всей своей истории народонаселение Урарту представляло из себя межплеменное сообщество. Разрозненность урартского общества была одной из причин заката Урарту как государства.
В настоящее время в научных кругах идет полемика о преемственности Армении от Урарту. Урарту как государство, как мы уже писали, пришло к закату в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития.

Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Заметим, что урарты в этом списке есть, но есть в нем и другие народы.

Несомненно, генетический компонент урартов до сих пор присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами говорят заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также нужно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного государства.

Язык Урарту

Язык Урарту не был однородным и использовался правящей династией. Все найденные источники урартской письменности рассказывают о царях и их славных подвигах. Лингвисты видят связь между и урартским и хурритским языком, а также говорят о влиянии на урартский ассирийского языка. Многие идеограммы Урарту повторяют ассирийские, но сохранили меньшее количество трактовок каждого символа. Также урартский язык от ассирисйкого отличается некоторыми огласовками, что говорит о своеобразии артикуляции урартского языка.

Религия

Религия Урарту была типичной для ближневосточных деспотических государств Древнего мира политеистической религией с развитым пантеоном богов. Список богов состоит из 70 позиций.

Верховным богом в пантеоне был бог Халди. Это был единственный бог урартского происхождения. Этимология его имени до конца не выяснена. Есть версии, что имя Халди связано с существующим до сих пор в некоторых кавказских языках словом «-hal» (небо), таким образом «Халди» можно перевести как «небесный».
Второй бог пантеона - Тейшеба - был богом грома и войны, бог Шивини - богом солнца.

Богов Урарту, как и богов любого древнего пантеистического пантеона, сложно назвать милосердными и терпимыми. В Урарту были распространены жертвоприношения, в том числе и человеческие. Тем не менее, исследователи отмечают относительную терпимость урартской религии, связанную с многоплеменностью урартского населения.

Урарту и его враги

Главным врагом Урарту была Ассирия. Борьба за гегемонию на Ближнем Востоке шла на протяжении всей истории Урарту. От ассирийцев Урарту многое заимстовавали, в том числе и элементы военной формы и характерное для ассирийцев оружие. В открытых столкновениях армия Урарту проигрывала ассирийцам, отчасти с этим связано широкое развитие оборонительной архитектуры в государстве.

Армия Урарту была регулярной, войны, как обронительные, так и экспансионные шли постоянно. При этом правители Урарту принимали непосредственное участие не только в сражениях, но и в проводившихся в Урарту воинских турнирах. Армия Урарту была достаточно многочисленной, чтобы обеспечивать её интересы (в лучшие годы). Так, войско царя Ишпуини состояло из 100 колесниц, 10 тыс. конных воинов и 3 тыс. пеших солдат.

VI век до нашей эры был кризисным и для Ассирии и для Урарту. Урарту атаковали скифы и киммерийцы с севера, с юго-востока - мидийцы. Под их натиском государство стало распадаться, его столица переместилась в закавказский город Тейшебаини. С момента разрушения Тейшебаины историю Урарту как государства можно считать законченной. На тему того, кто разрушил этот город, историки до сих пор не имеют точного представления. Честь погребения славы Урарту делят скифы, киммерийцы, мидийцы и вавилоняне.