Каким образом человек превращается в. Превращение человека в зверя. Что такое общество и из каких сфер оно состоит

Итак, большое воспитательно-образовательное значение обучающих игр заключается в том, что они способствуют:

  • уточнению и осмысливанию представлений об окружающем;
  • формированию умения соблюдать и выполнять правила игры;

накоплению некоторой части новых знаний (элементы геометрических форм, их название и соотнесение с формами знакомых предметов; название цвета, который ребенок различает, но не может еще правильно обозначить; величины и пространственные отношения).

Обучающие игры будят живую мысль, доставляют радость достижения цели, самостоятельного умственного усилия, сознания преодоления трудностей. В них закрепляются и уточняются представления о труде взрослых и его общественном значении, формируются уважение к трудящемуся человеку, интерес и любовь к природе, совершенствуются осязание, зрительное и слуховое восприятие, воспитывается внимание, активизируются мышление и речь детей, то есть развиваются все стороны детской личности.

Обучающие игры приучают детей не только слушать, но и слышать, вслушиваться в ваше объяснение, выполнять ваши требования и указания, содействуют формированию общих умственных способностей малышей, воспитывают умение сосредоточить свое внимание, целеустремленно действовать.

Интерес к получению результата, реального или игрового, обеспечивает активность познания. У ребенка появляется любознательность, он хочет научиться тому, чего не умеет, но что нужно для осуществления его замыслов или поставленной цели. Заинтересованный ребенок может прилагать большие умственные усилия для овладения новыми знаниями и умениями. Так, например, на занятии по аппликации «Покажем куклам, как делать снежную бабу» ребенку была предложена такая игровая цель: «Не все куклы выходят на прогулку: у них нет шубок, и они не видели снежных баб, не знают, как их делают. Давай наклеим на листке такую снежную бабу, как во дворе, и куклы скажут тебе спасибо. Ребенку очень интересно показать куклам снежную бабу. Он стремится получить одобрение взрослого, положительную оценку своей работы: он будет работать с увлечением и сосредоточенно.

Устойчиво удерживаются в сознании ребенка обучающие указания взрослого не только тогда, когда результат связан с последующей игрой, но когда сам процесс усвоения новых знаний проходит в игровой форме. Так, например, дети в роли рабочих охотно, быстро и безошибочно убирают в ящики «строительный материал», производя сортировку по форме (кубики большие и маленькие).

Взяв на себя роль, ребенок стремится правильно выполнить все действия, связанные с ней. Игровая цель поможет взрослому побуждать ребенка к целенаправленным познавательным действиям с предметами.

Наблюдения показали, что одним из первых целенаправленных действий у младших дошкольников является получение игрового материала для последующей игры с ним.

Известный советский психолог А. С. Выгодский писал, что процесс обучения надо строить так, чтобы требования взрослого стали собственным требованием ребенка, то есть они должны отвечать его интересам и потребностям. В этом возрасте ребенок не принимает учебных задач. Они его просто не привлекают.

Цель обучающей игры должна сразу вызвать яркие представления ожидаемых результатов, активизировать умственную активность детей. Огромную роль играет начало игры, ее эмоциональная настроенность. Именно это определяет заинтересованность ребенка на протяжении всей игры, помогает ему принять задание взрослого и понять цель его.

Обучающую цель надо преподнести ребенку в виде игры (игровая цель): «Сделаем красивое и вкусное печенье и угостим кукол».

В играх дети стремятся воспроизвести свои наблюдения, в них же проявляется отношение к воспринятому.

Обучающие игры могут проводиться с целью обогащения детей новым опытом (наблюдения на прогулках, рассматривание предметов) или для закрепления воспринятого в беседах, рассказах по картинкам, чтении художественной литературы. Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждой обучающей игре ставились перед ребенком задачи, требующие усилия мысли.

Важнейшими условиями развития детей в обучающих играх по ознакомлению с окружающим являются:

  • ведущая роль взрослого, его руководство всей познавательной деятельностью детей, тесное общение с ними и знание их индивидуальных особенностей;
  • организация познания окружающего, обеспечивающая разнообразную деятельность (однообразие притупляет внимание и интерес), наглядно-действенную связь с познаваемым и правильное соотношение между воспринятым, вашим поясняющим словом и речью самих детей;
  • связь восприятия и воспроизведения.

Развитие в обучающих играх по ознакомлению с окружающим обогащает детей способами познания окружающего мира, содействует развитию всех их способностей.

Коротко остановимся на классификации развивающих игр-заданий

  1. Развивающие игры на сенсорные способности дошкольников. К ним можно отнести игры на развитие цветоощущения, зрительного и тактильного восприятия, распознавание геометрических форм и размеров, при этого довольно сложных конфигураций.
  2. Игры, развивающие мелкую моторику. Например, зарисовка и обведение фигур и разных узоров. Это можно делать, использую различные трафареты. Тут также уместно отметить развивающие игры графического характера.
  3. Задания и упражнения на развитие основных психических процессов, которым относят память, внимание. Это могут быть модификации игры «Что изменилось?».
  4. Игры, развивающие мышление ребенка. В такой серии игр у дошкольника развиваются способности к анализу, синтез, пространственное воображение, . В таких игра, как правило, закладываются на начальном этапе математические представления, развиваются такие мыслительные операции, как классификация и обобщение. Полным ходом в процессе игр, которые нацелены на придумывание разнообразных символов, формируется абстрактное мышление.
  5. Также можно отметить развивающие игры, формирующие фантазию, речь и т.д.

Развивающие игры на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид.
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

  1. У меня нарядный фартук.
  2. У меня рабочий фартук.
  3. Он белого цвета в красный горошек.
  4. А мой — темно-синего цвета.
  5. Мой украшен кружевными оборками.
  6. А мой — красной лентой.
  7. У этого фартука по бокам два кармана.
  8. А у этого — один большой на груди.
  9. На этих карманах — узор из цветов.
  10. А на этом нарисованы инструменты.
  11. В этом фартуке накрывают на стол.
  12. А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают.

Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве… (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Развивающие игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя.

Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

  1. Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
    Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
  2. К нам кукушка в огород залетела и поет.
    А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
    Ку-ку-ку!
  3. Сел петух на забор, закричал на весь двор.
    Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
    Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.

На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].

Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь.

Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет.

Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д.

Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его.

Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город».

Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.

Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Развивающие игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание: дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы.

Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх.

Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.

Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание: на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает.

Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание: поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить».

Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.

Описание: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.

Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов.

Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия: числовые карточки, фанты.

Описание: детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять.

Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

2.2 Понятие развивающих игр, их характерные особенности

Развивающие игры -- игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до "потолка" своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать "пищу" для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей.

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Высшее образование и Болонский процесс

Исторически система ECTS первоначально была разработана по программе SOCRATES/ERASMUS (1988-1995) и прошла испытательный срок в течение б лет по пилотной схеме, в которой участвовали 145 вузов во всех странах Совета Европы...

Духовно-нравственное развитие школьников старшего подросткового возраста на уроках обществознания

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период -- период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости...

Занятие - основная форма обучения в детском саду

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия имеют определенную структуру...

И.Г. Песталоцци - реформатор начального обучения

Во-первых, "вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее стремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Во-вторых...

История педагогической риторики

В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала...

Человеческая личность формируется в процессе непрерывной деятельности, причём формирование различных качеств личности требует различных видов деятельности, в том числе общение, труд, познание...

Организация исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов посредством метода проектов

В процессе своей жизнедеятельности человек осуществляет различные формы отношения к действительности, среди которых практическая, эстетическая, познавательная деятельности (по Леонтьеву) ...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках русского языка

Одной из актуальных проблем современной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Проблема стоит настолько остро...

Презентация как средство обучения

Компьютеризация школы дает учителю возможность использовать на уроках современные информационные технологии. В последнее время особую популярность получили мультимедийные презентации...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем психического развития, в частности дети с задержкой психического развития...

Развитие творческого мышления дошкольников

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности...

Роль развивающих игр в развитии способностей ребенка

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика...

Русские народные сказки

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества...

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных

У детей дошкольного возраста должны сформироваться представления о следующих домашних животных: кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза, северный олень, верблюд и др. Дети должны знать их характерные особенности...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

В истории развития экологии как науки и дисциплины не раз менялся подход к рассмотрению и пониманию такого понятия, как «экологическое воспитание человека». «Сколько людей...

Игра для ребенка - сказочный мир, которым управляет он сам. Но для маленького человека это не только развлечение, ведь в процессе развивается интеллект и происходит становление личности. Когда начинать, что делать, какие выбрать игрушки для образовательных занятий с дошкольниками - таковы самые популярные вопросы родителей.

Значение игры в развитии ребенка

Это занятие дарит удовольствие, радость, самоутверждение, познание и опыт. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста невозможно переоценить. Ребенок растет, у него появляются новые знания, но деятельность взрослых ему все еще недоступна, а потребность участвовать в ней велика.

На помощь придет игра и детские возможности в ней безграничны. Она освобождает внутренние ограничения - у ребенка появляется уверенность в своих силах и ощущение внутреннего спокойствия.

В этом случае понятны причины, почему психологи и педагоги советуют именно в форме игры подавать знания до определенного возраста. Именно так дети поймут и запомнят все необходимое.

Существуют развивающие занятия, которые направлены на а также младшего или старшего дошкольника. Все их объединяет один принцип - сочетание игры с обучением. Используется музыка, изобразительное искусство, спорт, иностранные языки, точные науки - каждое из этих направлений развивает детский интеллект. Такие занятия актуальны не только для малышей, но и тех, кто начинает активную подготовку к учебе - дошкольников от 5 лет.

Развивающие игры для детей активизируют мыслительные процессы, формируют необходимые навыки и умения, которые пригодятся для дальнейшего успешного обучения. К ним относят целый комплекс упражнений, заданий, которые подобраны с учетом возраста и умений ребенка.

Можно выделить, например, игры для развития мелкой моторики, творческих способностей, коммуникативных навыков, речи, внимания, мышления и прочих психических функций. Кстати, многие занятия невозможно отнести лишь к одной из этих категорий.

Каждая из них имеет множество инструментов и призвана сыграть ту или иную роль в развитии Игры решают различные задачи и подчинены определенным правилам. Их соблюдение повышает эффективность занятий и помогает ребенку получить новые навыки и знания. Кстати, именно полученные таким образом, они усваиваются прочнее и легче.

Когда начинать

Не стоит ждать, когда малыш подрастет, чтобы заняться развитием. Существует достаточно возможностей через образовательные игры подарить знания даже маленькому ребенку.

Например, младенец исследует окружающий мир, свойства предметов. Самое большое его желание в этот период - все потрогать и взять в руки. Так происходит его развитие.

После 1-2-х лет для ребенка будут актуальны игры для развития речи, рисование и раскрашивание, при которых он запомнит названия цветов и форм. Не стоит забывать и о прогулках на природу, в парк или детскую площадку - там можно узнать много нового о деревьях и животных, о насекомых и птицах, о временах года и многом другом.

Развивающие и старше должны быть максимально разнообразными. В этом возрасте, к примеру, ребенок обожает сказки, потому ему можно предложить их пересказывать, сочинять, ставить мини-спектакли с пальчиковым или бумажным театром, а также рисовать иллюстрации, развивая воображение и творческие способности; считать и описывать героев, тренируя речь и математические навыки. Дети способны составить рассказ по картинкам, учить наизусть небольшие стихотворения, раскрашивать, не выходя за контуры, лепить, находить отличия и прочее.

Вариантов игр множество. Важно не превращать их в скучное занятие, а стараться найти интересное даже в обыденном, ведь пассивное восприятие не станет опорой прочных знаний и умений.

Таким образом, начинать никогда не рано. Главное, подобрать подходящее занятие с учетом интересов и возраста ребенка.

Развивающие игры: правила и ошибки

Есть несколько моментов, которые стоит учесть родителям.

Никогда не приводить в пример других детей: каждый развивается в своем темпе, имеет собственные интересы и особенности. Важнее наблюдать результаты своего ребенка прошлых месяцев.

Чтобы раскрыть потенциал, нет необходимости слепо следовать методике и не корректировать ее под себя.

В процессе игры дети могут предложить видоизменить ее. Не стоит им мешать - только самостоятельная личность способна проявить инициативу, предложить идею, свой план. Кроме того, занятие, прошедшее с удовольствием и желанием, произведет большее впечатление и окажется эффективнее.

Не стоит забывать: закончить играть необходимо до того момента, как ребенок почувствовал усталость. Лучше остановиться чуть раньше, чтобы он с нетерпением ждал следующего раза.

Даже если кажется, что цель не достигнута, не стоит отчаиваться. Детям нужно больше времени на осмысление и закрепление информации.

Особенности развивающих игр

Ведущие специалисты по психологии и педагогике отличают их от обычных развлечений. Развивающими считают лишь те игры, которые:

  • многофункциональные - можно придумать различные занятия, используя лишь их;
  • правила усложняются постепенно;
  • предполагают различные варианты игр.

В последнем случае подобная игра не на один день. В идеале она должна быть интересна длительный период времени.

Традиционные и авторские развивающие игры

К первым относятся мозаики, пирамидки, шнуровки, конструкторы, рамки-вкладыши, лото, пазлы, игры-ходилки. Все они становятся интересны в определенном возрасте и тренируют различные навыки. Но самое важное, что каждую из этих игр можно усложнить, дополнить, разнообразить. Тогда она станет еще более актуальной и интересной.

Авторские развивающие игры разработаны специалистами в той или иной области педагогики и психологии. Они также сочетают важнейший принцип обучения - начинать с простого и постепенно усложнять. Среди них, например, „Логические блоки Дьенеша” - универсальное пособие, ставшее одним из самых популярных в мире.

Это набор геометрических фигур, которые различаются по нескольким пунктам: цветом, толщиной, формой и размером. Детали не повторяются. Малышу можно предложить их рассматривать, перебирать, строить башни, искать похожее, сортировать по одному или нескольким свойствам, добавлять в сенсорные коробочки.

Выбор игр становится еще более широким, если к блокам добавить специальные альбомы. Цель игры для самых маленьких - подбор нужной формы, чтобы достроить изображение животного или предмета.

Для детей постарше требуется найти определенную фигуру, если даны условные обозначения толщины, размера и прочее.

Ребенок сможет не только запоминать геометрические фигуры, но и развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, выделять свойства предметов и обобщать их.

Подобных развивающих авторских игр существует немало: квадрат Воскобовича, кубики Зайцева, палочки Кюизинера, кубики Никитина. Каждая из игр доказала свою роль в развитии Все они имеют определенные правила, но всегда можно внести и что-то свое.

Развитие мелкой моторики

Многие слышали об этом, но не знают, когда и с чего начинать. Существует зависимость между уровнем развития мелкой моторики и умственным развитием ребенка.

Умение владеть рукой важно и для письма. Этот навык оценивается при подготовке в школу так же, как речь, память, внимание.

Игры для развития мелкой моторики многообразны:

  • массаж рук;
  • пальчиковые игры: гимнастика, театр, фигурки которого размещаются на отдельном пальце;
  • лепка, рисование и аппликация - вырезание, приклеивание, раскрашивание, обведение по контуру, черчение через трафарет;
  • игры с мелкими предметами: крупами, бусинами, мелкими помпонами, пуговицами, их можно сортировать, выкладывать дорожки, добавлять в тематические коробки.

Это основные виды игр на мелкую моторику, но можно назвать множество других: шнуровка, вышивка, нанизывание резинок и прочее.

Развитие творческих способностей

Этот вид занятий интересен детям любого возраста. Игра как средство развития воображения, фантазии, нестандартного мышления учит создавать нечто красивое своими руками.

В играх на развитие творческих способностей часто используются такие материалы, как карандаши, краски, фломастеры, ножницы, цветная бумага, пластилин, глина.

С их помощью можно сделать аппликацию из цветочных лепестков или листьев деревьев; картинку с изображением абстрактного пятна превратить в полноценную иллюстрацию; нарисовать несуществующее животное, дерево, планету; проиллюстрировать любимую сказку; угадать настроение по готовому портрету или дорисовать его и другое.

Но творческие способности - это не только умение рисовать, клеить или лепить, но и развитие актерского таланта, и умение владеть словом, и креативное мышление, ведь ребенок ищет средства для изображения задуманного, используя мимику, жесты, предметы.

В процессе таких занятий дети проигрывают различные жизненные ситуации, а также переживают эмоции, которые были до сих пор недоступны.

Можно воспользоваться большим количеством игр, для многих из которых не требуется вспомогательного материала. Например, задать вопрос без помощи слов, разыграть пантомиму, которая развивает язык жестов и тела, а также умения создавать оригинальные образы.

Развитие интеллекта

Специалисты отмечают ведущую роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Именно в этот период с ее помощью закладывается фундамент знаний. В дальнейшем он оказывает заметное влияние на интеллект.

Это понятие включает развитие умственных способностей, таких как мышление, внимание, память, восприятие. Формированию этих психических качеств способствуют дидактические игры. Они используются как в дошкольных учреждениях, так и на занятиях дома.

Особенность заключается в том, что познавательная информация обязательно разбавлена игровым элементом. Это может быть занимательный поиск ответа, сюрпризный момент, сказочная реальность. Постепенно усложняя материал, взрослый доносит новые знания до ребенка.

Выбирая задания, важно учесть возраст. А начинать можно после того, как ребенок понял правила и цель игры.

Развитие речи

Многие мамы с самого рождения малыша находятся в волнительном ожидании момента, когда смогут услышать его первые слова. Немного ускорить событие помогут игры для развития речи детей.

Важное значение имеет правильное дыхание. Тренируясь, можно задувать свечку, играть в снежинки (дуть на вату). Пригодятся также мыльные пузыри, дудочки и свистки.

Не стоит забывать и об играх на развитие разговорной речи. Этому способствует чтение, пересказ, описание картинок.

Чем богаче речь ребенка, тем легче он сможет высказать свою мысль, и тем успешнее будет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Кроме того, правильное произношение важно и для орфографии, поскольку письменная речь находится в тесной зависимости от устной.

Развитие коммуникативных навыков

Малыша с рождения окружает множество звуков, но его общение с окружающим миром происходит лишь с помощью слов. Коммуникативные навыки развиваются не только естественным образом. В этом помогут дидактические и сюжетно-ролевые игры. Общаться, слушать, слышать и взаимодействовать с людьми также надо учиться.

Большое значение имеют подвижные и коллективные игры. Например, поздороваться со всей группой по одному за минуту; как можно точнее повторить за игроком все его движения; двигаться паровозиком с закрытыми глазами; проиграть ситуации, изобразив все эмоции и переживания; сказать комплименты друг другу, раскладывая цветы, чтобы получилась прекрасная полянка.

Все эти и многие другие игры на развитие коммуникативных навыков развивают чувство сплоченности и единства, умение действовать в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения, доверять и помогать, развивать вербальное и невербальное взаимодействие.

Заключение

В развитии детей дошкольного возраста роль игры особенно заметна. Это самый подходящий период для формирования навыков, столь необходимых во взрослой жизни. Именно таким способом ребенок может реализовать себя в полной мере и легко приобрести новые знания и умения.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем