Родителям гиперактивных малышей. Консультация на тему: Рекомендации родителям «Гиперактивный ребёнок. Норма или патология. Ложная гиперактивность

Если ваш ребенок получил диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), не стоит отчаиваться. Терпение и правильное воспитание обязательно принесут свои плоды. По мере взросления, большое количество таких детей перерастают эту особенность.

Что означает СДВГ? Это неврологическое расстройство, появляющееся в детском возрасте и характеризующееся следующими признаками:


Важно найти подход к такому малышу и учитывать его особенности. Невыполнение этих условий чревато возникновением последствий. Такой ребенок может столкнуться со сложностями в обучении, с депрессиями и фобиями. В запущенных случаях могут появляться нервные тики, и даже эпилепсия. Все это негативно влияет на психическое здоровье, при этом ухудшается и физическое состояние карапуза. В этой статье мы разберемся, как его правильно воспитывать , исходя из особенностей поведения, куда направить его энергию и необходима ли коррекция со стороны специалистов.

Следует понимать, что ваш малыш не такой, как все. Психологи и педагоги рекомендуют придерживаться определенных правил в воспитании гиперактивных ребят.

  • Разграничивайте , что «нельзя», а что «можно». Объясняйте что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Проявляйте последовательность и единство в воспитании. Если вы что-то не разрешаете, то все взрослые в семье должны придерживаться такой же позиции.
  • Проявляйте терпение, общайтесь с малышом спокойным тоном. Импульсивное поведение родителей, как правило, еще больше усугубляет ситуацию.

ВНИМАНИЕ! Не допускайте вседозволенности, но и не будьте слишком мягкими или слишком строгими!


Зарубежный психолог В. Оклендер советует снимать напряжение ребенка и следовать за его интересами. Например, если вы видите, что малышу занятие не нравится, предложите ему другой вариант. Внимательно следите за крохой, при малейшем проявлении интереса к чему-либо, важно подхватить это желание и развить его.

Психолог Р. Кэмбпелл советуют родителям уделять больше внимания своему чаду, а также быть твердыми в своих убеждениях. М.М. Чистякова в своей книге рекомендует приобщать гиперактивных детей к изобразительному искусству и творческим занятиям.

Для улучшения концентрации внимания гиперактивного малыша уберите из комнаты отвлекающие предметы, проводите занятия в полной тишине. Такими приемами советует воспользоваться психолог Д. Рэншоу.

Если ребенок в истерике и никак не может успокоиться, отведите его в другую комнату и скажите: «Давай ты успокоишься, а потом придешь обратно». Такой способ получил название «тайм-аут», его рекомендует родителям психолог Р. Берг.

Родителям гиперактивных детей важно обладать определенными знаниями, «интуитивное» воспитание может навредить. Книга Е.А. Кирилловой и Е.А. Беляевой «Гиперактивный ребенок» содержит целую кладезь полезных советов от опытных специалистов.

Гиперактивный ребенок видео

Доктор Комаровский советует находить подход к гиперактивным малышам, хвалить их за то, что больше всего у них получается.

Психолог Вероника Степанова рекомендует использовать систему поощрения в виде жетонов, которые можно сделать самим, вырезав из бумаги. За хорошее поведение и успехи выдавайте малышу жетончик. Когда кроха накопит определенное их количество – вознаградите его подарком.

У гиперактивных ребят слабо развита мелкая моторика. Для ее улучшения используйте игры с мелкими деталями.

Гиперактивный ребенок отзывы родителей о психологических методиках коррекции

Анастасия (сын Андрей,7 лет)

У Андрея уже давно появились проблемы с дисциплиной. Чтобы направить энергию сына в нужное русло, по совету опытного педагога отдали его в спортивную секцию. Уже через пару занятий заметили, что ребенок стал спокойнее и уравновешеннее. Кроме того, после похвалы тренера, он стал с нетерпением ждать новых занятий.

Кристина (дочь Алиса,4 года)

Моя дочь не может усидеть на месте, ее трудно чем-то увлечь. Только начав лепить фигурки из пластилина, она через пару минут бросает это занятие. Почитав литературу о гиперактивных детях, я поняла, что это естественная особенность моего ребенка. Теперь я не только придумываю игры для Алисы, но и сама принимаю участие в них.

Екатерина (сын Матвей,10 лет)

Сыну очень понравилась жетонная система поощрений. Ребенок стал лучше учиться и больше помогать по дому. В качестве вознаграждения мы используем сюрпризы. Недавно пошли в парк всей семьей.

СДВГ вовсе не приговор, соблюдая вышеперечисленные советы, вы научитесь принимать ребенка таким, какой он есть. Многочисленные методики специалистов помогут вам правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Находите таланты у ваших детей и развивайте их, быть может, у вас растет будущий спортсмен.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема будет посвящена сегодня именно детской гиперактивности.

Признаки гиперактивного ребенка.
Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают, бросают. Такой ребенок постоянно находится в движении, он не может спокойно ходить, постоянно куда-то бежит, прыгает. Такие дети очень любопытны, но их любопытство сиюминутно, они не стараются увидеть больше, поэтому редко улавливают суть. Любознательность гиперактивному ребенку не свойственна, он совсем не задает вопросов «почему», «зачем». Но если вдруг задает, то забывает выслушать ответ на него. Несмотря на постоянное движение, в котором находится ребенок, все же у него существуют некоторые нарушения координации: неловок, неуклюж, в движении часто роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело гиперактивного ребенка постоянно в синяках, царапинах и шишках, но вывода из этого он не делает, и снова набивает шишки на том же самом месте. Характерными чертами поведения такого ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный. Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Обычно такой ребенок в дневные часы не спит, даже в младенчестве, ночной же сон очень беспокойный. Находясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, поскольку все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей. Родителям гиперактивных детей очень трудно с самого первого его дня жизни. Необходимо постоянно находиться рядом с таким ребенком и следить за каждым его шагом.

Причины гиперактивности ребенка.
На сегодняшний день существует достаточно много мнений по причинам возникновения гиперактивности у детей. Но самыми распространенными являются:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
  • социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Гиперактивность ребенка часто замечается взрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырех. Как правило, дома гиперактивных детей часто сравнивают со старшими братьями или сестрами, знакомыми сверстниками, (от чего они очень страдают), у которых образцовое поведение и хорошая успеваемость в школе. Родителей, как правило, раздражает их навязчивость, недисциплинированность, беспокойность, неаккуратность, эмоциональная неустойчивость. Гиперактивные дети не могут с ответственностью подходить к выполнению каких-либо поручений, помогать родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Со временем ситуация только ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. Возникают трудности в освоении школьной программы, отсюда слабая успеваемость, неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, а также усиливается нарушения в поведении. Часто именно в школе обнаруживается нарушение внимания, поскольку оно является приоритетным в процессе обучения. Однако, несмотря на все это, гиперактивные дети интеллектуально хорошо развиты, об этом говорят результаты тестирований. Но во время занятий гиперактивный ребенок испытывает трудности в выполнении заданий, поскольку ему сложно сосредоточиться, организовать свою работу. Гиперактивные дети довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Обычно их работы выглядят неряшливо, с большим количеством ошибок, которые в основном являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя.

Гиперактивным детям часто свойственна импульсивность, которая проявляется в том, что ребенок часто что-то делает не подумав, на занятиях он не может дождаться своей очереди, постоянно перебивает других, часто отвечает невпопад на задаваемый вопрос, поскольку не выслушивает его до конца. Во время игр со сверстниками часто не следует правилам, из-за чего возни кают конфликтные ситуации с участниками игр. Гиперактивные дети из-за своей импульсивности склонны к травматизации, поскольку не думают о последствиях своих поступков.

Гипеактивный ребенок с нарушением функции внимания несобран, не в силах самостоятельно довести выполнение задания до конца, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, которая не приносит сиюминутного удовлетворения, часто отвлекается с одного занятия на другое.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Но нарушения функции внимания и импульсивность, как правило, сохраняются вплоть до взрослого возраста. Однако при этом возможно нарастание нарушений функции поведения, агрессивности, сложностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

Что делать?
Вначале необходимо установить причину гиперактивности, для чего нужно проконсультироваться со специалистами. В случае назначения невропатологом лечебного курса, массажа и соблюдения особого режима, необходимо строго следовать его рекомендациям.

Создать вокруг такого ребенка спокойную, благоприятную обстановку, поскольку любые разногласия в семье лишь заряжают ребенка отрицательными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению родителей и близких ему людей.

Необходимо соблюдать единую линию поведения родителей и всех членов семьи в воспитании ребенка.

Очень важно не допускать переутомления ребенка, не стоит превышать нагрузку и усиленно заниматься с ним. Например, отдавать ребенка сразу в несколько секций или кружков, перескакивая через возрастные группы. Все это приведет к капризам и ухудшению поведения ребенка.

Чтобы не допустить перевозбуждения ребенка, очень важно соблюдать режим дня, в который входит обязательный дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, небходимо сменять подвижные игры и прогулки спокойными играми и т.д.

Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Количество запретов должно быть адекватным возрасту. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь. Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения ребенка.

Старайтесь, чтобы ваши просьбы не несли сразу несколько указаний. Разговаривая с ребенком, необходимо смотреть ему прямо в глаза.

В целях развития тонкой моторики и общей организации движений необходимо гиперактивных детей приобщать в занятия хореографией, теннисом, танцами, плаванием, каратэ.

Необходимо приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, планировать игру.

Воспитывая гиперактивного ребенка, не следует впадать в крайности: с одной стороны проявлять чрезмерную мягкость, а с другой - повышенных требований, которые он не в силах выполнить, в сочетании с жесткостью и наказаниями. Частая смена наказание и настроения родителей оказывает негативное влияние на гиперактивного ребенка.

Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребенка послушание, аккуратность, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.

Чтобы улучшить концентрацию внимания при выполнении домашних заданий необходимо убрать по возможности все раздражающие и отвлекающие факторы, это должно быть тихое место, где ребенок сможет сосредоточиться на работе. Во время подготовки домашних заданий необходимо заглядывать к ребенку, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Каждые 15-20 минут разрешайте ребенку делать пятиминутный перерыв, во время которого можно походить и отдохнуть.

Старайтесь всегда обсуждайте с ребенком его поведение и высказывать ему замечания в спокойной и доброжелательной форме.

Очень важно повысить у ребенка самооценку, уверенность в собственных силах. Сделать это можно за счет усвоения им новых навыков, успехов в учебе и повседневной жизни.

Гиперактивный ребенок очень чувствителен, он особо остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Таким детям иногда кажется, что родители его не любят. Такие дети больше других нуждаются в теплоте, заботе, внимании и любви, любви не за что-то, а потому что он есть.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

11

Счастливый ребенок 15.08.2017

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри - радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ - состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) - легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение».

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.
Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

А вот что рассказывает о гиперактивности доктор Комаровский.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ - диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка - в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания - шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности - шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ - шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы - особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики - физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача - найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр - специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию - собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило - без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально - продолжаем, нет - убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания - исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

Семья и окружение

Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье - залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя - неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так - гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно - любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,
Елена Красовская,
автор интернет-проекта Красиво шить не запретишь!
и обучающих материалов по шитью

У нас гиперактивный ребенок, что делать? С такой проблемой нередко приходят родители на прием к педиатру, невропатологу или психологу. «Лекарство» существует!

Такие дети обращают на себя внимание сразу

Вряд ли можно не заметить гиперактивного малютку и его уставшую, нервную маму на улице.

  • карапуз носится со скоростью гоночного автомобиля,
  • все время норовит куда-нибудь залезть или вскарабкаться,
  • хаотично хватает и разбрасывает во все стороны разные предметы,
  • движения гиперактивного малыша нескоординированные, и он при беге может споткнуться и упасть, причинив себе немалый вред.

О гиперактивности ребенка в первую очередь свидетельствует его активные хаотичные действия, неадекватные ситуации
Такой маме едва ли кто-то позавидует: если ей удается поймать свое неугомонное чадо и остановить, то он яростно вырвется и снова понесется как вихрь в никуда…

Родителям бывает весьма утомительно жить и общаться с гиперактивным ребенком.

Его повышенная двигательная активность, неуправляемость, «глухота» к просьбам, увещеваниям и замечаниям, конечно же, может измотать даже самых устойчивых родителей.

Как результат: такого ребенка пытаются ограничить в движении, бегая вслед за ним и крича вдогонку: «Не бегай, споткнешься и упадешь! Не трогай, это не твое! Туда не лезь! Не ломай!» …список можно продолжать до бесконечности.

Также такие дети часто подвергаются деструктивной критике.

Гиперактивность или высокая физическая активность

Строго говоря, диагноз «гиперактивность» ставят, когда у ребенка уже достаточно развита речь, то есть в 2-3 года. В этом случае ему нужна комплексная помощь: и медицинская, и психологическая.

Корректировать симптомы повышенной возбудимости у грудничков позволяют
  • массаж,
  • успокаивающие ванночки,
  • мягкие (только по назначению педиатра или невропатолога!) успокоительные средства.

Если же ребенок старше 2-ух лет, важно установить, идет ли речь о подвижности, возбудимости, высокой отвлекаемости, которую иногда в быту принято называть гиперактивностью, или собственно синдроме дефицита внимания – как правило, явлении наследственном, предполагающем помощь врача.

Ошибочка вышла, родители

К сожалению, многие родители, не желающие найти время для дополнительного изучения литературы про гипереактивного ребенка и что делать, чтобы направить энергию своего чада в нужное русло, даже не догадываются, что:

  • такие дети не восприимчивы к жестким запретам, критике и даже наказанию,
  • их нельзя подгонять и торопить.

Немаловажно знать, что, если уставшие родители выходят из себя, не в состоянии контролировать свои эмоции, то неизбежно вызывают ухудшение поведения гиперактивного ребенка и его еще большую «глухоту». Получается замкнутый круг, вырваться из которого все же можно.

И, конечно же, стоит помнить, что нельзя запрещать гипереактивному крохе двигаться, так как неиссякаемая энергия, «не выпущенная на волю», может вылиться в истерику, капризы и слезы.

Гиперактивные дети очень чутко реагируют на одобрение и похвалу. Поэтому родителям стоит убрать жесткие запреты и, глядя малышу в глаза, спокойным тоном, очень мягко, заменять их альтернативным решением.

Более того, если такого ребенка ограничивать в движениях, опасаясь, что чрезмерная активность будет способствовать травматизму, это может стать предпосылкой для развития в будущем болезней опорно-двигательного аппарата и суставов.

Свободу деточке

Необходимо постоянно способствовать тому, чтобы кроха имел возможность выплеснуть свою энергию. С малышом следует играть, бегать, заниматься совместно плаванием. Ведь разумнее постоянно помогать непоседе, тем самым подстраховывая его и держа все время в поле зрения.

Важно предоставить «гиперу» как можно больше физической активности. Природа щедро поощряет у ребенка его стремление к движению, так необходимое ему для полноценного физического, умственного развития и иммунитета. Помимо этого ребенок от физической активности получает положительные эмоции, ведь при прыжках, беге у малыша выделяются гормоны счастья – эндорфины.

Движение активизирует мыслительную деятельность, а позвоночнику не дает «ржаветь», вследствие чего он становится подвижным и гибким. Поэтому пусть гиперактивный ребенок (да и любой другой) резвится, прыгает и бегает на прогулке, сбрасывая отрицательную энергию, а по пришествию домой или отдыхает.

Четыре стены – это приговор

Если родители понимают, что чем больше их гиперактивное чадо проводит на детской площадке, тем лучше для его развития и микроклимата в семье, то в непогожие дни и с наступлением холодов в их глазах читается паника.

Что делать с гиперактивным ребенком в малогабаритной квартире

Польза от занятий в спортивном уголке для малыша очевидна, а найти место для детского спортивного комплекса можно практически в любой квартире

Ответ прост: необходимо обустроить детскую комнату (ну или любую другую комнату, где есть место) специальным малогабаритным комплексом простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в маленькой однокомнатной квартире.

Занятия на спорткомплексе разовьют у малыша координацию движения, ловкость, силу и гибкость, что весьма важно для «гиперов», так как они в большинстве случаев неуклюжи, моторно неловки, на что-то постоянно натыкаются, задевают предметы и падают на ровном месте.

«Маленький шустрик» сможет не только «разрядиться» при занятиях на таком спорткомплексе, но и получит возможность посоревноваться с мамой и папой, что создаст хороший эмоциональный контакт между ребенком и родителями.

Физкультура – панацея для гиперактивных

Физические упражнения успокаивающе воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают восстановить у него поведенческие реакции, выработать правильную координацию движения.

Поэтому, если поблизости есть центр раннего развития, где проводится гимнастика с опытным преподавателем, и есть финансовые возможности для посещений таких заведений, то ребенка следует водить туда, начиная с самого раннего возраста.

Если таких возможностей нет, то родителям на помощь в занятиях с их «вечными двигателями» придет увлекательная и развивающая игра под названием «Сказки на фитболе». О том, как ее организовать, читайте ниже.

Гиперактивным малышам старше 3-х лет следует подобрать детские спортивные секции. Ребенку пойдут на пользу строгий тренер, требующий соблюдать дисциплину на занятиях. При этом не будем забывать про авторитет у маленького ребенка сильного и крепкого тренера.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Для гиперактивных малышей в физическом развитии очень важны не только подвижные игры на улице, но и утренняя зарядка и закаливание. Нелишним здесь будет папе принимать активное участие.

Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка

Необходимость сразу же после пробуждения приступать к гимнастике и закаливанию, которые вскоре воспитают у неугомонных малышей последовательность в своих действиях, настойчивость, дисциплину и волю.

При помощи утренних подвижных игр и физических упражнений можно повысить гормон мелатонин – биологически активное вещество, управляющее биоритмами роста и развития, глубиной сна, обменом веществ и даже адаптацией к стрессовым ситуациям, переменам погоды и новой обстановке (к примеру, посещению детского сада).

Так как гиперактивный ребенок отличается повышенной нервной возбудимостью, то при закаливании нужно использовать только щадящие приемы, не имеющие ограничений и противопоказаний.

Можно начать с водных процедур, куда входят
  • обливание рук прохладной водой,
  • криомассаж стоп,
  • контрастное обливание ног,
  • обтирание тела влажным махровым полотенцем.

Огромную пользу для маленьких «ураганчиков» принесет умывание лица. Научно доказано, что раздражение кожных зон лица нормализует процессы торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Последовательность тонизирующего умывания лица

В первые разы при проведении процедуры температура воды должна составлять +28°C. Через каждые 1-2 дня следует снижать температуру на 1-2 градуса, доведя до конечной отметки в 18-20°C.

По всем правилам такое умывание следует начинать с середины нижней челюсти. При этом ладони, наполненные водой, должны скользить от подбородка к ушам. После следует перейти к умыванию лба – от середины к вискам, затем – от крыльев носа и уголков рта к вискам.

Такую процедуру следует повторить 3-4 раза, каждый раз, вновь наполняя ладони водой. В конце закаливающей процедуры нужно похлопать малыша по щечкам.

Продолжительность такого закаливания составит 1-2 минуты.

Уникальная методика “Сказки на фитболе”

Благодаря этой увлекательной ритмичной игре малыш и взрослые получают массу приятных впечатлений. Наигравшись вдоволь и получив заряд положительных эмоций, «мини-батарейка» продолжит длительное время играть один со своими игрушками, в то время как родители смогут немного отдохнуть от шалостей своего «ураганчика».

Необходимый инвентарь

  • Гимнастическая палка/длинная указка с тупым наконечником или легкие тряпичные мячики/массажные мячики с пупурышками.
  • Подобранная подходящая музыка (песни из сказок, мультфильмов, классические произведения для малышей, песни Шаинского или Крылатова; например, «Антошка», «Пластилиновая ворона» и т.д)
  • 3 карточки с названием персонажей из той песни, которую включаем.

Практическая реализация: для изготовления карточек необходим лист бумаги формата А4 с распечатанными персонажами из песни (можно приобрести в книжных магазинах уже готовые картонные экземпляры) и красный маркер для надписи названий.

3 основных правила этой игры

  1. Выбранная сказка или песня должна быть простой, понятной, хорошо знакомой крохе. Важно, чтобы она вызывала у малыша эмоциональную отзывчивость. Даже будет лучше, если «батарейка» выберет сам свою любимую песню/сказку.
  2. Желательно, чтобы малыш был знаком с персонажами или перед началом занятий рассмотрел картинки с их изображением. Начинать нужно с простых, немногосложных слов, легких для произнесения, постепенно переходя к более сложным.
  3. Первые занятия должны быть очень легкими и короткими (продолжительность – 30 секунд), чтобы ребенок мог успешно справляться, так как ему еще очень тяжело сосредоточиться.

Сказка начинается

Вместо обычного фитбола можно использовать надувную игрушку-попрыгун в виде животного

Для начала нужно выбрать просторное помещение и разместить карточки с персонажами при помощи скотча на стене на уровне глаз сидящего на фитболе малыша.

Еще лучше будет разместить их на зеркальном шкафу-купе. Тогда можно будет наблюдать за реакцией карапуза на эту гимнастику и погримасничать вместе с ним, что сформирует у крохи навык подражания, который является основой для всей последующей интеллектуальной деятельности.

После этого следует сесть с «энерджайзером» на фитбол напротив карточек, включить музыку, начать прыгать и знакомиться с новой увлекательной информацией.

К примеру, можно поставить песенку из мультфильма «Голубой вагон». В тот момент, когда в песне поется «голубой вагон бежит, качается» – нужно показывать на соответствующую картинку гимнастической палкой, четко произнеся/подпевая «вагон», и стараясь при этом выразительно и эмоционально подражать «чух-чух» и т.д. Для одного занятия вначале достаточно 3-х карточек, но их надо повторить 2-3 раза.

На следующее утро следует вначале обязательно повторить старые карточки и предъявить крохе 3 новые. Таким образом, можно изучать не только существительные, но и прилагательные (к примеру, голубой) и глаголы (бежит, качается) в одной песенке.

Можно показывать нужных персонажей, попадая по карточкам легкими мячиками. Такое действие усилит запоминание и разовьет координацию движения малыша. Помимо этого легкие мячики с пупырышками – идеальный инструмент для незаметного массажа кончиков пальцев. Малыш постарше, усвоивший азы «науки», может и сам самостоятельно усаживаться на фитбол и заниматься гимнастикой.

В этой методике сочетание движений, музыки, использование название персонажей и полезных слов даст огромный стимул для запоминания материала. Также во время пения и прослушивания музыки будет формироваться правильный фонетический слух ребенка.

Помимо этого благодаря хорошей и разной музыке у гиперактивного малыша будет происходить становление эстетического вкуса и собственного мнения. Научившись воспринимать информацию «на слух», гиперактивным детям легче будет усваивать иностранные языки, писать изложения и школьные диктанты, запоминать лекции преподавателей.

Травушки-муравушки

Очень полезными для гиперактивных детей будут детские чаи с ромашкой, а также ванночки с отваром лепестков ромашки. Поэтому вместо соков лучше приучать ребенка пить по утрам и вечерам ромашковый чай.

Желаем родителям гиперактивных детей терпения и понимания потребностей своих маленьких «пропеллеров»!

В этом видеосюжете специалисты подскажут вам, как отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы. А также познакомят вас с основными правилами ежедневного общения с гиперактивным ребенком.