Теории развития жизни на земле. Биохимическая гипотеза возникновения жизни. Сотворение сущего из обычной глины

Ты решил стать менеджером по продажам. Хочешь узнать, что от тебя будут требовать? Требовать от тебя могут чего угодно, и с этим нужно смириться. Все-таки, – самая популярная профессия, и если не знают, как назвать должность, ее обязательно назовут именно так.

Тем не менее, в этой статье я попытаюсь обозначить основные требования к менеджеру по продажам, которые реально нужны для данной профессии .

Примеры требований к профессии:

  • «умение удовлетворить клиента» – все-таки, удовлетворением клиентов занимается несколько другая профессия;
  • «знание фотошоп, 1С, автокад, SQL» – не знаю, что должен продавать этот менеджер, но работать он должен за половину исследовательского отдела «Майкрософт»;
  • «знание рынка товаров быстрого потребления основных ведущих производителей» – проще, по-моему, нанять Вассермана;
  • «умение выдержать посыл на три буквы не менее 10 раз за день» — при выдерживании 20 посылов присваивается должность старшего менеджера;
  • «ботинки с толстой подошвой» – второй комплект подошв выдается работодателем;
  • «миловидный внешний вид» – отклик на это предложение: мужчина 25 лет, весом 120 кг. хочет работать в вашей компании;
  • «наличие собственной базы, не занятой конкурентами» -интересно откуда она возьмется? Соискатель перед собеседованием должен прошерстить все компании и занести в базу, где не «пасутся» конкуренты.

Таких требований в вакансиях со временем попадается все реже, так как основные требования к менеджеру по продажам на рынке сформировались. Узнать их совсем несложно – открой 10 вакансий, и, как под копирку, там будут следующие: коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособность, ответственность, знание тех или иных программ . Не буду писать всю эту фигню, потому что она почти везде одинаковая, и к реальным требованиям, позволяющим менеджеру по продажам быть успешным, относится не более чем на треть.. Вся проблема в том, что пишут требования к менеджерам по продажам либо кадровые специалисты, либо руководители, которые не знают, как сформулировать одно требование: чтобы умели продавать. Поэтому большинство перед написанием своих требований открывает требования по аналогичным вакансиям и вносит их в список. При этом на собеседовании редкий интервьюер точно назовет те из них, которые были написаны в самой вакансии.

7 главных требований к менеджеру по продажам

Я назову ряд требований к менеджеру по продажам, обладая которыми ты сможешь получить хорошую работу, независимо от того, что написано в требованиях к вакансии.

    1) Коммуникабельность – общайся, задавай вопросы, восхищайся компанией. Делай это естественно, наработай легкость общения – это половина успеха на твоем собеседовании.

    2) Знание теории продаж. Без этого никуда. Даже если ты не умеешь применять все то, что написано в этих умных книгах, знать что в них написано, нужно, чтобы ответить на вопросы на собеседовании.

    3) Целеустремленность. Достичь можно всего, чего захочешь. Вопрос только во времени и затратах. Поэтому если ты продемонстрируешь работодателю цель и свое желание идти к ней, это накинет тебе баллы.

    4) Организованность. Самая большая проблема для активных и креативных менеджеров по продажам. Но крайне необходимое качество для успешного завершения сделок. Чтобы стать успешным менеджером по продажам одного драйва недостаточно. Хорошие руководители знают, что иногда лучше взять человека, который способен пробежать дистанцию чуть более медленно, но зато он будет бежать в одном направлении и достигнет финиша раньше, чем более скоростной, взрывной, но постоянно меняющий свой финиш кандидат.

    5) Умение слушать. Это умение, скорее всего, относится к коммуникабельности, но его необходимо выделить отдельно, поскольку для менеджеров по продажам оно одно из самых важных. Во время глобального исследования при анализе 12 тысяч сделок было выявлено, что в успешных сделках менеджер по продажам всегда говорил по времени меньше, чем клиент. Как его выработать, ты можешь узнать на нашем курсе или из других открытых источников.

    6) Знание того или иного рынка. Это требование часто встречается в вакансиях менеджеров по продажам. Иногда оно оправдано, иногда нет. Одно могу сказать: ты никогда хорошо не изучишь рынок по интернету, но тебя не должно останавливать это требование. Обладай другими навыками, и тебе могут простить незнание конкретного рынка.

Подведем итоги. Если ты прошел тест на предрасположенность к продажам положительно, у тебя есть задор и горящие глаза, все остальные требования не должны быть существенным препятствием к поиску работы. Кстати, если ты хочешь улучшить свои навыки продаж и стать настоящим профессионалом, рекомендую выбрать подходящий тренинг на странице « ».

Повышаем продажи c гарантией

Ваше имя *

Министерство Образования Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им.Горького

Факультет журналистики

ММР в СМИ

Курсовая работа

На тему: «Требования, предъявляемые к менеджеру»

Выполнила: студентка 307гр

Проверил: Амиров В.М.

Екатеринбург

Введение 3

Часть I.

Основные понятия менеджмента и менеджера 4

Основные требования, предъявляемые к менеджеру 7

Роль менеджера в организации 16

Типы руководителей 19

Важнейшие функции менеджера 21

Часть II. Практическая. 24

Приложение. 26

Список использованной литературы. 27


Введение.

Тема моей курсовой работы «Требования, предъявляемые к менеджеру».я выбрала эту тему, так как в современном мире понятие менеджмента и менеджера встречаются все чаще и чаще. Что именно работодатели хотят видеть в лице менеджера. Не все могут справиться с этой должностью. Ведь менеджер – это не просто управляющий в каком-либо направлении, но и ответственный за всю проделанную работу. Зачастую именно от менеджера зависит успех компании. Но какими качествами должен обладать человек и все ли люди могут справиться с такой ответственной работой? Именно такой вопрос натолкнул меня на выбор темы для курсовой работы. Целью моей работы было: выяснить какие требования к менеджеру выдвигают работодатели.

Часть I.

Основные понятия менеджмента и менеджера.

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

Менеджер – кто это? В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.

Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.

Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены.

В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

Каждый - сам себе менеджер. Любой человек, за исключением младенцев и лежачих больных, вынужден управлять своими делами, планировать и распределять свое время. Основной ресурс каждого из нас – время. Можно им распорядиться с пользой, можно потратить без какого-либо результата. Рационально управлять своими делами - своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас.

Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой. Из этого следует, что знание основ менеджмента полезно каждому

Однако термин «менеджер» обычно противопоставляется термину «исполнитель». Другими словами, в обычном словоупотреблении «менеджер» - это руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя.

Основные требования, предъявляемые к менеджеру.

Понятие "менеджер" имеет очень широкое значение и употребляется применительно к:

Организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

Руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

Руководителю по отношению к подчиненным;

Администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней:

Низшего;

Среднего;

Высшего.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

Знание технологии производственного процесса и его функционирования;

Знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

Знание общей экономической теории;

Знание теории маркетинга;

А также общая эрудиция по специальности;

Знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

Умение быть в форме;

Выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

Выдержка в любой конфликтной ситуации;

Коммуникативность;

Умение слушать;

Интуиция;

Приспособляемость к ситуации;

Восприимчивость критики, самокритичность;

Стремление к успеху и готовность работать для этого;

Возраст и внешние данные;

Сила воли;

3. Личные способности:

Умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

Курсовая работа

Деятельность менеджера и его функции. Профессиональные требования к менеджеру в сфере туризма


ВВЕДЕНИЕ

менеджер управление туристический

На современном этапе развития экономики понятие «менеджер» укоренилось в нашей жизни и пополнило словарный запас, который бытует в обиходе ежечасно. Это понятие заменило смысл слов «руководитель», «директор», «управленец», которые есть синонимы по отношению друг к другу.

Рассмотрев подробнее понятие «управление», мы поймем, что есть объект управления и субъект управления, и между ними существует взаимосвязь в виде воздействия последних на первые. Основной целью этого взаимодействия является приведение управляемой системы в требуемое состояние. В этом случае субъектом управления будет являться менеджер.

Вообще менеджмент как наука, уже получила достойное признание во всем мире. Менеджеры являются управленцами, а это в свою очередь может сулить им перспективное будущее, например в политической сфере. Так же стоит отметить, что эта профессия является высокооплачиваемой, их гонорары могут в несколько раз превышать доход высших чиновников. Менеджеры выполняют три роли в деятельности фирмы: собирают и анализируют информацию о внешней и внутренней среде; принимают управленческие решения; выступают представителями фирмы, а так же мотивируют персонал для дальнейшего развития фирмы в целом.

Объектом исследования в данной курсовой работе является менеджер, а именно его роль в управлении компании.

Предметом исследования является его деятельность в управлении компании на примере Туристической компании «ЗЕНИТ».

Целью исследования является изучение функций менеджера в управлении компании (на примере Туристической компании «ЗЕНИТ»).

Основными задачами исследования данной курсовой работы являются:

.Анализ роли менеджера в управлении компании

.Исследование роли деятельности менеджера на примере Туристической компании «ЗЕНИТ»

В работе будут использоваться следующие виды подходов: системный, структурный и функциональный. Их описание будет представлено ниже. В работе будут применяться методы синтеза и анализа литературных источников, дедукция и индукция, а так же структурный метод.

Актуальность темы важна в связи с тем, что деятельность менеджера в управлении состоит в том, чтобы вывести компанию на уровень отличной компании, а не просто посредственной. Реальность нашей работы на данном этапе сводится к тому, что руководитель не в силах один осуществлять управление компании, и именно здесь на помощь приходит менеджер, с его функционалом. Менеджер Туристической компании «ЗЕНИТ», в течении рабочего дня, организует десятки процессов в управлении, бывает в командировках в разных странах и городах, налаживает взаимодействие со многими людьми, от отношений с которыми зависит полноценная работа компании. В текущий момент времени всегда остается актуальным вопрос о требованиях, предъявляемых к менеджеру компании.

Структура работа: введение, три главы, два пункта, заключение и списка использованной литературы, в количестве единиц. Работа представлена на листах.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


В России менеджер является одной из самых востребованных и популярных профессий на текущий момент времени. К примеру, поступить в высшее учебное заведение на факультет где готовят управленцев достаточно сложно, в связи с большим конкурсом на место, и это несмотря на то, что есть не только бюджетные места, но и коммерческие.

Отметим, что не все высшие учебные заведения осуществляют подготовку управленческого персонала без достаточной подготовки, которая в последствие является базой для осуществления руководящих обязанностей. И это не смотря на то что, профессия менеджера подразумевает всестороннюю подготовку, без наличия которой, он просто не сможет осуществлять свои должностные обязанности. К примеру, отсутствие умения построить диалог, или умение доказать свой взгляд на ситуацию, а также умение общаться на правильном русском языке, отсутствие этих качеств, свидетельствует о том что перед нами не очень хороший специалист.

Основные функции и задачи менеджмента, реализуются через отдельного рода категории специалистов, которых общепринято именовать менеджерами. По своей сути, менеджер - это специалист, который профессионально осуществляет свою деятельность в области управления, в определенном направлении деятельности компании. Это понятие подразумевает под собой что данный специалист занимает постоянную должность в компании, и в его полномочия входит возможность принимать управленческие решения. Менеджерами могут быть следующие категории сотрудников компании:

.Руководители подразделений

.Руководители компании в целом

.Руководители отдельных групп

.Руководители лабораторий

.Руководители отдельных служб компании

.Администраторы, в обязанность которых входит контроль, за деятельностью отдельных подразделений компании

Если рассматривать американские руководства, то согласно им менеджеры загружены большим объемом работы, которую они осуществляют посредством других людей, находящихся в их подчинении. Сама сущность деятельности менеджера всегда одна, со временем изменения претерпевают методы его работы, и функции в деятельности компании. У работы осуществляемой данной категорией сотрудников имеется несколько особенностей в предмете труда, в его характере и в применяемых средствах при достижении желаемого результата деятельности компании.

Отличительной чертой тех задач, которые приходится решать менеджеру, является их умственный и творческих характер. Основной задачей менеджера сделать все имеющиеся ресурсы компании, будь то финансовые либо человеческие, максимально приносящими отдачу. Предметом труда менеджера является информация, при использовании которой принимаются управленческие решения, и именно поэтому основным орудием труда для них выступают средства работы с информацией. В итоге от деятельности данной категории работников получается результат, который оценивается согласно реализации заданных целей компании.

В работе менеджера есть пять основных операций. Первая операция менеджера - постановка целей, и задач в них. На данном этапе должен быть алгоритм для достижения поставленных целей, который будет эффективен в случае постановки взаимодействия других людей, работа которых необходима, для достижения результата.

Второй операцией является, правильная организация работы. Менеджер проводит анализ решений, взаимоотношений, которые направлены на достижение намеченных целей. Он подразделяет их на совокупности, а их в свою очередь управляемые трудовые задачи. Здесь важно сгруппировать имеющиеся совокупности и задачи в единую структуру, и выбрать персонал, который в силах управлять этими процессами.

Третья операция, подразумевает под собой поддержание коммуникации и мотивации. Менеджер подбирают команду в компании, в которую входит персонал, отвечающий за разные участки основной деятельности компании, и мотивирует ее с помощью разных способов, например с помощью оплаты труды, возможности карьерного роста, одним словом мотивирует с помощью качества жизни. Но здесь отметим, что это не банальное повышение размера оплаты труда в нашем понимании, а это коммуникации с командой.

Четвертая операция - измерение. Менеджер устанавливает единицы измерения успеха компании. В его обязанности входит построение работы в таком русле, чтобы у каждого конкретного работника были достигнуты результаты, которые благотворно сказывались бы на деятельности компании в целом. На этом этапе менеджер анализирует и оценивает результаты от деятельности, и доносит информацию до руководителей компании, до своих подчиненных, либо коллег.

Пятая операция. Менеджер способствует росту сотрудников и в том числе себя. Вышеупомянутые качества жизни в компании, способствуют этому росту.

Все вышеперечисленные операции на практике обычно подразделяются на категории работ, каждая в отдельности их которых требует наличие определенной квалификации и качеств.

На практике у людей появляется вопрос, кто же является менеджером в компании. Ответ прост, менеджер это не всегда руководитель. Менеджером является тот сотрудник, который осуществляет вклад в деятельность компании, и несет ответственность за результаты своих плодов. Зачастую, в компаниях быстрее всего растет и развивается группа сотрудников, относящаяся к менеджменту, но не имеющих подчиненных им сотрудников. В основном их управленческие решения носят рекомендательный характер, и реализуется на практике через других менеджеров.

Таким образом, можно сделать вывод что менеджмент, это не всегда наличие власти.

Основные задачи менеджмента сводятся к нуждам компании. В любой компании можно увидеть следующие моменты: в компании есть менеджерская работа, есть менеджерские должности, есть организация работы менеджерами, есть их мастерство. И именно поэтому менеджеры являются основным ресурсом компании. Даже на полностью автоматизированной компании может не быть основных и вспомогательных рабочих, но менеджер будет всегда.

Вообще стоит отметить, что менеджеры являются самым дорогим ресурсом компании, но в то же время этот ресурс очень быстро теряет свою ценность. Для того чтобы построить команду иногда уходят годы работы, а разрушить можно все одномоментно. Время идет, вложения в менеджеров растут, равно как и требования, которые предъявляются компанией к ним, которые с каждым поколением менеджером удваивается.

Профессия менеджер обязывает нести ответственность и за успехи и за просчеты компании. Если сотрудник не разделяет позицию ответственности, то он не может являться менеджером, ведь именно это их отличительная черта - ответственность за деятельность компании. И здесь стоит сказать, что деятельность менеджера с командой в 150 сотрудников и менеджером без команды никакой не существует, это человек будет являться тем сотрудником, который осуществляет исследования рынка, теми же средствами, и полученная информация будет вкладом в развитии компании, а значит, этот сотрудник и есть менеджер компании.

К примеру, сотрудник, отвечающий за движение денежных средств компании, не имеющий подчиненных, но он в единственном числе может осуществлять деятельность с финансовыми учреждениями. За период работы он не издаст ни единого приказа, его вклад в деятельность компании индивидуален, и именно эти признаки говорят о том, что он менеджер.

Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, бывают разными. Менеджер руководит работой одного, нескольких сотрудников, в его полномочиях управление компанией или ее подразделением, и у него есть полномочия в самостоятельности принятия решений. Заметим, что менеджер, как правило, наемный управляющий, в обязанности которого входит организация деятельности подчиненных ему сотрудников и именно он одновременно выполняет определенные управленческие функции.

В теории зарубежного управления, менеджер и бизнес понятия не разделимые, это деятельность, направленная на извлечение прибыли, путем разработки и внедрения определенной продукции либо услуг на рынке. Из чего следует что менеджмент бизнеса - это управление хозяйственной и коммерческой деятельности компании.

Но менеджер и собственник бизнеса, то есть бизнесмен это разные люди. Бизнесмен, человек который делает деньги, именно он собственник капитала, который находится в обороте и приносящий доход, у него нет постоянной должности. Менеджер же, занимает постоянную должность, и руководит людьми.

Понятие менеджмент обеспечивает взаимодействие сотрудника и системы, то есть компании, и менеджер является центром этих процессов, именно поэтому он обязан знать личностные характеристики сотрудников, касающиеся поведения в системе, а так же влияние внешних факторов на включение в деятельность компании каждого отдельного члена команды.

Сотрудник в системе менеджмента, ожидает определенные позиции в своей работе, такие как: смысл и значимость своей работы; степень независимости и область права принятия решений; степень риска и ответственности; престиж; безопасность условий труда; уровень заработной платы и система премирования; социальные гарантии; карьерный рост. В свою очередь сотрудник компании должен проявить себя как: специалист, который обладает необходимыми знаниями и квалификацией; как член команды, который делает необходимые вклады на развитие компании; как личность, обладающая правильными моральными устоями, что способствует поддержанию слаженной работы команды; сотрудник, преданный компании, и в любой момент готовый отстаивать ее интересы.

В современной России постоянно растет число крупных компаний. Из этого следует, что руководит единолично не под силу. Именно поэтому собственнику не нужно управлять, ему лишь нужно правильно скоординировать деятельность менеджеров, которые будут отвечать за отдельные области деятельности компании: финансы, производство, маркетинг и так далее.

И основываясь на вышесказанном можно сказать, что деятельность менеджера многогранна. В ходе осуществления своей деятельности он выполняет следующие функции:

1.Организация собственной работы

2.Организация работы команды

.Распределение заданий

.Контроль за выполнением заданий и обязанностей в команде

.Оценка качества работы команды

.Составление отчетности по деятельности

.Ознакомление и изучение новинок во всех сферах деятельности компании, начиная от техники заканчивая сферой бизнеса

.Ответы на звонки и прием посетителей

.Организация и проведения собраний

.Проведение переговоров с потенциальными партнерами.

Что касается качеств менеджера, то ниже приведем их перечень, без которых он не сможет выполнять свои обязанности, с должным эффектом:

.Менеджер обязан быть отличным управленцем, который способен максимально эффективно организовать работу команды

.Менеджер должен быть лидером, который в силах заинтересовать и повести за собой команду. Заметим что это осуществимо при наличии заслуженного авторитета в коллективе, высокого уровня профессиональных знаний.

.Менеджер в свою очередь всегда должен быть дипломатом. Ведь именно от него зависит контакт компании не только с внутренней средой, но и с внешней, в виде взаимодействия с различными органами власти, партерами компании.

.Менеджер обязан быть хорошим психологом, изучить каждого члена команды, ведь именно это приведет к созданию крепкой команды, члены который будут понимать его и действовать в интересах самого менеджера и компании в целом.

.Менеджер должен быть инноватором, в вопросах развития новых направлений в деятельности компании, а это не осуществимо без наличия определенного уровня профессионализма и должной квалификации.

.Менеджер обязан быть коммуникабельным сотрудником, ведь ему приходится налаживать контакты как внутри команды, так и с партнерами компании. Здесь применимо понятие «коммуникатор», которое означает, что человек эффективно общается, у него высокий уровень культуры общения, и он умеет воздействовать на людей.

.И в итоге, менеджер должен являться образцом для членов команду и не только. Это качество связано с тем, что менеджер всегда находится на виду у большого количества людей. И именно на этом могут быть построены оптимальные взаимоотношения с его сотрудниками, партнерами и так далее.

Подведя небольшие итоги, можно сказать следующее, менеджер должен обладать высоким профессионализмом, в связи с тем, что его сфера деятельности этого требует. Как уже говорилось ранее в обязанности менеджера входит выполнения огромное количество разнообразных действий. Это требует отличных навыков и огромное желание в приобретении нового опыта, который в последствие будет использоваться в его трудовой деятельности.

Но здесь отметим, все вышеперечисленные качества, очень трудно найти в одном сотруднике, да и сам взгляд на них у многих теоретиков менеджмента разный. К примеру, Фредерик Уинслоу Тейлор, американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента, выделяет у идеального менеджера ум, знания, уровень образования, тактичность, энергичность, честность, решительность, рассудительность, силу.Другой ученый, Анри Файоль, французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления, считал что менеджер, прежде всего, должен обладать организаторскими способностями, даром предвидения, быть компетентным во всех вопрос жизни, следить за своим здоровьем, иметь высокий уровень нравственности и культуры, а так же развитый интеллект. Современные теоретики менеджмента, дают свои перечни качеств, но все сводится к тому общего согласия в этом вопросе нет, так как задача слишком сложна.

Основной сложностью является то, что в разных условиях хозяйствования и деятельности человека разные качества, иногда они противоположные. К примеру, те качества, которые необходимы менеджеру крупного предприятия, которое занимается производственной деятельностью, могут не понадобиться руководителю малого предприятия.

На современном этапе, мы столкнулись, в итоге, с тем, что многие компании формируют собственные системы качеств сотрудников - менеджеров.

И здесь можно сделать вывод, что общего набора качеств, которым должен соответствовать менеджер, попросту не существует. Подтвердим это следующими аргументами.

Начнем с того, что менеджер, которому присуще все вышеперечисленные нами качеств - идеал сотрудника, к нему можно стремится, но быть им просто не реально.

Вторым аргументом является то, что на практике всеми этими качествами может обладать команда менеджеров, которая в итоге даст отличные результаты своей работы.

Третьим аргументом является то, что менеджерами высшего звена, как правило, назначаются сотрудники до этого выполнявшие более специфические задачи, из этого следует, что эту сферу они знают лучше чем кто-либо, а если принять во внимание что работа менеджера очень напряженная, то ему просто не хватает время на изучение других сфер деятельности компании, да это ему и ни к чему, ведь всегда найдется сотрудник, который будет являться специалистом в своей сфере деятельности компании.

Четвертым аргументом будет являться то, что уровень квалификации менеджера зависит от уровня компании, оно крупное, среднее или малое. Зависит от его окружения, от сферы его деятельности, уровень построения управленческой стратегии компании и многие другие факторы, определив которые можно будет уже и говорить о качествах необходимых менеджеру.

Но, не смотря на эти аргументы, менеджер всегда должен стремится к лучшему, и быть примером для других сотрудников компании, а это невозможно без постоянной самореализации и самосовершенствования. С другой стороны, крайняя требовательность к себе может стать проблемой в осуществлении своей трудовой деятельности. Их вышесказанного следует, что объективная самооценка - это главное качество в деятельности менеджера.

Остановимся немного подробнее о требованиях предъявляемых к современному менеджеру компании. На практике можно увидеть следующих менеджеров, те которые умеют вести за собой команду, преодолевая все трудности в работе, другие же наоборот терпят фиаско в сложных ситуациях. Последнее может быть обусловлено неумением менеджера мотивировать сотрудников, что будет говорить о том, что у него отсутствуют лидерские качества, которые так необходимы менеджеру.

Работа менеджера, а именно его способность эффективно руководить коллективом, подразумевает под собой, что нужно управлять вместе с людьми, а не управлять ими.

В современном мире бизнеса, должно быть четкое понимание окружающего мира и текущей ситуации, в которой находится компания, и тогда сотрудники пойдут за своим лидером, то есть в нашем случае менеджером. Наряду с тем, что такие ситуации постоянно меняются, менеджер должен обладать качествами, которые позволяют приспособиться ко всем ситуациям.

Если рассмотреть задатки менеджмента в период СССР, то в тот период при выборе управленческих кадров основывались четырьмя требованиями: моральная устойчивость, политическая грамотность, способности организатора и компетентность сотрудника.

Проведя сравнение в квалификационных требованиях к личности менеджера в Великобритании, можно выделить следующие аспекты:

.Ораторские навыки и умение выражать свои мысли

.Наличие навыка управления людьми, подбора и подготовки кадров компании, а так же умение создавать правильные взаимоотношения внутри коллектива

.Наличие способности грамотной самооценки, навык делать выводы, и постоянный рост, в своей профессиональной сфере

.Навык правильной оценки своих знаний, и умение применять их на практике

.Навыки по построению взаимоотношений между компанией и ее партнерами, а также умение прогнозировать деятельность компании, и четко видеть ее будущее.

.Навыки по управлению ресурсами компании

.Навыки в сфере техники и технологий, средствах коммуникациях

.Навыки в теории основных видов управления, обязанностей, а также владение техники эффективного управления компании.

Если рассмотреть градацию государственных служащих на примере США, то все менеджеры разделяются по рангам, которых всего восемнадцать. С первого по восьмой ранги - это категория низшего персонала, к ним относятся машинистки и другие конторские служащие; с девятого по двенадцатый ранги - это руководители низшего звена; с тринадцатый по пятнадцатый ранги - руководители среднего звена, их в государственных учреждениях США называют уже менеджерами; с шестнадцатый по восемнадцатые ранги - высшее профессиональное руководство, к ним относятся, к примеру, министры, начальники управлений.

Согласно исследования, которое было проведено американским институтом общественного мнения - Институтом Гэллапа - показывает нам, что невзирая на управленческий ранг, при наличии конкретных сочетаний требований, которые могут гарантировать успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США, выделяют пять основных требований:

Знание дела

Здравый смысл

.Высокий уровень развития

.Способность доведения начинаний до их логического конца

.Уверенность в своих собственных силах.

Отметим здесь о концепции ограничений. Суть ее состоит в том, что все менеджеры всегда имеют возможность развиваться, тем самым повышая эффективность своей деятельности. Но есть такие области, на которые их компетенции не распространяются, это и есть ограничения менеджера, и в последствие выявления таких факторов, будут находиться под воздействием их исправления таких ограничений. Здесь можно выделить десять потенциальных ограничений в деятельности управленца:

.Отсутствие умения управлять собой.

.Отсутствие четких личных ценностей

.Заторможенное личностное развитие

.Отсутствие навыков в принятии управленческих решений, в решении проблем

.Отсутствие творчества в работе

.Отсутствие навыка влияния на людей

.Отсутствие четкого понимания специфики работы управленца

.Неспособность руководить, или еще можно сформулировать отсутствие организаторских способностей

.Неумение обучать

. Неумение формировать команду.

Остановимся подробнее на последнем ограничении. Устойчивые группы сотрудников, которые объединены по однородности выполняемой деятельности называют трудовым коллективом. Ему присуще следующие признаки:

Единая цель

.Общность действий для достижения поставленной цели

.Общие интересы внутри коллектива

.Наличие в коллективе отношений - руководитель - подчиненный

.Неформальные, но главным образом формальные отношения в коллективе

.Структура организация в коллективе.

Вообще, стоит отметить, что формирование коллектива - это очень трудоемкий процесс, и не всегда удачный. Связано это с тем, что личные цели сотрудников могут отличаться от целей компании. И в связи с этим в разрезе степени сплоченности коллектива можно уже судить о его социальной зрелости. В свою очередь от зрелости зависит управленческая деятельность менеджера. Любому управленцу следует знать, что коллектив проходит три уровня в своем формировании. В начале, в период создания коллектива, идет процесс знакомства среди его членов. На этом этапе менеджер обычно присматривается к сотрудникам, для того чтобы выделить из них перспективных. Здесь менеджер так же выступает как сила из вне, по отношению к коллективу, потому что все потоки в коллективе идут только через него.

На следующем этапе процесс знакомства завершен, начинается процесс сближения, группируя сотрудников по их интересам. Формируется, так называемая, неофициальная структура коллектива, в результате получится либо его актив, либо наоборот пассив коллектива. Но бывают случаи когда образуется группа дезорганизаторов, к которой руководителю стоит очень внимательно присмотреться, проведя анализ действий, при которых такая группа возникла, и проанализировав сотрудников в нее попавших. Особенностью данного этапа является то, что здесь происходит управление коллективом не только самим менеджером, но и через выделенных им лидеров из числа сотрудников коллектива.

Третий, и заключительный этап, происходит в условиях, когда активность и сознательность сотрудников на равном уровне, работа коллектива слаженная и ровная, без давления руководителя. Особенностью данного этапа является то, что достигнута гармония в личных интересах с интересами компании.

На практике эти этапы в разных компаниях проходят по разному, у кого то быстрее, у кого то медленнее. Вполне возможна ситуация стопора на одном из этапов формирования коллектива, которое может привести к его распаду. Эта ситуация возникает когда у менеджера отсутствуют руководительские навыки, либо подобрал неподходящих сотрудников, либо неверно распределили обязанности внутри коллектива, и возникновение такой ситуации говорит о том, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать коллектив.

Подведя небольшие итоги можно сказать, что современный темп жизни требует от менеджера следующее:

.Разумных личностных ценностей

.Постоянное саморазвитие

.Наличие навыков в решении конфликтных ситуаций

.Способность управлять собой

.Наличие способностей оказывать влияние на окружающих

.Отличное знание современных управленческих подходов

.Способности к обучению сотрудников

.Навыки и способности в формировании и работы с трудовым коллективом

.Открытость и восприимчивость инноваций.

Здесь остановимся подробнее на таких понятиях как власть и личное влияние менеджера.

Понятие власть включает в себя способность оказывать влияние на людей, либо на каждого индивидуально, либо на группу в целом. Порой складывается мнение, что отдельные личности не могут получить столько власти сколько им хотелось бы, поэтому своими попытками они пытаются удержать то что имеют. Отсюда следует вывод, что манипулирование людьми и власть над ними, это есть основная задача управления, и это четко должны понимать как руководители, так и их подчиненные.

На практике существует прямая зависимость силы власти и полномочиями руководителя, она формулируется следующим образом, чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Но всегда в жизни важен баланс, и именно поэтому в компаниях происходит делегирование ответственности, своими словами это ситуация когда менеджер в ходе своей работы, часть управления передает своим подчиненным, но это право явление временное и обычно длится в рамках выполнения одного задания. Но такие ситуации редки, так как менеджеры не любят расставаться с полнотой своей власти.

В ситуации делегирования, сотрудники должны понимать, что это временно и в рамках конкретной задачи, чтобы в последствие не возникло недопонимания.

Вообще делегирование это способ разделения власти. Плюсы данного метода заключаются в том, что: во-первых, создается устойчивый климат в коллективе; во-вторых, несомненный плюс для менеджера состоит в том, что при передаче части ответственности, тем самым освобождает самого менеджера от рутинной работы.

Подведя небольшой итог, можно сказать, что баланс власти важен, для достижения максимальных целей компании в целом, при этом избегая отрицательной реакции сотрудников коллектива.

Власть может быть разной формы, такие как: утилитарная, то есть воздействие на окружающих методами сильного мотива; авторитарно-нормативная, то есть законная власть. В этом случае исполнитель свято верит в то, что сотрудник, отдающий приказания, имеет все полномочия это делать, а его роль сводится к строгому их выполнению. Следующая форма власти объединенная, то есть власть группы. Эта власть по силе огромна и не во всех случаях осознанна.

Из всего вышесказанного можно сказать, что власть это степень влияния руководителя на подчиненного. Понятие влияние в данном случае, это поведение конкретного человека, которое влечет за собой изменение в поведение другого человека. Способы управленческого влияния делят на две группы:

Эмоциональное

Рассудочное.

В первой группе большая роль отводится подражанию или «заражению», которое есть древнейший способ влияния на человечество, который характеризуется действиями на автоматизме. На практике применяя этот метод, менеджер может максимально повысить слаженность коллектива. Подражание же в свою очередь, это метод заимствования лучшего, что есть у других.

Во вторую группу, группу рассудочного влияния, относятся: убеждение, внушение, угроза, приказ, подкуп и, наконец, просьба.

Внушение, воздействие осуществляется за счет личностных качеств управленца, его авторитет. Чем выше авторитет в коллективе, тем эффект внушения больше. Внушение имеет односторонний вид, внушающий активен, внушаемый пассивен. На практике этот метод довольно часто применяют, особенно в ситуации, когда сотрудник в тупике, и нужен срочно вариант выхода из него. Именно в этот период времени сотрудник готов слепо идти за своим руководителем. Здесь, стоит отметить, что внушение приобретает вид убеждения.

Убеждение, с его помощью мы наиболее полно передаем оппоненту свою точку зрения. Менеджер, который использует в своей работе убеждение, «продает» исполнителю информацию, о том, что нужно сделать. Процесс убеждения, своего рода дискуссия, целью которой является единство мнений.

Просьба - это способ оказывать влияния на подчиненного, основа которого, лежит на добровольных мотивах. Просьбой менеджер взывает к лучшей части человеческой натуры. И этот метод будет вознагражден по заслугам, если между руководителем и починенным присутствуют хорошие взаимоотношения.

Подкуп, это влияние любыми средствами, например, в виде преимуществ подчиненному, если в результате последний изменит свое видение ситуации. Самый элементарный пример подкупа, когда менеджер предлагает сотруднику задержаться сегодня, с условием завтрашнего отгула

Приказ, является официальным распоряжением руководителя, который не предусматривает отказа и обсуждения.

Угроза - это запугивание сотрудника, можно сказать, что это метод влияния в виде угроз, на сотрудника, выполнить поручение, с которым он согласен внутренне. Угрозы носят краткосрочный характер, так как постоянно держать в страхе сотрудника невозможно.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, любые способы влияния, основываются на так называемом Кодексе делового поведения и нормами служебной этики. В любом случае влияние не может вызывать у сотрудника чувства обиды, стресса или ненависти.

В теоретических аспектах деятельности менеджера осталось немного подробнее рассмотреть понятие авторитет менеджера. Мы уже говорили ранее, что для эффективной работы менеджера необходим его личный авторитет. Потому что в жизни есть духовные ценности. Что же такое авторитет? Авторитет - это доверие, которое заслуживается у подчиненных, либо у вышестоящих руководителей, либо коллег по работе. Авторитет это своего рода признание руководителя коллективом.

Менеджер, который пользуется авторитетом у подчиненных, благотворно может влиять на их работу. Все указания слышатся и выполняются безприкословно. Вообще авторитет облегчает управление, и является фактором повышающим эффективность рабочих процессов.

Подводя итоги первой главы, можно сказать следующее что менеджер, это личность, обладающая лидерскими качествами, достаточным опытом работы и уровня необходимых знаний, необходимых для достижения наивысших целей в развитии компании, приносящие в итоге прибыль.


2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ООО ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ЗЕНИТ»


Фирменное наименование рассматриваемой нами компании: ООО ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ЗЕНИТ», туроператор по внутреннему туризму (реестровый номер ВНТ 004436 приказ № 112 от 11 мая 2010 г.). Туристическая компания расположена по адресу: г. Челябинск, улица Труда, дом 30. Официальный сайт компании: #"justify">Основными направлениями деятельности компания являются, организация отдыха по следующим направлениям:

Базы отдыха Урала;

Санатории, пансионаты;

Сплавы по рекам Урала (от 2 ночей более 10 рек);

Палаточный отдых на уральских озерах с ловлей рыбы;

Походы по живописнейшим местам нашего региона;

Отдых на Алтае; - Автобусные туры и экскурсии;

Отдых на черном море;

Круизы на теплоходах;

Разработка индивидуальных вариантов корпоративного отдыха;

Отдых за границей (популярные направления: Египет, Турция, Тайланд, ОАЭ, Греция, Тунис, Марокко, Мальдивы, Европейские туры на любой вкус) от ведущих туроператоров: Pegas Touristik, TEZ TOUR, Coral Travel, ANEX TOUR, Natalie tours.

Туристическая компания находится в развитой части города, имеет хороший подъезд и место для парковки автомобилей клиентов. Компания арендует помещение под офис. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров. По желанию клиента возможен видео- показ маршрута или гостиницы.

У клиента в первую очередь выясняют ожидания от тура, какой суммой он располагает, затем предлагают все возможные решения и как ими воспользоваться, а также гарантии и обязательства турфирмы и свои права. В структуре туристических услуг данной туристической компании различают основные и дополнительные, к основным относят:

.Услуги по организации перевозки


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выполняя свои обязанности, менеджер выступает в определенной социальной роли, характер которой меняется с развитием общества.

В период, когда исполнители были в большинстве своем серой безликой массой, имели низкий уровень образования и универсальные навыки, все время находясь под страхом увольнения и в то же время в постоянной готовности к бунту за невыносимых условий труда и жизни, руководитель должен быть безжалостным диктатором, который управляет персоналом с помощью принуждения.

С повышением культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях возникла новая роль - отца семейства, который не только отдает распоряжение, наказывает или награждает, но и создает благоприятный морально-психологический климат, решает межличностные конфликты, поддерживает своих подчиненных.

Современные технологические и социальные процессы чрезвычайно усложнились, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько выросли, что диктаторские замашки и патернализм практически исключены, недопустимы, сейчас доминирует деловое сотрудничество и консультирования. Менеджер становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды.

Достаточно интересна эволюция требований к руководителям. Так, Ф. Тейлор, один из основателей науки управления, важнейшими чертами считал разум, образование, специальные и технические знания, физическую ловкость или силу, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровья я.

А.Файоль так определяет требования к руководителю: "Первое требование, которому должен удовлетворять руководитель крупного предприятия, - быть хорошим администратором, то есть быть способным предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать. Второе условие заключается в том, чтобы он был компетентным в специальной технической функции, присущей данному предприятию ".

Другие качества и знания, которые желательно иметь всем руководителям:

1) здоровье и физическая сила;

2) интеллигентность и умственная сила;

3) нравственные качества: благоразумие, настойчивая энергия, смелость, чувство ответственности, долга и заботы об общем интересе;

4) высокий уровень общей культуры;

5) общее представление обо всех наиболее существенные функции фирмы.

В Советском Союзе при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

Для сравнения приведем квалификационные требования к лицу менеджера в Великобритании:

♦ понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, владение средствами повышения эффективности управления;

♦ способность разобраться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

ораторские способности и умение выражать мысли;

♦ владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

♦ способность налаживать отношения фирмы с ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать деятельность фирмы;

♦ способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию.

Институт диагностики менеджмента (Гамбург, Германия) предлагает следующий перечень требований к менеджеру:

♦ Умственные способности: способность давать оценки, творческое, комплексное, системное, аналитическое мышление.

♦ Отношение к окружающим: контактность, коммуникабельность, сила убеждения, настойчивость, сотрудничество, способность работать в команде.

o Личные качества: интересы, мотивация, стремление к успеху, гибкость, общительность, надежность.

o Отношение к труду: восприятие нагрузки, инициатива при принятии решений, способность к планированию, организованность.

В США (Институт Гэллапа) выделяют пять основных требований:

1. знание дела;

2. здравый смысл;

3. уверенность в собственных силах;

4. высокий общий уровень развития;

5. способность доводить начатое до конца.

Определенный интерес в свя связи с этим вызывает концепция ограничений. Идея заключается в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Но компетентность в разных направлениях несколько разная, в определенной степени ограничено. Обнаружив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые мешают полной реализации всех личных возможностей менеджера.

11 потенциальных ограничений в деятельности менеджера:

1. Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и относиться к самому себе как к уникальному ресурсу. Руководители, которые не умеют этого делать (правильно "разряжаться", решать конфликты, избегать стрессов, эффективно использовать время, энергию и навыки) не эффективны.

2. Размытые личностные ценности. Менеджеры ежедневно должны принимать большое количество решений, которые базируются на личных ценностях и принципах. Если личностные ценности не ясны для себя и окружающих, то они восприняты в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится.

3. Неясные собственные цели. Менеджер, не способный определить собственные цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности.

4. Заторможенный собственное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением использовать полученные знания на практике.

5. Неумение решать проблемы (принимать решения). Решение проблемы никогда не было простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.

6. Отсутствие творчества в работе. Нестандартный подход к собственной деятельности особенно необходим современным менеджерам. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. В свою очередь, менеджер, который имеет относительно низкий творческий потенциал, редко выдвигает новые идеи, не способен стимулировать творчество подчиненных, не желает экспериментировать.

7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влияния играет личный фактор. Менеджеры, которые обладают влиянием, имеют убедительный внешний вид, поведение, четко выражают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания, обладают невербальными формами воздействия (жесты, мимика и т.д.) имеют существенные преимущества при управлении людьми. Менеджер, который не имеет взаимопонимания с окружающими, не умеет проявить себя, иметь низкую влиятельность, не будет пользоваться авторитетом у подчиненных и коллег.

8. Непонимание специфики управленческого труда. Менеджер достигает результата не собственным трудом, а через других лиц - понимание необходимости мотивации подчиненных предопределяет эффективность деятельности.

9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера "заряжать" энергией членов коллектива, умение оптимально организовать трудовой процесс, распределить обязанности вязки и обеспечить контроль и дисциплину исполнения.

10. Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетенции тех, кем он руководит. Если менеджеру не хватает способностей и терпения помогать развитию других, управленческая деятельность тормозится.

11. Неумение формировать коллектив. Если руководитель не в состоянии превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, формировать и развивать его, обеспечивать гармоничное сочетание интересов работников, группы и организации - достижение цели не будет обеспечено.

Управление относится к таким видам человеческой деятельности, которые требуют специфических человеческих свойств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

Эти свойства нельзя рассматривать изолированно, поскольку они характеризуют одного человека, хотя и с разных сторон. Только рассматривая их во взаимосвязи "связи, можно получить представление о работнике, его пригодность или непригодность к управленческой деятельности. Именно комплексный подход к определению состава и содержания свойств, которые в совокупности способны обеспечить качественное выполнение менеджером своих функциональных обязанностей, обеспечивает модель современного менеджера.

Для того, чтобы менеджер имел возможность эффективно управлять, выполнять функции центральной фигуры управления, он должен соответствовать современной модели. Прежде всего следует выделить некоторые общие предпосылки, которые определяют пригодность человека к руководящей должности, а уже потом формулировать требования к ней.

Наиболее существенными общими предпосылками мотивы, которыми руководствуется человек, стремящийся к управленческой деятельности, и его умственные способности.

Различные требования к менеджерам могут быть сведены в две группы:

1. Деловые качества, которые сочетают в себе компетенцию и организаторские способности.

2. Личностные черты, которые состоят из трех подгрупп: волевые свойства, морально-психологические свойства, требования к здоровью я и образа жизни.

Сочетание организаторских способностей и волевых свойств обуславливают такую интегрированную характеристику, как предприимчивость.

Волевые свойства и морально-психологические черты в их сочетании обусловливают феномен лидерства.

Общие требования к менеджеру содержатся в законодательстве о труде, в системе государственных стандартов и других документах, а специальные требования изложены в квалификационных справочниках, служебных инструкциях и других нормативных актах. Но они должны быть конкретизированы применительно к определенной должности и условий, в которых придется работать менеджеру.

Эти черты менеджера является единством природных особенностей человека и результатом усвоения им социальных ценностей в процессе обучения и воспитания.

На сегодняшний день специалистами иностранных оценочных центров разработаны от 30 до 100 требований к современным менеджеров - профессиональных руководителей. Но в мире нет человека, который бы обладал всеми качествами, которые сформулированы как требования к менеджеру. В то же время тысячи менеджеров работают успешно, обеспечивая высокую результативность организаций. Это объясняется, во-первых, способностью индивидов при определенных обстоятельствах компенсировать отсутствие или неразвитость одних черт другими и, во-вторых, постоянным самосовершенствованием.

Формирование отдельных личностных черт возможно в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. При этом главным является условие: у менеджера должно быть желание самосовершенствоваться, а как только наступает пауза в саморазвитии, происходит разрушение уже сложившихся управленческих умений и навыков.

Фундаментальные изменения в обществе обусловили и изменения в управленческой деятельности - она значительно осложнилась в современных условиях и не упрощаться в будущем. Деятельность менеджера определяется комплексами стимулирующих и дестимулирующую тенденций развития политических, социальных, экономических и психологических факторов.

Стимулируют деятельность широкое поле выбора и проявления инициативы, рост конкуренции, возможность самовыражения в творческой содержательной труда.

Дестимулируют - стресс, давление и неопределенность как в обществе, так и в пределах отдельных организаций, эрозия традиционных ценностей, количественное увеличение и качественное усложнение проблем, которые нужно решать в условиях ограниченности средств для этого.

Важнейшим требованием к менеджеру является способность постоянно работать над собой. Только в таком случае возможна успешная адаптация к изменениям в обществе. Менеджер, который прекратил работу над собой, не может успешно решать современные проблемы.

7.1. Требования к менеджерам

Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели деятельности и принимающий управленческие решения.

Менеджеры являются субъектами управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации.

Во-первых, менеджер выступает в качестве руководителя, который формирует отношения внутри и вне предприятия, мотивирует работников на достижение целей, координирует усилия своих подчиненных и выступает в качестве представителя предприятия. Менеджер должен исполнять роль руководителя, лидера для всех своих подчиненных. Эта роль определяется не только его положением в иерархии управления, но и особым типом отношений с подчиненным, а также стилем руководства.

Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и разъясняет политику и основные цели деятельности полиграфического предприятия. Быть «преобразователем» информации - вот вторая важная роль менеджера. Эта роль соответствует положению менеджера на предприятии и заключается в сложном творческом процессе преобразования получаемой разнообразной информации.

В-третьих, это роли по выработке и реализации управленческого решения, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление и перспективы развития предприятия, решает вопросы распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки планов и т.п.

Таким образом, еще одной ролью менеджера в организации является разработка, принятие и реализация управленческих решений. Выполняя эту роль, менеджер организует работу по выбору необходимых средств достижения установленных целей. В зависимости от позиции менеджеров на предприятии, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Вместе с тем каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает в качестве руководителя по отношению к своим подчиненным.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений полиграфического предприятия;

К руководителю предприятия в целом и его подразделений;

К руководителю по отношению к подчиненным.

К менеджеру полиграфического предприятия предъявляются следующие требования:

1) наличие общих знаний в области управления предприятием;

2) компетентность в вопросах экономики и технологии производства;

3) умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее эффективных сферах деятельности;

4) разработка, принятие и реализация обоснованных и эффективных управленческих решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и подчиненными;

5) наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на полиграфических предприятиях;

6) умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение руководить людьми. Это умение включает:

Знания в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

Знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

Устранение неспособных работников с целью удержания единства и четкости функционирования предприятия.

Успешность работы менеджера во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта.

Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к управленческой деятельности (ОСУД).

Сильного менеджера можно отличать от слабого по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные проблемы и успешно разрешать конфликтные ситуации. О наличии ОСУД свидетельствует умение менеджера масштабно мыслить; рационально решать кадровые проблемы; разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения.

Следует отметить, что знающий и уверенный в своих силах менеджер обычно подбирает себе способных и перспективных подчиненных. В то же время менеджер, не очень уверенный в своих силах и поэтому боящийся конкуренции, старается подбирать себе менее квалифицированных подчиненных.

В этом просматривается двойной вред для полиграфического предприятия, где работает такой менеджер: невысока отдача от самого менеджера и крайне низка эффективность управленческой деятельности подобранных им работников.

Еще одним важным аспектом ОСУД можно назвать умение четко и объективно оценивать деятельность своих подчиненных, перераспределять функции и отдельные задания между ними, делегировать подчиненным отдельные свои полномочия.

Под личностно-делоеыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями и знаниями менеджера, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы.

Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров полиграфических предприятий позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются:

Компетентность,

Коммуникабельность,

Стрессоустойчивость,

Нравственность,

Способность творчески решать проблемы,

Смелость в принятии решений.

Компетентность подразумевает наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность мышления менеджера и наличие у него соответствующих организаторских способностей.

Коммуникабельность зависит от темперамента (наилучшей коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, адаптивных качеств, поведения в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера является умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты.

Известно, что менеджер осуществляет три вида общения:

Субординационное,

Служебно-товарищеское,

Дружеское.

Выбор предпочтительного вида общения в конкретной ситуации во многом характеризует коммуникабельность менеджера.

Под стрессоустайчивостъю понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы являются неизбежным злом в деятельности всех менеджеров. Стрессоус-тойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека и, в частности, от его темперамента. Так, например, сангвиники значительно спокойнее реагируют на любые стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики.

В то же время надо помнить о том, что стрессоустойчивость можно развивать при помощи аутогенной тренировки, используя методы психологической саморегуляции, а также психотерапевтическое воздействие.

К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера в первую очередь следует отнести честность, порядочность, принципиальность.

Наряду с этими качествами менеджер должен быть справедливым, обязательным, доброжелательным, приветливым, сдержанным, уравновешенным. Необходимо подчеркнуть, что если менеджер не обладает высокими морально-этическими качествами, то у него чаще всего отсутствуют многие деловые качества, такие, как объективность, организованность, дисциплинированность.

Морально-этические качества наряду с деловыми в значительной степени определяют стиль руководства менеджера. Наилучшим следует считать стиль, характерными признаками которого являются: четкость, ясность, своевременность в постановке целей и задач; рациональное определение прав и обязанностей работников; совершенство применяемых методов управления; знание способностей и квалификации своих подчиненных; постоянный поиск резервов производства; оперативность и четкость в работе; умение маневрировать ресурсами; отработанная система эффективного контроля.

Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают в современных условиях на полиграфических предприятиях.

Как известно, все виды творческой работы, в том числе и работа менеджера, требуют выработки идей. Существуют несколько способов генерирования таких идей. Наибольшее распространение получил метод «мозговой атаки». Этот метод предусматривает непринужденную обстановку, люди должны быть раскованными, не допускается никакой критики в отношении высказанных гипотез, т.е. мнение каждого участника считается ценным и не обсуждается. Рассмотрение проблемы длится, как правило, 30-40 мин, за это время выдвигается несколько идей, все записывается на магнитофон, а затем подвергается тщательному анализу.

Желательно, чтобы участники были представителями разных профессий, так как идеи из разных областей знаний могут натолкнуть на неожиданные решения.

Каждую высказанную идею анализируют, исходя их трех критериев: насколько вероятна ее плодотворность, можно ли заставить ее «работать» в данной ситуации, является ли она лучшей среди других возможностей.

Смелость в принятии решений является еще одним важным профессиональным качеством менеджера. В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и, наконец, выбрать наиболее эффективный вариант решения.