Согласно концепции г айзенка эмоционально неустойчивый интроверт. Коммуникативная методика: холерик vs меланхолик. Экстраверсия - интроверсия

Транскрипт

1 Н. В. ЗАХАРОВ Петрозаводский государственный университет «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА Ангелы в русском переводе с греческого «аγγελοι» «вестники», посланцы Бога, служащие Ему. За всю историю человечества к теме ангелов обращали свои взоры многие поэты, художники и музыканты. В поэзии это Данте, Байрон, Блейк, Пушкин, Лермонтов. Всех, кто писал об ангелах, не перечислить. Ангел давно уже стал одним из самых прекрасных лирических героев поэтическим образом и эталоном вечной красоты, возвышенной и чистой. Прекрасные стихи ангелам посвятили Пушкин и Лермонтов, но странная закономерность: у них ангел существует в антиномической паре «Ангел/Демон». Демон ангел, потерявший истинного Бога, служащий силам зла. Пушкинские и лермонтовские «демоны» благословляют ангела, им наскучило зло, они готовы признать силу любви. У Блока свой ангел к нему мы и обратимся. Ангел-хранитель Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле Во мгле, что со мною всегда на земле За то, что ты светлой невестой была, За то, что ты тайну мою отняла, За то, что связала нас тайна и ночь, Что ты мне сестра, и невеста, и дочь За то, что нам долгая жизнь суждена, О, даже за то, что мы муж и жена! За цепи мои и заклятья твои За то, что над нами проклятье семьи За то, что не любишь того, что люблю За то, что о нищих и бедных скорблю За то, что не можем согласно мы жить, За то, что хочу и не смею убить Отмстить малодушным, кто жил без огня, Кто так унижал мой народ и меня! Кто запер свободных и сильных в тюрьму, Кто долго не верил огню моему Кто хочет за деньги лишить меня дня, Собачью покорность купить у меня За то, что я слаб и смириться готов, Что предки мои поколенье рабов, И нежности ядом убита душа, И эта рука не поднимет ножа Но люблю я тебя и за слабость мою, За горькую долю и силу твою Что огнем сожжено и свинцом залито Того разорвать не посмеет никто!

2 С тобою смотрел я на эту зарю С тобой в эту черную бездну смотрю И двойственно нам приказанье судьбы: Мы вольные души! Мы злые рабы! Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди! Огонь или тьма впереди? Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Воскреснем? Погибнем? Умрем? История текста Стихотворение Блока написано 17 августа 1906 года. Впервые опубликовано в журнале «Трудовой путь» (1907, 6). Поэт столкнулся с цензурными препятствиями; цензор Н. Лебедев охарактеризовал это стихотворение как проникнутое «революционной тенденцией», «воспевающее, в сущности, хотя и в несколько туманной форме, политическое убийство» (имелся в виду стих «За то, что хочу и не смею убить»), номер журнала «Трудовой путь», где оно было напечатано, подвергся конфискации, а против редактора журнала Главным управлением по делам печати было предпринято судебное преследование за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям» 2. 1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, Т. 2. С Там же. С. 406 (Примечания Вл. Орлова). 295 При жизни поэта стихотворение публиковалось в журнале «Трудовой путь» (1907) без четвертой строфы, в сборнике «Земля в снегу» (1908) без четвертой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой строф и с эпиграфом из стихотворения Владимира Соловьева «Я добился свободы желанной...»: «Мой жестокий, мой сладостный друг». В авторском экземпляре «Собрания стихотворений» (1912) зачеркнуты третья, пятая, восьмая, девятая и десятая строфы с пометой «Переделать», но в последнем прижизненном издании (1918) Блок вернулся к первой редакции. В рукописи после десятой строфы была еще одна: Кто деньги дает за свободу мою Кого я душой не рукою убью. Там же находится и отвергнутый вариант 22-го стиха: Что предки мои были стадо рабов 3. Такова творческая история текста. 2. Анализ текста Политические декларации в этом стихотворении, конечно же, есть, но не в них заключается его главный смысл. Стихотворение было написано в третью годовщину свадьбы Блока и обращено к жене Любови Дмитриевне Блок (известен автограф, озаглавленный «Любе»). Стихотворение примечательно уже своим названием. В христианской традиции ангел-хранитель приставлен к человеку для его спасения. Ангелом-хранителем мог быть святой, именем которого крещен человек. У Блока же Ангел-Хранитель жена. Такая трактовка поэтом образа ангела оригинальна. Другие поэты называли ангелами и воспевали возлюбленных, невест, но почти никогда жен. Чем это

3 объяснить? Скорее всего дело тут в христианском понимании брака: хотя и не любит жена того, что любит сам Блок, хоть и отняла у него тайну, хоть и не могут они жить в согласии, все равно Блок любит свою жену возносит и возвеличивает своего Ангела-Хранителя за то, что над ними проклятье семьи, за цепи и заклятья. Кстати, мотив проклятия (проклятого) брака и семьи есть уже и у Байрона, но в отличие от бунтарского протеста против семейного быта у Байрона, у Блока эта проблема решается с христианским смирением. Именно вследствие этого взгляда на брак у Блока возникает потребность быть навеки 3 Там же. С неразлучным с женой, если умереть и воскреснуть, то одновременно: Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Основные мотивы в этом стихотворении мотивы мести «без крови», победительного христианского смирения, двойственности судьбы есть порождение гуманистической традиции русской и европейской литературы, которая вызывала сострадание и любовь к ближнему. Таким человеколюбивым сознанием был наделен и сам Блок, написавший: «о нищих и бедных скорблю». Именно эта блоковская гуманность не позволяет ему пролить кровь малодушных тиранов, превративших народ и самого Блока в рабов: Или: За то, что хочу и не смею убить... И эта рука не поднимет ножа... И тот стих, который так и остался в блоковской рукописи: Кого я душой не рукою убью, дает нам право судить о том же. Блок укоряет себя в слабости, но это не бессилие его или малодушие это его человечность, которая вызывает сострадание даже к тем, кто его не заслуживает. Самое большее, на что может пойти Блок, это убить их душою или в душе, что и возвышает его над кровожадными тиранами. Мотив двойственности души, к которому обращается Блок, был разработан еще в античной поэзии, но у Блока он приобретает особую обостренность: с одной стороны, «мы вольные души», с другой «мы злые рабы». Такое противостояние «духовной свободы», исторической и бытовой зависимости разрешается «приказаньем судьбы» «двойственным» быть неразлучно вдвоем. В стихотворении «Ангел-Хранитель» Блок также использует традиционные в лирической поэзии образы: «мгла» как всемирное пространство или состояние мира, связующая поэта с женой «тайна», «цепи брака», антитезы «огонь» и «тьма», «заря» (прошлое) и «черная бездна» (настоящее). Это свидетельствует о глубокой связи поэзии А. Блока с достижениями мировой лирической поэзии, особенно романтической и символической. Композиция «Ангела-Хранителя» отмечена некоей «дробностью», и это синтаксическая дробность поэтического высказывания. 297 Условно в стихотворении можно выделить три части. Первая часть начинается с

4 первой строфы («Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле») и кончается двенадцатой строфой («И эта рука не поднимет ножа...»). Вторая часть начинается с тринадцатой («Но люблю я тебя и за слабость мою») и заканчивается пятнадцатой строфой («С тобой в эту черную бездну смотрю»). Третья часть начинается с шестнадцатой («И двойственно нам приказанье судьбы») и кончается девятнадцатой строфой, состоящей из одного стиха («Воскреснем? Погибнем? Умрем?»). В первой части, в первых двадцати четырех стихах, поэт дает ответ на предлагаемый вопрос, за что он любит своего Ангела-Хранителя. Здесь есть два аспекта. Один семейный и родовой, другой политический, который отличается эмоциональной напряженностью по отношению к зачину и является кульминацией этой части здесь поэт высказывает свои политические и нравственные идеалы. Во второй части лирический герой связывает свое Я с «Тобой», своим Ангелом- Хранителем. Происходит гармоническое развитие и слияние любовной тематики с нравственной проблематикой стихотворения. В третьей части лирический герой принимает двойственное приказанье и загадывает судьбу, вопрошая: Огонь или тьма впереди? Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Воскреснем? Погибнем? Умрем? Пограничное состояние «неведения» возводится Блоком до «абсолюта», и беспредельно желание поэта познать судьбу своего брака. Формально художественное время блоковского стихотворения настоящее, хотя вернее, если отвлечься от того факта, что стихотворение было написано к дате семейного торжества к дню свадьбы, его можно назвать вечно актуальным мифологическим временем. Все смешалось в этой мистерийной «мгле». Состояние ли это мира или художественного пространства стихотворения, мы можем только догадываться. 3. Метрический анализ Стихотворение «Ангел-Хранитель» написано классическим трехсложником с переменной анакрузой. 35 из 37 стихов имеют односложную анакрузу (что соответствует амфибрахию), 2 из 37 стихов двусложную (что соответствует анапесту). За исключением 298 двух стихов (34-го и 37-го), в которых по три ударения, во всех остальных 35 стихах по четыре ударения, что при отсутствии пиррихиев придает стихотворению ритмическую устойчивость и экспрессивную динамику. Таким образом, это четырехударный трехсложник с переменной анакрузой. Во всех стихах нулевая клаузула, что означает использование Блоком мужской рифмы. Кроме того, рифма полная, параллельная. Рифмуются последние слоги двустиший. Двустишие наиболее распространенная форма строфы, за исключением последней неполной, которая может рассматриваться как одностишие. Любопытно обилие анафор в этом стихотворении. Так, 11 стихов начинаются со слов: «За то, что...»; 29-й и 30-й стихи пятнадцатой строфы начинаются со слов «С тобою»/«с тобой». Синтаксической однородностью объясняются повторы союзов кто и и соответственно в четырех (16, 17, 18 и 19) и двух (23 и 24) стихах. Интересен лексический состав стихотворения. Блок гармонично сочетает возвышенный и высокий стиль со сниженной, но экспрессивной бытовой лексикой

5 (например, «Собачью покорность купить у меня»). Сочетание народно-поэтических образов («светлая невеста», «горькая доля», «вольные души») с традиционными поэтическими, зачастую метафорическими эпитетами придает этому стихотворению определенную свежесть и ясность. Это стихотворение не самое известное в лирике Александра Блока, тем более его нельзя назвать хрестоматийным, между тем оно выразительно показывает нам Блока, поэта и человека, с новой стороны как христианина. 299


Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и выполните задания I. К какому типу лирики относится стихотворение «Молитва»? 1. Пейзажная лирика 2. Философская

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

Разработка и реализация алгоритма анализа метрических характеристик поэтических текстов Научный руководитель: д.т.н., доцент, с.н.с ИВТ СО РАН Барахнин В.Б Магистрант: Альменова А.Б Исследование влияния

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

Контрольная работа к зачёту 1 Литература первой половины ХIХ века Задание А 1 Вариант 2 Часть 1 Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3)

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

8 мар 2013. Iomega, zip, jazz Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная. Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на. руки приняла его прабабка, лично знавшая еще друзей

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Анализ стихотворения цветаевой из цикла стихи к сыну Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России (Стихи к сыну, Последний прижизненный

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

Литературная деятельность М.Ю. Лермонтова в университетские годы... Этот внук носил имя своего деда; умирающая дочь поручила ей беречь его детство... И если как-нибудь на миг удастся мне... Он приветствовал

Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет >>> Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет Например, стихи, посвященные В себя ли заглянешь?

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

25 октября 2010г. Тема урока: Лирика М.Ю. Лермонтова. (В творческой лаборатории поэта). Цели: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» (тема, идея, композиция, художественные средства) Творческая

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

И я любил Всем напряженьем душевных сил. М.Ю.Лермонтов ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Одинокий демон русской литературы... «Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и

Я вас любил (Адресаты любовной лирики А. С. ПУШКИНА) Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию. А. С. Пушкин. Цель урока: 1. Знакомство с любовными стихотворениями

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

Послание Лермонтова к Пушкину 1830 г. Отношение Лермонтова к своему учителю Пушкину мало выяснено- Мы не можем сказать с уверенностью, несмотря на утверждения Белинского, были ли они даже знакомы. Но отсутствие

Трагедия одиночества (мотивы лирики М. Ю. Лермонтова) Трагическая с рождения судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта.

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

Образ моря в поэзии А. С. Пушкина и В. А. Жуковского Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из древней

Задание 15 Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? По стихотворению Фета «Это утро, радость эта»: Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой

Анализ стихотворения к елене бальмонт >>> Анализ стихотворения к елене бальмонт Анализ стихотворения к елене бальмонт Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его звучное имя. Но и то, что он умеет,

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А.БЛОКА» Токарева В.Ю., Дзюба Л.М. ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ Краснодар, Россия "THE IDEOLOGICAL

Пояснительная записка. Количество часов 78 (занятия проводятся 2 раза в неделю) Программа предназначена для учащихся среднего звена. Цель: создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы

МОУ «СОШ 2 г.нариманов» Астраханской области Сколько ликов у любви? Работу выполнили учащиеся 10 «Б» класса: Сафаралиева Даниэла, Кузнецова Ольга, Яровая Кира, Клинков Александр, Ляпин Артѐм И сердце вновь

Стихи умершему брату помним любим скорбим >>>

Стихи умершему брату помним любим скорбим >>> Стихи умершему брату помним любим скорбим Стихи умершему брату помним любим скорбим При использовании материалов ссылка на обязательна. Что сможет теперь эту

Анализ стихотворения маяковского себе любимому Анализ мотивной и образной структуры лирики поэта с точки зрения выявления (Себе, любимому, посвящает эти строки автор, ВМ1, с. Персонажей этих стихотворений

СТИХОВЕДЕНИЕ В.Я. Малкина «ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А.С. Пушкина) В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820- х начала 1830-х,

Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается

Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть >>> Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Она относится к философской лирике. И что без

Фет Афанасий Афанасьевич «1820-1892» известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Выполнила: Жукова Алена 3 «Б» класс Ранние

В 9 классе при изучении лирики А.С.Пушкина наибольшие сложности у учеников вызывает восприятие стихотворений о любви. Нередко школьники самостоятельно могут сказать только, что это произведение посвящено

Урок 68 1. -Что делали люди с Иисусом до того как распяли Его? -Они бичевали и насмехались над Ним. -Они били Его и плевали в Него. -Они положили терновый венок Ему на голову. 2. -Что это был за знак,

Рабочая программа кружка «Златой посев» учителя русского языка и литературы Ольшанской М.А. Пояснительная записка Программа кружка «Златой посев» разработана для учащихся 8-х классов и рассчитана на 68

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Методика изучения произведения Н.Б.Тралкова филолог, методист, доцент http://tralkova.info http://michitaem4.blogspot.ru Исторический фон работы А.С.Пушкина

Библия для детей Представляет Любимый сын стает рабом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Kerr; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children,

Анализ стихотворения бодлера вампир >>>

Анализ стихотворения бодлера вампир >>> Анализ стихотворения бодлера вампир Анализ стихотворения бодлера вампир Минутное наслаждение очень быстро проходит, оставляя горечь, боль и не проходящее чувство

ПЛАТЬЕ Младшая сестра: - Проснись, проснись моя сестра, Уж солнце над домами встало. И, расскажи о чём во сне С улыбкой радостной шептала. О, снилось мне: я - на балу! О нём давно уже мечтала. Была я в

Исследовательская карта группы «Времена года». Эпиграф: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; В ней есть душа, ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. I этап: Знакомство

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г Руководитель МО Подлобошникова Т.А Согласовано. Заместитель

ВСЕЛЕНСКИЙ КОНФЛИКТ Урок 1, 7 апреля 2018 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откровение

Пояснительная записка Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской классической литературы. Теоретические литературные знания способствуют

Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая >>> Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских

«Я вам расскажу о времени и о себе» Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс. В. Маяковский Владимир Маяковский... Еще в раннем детстве он входит в наше читательское сознание. Первые свои

Анна Ахматова. Серебряный век Среди блистательного созвездия поэтов Серебряного века Анна Ахматова одна из самых ярких звёзд. Уже первые её стихотворения обратили на себя внимание читателей и критиков:

Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин >>> Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин Стихотворение было написано в 1912 году, но окончательный вариант датирован 1915

Evžen Oněgin (Евгений Онегин) Александр Сергеевич Пушкин Пушкин работал над Евгением Онегиным более семи лет с 1823 по 1831 год. Сам Пушкин определил жанр как роман в стихах. Важнейшее отличие романа в

Круглый стол «Узнать: для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?» Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? Алгоритм работы 1. Представление новой формы

Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический параллелизм >>> Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический параллелизм Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический

Послание один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания эпоха классицизма ХVII ХVIII веков. Во Франции

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

Библия для детей Представляет Любимый сын стает рабом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Kerr; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children,

Урок 21 1.Какая проблема была между Аврамом и Лотом? Так как у обоих, Аврама и Лота, было очень много овец и рогатого скота, там не было достаточно травы, чтобы питаться животным. 2.Почему Лот выбрал жить

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1512 Согласовано.. Зав.кафедрой./Зандман Р.И./ ЛИТЕРАТУРА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 1 Русские народные песни исторические лирические семейные любовные солдатские обрядовые 2 Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

I. Планируемые результаты освоения родного (русского) языка и родной литературы в 8 классе Учащиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса; употребление различных

Урок 62 1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? -Потому что Иисус хотел показать свою могущественную силу, Бога Спасителя. 2. -Марфа думала, что Иисус собирается

Н. В. ЗАХАРОВ

Петрозаводский государственный университет

«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА

Ангелы в русском переводе с греческого « аγγελοι» «вестники», посланцы Бога, служащие Ему. За всю историю человечества к теме ангелов обращали свои взоры многие поэты, художники и музыканты. В поэзии это Данте, Байрон, Блейк, Пушкин, Лермонтов. Всех, кто писал об ангелах, не перечислить. Ангел давно уже стал одним из самых прекрасных лирических героев поэтическим образом и эталоном вечной красоты, возвышенной и чистой.

Прекрасные стихи ангелам посвятили Пушкин и Лермонтов, но странная закономерность: у них ангел существует в антиномической паре «Ангел/Демон». Демон ‒ ангел, потерявший истинного Бога, служащий силам зла. Пушкинские и лермонтовские «демоны» благословляют ангела, им наскучило зло, они готовы признать силу любви.

У Блока свой ангел ‒ к нему мы и обратимся.

Ангел-хранитель

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.01001001001

Во мгле, что со мною всегда на земле.01001001001

За то, что ты светлой невестой была,01001001001

За то, что ты тайну мою отняла,01001001001

За то, что связала нас тайна и ночь,01001001001

Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.01001001001

За то, что нам долгая жизнь суждена,01001001001

О, даже за то, что мы ‒ муж и жена!01001001001

За цепи мои и заклятья твои.01001001001

За то, что над нами проклятье семьи.01001001001

За то, что не любишь того, что люблю.01001001001

За то, что о нищих и бедных скорблю.01001001001

За то, что не можем согласно мы жить,01001001001

За то, что хочу и не смею убить ‒ 01001001001

Отмстить малодушным, кто жил без огня,01001001001

Кто так унижал мой народ и меня!01001001001

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,01001001001

Кто долго не верил огню моему.01001001001

Кто хочет за деньги лишить меня дня,01001001001

Собачью покорность купить у меня...01001001001

За то, что я слаб и смириться готов,01001001001

Что предки мои ‒ поколенье рабов,01001001001

И нежности ядом убита душа,01001001001

И эта рука не поднимет ножа...01001001001

Но люблю я тебя и за слабость мою,001001001001

За горькую долю и силу твою.01001001001

Что огнем сожжено и свинцом залито –001001001001

Того разорвать не посмеет никто!01001001001

С тобою смотрел я на эту зарю –01001001001

С тобой в эту черную бездну смотрю.01001001001

И двойственно нам приказанье судьбы:01001001001

Мы вольные души! Мы злые рабы!01001001001

Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!01001001001

Огонь или тьма ‒ впереди?01001001

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?01001001001

Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!01001001001

Воскреснем? Погибнем? Умрем? 1 01001001

1. История текста

Стихотворение Блока написано 17 августа 1906 года. Впервые опубликовано в журнале «Трудовой путь» (1907, № 6). Поэт столкнулся с цензурными препятствиями; цензор Н. Лебедев „охарактеризовал это стихотворение как проникнутое «революционной тенденцией», «воспевающее, в сущности, хотя и в несколько туманной форме, политическое убийство» (имелся в виду стих «За то, что хочу и не смею убить»), номер журнала «Трудовой путь», где оно было напечатано, подвергся конфискации, а против редактора журнала Главным управлением по делам печати было предпринято судебное преследование за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям»” 2 .

__________

1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960. Т. 2. С. 102-103.

2 Там же. С. 406 (Примечания Вл. Орлова).

При жизни поэта стихотворение публиковалось в журнале «Трудовой путь» (1907) без четвертой строфы, в сборнике «Земля в снегу» (1908) без четвертой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой строф и с эпиграфом из стихотворения Владимира Соловьева «Я добился свободы желанной...»: «Мой жестокий, мой сладостный друг». В авторском экземпляре «Собрания стихотворений» (1912) зачеркнуты третья, пятая, восьмая, девятая и десятая строфы с пометой «Переделать», но в последнем прижизненном издании (1918) Блок вернулся к первой редакции. В рукописи после десятой строфы была еще одна:

Кто деньги дает за свободу мою

Кого я душой ‒ не рукою убью.

Там же находится и отвергнутый вариант 22-го стиха:

Что предки мои были стадо рабов 3 .

Такова творческая история текста.

2. Анализ текста

Политические декларации в этом стихотворении, конечно же, есть, но не в них заключается его главный смысл. Стихотворение было написано в третью годовщину свадьбы Блока и обращено к жене ‒ Любови Дмитриевне Блок (известен автограф, озаглавленный «Любе»).

Стихотворение примечательно уже своим названием. В христианской традиции ангел-хранитель приставлен к человеку для его спасения. Ангелом-хранителем мог быть святой, именем которого крещен человек. У Блока же Ангел-Хранитель ‒ жена.

Такая трактовка поэтом образа ангела оригинальна. Другие поэты называли ангелами и воспевали возлюбленных, невест, но почти никогда ‒ жен. Чем это объяснить?

Скорее всего дело тут в христианском понимании брака: хотя и не любит жена того, что любит сам Блок, хоть и отняла у него тайну, хоть и не могут они жить в согласии, все равно Блок любит свою жену ‒ возносит и возвеличивает своего Ангела-Хранителя за то, что над ними проклятье семьи, за цепи и заклятья. Кстати, мотив проклятия (проклятого) брака и семьи есть уже и у Байрона, но в отличие от бунтарского протеста против семейного быта у Байрона, у Блока эта проблема решается с христианским смирением. Именно вследствие этого взгляда на брак у Блока возникает потребность быть навеки

__________

3 Там же. С. 405.

неразлучным с женой, если умереть и воскреснуть, то одновременно:

Основные мотивы в этом стихотворении ‒ мотивы мести «без крови», победительного христианского смирения, двойственности судьбы есть порождение гуманистической традиции русской и европейской литературы, которая вызывала сострадание и любовь к ближнему. Таким человеколюбивым сознанием был наделен и сам Блок, написавший: «о нищих и бедных скорблю». Именно эта блоковская гуманность не позволяет ему пролить кровь малодушных тиранов, превративших народ и самого Блока в рабов:

За то, что хочу и не смею убить...

Или:

И эта рука не поднимет ножа...

И тот стих, который так и остался в блоковской рукописи:

Кого я душой ‒ не рукою убью, ‒

дает нам право судить о том же.

Блок укоряет себя в слабости, но это не бессилие его или малодушие ‒ это его человечность, которая вызывает сострадание даже к тем, кто его не заслуживает. Самое большее, на что может пойти Блок, это убить их душою или в душе, что и возвышает его над кровожадными тиранами.

Мотив двойственности души, к которому обращается Блок, был разработан еще в античной поэзии, но у Блока он приобретает особую обостренность: с одной стороны, «мы вольные души», с другой ‒ «мы злые рабы». Такое противостояние «духовной свободы», исторической и бытовой зависимости разрешается «приказаньем судьбы» «двойственным» быть неразлучно вдвоем.

В стихотворении «Ангел-Хранитель» Блок также использует традиционные в лирической поэзии образы: «мгла» как всемирное пространство или состояние мира, связующая поэта с женой «тайна», «цепи брака», антитезы «огонь» и «тьма», «заря» (прошлое) и «черная бездна» (настоящее). Это свидетельствует о глубокой связи поэзии А. Блока с достижениями мировой лирической поэзии, особенно романтической и символической.

Композиция «Ангела-Хранителя» отмечена некоей «дробностью», и это синтаксическая дробность поэтического высказывания.

Условно в стихотворении можно выделить три части. Первая часть начинается с первой строфы («Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле») и кончается двенадцатой строфой («И эта рука не поднимет ножа...»). Вторая часть начинается с тринадцатой («Но люблю я тебя и за слабость мою») и заканчивается пятнадцатой строфой («С тобой в эту черную бездну смотрю»). Третья часть начинается с шестнадцатой («И двойственно нам приказанье судьбы») и кончается девятнадцатой строфой, состоящей из одного стиха («Воскреснем? Погибнем? Умрем?»).

В первой части, в первых двадцати четырех стихах, поэт дает ответ на предлагаемый вопрос, за что он любит своего Ангела-Хранителя. Здесь есть два аспекта. Один ‒ семейный и родовой, другой политический, который отличается эмоциональной напряженностью по отношению к зачину и является кульминацией этой части здесь поэт высказывает свои политические и нравственные идеалы. Во второй части лирический герой связывает свое Я с «Тобой», своим Ангелом-Хранителем. Происходит гармоническое развитие и слияние любовной тематики с нравственной проблематикой стихотворения. В третьей части лирический герой принимает двойственное приказанье и загадывает судьбу, вопрошая:

Огонь или тьма ‒ впереди?

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?

Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!

Воскреснем? Погибнем? Умрем?

Пограничное состояние «неведения» возводится Блоком до «абсолюта», и беспредельно желание поэта познать судьбу своего брака.

Формально художественное время блоковского стихотворения ‒ настоящее, хотя вернее, если отвлечься от того факта, что стихотворение было написано к дате семейного торжества к дню свадьбы, его можно назвать вечно актуальным мифологическим временем. Все смешалось в этой мистерийной «мгле». Состояние ли это мира или художественного пространства стихотворения, мы можем только догадываться.

3. Метрический анализ

Стихотворение «Ангел-Хранитель» написано классическим трехсложником с переменной анакрузой. 35 из 37 стихов имеют односложную анакрузу (что соответствует амфибрахию), 2 из 37 стихов ‒ двусложную (что соответствует анапесту). За исключением

двух стихов (34-го и 37-го), в которых по три ударения, во всех остальных 35 стихах ‒ по четыре ударения, что при отсутствии пиррихиев придает стихотворению ритмическую устойчивость и экспрессивную динамику. Таким образом, это четырехударный трехсложник с переменной анакрузой.

Во всех стихах ‒ нулевая клаузула, что означает использование Блоком мужской рифмы. Кроме того, рифма полная, параллельная. Рифмуются последние слоги двустиший. Двустишие наиболее распространенная форма строфы, за исключением последней неполной, которая может рассматриваться как одностишие. Любопытно обилие анафор в этом стихотворении. Так, 11 стихов начинаются со слов: «За то, что...»; 29-й и 30-й стихи пятнадцатой строфы начинаются со слов «С тобою»/«С тобой». Синтаксической однородностью объясняются повторы союзов кто и и соответственно в четырех (16, 17, 18 и 19) и двух (23 и 24) стихах.

Интересен лексический состав стихотворения. Блок гармонично сочетает возвышенный и высокий стиль со сниженной, но экспрессивной бытовой лексикой (например, «Собачью покорность купить у меня»). Сочетание народно-поэтических образов («светлая невеста», «горькая доля», «вольные души») с традиционными поэтическими, зачастую метафорическими эпитетами придает этому стихотворению определенную свежесть и ясность.

Это стихотворение не самое известное в лирике Александра Блока, тем более его нельзя назвать хрестоматийным, между тем оно выразительно показывает нам Блока, поэта и человека, с новой стороны ‒ как христианина.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Александр Блок – поэт, драматург, доминантой его творчества является символизм в разных воплощениях. Стихотворения написаны о любви и красоте, о природе и гармонии мира. В каждом произведении Блок рассказывают мини-историю, к которой сам причастен, то есть по сути каждый стих является в некотором смысле автобиографическим. Эстетика символизма нашла свое выражение не только на уровне тематики, но и на уровне поэтики произведений. В символизме важную роль играет символ, который может быть многозначным, каждый воспринимает его по-разному. Каждое стихотворение написано душей и сердцем, произведения читаются довольно легко.

Стихотворение «Ангел-хранитель» Александра Блока можно условно разделить на три составные части. В первой части идет речь о любви, о том, чем вызваны такие высокие чувства. Объект влюбленности является настоящим ангелом-хранителем. О семейной жизни автор говорит так: она далека от идиллической, но он смирился с этим. Семья должна создаваться на христианских основах, это указывается в Евангелии. Блок пытается жить за этими законами, несмотря ни на что. «Вдвоем до конца своих дней», - главный девиз, который помогает автору по жизни.

Во второй части стиха автор проводит параллель между собой и своей возлюбленной, учитывая существующие политические и нравственные проблемы. Блок рассказывает о том, что супруга в его жизни занимает очень важное место, оберегает и остерегает от многого. Поэт считает, что не всегда следует быть, иногда важно признать свою слабость. В этом вся суть жизни: нужно всегда и во всем оставаться человеком, такие качества, как душевность, доброта и умение признавать свои ошибки очень важны, хотя и не ценятся. Блок подчеркивает, что в суровых условиях жизни человечность он смог сохранить только благодаря своей жене, которая как Ангел оберегала его от бед.

И третья часть стиха – четыре строфы, в которых автор говорит о будущем, о том, что ждет впереди. Блок не может представить себя без супруги, только с ней он может пройти все препятствия и невзгоды. Он осознает, что жизнь без любимой будет обречена. Что делать в такой ситуации, Александр Блок не представляет. Автор не может даже предположить такого, он просто не выдержит удара, ему трудно поверить в то, что такое на самом деле возможно. И как мы знаем, супруги расстанутся, но Блок всю жизнь будет любить одну-единственную ту самую «таинственную Незнакомку», своего Ангела-хранителя, свою Богородицу и свою Прекрасную Даму.

Стихотворение учит нас тому, что всегда нужно оставаться человеком. Любовь – большое чувство, которое рождает в нас самые лучшие качества, желание стать лучше и двигаться к цели. Любовь Менделеева стала для поэта не просто женой, а и прекрасным другом, научилась понимать своего мужа, поэтому рядом с ней Александр Блок чувствовал себя комфортно. Символизм Блока выражается в используемых художественных средствах, тематике и проблематике. Каждое произведение насыщено яркой образной системой, которая является символической.

Мир состоит из откровений для тех, кто смог его открыть.

А. Тюрин

Темперамент, наряду с другими дополнительными признаками типа, оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с другими. Он является ещё одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности. Классификация темпераментов органично дополнит картину ваших психологических особенностей и позволит вам расширить представление о себе. Узнав свой темперамент, вы сможете точнее определить свой подтип. Кроме того, знание темпераментов поможет вам избежать многих ошибок в определении типов личности ваших знакомых.

Первой попыткой создания типологии личности стало разделение людей на четыре темперамента, которое относят ещё ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена. В соответствии с этой типологией люди делятся на четыре типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Каждый темперамент указывает на способ мышления и поведения человека в эмоциональном плане. Известный русский физиолог И.П. Павлов связал тип темперамента с определёнными парами признаков, характеризующих нервную систему человека. Это:

  • устойчивость – неустойчивость;
  • динамичность – инертность;
  • сила – слабость.

Сравнение показало, что сангвиники и флегматики относятся к людям с устойчивой нервной системой, а холерики и меланхолики – с неустойчивой. Принадлежность человека к тому или иному темпераменту отражается на стиле его поведения и отношениях с окружающими.

Английский психолог Г.Айзенк, используя предложенную Юнгом шкалу экстравертности-интровертности, построил следующую классификацию характеров с различной устойчивостью нервной системы:

  • холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;
  • флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;
  • сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый;
  • меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый.

Х.Айзенк создал таблицу с набором основных качеств, присущих каждому темпераменту:

Неустойчивый

Раздражительный
Тревожный
Неподатливый
Впечатлительный
Пессимистический
Сдержанный
Необщительный

Неспокойный
Агрессивный
Возбудимый
Изменчивый
Импульсивный
Оптимистический
Активный

Интровертный

Меланхолический

Холерический

Экстравертный

Флегматический

Сангвинический

Пассивный
Старательный
Вдумчивый
Миролюбивый
Направленный
Надежный
Размеренный
Спокойный

Общительный
Открытый
Разговорчивый
Доступный
Живой
Беззаботный
Любящий удобства
Инициативный

Устойчивый

Для того, чтобы найти на приведенной схеме свое место, вам нужно определить себя по шкале "экстраверсия – интроверсия " и узнать соответствующий вашей личности тип темперамента. Первое качество вы можете определить по таблице, а тип своего темперамента по тесту.

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Из четырёх предложенных ниже описаний характера выберите то, которое вам больше всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию вашего ведущего темперамента (см. ключ к тесту). Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний выберите ещё одно, которое подходит вам в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать вашему дополнительному темпераменту.

1. Я – человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.

2. Я – человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.

3. Я – человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения.

4. Я – человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

Ключ к тесту:

    холерический

    флегматический

    сангвинический

    меланхолический

Охарактеризуем фрагментарно каждый из определённых вами типов темперамента.

1. САНГВИНИК – эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

2. ФЛЕГМАТИК – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

3. ХОЛЕРИК – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

4. МЕЛАНХОЛИК – быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

По схеме Айзенка и классификации Павлова мы пришли к выводу о наличии следующей классификации темпераментных групп:

  • холерик: экстраверт, сильный, динамичный, эмоционально неустойчивый;
  • флегматик: интроверт, сильный, инертный, эмоционально устойчивый;
  • сангвиник: экстраверт, сильный, динамичный, эмоционально устойчивый;
  • меланхолик: интроверт, слабый, инертный, эмоционально неустойчивый.

Итак, с точки зрения темпераментов, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Наиболее живые и подвижные люди – холерики и сангвиники. Причем холерик – самый неуравновешенный из них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется, если только у него нет дополнительной примеси холерического или сангвинического темперамента.

Темпераменты не только вносят разнообразие в описания типов личности, но также обуславливают их биоритмы работоспосбности. Выделено два основных полюса работоспособности. Это – люди – "жаворонки" и люди – "совы". Жаворонки – выраженные холерики или сангвиники. Они более эффективны в начале процесса, так как легко и активно включаются в работу, но к моменту её завершения часто выдыхаются или теряют интерес. "Совы", наоборот, пассивны и нерешительны в новых начинаниях, долго раскачиваются, прежде, чем включиться в работу, но они более эффективны в завершении начатого и в доводке её до совершенства.

Сочетание у человека пассивного и активного темпераментов создает неопределеный биоритм работоспособности. Люди с таким биоритмом, это люди – "голуби", но при более детальном анализе они все же выявляют некоторую склонность к тому или иному полюсу работоспособности, в зависимости от того, какой темперамент у них преобладает.

Проверить правильность определения темперамента вам поможет краткий тест на биоритмы работоспособности.

ТЕСТ НА БИОРИТМЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Выберите в двух шкалах: А и Z – по одному из двух противоположных утверждений и подсчитайте, в какой шкале их окажется больше.

Шкала "A":

Шкала "Z":

1. Вы наиболее работоспособны в первой половине дня.

2. Обычно, вы включаетесь в новое дело сразу, без раскачки.

3. Вам легче начинать новые дела. чем заканчивать предыдущие.

4. Вы легко можете отложить одно дело и заняться другим.

5. Считаете, что медлительность хуже поспешности.

6. .Вам нравится раньше лечь спать, чтобы утром проснуться в бодром настроении и сразу же приняться за дела.

7. Интерес к работе у вас выше в её начале, а к концу обычно немного снижается.

1. Ваша работоспособность лучше во второй половине дня.

2. Вам нужен некоторый срок, чтобы втянуться в новое дело.

3. Вы охотнее заканчиваете прежние дела, чем начинаете новые.

4 . Вам трудно отложить начатое дело, даже если Вы устали.

5. Считаете, что поспешность хуже медлительности.

6. Вы любите засиживаться допоздна, а утром неохотно включаетесь в работу.

7. Интерес к работе у вас возрастает по мере приближения к её окончанию.

Ключ к тесту:

A – "жаворонки"; Z – "совы".

Итак, если вы – "жаворонок" – у вас более активный тип темперамента (холерик или сангвиник или их разновидности), а если "сова" – более пассивный (флегматик или меланхолик или их разновидности).

Если вы набрали равное количество положительных утверждений в обеих шкалах теста, значит у вас – тип "голубя". Это результат сочетания пассивного и активного темпераментов, возможно из-за развитости нетипичных акцентов вашего типа, которые также имеют темпераментные особенности.

Принадлежность человека к одному из четырёх типологических темпераментных групп, можно определить ситуативно – по той реакции, которая проявляется у него как ответ на возникшее на его пути препятствие:

  • холерик препятствие сметает;
  • сангвиник обходит;
  • флегматик часто даже не замечает;
  • меланхолик перед препятствием останавливается.

Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых – ведущий, он более выражен. Это темперамент подтипа. Второй, дополнительный, вероятнее всего – тот, который проявляется на более глубоком психофизическом уровне типа – уровне акцентов типа.

Но постоянное проявление у человека во всех случаях жизни только преобладающего и дополнительного темперамента – скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации и величины психологической дистанции с другими людьми, а это зависит в свою очередь от характера взаимоотношений (формального или неформального), а также психологического климата (комфортного или дискомфортного).

Основной, доминирующий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Второй по степени убывания – дополнительный темперамент, ярче проявляется на самой далекой психологической дистанции – в формальном общении с другими, чаще посторонними людьми.

Третий тип темперамента проявляется в формальной обстановке, на далекой психологической дистанции (официальный отношения с руководством, подчинёнными или партнёрами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, адаптируясь к социуму, играет определённую социальную роль.

Четвертый тип темперамента, реже всего проявляющийся у человека, характерен для стрессовых ситуаций или тех, которые принято называть форс-мажорными (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.). К таким ситуациям можно также причислить состояния сильного алкогольного опьянения или наркотического воздействия.

Поскольку наша книга посвящена углубленному изучению вариативности типов личности во всем их разнообразии, мы можем рассмотреть эти четыре типа темперамента в их разновидностях. Для этой цели мы используем типологию восьми темпераментов Ле Сена. На наш взгляд, можно проследить их взаимосвязь с темпераментами, описанными выше следующим образом:

Холерики бывают двух видов (по Ле Сену): страстный тип ипросто холерик .

Страстный тип - очень эмоционален, активен, не склонен разбрасываться, предпочитает концентрировать усилия в одном направлении, нуждается в активной деятельности, без которой накопленная и нереализованная энергия может привести к такому же нервному истощению как и бурная деятельность.

Холерик – решительный человек, не думающий о последствиях и часто теряющий чувство меры. Свободолюбив, оптимистичен, часто сердечен в общении.

Флегматики (по Ле Сену), это – просто флегматик и апатик .

Флегматик – психически уравновешен, все рассчитывает наперед и не склонен тратить время на ненужные, с его точки зрения, дела и переживания. Убедить его можно только доводами. Он в меру активен и может проявлять инициативу в том, что считает необходимым.

Апатик – более инертен, предпочитает выполнять только самую необходимую работу, требующую спокойного темпа, системного подхода и порядка.

Сангвиники (по Ле Сену), это – просто сангвиник и аморфик .

Сангвиник – открыт для решения любых проблем, смотрит на их преодоление как на своего рода игру, так же не принимает близко к сердцу конфликты, умеет вовремя сглаживать недоразумения.

Аморфик – непунктуален и разбросан в делах, легко может отложить любую работу на завтра, довольно беспечен и не всегда обязателен в своих обещаниях.

Меланхолики (по Ле Сену) – это сентиментальный и нервный типы.

Сентиментальный – чувствительный, мечтательный, осторожный, предусмотрительный, пуглив и робок, не умеет мобилизоваться и часто теряется в трудной ситуации.

Нервный тип переживает по малейшему поводу, очень чувствителен и обидчив, но не умеет быть предусмотрительным. Кроме того, нерешителен, проявляет пассивность, когда нужно преодолеть трудную ситуацию и это может привести его к нервному истощению.

Можно заметить, что каждый первый тип темперамента в этих парах более рационален по своему поведению, чем второй, но пока рано делать выводы о связи этих темпераментов со шкалой рациональность-иррациональность. Подобные рациональности свойства имеют две линейные психоформы характера – Квадрат и Треугольник, а свойства, подобные иррациональности – две нелинейные – Зигзаг и Круг, которые можно рассматривать в их интро- и экстравертном проявлениях, то есть в первом приближении – это четыре психоформы, а во втором – восемь.

Поскольку психоформы входят в образование акцентов характера, позже мы остановимся на них подробнее. Из сказанного можно сделать вывод, что темпераменты оказывают влияние не только на образование подтипов, но и на их варианты, что вполне естественно и лишний раз убеждает в логической стройности и непротиворечивости данных подходов.

Иногда мы сталкиваемся с диагностически сложными случаями сочетания темпераментов и акцентов типа. Они заключаются в том, что и подтипы, и акценты типа связаны на своем психфизическом уровне с темпераментами. При этом, например, инертный темперамент, заложенный в подтипе, может конкурировать с активным темпераментом, заложенном в акценте подтипа. В таком случае бывает трудно различить, какой из этих разных темпераментов у человека преобладает, особенно в случае усиления в его ведущем акценте одного из двух наиболее "энергетичных" элементов – этики эмоций либо волевой сенсорики (внутренней инициативы и мобилизации типа), которые, как правило, связаны с активным темпераментом.

В таком случае, влияние более спокойного темперамента, соответствующего инертному подтипу, может оказаться недостаточно выраженным из-за влияния активного дополнительного ("акцентного") темперамента. Так, например, у СЭЭ (Политика), в такой ситуации может проявляться смесь "подтипного" флегматического и "акцентного" холерического темпераментов. Такой вариант этого типа будет несколько инерционен в начинаниях, но внешне это вполне живой и подвижный человек.

Другой случай, когда у инертного подтипа ЭИЭ (Наставника) выражен "подтипный" меланхолический темперамент, а на уровне акцентов типа, например, нервный или страстный темперамент. Внешне это будет достаточно живой и эмоциональный человек, но внутренне – нерешительный, ранимый и обидчивый. Вследствие этого он может быть принят за представителя активного темперамента. Тем не менее, у него вы не обнаружите той решительности, активности и "легкости на подъём", какая должна быть у представителя активного темперамента. То есть, "подтипный" (в данном случае, пассивный) темперамент у этого типа личности все равно будет ведущим, даже если внешне он будет казаться живым и эмоциональным из-за активного "акцентного" темперамента.

Таким образом, сочетания темпераментов – основного и дополнительного, проявленные на разных уровнях информационного обмена в типе личности, на первый взгляд вносят противоречие в их интерпретацию и иногда вызывают трудности в диагностике темперамента. Но с опытом эта проблема решается довольно легко, достаточно запомнить подтипные характеристики, характеристики темпераментов, психоформ и акцентов типа, с которыми вы познакомитесь позже. Знание всех "оболочек" типа и их сопоставление при анализе упрощает и уточняет диагностику типов и их вариантов.

Совместимость темпераментов

Занимаясь проблемой соотношения темпераментов и соционических типов, мы заметили, что темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции социотипов и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения.

Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары "холерик – меланхолик" и "сангвиник – флегматик", даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить лёгкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют ещё и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик – меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик – сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам – попытаться быть более последовательными в делах и более надёжными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнёра.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохим – двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики – самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники – независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьёзный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.

Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Интроверты чрезвычайно возбудимы, и, следовательно, сильно чувствительны к поступающей стимуляции.

Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм – связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.


На основе полученных исследований Ганс айзенк создал, известный всем, как личностный опросник, состоящий из 57 вопросов.

Представление результатов теста Айзенка по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных (рис. 3).

Рис. 3. Шкала экстраверсии и нейротизма Г.Айзенка

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:

1. стабильный интроверт (флегматик);

2. невротический интроверт (меланхолик);

3. стабильный экстраверт (сангвиник);

4. невротический экстраверт (холерик).

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Экстраверт, эмоционально неустойчив.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Экстраверт, эмоционально устойчив.

Флегматик – человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Интроверт, эмоционально устойчив.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Интроверт, эмоционально неустойчив.

Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.