Спп предложения с придаточными цели. "сложноподчиненные предложения с придаточными цели". Надо трудиться чтобы

Waltender 05-06-2006 04:58

Шаолинь-сы-цюань. В инете много всего навалено, но мешает эта
премудрая градация на подстили и вообще, как-то неживо. На форумы
кунгфу лазать неохота - чтобы выяснить один-единственный вопрос.

Итак. Интересна моторика стиля. Интересно, соответствует ли этому
стилю психотип, многократно описанный в лит-ре, как характер робкий и
замкнутный, интравертный, телосложение долговязое, астеничное,
особенности боевой техники - много круговых ударов ногами и т.д.

Буду очень благодарен за удобные для чтения информативные посты

False 05-06-2006 12:56

видете ли, шаолиньские стили, это такой сплав техник, методик обучения, а сам монастырь был таким плавильным котлом, что премудрая градация это единственная попытка хоть как то унифицировать и классифицировать все богатство шаолинь-цюань.
по стилю журавля - немного не ясен вопрос, поясните плиз что вы имеете ввиду? подходит ли стиль более для замкнутых интровертов? вряд ли, поскольку, в традиции ушу, ученик обучается не стилю как таковому, а у мастера. а уж мастер если взял к себе ученика, то или подгонит тебя под стиль, или убьет в процессе (шютка ). далее, по поводу долговязости - ну подумайте сами, насколько люди в средневековом китае были долговязые астеники. думаю что таких было очень немного, что бы затачивать под них стиль. круговые удары ногами. это во многом сегодняшнее видение стиля "5 зверей", куда входит и стиль журавля. сегодняшние шаолиньские звери - это стиль более спортивный, а не прикладной, с красивыми балансировками, круговыми ударами ногами, и широкими амплитудными ударами руками. посудите сами насколько подобная техника может быть боевой. средневековые шаолиньские стили были боле прикладными, направленными на устарнение противника в одно два движения. и многочисленные звериные стили перенимали не столько биомеханику движения того или иного животного, сколько общие принципы атаки и защиты, при этом не ограничивая свою технику, а наоборот максимально ее дополняя другми техниками.
вообще вопрос о звериных стилях крайне сложен, конкретизируте ваш вопрос что бы можно было ответить более понятно.
перечитал ваш пост.
моторика стиля сегодня да - балансировки+широкие круговые удары руками и ногами. средневековый надо смотреть, каждый мастер привносил что то свое и дополнял стиль, то есть смотреть нужно работу какого то конкретного мастера.

Waltender 05-06-2006 16:03

Спасибо за реплику - поясню, что интересует. Интересует собственно
базовый Журавль, до распределения на подстили, сиречь то, что все
эти подстили - летящий, кормящийся и тд в основе объединяет.
Если угодно - матрица стиля.

А насчёт психотипа и "мастер/ученик" я не случайно написал.


5 звериных направлений.

Вот мне любопытны критерии, по которым отбирали в Журавль.

False 05-06-2006 17:02

2Waltender
по матрице стиля гляну дома, а то навскидку боюсь соврать.

"А насчёт психотипа и "мастер/ученик" я не случайно написал.
Много было на тему, что когда малышня приходила в монастырь
на послушание их распределяли - ну, условно говоря - на те самые
5 звериных направлений.

Вот мне любопытны критерии, по которым отбирали в Журавль."

у вас исходный посыл несколько не верен. не забывайте, приводили все таки в МОНАСТЫРЬ - центр духовного развития, религиозный оплот (пускай даже и такой религии как чань). и большинство послушников там все таки не занимались БИ. толпы малышни не было. было 3-5 человек, которые отбирались очень часто по не хилой протекции. и далеко не всех начинали учить ушу. базовые наработки были у всех примерно одинаковые. потом уже в зависимости от того что практиковал старший наставник, от того какие наработки были к тому времени, какие мирские мастера присутствовали в то время в монастыре то и практиковали. то есть не надо думать что "ага, вот этот мальчик высокий его отдадим заниматься журавлем, этот коренастый и сильный - это в дракона, этот подвижный и прыгучий его в обезьяну". грубо говоря, скорее было так - сегодня старший наставник считает что лучший прикладной стиль - это богомол. и все учат богомол. через 5 лет наставник увидел клановую школу журавля против змеи и вязл из нее атакующие движэения ногами. еще через год в монастырь пришел мастер пьяного кулака и научил всех падать. а бедные ученики, независимо от своих превичных физических данных - вынуждены были развиивать силу, прыгучесть, высокие удары или низкие стойки. то есть аксиома в том, что из человека с любыми начальными физическими данными можно сделать бойца любого стиля. другое дело когда мастер в том же монастыре видел, что ученик подходит ему и забирал к себе на обучение. но дело в том что критерии, по которым данный конкретный мастер отбирал себе ученика - это не столько его физические данные, или особенности его конституции, а именно психология, внутренняя энергетика и тд. а любые физические кондициии в условиях монастыря были достаточно легко достижимы, да и методика обучения была схожая.
еще, забыл, не забывайте, что "игры 5 зверей" изначально все оздоровиетльная методика, а не прикладная.
з.ы. сорри, за столько много и не по теме.

Waltender 05-06-2006 19:31


в стиле?? А откуда брались мастера именно
Журавля (Тигра, Обезьяны)? И кто занимался




своё, сугубое учение.



шаолиньского Журавля.

Стиль Журавля рассчитан на развитие выносливости, растяжки, равновесия. Основу его составляет работа ног. Этот стиль представлял собой улучшенный вариант древней "птичьей" манеры ведения боя. Исходная стойка является имитацией выжидательной стойки журавля - на одной выпрямленной ноге, другая нога поджата к колену. Одна рука поднята под углом над головой, другая опущена ниже пояса. Бой ведется в манере "раскачки", переходом с одной ноги на другую. Часто применяется уход с линии атаки шагом в сторону с одновременным ударом другой ногой. В стиле Журавля важно умение постоянно балансировать на одной ноге. Шире, чем в других стилях при подражании журавлю используются повторные удары той же ногой без смены опорной. Из ударов руками пользуется популярностью так называемый "орлиный клюв" - удар всеми пальцами, сложенными в щепоть.

Бай Юйфэн и его коллеги подошли к разработке новых пяти "звериных" стилей с передовых по тем временам научных позиций. В их построениях многое было основано на изучении психосоматических особенностей человеческого организма, типов темперамента, - если пользоваться современной терминологией. В процессе отбора каждому ученику рекомендовалось избрать наиболее подходящий для его индивидуальной психофизиологический характеристики "звериный" стиль. Так, в динамическом стиле Леопарда удобнее действовать рослому и крепкому сангвинику, обладающему природной смелостью, спортивной хваткой и напористостью, чем относительно малоподвижному флегматику...

Kalmar 06-06-2006 02:17

Насколько я знаю, разделение кунфу на школы по технике это чисто коммерческие варианты. А из-за того, что часть никогда не может быть больше целого, то приходилось углубляться, придумывать каты, неуцелесообразные, но эффектные движения. Как в карате стойки, имитирующие позы буддийских богов.

В монастыре изучали Шаолиньсу, а Шаолинь цзю цюань произошел от окрестных крестьян, которые наблюдали за тренировками, но сути не знали.

Из техник животных - приемы их охоты и междусобных боев - взяли и переложили на особенности человечской анатомии многие эффективные техники: обезьяны, дракона, кошачьих, медведя, богомола, паука, птиц, быка, кабана, змей...
Из журавля, вернее техники боя птиц, взяли во-первых необычную смешную "журавлиную походку" с дергающейся в такт шагам головой и руками. Противник, увидев такое странное зрелище, растеряется или засмеется, но не надолго, т.к. , получит удар "крылом" по раскрытой (от смеха или удивления) челюсти, а со сломанной челюстью смеяться больно Закрывать глаза противника - это тоже из техники птиц - они бьют крыльями по глазам противника, загораживают ему обзор и одновременно наносят удары ногами. Закрываешь глаза противнику руками, полами своей одежды, одеждой противника. Под прикрытием этой техники наносишь низкие удары ногами. Есть еще удары ногами снизу из положения сидя и упираясь руками сзади в пол (техника боя хищных птиц). Двойные удары руками, например, по ушам, по бокам, хлесты по глазам, удары в прыжке с опорой рукой на подсобный предмет - тоже их птичьей техники. В добивании прыжок коленями на позвоночник стоящего в партере противника. Техника с боевым веером тоже из птичьих. Вот что вспомнил.

False 06-06-2006 11:43

То есть как, не было специализации ученика
в стиле??

на начальном этапе база у всех была одинаковая практически. и в общей массе ученики изучали достаточно единое БИ. ученик не говарил я обучаюсь синъи-цюань. он говарил я обучаюсь у мастера Чена. и большинство мастеров (по крайней мере в монастыре) занимались отбором наиболее прикладных техник, вне зависимости от их происхождения.
А откуда брались мастера именно
Журавля (Тигра, Обезьяны)?
здесь надо делать разницу между шаолиньской школой и клановыми школами. чаще всего именно клановые школы культивировали "чистый стиль". в шаолине о чистом стиле можно говарить либо с момента его зарождения и крайне небольшое время. потом уже происходит сплав и синтез. чистота стиля для монаха не была догматом - их интеерсовал прежде всего прикладной вопрос. это в общем. разумеется у любого мастера было 2-3 ученика, которым он передавал полностью традицию своего стиля. но в условиях монастыря это делать было трудно, кстати часто именно поэтому мастера уходили из монастыря жить в деревни и горы, что бы вдали от от мира взращивать свой стиль. и далеко не факт что этот стиль имел очень большой прикладной аспект, тут скорее довлела эстетика, именно культивирование стиля как такового.

И кто занимался
генезисом стиля на протяжении десятилетий?
И как тогда передавался Апокриф БИ? Ведь,
пусть и на уровне легенд, но Учитель брал
Ученика как чистый лист и записывал на нём
своё, сугубое учение.
опять же здесь происходит некая подмена. учитель брал ученика и действиетельно взращивал из него цветок своего стиля. это характерно для клановых школ прежде всего. а сколько это займет лет 10-20-30-50 для китайцев с их ментальностью было несколько все равно. в монастыре была несколько другая задача - вырастить бойца-прикладника. и о чистоте монастырских стилей говорить нужно весьма осторожнои условно.

Может, у меня коряво выходит, я пытаюсь
вызнать про Предание и Традицию стиля
шаолиньского Журавля.

Вот, примерно что хочется узнать развёрнутее:

Стиль Журавля рассчитан на развитие выносливости, растяжки, равновесия...

простите, а можно ссылку на источник? дело в том что здесь описан явно спортивный стиль, который появился относительно недавно. почитайте сами опасиние, и представте бой человека в подобной манере. это раз. потом, не забывайте Бай Юйфен не создал стили леопарда, журавля и тд. он создал стиль "5 ступеней", еще встерчабются "5 ударов" и 5 еще чего то. впоследствии это стало отождествлятся именно со звериными стилями. он со товарищи создал тао, которые не то что бы имитировали движения, а общие принципы. тот же Березнюк например пишет, что зверниные стили практически не культивировались в монастыре именно из за их непрактичности. дословно не скажу, но смысл в этом. то етсь было разработано не 5 стилей, а один стиль, предусматривающий разные варианты работы против разных противников в традиции инь-ян. ловкому противопоставь силу, сильному ловкость и тд. а вот все это позваляли наработать различные тао. возможно, что все вами описанное имело место, но сомнительно что в рамках монастырской традиции.
по матрице стиля - меня опередил Kalmar , но опять таки это описание спортивные "звери", которые были выпестованы уже в 20 веке и имеют к монастырю весьма условное отношение. как культивировались ""звери" в монастыре в чистом виде, в момент зарождения и какое т овремя после - я такой информации не встертил. было любопытно, если у кого нибудть такая инфа есть.

Waltender 06-06-2006 13:50



Из журавля, вернее техники боя птиц, взяли во-первых необычную смешную "журавлиную походку" с дергающейся в такт шагам головой и руками. Противник, увидев такое странное зрелище, растеряется или засмеется, но не надолго, т.к. , получит удар "крылом" по раскрытой (от смеха или удивления) челюсти, а со сломанной челюстью смеяться больно Закрывать глаза противника - это тоже из техники птиц - они бьют крыльями по глазам противника, загораживают ему обзор и одновременно наносят удары ногами. Закрываешь глаза противнику руками, полами своей одежды, одеждой противника. Под прикрытием этой техники наносишь низкие удары ногами. Есть еще удары ногами снизу из положения сидя и упираясь руками сзади в пол (техника боя хищных птиц). Двойные удары руками, например, по ушам, по бокам, хлесты по глазам, удары в прыжке с опорой рукой на подсобный предмет - тоже их птичьей техники. В добивании прыжок коленями на позвоночник стоящего в партере противника. Техника с боевым веером тоже из птичьих. Вот что вспомнил.

Все техники нужно знать, чтобы понимать что ожидать от противника, владеющего какой-то школой.

Кальмар, спасибо, - то, чего я ждал!
Осталось выснить степень релевантности психотипа адепта - и его
морфологии - при выборе им стиля для углублённой специализации.

False, это абзац дёрнутый из Долина-Попова "Кэмпо" и служит едино
лишь для иллюстрации по теме. Всё-таки высокий, худой, застенчивый
для Журавля подходит больше чем низкий, коренастый, агрессивный?

Kalmar 07-06-2006 02:46

В монастыри люди уходили, чтобы свободно заниматься тем, что им нравилось. В том числе БИ, философией, медициной, науками. Монахам не нужно было думать о хлебе насущном. Они могли посвятить все свое время самосовершенствованию. В мир уходили для практики, охоты на двуногую дичь и вербовки новых адептов.

Чему можно научиться у тупорылых, затурканных и малограмотных крестьян? И уж тем более крестьяне не подзодят для обучения на суперменов. Им работать положено.

Каждый выбирает себе техники по душе (после того, как изучит все). Если ограничиваться какой-то одной техникой, то получится неполноценный боец. Например, в партере техника птиц мало поможет. Для этого лучше техника обязьяны, кошачьих, самбо или джиу джитсу.

Waltender 07-06-2006 12:59

Кальмар, насчёт ссылки на источник - это мой
ответ False
Кроме того, это очевидно, что у крестьян монахам особо нечему было набираться, за
исключением самородков. Читал, что домини-
рующий в монастыре стиль "Лохань" был
превзойден именно пришлым мастером, из
светских. Интересно то, как развивались
малолетние послушники - особенно те из них,
кто впоследствии смог пройти легендарный Коридор Смерти, оборудованный разнообразными
смертоносными девайсами...

Modest 07-06-2006 14:21

quote: Originally posted by Waltender:
... легендарный Коридор Смерти, оборудованный разнообразными смертоносными девайсами...
Можно об этом попобробнее???

Waltender 07-06-2006 14:28

quote: Originally posted by Modest:
Можно об этом попобробнее???

О, так это ж старинный баян!

В к/ф "Кунгфу" 1985 года с участием Дэйвида Кэррэдайна есть такая
сценка - Дэйв устало сидит на скамейке, руки плетьми лежат на коленях
. На руках Тигр и Дракон. Из окна на втором этаже выглядыват
пожилой китаец и замечает ЗНАКИ. Они встречаются взглядами.
Китаец медленно и почтительно кланяется...

Kalmar 08-06-2006 12:47

Есть сомнения в достоверности, что кто-то кого-то превзошел в БИ. Там вроде соревнований не проводилось. Превзошел в бою значит покалечил или убил. А если бы кто-то убил монаха, то его бы порвали.

Waltender 08-06-2006 12:54

quote: Originally posted by Kalmar:

Я и говорю - из всей истории помню только, что доминирование Лохань
прекратил какой-то пришлый-светский...

False 08-06-2006 10:30

quote: Originally posted by Kalmar:
Есть сомнения в достоверности, что кто-то кого-то превзошел в БИ. Там вроде соревнований не проводилось. Превзошел в бою значит покалечил или убил. А если бы кто-то убил монаха, то его бы порвали.

замечу, что убивали монахов достаточно часто. окрестности горы Суншань были глухие и разбойничие места. и монахи часто становились жертвами окрестный разбойников, для которых это была легкая жирная добыча
в частности этим и объясняется феномен зарождения в Шаолине ушу, в качестве именно прикладной дисциплины.

Waltender 08-06-2006 12:30

quote: Originally posted by False:

з.ы. а про коридор это все фигня. легенда.

Пусть легенда, но не фигня Красивая легенда...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.

Технология проблемного обучения

Сопутствующая тема --Роль языка в жизни общества

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.
  2. Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
  3. Совершенствование навыка комплексного анализа текста.
  4. Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
  5. Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.
  6. Воспитание интереса к изучению родного языка.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.

Запишите под диктовку предложение.

Язык , чтобы оставаться средством общения , должен постоянно развиваться.

(А. Корнилов)

О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.

(Роль языка в жизни общества)

Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.

(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы.

[ , (чтобы), ].

Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

(СПП с придаточными обстоятельственными цели)

  1. Изучение нового материала.
  1. Самостоятельное изучение нового материала на стр. 104. Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (слайд 2)

В – вопросы (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы)

Р – разделяется запятой

С – стоит (местоположение свободное)

  1. Лингвистический рассказ по опорному конспекту о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
  1. Закрепление изученного
  1. Конструирование предложений. (слайд 3)

Продолжите начатые предложения.

Мы должны изучать родной язык,

Нужно так относиться к родному языку, чтобы…

С помощью языка передается опыт поколений,

Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.

(Союз ЧТОБЫ – многозначный)

  1. Комплексный анализ текста.

Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

А. Леонтьев.

Задания: (слайд 4)

1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?

2) Определите тип и стиль речи.

3)Произведите различные виды разбора:

1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК

2 ряд – морфемный разбор слова ЧЛЕНОРАЗДНЛЬНАЯ

3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

4) Найдите все СПП, укажите их вид.

5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.

[ для того ], (чтобы).

  1. Продолжение текста.

V.Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание (слайд 5)

§ 18

Работа по карточке

Прочитайте текст. Напишите, как вы проводите свое свободное время. Для чего занимаетесь тем или иным видом деятельности? Используйте в своей работе СПП с придаточными обстоятельственными цели.

Допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» Вопрос о том, для чего нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И пусть лучше он возникнет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

И. Милославский


Придаточное предложение цели

Придаточное предложение, отвечающее на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и содержащее указание на цель или назначение того, о чем говорится в главном предложении; прикрепляется к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы и др. Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок (Гончаров). Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед (Горький). Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своейсоседкою (Пушкин). Дерсу и Чан-Лин употребляли все усилия подвести плот возможно ближе к берегу, дабы дать возможность мне высадиться (Арсевьев).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение цели" в других словарях:

    Придаточное предложение это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении. Пример: Петя убежал с урока, чтобы не пропустить концерт. По аналогии со второстепенными членами предложения (определениями, дополнениями и… … Википедия

    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время,… …

    - (грам.). Так называется в противоположность главному такое предложение, которое не имеет самостоятельного, цельного смысла без главного предложения. Синтаксический строй всех индоевропейских языков показывает несомненно, что создание категории П …

    Предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь… … Словарь лингвистических терминов

    - (СПП) это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает… … Википедия

    - (1) 1. Соединительный союз. Соединяет однородные члены предложения или целые предложения. 946: Она же (Ольга) рече имъ (древлянам): ...Дадите ми от двора по 3 голуби да по 3 воробьи. Пов. врем. лет, 42 (1377 г. ← нач. XII в.). 1174: И по сѣмь… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Толковый словарь Ушакова

    И ЧТОБЫ [што], союз. 1. Присоединяет придаточное предложение цели к главному предложению, а также вводит конструкцию с инф., выражающим цель действия. «Лежит на нем камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не мог.» Лермонтов. «Я пригласил вас,… … Толковый словарь Ушакова

    - (грамм.). Под именем С. (σύνδεσμος) греческие грамматики разумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи и заполняет в ней пустые промежутки. Таким образом этот термин у греков охватывал все то, что мы разумеем под общим термином… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (грамм.). Под именем С. (sundesmoV) греческие грамматикиразумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи изаполняет в ней пустые промежутки. Таким образом этот термин у грековохватывал все то, что мы разумеем под общим термином… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

1.

Придаточные обстоятельственные - придаточные, которые отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.

В центре обстоятельственных сложноподчиненных предложений находятся предложения, значение которых так или иначе связано с отношениями причины и следствия. Это предложения с придаточными причины, следствия, уступки, условия, цели . В силу известной близости значений их легко перепутать друг с другом. Однако каждая из этих разновидностей характеризуется своими союзами (придаточное следствия - союзом так что ,цели - союзом чтобы и т.д.).

Каждая из этих разновидностей сложноподчиненного предложения имеет и свои отличия в значении.

Так, сложноподчиненное предложение с придаточным причины выражает отношение двух событий, одно из которых (с точки зрения говорящего) закономерно порождает другое.

Например: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева).

Сложноподчиненные предложения следствия передают те же отношения, но причина в них выражена в главной, а не в придаточной части: В лесу уже стемнело, так что машина засветила фары . То, что было главным предложением в первом случае, здесь стало придаточным.

Уступительные сложноподчиненные предложения также по смыслу связаны с причинными. Но следствие здесь прямо противоположно по смыслу тому, что закономерно вытекает из содержания придаточного.

Например: Хотя в лесу уже стемнело , машина не засветила фары. Говорящий ждет закономерного следствия придаточного (машина засветила фары ), но оно не осуществляется.

Обстоятельственные придаточные цели также близки к причинным, но в качестве причины здесь выступает желание деятеля в главном предложении, чтобы осуществилось действие придаточного.

Например: Он приехал в Ростов, чтобы поступать в институт .

Сравните: Он приехал в Ростов, так как хотел поступить в институт .

Обстоятельственные придаточные условия тоже передают причину, но такую, в осуществлении которой не уверен говорящий.

Например: Если брат поступил в институт

Сравните: Так как брат поступил в институт , он скоро нам об этом напишет.

Кроме того, к обстоятельственным относятся придаточные времени, сравнения, образа действия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Теоретические сведения

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы: как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так ; полное прилагательное + такой ; полное прилагательное + существительное + такой ; присоединяются союзамичто, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.

В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Например: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: где? куда? откуда? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами: где, куда, откуда . В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Например: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща , белели березы.

Придаточные времени обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова:тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например: Пока он пел , кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи , почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: при каком условии? в каком случае? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами:если, раз, коли, коль, когда (в значении "если "), как (в значении "если ") и др.

Например: Если жизнь тебя обманет , не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Например: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами: чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Например: Чтобы музыкантом стать , так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения; отвечают на вопрос: подобно чему? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами: как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.

Например: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Придаточные уступки обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? ; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями:что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно , да не голодно (Пословица). Куда ни кинь , всюду клин (Пословица).

Придаточные следствия обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы: что из этого следует? ; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами: следствия так что, поэтому .

Например: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени.

Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

2.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Теоретические сведения

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными .

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например: [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения.

Например: [Я отвечал ], (что природа хороша ) и (что особенно хороши в наших местах закаты ). (В. Солоухин.)

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением .

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения, но не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы.

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением .

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Такая связь называется последовательным подчинением .

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

№3. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению мы часто используем сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными .

Придаточные изъяснительные относятся к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения и пр. Глаголы, при которых употребляется придаточная изъяснительная часть, обычно обозначают: речь (сказал, крикнул ), восприятие (увидел, услышал, почувствовал ), мыслительную деятельность (думал, решил, определил ), внутреннее состояние человека (боялся, удивился ).

Например, И.С.Тургенев в своем письме к П.Виардо писал о своих чувствах: Я без волнения не могу видеть , как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе.

В предложении: Софья, характеризуя Чацкого, говорит , что «он в друзьях особенно счастлив» , - используется глагол говорения.

Очень часто мы пользуемся придаточными изъяснительными, когда высказываем свое мнение:

Я убежден, … Я считаю, … Я согласен с тем, … Могу с уверенностью сказать,… Мне кажется, …. Меня привлекает (интересна) мысль, (высказывание) о том… .

Кроме того, сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь : Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю , и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Теоретические сведения

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.).

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союзчтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому , что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того , что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Что он не придет , мне было ясно сразу.

4.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Теоретические сведения

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения:какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы, (1) с дороги меня не собьют.

К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных словкоторый, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

Например: И Таня видит дом пустой (какой?), где жил недавно наш герой. (А. Пушкин) [– = сущ. ], (где = –).

Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова.

Например: Детство - это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды . (В. Санин) [ сущ. – сущ. ], (которое =).

Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе , а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части:

Например: Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны. (Слово которым употреблено в дательном падеже.)

Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. (Слово которыми употреблено в творительном падеже.) - Мне нравятся люди, о которых слагают легенды. (Слово которых употреблено в предложном падеже.)

Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части.

Например: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Микитов)

Близки по значению к определительным придаточные местоименно-определительные , которые относятся к местоимениям тот, каждый, такой, весь, всякий и др., находящимся в главной части.

Например: (1) Уйдет далёко в прошлое всё то , (2) чем я живу . (Н. Глазков).[ = то ], (чем – =).

№5. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение – это синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко).

Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

1. Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

2. Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения вида придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в первом случае, Мы будем придерживаться именно её.

Напомним, что знания о видах придаточных в сложноподчинённом предложении также проверяются в тестах ЕГЭ в части В (задание В6 ) в 11 классе.

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Теоретические сведения

По значению и строению придаточные части сложноподчинённых предложений делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения: какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы , (1) с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов) [ – , (что =), =].

Изъяснительные придаточные поясняют член предложения (чаще всего сказуемое) главной части и, как и дополнения, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Например: (1) Мы оживлённо беседовали о том (о чём?), (2) как разрешить создавшуюся ситуацию . [ – = ], (как =).

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чём сообщается в главной части сложноподчинённого предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельства.

Например: (1) Чтобы полюбить музыку , (2) надо прежде всего её слушать (с какой целью?). (Д. Шостакович) (Чтобы =), [=].

6.Сложноподчинённое предложение

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.