Особенности классицизма в оде восшествия елизаветы. М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма. Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди-аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо-вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом выдающемся деяте-ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом». Уни-версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его «отцом нашей стихотворной речи», и в собственных поэтичес-ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.

Термин «классицизм» произошел от латинского слова «classicus», что значит «образцовый». В основе этого литера-турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Ок-ружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть пре-ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен-но и героями произведений классицистов могли быть не ря-довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти-тели, цари.

В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже-ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос-хваления высших достижений человека, для выражения глубо-ких философских идей, а также для прославления лиц, сто-ящих на верхних общественных ступенях.

Примером философской оды может служить «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север-ного сияния». В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос-клицает, пораженный его непостижимым величием:

Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:

Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков…

Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является «Ода на день восшествия на Все-российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы-разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо-го славил в других своих произведениях, утверждая: «Несрав-ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не-возможно». Начало оды — это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под-разумевается мирное развитие государства. Материал с сайта

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну-тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». Воздав за это хвалы императрице, Ломо-носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз-ни человека:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут…

А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо-сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны — умеренность в том, «что может собственных Платонов и быст-рых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ-ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сообщение классицизм ломоносов
  • жанры поэзии м.в.ломоносова
  • сообщение по классицизму ломоносов
  • что подразумевает ломоносов под тишиной воде
  • доклад ломоносов и классицизм

В средние века жанра оды не было как такового. Этот жанр возник в европейской литературе в эпоху Возрождения и сложился в системе литературного течения классицизма. В русской литературе он начинает свое развитие с отечественной традицией панегириков.

Элементы торжественной и религиозной оды имеются уже в литературе юго-западной и Московской Руси конца XVI-XVII вв. (панегирики и вирши в честь знатных лиц, «привества» Симеона Полоцкого и др.). Появление оды в России непосредственно связано с возникновением русского классицизма и идеями просвещенного абсолютизма. В России ода менее связана с классицистическими традициями; в ней осуществляется борьба противоречивых стилевых тенденций, от исхода которой зависело направление лирической поэзии в целом.

Первые попытки внесения в русскую поэзию жанра «классической» оды принадлежат А.Д. Кантемиру, но в русскую поэзию ода впервые вошла с поэзией В.К. Тредиаковского. Сам термин впервые введен Тредиаковским в его «Оде торжественной о сдаче города Гданска» в 1734 году. В этой оде воспевается русское воинство и императрица Анна Иоанновна. В другом стихотворении, «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», впервые звучит торжественное восхваление Северной столицы России. В дальнейшем Тредиаковский слагал ряд «од похвальных и божественных» и, следуя Буало, дал такое определение новому жанру: ода «есть высокий пиитический род… состоит из строф и самую высокую благородную, иногда же и нежную материю воспевает».

Главную роль в русской торжественной оде XVIII века приобретает ритм, который, по словам Тредиаковского, есть «душа и жизнь» всего стихосложения. Поэта не удовлетворяли существующие в те времена силлабические вирши. Он чувствовал, что особую ритмичность и музыкальность стиху способны придать лишь правильное чередование ударных и безударных слогов, которое он подметил в русских народных песнях. Поэтому дальнейшее реформирование русского стихосложения он проводил на основе народного стиха.

Таким образом, при создании нового жанра поэт руководствовался традициями античности, уже вошедшим в употребление во многих европейских странах жанром оды и русскими народными традициями. «Я французской версификации должен мешком, а старинной российской поэзии всеми тысячью рублями», - говорил он.

Жанр оды, введенный Тредиаковским, вскоре приобрел много сторонников среди русских поэтов. В их числе были такие выдающиеся деятели литературы, как М.В. Ломоносов, В.П. Петров, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, К.Ф. Рылеев и др. При этом в российской оде шла постоянная борьба между двумя литературными тенденциями: близкой традициям барокко, «восторженной» оды Ломоносова и «рационалистической», придерживающейся принципа «естественности» оды Сумарокова или Хераскова.

Школа А.П. Сумарокова, стремясь к «естественности» слога, выдвигала анакреонтическую оду, близкую к песне. Синтетические оды Г.Р. Державина (ода-сатира, ода-элегия) открывали возможность для соединения слов разного стилевого происхождения, прекратив существование оды как определенного жанра. При всех своих расхождениях сторонники обоих направлений оставались едиными в одном: все русские поэты, создавая произведения в жанре оды, придерживались традиций гражданственности, патриотизма (оды «Вольность» Радищева, «Гражданское мужество» Рылеева и др.).

Лучшие русские оды овеяны могучим духом свободолюбия, проникнуты любовью к родной земле, к родному народу, дышат невероятной жаждой жизни. Русские поэты XVIII века стремились различными способами и средствами художественного слова бороться против устаревших форм средневековья. Все они ратовали за дальнейшее развитие культуры, науки, литературы, верили в то, что прогрессивное историческое развитие может быть осуществлено только в результате просветительской деятельности царя, облеченного самодержавной властью и потому способного провести необходимые преобразования. Эта вера находила свое художественное воплощение в таких произведениях, как «Стихи похвальные России» Тредиаковского, «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» Ломоносова и многих других.

Торжественная ода стала тем новым жанром, которого долго искали передовые деятели русской литературы XVIII века, который позволил воплотить в стихах огромное патриотическое и общественное содержание. Писатели и поэты XVIII века искали новые художественные формы, средства, приемы, с помощью которых их произведения могли бы служить «пользе общества». Государственные потребности, долг перед отечеством должны были, по их мнению, преобладать над частными, личными чувствами и интересами. В этом отношении совершеннейшими, классическими образцами прекрасного они считали замечательные создания античного искусства, прославлявшие красоту, силу и доблесть человека.

Но российская ода постепенно отходит от античных традиций, приобретает самостоятельное звучание, воспевая, в первую очередь, свое государство и его героев. В «Разговоре с Анакреоном» Ломоносов говорит: «Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен».

Начатое Тредиаковским реформирование русского стихосложения довел до конца гениальный русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Он был подлинным основоположником русской оды, утвердившим ее в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII века. Назначение од Ломоносова - служить всяческому превознесению феодально-дворянской монархии XVIII в. в лице ее вождей и героев. В силу этого основным видом, культивируемым Ломоносовым, была торжественная пиндарическая ода; все элементы ее стиля должны служить выявлению основного чувства - восторженного удивления, смешанного с благоговейным ужасом перед величием и мощью государственной власти и ее носителей.

Это определяло собой не только «высокий» - «славянороссийский» - язык оды, но даже ее метр - по Ломоносову, 4-стопный ямб без пиррихиев (ставший наиболее каноническим), ибо чистые «ямбические стихи поднимаются вверх материи, благородство, великолепие и высоту умножают». Торжественная ода у М.В. Ломоносова развивала метафорический стиль с далекой ассоциативной связью слов.

Смелый новатор распространил тонический принцип своего предшественника на все виды русского стиха, создав, таким образом, новую систему стихосложения, которую мы называем силлабо-тонической. При этом выше всех стихотворных размеров Ломоносов ставил ямб, считая его самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию. Именно ямбом была написана в 1739 году хвалебная ода, воспевающая взятие русской армией турецкой крепости Хотин. Кроме того, распределив весь словарный состав «славяно-российского языка» пo трем группам - «штилям», М.В. Ломоносов прикрепил к каждому «штилю» те или иные литературные жанры. Жанр оды был отнесен им к «высокому штилю», благодаря своей торжественности, приподнятости резко выделяющемуся из простой, обыкновенной речи. В этом жанре допускались к употреблению церковнославянские и устаревшие слова, но только те из них, которые были «россиянам вразумительны». Эти слова усиливали торжественное звучание таких произведений. Примером может служить «Ода на день восшествия…». «Высокие» жанры и «высокий штиль», государственные и героико-патриотические темы преобладали в творчестве Ломоносова, так как он считал, что высшая радость писателя - трудиться «для пользы общества».

Риторически-торжественные оды Ломоносова, провозглашенного современниками «Российским Пиндаром» и «наших стран Малербом», вызвали против себя реакцию со стороны Сумарокова (пародийные и «вздорные оды»), давшего образцы сниженной оды, отвечавшей до известной степени выдвинутым им требованиям ясности, естественности и простоты. Борьба традиций ломоносовской и сумароковской «Од» охватила ряд десятилетий, особенно обостряясь в 50-60-х годах XVIII в. Наиболее искусным подражателем первой является певец Екатерины II и Потемкина - Петров.

Из «сумароковцев» наибольшее значение в истории жанра имеет М.М. Херасков - основоположник русской «философической оды». Среди «сумароковцев» получила особенное развитие анакреонтическая ода без рифмы. Эта борьба явилась литературным выражением борьбы двух групп феодального дворянства: одной - политически руководящей, наиболее устойчивой и социально «здоровой», и другой - отходившей от общественной деятельности, удовлетворявшейся достигнутым экономическим и политическим господством.

В общем итоге «высокая» традиция Ломоносова на данном этапе победила. Именно его принципы явились наиболее специфичными для жанра русской оды как такового.

Показательно в этом отношении, что Державин свое теоретическое «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» обосновывал почти целиком на практике Ломоносова. В своих правилах одосложения Державин целиком следовал кодексу Буало, Баттё и их последователей. Однако в своей собственной практике он далеко выходит за их пределы, создавая на основе «горацианской оды» смешанный вид оды-сатиры, соединяющей в себе превознесение монархии с сатирическими выпадами против придворных и написанной таким же смешанным «высоко-низким» языком. Наряду с высокой «ломоносовской» смешанная «державинская» ода является вторым основным типом жанра русской оды вообще.

Творчество Державина, знаменовавшее высший расцвет этого жанра на русской почве, отличается исключительным разнообразием. Особое значение имеют его обличительные оды («Вельможа», «Властителям и судиям» и др.), в которых он является основоположником русской гражданской лирики.

Героика времени, блестящие победы русского народа и, соответственно, «высокий» жанр торжественной оды нашли отражение и в поэзии Г.Р. Державина, который более всего в человеке ценил «великость» духа, величие его гражданского и патриотического подвига. В таких своих победных одах, как «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор», писатель дает ярчайшие образцы грандиозной батальной лирики, прославляя в них не только замечательных полководцев - Румянцева и Суворова, но и простых русских солдат - «в свете первых бойцов». Продолжая и развивая героические мотивы стихов Ломоносова, он в то же время живо воссоздает частную жизнь народа, рисует сверкающие всеми красками картины природы.

Общественные процессы в России XVIII века оказывали существенное влияние на литературу, в том числе и на поэзию. Особенно значительные изменения произошли после восстания Пугачева, направленного против самодержавного строя и класса дворян-помещиков.

Общественная направленность, являющаяся характерной особенностью оды как жанра феодально-дворянской литературы, позволила буржуазной литературе на самом раннем этапе ее образования использовать этот жанр в своих целях. Поэты активно подхватили революционную волну, воссоздавая яркие социальные и общественные события в своем творчестве. И жанр оды как нельзя лучше отражал настроения, господствовавшие в среде передовых деятелей искусства.

В «Вольности» Радищева диаметрально изменилась основная социальная функция оды: вместо восторженного воспевания «царей и царств» ода явилась призывом к борьбе с царями и прославлением казни их народом. Русские поэты XVIII века восхваляли монархов, Радищев же, к примеру, в оде «Вольность», наоборот, воспевает тираноборцев, свободный призывный голос которых приводит в ужас тех, кто сидит на троне. Но подобного рода пользование чужим оружием не могло дать значительных результатов. Идеология русской буржуазии существенно отличалась от феодально-дворянской, претерпевшей под влиянием роста капитализма значительные изменения.

Торжественная ода в России XVIII века стала основным литературным жанром, способным выразить настроения и душевные порывы народа. Менялся мир, менялась общественно-политическая система, а громкий, торжественный, зовущий вперед голос русской поэзии неизменно звучал в умах и сердцах всех русских людей. Внося прогрессивные просветительские идеи в сознание народа, зажигая людей высокими гражданско-патриотическими чувствами, русская ода все более сближалась с жизнью. Она ни минуты не стояла на месте, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь.

С конца XVIII века вместе с начавшимся падением русского классицизма как литературной идеологии феодального дворянства начал терять свою гегемонию и жанр ода, уступая место ново-складывающимся стиховым жанрам эллегии и баллады. Сокрушительный удар жанру нанесла сатира И.И. Дмитриева «Чужой толк», направленная против поэтов-одописцев, «пиндарящих» в своих вызывающих зевоту стихах ради «награды перстеньком, ста рублей иль дружества с князьком».

Однако жанр продолжал существовать еще довольно долгое время. Ода соотносится с «высокой» архаизирующей поэзией, преим. гражданского содержания (В.К. Кюхельбекер в 1824 противопоставляет ее романтические элегии). Черты одического стиля сохраняются в философской лирике Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, в 20 в. - у О.Э. Мандельштама, Н.А. Заболоцкого, а также в публицистической лирике В.В. Маяковского, напр. «Ода революции».

Торжественные оды писал и сам Дмитриев. Одой начиналась деятельность Жуковского, Тютчева; Оду находим в творчестве молодого Пушкина. Но в основном жанр все более переходил в руки бездарных эпигонов вроде пресловутого графа Хвостова и других поэтов, группировавшихся вокруг Шишкова, и «Беседы любителей русского слова».

Последняя попытка возродить жанр «высокой» оды исходила из группы так называемых «младших архаистов». С конца 20-х гг. ода почти совершенно исчезла из русской поэзии. Отдельные попытки возродить ее, имевшие место в творчестве символистов, носили в лучшем случае характер более или менее удачной стилизации (например ода Брюсова «Человеку»). Считать одой некоторые стихи современных поэтов, хотя бы ими самими так называемые (например «Ода к революции» Маяковского), можно лишь в порядке весьма отдалённой аналогии.

ода стихотворение лирика классицизм

Классицизм начал зарождаться еще тогда, когда в Европе господствовал стиль барокко. Во Франции стала создаваться своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции. Особенно явно классический стиль был выражен уже во второй половине XVII века.

Сады классицизма (в отличие от террасированных барочных) разбивались, как правило, на открытом пространстве, с умелым использованием бесконечной перспективы и замечательных панорамных видов.

Ярким примером французского классического сада является Версаль с его знаменитой трехлучевой системой построения, созданный Андре Ленотром - самым известным из всех французских ландшафтных архитекторов.

Андре Ленотр был главным садовником Людовика XIV и всегда знал, как заслужить благосклонность короля-Солнца, который слыл пылким любителем садоводства. Садово-парковое искусство продолжало оставаться одной из любимейших забав королевских особ, являясь своеобразной сиеной для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений. Синтез искусств во французском классицизме подчеркивался именно такими грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, писавшейся специально для них.

«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистью! Пойдем в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его… Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры…»

Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника».

Совершенно новым для садов классицизма стали бродери - роскошный кружевной партер из ярких цветов, имитирующих искусную вышивку, декорированные низкими, стрижеными бордюрами и цветной минеральной крошкой, песком или толченым кирпичом. В России первые бродери появились перед Екатерининским дворцом в Царском селе и в садах Петергофа.

Если кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма , то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь», наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». В классицизме изменилось представление об использовании ландшафтных элементов и обо всей пространственно-планировочной композиции ансамблей.

Академик Лихачев определяет следующие характерные черты сада французского классицизма: стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, использование ровного рельефа, осевое деление сада. Осевое деление подразумевает весьма широкую центральную аллею, симметричное построение обеих частей сала по обе стороны оси и отсутствие видимых границ между отдельными участками сада, а также сохранение обязательной наружной ограды.

Все чаще в садах стали появляться водные партеры, прямоугольные площадки, гигантские зеркала, увеличивающие пространство.

Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли. Более того, впечатление огромного пространства садовники старались усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды садов стали использоваться ограды-рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Такого рода приемы позволяли зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным природным окружением.

Если посмотреть на сады Версаля с высоты птичьего полета, то откроется удивительная картина: очень милая, улыбающаяся рожица.

Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка и открывая виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность. Центральная аллея была расположена не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как лучи солнца. Лучи аллей расходились из спальни короля-Солнца, Людовика XIV, в центре дворца, непосредственно от его пышного ложа, ничем не перегороженные до горизонта, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции.

Существенной и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, стал принцип функционального зонирования территории культурного ландшафта. Этот принцип раньше уже использовался в садах загородных вилл Древнего Рима, но именно в парках французского классицизма он стал популярным.

Смысл такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: по мере удаления от дворца постепенно уменьшается количество рукотворных элементов и доминирующими становятся природные. Самым главным архитектором становится сама природа. Поэтому все чаше создавались широкие водные каналы, уходящие далеко за пределы парка и большие зеленые массивы - кенконсы и боскеты, за которыми начиналась лесопарковая часть, соединенная визуально с внешним природным окружением.

Боскет - элемент ландшафтного дизайна , участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены (от итал. boschetto - лесок, рощица). В классических и барочных садах замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами.

Кенконс - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами, образующими один объем, и обеспечивающий видимость по диагональным направлениям между стволами.

1. Отражение исторических событий и портреты неликих людей.

2. Роль мифологических героев.

Особенности языка и стиля.

4. Воспитание гармонической личности.

5. Рациональное постижение окружающего мира.

М. В. Ломоносов - поэт эпохи классицизма. Эпоха классицизма имела весьма строгие каноны, которым должен был неукоснительно следовать автор при создании произведения. Он не мог смешивать жанры разных стилей: высокого и низкого. Автор должен был создавать идеальный образ правителя или монарха посредством не только похвальных слов, но и с помощью мифологических персонажей, ставя тем самым простых смертных людей на одну ступень с древними героями. В основу любого произведения должно было быть положено рациональное зерно, которое и позволяло запечатлевать отдельные образы в качестве своеобразных исторических картин той или иной эпохи.

Одним из ярких представителей эпохи классицизма является М. В. Ломоносов. Поэт в своих произведениях придерживается всех необходимых канонов данного направления. Центральное место в его творчестве занимает ода. И ему удалось в своих творениях поднять данный жанр на достаточно высокий уровень. Тем более что именно ода призвана освещать жизнь государства, исторические явления. Подобные события показываются через портреты монархов или великих людей (например, полководцев). Главным образом в наследии поэта является облик императрицы Елизаветы, на время царствования которой и прошлась его творческая деятельность. Но не меньшее место в его произведениях занимает образ другого великого государя Петра I. М. В. Ломоносов посвящает ему как отдельные тексты, так и вспоминает о нем в других одах. Так, Петр I становится образцом для подражания потомству. В «Похвальной надписи к статуе Петра» император предстает нам в облике «премудрого героя», который является образцовым государем. Он не жалеет себя для того, чтобы в его отечестве все процветало.

…Ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил…

И каков этот пример? Петр I не гнушается никакой работы: обучает солдат, сам участвует в сражениях. Но при этом никогда не оставляет свое государство без присмотра. Поэтому способен побежать «домашних и внешних сопостатов». Подобные деяния позволяют дать ему высокое звание «отечества отец». И как отмечает автор люди, живущие в таком процветающем государстве, остаются ему благодарны.

И столько алтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

К этой исторической личности автор возвращается и в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Но центральным все равно остается облик Елисаветы Петровны. Ломоносов создает по канонам классицизма идеальный образ монахини. При этом используется прием «подражание природе», то есть автор олицетворяет заслуги человека с самой природой, показывая тем самым, что императрица делает все, согласовываясь со здравым разумом и рассудком. Вспомним, что самым главным принципом в эстетике классицизма был рационализм (от латинского ratio - разум).

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

В таком описании мы не находим индивидуальных черт показывающих, что это именно Елисавета. Определить, что это она, мы можем только по ее делам, которые императрица совершает в своем отечестве. Подобное описание исторического лица также становится элементом классицистического письма: портреты лишены индивидуальных черт.

Вокруг тебя цветы пестреют

И классы на полях желтеют

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Твое богатство по земли…

Среди персонажей, появляющихся в одах, могут быть и мифологические герои, которые позволяют в аллегорической форме описать достоинства того или иного человека. В его произведениях появляются такие действующие лица, как Марс (бог войны), Нептун (владыка морского царства).

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

В этом небольшом отрывке автор показывает нам, что даже боги боялись власти, которую имел русский император. Но когда ему приходилось вставать на защиту родины, то он способен был наводить страх даже на олимпийских богов. Образ же Елисаветы приобретает женственные черты. Она тоже показана сильной государыней. Но при использовании мифологических героев Ломоносов сравнивает ее дыхание с зефиром, легким теплым ветерком. Пусть такое толкование данного образа и появилось позже, но изначально оно соотносилось с образом бога западного ветра.

Но дух ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

Ода относится к высоким жанрам, поэтому в ней используется патетические интонации и высокие слова, такие как «дерзают», «уста». Часть из них заимствована из старославянского языка: «зрак», «град», «класы», «хладный». В своих одах Ломоносов не допускает смешение стилей, как и должно было быть в эпоху классицизма. Поэтому в его произведениях нет простонародных выражений, даже когда повествование ведется от первого лица.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь,

На целый запад и восток.

Таким образом в его одах запечатлеваются исторические лица не в их индивидуальной неповторимости. В них представлены устойчивые непреходящие со временем признаки того государя, который стоит у власти. То есть, взойдя на трон и получив от всевышнего царственный венец, он трудится на благо своего народа. Подобные достоинства Ломоносов находил в образе Петра I. Такие же он отмечает и в облике Елисаветы.

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возрастила,

Войне поставила конец…

Создавая свои оды, он преследовал цель, которая была обязательна для классицистического произведения. Текст должен был воспитывать гармоничную личность. Поэтому автор с помощью исторических портретов показывает, какими должны быть молодые люди. При этом он и напрямую обращается к ним: им следует брать за образец дела Петра и его последователей. Следовательно, одно из главных мест в их жизни должны занимать науки. В качестве эталона в классицистической оде выступают античные образцы, такие как Платон, древнегреческий философ. Поэт подчеркивает, что науки помогают на всем жизненном пути, так как они остаются рядом с человеком в любой момент.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и труде.

Так и формируется гармоничная личность, которая берет от великих исторических личностей жизненный опыт, а новые знания из книг, помогающих найти общий язык с любым народом в различных условиях.

Мы уже говорили о том, что главное для классицизма - рациональное постижение действительности. То есть последователи этого направления не принимают мистическое объяснение различных природных явлений. Ведь каждому даже природному проявлению есть свое толкование, которое может быть описано рациональным путем. Ломоносов и к этому аспекту постижения действительности обращается в своих одах. Например, в «Вечернем размышлении о божием величестве при случае великого северного сияния». В оде представлен человек, который оказался пред лицом Вселенной один на одни. Он становится маленькой песчинкой в этом огромном, полном тайн мире.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Автор не показывает нам черты главного героя. Он просто говорит о том, что тот полон различных мыслей. То есть герой не умозрительно, а с помощью различных теорий пытается разгадать тайну мира. Он снова выбирает рационалистический вариант постижения действительности. И чтобы понять законы природы, сам себе начинает задавать множество вопросов.

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день ступил!

Человеку удается приблизиться к некоторым из тайн мира. Но не все свои карты раскрывает перед ним природа. Поэтому у него остается немало вопросов, на которые еще предстоит получить ответы.

Скажи ж, сколь пространен свет?

И что малейшихдале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, сколь велик творец?

В одах М. В. Ломоносова сохраняются все особенности классицистических произведений. Писатель не отступает от принятых правил, тем более что он сам работал над основами стихосложения. Поэт создает произведения разумно организованные и логически выстроенные, как и должно было быть в иерархии классических жанров. Но и в этом однообразии поэт находит свои слова и краски для описания тех личностей, которых восхваляет в своих одах. И, несомненно, его поэтические творения не только воспитывали молодое поколение того времени, но и являются своеобразным эталоном и для нас, учеников XXI века, показывая, как нужно формировать в себе гармоничную и полноценно развитую личность.

Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.

Как известно, М.В. Ломоносов является автором «теории трёх штилей», которая на многие годы вперёд определила деление русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Ему с одинаковым успехом удавались как высокая лирика, так и сатира. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к российским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, поскольку главный их смысл заключался не в похвалах. Ломоносов писал о том, что волновало его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Приуроченная к очередному придворному празднику, эта ода явилась непосредственным откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 году был утверждён её новый устав, улучшено положение отечественных учёных. В своей оде Ломоносов отстаивает программу дальнейшего развития русской науки и одновременно восхваляет мир, «тишину», откликнувшись таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. С обращения к «тишине», покою ода и начинается:

Возлюбленная тишина!

Коль ты полезна и красна!

Поэт восхваляет прелести мирной жизни, плавно переходя к непосредственной теме — вступлению Елизаветы на трон. Именно с воцарением новой императрицы связывает Ломоносов свои надежды на утверждение мира. Поэт выражает надежду на то, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает добродетели дочери и доблести отца. Так в произведении появляется образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбе России.

Пётр в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о делах Петра, который сумел свою страну «возвысить до небес», о военных кампаниях. Отдельные строки оды посвящены созданию российского флота:

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг...

В стенах внезапно укреплённа

И зданиями окружённа,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?».

Тогда божественны науки

В Россию простирали руки...

Невосполнимой потерей для России стала, с точки зрения поэта, смерть Петра I. Отныне насаждать науки предстоит Елизавете, его дочери. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам российская земля, по мнению поэта, воздаст сторицей.

Мы дар твой до небес прославим

И знак щедрот твоих поставим...

Но богатство русской земли скрыто не только в её недрах. Земля богата талантами, самородками. Они-то и прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.

Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространств России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещённой монархини (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете внедрять образование по всей России.