Сложить две разные дроби. Сложение дробей с целыми числами и разными знаменателями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

В этой задаче необходимо определить значение площади прямоугольника, являющегося частью квадрата наряду с шестью маленькими квадратами, у каждого из которых значение площади равно 25 см 2 .

Поэтапный алгоритм решения

  1. Вначале найдем площадь всех маленьких квадратов вместе. Для этого воспользуемся сложением всех частей (маленьких квадратов) или умножением этих частей. Имеем, что 25 см 2 + 25 см 2 + 25 см 2 + 25 см 2 + 25 см 2 + 25 см 2 = 25 * 6 см 2 = 150 см 2 .
  2. Далее вычисляем значение стороны маленького квадрата. Имеем, что корень из 25 см 2 = 5 см. Значит, сторона маленького квадрата равна 5 см.
  3. Положим, что сторона квадрата - это 3 стороны маленького квадрата, сложенные вместе. Тогда имеем, что сторона квадрата = 3 * 5 см = 15 см (a).
  4. Затем определим площадь квадрата. Для этого применим формулу для нахождения площади квадрата: S = a * a = a 2 . Имеем, что S = a * a = a 2 = 15 * 15 = 15 2 = 225 см 2 .
  5. Потом находим значение площади прямоугольника. Чтобы найти значение площади прямоугольника, необходимо из площади квадрата вычесть совокупную площадь маленьких квадратов. Имеем, что 225 см 2 - 150 см 2 = 75 см 2 . Получаем, что площадь прямоугольника после разрезки квадрата равна 75 см 2 .

Другой способ решения

Технологическая карта урока математики во 2 «Б» классе

учителя начальных классов МБОУ «ВСОШ № 3

Высокогорского муниципального района РТ»

Мухаметзяновой Альбины Михайловны

УМК: «Школа XXI века»

Предмет: Математика

Учебник: Математика: 2 класс (2 ч.) В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева

Тема: «Площадь фигуры. Наблюдение»

Тип: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

  1. Сформировать общее представление о площади фигуры и ее единицах: квадратном дециметре, квадратном сантиметре, квадратном метре.
  2. Познакомить с обозначением единиц площади в соответствии с Международной системой единиц: см2, дм2, м2.
  3. Познакомить с практическими способами нахождения площадей фигур.
  4. Закрепить знания о единицах длины, соотношений между ними.
  5. Формировать навык самостоятельной и групповой работы.
  6. Формировать графические умения: работать с помощью линейки.
  7. Развивать память, мышление, творческую деятельность.

Формирование УУД:

Личностные действия : (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия : (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия : (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия : (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Математика» 2 класс, 2 часть В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева, рабочая тетрадь «Математика» 2 класс, 2 часть В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева

Дата проведения: 20.12.2013 года

Место проведения: МБОУ «Высокогорская СОШ №3 Высокогорского муниципального района РТ»

Уровень: районный семинар учителей начальных классов

Тема семинара: «Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности.

(Организационный момент) 1мин.

Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.

Организация этапа:

1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) устанавливаются тематические рамки («могу»).

3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Цель: Включение в деловой ритм.

Поприветствуйте и пожелайте хорошего настроения своим одноклассникам

Ребята, как называется самая главная площадь нашей страны?

Где она находится?

А какие ещё площади вы знаете? Вспомните, пожалуйста, урок окружающего мира. Встречалось ли вам слово площадь на этом уроке?

Возле моста, ведущего в Новгородский Кремль раньше располагалась торговая площадь.

Ребята, а есть еще и конная площадь. Посмотрите на экран.

Как вы думаете, почему я наш урок начала с таких вопросов?

О чем мы сегодня будем на уроке?

Верно, сегодня будем говорить о площади. Но не о тех площадях, которые мы сейчас видели на экране, а о площадях геометрических фигур.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о площади?

А вы умеете находить площади фигур? Сравнивать их?

Значит, чему вы должны научиться сегодня на уроке?

Ребята желают удачного дня друг другу

Красная площадь (слайд 1)

В Москве.

Да. Когда мы говорили о Великом Новгороде. Там была торговая площадь возле Новгородского Кремля

Предположения учащихся

О площади

Что такое площадь. Как ее найти? Где могут нам пригодиться эти знания?

Нет.

Находить площадь фигур, сравнивать их

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

8-9 мин.

Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

Цель: Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков

Давайте, разберемся, что же такое площадь в математике?

Ребята, площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

Посмотрите, наша классная доска висит на стене.

Что вы можете сказать о площади классной доски и площади стены?

Вы можете сравнить их площади?

А как вы это узнали?

Посмотрите внимательно вокруг, назовите те предметы, у которых есть площадь ?

Какой можно сделать вывод?

Все предметы имеют площадь?

Итак, давайте еще раз вспомним, что же такое площадь.

Ребята, как же сравнить площади геометрических фигур?

На ваших партах лежат фигуры.

Возьмите, пожалуйста, в руки фиолетовый и оранжевый квадраты. Что вы можете сказать о площадях этих фигур? Вы можете их сравнить?

Покажите, ту фигуру, у которой площадь больше.

Как вы догадались?

Какой вывод вы можете

сделать?

А теперь, ребята. Возьмите желтый квадрат и синий круг и попробуйте сравнить площади этих двух фигур.

Можно ли на глаз определить, площадь какой фигуры больше или меньше?

Каким же способом можно это сделать?

Попробуйте. Что заметили? какой вывод можно сделать?

Как вы думаете, ребята, всегда ли можно сравнить площади фигур на глаз или способом наложения фигур друг на друга?

Предположения учащихся

Да, мы можем сравнить их площади. Можем сказать, что площадь стены больше площади классной доски?

Видно на глаз

Ответы детей

Площадь имеют все предметы.

Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

Площадь фиолетового квадрата больше площади оранжевого квадрата.

На глаз

Площади фигур можно сравнить на глаз.

Нет. Сравнить площади синего круга и желтого квадрата на глаз нельзя.

Можно наложить их друг на друга.

Весь круг поместился в квадрате. Значит, площадь синего круга меньше площади желтого квадрата.

Предположения учащихся

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Выявление причины затруднения.

2-3 мин.

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Цель: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Сравнение площадей геометрических фигур и выявление большей площади

Цель: развитие навыков сравнения геометрических фигур способом наложения.

Какие еще фигуры вы не сравнивали? Попробуйте сравнить площади этих фигур, известными вам способами (на глаз, способом наложения)

Справились с заданием? Почему?

Достаточно ли тех способов, которые нам известны?

Как решите эту проблему? Что для этого необходимо?

Чему же вы должны сегодня научиться, чтобы сравнить площади геом.фигур?

Зеленую и красную фигуры

Нет. Не получается.

Предположения учащихся

Должны научиться находить площади геометрических фигур

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

10-11 мин.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация этапа

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:

1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

2) согласовывают тему урока;

3) выбирают способ (дополнение или уточнение);

4) строят план достижения цели;

5) определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д

Цель: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Мы с вами когда-нибудь находили площади фигур?

Но мы их сравнивали. (если учащиеся не догадаются, напомнить им предыдущие уроки. Дать им возможность вспомнить, что с похожим заданием они встречались

В 1 части учебника)

Как же мы сравнивали площади фигуры?

Вспомните предыдущие уроки математики. Вы сравнивали две фигуры зеленую и синюю фигуры.

Так что же надо сделать, чтобы найти площадь фигуры?

Правильно! Молодцы!

А найти площадь фигур вам поможет палетка.

Что же такое палетка?

Она разбита на квадраты.

Посмотрите на квадратики, на которые разбита эта палетка. Все ли они одинаковые?

Измерьте, пожалуйста, длину стороны одной такой клеточки.

А другая сторона?

Что вы можете сказать про фигуру, у которой все стороны равны?

Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром и записывают вот так 1см2

А сейчас попробуйте найти площадь оставшихся фигур с помощью палетки? Как вы думаете, как это сделать?

В каждой группе 1-ые и 2-ые номера считают кол-во квадратов

и находят площадь зеленого многоугольника. А 3-и, 4ые номера считают кол-во квадратов красного многоугольника и тоже находят площадь. Результат запишите на листочке.

Итак, отвечают 1-ые номера от каждого стола. Начнем с 1-го стола.

А теперь 3 –и номера. Чему равна площадь вашей фигуры?

Площадь какой фигуры больше (меньше)?

Молодцы, ребята! Понравилось вам находить площадь геометрических фигур?

Итак, квадратным сантиметром мы называем площадь квадрата с длиной стороны 1см.

А сейчас возьмите 1см2 и найдите площадь вот этого листочка.

Тогда подумайте, а может быть есть другие величины? Какие единицы длины вы знаете, кроме см?

Возьмите белый квадрат, разбитый на квадратные сантиметры. Измерьте сторону этого квадрата.

Познакомившись с еще одной единицей площадью квадратный дециметр, сможете теперь найти площадь этого листа?

Возьмите каждый свой квадратный дециметр и наложите на этот листок.

Сколько таких дм2 поместится на это листе бумаги?

Значит, чему равна площадь этого листочка?

Ребята, как вы думаете, сможете ли вы найти площадь пола в нашем классе, так как сейчас находили площадь листа в кв. дециметрах? Почему?

А что же делать? Как найти площадь пола в кабинете?

Кроме см, дм есть ли еще одна величина, которая вам известна?

(У доски работают два ученика, измеряют стороны квадратного метра.)

Чему равна длина стороны этого квадрата?

А вот теперь вы смогли бы найти площадь нашего пола?

Итак, с какими единицами площади вы познакомились?

– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади.

–Рассмотрите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2.

– Сравните попарно площади этих квадратов.

– В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2.

Нет

Они были разбиты на квадраты

Разбить фигуры на клеточки, квадраты.

Ребята знакомятся с палеткой. Палетка – это пленка, разделенная на квадратики.

Да, они все одинаковые.

Длина стороны – 1см

Тоже 1 см.

Это квадрат.

(у детей на партах лежит 1см2)

Предположения детей.

Площадь зеленого многоугольника -14см2

Площадь нашего красного многоугольника - 12 см2

Площадь красной фигуры больше площади зеленой фигуры.

Да

Не успеем. Это же будет долго. Фигуры могут быть большими и делить их на квадратные сантиметры тяжело.

Дециметр

Это квадрат со стороной 10см, 1дм.

10 см = 1 дм

Значит, это 1дм2

Да

4 дм2

4 дм2

Не получится. Это очень долго и тяжело.

Да, метр.

Длина стороны этого квадрата 100 см.

А 100 см – это 1 м. А раз эта фигура квадрат, значит, это кв.метр

1см2, 1дм2, 1м2

Чтение определения в учебнике на с.27

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические – формулирование проблемы.

5. Реализация построенного проекта.

4-5 мин.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);

3) организовать решение исходного задания , данного для пробного действия;

4) уточнить общий характер нового знания;

5) зафиксировать преодоление затруднения.

Цель: Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение

Выполнение задания по учебнику на с.28 №4

Ваша задача найти площадь синей фигуры.

Как будете находить площадь?

Чему равна площадь данной фигуры?

Молодцы! Вы славно потрудились. Давайте немного отдохнем.

Возьмем палетку, наложим ее на фигуру, сосчитаем сколько см2 содержится в этой фигуре .

Площадь этой фигуры

13 см2

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.Физкультминутка.

2-3 мин.

Цель: Проверим внимательность и ловкость.

1.Присядем столько раз, сколько окон в кабинете у нас;

2.Наклонимся столько раз, сколько сторон у прямоугольника.

3. Повороты влево, вправо по столько раз, сколько вершин у пятиугольника.

Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять физкультминутку?

Глазами построить треугольник

Провести глазами по периметру доски

Покажите руками 1см2, 1 дм2, 1м2.

Дети выполняют соответствующие движения.

Делают вывод: Чтобы отдохнуть и расти здоровыми.

Личностные: самоопределение

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

4-5 мин.

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи

Цель: Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление.

Задание на листочке. На листе начерченный квадрат – ваша задача найти площадь этого прямоугольника.

С чего вы начнете? Что вам для этого понадобится?

Вы будете делить прямоугольник на см2, дм2 или же м2?

А сколько клеточек в квадратном сантиметре?

А когда вы разделите квадрат на см2, что будете делать дальше?

1.Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Линейка,карандаш

Нам надо это прямоугольник разбить на см2.

4 клеточки

Сосчитаем, сколько таких квадратных сантиметров в прямоугольнике

Площадь этого прямоугольника 15см2

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

Цель: Организация деятельности с применением новых знаний.

Работа в рабочих тетрадях

на с.12 №1

Прочитайте внимательно задание и выполните его самостоятельно

Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) выявить границы применимости нового знания;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Устно. Работа по учебнику

На с. 28 №3.

Прочитайте записи: 8см2, 25см2,1дм2, 1м2 и т.д.

Чему равны самое большое и самое маленькое значения площади.

– Назовите единицы измерения площади фигуры.

9. Домашнее задание.

2-3 мин.

Цель: Закрепить полученные знания на уроке.

1)с.29 №5 и повторить определение см2, дм2,м2 на с.27

Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять д/з?

Обсуждение домашнего задания

Делают вывод: чтобы закрепить полученные знания на уроке.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

10. Рефлексия деятельности.

(итог урока).

3-5 мин.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание , изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание

Цель: Организация рефлексии.

Какую цель ставили перед собой?

Удалось ли вам достичь цели?

Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

А у кого еще не получилось? Как думаете, почему?

Чем понравился урок?

Что нового узнали?

Чему учились?

Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур?

Где и зачем?

Как оцениваете свою работу?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Выставление оценок.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

План – проспект открытого урока математики во 2 «Б» классе

Учитель: Мухаметзянова Альбина Михайловна

Методическая цель открытого урока: обмен опытом по вопросу применению системно-деятельностного метода на уроках математики.

Тема урока: Площадь фигур. Наблюдение.

Цель урока:

Сформировать общее представление о площади фигуры;

Познакомить с обозначением единиц площади в соответствии с международной системой единиц: см2, дм2, м2;

Познакомить с практическими способами нахождения площадей фигур;

Формировать навык самостоятельной и групповой работы;

Формировать графические умения: работать с помощью линейки;

Развивать память, мышление, творческую деятельность.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

- иметь общее представление о площади фигур

Знать обозначение единиц площади

Знать способы нахождения фигур;

Уметь находить площади фигур.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Применяемые ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Математика»

2 класс 2часть, В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева, рабочая тетрадь по математике 2 класс 2 часть

Межпредметная связь: окружающий мир

Организация пространства: фронтальный опрос, работа в парах (Релли Тэйбл)

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

личностные

регулятивные коммуникативные

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Мотивирование к учебному действию «надо» - «могу» -

« хочу»

коммуникативные

познавательные

3.Выявление места и причины затруднения

Сравнение геометрических фигур и выявление большей или меньшей площади. Создание проблемной ситуации.

регулятивные коммуникативные

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

5Реализация построенного проекта

Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

регулятивные познавательные коммуникативные

6. Первичное закрепление во внешней речи

Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление.

регулятивные познавательные

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление знаний и способов действий.

Организация деятельности с применением новых знаний.

регулятивные личностные

8.Включение в систему знаний и повторение

Практическая работа.

коммуникативные

9.Рефлексия учебной деятельности

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов.

коммуникативные познавательные


Одной из важнейших наук, применение которой можно увидеть в таких дисциплинах, как химия, физика и даже биология, является математика. Изучение этой науки позволяет развить некоторые умственные качества, улучшить и способность концентрироваться. Одна из тем, которые заслуживают отдельного внимания в курсе «Математика» - сложение и вычитание дробей. У многих учеников ее изучение вызывает затруднение. Возможно, наша статья поможет лучше понять эту тему.

Как вычесть дроби, знаменатели которых одинаковые

Дроби - это те же числа, с которыми можно производить различные действия. Их отличие от целых чисел заключается в присутствии знаменателя. Именно поэтому при выполнении действий с дробями нужно изучить некоторые их особенности и правила. Наиболее простым случаем является вычитание обыкновенных дробей, знаменатели которых представлены в виде одинакового числа. Выполнить это действие не составит особого труда, если знать простое правило:

  • Для того чтобы из одной дроби вычесть вторую, необходимо из числителя уменьшаемой дроби вычесть числитель вычитаемой дроби. Это число записываем в числитель разницы, а знаменатель оставляем тот же: k/m - b/m = (k-b)/m.

Примеры вычитания дробей, знаменатели которых одинаковы

7/19 - 3/19 = (7 - 3)/19 = 4/19.

От числителя уменьшаемой дроби «7» отнимаем числитель вычитаемой дроби «3», получаем «4». Это число мы записываем в числитель ответа, а в знаменатель ставим то же число, что было в знаменателях первой и второй дроби - «19».

На картинке ниже приведено еще несколько подобных примеров.

Рассмотрим более сложный пример, где произведено вычитание дробей с одинаковыми знаменателями:

29/47 - 3/47 - 8/47 - 2/47 - 7/47 = (29 - 3 - 8 - 2 - 7)/47 = 9/47.

От числителя уменьшаемой дроби «29» отниманием по очереди числители всех последующих дробей - «3», «8», «2», «7». В итоге получаем результат «9», который записываем в числитель ответа, а в знаменатель записываем то число, которое находится в знаменателях всех этих дробей, - «47».

Сложение дробей, имеющих одинаковый знаменатель

Сложение и вычитание обыкновенных дробей осуществляется по одному и тому же принципу.

  • Для того чтобы сложить дроби, знаменатели которых одинаковы, необходимо числители сложить. Полученное число - числитель суммы, а знаменатель останется тот же: k/m + b/m = (k + b)/m.

Рассмотрим, как это выглядит на примере:

1/4 + 2/4 = 3/4.

К числителю первой слагаемой дроби - «1» - добавляем числитель второй слагаемой дроби - «2». Результат - «3» - записываем в числитель суммы, а знаменатель оставляем тот же, что присутствовал в дробях, - «4».

Дроби с различными знаменателями и их вычитание

Действие с дробями, которые имеют одинаковый знаменатель, мы уже рассмотрели. Как видим, зная простые правила, решить подобные примеры достаточно легко. Но что делать, если необходимо произвести действие с дробями, которые имеют различные знаменатели? Многие учащиеся средних школ приходят в затруднение перед такими примерами. Но и здесь, если знать принцип решения, примеры уже не будут представлять для вас сложности. Здесь также существует правило, без которого решение подобных дробей просто невозможно.

    Чтобы произвести вычитание дробей с разными знаменателями, необходимо их привести к одинаковому наименьшему знаменателю.

    О том, как это сделать, мы поговорим подробнее.

    Свойство дроби

    Для того чтобы несколько дробей привести к одинаковому знаменателю, нужно использовать в решении главное свойство дроби: после деления или умножения числителя и знаменателя на одинаковое число получится дробь, равная данной.

    Так, например, дробь 2/3 может иметь такие знаменатели, как «6», «9», «12» и т. д., то есть она может иметь вид любого числа, которое кратно «3». После того как числитель и знаменатель мы умножим на «2», получится дробь 4/6. После того как числитель и знаменатель исходной дроби мы умножим на «3», получим 6/9, а если аналогичное действие произвести с цифрой «4», получим 8/12. Одним равенством это можно записать так:

    2/3 = 4/6 = 6/9 = 8/12…

    Как привести несколько дробей к одному и тому же знаменателю

    Рассмотрим, как привести несколько дробей к одному и тому же знаменателю. Для примера возьмем дроби, приведенные на картинке ниже. Для начала необходимо определить, какое число может стать знаменателем для их всех. Для облегчения разложим имеющиеся знаменатели на множители.

    Знаменатель дроби 1/2 и дроби 2/3 на множители разложить нельзя. Знаменатель 7/9 имеет два множителя 7/9 = 7/(3 х 3), знаменатель дроби 5/6 = 5/(2 х 3). Теперь необходимо определить, какие же множители будут наименьшими для всех этих четырех дробей. Так как в первой дроби в знаменателе имеется число «2», значит, оно должно присутствовать во всех знаменателях, в дроби 7/9 присутствуют две тройки, значит, они также обе должны присутствовать в знаменателе. Учитывая вышесказанное, определяем, что знаменатель состоит из трех множителей: 3, 2, 3 и равен 3 х 2 х 3 = 18.

    Рассмотрим первую дробь - 1/2. В ее знаменателе имеется «2», но нет ни одной цифры «3», а должно быть две. Для этого мы знаменатель умножаем на две тройки, но, согласно свойству дроби, мы и числитель должны умножить на две тройки:
    1/2 = (1 х 3 х 3)/(2 х 3 х 3) = 9/18.

    Аналогично производим действия с оставшимися дробями.

    • 2/3 - в знаменателе не хватает одной тройки и одной двойки:
      2/3 = (2 х 3 х 2)/(3 х 3 х 2) = 12/18.
    • 7/9 или 7/(3 х 3) - в знаменателе не хватает двойки:
      7/9 = (7 х 2)/(9 х 2) = 14/18.
    • 5/6 или 5/(2 х 3) - в знаменателе не хватает тройки:
      5/6 = (5 х 3)/(6 х 3) = 15/18.

    Все вместе это выглядит так:

    Как вычесть и сложить дроби, имеющие различные знаменатели

    Как уже говорилось выше, для того чтобы произвести сложение или вычитание дробей, имеющих различные знаменатели, их необходимо привести к одному знаменателю, а дальше воспользоваться правилами вычитания дробей, имеющих одинаковый знаменатель, о котором уже рассказывалось.

    Рассмотрим это на примере: 4/18 - 3/15.

    Находим кратное чисел 18 и 15:

    • Число 18 состоит из 3 х 2 х 3.
    • Число 15 состоит из 5 х 3.
    • Общее кратное будет состоять из следующих множителей 5 х 3 х 3 х 2 = 90.

    После того как знаменатель будет найден, необходимо вычислить множитель, который будет отличным для каждой дроби, то есть то число, на которое необходимо будет умножить не только знаменатель, но и числитель. Для этого число, которое мы нашли (общее кратное), делим на знаменатель той дроби, у которой нужно определить дополнительные множители.

    • 90 поделить на 15. Полученное число «6» будет множителем для 3/15.
    • 90 поделить на 18. Полученное число «5» будет множителем для 4/18.

    Следующий этап нашего решения - приведение каждой дроби к знаменателю «90».

    Как это делается, мы уже говорили. Рассмотрим, как это записывается в примере:

    (4 х 5)/(18 х 5) - (3 х 6)/(15 х 6) = 20/90 - 18/90 = 2/90 = 1/45.

    Если дроби с маленькими числами, то можно общий знаменатель определить, как в примере, приведенном на картинке ниже.

    Аналогично производится и имеющих различные знаменатели.

    Вычитание и имеющих целые части

    Вычитание дробей и их сложение мы уже детально разобрали. Но как произвести вычитание, если у дроби есть целая часть? Опять же, воспользуемся несколькими правилами:

    • Все дроби, имеющие целую часть, перевести в неправильные. Говоря простыми словами, убрать целую часть. Для этого число целой части умножаем на знаменатель дроби, полученное произведение добавляем к числителю. То число, которое получится после этих действий, - числитель неправильной дроби. Знаменатель же остается неизменным.
    • Если дроби имеют различные знаменатели, следует привести их к одинаковому.
    • Произвести сложение или вычитание с одинаковыми знаменателями.
    • При получении неправильной дроби выделить целую часть.

    Есть и иной способ, при помощи которого можно осуществить сложение и вычитание дробей с целыми частями. Для этого производятся отдельно действия с целыми частями, и отдельно действия с дробями, а результаты записываются вместе.

    Приведенный пример состоит из дробей, которые имеют одинаковый знаменатель. В том случае, когда знаменатели различны, их необходимо привести к одинаковому, а далее выполнить действия, как показано на примере.

    Вычитание дробей из целого числа

    Еще одной из разновидностей действий с дробями является тот случай, когда дробь необходимо отнять от На первый взгляд подобный пример кажется трудно решаемым. Однако здесь все довольно просто. Для его решения необходимо перевести целое число в дробь, причем с таким знаменателем, который имеется в вычитаемой дроби. Далее производим вычитание, аналогичное вычитанию с одинаковыми знаменателями. На примере это выглядит так:

    7 - 4/9 = (7 х 9)/9 - 4/9 = 53/9 - 4/9 = 49/9.

    Приведенное в этой статье вычитание дробей (6 класс) является основой для решения более сложных примеров, которые рассматриваются в последующих классах. Знания этой темы используются впоследствии для решения функций, производных и так далее. Поэтому очень важно разобраться и понять действия с дробями, рассматриваемые выше.

Ваш ребенок принес домашнее задание из школы, и вы не знаете как его решить? Тогда этот мини урок для вас!

Как складывать десятичные дроби

Десятичные дроби удобнее складывать в столбик. Чтобы выполнить сложение десятичных дробей, надо придерживаться одного простого правила:

  • Разряд должен находиться под разрядом, запятая под запятой.

Как вы видите на примере, целые единицы находятся друг под другом, разряд десятых и сотых находится друг под другом. Теперь складываем числа, не обращая внимания на запятую. Что же делать с запятой? Запятая переносится на то место, где стояла в разряде целых.

Сложение дробей с равными знаменателями

Чтобы выполнить сложение с общим знаменателем, надо сохранить знаменатель без изменения, найти сумму числителей и получим дробь, которая будет являться общей суммой.


Сложение дробей с разными знаменателями методом нахождения общего кратного

Первое, на что надо обратить внимание – это на знаменатели. Знаменатели разные, не делятся ли одно на другое, являются ли простыми числами. Для начала надо привести к одному общему знаменателю, для этого существует несколько способов:

  • 1/3 + 3/4 = 13/12, для решения этого примера нам надо найти наименьшее общее кратное число (НОК), которое будет делиться на 2 знаменателя. Для обозначения наименьшего кратного чисел a и b – НОК (а;b). В данном примере НОК (3;4)=12. Проверяем: 12:3=4; 12:4=3.
  • Перемножаем множители и выполняем сложение полученных чисел, получаем 13/12 – неправильную дробь.


  • Для того чтобы перевести неправильную дробь в правильную, разделим числитель на знаменатель, получим целое число 1, остаток 1 – числитель и 12 – знаменатель.

Сложение дробей методом умножения крест на крест

Для складывания дробей с разными знаменателями существует еще один способ по формуле “крест на крест”. Это гарантированный способ уровнять знаменатели, для этого вам надо числители перемножить со знаменателем одной дроби и обратно. Если вы только на начальном этапе изучения дробей, то этот способ самый простой и точный, как получить верный результат при сложении дробей с разными знаменателями.

Обыкновенные дробные числа впервые встречают школьников в 5 классе и сопровождают их на протяжении всей жизни, так как в быту зачастую требуется рассматривать или использовать какой-то объект не целиком, а отдельными кусками. Начало изучения этой темы - доли. Доли - это равные части , на которые разделен тот или иной предмет. Ведь не всегда получается выразить, допустим, длину или цену товара целым числом, следует принять во внимание части или доли какой-либо меры. Образованное от глагола «дробить» - разделять на части, и имея арабские корни, в VIII веке возникло само слово «дробь» в русском языке.

Дробные выражения продолжительное время считали самым сложным разделом математики. В XVII веке, при появлении первоучебников по математике, их называли «ломаные числа», что очень сложно отображалось в понимании людей.

Современному виду простых дробных остатков, части которых разделены именно горизонтальной чертой, впервые поспособствовал Фибоначчи - Леонардо Пизанский. Его труды датированы в 1202 году. Но цель этой статьи - просто и понятно объяснить читателю, как происходит умножение смешанных дробей с разными знаменателями.

Умножение дробей с разными знаменателями

Изначально стоит определить разновидности дробей :

  • правильные;
  • неправильные;
  • смешанные.

Далее нужно вспомнить, как происходит умножение дробных чисел с одинаковыми знаменателями. Само правило этого процесса несложно сформулировать самостоятельно: результатом умножения простых дробей с одинаковыми знаменателями является дробное выражение, числитель которой есть произведение числителей, а знаменатель - произведение знаменателей данных дробей. То есть, по сути, новый знаменатель есть квадрат одного из существующих изначально.

При умножении простых дробей с разными знаменателями для двух и более множителей правило не меняется:

a/ b * c/ d = a*c / b*d.

Единственное отличие в том, что образованное число под дробной чертой будет произведением разных чисел и, естественно, квадратом одного числового выражения его назвать невозможно.

Стоит рассмотреть умножение дробей с разными знаменателями на примерах:

  • 8/ 9 * 6/ 7 = 8*6 / 9*7 = 48/ 63 = 16/2 1 ;
  • 4/ 6 * 3/ 7 = 2/ 3 * 3/7 <> 2*3 / 3*7 = 6/ 21 .

В примерах применяются способы сокращения дробных выражений. Можно сокращать только числа числителя с числами знаменателя, рядом стоящие множители над дробной чертой или под ней сокращать нельзя.

Наряду с простыми дробными числами, существует понятие смешанных дробей. Смешанное число состоит из целого числа и дробной части, то есть является суммой этих чисел:

1 4/ 11 =1 + 4/ 11.

Как происходит перемножение

Предлагается несколько примеров для рассмотрения.

2 1/ 2 * 7 3/ 5 = 2 + 1/ 2 * 7 + 3/ 5 = 2*7 + 2* 3/ 5 + 1/ 2 * 7 + 1/ 2 * 3/ 5 = 14 + 6/5 + 7/ 2 + 3/ 10 = 14 + 12/ 10 + 35/ 10 + 3/ 10 = 14 + 50/ 10 = 14 + 5=19.

В примере используется умножение числа на обыкновенную дробную часть , записать правило для этого действия можно формулой:

a * b/ c = a*b / c.

По сути, такое произведение есть сумма одинаковых дробных остатков, а количество слагаемых указывает это натуральное число. Частный случай:

4 * 12/ 15 = 12/ 15 + 12/ 15 + 12/ 15 + 12/ 15 = 48/ 15 = 3 1/ 5.

Существует еще один вариант решения умножения числа на дробный остаток. Стоит просто разделить знаменатель на это число:

d * e/ f = e/ f: d.

Этим приемом полезно пользоваться, когда знаменатель делится на натуральное число без остатка или, как говорится, нацело.

Перевести смешанные числа в неправильные дроби и получить произведение ранее описанным способом:

1 2/ 3 * 4 1/ 5 = 5/ 3 * 21/ 5 = 5*21 / 3*5 =7.

В этом примере участвует способ представления смешанной дроби в неправильную, его также можно представить в виде общей формулы:

a b c = a * b + c / c, где знаменатель новой дроби образуется при умножении целой части со знаменателем и при сложении его с числителем исходного дробного остатка, а знаменатель остается прежним.

Этот процесс работает и в обратную сторону. Для выделения целой части и дробного остатка нужно поделить числитель неправильной дроби на ее знаменатель «уголком».

Умножение неправильных дробей производят общепринятым способом. Когда запись идет под единой дробной чертой, по мере необходимости нужно сделать сокращение дробей, чтобы уменьшить таким методом числа и проще посчитать результат.

В интернете существует множество помощников, чтобы решать даже сложные математические задачи в различных вариациях программ. Достаточное количество таких сервисов предлагают свою помощь при счете умножения дробей с разными числами в знаменателях - так называемые онлайн-калькуляторы для расчета дробей. Они способны не только умножить, но и произвести все остальные простейшие арифметические операции с обыкновенными дробями и смешанными числами. Работать с ним несложно, на странице сайта заполняются соответствующие поля, выбирается знак математического действия и нажимается «вычислить». Программа считает автоматически.

Тема арифметических действий с дробными числами актуальна на всем протяжении обучения школьников среднего и старшего звена. В старших классах рассматривают уже не простейшие виды, а целые дробные выражения , но знания правил по преобразованию и расчетам, полученные ранее, применяются в первозданном виде. Хорошо усвоенные базовые знания дают полную уверенность в удачном решении наиболее сложных задач.

В заключение имеет смысл привести слова Льва Николаевича Толстого, который писал: «Человек есть дробь. Увеличить своего числителя - свои достоинства, - не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к своему совершенству».