Выход из зоны комфорта. Рецензия: «выйди из зоны комфорта», брайан трейси. Зона комфорта. Что она из себя представляет

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство – свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего – Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.


Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

Современное пространство психологического осмысления феномена «достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различные ценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, самоуважение, уважение, самооценка, самосознание, Я-концепция, личная и социальная идентичность, свобода, ответственность и т.д. Однако проблема достоинства в психологии стала предметом специального анализа относительно недавно. В частности, это работы А.Г. Асмолова, в которых рассматривается проблема соотношения культуры достоинства и культуры полезности, диссертационные исследования чувства собственного достоинства как психологического феномена (Ю.Е. Зайцева) и формирования основ чувства собственного достоинства у старших школьников (Т.В. Коротовских).

Большой вклад в рассмотрение понятия «человеческого достоинства» внес отечественный психолог А.И.Захаров, в своем труде «Происхождение детских неврозов и психотерапия», где он рассматривает данное понятие как одно из основных в формировании и развитии полноценной личности. Захаров А.И. говорит, что выраженность чувства "я", заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко.

В формировании личности, он обращает внимание на детскую тревогу и страх «быть не тем», которые непосредственно связанны с развитием чувства собственного достоинства. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, и благополучие за себя и близких лиц, а страх «быть не тем» к тревожным ожиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на их формирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента, развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении. В результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей.

Недоверие родителей, распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними.

В психологии труда понятие «человеческое достоинство» рассматривают в контексте профессиональной деятельности (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова), но конструкт «профессиональное достоинство» не используется.

Наиболее активно для понимания психологии достоинства используют понятие «самоуважение» (И.С. Кон, А. Маслоу, Т. Шибутани и др.) . Можно выделить различные подходы к проблеме соотношения этих понятий:

– самоуважение в контексте проблемы достоинства интерпретируется как некая глобальная самооценка, обобщенное принятие или не принятие человеком себя как самоценности. Следует при этом отметить, что самоценность и самооценка – не тождественные понятия. Самооценка более осознанна и конкретна, чем самоценность, которая отражает более широкий спектр ощущений и отношений к себе как к ценности;

– самоуважение и достоинство рассматриваются как личностные образования, имеющие собственную специфику: самоуважение предполагает оценку степени ценности человека по сравнению с определенным эталоном (за что себя уважаю, какой Я?), а достоинство отражает уровень отношения к себе как к ценности (кто Я?);

– в исследованиях фиксируют взаимосвязь между отношением к другим людям и самоуважением: уважительное отношение к другому человеку рассматривается как следствие позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (И.Б. Дерманова, Ю.Е. Зайцева, Н.В. Лебедева, В.В. Столин, Э. Фромм, Т. Шибутани) ;

– в социальной психологии установлена взаимосвязь между низким уровнем самоуважения и девиантными формами поведения (Г. Каплан).

Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

На наш взгляд, представление о себе как о достойном уважения является важным фактором формирования образа Я и поведения человека. Реализация потребности в самоуважении способствует развитию достоинства личности.

В отечественной и зарубежной психологии в качестве ведущего критерия гуманистического развития, нравственности и достоинства рассматривается ценностное отношение к другому человеку (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Л. Кольберг, К. Роджерс и др.) . Нельзя забывать, что категория отношения к другому человеку являются центром пересечения исследовательских интересов психологии и этики.

Следует выделить спектр исследований «Силы Я», важных для понимания достоинства как объекта психологического знания (В.Ф. Бассин, И.С. Кон, Ю.Е. Зайцева). К важным составляющим понимания «Силы Я» относятся: толерантность к внешним угрозам, физическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способность к компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов; равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватное самоуважение. Понятие «Сила Я» является в некотором роде интегральным параметром, отражающим волевую сферу личности и регуляторную составляющую достоинства человека (Ю.Е. Зайцева). Эта точка зрения позволяет рассматривать достоинство и как форму самоконтроля личности. В ситуациях морального выбора достоинство является психологической опорой, которая помогает человеку не предать самого себя, подержать уровень самоуважения.

Важными для осмысления феноменологии достоинства являются категории «свобода» и «ответственность» (В. Франкл, Э. Фромм). Достоинство является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек, который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своей жизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на его ценности является обладателем чувства достоинства. Как говорил Э. Фромм, человек не может изменить свои мнения (речь идет о вере в другого человека, уверенности в надежности и неизменности своих основных установок и сути своей личности), но при этом он не меняет свои мотивации, например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я, и не при каких обстоятельствах не может измениться. Если у человека нет веры в постоянство своего Я, его чувство идентичности оказывается под угрозой, и он становимся зависимыми от других людей, чье одобрение тогда становится основой его чувства идентичности с самими собой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве сензитивного периода формирования достоинства личности рассматривается детский (Т. Шибутани) и младший школьный возраст (Е.В. Шишмакова). Воспитание достоинства личности предполагает развитие внутренних этических инстанций, которые являются основой нравственных мотивов поведения.

Таким образом, достоинство можно рассматривать как «внутреннюю позицию», определяющую ценностно-смысловую направленность поведения и деятельности, систему отношений личности к действительности, к самому себе и к окружающим людям.


Причиненный им моральный ущерб является мерой определенной ответственности, не позволяющей безнаказанно умалять честь, достоинство, деловую репутацию личности. Расширение сферы охраняемых гражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предмета гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, является целесообразной и оправданной допущенная в законе...

По времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Права и свободы человека и гражданина Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как...

Может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки...

Соревнование в миссии, дабы избежать межрелигиозного противостояния, к которому неизбежно приводит борьба религиозных организаций за новых последователей. Наконец, сегодня в деле гармонизации прав человека и нравственности очень важна позиция средств массовой информации. Они должны представлять положительные примеры использования свободы. Как человек будет нравственно использовать свою свободу, ...

Человеческое достоинство - известное в юридических кругах и такое малопонятное для простого человека определение.

Понимать его мы можем, как общую ценность любого человека. Ценность его со всеми его качествами и характеристиками, начиная от тех, что присущи нам, как биологическому виду и заканчивая всем, что присуще исключительно людям. В последнее время всё чаще звучат в обществе фразы типа: "N потерял(и) своё человеческое достоинство", "это унижение человеческого достоинства". Да, действительно, есть вещи, которые могут ущемить человеческое достоинство - это насилие, дискриминация и притеснение кого-либо в силу их социального статуса, цвета кожи, пола или же любых других интересов и личного мировоззрения.

Что включает в себя человеческое достоинство?

Внутренняя свобода, который обладает каждый человек от рождения. Свобода выбора и проявления своего внутреннего мира, своего внутреннего я. Унижение и потеря собственного достоинства личности означает потерю собственных внутренних ценностей, неуважение к ним. Человеческое достоинство - это личная внутренняя ценность. Уважение и самоуважение человека. Когда-то оно и правда определялось ещё при рождении. Но цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Достоинства человека также часто определяют, как положительные черты характера. Это качества, которые человек приобрел в жизни. К которым он был склонен от рождения, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением. Основные примеры достоинства человека это:

  • искренность;
  • храбрость/бесстрашие;
  • преданность;
  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • целеустремлённость;
  • доброжелательность;
  • спокойствие;
  • активность;
  • терпение;
  • настойчивость;
  • независимость;
  • благодарность;
  • сильная воля;
  • коммуникабельность;
  • умеренность;
  • внимательность;
  • изменяемость/возможность быстрой адаптации.

Отдельно стоит отметить, что это - именно те черты, на которые обратит внимания любой работодатель, принимая вас на работу. За долгие годы психологи придумали и вывели огромное количество различных тестов, для определения достоинств личности. Все они рекомендуют, знакомясь с людьми, в работе и дома, делать ставку именно на ваши сильные стороны, ваши положительные качества. Развивать их, знать их и ценить в себе.

Однако не всё, что для одних хорошо - будет хорошо для других. Активность, целеустремленность, бесстрашие - безусловно, достоинства мужчины. Однако так ли они будут ценны для женщины? Мы скорее можем сказать, что для мамы, сестры или подруги будут более желаемы: спокойствие, доброжелательность, мягкость и терпение. Это будут, безусловно, достоинства женщины. Исходя из того, какие черты выражены ярче, а какие – не слишком, люди выбирают себе профессии и призвания по жизни.

Наиболее простым способом определения, какое достоинство личности развито в вас больше остальных, специалисты рекомендуют выписать на лист бумаги все положительные качества, которые вы знаете, а далее расставить самому себе «оценки» по 10-ти балльной шкале – насколько то или иное качество, как вам кажется, у вас развито.

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский Государственный университет имени А. С. Пушкина

Кафедра Психофизиологии и клинической психологии

Курсовая работа

по теме:

«Понятие человеческое достоинство»

Выполнила: Студентка 4 курса

761 группы Шевчук С.В.

Проверила: Канд. пс. н.

Капитанаки В.Е.

Санкт-Петербург 2009г.


Введение

Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

2.2 Религиозный аспект

2.3 Юридический аспект

Заключение

Список литературы

Введение

Если отдельно рассматривать понятие «достоинство» необходимо обязательно конкретизировать, что именно мы имеем ввиду. Данное понятие употребляется в контексте различных наук и направлений (психологии, философии, этики, юрисдикции, религии и мн. др.), в каждой из которых, оно рассматривается с различных точек зрения в течение уже многих лет.

Данной проблемой занимались такие ученые как: И. Кант, А. Маслоу, Дж. Мид, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани, Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин,Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, Г.Л. Тульчинский, Е.Н. Трубецкой, Г.Д. Банзеладзе, В.И. Слободчиков, Ю.М. Орлов, А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и многие другие.

Актуальностью данной темы является большой интерес к проблеме «человеческого достоинства», множество споров среди ученых разных отраслей знаний и вследствие этого ее недостаточная изученность.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «человеческого достоинства» с позиций различных наук и областей знания.

Мы ставим перед собой такие задачи:

− изучить имеющийся теоретический материал по данному вопросу;

− сравнить на разных исторических этапах определение данного понятия;

− изучить понятие «человеческое достоинство» в различных областях знания.

Предметом в данной работе является определение понятия человеческого достоинства. А объект исследования - человек с ценностным отношением к самому себе и другим людям.


Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность - микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.

Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение.

Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство.

Но обо всем по порядку. Если попробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя не упомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию "благородного мужа". Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попыток выявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывно перекликаются с достоинством.

В греческой античности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатные греки нередко называли сына с употреблением корня "аристо" - благородство. Само понятие "аристократия" на древнегреческом языке буквально означает "власть благородных" и является одной из оппозиций демократии, как власти всего свободного народа.

«Античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности», вследствие чего в Средние Века появляется наиболее значительная предпосылка аристократической культуры – европейское рыцарство. Исследования по истории морали Средних веков уже включают достаточно широкий спектр интерпретаций понятия о благородстве. Так, в своей работе М.Оссовская «Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали» употребляет термины «рыцарство» и «благородство» прежде всего по отношению к персонам гомеровского эпоса. Такой подход представляется весьма специальным, поскольку в истории культуры широко распространено представление о феномене рыцарства как о типичном и специфическом явлении средневековой Западной Европы. В эпоху Гомера этого термина просто не существовало. В целом же работа показывает связь понятий о человеческих достоинствах, человеческих качествах, с вопросами о формировании рыцарского и буржуазного образцов личности, идеалов личности, образцов поведения, конкретных достоинств конкретного лица.

Связь понятия о благородстве с осмыслением человеческих достоинств хорошо заметно и на примере работы О.Ю. Захаровой «Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи». Доктор исторических наук О.Ю. Захарова приводит выдержки из писем, отзывы о сыне Семена Романовича Воронцова – юном Михаиле Семеновиче Воронцове. По отзыву Софьи Владимировны Паниной: «Мне остается поздравить Вас с данным сыну воспитанием: умение его объясняться… стыдит нашу молодежь, которая… вообще не блистает достоинствами, так что сношения с нею могли даже принести вред. Впрочем, с этой стороны Вам нечего бояться за вашего сына: у него, по-видимому, столько благоразумия, что он не собьётся с указанного вами пути». Во мнении о М.С. Воронцове сходится с С.В. Паниной и граф Ф.В. Ростопчин: «Не нужно было иметь много проницательности, чтобы подметить в вашем сыне все добрые отцовские качества: это увидел бы и всякий посторонний человек. Более всего поразила меня в нём нравственная чистота, спокойствие, ровность в расположении духа и основательное суждение».

Хотя само понятие "благородство" употребляется уже не первое столетие весьма широко, но предметом специального междисциплинарного рассмотрения оно становилось крайне редко. Представляется целесообразным предположить, что адекватная интерпретация этого понятия возможна в связи с осмыслением проблемы синтеза отдельных человеческих достоинств. Поэтому стоит рассмотреть немного подробнее само понятие человеческого достоинства сквозь призму истории культуры и литературы.

Человеческое достоинство как ключевая категория гуманизма исследуется столетиями. Так, Томазо Кампанелла в "Городе Солнца" описал прямую зависимость знатности и общественного положения граждан от количества освоенных наук, ремёсел и искусств. Таким образом, ещё среди концепций эпохи Возрождения встречаются трактовки знатности, как результата синтеза отдельных достоинств. Зависимость социального статуса от богатства человеческих достоинств не была разумеющейся для современников. Проект Кампанеллы общественного одобрения получить не мог. Эту тему впервые в истории человечества на суд широкой общественности вынесли уже в следующую эпоху - публицисты французского Просвещения.

Социальный резонанс был обусловлен двумя обстоятельствами: беспрецедентной ролью прессы во Франции середины и конца XVIII века и научным выяснением возможностей самовоспитания у той прослойки населения, которая оспаривала у аристократов лидерские позиции в обществе. Буржуазный индивидуализм, как детище эпохи Возрождения, привнёс много нового в смысл древнего понятия.

Александр Круглов

— Что такое достоинство вообще?
— Что такое человеческое достоинство? Есть ли оно синоним личного достоинства?
— Что такое личное достоинство?
— Что такое чувство собственного достоинства?
— Что такое достоинство гражданское?
— Если достоинство по определению абсолютно, то каким образом его можно «потерять», «уронить», «попрать» или «воспитать»?
— Какая связь между личным достоинством и личными достоинствами?
— Что общего между чувством собственного достоинства и гордостью?
— Что общего между достоинством и честью?
— Что общего между достоинством и аристократизмом?
— Что общего между достоинством и престижем?
— Что такое рабская психология?
— Что такое национальное достоинство? Как связаны личное достоинство и национальное; гражданское и национальное?
— Почему гражданское достоинство ассоциируется с либерализмом?
— Между прочим: какая связь между достоинством и правом собственности?
— Предполагает ли гражданское достоинство необходимость всей суммы политических прав? Или достаточно гражданских?
— Почему демократия немыслима без развитого чувства собственного достоинства граждан?
— Как соотносятся идея человеческого достоинства и гуманизм?
— Как гражданское достоинство служит родине?

Что такое достоинство вообще?

Мы можем, конечно, понимать под достоинством – стоимость, цену: «монета достоинством в пять копеек». Такое достоинство в принципе относительно, всегда должно быть большим или меньшим, и то, что обладает этим достоинством – в принципе заменимым, – пригодным к обмену на что-либо равноценное. Идеальное выражение этой заменимости – деньги. Что до человека, то ему может быть жаловано достоинство генерала (и тогда, скажем, на его вызволение из бандитского плена будут брошены огромные силы и средства), а может быть – рядового (и в этом случае обойдутся средствами менее значительными)…

Но то, что чувствует без всяких объяснений всякий достойный человек – это что ни один по-настоящему ценный предмет и в особенности ни один субъект в принципе не заменимы; испорченная картина не может быть возмещена деньгами или картиной той же стоимости, спиленное любимое дерево – вновь посаженным, потерявшаяся кошка – купленной на рынке другой, и уж конечно, ушедший близкий человек – человеком еще больших достоинств. И даже не говоря о человеке и совершенно независимо от нужности всего перечисленного лично нам, и в картине, в которую вложена душа художника, и в растении, и в животном мы ощущаем и уважаем их жизнь – их самоценное. Для нас это самоценное есть ценность, – в отличие от цены нечто абсолютное, – понятие, значащее по-своему то же, что святыня. Пусть далеко не всегда мы можем блюсти эту святыню живого – уже потому, что созданы плотоядными, – но, переступая ее даже вынужденно и даже в самом малом, не можем не испытывать хоть какого-то внутреннего сопротивления.

Итак, достоинство имеет две противоположных ипостаси – а) цена и б) бесценное, абсолютное, святое; и когда дело касается человека, достоинство – это, конечно же, только и исключительно святое. Нечего и говорить, что генерал в этом плане вполне равен рядовому, потому что оба прежде всего люди (1). Однако ничтожная идея «цены», достоинства относительного, постоянно вмешивается в наши представления о себе и других и уродует нашу мораль, а все более полное сознание бесценного, абсолютного достоинства каждого плюс соответствующее этому поведение – составляет наш первый и, кажется, по существу единственный долг.

Что такое человеческое достоинство? Есть ли оно синоним личного достоинства?

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более-менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир (2). Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно (3). Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Что такое личное достоинство?

Итак, личное достоинство – это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия (это само собой разумеется), но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального.

Среда обитания личности – другие личности; учитывать интересы других составляет и собственный интерес, и долг каждой из них; в этой-то среде и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и отстаивает святыню своего независимого, неподконтрольного и непросматриваемого внутреннего мира. И вход, и взгляд в него без приглашения – вторжение, насилие; между прочим, даже близкие люди – это те, кого личность сама посвящает в этот свой мир. Не исключение, конечно, и дети: сколько конфликтов из-за того, что им хотят как лучше, а они – по-своему… Но это тема особая.

И еще одно. Наше определение человеческого или личного достоинства останется все- таки не до конца внятным, если не указать на то, что, кроме прямого насилия или вторжения в его сферу, в любой социальной среде его искушает, оскорбляет или прямо отрицает. Именно, это идея статуса. Мы говорили: ценности во всем противостоит цена. Итак, достоинство – это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, в отличие от той определенной «цены», которую ему назначает и переназначает общество. Насколько абсолютное выше относительного, настолько звание человека выше звания дворянина, великого художника или ученого, даже героя, и в той же самой мере это звание не может быть посрамлено состоянием крепостного, должностью золотаря или характеристикой недотепы. Бесконечное больше любого конечного всегда ровно на бесконечность… В общем, человеческое достоинство во всем автономно от иерархического социального «достоинства», и еще потому его точный синоним – личное.

Что такое чувство собственного достоинства?

Отличая собственно личное достоинство от вообще человеческого, «физического», невозможно не наткнуться на следующее: оно появляется будто бы лишь тогда… когда его начинают чувствовать!

Нет, – спешу оговориться, – конечно же, святыня человека, как святыня, абсолютна в каждом, и остается такой вполне независимо даже от того, как распорядится ей сам человек, ощущает ее он сам или не ощущает. Если чья-то душа спит или даже усыплена им искусственно, это не значит, что ее нет вовсе; а стало быть, есть и ее достоинство. Пусть достоинство некоего человека молчит в нем самом – скажем, он поступается им ради каких-то выгод – все равно, если только мы сами имеем представление о личном достоинстве каждого, оно в нем существует, и свято, и нисколько не умалено для нас. Это уже не его – а наше дело, дело нашего достоинства. Так, преступника можно лишить свободы (по сути, лишает свободы он себя сам), – но не бить и даже не обращаться к нему на ты; как о женском достоинстве проститутки можно сожалеть, но не пользоваться тем, что она сама его в себе предала – не прибегать к ее услугам…

Короче говоря, человеческое достоинство включает в себя и личное – хотя бы как его святую возможность, которая и должна быть уважаема, или как право (4), которое остается при личности даже тогда, когда сама личность им не пользуется; но реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.

Итак. Чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – это он чувствует собственное личное достоинство.

Что такое гражданское достоинство?

В древности звание («достоинство») гражданина данного государства означало его право на покровительство со стороны этого государства, его законов; так, гражданина нельзя было безнаказанно убить или ограбить, не гражданина – раба или иноземца – в принципе можно; раба защищал лишь его статус чьей-то собственности, иноземца – статус чьего-то гостя. Плюс еще, в отдельных случаях, минимум сострадательности.

С тех пор «гражданское достоинство» накрепко ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои законные права, – и ассоциируется в общем правильно.

Духовный прогресс человечества внес в понимание гражданского достоинства те великие коррективы, что законные права стали пониматься как права естественные, то есть определяемые не государственной властью, а исключительно самой природой человека и составляющие основу его личного, неотъемлемого и абсолютного человеческого достоинства (5). То есть, все не противоречащее в законодательстве естественным правам, или «правам человека», как их еще называют, только и может быть признаваемо законным, тогда как иные законы в государстве, напротив, могут быть расценены как правонарушающие и в этом случае должны быть отвергнуты. Правосознание – это именно сознание естественных прав.

Так вот, гражданское достоинство человека – это его чувство собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства; это правосознание, как глубоко личное чувство своих и чужих объективных естественных прав, полный и точный кодекс которых диктует каждому не что иное, как его чувство собственного достоинства. Готовность же подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам – это готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, – и есть рабство. Гражданское достоинство – противоположность рабской психологии.

(1) «Уважение к достоинству безразмерно». – Абелев Г.И. Достоинство в жизни и в науке. Частично опубликовано в газете «Поиск» 16.01.1990. – В противоположность этому – напр., определение достоинства у Даля: «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.»

(2) «…Я уверен и в том, что я далеко не единственный, кто в какой-то момент своей жизни вдруг отчетливо осознал, что и я со своей стороны целиком и полностью не вмещаюсь в окружающий меня мир. Я чувствую, что во мне есть некоторый «остаток», который принадлежит мне и только мне. Для мира он, возможно, ничего не значит, но для меня он почему-то имеет абсолютную ценность, обладает качеством несомненной реальности и ассоциируется мною именно с моим Я.» – Кувакин В.А. Твой рай и ад. М.-СПб., 1998. Стр. 60.

(3) «…Мы остро и явственно чувствуем, что у каждого человека есть суверенная область, включающая круг вопросов, подвластных только ему одному и составляющая предмет его неотъемлемого права. Это – область его достоинства. В нее, по-видимому, входит все то, что нужно человеку для выработки его собственного мнения, отношения и решений. Некими постоянными в области достоинства являются privacy, приватность, составляющая сугубо личную сферу жизни человека, а также его национальное и религиозное самоопределение. … Область достоинства неприкосновенна, ее границы не должны нарушаться. Под вторжением в область достоинства мы понимаем любое действие, принуждающее человека к определенному мнению, отношению, решению или поступку, лишающее его свободы в одном из этих проявлений достоинства. Сюда с очевидностью входит и навязывание мнения, давление на позицию человека, ультимативность, а также вымогательство мнения, отношения или даже сочувствия. … Область достоинства неподотчетна. Нет инстанции, кроме собственного разума и совести, перед которой человек должен давать отчет по вопросам или поступкам, входящим в область его достоинства. Требование отчета есть вторжение в эту суверенную область.» – Абелев Г.И. Достоинство…

(4) «Право на собственное достоинство – наиболее фундаментальное и неотторжимое от человека право. Даже в ситуациях, в которых могут распоряжаться жизнью человека, как, например, на войне, никто не вправе отнять у человека его достоинство, право оставаться самим собой.» – Абелев Г.И. Достоинство… – Мое мнение, впрочем, в том, что идея достоинства прямо отрицает войну.

(5) См., напр., Кувакин В.А. Твой рай и ад. Стр. 303

Дисциплина: Разное
Тип работы: Реферат
Тема: Достоинство человека

1. Понятие достоинства



3. Исторические изменения понятия достоинства


4. Достоинство, гордость, гордыня


Список использованной литературы:

1. Понятие достоинства

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства – это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануила Канта. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство – особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство – родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону – это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными влечениями, находящейся в тисках необходимости. Человек причастен разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Идеи И.Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий. Кант основывает достоинство на разумности как собственно человеческом качестве, и, будучи автором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И.Канту вся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает свободой – вполне Божественной прерогативой – и способностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смиренным и испытывать страх божий, и все же он обладает особым достоинством и особой полнотой бытия: он соединяет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плотскую материальную завершенность. В этом смысле человек даже выше ангелов, потому что те – только духи, а он – универсальное единство духа и материи, посюстороннего и потустороннего, смерти и бессмертия.

Достоинство человека – в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно употребить свою свободу, добровольно протянув руку навстречу Христу.

И в религиозной, и в безрелигиозной традиции достоинство человека понимается как его способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься и стать над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Дух и разум – те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба камня, катящегося с горы, именно они дают нам право уважать и ценить себя.

Если философы отрефлексировали смысл понятия «достоинство» именно как ценность каждого человека в силу обладания им разумом, духом и свободой, то в массовом сознании представление о достоинстве издревле имеет по крайней мере три взаимосвязанных, но различных аспекта. Однако всех их объединяет одно: достоинство перестает быть принадлежностью каждого, оно является прерогативой определенных личностей и групп, обладающих некоторыми моральными, духовными и социальными качествами. Собственно человеческое достоинство, незримо лежащее в основе всех других видов достоинства, как бы остается в тени или, быть может, является чем-то вроде воздуха, в котором «живут» более конкретные понимания достоинства. Причем все они так или иначе соотносят достоинство и достойность – обладание безусловной ценностью и обладание конкретно ценимыми качествами, достойными похвалы.

Первое понимание – понимание достоинства как добродетельности – просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность». О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, т.е. добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек – это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т.д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

Второе понимание достоинства – это акцентировка в первую очередь тех самых качеств надприродности и духовно-психологической свободы, о которых говорит философия.

Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей. Такой человек не будет молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности. И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительней «золотой клетки».

Умение стойко и мужественно встречать выпадающие на твою долю испытания. Никто из нас не огражден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый может потерять здоровье, близких, работу, те опоры, которые существуют в нашей жизни и без которых мы не мыслим себя. Для любого человека может также встать вопрос о некоем радикальном выборе, который потребует отказаться от многих благ, может возникнуть долг, которого не было раньше – необходимость идти на войну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелобольным. Встретить такого рода испытания с достоинством – это значит не растеряться, не впасть в истерику, не начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее гуманного и эффективного решения. Достоинство сохраняет тот, кто после первого шока собирает свою волю в кулак и целеустремленно действует: воюет, трудится, ухаживает – выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает ненавидеть весь мир, не спивается и не впадает в безысходную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отравлять существование ни себе, ни другим.

Третье понимание достоинства довольно резко контрастирует с первыми двумя. Здесь имеется в виду уже не человеческое достоинство как духовность и нравственность, а достоинство как обладание социально-признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Теперь выражение «достойный человек» прочитывается иначе: в средневековье – это представитель знатного рода, в рыночном обществе – крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди, достойные в социальном смысле, могут не обладать добродетелями чистых душой бессребреников, они не ангелы, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет правила игры и выходит в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь – это чувство своего социального достоинства, своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством. Честь диктует человеку необходимость иметь хорошую репутацию: постоянно являться достойным похвалы в глазах других людей. Честь необходимо отстаивать, репутацию поддерживать. Здесь мало просто быть человеком или даже очень хорошим человеком, надо еще и выглядеть таким перед другими. Честь в большей степени, чем достоинство, стремится к внешнему признанию, знакам уважения, почитания, одобрения. Достоинство – переживание более внутреннее, интимное, оно далеко не всегда нуждается в демонстрации и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале обладание достоинством включает в себя все перечисленные нами понимания: это и чувство безусловной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, конечно, первое качество – ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момента: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Хотя достоинство является неотъемлемой «родовой чертой» людей, его можно потерять, и многие люди его теряют. Утратить достоинство – значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно. И. Кант с гневом и пафосом протестует против подобного поведения. Он учит своих читателей не раболепствовать, не холопствовать, не попадать в долговую зависимость, которая может привести их к роли разменной монеты в чужой игре. Человек, считает Кант, не должен стать предметом продажи ни за какую цену. « Не будьте прихлебателями и льстецами! Не допускайте попрания своих прав другими!» – взывает великий моралист. Глубоко почитая достоинство в человеке, Кант утверждает, что человек ни перед кем не должен падать ниц, даже перед самим Богом. Когда вы падаете ниц, вы поклоняетесь уже не идеалу, а идолу.

Возможно ли, однако, сохранить собственное достоинство – т.е. самоуважение и почтительное отношение к самому себе, когда мы выходим из сферы высоких философских размышлений в реальный мир, полный невзгод, грязи, крови, насилия и унижений? Есть ли условия, препятствующие и способствующие сохранению достоинства? В своей работе я коротко рассмотрю эти вопросы.

Разумеется, существует множество обстоятельств, при которых человеческое достоинство подвергается унижению и уничтожению. Прежде всего следует сказать об условиях материальных. Когда человек беден, когда он не в состоянии заработать себе на достойную жизнь, соответствующую общепринятым стандартам, а то и вовсе лишен куска хлеба, очень трудно говорить о сохранении им достоинства. Достоинство предполагает самостоятельность, независимость, способность обеспечить себя, и если некто находится в положении, когда он должен пользоваться милостями благодетелей, ему трудно уважать и ценить себя. В современном рыночном обществе есть целые слои людей, которые с рождения и до смерти находятся в положении социальных изгоев. У их родителей нет работы, и сами они проживают жизнь безработными, промышляя чем придется и образуя общественное дно. Эти люди в силу безысходной нищеты изначально лишены возможности ощущать свое достоинство, и отсутствие этого важнейшего компонента личности компенсируется у них агрессией и жестокостью, стремлением разрушать унижающий их сытый и самодовольный мир. Тот, чье достоинство перечеркнуто, неизбежно делается социально опасен, он мстит всем без разбора за «невыполненность» своей жизни и попранное «я».

В нашей стране за годы крутых социальных перемен незаслуженной бедностью оказалось униженным достоинство многих и многих людей: интеллигенции, крестьян, рабочих, всех пенсионеров, практически лишенных средств к нормальному существованию. Конечно, можно опираться на установку, некогда выработанную обедневшей аристократией: «Мы бедные, но гордые», однако это служит малым утешением для тех, кто испытывает на себе весь груз социальной несправедливости. Достоинство – не призрак и не невидимка, это реальная ценность человека, которая должна общественно подтверждаться. Государство, массово унижающее своих граждан, перечеркивает перспективы собственного существования. Тысячи и миллионы обездоленных, которые «если не протянут руку, протянут ноги», не могут быть для него опорой.

Попрание достоинства людей происходит не только в силу несовершенных экономических механизмов, во все времена оно осуществлялось при помощи политической машины. Все тирании, все тоталитарные государства, разного рода деспотии огнем и мечом искореняли достоинство и гордость своих граждан. Казни, физические пытки, бичевания, позорные столбы, тюрьмы и каторги имели целью усмирение несогласных и непокорных, применялись для того, чтобы люди забыли о своем достоинстве, чтобы они радовались просто факту физического существования, протекающего без боли и издевательства, и ни на что не претендовали. Порой в истории возникали странные подмены и компенсации: так, в нашей стране в сталинский период личное достоинство фактически было вытеснено представлением о достоинстве советского народа или достоинстве пролетариата. Собственная гордость не поощрялась, сохранение своего «я» безущербным и не поддающимся растворению считалось своеобразным грехом, индивидуалистическим вывертом. Человек должен был отказаться от достоинства в пользу коллектива, его старались сломить, принуждали каяться в несовершенных проступках, обвинять самого себя и плакать. Такие своеобразные «обряды» практиковались повсеместно, как бы утверждая, что истинного уважения достойна только общность. Говоря словами поэта, «единица – нуль».

Но что же делать человеку, той самой единице, которую экономически или политически стараются превратить в нуль? Хорошо, если у «оскорбленных и униженных» есть силы для сопротивления, деятельности, борьбы, для активного самоутверждения вопреки обстоятельствам. А если нет, если речь идет о старых, слабых, больных? Неужели им надо просто смириться с категорическим непризнанием их человеческого достоинства?

Здесь мы выходим за рамки разговора о том, в какой мере человек может повлиять на других людей и общество, и неизбежно обращаемся к внутреннему миру, который все же является самостоятельным регионом бытия, особой сферой, отличной от внешней коммуникации и способной сохраняться в целостности несмотря ни на что.

Один из путей сохранения личного достоинства для того, у кого оно отнято в социальном смысле, это достижение хотя бы минимума внешней и внутренней самостоятельности. Тот, кто отдается всецело на милость других, перестает быть личностью. Даже безнадежно потерявший источники дохода пожилой человек может попытаться хоть чем-то быть полезным окружающим и как-то заработать, не становясь в чистом виде приживалом. Даже больной может до какой-то степени обслуживать себя и иметь круг собственных духовных интересов, выводящих его из-под диктата среды. Пока «я» целостно и относительно независимо, достоинство сохранено.

Другой путь – это путь эскапизма, отказа от ориентиров и ценностей того общества, которое выплевывает своих членов либо подавляет их. Тот, кто страстно желает в полной мере черпать социальные блага, но не в состоянии их получить, очень страдает. Он обижен, разгневан, подавлен, чувствует себя несчастным, исходит бессильной яростью и уже этим лишает себя достоинства. Он сам себе дает низкую цену, потому что страстно хочет благ и признания внешнего мира, который его не признает. Сам фактический отказ выступает как унижение и уничтожение гордости. Но если индивид говорит себе, как это делают монахи и аскеты: «Мне и не надо этих ваших благ, я знаю другой мир, духовный», – он перестает страдать и восстанавливает утраченное самоуважение. Он больше не соискатель, не претендент, которому отказано, он идет своим путем, пусть странным с точки зрения обывателя, но душа его при этом спокойна, а его достоинство – с ним. Наверное, это путь немногих, но он позволяет личности обрести себя, когда разрушены чисто светские основы самоуважения.

Практически в любых обстоятельствах человек может сохранить свое достоинство – внутреннюю самостоятельность, собственную точку зрения, оценки, суждения. Он всегда способен относиться определенным образом к своему положению, к своим страданиям и лишениям, не сливаясь с ними. Если он добровольно не согласился быть безвольной вещью в чужих руках или игрушкой внешних сил, то он хотя бы внутренне может играть свою игру, быть себе на уме, существовать в пространстве своего собственною, никому не доступного сознания и этим сохранять свое достоинство – продолжать воспринимать себя как личность и как ценность. Это возможно и в условиях концлагеря, и перед расстрелом, и при тяжелой мучительной болезни. Это, конечно, очень трудно, но это возможно.

У аргентинского писателя Борхеса есть рассказ о человеке, которого ведут на расстрел, а он думает о том, что не написал лучшего своего произведения, о котором мечтал всю жизнь, и он молит Бога дать ему такую возможность. Бог услышал его молитву. В последнее мгновение, когда солдаты уже нажимали на курок, время вдруг остановилось, все замерло, и только один лишь узник сохранил способность действовать и двигаться. Он немедленно принялся за свой труд. Он писал и писал, обдумывал и воплощал на бумаге обдуманное. Наконец его труд пришел к концу. И как только автор поставил точку, вечность уступила место времени, грянул выстрел, и наш герой был сражен. Он погиб в тот самый день и в тот самый час, который был назначен для его казни. У этого рассказа много смыслов, но один из них – метафора человеческого достоинства: человек и за мгновение до насильственной, предписанной ему другими смерти может оставаться мыслителем и творцом – целой вселенной переживаний, стремлений, смыслов.

Конечно, гораздо лучше, когда наше достоинство не проходит страшных испытаний и...

Забрать файл