Чем опасна академическая практика или пропавшая адептка. Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках. Какие документы необходимы для оформления академического отпуска

Нравственный долг – ценность морали, выражается в нравственной обязанности по отношению к обществу и людям в конкретных условиях.

Это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях общества по отношению к обществу.

Это моральная задача, которую нужно выполнять.

Объективная сторона – содержание требований не зависит от личности.

Субъективная сторона - как личность воспринимает объективную необходимость; проявляется уровень нравственного развития.

Узкий смысл понимания долга:

Необходимость (экономическая).

Широкий смысл – нравственная обязанность.

Высший моральный долг:

· содействовать благу общества.

· совершенствовать самого себя.

Исследователи выделяют 2 вида нравственного долга:

1. Общественный (прокурорский).

2. Личный долг (перед родителями).

Императивность морали (повелительный характер морали).

Вопрос 3. Стыд и совесть.

Стыд и совесть не одно и то же!

Стыд – проявления нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек осуждает свои действия и моральные качества.

Стыд – ориентирован на мнении других людей.

Стыд = страх, позор.

Стыд возвышает человека над природой.

Стыд – гнев, образованный только внутри человека; самонаказание.

Ложный стыд. Бесстыдство – мнение других безразлично, не дорожат им.

Совесть – способность личности осознавать и переживать свое несоответствие должному. Человек соотносит не с мнением окружающих, а, например:

2. Перед самим собой.

Формы совести:

· Предупредительная форма – человек осознает поступки и больше не совершает их.

· Ретроспективная.

Тема 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.

Вопрос 1. Понятие, виды, признаки.

Профессиональная этика – отрасль этической науки, которая изучает специфику проявления морали в различных видах деятельности.

Второй смысл профессиональной этики – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивается нравственный характер взаимоотношений, обусловленных (сопряженных) с профессиональной деятельностью.



Нам нужен второй смысл.

По предмету труда все профессии делятся на 2 группы:

1. Профессии, где предметом труда является человек (врач, учитель).

· взаимодействует с людьми.

· распоряжается судьбой и даже жизнью других людей.

2. С живой природой; с неживой; животновод; агроном; строитель.

Виды профессиональной морали:

1) Врачебная.

2) Педагогическая.

3) Этика судьи и т.д.

Признаки профессиональной морали – посмотри в инете.

Вопрос 2. Функции профессиональной морали.

1. Воздействовать на сознание рабов и на поступки в какой – то степени, таким образом чтобы они были ориентированы на блага общества. Мораль выполняет вспомогательную роль.

2. Способность успешному решению задач профессии. Профессионализм – хорошее владение профессией.

§ Знание.

§ Умение.

§ Навыки.

3. Согласие интересов общества и профессиональной группы.

§ Вежливость.

§ Ответственность.

§ Пунктуальность.

4. Согласование интересов внутри профессионального сообщества – это отношения субординации и координации (между коллегами).

Нравственное качество – взаимная помощь, поддержка.

Круговая порука – ответственность всех за каждого и наоборот.

Групповой эгоизм – соединение индивидуализма и коллективизма. Это вид нравственных отношений, при которых интересы группы противоречат интересам общества.

Подсиживание – совокупность действий, создающих мелкие неприятности.

5. Осуществление связей и преемственности поколений профессионалов.

Вопрос 3.Основные принципы профессиональной морали.

2 группы принципов:

1) Уместны во всех профессиях, т.е. общие.

2) Специфические, вытекают из особенностей труда.

· Гуманизм (человечность).

Гуманизм адвоката – стремление помочь.

· Принцип оптимизма.

· Принцип состязательности.

· Принцип коллегиальности.

· Принцип бесконфликтности.

· Принцип законности.

· Принцип справедливости.

· Принцип уважения чести и достоинства личности.

· Принцип презумпции невиновности.

· Принцип объективности и т.д.

Честь в отличие от достоинства дифференцирует людей. Чувство достоинства – осознание, что ты не хуже других. Чувство чести – осознание, что ты выше других.

Принцип уважения чести и достоинства личности – нужно учитывать его статус.

Вопрос 4. Профессиональный этический кодекс.

· Кодекс прокурорского работника.

· Кодекс профессиональной этики сотрудника МВД.

· Кодекс судейской этики.

Тема 5. СУДЕБНАЯ ЭТИКА.

Вопрос 1. Понятие судебной этики, её структура. А.Ф, Кони о нравственных началах в уголовном процессе.

Судебная этика – это совокупность правил поведения профессиональных участников судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения.

Судебная этика - это научная дисциплина, которая изучает специфику проявления требований морали в сфере правосудия.

Тождество морали, т.е. мораль в сфере судопроизводства.

Структура судебной этики:

1. Этика судебных прений.

2. Этика обвинительной речи прокурора.

3. Этика речи защитника.

4. Этика ведения судебного разбирательства, а также нравственное содержание суда.

Кроме судебной этики есть этика прокурорского работника, адвоката и т.д.

Цитата из работы нравственные начала в уголовном судопроизводстве А.Ф. Кони – «Центр тяжести о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно – правовую деятельность судьи во всех её разветвлениях».

Совет судье: Судья должен мысленно себя поставить на место обвиняемого, а также не уместно судье бесцеремонно относиться к свидетелям, потерпевшему.

Совет прокурору: Прокурору желательно отличаться простотой своего языка, простые слова выражают глубину мысли.

Совет адвокату: Не превращать защиту в оправдание преступления. Цель и средства должны соответствовать друг другу в деятельности адвоката.

Практический разум открывает человеку нравственный закон (Кант.)

Кони опираясь на Канта, отмечает что, нравственный долг выражается в человеческом достоинстве и любви человека к нравственному закону.

Вопрос 2. Принципы судопроизводства.

1. Принцип законности.

2. Справедливости.

3. Презумпция невиновности.

4. Уважение чести и достоинства человека.

5. Принцип всестороннего, полного исследования всех обстоятельств дела.

6. Равенство граждан перед законом.

7. Принцип состязательности.

8. Принцип свободы оценки доказательств по внутреннему убеждению.

Не полный перечень!

Исследователи выделяют ещё и демократический принцип уголовного судопроизводства.

· Коллегиальность.

· Демократичность – участие народа в отправлении правосудия.

Принцип законности - Соблюдение нравственных требований, которые закреплены в законе. Соблюдать закон, конституцию и не поступать по произволу.

Принцип всестороннего, полного исследования всех обстоятельств дела - не установление ведет к искажению истины. Против этого принципа российский законодатель.

Равенство граждан перед законом – можно переформулировать.

Принцип состязательности - закреплено в УПК.

Принцип состязательности и равноправия сторон не реализуется на практике.

Принцип свободы оценки доказательств по внутреннему убеждению – закреплен в ст.17 УПК РФ. Нравственное содержание заключается в требовании доказательств по внутреннему убеждению.

Вопрос 3. Нравственное значение суда присяжных.

Тема 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ.

Долг бывает социальным, и касаться выполнения человеком общественных функций, связанных, прежде всего с его профессиональными обязанностями. Например, долг врача или долг судьи. Понятие долга касается и ситуаций, когда человек имеет право выбора, но общественная мораль заставляет его действовать, сообразуясь с принятыми правилами. Например, поддерживать чистоту и опрятность одежды, отправляясь в общественное место или оказать помощь человеку, которому стало плохо на улице.

Личный долг касается выполнения человеком обязанностей перед собой и своей семьей. Верующий человек видит свой личный долг в служении Богу, исполнении его заповедей. Личный долг движет человеком, который заботится о здоровье и благополучии близких ему людей.

Долг может исполняться человеком формально или с чувством ответственности и удовлетворения. Формальный долг предполагает исполнение своих обязанностей в рамках предписанных. Тогда обязанности выполняются аккуратно, но без участия внутренней заинтересованности и удовольствия от чувства выполненного долга.

Напротив, когда исполнение долга совпадает с внутренней потребностью в этом и ответственностью, то человек исполняет его не формально, а отдавая все свои силы и способности, испытывая при этом чувство морального удовлетворения.

Зачастую исполнение долга связано с наличием у человека высоких нравственных и моральных качеств. Это требуется в ситуациях, когда эти качества подвергаются постоянной проверке на прочность. Например, долг врача, военного или судьи. Общество предъявляет к таким людям особые требования. Все они произносят клятву, закрепляя перед обществом свой долг — выполнять свои обязанности на высоком моральном и нравственном уровне.

Понятие долга предусматривает трансформацию внешних обязанностей, предписанных человеку обществом во внутреннюю потребность их исполнять. Таким образом, из внешней категории долг постепенно переходит в категорию внутреннюю. Только тогда человек начинает добровольно и с ответственностью выполнять его. Диктаторские методы, когда человека заставляют насильно исполнять что-либо, не имеет отношения к понятию долга. Поэтому, все мировые диктатуры через общественное сознание внушают людям высокое чувство долга, используя при этом систему поощрений в виде положительного общественного мнения, создания некого культа из людей хорошо исполняющих свой долг. В демократичном обществе долг предусматривает внутреннюю добровольную потребность действовать в интересах других людей.

Все мы так или иначе документируем свою жизнь через социальные сети, блоги или даже личные дневники. Многие наслышаны о терапевтическом эффекте дневника и думают, что знают, как вести его правильно, чтобы выжать из интуитивного самоанализа максимум пользы. На самом деле с письменными практиками всё немного сложнее: не любые записи обладают терапевтическим эффектом, не все системы ведения дневника могут подойти конкретному человеку (некоторые могут даже навредить), ну и задачи у них тоже разные. Чтобы понять, с чего начать ведение полезного дневника, в чём отличие разных методик и какие правила соблюдать, чтобы себе не навредить, мы подготовили короткую справку.

Маша ВОрслав

Кто и зачем
придумал вести дневник


До того, как у человека появились современные средства связи, письмо было его главным средством коммуникации - не только с внешним миром, но и с собой. Дневники вели по-разному и о разном: японские фрейлины фиксировали внутреннюю кухню императорского двора, квакеры - от своих духовных изысканий, пассажиры «Мэйфлауэра» - тяготы трансатлантического плавания. Через многовековую пропасть все эти письмена объединяет психологическая составляющая: независимо от содержания дневника его побочным свойством всегда была проекция внутреннего состояния автора. В зависимости от того, насколько дисциплинированным, красноречивым и честным был пишущий, вырисовывался его более или менее четкий портрет. О том, что он может быть не только интересен посторонним читателям (в случае с мемуарами или биографиями), но и полезен для глубокого самоанализа, одним из первых задумался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф, который разработал доступную систему терапии и самопомощи (в известных пределах).

В 50-е годы прошлого века, то есть в начале своей карьеры, Прогофф решил отталкиваться от идей глубинной психологии и изучил траектории ее выдающихся приверженцев. Больше всего его заинтересовал подход Юнга: тот в отличие от Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Альфреда Адлера считал, что любой клиент обладает достаточными ресурсами для самопознания и самопомощи. Но Юнг настаивал на необходимости дорогой аналитической терапии, которую мог позволить далеко не каждый, и осязаемом участии психотерапевта (по мнению Прогоффа, харизма врача только мешает человеку понимать собственную уникальную систему символов и рефлексов, на существовании которой настаивал Юнг). Гуманистический подход Прогоффа подтолкнул его к поискам такой духовной практики, которая позволила бы даже небогатому человеку получить психологическую помощь. Кроме этого ему было важно максимально увести в тень фигуру врача, чтобы в ходе терапии человек опирался именно на свои ресурсы и руководствовался собственными оценками.

Что такое метод
Прогоффа и зачем он нужен


Ничего подобного Прогофф не нашел, поэтому пришлось выдумывать свою систему. За годы практики и преподавания он понял, чего недостает личным дневникам, чтобы не только сглаживать сиюминутные эмоции, но и стать ядром терапии (предшественники считали дневник лишь вспомогательным инструментом). По мнению Прогоффа, личный дневник часто является лишь площадкой для фиксации произошедшего, а не способом самопознания. «Когда дневник связан только с конкретной целью (поиском новой работы например), он теряет смысл после ее достижения. С ним можно комфортно пережить конкретный период, но не исследовать свою личность», - объяснял терапевт. Метод интенсивного ведения структурированного дневника помогает рассмотреть жизнь человека как единую историю, осознать свой прошлый опыт и оценить будущие перспективы. Иными словами, разобраться в отношениях и рабочих проблемах, справиться со стрессом и понять, как жить дальше, - после травмирующей ситуации и вообще.

Метод Прогоффа заключается в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части (к слову, тетрадь должна быть не сшитой, а на кольцах, чтобы в любой момент можно было добавить страницы туда, где необходимо). Если хорошо расслабиться перед письмом и не отвлекаться, получится зафиксировать не только рациональные рассуждения, но и «сумеречные» наблюдения - то есть те, которые приходят на ум любому человеку, когда тот занят монотонной деятельностью вроде бега или вязания. Прогофф считал «сумеречное восприятие» очень важной частью терапии, позволяющей получить более полное представление о прошлом и настоящем. В своей первоначальной форме метод предполагал обязательное участие квалифицированного фасилитатора , регулирующего групповые письменные практики. Фасилитаторов и по сей день готовят в центрах дневниковой терапии (The Center of Journal Therapy , Therapeutic Writing Institute например), но благодаря тому, что Прогофф в конце концов издал руководство «At a Journal Workshop », сегодня вести структурированный дневник может каждый, не прибегая к помощи центра. Правда, в таком случае нужно быть особенно бдительным и отслеживать свое психологическое состояние самому: погрустить пару-тройку часов после письма вполне нормально, но если с каждым погружением в себя становится хуже, стоит обратиться к психотерапевту (это правило - общее для любых письменных практик).

Чем отличаются
письменные практики


Большинство письменных практик направлены не на анализ всей жизни, а на решение насущных проблем. Иными словами, если в ваши планы не входит дисциплинированное самопознание, но нужно разобраться в эмоциях или понять, почему старая травма бередит душу, метод Прогоффа не подойдет, зато можно обратиться к идеям других психотерапевтов.

Отдельного внимания заслуживают околотерапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. По сути, они ничем не отличаются от обычного личного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации. Но 750 слов - это три страницы текста и достаточно большой объем, чтобы пишущий успел погрузиться слишком глубоко в собственные переживания. Терапевты предупреждают, что неструктурированное, не ограниченное по времени и тематически письмо опасно для наиболее травмированных людей: обычно они не могут распознать момент, когда стоит остановиться и больше не погружаться в болезненную тему. Психотерапевт Кейтлин Адамс заметила это и предложила некоторым своим клиентам простую схему: в качестве письменной практики им нужно было всего лишь закончить предложение вроде «Прямо сейчас я хочу…», «Мой самый большой страх - это…», «Сегодня я чувствую…». Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику. Это правило может взять на вооружение каждый, кто хочет обрести привычку вести дневник, но опасается его депрессивного эффекта. Дневник - не место для выжимания из себя больше и «лучше», и даже короткие регулярные записи будут полезны для анализа характера.

Заменяет ли
дневник психотерапию


Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Полезность изложения мыслей на бумаге (или в текстовом редакторе) вряд ли будет отрицать хоть один психотерапевт, но выстраивать вокруг него всю свою работу будет не каждый. В любом случае тем, кому действительно необходима помощь специалиста, даже самого структурированного дневника будет недостаточно (но, возможно, именно он покажет, что что-то не так, и подтолкнет записаться к врачу). В идеале любому человеку стоит время от времени обращаться к психологам и психотерапевтам хотя бы для того, чтобы убедиться, что всё хорошо, но если такой возможности нет, можно попробовать изучить себя самостоятельно - при условии соблюдения всей необходимой техники безопасности.

Как выбрать методику
и как себе не навредить


майндмэппинг тоже можно использовать для дневника (в ситуациях, когда требуется классное решение или незамыленный взгляд, такие карты - самое то). При самостоятельном поиске с осторожностью стоит подходить разве что к тем источникам, что рекомендуют ничем не ограниченное письмо (free writing): отсутствие любых указаний по теме или времени может быть небезопасно в тех случаях, когда автор дневника пытается проработать травмировавшую ситуацию или находится в угнетенном состоянии.

Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику. Писать нужно в спокойном состоянии, в месте, где вас не будут беспокоить, и в то время, когда вы не будете переживать о незавершенных делах. Одно из самых главных требований любой дневниковой методики - честность с самим собой, так что нелишним будет позаботиться о том, чтобы ваш дневник никто никогда не нашел. Из требования честности проистекает еще одно важное: личный текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и иностранные слова, главное - чтобы он максимально точно передавал то, что вы хотели бы зафиксировать.