Основные психологические проблемы детей раннего возраста. Психология детей раннего возраста. Появление потребности в общение со сверстниками

Елена Акулинина
Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

Выполнила

Воспитатель Акулинина Е. Ю.

Консультация для родителей правах ребенка дошкольника ".

Уважаемые родители ! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка , а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку .

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов . Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав . У ребенка , обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» , – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире :

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся :

Декларация прав ребенка (1959) ;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка .

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы , цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц , несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью , самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах , в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка » (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек , не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1) .

Все дети равны в своих правах (статья 2) . Дети имеют одинаковые права независимо от пола , цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3) . Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь .

Право на жизнь (статья 6) . Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7) . Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу .

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8) . Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19) . Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей , а также помогать ребенку , подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24) . Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья : на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право (статья 34) ребенок

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование . Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34) . Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,

Применение физического насилия к ребенку ,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания , высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность , неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,

Угрозы в адрес ребенка ,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке , пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста , как право на игру .

«Игра - ведущая деятельность дошкольника » . Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права », - утверждает Декларация прав ребенка .

Д. Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то , что он попросту не может нам дать - в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается , неуправляем . Причина не в ребенке , а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться : каким мы хотим вырастить своего ребенка ? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким ? (ответы родителей ) . Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка , вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши» .

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Задача педагогов – вырастить компетентную личность, способную самостоятельно принимать решения, признавать свои ошибки, отстаивать свое достоинство, реализовывать природные возможности.

Важно, как полученные знания влияют на компетентность дошкольника:

  • пригодятся ли в реальной жизни;
  • способствуют ли развитию самостоятельности ребенка;
  • сформируют ли творческое отношение к жизни.

Необходимо подчеркнуть, что система правового образования и воспитания должна быть непрерывной, начиная с дошкольного учреждения.

В семье, детском саду и тем более, начиная с первого года обучения, ребенку приходится сталкиваться с определенными правилами поведения, выбирать определенное отношение к ним: быть вежливым, честным, справедливым, уважать старших, ценить труд других, не обижать слабых и т.п.

Для детей эти явления выступают и как моральные, и как правовые, потому что они еще не могут разделить морально допустимое и законное. Эти понятия выступают как единое целое.

Работу дошкольного учреждения необходимо направлять в трех направлениях:

  • методическая и контрольно-аналитическая работа с педагогами;
  • учебно-воспитательная работа по правовой образованности дошкольников;
  • работа с родителями.

Для оказания методической целесообразно проводить мониторинг с целью выявления уровня осведомленности педагогов по проблемам правового воспитания.

Задачи методической работы с педагогами:

  • знакомить педагогов с инновационными технологиями, направленными на гармоничное развитие личности, с методами воздействия на сознание, эмоциональную и поведенческую сферу дошкольника;
  • определить основные формы, методы и средства развития у детей чувства собственного достоинства и самосознания, формирование знаний о своих правах, выделить права ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка, с которыми целесообразно знакомить дошкольников;
  • вызвать интерес педагогов к углубленному проработки проблемы.

Цель учебно-воспитательной работы с правовой образованности дошкольников – дать детям начальные знания о нормах поведения, формировать навыки их соблюдения, соответствующего отношения к правомерных действий, поступков, а также правонарушений, преступлений, вредных привычек и других проявлений антиобщественного поведения, воспитывать уважение к родителям, воспитателей, ровесников, людей преклонного возраста, знакомить с правилами бережного отношения к природе, своих вещей, предметов быта и тому подобное.

Для достижения указанной цели право-воспитательная работа с дошкольниками предполагает решение целого ряда задач.

Познавательные задачи

формировать у дошкольников:

  • понимание ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья людей;
  • представление о нашей стране, ее законах, правах и обязанностях людей, правилах и нормах их сосуществования в социуме;
  • правовое сознание, умение действовать в соответствии с законом;
  • уважение к таким ценностям, как свобода, равенство, справедливость; утверждать гуманистическую мораль;
  • адекватную самооценку, как регулятор морального поведения, что составляет основу таких чувств, как долг, ответственность, стыд, вина, совесть;
  • осознание своей зависимости от представителей старшего поколения;
  • понимание обязанностей относительно младших, внимательно и заботливо относиться к ним, опекать их, помогать им, проявлять правдивость, честность в отношениях с младшими, справедливость в оценке их поведения;
  • навыки при агрессивном поведении сверстников или взрослых, умение быстро обращаться за помощью в критической ситуации.

Учитывая возрастные особенности дошкольников с детьми необходимо общаться на понятном для них языке и исходить из следующих принципов:

  • связи правового воспитания с практическими жизненными ситуациями;
  • содержание информации должно соответствовать возрастному уровню жизненного опыта, мировоззрения, особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
  • сочетание коллективного и индивидуального подходов;
  • единстве правового и ;
  • логической последовательности правового воспитания: от получения знаний о нормах, до усвоения их на практике, и в дальнейшем к формированию осознанной установки относительно необходимости соблюдения каждым человеком;
  • приоритета игровых методов правового обучения и воспитания с целью активизации интереса к усвоению норм проживания в обществе;
  • интеграция различных видов детской деятельности;
  • целенаправленное использование народоведческого материала и художественных произведений;
  • постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.

Как известно, права не существуют без обязанностей. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей – главная суть воспитания правосознания. Что же такое обязанность в детском понимании?

Обязанность – это то, что дети должны делать, чтобы быть полезным себе и окружающим.

Как известно, ведущим видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Практика показывает, что игра – та волшебная палочка, которая превращает процесс обучения в интересное, захватывающее приключение.

Игра ориентирует малыша в социальной действительности, воспитывает в нем стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Игре детей нужно уделять большое внимание и тому, что в ней формируется характер, волевые качества, происходит «обучение жизни» по определенным правилам. Иначе говоря, в игре дети регламентируют свое поведение с помощью правил. Они ведут себя естественно и непринужденно.

В игре воспитывается позитивная самооценка и формируется на ее основе «Я»-концепция.

Используя разнообразные игровые упражнения, дети гораздо легче усваивают материал, работают с большим интересом.

В плане воспитательной работы с дошкольниками целесообразно проводить:

  • игры-упражнения на актуализацию «Я»;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить ситуации с определенным морально-правовым содержанием;
  • дидактические игры, например, «Сравни героев сказок», «Какое право нарушено», «Что хорошо, а что плохо», «Ступени правды (доброты, вежливости)» и другие;
  • игры-стратегии и сюжетно-ролевые игры.

Необходимо отметить, что процесс осознания ребенком себя как реально действующего лица находится под сильным влиянием так называемого идеального самообраза. Он формируется на ранних этапах развития личности в условиях положительных эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми, а также в результате отождествления себя с героями сказок, рассказов – носителями высоких моральных качеств.

Поэтому необходимо широко обращаться к произведениям художественной литературы и устного народного творчества. Благодаря умелому педагогическому руководству можно направить эмоциональное восприятие дошкольников художественных произведений в русло морального и правовоспитательной образования.

Особого признания среди педагогов получила, конечно, сказка как доступный и влиятельный жанр народного творчества.

Сказочные сюжеты, построенные на противопоставлении добра и зла, их борьбе, содержат яркие примеры гуманного и антигуманного поведения. Осуждая зло, разоблачая жестокость, сказки убеждают в необходимости отношений на началах добра и гуманизма.

Поэтому предлагается чтение произведений художественной литературы, в частности, сказок с последующим их обсуждением.

Целесообразно проводить литературные игры, которые могут быть как составной частью занятий по художественной литературы, так и проводиться отдельно как речевые занятия на литературном материале. В них может принимать участие небольшая группа детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою инициативу.

Приведем несколько предложений относительно таких занятий:

  • нарисовать словесный портрет действующих лиц;
  • придумать другое окончание сказки;
  • придумать сюжет, когда сказочные герои меняют свое поведение, и их поступки уже не причиняют боли, обиды, пренебрежения другим;
    ввести в сказочный сюжет нового героя;
  • представить себя на месте того или иного персонажа, передать его состояние, чувства и тому подобное.


Со старшими дошкольниками проводятся нравственно-этические беседы на такие темы: «Правила доброты», «Наши обязанности», «Как я могу помочь родителям», «Правила честности», «Добрые и плохие поступки» и другие. Интересным является метод условных знаков «Права ребенка».
Как известно, дети очень любят развлечения.

Развлечение проводится с целью обобщения всего, чему дети научились. Подбирая их, педагогам нужно применять материал, имеющий и правовиховну ценность. Песенки, стихи, сценки ненавязчиво, образно учат, что стыдно лениться, быть неряхой, обижать меньших и более слабых, лгать и т.д.

Но надо отметить, что без предварительной работы педагога детвора только смеется над «героями» произведений, не делая для себя никаких выводов.

Следовательно, следует усилить эмоциональные акценты бесед – ведь дети воспринимают мир прежде всего сердцем, чувствами, а уже потом умом. Поэтому имеем о негативном всегда говорить с отвращением, гневом, презрением, а о положительном – восторженно, с искренним уважением.
В правообразовательной работе с детьми целесообразно также использовать средства театра.

Как отмечают психологи, использование театра и элементов театрализованных действий расширяет власть сознания над эмоционально-инстинктивной сферой человека. Искусство театра влияет не только на сознание актера и зрителя, но и на глубинные психические процессы.

Ребенок не осознает того глубокого следа, который оставляет в его душе знакомство с театральным представлением, участие в драматизациях или театрализованных действиях, а взрослый видит «отзывы» благотворного влияния искусства в поведении, речи, жестах питомца.

Как известно, ведущую роль в . Это – первый очаг воспитания человечности, национального сознания, патриотизма и демократизма. Здесь прививают детям здоровые нормы и навыки культурного поведения, учат уважать родной язык, национальные обычаи и традиции, готовят к жизни.

Именно семья закладывает основы воспитания, особая прочность которого объясняется тем, что базируется оно на любви между родителями и детьми и теплые кровных взаимоотношений.



Пока мы наблюдаем, что во многих семьях основной педагогический арсенал в отношении детей состоит лишь из собственного детского опыта нынешних родителей.

Далеко не всегда в семьях почитают права ребенка, способствующих воспитанию свободной, самостоятельной, ответственной и демократически ориентированной личности.

Поэтому насущной задачей является создание своеобразного педагогического всеобуча родителей.

Главное в сотрудничестве с каждой семьей – помочь родителям понять и принять современные гуманистические идеи и ориентиры, которые основываются на уважении к личности ребенка, заботе о его всестороннем развитии.

Поскольку первые уроки отношений с окружающим миром ребенок получает в родительском доме, из-за недостаточности жизненного опыта все, что он тут наблюдает, воспринимается им как норма, как модель человеческих взаимоотношений, эталон для собственного поведения.

Критерием результативности выступает совокупность следующих показателей: знания ребенком способов поведения с определенными моральными правилами, соблюдение их в разных видах деятельности – в игре, в играх-занятиях, в трудовой, бытовой деятельности; понимания значения нравственного поведения; знание ребенком элементарных прав и обязанностей ребенка, понимание связи между понятиями: «право», «правило», «честь», «долг», понимание своего статуса в обществе, умения анализировать поведение взрослых по отношению к детям, стремление ребенка к высокой самооценки. (No Ratings Yet)

О правах ребенка дошкольника

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

Применение физического насилия к ребенку,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

Угрозы в адрес ребенка,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать - в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Родителям о правах ребенка дошкольника.

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет возможности для нормального роста и здорового развития.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ , касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959 г.) является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка.

Конвенция (1989 г.) признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения юридическое право:

На воспитание; - на развитие; - на защиту.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей.

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При этом должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, грубого обращения (статья 19).

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия

заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обязано обеспечить, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.

Нарушением прав ребенка можно считать:

лишение свободы движения,

уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

применение физического насилия к ребенку,

унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

угрозы в адрес ребенка,

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Особенно важно для ребёнка дошкольного возраста

право на игру.

«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером.

Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», утверждает Декларация прав ребенка.

Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (если дети будут играть в солдат), нельзя учить их целиться в человека. Лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы. Лучше использовать отечественные сказки и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Родителям о правах ребенка дошкольника.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные "привилегии". Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема "Права ребенка". Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское гораздо ярче. Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, - права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них. Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет. Содержание прав ребенка - проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:


Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников. Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача - помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.