Заха хадид и ее творение архитектора. Из чего состоит архитектура захи хадид. Малые формы и предметы быта

Заха Хадид (Zaha Hadid) – известнейший британский архитектор арабского происхождения, чьи удивительные и невероятные работы прославились на весь мир. Давайте же узнаем немного о ней самой и посмотрим на ее как реализованные проекты, так и «проекты в проектах».

Родилась Заха 31 октября 1950 года в городе Багдад (Ирак). Начальное образование получила во французской школе при монастыре в Багдаде, потом уехала в Ливан изучать математику в одном из американских университетов, а далее перебралась в Лондон (Великобритания), где в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию.

Карьера Захи началась в архитектурном бюро «OMA», под надзором учителя, известнейшего голландского архитектора Рема Колхаса (Remment Koolhaas). И уже в 1980 году Хадид основала свою собственную архитектурную студию под названием «Zaha Hadid Architects ».

Заха питает слабость к нетрадиционной архитектуре, искаженной перспективе, острым углам и изогнутым формам. Но большинство проектов ее студии остаются нереализованными именно из-за нестандартного подхода. И лишь спустя десять лет, в 1990 году, Хадид получает первый серьезный заказ на разработку проекта пожарной части «Vitra», после которого о ней начинают говорить как о непревзойденном мастере деконструктивизма.

В 1998 году Заха реализовывает новый проект – Центр современного искусства Розенталя, расположенный в Цинцинатти (США).

5. космический корабль для Наоми

Примечателен ее проект футуристической башни « », расположенной в Гонконге. В башне разместилась университетская школа дизайна с просторным лекционным залом, десять аудиторий и множество дизайнерских студий и мастерских. Помимо прочего здесь же появится музей дизайна, будут проходить временные и постоянные выставки и откроется обзорная галерея.

7. футуристическая башня

2004 год – разработка проекта , строительство которого началось в 2009 году. «Citylife» состоит из семи «извилистых» зданий разной высоты, от 5 до 13 этажей каждое. Отличительным архитектурным элементом являются изогнутые балконы и скошенная крыша с широкими крытыми террасами, придающая элегантный вид пентхаусам.

9. комплекс Citylife

В 2004 году Заха получает официальное признание публики и становится первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию.

В 2007 году студия «Zaha Hadid Architects» проектирует новое здание – . Постройка, выполненная по последнему слову дизайна, представляет собой культурный комплекс, включающий пять функциональных зон – художественную галерею, музей, лабораторию дизайна, выставочный центр и парк истории и культуры города площадью 30.000 кв.метров. Изогнутый фасад покрыт алюминиевыми панелями в количестве более сорока пяти тысяч штук.

11. Dongdaemun design park & plaza

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Гениальные работы самой известной женщины-архитектора.

Заха Хадид - выдающийся архитектор современности. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов).

Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой.

В память о величайшем архитекторе сайт собрал для вас ее лучшие проекты.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго

Музей транспорта Риверсайд в Глазго уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет. Но оно того стоило.

Футбольный стадион 2022, Катар

Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 кв. м. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города.

Жилой дом в Манхэттене, США

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.

Политехнический университет в Гонконге, Китай

Новый университет призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.

Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.

40-этажный отель в Макао, Китай

Здание состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году, открытие запланировано на начало 2017 года.

Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.

Заха Хадид на фоне спроектированного ею музея транспорта в Глазго

Заха Хадид - лауреат Притцкеровской премии (аналога Нобелевской в архитектуре), первая женщина и мусульманка, получившая её, обладательница титула Дамы-Командора ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась 31 марта 2016 года от сердечного приступа, но её работы остаются одними из самых ярких в истории современной архитектуры.
Заха Хадид родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором. Сначала Заха получила математическое образование в Американском университете в Бейруте. Но в 1972 году отправилась в Великобританию, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился.
В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects . Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.
Ее проект клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился. В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик под влиянием общественного мнения, после полутора лет конфликтов, отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Эти и другие проекты принесли ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остались на бумаге. Во многом, из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993), Германия.

Vitra Fire Station | Germany RIM Creation

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США. С этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, 2003 Roland Halbe

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах мира. Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).
Личная жизнь Хадид никогда прилюдно не обсуждалась. Известно лишь, что она жила в историческом районе Лондона Кларкенуэлл неподалеку от офиса, а ее дом представлял собой хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Заха называла себя мусульманкой. Она ушла из жизни 21 марта 2016 года, в госпитале в Майами, где лечилась от бронхита. Но она оставила своё представление о городах будущего.

Вот несколько реализованных проектов Захи Хадид.

Великобритания, Оксфорд, 2015


Корпус Investcorp Центра Ближнего Востока Колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета Luke Hayes

Италия, Салерно, 2016. Морской терминал в Салерно


Морской терминал в Салерно Hélène Binet

Китай, Гуанчжоу, 2016. Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza


Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza Zaha Hadid Architects

Бельгия, Антверпен, 2016. Здание администрации порта Антверпена


Здание администрации порта Антверпена Hélène Binet

В непосредственной близости от Москвы в подмосковном элитном поселке Барвиха тоже есть творение Захи Хадид, принадлежащее Владиславу Доронину. Дом под названием Capital Hill Residence в виде космического корабля построили в экостиле - смеси современных технологий с природными формами. Дом расположен в отдалении от соседних особняков посреди соснового бора. Его площадь 2 650 кв. м. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.


Частный особняк в Барвихе, Россия

Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 2017. Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы


Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы Hufton+Crow

Словакия, Братислава, 2017. Комплекс Sky Park


Комплекс Sky Park Penta Investments

Италия, Афрагола, 2017. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь - Афрагола


Вокзал скоростной железной дороги Неаполь-Афрагола Jacopo Spilimbergo

Горный музей Месснера - Corones. Италия, 2015


Горный Музей Месснера - Corones Inexhibit

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.


Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Музей транспорта Риверсайд в Глазго изначально планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет.


Музей транспорта Риверсайд в Глазго

В 2015 году в Москве на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, было построен офисное здание по проекту Захи Хадид.


Бизнес-центр Dominion Tower Hufton + Crow

Павильоны Бернхема в Чикаго стали данью памяти известному американскому градостроителю Дэниэлю Бернхему. Внутри демонстрировались аудио- и видеоинсталляции, показывающие развитие Чикаго, из прошлого в будущее.


Павильоны Бернхема в Чикаго, США

Проекты Захи Хадид в процессе реализации

Стадион в портовом городе Аль-Вакра, Катар, будет частью грандиозного строительства на площади 585 000 кв. м. Его вместимость 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.


Футбольный стадион 2022, Катар

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.


Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

В Сербии комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города


Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.


Жилой дом в Манхэттене, США

Новый университет в Гонконге призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.


Политехнический университет в Гонконге, Китай

В Бонне студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.


Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Здание в Макао, Китай, состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году.


40-этажный отель в Макао, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша, Китай. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.


Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Высокие небоскребы призваны стать новым бизнес-центром Дубаи. Как и полагается зданиям такого масштаба, здесь будут умещаться офисы, гостиница и торговый центр.


Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

21-этажное здание в Абу-Даби высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.


Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Новый олимпийский стадион Токио будет построен на месте прежнего стадиона, известного по Олимпиаде 1964 года, и станет главным олимпийским объектом страны восходящего солнца. Он рассчитан на 80 тыс. человек, а его площадь составит 290 000 кв. м. Завершение строительства запланировано на 2018 год.


Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Источники.

Архитектурное проектирование прерогатива не только мужчин. В 2004 году Притцкеровскую премию получила Заха Хадид, став первой женщиной ее удостоенной.

Притцкеровская премия — награда, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры (считается Нобелевской премией архитектуры ).

На момент получения премии Заха смогла воплотить в жизнь не более пяти скромных сооружений, но уже через десять лет фирма, которую организовала Заха Хадид в 1980 году - Zaha Hadid Architects создала 950 проектов в 44 странах мира. В настоящий момент в штате трудятся 400 архитекторов 55 национальностей.

У Хадид не было сложной биографии. Она родилась в 1950 году в Ираке в семье богатого и проевропейского промышленника. Жила в одном из первых в Багдаде модернистских домов, ставшим для нее символом прогрессивных взглядов и зародившим любовь к архитектуре. После школы уехала учиться математике в Бейрут, оттуда — в Лондон, и уже практически не возвращалась на родину. В Великобритании она поступила в архитектурную школу, где ее наставником стал великий голландец Рем Колхас. Подобно учителю, обожала русский авангард: ее дипломный проект отеля-моста над Темзой 1977 года — одна большая отсылка к Малевичу. Хадид была настолько одаренной, что Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите» , а сразу после выпуска из школы взял партнером в бюро OMA. Спустя три года она уйдет, чтобы начать свою практику.

Свой первый конкурс Хадид выиграла в Гонконге — в 1982 году с проектом спортивного клуба на вершине одной из местных гор. Ее предложение — отрицающая гравитацию супрематическая композиция — принесло Хадид известность среди специалистов. Оно могло бы запустить ее карьеру, но этого не случилось: клуб не построили, от проекта остались лишь красивые аксонометрии. Парадоксально, но причиной стали не технические трудности или радикализм проекта, а начавшееся обсуждение грядущей передачи города от Великобритании Китаю. Риски потери Гонконгом свободы были так сильны, что через год заказчик предпочел отменить строительство. Хадид вернулась в Лондон и на деньги, вырученные от конкурса, открыла офис и стала работать в "стол".

Первое здание она построила только через десять лет, в 1993 году — небольшую пожарную станцию для мебельной компании Vitra, которая своим летящим козырьком-крылом вполне бы могла сойти за павильон работы советских авангардистов 1920-х годов. Еще через пару лет она трижды выиграла конкурс на создание оперы в Кардиффе, но ее не построили. Перед получением Притцкера у Хадид и вовсе была одна серьезная работа — завершенный за год до премии Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати, названный, правда, самым важным новым зданием в США со времен завершения холодной войны.

Летом 2014 года, открывая свое новое здание в Гонконге, Заха Хадид выглядела триумфатором. Алюминиевая изогнутая Башня инноваций местного технологического университета, зажатая между эстакадами шоссе и безликими многоэтажками южного Коулуна, казалась бы чуждой в любом окружении. То ли омытая морем скала, то ли космический корабль, который сошел бы впору жокеям из «Прометея» Ридли Скотта, — ее здания выглядят передовыми технологическими продуктами , большими гаджетами, кусочками идеально просчитанного на компьютере будущего, внезапно оказавшимися на несовершенной планете. Но не это стало причиной триумфа — не здание, а сам город. Две трети своей карьеры Заха Хадид была бумажным архитектором, популярным лишь среди критиков. Виновник ее отложенного успеха именно Гонконг.

Задним числом может показаться, что награждение Захи Хадид было политическим решением притцкеровского жюри. Представьте: авангардист с неограниченной фантазией, женщина в мужской профессии (не единственная — в середине 1990-х известности уже добилась француженка Одиль Декк, — но какая разница), к тому же родом из страны третьего мира. Но, скорее, награда была выдана авансом — с надеждой, что она переосмыслит язык современной архитектуры. Начиная с 1997 года, когда Фрэнк Гери открыл в Бильбао деконструктивистский музей Гуггенхайма, мир захлестнула мода на мировых архитекторов-суперзвезд, ставших героями популярной культуры. Хадид должна была стать самой самобытной из них.

И стала: в 2010 и 2011 годах она дважды подряд выиграла престижную британскую премию Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Эвелин Грейс в Лондоне. Расположенный на севере Рима музей MAXXI и вовсе opus magnum Хадид, к которому она шла три десятилетия. Теперь Хадид больше не заботит деконструктивизм: с середины 2000-х ее постройки имеют плавные формы, а их дизайн просчитывается на компьютере как сложное уравнение, связывающее все части здания. За последнее отвечает соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, являющийся главным теоретиком параметрической архитектуры. Работая в стол, они ждали, когда технологии смогут воплотить в жизнь их воображение, и вот дождались.

Внутренности MAXXI — это то ли кишечник странного животного, то ли русло подземной реки, вымывающей себе путь через толщи железобетона. Если модернистская архитектура XX века стремилась к небу и была отчетливо воздушной, то архитектура Хадид — «водная», она живет в мире без гравитации, а ее условные пространства без пола и потолка перетекают друг в друга. В этом есть что-то восточное, словно Хадид вспоминает родную культуру и рисует проекты как арабскую каллиграфию. Самобытно ли это? Очень. Проблема в том, что, став массовой, эта архитектура становится предсказуемой в своей необычности. Она так непривычна и так чужда европейцу, что все время выглядит на одно лицо, словно Хадид раз за разом придумывает одно и то же. Более того, оказывается, что эту самобытную архитектуру не так уж сложно скопировать: в Китае у британки уже появились пираты.

Выиграв конкурс в 2007 году в Азербайджане, Zaha Hadid Architects проектировала центр Гейдара Алиева. После обретения независимости в 1991 году, Баку стремится всеми силами уйти от архитектры советского наследия. Построенный в 2012 году центр, призван выразить чувства азербайджанской культуры и показать оптимизм нации, которая с надеждой смотрит в будущее.

Обвинения в самоповторах не самое страшное. Превратившись из бумажного в массового архитектора, Заха Хадид оказалась в ловушке: она стала модным архитектором-суперзвездой ровно тогда, когда мода на таких звезд стала сходить на нет. Оказалось, что эффект Бильбао не работает; после рецессии 2008 года в моде левизна, бережливость и социальный подход. Постройки Хадид — полная противоположность: в 2014 году ее ругают за то, что пространство в ее зданиях используется неэффективно, что ее работы дорого возводить и еще дороже обслуживать, что она строит везде, особенно в Китае и нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где совсем не соблюдаются права человека.

Ей ставят в вину рабочих, гибнущих на строительстве похожего на вагину стадиона в Катаре. В ответ Хадид и Шумахер заявляют, что архитектор не должен думать о социальной справедливости, он должен хорошо выполнять свою работу. Они говорят, что их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми и что благодаря этим зданиям в будущем общество станет прогрессивнее и гуманнее. Им не то чтобы верят, а притцкеровское жюри словно в шутку отдает новую премию японцу, который строит временные дома из картона для беженцев и пострадавших от землетрясений.

Впрочем, сама Хадид в этом не виновата. Весь прошлый век авангардные архитекторы продавали не здания, а надежду на прогресс и воспоминания о светлом будущем. Но технический прогресс не гарантирует социальной справедливости, и в начале XXI века человечество испытало кризис веры. Никто не полетел осваивать далекие планеты, неожиданного будущего нет — есть лишь чуть более зеленое и эффективное настоящее с продвинутыми гаджетами. Всю жизнь Заха Хадид была авангардным архитектором, но теперь ей больше нечего продавать. В 2014 году ее необычные постройки — это всего лишь здания.

О личной жизни и взглядах Захи Хадид известно немного. У нее сложный характер, она бывает эмоциональна и нетерпелива, но вряд ли ей откажешь в обаянии. Она обещала никогда не строить тюрем — «даже если это будут самые роскошные тюрьмы на свете». Из-за карьеры она так и не вышла замуж. У нее нет детей. Она говорит, что хотела бы их, но, видимо, уже в другой жизни. Хадид называет себя мусульманкой, но не то чтобы верит в бога. Она не считает себя феминисткой, но радуется, что ее пример вдохновил многих людей по всему миру. Она уверена, что женщины умные и сильные.

Квартира Захи Хадид находится неподалеку от офиса в лондонском Клеркенвелле, — и судя по тому, что говорят побывавшие там люди, это хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Белое, безликое и бездушное — не столько дом, сколько временное и необжитое пристанище. Хадид водит BMW, любит Comme des Garçons, иногда смотрит «Mad Men», слишком часто заглядывает в свой телефон. У нее нет личной жизни — у нее есть проекты. В 2014 году Заха Хадид в шестой раз попала в шорт-лист премии Стерлинга за Центр водных видов спорта , построенный к лондонской Олимпиаде 2012 года.

Несмотря на критику в прессе, в следующем году она откроет еще пять иконических зданий в разных концах света, а через год — еще пять, и ее почти наверняка номинируют в седьмой, восьмой и миллионный раз. Сейчас Хадид 65 лет, ее партнеру Патрику Шумахеру — всего 53, почти ничто по меркам индустрии. Их бюро загружено работой на десятилетие вперед. Светлого будущего не существует, но у них все еще впереди.

В 2015 году Заха Хадид включена в список 100 самых влиятельных деятелей Европы по номером 59.

Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982-1983)

Архитектура обладает очень важным свойством - считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры - Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.

«Бумажный» архитектор

Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас . Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.


Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)

В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро , но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.


Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид

Начало успеха

Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году - маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.


Пожарная часть компании - производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)

Следующий реализованный проект - жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994-2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.


Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994-2005)

Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов - мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет - с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.


Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997-2010)

Длина моста - 842 метра, высота - 60 метров, пропускная способность - 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.


Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998-2001)


Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999-2002)

Первая женщина-архитектор в истории

Перед тем как Хадид получила премию Притцкера , у нее был реализован лишь один масштабный проект - Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997-2003)

Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» - так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.


Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя

Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.

От деконструктивизма к параметризму

Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.


«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)

Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.


Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку

Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.

Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

Путь наверх - «антигравитационная» архитектура

В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.

Центр водных видов спорта в Лондоне

Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.


Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005-2010)

Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.


Схема трансформации центра после Олимпийских игр - 2012 в Лондоне

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку


Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007-2012)

Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year - 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.


Проект культурного центра Гейдара Алиева


Фасады, сечения и форма кровли-обертки

В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.

Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид

Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.


Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008-2012)

Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.

Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».


Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония


Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу - 2022. Катар (2013 - не достроен)

Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.

В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса