Академик холмогоров. Андрей николаевич колмогоров биография. Колмогоров и реформа математического образования в средней школе

Доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (), академик Академии Наук СССР (), лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда . Колмогоров - один из основоположников современной теории вероятностей , им получены фундаментальные результаты в топологии , математической логике , теории турбулентности , теории сложности алгоритмов и ряде других областей математики и её приложений.

Биография

Ранние годы

Мать Колмогорова - Мария Яковлевна Колмогорова ( -) умерла при родах. Отец - Николай Матвеевич Катаев, по образованию агроном (окончил Петровскую (Тимирязевскую) академию), погиб в 1919 году во время деникинского наступления. Мальчик был усыновлён и воспитывался сестрой матери, Верой Яковлевной Колмогоровой. Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними - десятком ребятишек - по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. Правда, это была всего-навсего известная алгебраическая закономерность, но ведь мальчик сам её подметил, без посторонней помощи!

В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию. Она была организована кружком московской прогрессивной интеллигенции и всё время находилась под угрозой закрытия.

Андрей уже в те годы обнаруживает замечательные математические способности, но всё-таки ещё рано говорить, что дальнейший путь его уже определился. Были ещё увлечение историей, социологией. Одно время он мечтал стать лесничим. «В -1920 годах жизнь в Москве была нелёгкой, - вспоминал Андрей Николаевич. - В школах серьёзно занимались только самые настойчивые. В это время мне пришлось уехать на строительство железной дороги Казань-Екатеринбург. Одновременно с работой я продолжал заниматься самостоятельно, готовясь сдать экстерном за среднюю школу. По возвращении в Москву я испытал некоторое разочарование: удостоверение об окончании школы мне выдали, даже не потрудившись проэкзаменовать».

Университет

Когда в 1920 г. Андрей Колмогоров стал думать о поступлении в институт, перед ним возник вечный вопрос: чему себя посвятить, какому делу? Влечёт его на математическое отделение университета, но есть и сомнение: здесь чистая наука, а техника - дело, пожалуй, более серьёзное. Вот, допустим, металлургический факультет Менделеевского института! Настоящее мужское дело, кроме того, перспективное. Андрей решает поступать и туда и сюда. Но вскоре ему становится ясно, что чистая наука тоже очень актуальна, и он делает выбор в её пользу.

В 1920 г. он поступил на математическое отделение Московского университета . «Задумав заниматься серьёзной наукой, я, конечно, стремился учиться у лучших математиков, - вспоминал позднее учёный. - Мне посчастливилось заниматься у П. С. Урысона , П. С. Александрова , В. В. Степанова и Н. Н. Лузина , которого, по-видимому, следует считать по преимуществу моим учителем в математике. Но они „находили“ меня лишь в том смысле, что оценивали приносимые мною работы. „Цель жизни“ подросток или юноша должен, мне кажется, найти себе сам. Старшие могут этому лишь помочь» .

В первые же месяцы Андрей сдал экзамены за курс. А как студент второго курса он получает право на «стипендию»: «…я получил право на 16 килограммов хлеба и 1 килограмм масла в месяц, что, по представлениям того времени, обозначало уже полное материальное благополучие. » Теперь есть и свободное время. Оно отдаётся попыткам решить уже поставленные математические задачи.

Лекции профессора Московского университета Николая Николаевича Лузина , по свидетельству современников, были выдающимся явлением. У Лузина никогда не было заранее предписанной формы изложения. И его лекции ни в коем случае не могли служить образцом для подражания. У него было редкое чувство аудитории. Он, как настоящий актёр, выступающий на театральной сцене и прекрасно чувствующий реакцию зрительного зала, имел постоянный контакт со студентами. Профессор умел приводить студентов в соприкосновение с собственной математической мыслью, открывая таинства своей научной лаборатории. Приглашал к совместной духовной деятельности, к сотворчеству. А какой это был праздник, когда Лузин приглашал учеников к себе домой на знаменитые «среды»! Беседы за чашкой чая о научных проблемах… Впрочем, почему обязательно о научных? Тем для разговора было предостаточно. Он умел зажечь молодёжь желанием научного подвига, привить веру в собственные силы, и через это чувство приходило другое - понимание необходимости полной отдачи любимому делу.

Колмогоров впервые обратил на себя внимание профессора на одной лекции. Лузин, как всегда, вёл занятия, постоянно обращаясь к слушателям с вопросами, заданиями. И когда он сказал: «Давайте строить доказательство теоремы, исходя из следующего предположения…» - в аудитории поднялась рука Андрея Колмогорова: «Профессор, оно ошибочно…» . За вопросом «почему» последовал краткий ответ первокурсника. Довольный Лузин кивнул: «Что ж, приходите на кружок, доложите нам свои соображения более развёрнуто» . "Хотя моё достижение было довольно детским, оно сделало меня известным в «Лузитании» , - вспоминал Андрей Николаевич.

Но через год серьёзные результаты, полученные восемнадцатилетним второкурсником Андреем Колмогоровым, обратили на себя настоящее внимание «патриарха». С некоторой торжественностью Николай Николаевич предлагает Колмогорову приходить в определённый день и час недели, предназначенный для учеников его курса. Подобное приглашение, по понятиям «Лузитании», следовало расценивать как присвоение почётного звания ученика. Как признание способностей.

Со временем отношение Колмогорова к Лузину поменялось. Под влиянием Павла Сергеевича Александрова , также бывшего ученика Лузина, он принял участие в политическом преследовании их общего учителя, так называемом деле Лузина , которое едва не закончилось репрессиями против Лузина. С самим Александровым Колмогоров был связан дружескими узами до конца жизни.

Начало научной деятельности

Первые публикации Колмогорова были посвящены проблемам дескриптивной и метрической теории функций. Наиболее ранняя из них появилась в 1923 году. Обсуждавшиеся в середине двадцатых годов повсюду, в том числе в Москве, вопросы оснований математического анализа и тесно с ними связанные исследования по математической логике привлекли внимание Колмогорова почти в самом начале его творчества. Он принял участие в дискуссиях между двумя основными противостоявшими тогда методологическими школами - формально-аксиоматической (Д. Гильберт) и интуиционистской (Л. Э. Я. Брауэр и Г. Вейль). При этом он получил совершенно неожиданный первоклассный результат, доказав в г., что все известные предложения классической формальной логики при определённой интерпретации переходят в предложения интуиционистской логики. Глубокий интерес к философии математики Колмогоров сохранил навсегда.

Особое значение для приложения математических методов к естествознанию и практическим наукам имел закон больших чисел . Разыскать необходимые и достаточные условия, при которых он имеет место, - вот в чём заключался искомый результат. Крупнейшие математики многих стран на протяжении десятилетий безуспешно старались его получить. В 1926 году эти условия были получены аспирантом Колмогоровым.

Многие годы тесного и плодотворного сотрудничества связывали его с А. Я. Хинчиным , который в то время начал разработку вопросов теории вероятностей. Она и стала областью совместной деятельности учёных. Наука «о случае» ещё со времён Чебышева являлась как бы русской национальной наукой. Её успехи преумножили многие советские математики, но современный вид теория вероятностей получила благодаря аксиоматизации , предложенной Андреем Николаевичем в и окончательно в . Своей работой - Основные понятия теории вероятностей, опубликованной в 1933 году на немецком (Grundbegriffe der Wahrscheinlichkeitrechnung) и русском языках, А. Н. Колмогоров по существу заложил фундамент современной теории вероятности, основанной на теории меры.

Андрей Николаевич до конца своих дней считал теорию вероятностей главной своей специальностью, хотя областей математики, в которых он работал, можно насчитать добрых два десятка. Но тогда только начиналась дорога Колмогорова и его друзей в науке. Они много работали, но не теряли чувства юмора. В шутку называли уравнения с частными производными «уравнениями с несчастными производными», такой специальный термин, как конечные разности, переиначивался в «разные конечности», а теория вероятностей - в «теорию неприятностей».

Профессура

А 23 июня 1941 года состоялось расширенное заседание Президиума Академии наук СССР . Принятое на нём решение кладёт начало перестройке деятельности научных учреждений. Теперь главное - военная тематика: все силы, все знания - победе. Советские математики по заданию Главного артиллерийского управления армии ведут сложные работы в области баллистики и механики. Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, даёт определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе. После окончания войны Колмогоров возвращается к мирным исследованиям.

Трудно даже кратко осветить вклад Колмогорова в другие области математики - общую теорию операций над множествами, теорию интеграла, теорию информации , гидродинамику , небесную механику и т. д. вплоть до лингвистики . Во всех этих дисциплинах многие методы и теоремы Колмогорова являются, по общему признанию, классическими, а влияние его работ, как и работ его многочисленных учеников, среди которых немало выдающихся математиков, на общий ход развития математики чрезвычайно велико.

Круг жизненных интересов Андрея Николаевича не замыкался чистой математикой, объединению отдельных разделов которой в одно целое он посвятил свою жизнь. Его увлекали и философские проблемы (например, он сформулировал новый гносеологический принцип - Гносеологический принцип А. Н. Колмогорова), и история науки, и живопись, и литература, и музыка.

Политическая активность

Подписал письмо против восхваления Сталина.

Реформа школьного математического образования

К середине 1960-х гг. руководство Министерства просвещения СССР пришло к заключению, что система преподавания математики в советской средней школе находится в глубоком кризисе и нуждается в реформах. Было признано, что в средней школе преподаётся лишь устарелая математика, а новейшие её достижения не освещаются. Модернизация системы математического образования осуществлялась Министерством просвещения СССР при участии Академии педагогических наук и Академии наук СССР. Руководство Отделения математики АН СССР рекомендовало для работы по модернизации академика А. Н. Колмогорова, который играл в этих реформах руководящую роль.

Результаты этой деятельности академика были оценены неоднозначно и продолжают вызывать много споров.

Последние годы

Академик Колмогоров - почётный член многих иностранных академий и научных обществ. В марте 1963 года учёный был удостоен международной премии Бальцана (этой премией он был награждён вместе с композитором Хиндемитом, биологом Фришем, историком Моррисоном и главой Римской католической церкви Папой Иоанном XXIII). В том же году Андрею Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году ему присуждена Ленинская премия (совместно с В. И. Арнольдом). В последние годы Колмогоров заведовал кафедрой математической логики.

«Я принадлежу, - говорил учёный, - к тем крайне отчаянным кибернетикам, которые не видят никаких принципиальных ограничений в кибернетическом подходе к проблеме жизни и полагают, что можно анализировать жизнь во всей её полноте, в том числе и человеческое сознание, методами кибернетики. Продвижение в понимании механизма высшей нервной деятельности, включая и высшие проявления человеческого творчества, по-моему, ничего не убавляет в ценности и красоте творческих достижений человека».

Ученики

Когда одного из молодых коллег Колмогорова спросили, какие чувства он испытывает по отношению к своему учителю, тот ответил: «Паническое уважение… Знаете, Андрей Николаевич одаривает нас таким количеством своих блестящих идей, что их хватило бы на сотни прекрасных разработок» .

Замечательная закономерность: многие из учеников Колмогорова, обретая самостоятельность, начинали играть ведущую роль в избранном направлении исследований. И академик с гордостью подчёркивает, что наиболее дороги ему ученики, превзошедшие учителя в научных поисках. Можно удивляться колмогоровскому подвижничеству, его способности одновременно заниматься - и небезуспешно! - сразу множеством дел. Это и руководство университетской лабораторией статистических методов исследования, и заботы о физико-математической школе-интернате , инициатором создания которой Андрей Николаевич являлся, и дела московского математического общества, и работа в редколлегиях «Кванта » - журнала для школьников и «Математики в школе » - методического журнала для учителей, и научная и преподавательская деятельность, и подготовка статей, брошюр, книг, учебников. Колмогорова никогда не приходилось упрашивать выступить на студенческом диспуте, встретиться со школьниками на вечере. По сути дела, он всегда был в окружении молодых. Его очень любили, к его мнению всегда прислушивались. Свою роль играл не только авторитет всемирно известного ученого, но и простота, внимание, духовная щедрость, которую он излучал.

Многие ученики Колмогорова стали крупными учёными в разных областях науки, среди них - В. И. Арнольд , И. М. Гельфанд , М. Д. Миллионщиков , Ю. В. Прохоров , А. М. Обухов , А. С. Монин, А. Н. Ширяев , С. М. Никольский . Сам Колмогоров говорил: «Мне повезло на талантливых учеников. Многие из них, начав работу вместе со мной в какой-нибудь области, потом переходили на новую тематику и уже совершенно независимо от меня получали замечательные результаты. Скажу в виде шутки, что в настоящее время один из моих учеников управляет земной атмосферой (А. М. Обухов), а другой - океанами (А. С. Монин)» .

Литература

Книги, статьи, публикации Колмогорова

  • А. Н. Колмогоров, Об операциях над множествами, Матем. сб., 1928, 35:3-4
  • А. Н. Колмогоров, Общая теория меры и исчисление вероятностей // Труды Коммунистической академии. Математика. - М.: 1929, т. 1. С. 8 - 21.
  • А. Н. Колмогоров, Об аналитических методах в теории вероятностей, УМН, 1938:5, 5-41
  • А. Н. Колмогоров, Основные понятия теории вероятностей. Изд. 2-е, М. Наука, 1974, 120 с.
  • А. Н. Колмогоров, Теория информации и теория алгоритмов. - М.: Наука, 1987. - 304 с.
  • А. Н. Колмогоров, С. В. Фомин, Элементы теории функций и функционального анализа. 4-е изд. М. Наука. 1976 г. 544 с.
  • А. Н. Колмогоров, Теория вероятностей и математическая статистика. М. Наука 1986 г. 534с.
  • А. Н. Колмогоров, «О профессии математика». М., Изд-во Московского Университета, 1988, 32с.
  • А. Н. Колмогоров, «Математика - наука и профессия». М.: Наука, 1988 г., 288 с.
  • А. Н. Колмогоров, И. Г. Журбенко, А. В. Прохоров, «Введение в теорию вероятностей». М.: Наука, 1982 г., 160 с.
  • A.N.Kolmogorov, Grundbegriffe der Wahrscheinlichkeitrechnung, in Ergebnisse der Mathematik, Berlin. 1933.
  • A.N.Kolmogorov, Foundations of the theory of probability. Chelsea Pub. Co; 2nd edition (1956) 84 p.
  • A.N.Kolmogorov, S.V.Fomin, Elements of the Theory of Functions and Functional Analysis. Dover Publications (February 16, 1999), p.288. ISBN 978-0486406831
  • A.N. Kolmogorov, S.V. Fomin, Introductory Real Analysis (Hardcover)R.A. Silverman (Translator). Prentice Hall (January 1, 2009), 403 p. ISBN 978-0135022788

О Колмогорове

  • 100 великих учёных. Самин Д. К. М.: Вече, 2000. - 592 с. - 100 великих. ISBN 5-7838-0649-8

См. также

  • Неравенство Колмогорова

Ссылки

Некоторые публикации А. Н. Колмогорова

  • А. Н. Колмогоров О профессии математика . - М.: Изд-во Московского Университета, 1988. - 32 с.
  • А. Н. Колмогоров Математика - наука и профессия . - М.: Наука, 1988. - 288 с.
  • А. Н. Колмогоров, И. Г. Журбенко, А. В. Прохоров Введение в теорию вероятностей . - М.: Наука, 1982. - 160 с.
  • Статьи Колмогорова в журнале Квант (1970-1993).
  • A. N. Kolmogorov

(1903-1987) русский математик

Андрей Николаевич Колмогоров родился в 1903 году в городе Тамбове. В том же году умерла его мать, Мария Яковлевна, его усыновила и стала воспитывать сестра матери Вера Яковлевна. К ней Андрей относился как к родной матери. Отец, Николай Матвеевич Катаев, был сыном священника, получил высшее агрономическое образование. Фамилию Андрей Николаевич взял материнскую, поскольку отец никакого участия в воспитании сына не принимал. Итак, по матери Андрей Николаевич Колмогоров имел дворянское происхождение: его дед Яков Степанович был угличским предводителем дворянства. У него был большой дом в Ярославле и недалеко от Ярославля имение Туношна на речке Туношонка, в том месте, где она впадает в Волгу. Детство Андрея прошло как раз в этом имении.

В 1910 году Вера Яковлевна с семилетним Андрюшей переехала в Москву. Жили на проценты с капитала, полученного от отца, но после революции все усложнилось. Вера Яковлевна должна была работать, чтобы не умереть с голоду: она работала заведующей клубом, библиотекарем, делопроизводителем.

В Москве Андрей учился в частной гимназии Е.А. Репман, которая после революции стала 23-й школой второй ступени. После школы 17-летний Андрей Колмогоров работал на железной дороге Москва-Свердловск. Осенью 1920 года он поступил в Московский государственный университет на физико-математический факультет. На третьем курсе университета Андрей Николаевич после лекций пошел в школу и стал работать учителем математики и физики. На первом курсе Колмогоров слушал лекции Н.Н. Лузина, на семинаре решал проблему, поставленную учителем. Узнав об этом, Н.Н. Лузин предложил Андрею Колмогорову стать его учеником.

В студенческие годы работы Колмогорова делают его имя известным в математическом мире. После университета он стал аспирантом Лузина. Одновременно с другим учеником Лузина, А.Я. Хинчиным работает в области теории вероятностей. Как потом напишет Андрей Колмогоров в своей автобиографии, «теория вероятностей - это основная моя узкая специальность».

С 1929 года начинается дружба двух великих математиков - Андрея Николаевича Колмогорова и П.С. Александрова. Они не разлучаются всю жизнь. В 1982 году, в день смерти Павла Сергеевича Александрова, Колмогоров сказал: «Для меня эти 52 года нашей тесной и неразрывной дружбы явились основой того, что вся моя жизнь в целом оказалась преисполненной счастья, а основой моего благополучия явилась непрестанная заботливость со стороны Павла Сергеевича».

В 1931 году Андрей Колмогоров становится профессором МГУ. А еще через два года выходит его главная монография «Основные понятия теории вероятностей».

Осенью 1942 года Андрей Николаевич женился на Анне Дмитриевне Егоровой, которую знал со школьной скамьи.

Перед войной он работает в области случайных процессов, турбулентности, алгебраической топологии, а во время войны, как и все ученые, помогает военной инженерной науке.

После войны очередной взлет творчества уже всемирно известного ученого связан с его работами по небесной механике, проблемам Гильберта, динамическим системам, теории информации. Он становится профессором Парижского университета и Берлинского университета им. Гумбольдта. По словам академика П.С. Александрова, «Андрею Николаевичу Колмогорову принадлежит первое место среди всех советских математиков по числу иностранных академий и научных обществ, избравших его своим членом, а также университетов, сделавших его своим почетным доктором. Среди них находим: Парижскую академию наук, Лондонское королевское общество, Общегерманскую академию «Леопольдина», Национальную академию США, основанное В. Франклином Американское философское общество, Парижский, Берлинский, Варшавский университеты и др.».

Если открыть известную монографию Абрахама и Марсдена «Основания механики», то в галерее портретов великих ученых-механиков находим и портрет Архимеда, и портрет Андрея Колмогорова. Имя Колмогорова известно в самых различных областях современной науки: теории стрельбы, теории статистических методов контроля массовой продукции и др. А известный ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев согласился быть редактором сборника стиховедческих работ Андрея Николаевича Колмогорова (Андрей Николаевич занимался теорией стиха).

Он был редактором математического раздела 1-го издания Большой Советской Энциклопедии, глубоко занимался вопросами математического образования в школах и университетах. Среди его учеников - всемирно известные исследователи М.Д. Миллионщиков, Ю.В. Прохоров, Б.В. Гнеденко, И.М. Гельфанд и др.

Его называли человеком Возрождения, человеком античности. Одно из главных измерений творчества великого ученого - глубина исследований. «Во всем мне хочется дойти до самой сути», - сказал Пастернак, и Колмогоров проникал в своих исследованиях на максимальную глубину вопроса, доходил до сути проблемы. Гениальность его результатов исследований подтверждается тем, что с течением времени они используются вновь и вновь, в них обнаруживаются новые зерна научной истины. Дело в том, что гений Андрея Колмогорова опережал время. Его педагогические идеи - это идеи XXI века. Он знал школу изнутри как учитель и извне как великий математик и как организатор школы-интерната при МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова .

Андрей Колмогоров был прост и доступен, и у доски, испачканный мелом, и в байдарке со своим учеником, и вечером у костра, где ученики всегда были рядом с академиком. Добавим, что школа Колмогорова не имеет себе равных в мире.

Он был Героем Социалистического Труда, награжден многими орденами и премиями.

«Я жил, всегда руководствуясь тем тезисом,
что истина - благо, что наш долг - её находить и отстаивать»

А.Н. Колмогоров

Русский математик, создатель своей математической школы. Инициатор создания системы физико-математического образования для одарённых школьников.

«Сам Колмогоров вырос в богатой семье, ещё до революции основавшей в Ярославле собственную школу, - он рос практически при ней, с пяти лет придумывал математические задачки. Студентом Колмогоров преподавал в экспериментальной школе в Москве, которая была построена по принципу Дальтоновской школы - самой знаменитой школы Америки. Потом он успел пожить в Берлине во время культурного расцвета тридцатых годов».

Алещёнок С., В поисках ответа (интервью с Машей Гессен), журнал «Сноб», 2009 г., N 10, с. 148.

После окончаниия МГУ «…на протяжении пятнадцати лет примерно раз в два года Колмогоров либо получает классический результат, либо открывает новое научное направление».

Тихомиров В.М., Андрей Николаевич Колмогоров, М., «Наука», 2006 г., с. 51.

«В возрасте примерно сорока лет он составил «Конкретный план того, как сделаться великим человеком, если на то хватит охоты и усердия». Согласно этому плану, Колмогоров должен был к шестидесяти годам прекратить занятия наукой и посвятить оставшуюся жизнь преподаванию в средней школе. Он действовал в соответствии с планом. В 1950-х Колмогоров испытал новый творческий подъём и публиковался почти так же активно, как тогда, когда был тридцатилетним (это очень необычно для математика), а после остановился и обратил все свое внимание на школьное образование.

Весной 1935 года Колмогоров и Александров организовали в Москве первую математическую олимпиаду для детей. Это помогло заложить фундамент международных математических олимпиад. Четверть века спустя Колмогоров объединил усилия с Исааком Кикоиным, неофициальным лидером советской ядерной физики, с подачи которого в СССР начали проводить школьные олимпиады по физике. Поскольку единственной ценностью, которую государство видело в математике и физике, было их военное применение, Колмогоров и Кикоин решили убедить советских лидеров в том, что элитарные физико-математические спецшколы обеспечат страну мозгами, необходимыми для победы в гонке вооружений. Проект поддержал член ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев , который спустя пять лет станет главой государства. В августе 1963 года Совет министров СССР издал постановление об учреждении математических школ-интернатов, и в декабре они открылись в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске. Большинством их руководили ученики Колмогорова, который лично наблюдал за составлением учебных планов. В августе Колмогоров организовал в подмосковном поселке Красновидово летнюю математическую школу. Были отобраны 46 победителей и призёров Всероссийской математической олимпиады. Колмогоров и его аспиранты вели занятия, читали лекции по математике и водили учеников в походы по окрестным лесам. Наконец, 19 юношей были отобраны для учебы в новой физико-математической школе-интернате при МГУ».

Гессен М.А., Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия, М., «Астрель», 2011 г., с. 54.

Профессор Г.И. Баренблатт сообщает мнение А.Н. Колмогорова о составе и функционировании Академий наук: «В период промышленной революции и географических открытий правители нуждались в советах людей, которые превыше всего ставили свою репутацию. Поэтому одной из главных задач академий является избрание новых членов - удостоверение их как экспертов. Для устойчивого существования академии нужно, чтобы по крайней мере треть её членов составляли те, кого по их заслугам нельзя не избрать, каковы бы ни были их личные свойства, иначе это ослабит Академию наук. Ещё 40% членов могут составлять учёные, которые, если их избрать, будут хорошими академиками, но если их не избрать - катастрофы не будет. И только при этих условиях на оставшиеся места можно выбирать тех, кого нельзя выбирать »

Цитируется по: Горобец Б.С., Советские физики шутят… Хотя бывало не до шуток, М., «Урсс», 2010 г., с. 197.

«Объективное изучение в терминах кибернетики некоторых наиболее тонких видов творческой деятельности человека может уже в ближайшем будущем получить большое практическое значение. Вот пример, наиболее близкий математикам. Общеизвестно, что карандаш и бумага необходимы математику в процессе интуитивных творческих поисков. Вместо полностью выписанных формул иногда на бумаге появляются их предположительные схемы с незаполненными местами, несколько линий и точек изображают фигуры в многомерном или бесконечномерном пространстве, иногда знаками обозначается ход перебора вариантов, сгруппированных по принципам, которые перестраиваются в ходе перебора, и т. д. Вполне возможно, что вычислительные машины с надлежащим устройством ввода и вывода данных могли бы быть полезны уже на этой стадии научной работы. Естественно, что разработка методики такого употребления машин предполагает предварительное объективное изучение процесса творческих поисков учёного»

Колмогоров А. Н., Жизнь и мышление как особые формы существования материи, в кн. «О сущности жизни», М., «Наука», 1964 г., с. 54-55.

Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987 гг.) – выдающийся ученый ХХ столетия. Родился математик 25.04.1903 в губернском городе Тамбове. Мама будущего академика - Колмогорова Мария Яковлевна во время родов сильно заболела и умерла, а мальчика взяла к себе на жительство его тетя В. Я. Колмогорова. Все ранние годы маленького Андрюши прошли в дедовском доме в с. Туношна Ярославской области. Дед был церковный батюшка. Отец математика - Катаев Николай Матвеевич, имел агрономическое образование, но сгинул (1919) в пламени гражданской войны, сражаясь на Южном фронте с белогвардейскими войсками.

По словам самого ученого, математикой он увлекся в возрасте 6 лет, открыв для себя в ней "радость математического познания" . В той дедовой деревне его тети устроили нечто вроде школы для группы детей и обучали их по самому последнему слову педагогики. Отец воспитанием сына не занимался.

В 1910 г. тетя забирает мальчика в Москву, где он обучается в учебном заведении Е.А. Репман, ставшей после революционных событий шк. №23. Через десять лет, по окончании ее, поступает в МГУ на физмат. Помимо точной науки Колмогоров серьезно увлекается и историей, одновременно обучается на математическом отделении ХТИ им. Д.И. Менделеева. Учеником Колмогорова Л.А. Бассалыго найдены и опубликованы ранние исторические труды своего учителя.

По воспоминаниям бывшего советского студента, он был весьма благополучен, получив после успешно сданной сессии " возможность каждый месяц на пуд хлебушка и 1 кг маслица".

В 1922 г совсем молодой юноша получает всемирное признание за то, что построил ряд Фурье, расходящийся почти всюду. В последующее время ученый успешно ведет преподавание, профессор МГУ, и дружит с наукой, он руководит Институтом математики и механики при родном вузе. В 1935 г. им основывается новая кафедра теории вероятностей. Ею он будет управлять вплоть до 1966 г.

С 1922 по 1925 г. состоит преподавателем математики, воспитывает школьников в Потылихинской наркомпросовской школе. Объясняет свою работу в среднем звене большой нуждой в деньгах, но вспоминает о ней с удовольствием и моральным удовлетворением, так как сумел привить к своей науке интерес и любовь учащихся.

С 1924 г. увлекается теорией вероятностей. Дебют по этой теме - "О сходимости рядов, члены которых определяются случаем" (вместе с А.Я.Хинчиным). Любимым наставником все эти годы был Н.Н.Лузин.

К числу работ того времени принадлежит и "О принципе "tertium non datur". К 1927 году относится окончание работы по закону повторного логарифма. Не все труды Колмогрова были одобрены его старшим товарищем Н.Н. Лузиным, некоторые были опубликованы спустя несколько лет после их написания.

В 1929 г. Колмогоров оканчивает аспирантуру, не защищая диссертации. Существующий ныне порядок был введен лишь в 1934 г. С 1936 г. Андрей Николаевич увлеченно трудится над созданием знаменитых советских энциклопедий (БСЭ и МСЭ). Находясь во главе отдела математики, он создает большое количество статей для этого издания.

1939 г. принес А.Н.Колмогорову членство в Союзной академии, и до 1942 г. он трудится академиком-секретарем отделения физико-математических наук. На рубеже 30-х-40-х гг. увлекается турбулентностью и после завершения военных действий в стране основывает с нуля лабораторию атмосферной турбулентности Института теоретической геофизики АН СССР. Перед самым вероломным нападением Германии (1940 г.) награждается Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1941-1945 гг. не остается в стороне и разрабатывает серию статей по теории стрельбы.

В 1942 году Колмогоров женится. Его избранницей становится Анна Дмитриевна Егорова - бывшая школьная подруга по гимназии. С нею он прожил не один десяток счастливых лет. Супруга пережила его всего лишь на один год, скончавшись в 1988 г.

В 60-е гг. им создана уникальная лаборатория вероятностных и статистических методов. Вплоть до 1976 г. Колмогоров - ее заведующий. Мысль о создании посетила ученого после его индийской поездки, где его сильно поразила работа статистического института. Такая лаборатория была для СССР новаторством. Великому математику принадлежит идея по совершенно новой по тем временам специальности - биометрике.

Уделяется внимание и состоянию обучения математике в школе эпохи социализма. В соавторстве с П.С. Александровым создается замечательная "Алгебра", выучившая не одно поколение СССР алгебраическим премудростям. Вместе с С.В.Фоминым выпускают учебное пособие "Элементы теории функций..." (1-ый вып.). При нем была основана физико-математическая школа-интернат при Московском университете, с 1989 г. школа носит имя академика А.Н. Колмогорова. Помимо этого редактирует печатное издание "Успехи математических наук" вплоть до самой смерти, его усилиями появляется юношеский журнал "Квант".

Живет активной научной жизнью, участвуя в математических конференциях и конгрессах по всему свету. Награжден правительством Сталинской премией, неоднократно Орденом Ленина (7) и медалью "За доблестный труд", премией им. П.Л.Чебышева АН СССР, является почетным членом ММО, Героем Социалистического Труда, обладателем Международной премии Balzan Prize, The Wolf Foundation и мн. др.

Маститые современники вспоминают Колмогорова не только потому, что он был выдающимся ученым, но и потому, что был настоящим человеком. Многих талантливых математиков он пригрел под своим крылом и спас от нападок и непонимания со стороны начальства. Являлся и талантливым администратором, при нем его любимый факультет достиг своего наивысшего расцвета. При переходе в Математический институт им. В.А.Стеклова АН СССР, руководит отделом математической статистики и теории информации.

20 октября 1987 г. не стало гения Колмогорова, который достойно занимает почетное место в числе ученых мирового масштаба. Погребен академик на Новодевичьем кладбище.