Управление вниманием в процессе деятельности. Управление вниманием. Тренировка внимания: упражнения

В настоящее время единой ("устойчивой") классификации проблем не существует. Нередко к проблемам относят лишь очень крупные научные и хозяйственные проблемы. В работе В.М. Добкина под проблемами понимаются все те вопросы деятельности предприятий, институтов и отраслей, обоснованное решение которых требует проработки, выявления и сравнения нескольких возможных вариантов.

Исходя из представленного выше широкого определения проблем выделяют две их категории: стабилизации и развития.

Проблемами стабилизации называются такие, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы. К решению проблем стабилизации относится также совокупность мер, которые без изменения основных характеристик системы корректируют процессы текущей деятельности. При этом учитываются изменяющиеся условия протекания установившегося производственного процесса (в том числе возникающие дополнительные возможности использования ресурсов) и колебания потребности в продукции, в том числе ее различных сортовых разновидностей.

На уровне предприятия, подотрасли и отрасли решение этих проблем обозначают термином "управление производством", понимая под ним совокупность мер по управлению основным и вспомогательным производствами, материально-техническим снабжением и сбытом, а также по их текущему планированию.

Проблемами развития и совершенствования систем называют такие, ешение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления объектом. Решение этих проблем можно рассматривать как совокупность мер по переводу системы из исходного состояния в новое, отличающееся от прежнего лучшими техническими характеристиками, лучшей организацией. Это обеспечивает более высокую эффективность системы. На решение проблем развития и совершенствования систем направлено перспективное планирование, управление научно-исследовательскими и опытными работами, проектирование, капитальное строительство, обеспечение технического и организационного прогресса, в том числе внедрение новой техники, планирование и реализация организационно-технических мероприятий, весь комплекс работ по совершенствованию планирования и управления.

А.Г. Венделин выделяет две категории проблем: проблемы улучшения деятельности и проблемы нахождения принципиально нового решения.

Сталкиваясь с необходимостью улучшения какого-либо вида деятельности, мы прежде всего пытаемся определить саму проблему, ищем то звено, элемент или подсистему, которые не отвечают предъявляемым к ним требованиям, вызывают "ненормальности" в работе.

При подходе к решению проблемы, как к созданию чего-то принципиально нового, процесс решения становится значительно сложнее. Здесь нельзя ограничиться описанием ситуации. Решающее значение приобретает учет действия объективных законов социального и экономического развития, определение тенденции этого развития в рассматриваемой области. Определив направление развития, выделяют сами проблемы, подлежащие рассмотрению. Как видим, несмотря на различные названия, категории проблем, рассматриваемые в работах и по своей сути совпадают. Совсем Другой подход классификации проблем предлагается в работе Дж. Клира . 3 качестве классификационных признаков используются степень фор- 1ал изации, характер проявления и степень связанности проблем.

По степени формализации проблемы подразделяются следующим образом:

 неструктурированные (описание на качественном уровне и решение эвристическими методами на основе опыта и интуиции);

 слабоструктурированные (качественное и количественное описание частично формализована предметная область), для решения которых и предназначен системный подход;

 структурированные (обычно решаются методами исследования операций).

По характеру проявления проблемы подразделяются на повторяющиеся, аналогичные, новые и уникальные.

По степени связанности выделяют комплексные и автономные проблемы.

Следующий вид классификации проблем (см. например ) связывают с уровнем решения, выделяя четыре уровня проблем и решений.

Первый уровень - рутинные проблемы, рутинные решения. На этом уровне руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий предсказуемо. Функция руководителя в том, чтобы "почувствовать" и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Второй уровень - селективные проблемы, инициативные решения. На этом уровне требуется доля инициативы и свободы.

Руководитель оценивает достоинства нескольких возможных решений и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.

Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью того, что оно окажется приемлемым и эффективным.

Третий уровень - адаптационные проблемы, новое решение известной проблемы.

На этом уровне руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Четвертый уровень - инновационные проблемы, новое решение неизвестной проблемы - сложной, требующей совершенно нового подхода. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать для своего решения создания новой отрасли науки или технологии.

С.Л. Оптнер делит проблемы на качественные, количественные, шанные (количественно-качественные) и слабоструктурированные (наличие качественного и количественного описания и частично формализована предметная область).

Количественные проблемы выражаются в числах или в таких символах, которые в конце концов могут быть выражены в числовых оценках. Особенности количественных проблем: точность, надежность решения, строгость и управляемость.

Точность - возможность с помощью методов статистики и вычислительных машин воспроизвести структуру проблемы и установить ее численные значения и их диапазон.

Надежность решения - установление доверительных интервалов или вероятности осуществления решения.

Строгость - зеркальное отражение надежности (установление критических значений величин элементов проблемы).

Управляемость - способность быстро реагировать на изменения показателей (параметров) системы и манипулировать ими.

Качественные проблемы описываются качественными характеристиками, свойствами (связаны с детальным перечислением будущих или плохо определенных ресурсов и их свойств или характеристик).

Качественные проблемы относятся к разряду неструктурированных или очень слабо структурированных. Кроме того, качественные проблемы не могут быть легко выражены в их логических компонентах. В решении этих проблем главную роль играют суждение, интуиция, опыт, а иногда просто осторожность или безрассудность.

Проблемы, обладающие и качественными, и количественными сторонами, называются смешанными, или количественно-качественными проблемами.

В условиях делового мира, который представляет собой множество организационных и эргатических систем, действует большое количество сложных, слабоорганизованных входных воздействий. Они составляют смешанный, неясный и неизмеримый фон внешней среды (мораль, дух коллектива, кооперирование и т.д.).

Для делового мира характерно большое число входов. Они имеют преходящие состояния и отношения. Обстановке, в которой воспринимаются входы или выходы, не придана структура, позволяющая реагировать на всякий и каждый элемент данных. На каждом уровне организации существует относительно немного конкретных лиц, воспринимающих смешанные или обобщенные входы, а еще меньше людей, способных интерпретировать причины возникновения хаотических выходов организации. Смешанные проблемы могут иметь как количественные, так и качественные аспекты.

Наиболее трудны как раз те проблемы, которые связывают организацию (целостность) с окружающей средой. Основная операция при решении такой проблемы - выделение (идентификация) системы. Это операция, в основном, качественная и заключается в определении связей элементов (т.е. структуры) и их свойств. Количественные оценки могут быть произведены только после определения свойств. Ошибки при выделении системы могут быть двух типов: объединение необъединимого и разделение неразделимого.

При планировании исследований и разработок, при определении политики относительно продукции или рынка, при диверсификации и приобретении значение математических методов невелико. Эти проблемы вообще относятся к компетенции самого верхнего уровня руководства.

В дополнение к проблемам, стоящим перед высшим руководством, существует множество качественных проблем в каждом отделе любой компании (ведомства), которые разрешаются с помощью суждений. Суждение определяется как выполняемая человеком операция, включающая сравнение и различие. Суждение является средством, с помощью которого формулируется знание, оценки и отношения.

Слабоструктурированная проблема - это такая проблема, состав элементов которой и их связи известны только частично. Возможны различные ситуации, порождающие слабоструктурированные проблемы. Например, если некоторые новые возможности уже сложились, но еще не осознаны, неизбежно возникают слабоструктурированные проблемы.

Одна из задач, возникающая при решении таких проблем, состоит в том, чтобы выделить полезные, ценные элементы эвристического процесса. Другая задача состоит в отыскании подходящих способов определения наличия высокого риска возможного способа действий. Конечно, изобретения или творческие предложения, которые могут повлиять на результат эвристического решения проблемы, не должны быть оставлены в стороне.

Обобщая различные способы классификации проблем, можно привести их к следующим трем видам:

оперативные проблемы -- проблемы, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы. Это структурированные проблемы. Решение этих проблем связано с количественной их оценкой, наличием хорошо отработанных альтернативных наборов действий в той или другой ситуации;

проблемы совершенствования и развития систем - проблемы, решение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления объектом, а также внедрения новых идей. Это слабо структурированные проблемы, решение которых является объектом исследования системного анализа и синтеза;

инновационные проблемы - проблемы, решение которых связано с выработкой новых идей и внедрением нововведений. Это очень слабо структурированные (или неструктурированные) проблемы. Решение этих проблем связано с порождением новых идей и применением эвристических методов на основе опыта и интуиции.

Объектом нашего дальнейшего изучения будут проблемы совершенствования и развития систем, а также инновационные проблемы.

Проблемы бывают объективные и субъективные, внутренние и внешние. Если эти разновидности проблем не различать, происходит большая путаница и возникают ненужные споры. В первую очередь необходимо различать объективную проблему (объективный источник серьезных затруднений, помеха процессу нормальной жизнедеятельности) и субъективную проблему (жизненное затруднение, воспринимаемое сквозь призму страха).

  • Объективная проблема

Объективная проблема - объективный источник серьезных затруднений, то, что мешает процессу нормальной жизнедельности и достижению целей. Отсутствие денег, болезнь, нехватка времени.

Субъективная проблема - образ объективного затруднения как страшащей проблемы, а не организующей задачи. Жизненного затруднения по факту может и не быть, но происходящее воспринимается (переживается) как нечто страшное: темное, тяжелое и давящее, лишающее возможностей, света и радости. Жизненное затруднение, воспринимаемое сквозь призму страха, или чувство страха, рисующий жизненные затруднения.

  • Внешние проблемы

Проблемы, причину которых человек видит в чем-то для него внешнем. Меня не пускают окружившие меня люди - это внешняя проблема.

  • Внутренние проблемы

Проблемы, причину которых человек в чем-то лежащем в нем, в чем-то для него внутреннем. Это душевные, психологические и личностные проблемы. Меня не пускает вперед внутренних страх - это моя внутренняя проблема

49. Условия неопределённости и риска при разработке решений.

В развитии экономики неопределенность вызывается двумя основными причинами. Во-первых, ход планируемых и управляемых процессов, а также внешние воздействия на эти процессы не могут быть точно предсказуемы из-за действия случайных факторов и ограниченности человеческого познания в каждый момент времени. Во-вторых, общегосударственное планирование и управление при наличии множества самостоятельных экономических субъектов с особыми интересами не позволяет точно предвидеть результаты их взаимодействий.

Условия неопределенности при принятии решений характеризуются отсутствием достаточного количества информации для целесообразной организации действий. Неполнота и неточность информации об объективных процессах и экономическом поведении усиливают неопределенность. Информация по содержанию в ней степени неопределенности, условно подразделяется на три группы.

1. Исходная информация – заранее накопленная и подготовленная информация, неопределенность которой характеризуется неполнотой, недостоверностью и несоответствием содержанию решения. Источники неопределенности: недостатки в организации статистической и информационной службы, отсутствие достаточных знаний механизмов функционирования предприятия и внешней среды, невозможность надежной оценки значений отдельных параметров (например, человеческого фактора). Мероприятия организационного и технологического характера (например, налаживание учета данных, их систематизация, использование квалифицированных работников и пр.) уменьшают неопределенность исходной информации.



2. Оперативная информация – текущая информация о состоянии объекта управления, которая отражает состояние объекта, тенденции его развития, будущие условия функционирования, стратегии деятельности, возможные альтернативы решений и критерии их выбора. Оперативная информация поступает в процессе разработки и реализации решения в виде обратной связи и в результате логико-аналитической переработки информации с использованием математических методов и моделей. Неопределенность этой информации зависит: от исходной информации, от особенностей функционирования объекта, от надежности используемых методов разрешения неопределенности.

3. Субъективная информация – это результат волевого акта лица, принимающего решение о выборе того или иного значения конкретного параметра элементов информационной структуры, основанного на его индивидуальном опыте, интуитивных суждениях и профессионализме. Неопределенность этой группы информации характеризуется тем, что абсолютная определенность познаний об объекте или явлении невозможна в силу ограниченных возможностей наших знаний, а также дефицита времени для разработки решений. Неопределенность этой информации разрешается субъективным выбором параметров.



Большое значение имеет анализ информации для решений, принимаемых в экстремальных ситуациях, которым свойственно внезапное появление острых проблем, требующих немедленных решений, например, в результате аварий на производстве, природных катаклизмов, кардинальных перемен в экономической, политической жизни или в военной обстановке.

Основными признаками решений, принимаемых в подобных ситуациях, являются высокая начальная неопределенность, крайняя ограниченность времени и цена риска при выборе лучшей альтернативы. Характер экстремальности определяет особенности принимаемых решений. Различают три класса экстремальных ситуаций.

1.Первый класс – число возможных вариантов развития событий незначительно, есть возможность их предвидения и подготовки к разрешению возникающих проблем, которые решаются методами ситуационного управления. Для этого разрабатываются специальные стандарты решений по выходу из экстремальной ситуации. Идентификация принадлежности ситуаций к тому или иному стандарту устанавливается по определенным признакам в виде значений критичных параметров либо других показателей.

2.Второй класс – число возможных вариантов развития событий велико, что исключает предварительную подготовку к разрешению конкретных проблем. Предусмотреть стандартные решения невозможно, поэтому успех разрешения проблем определяется действиями лица, принимающего решения, которые зависят от его нравственно-психологических и организационно-профессиональных качеств.

3.Третий класс – непрогнозируемые ситуации, которые являются крайним проявлением ситуаций второго класса. Выход из них полностью определяется действиями лица, принимающего решения.

В ходе подготовки к экстремальным условиям работы выполняются следующие мероприятия:

– анализируются возможные экстремальные ситуации и подготавливаются сценарии развития событий;

– разрабатываются инструкции к реализации сценариев и последовательность конкретных действий;

– подготавливается состав работников, причастных к принятию решений в условиях экстремальных ситуаций, с учетом их специальной подготовки;

– формируется специальный резерв для действий в условиях экстремальных ситуаций.

Качество процесса разработки решений зависит от полноты учета всех факторов, оказывающих влияние на последствия принятых решений. Неопределенность информации может быть устранена полностью или частично двумя путями: углубленным изучением имеющейся информации либо приобретением недостающей информации.

С точки зрения математики неопределенность проявляется в тех случаях, когда результатом действия является набор решений (альтернатив), вероятность которых неизвестна. Управленческий риск рассматривается как характеристика управленческой деятельности, осуществляемая в ситуации неопределенности из-за недостатка информации.

Информационный аспект процесса управления риском заключается в преобразовании информации о факторах и источниках неопределенности в информацию об уровнях вероятности осуществления неопределенности в процессе производства и реализации продуктов производства. Полученная информация преобразуется в информацию о показателях уровня эффективности (или неэффективности) результатов деятельности в условиях риска и негативном воздействии деятельности на экологические и социальные условия жизни.

Процесс выработки и реализации решений в условиях риска включает следующие стадии (рис. 2.12.):

информационный анализ внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировка факторов, которые зависят от меняющихся условий;

– структуризация выявленных проблем;

– разработка вариантов решений предусматривает определение для каждого варианта пределов возможного негативного проявления риска; оценка риска производится по: экономическим, социальным, экологическим, правовым, организационным, имиджевым аспектам;

– принятие решения содержит его комплексное обоснование, вероятность и параметры допустимого риска;

– управление реализацией риск-решения и контроль параметров риска, в процессе реализации решения выявляются организационные риски (невыполнение задания, задержка поставки материалов и оборудования и пр.), которые требуют оперативного принятия мер;

– оценка эффективности риск-решения включает определение эффективности достигнутого уровня как отношение упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском.

Разработка решений в условиях неопределенности и риска требует не только изучения внешней среды, но и ее прогнозирования – предположение динамики развития ситуации в будущем, основанное на имеющейся информации.

Большинство менеджеров удерживает от принятия рискованных решений возможность негативных последствий, которые могут проявиться в уменьшении капитала, нарушениях в сбалансированности производства, появлении экологических и других потерь в производственной сфере. Последствия решений при выборе предпочтительного варианта управленческих действий в условиях неопределенности можно оценить через систему критериев, предусматривающих различную степень риска. Возможными формами критерия являются:

– критерий крайнего оптимизма «верь в удачу»;

– критерий «минимального сожаления», выбирается стратегия, имеющая наименьшую разницу между оценками успеха по возможным ситуациям;

– критерий максимального сожаления «меньше сожаления в будущем»;

– критерий Гурвица «компромисс»;

– критерий математического ожидания;

– критерий Вальда (наибольшая осторожность), «рассчитывай на худшее», выбирается стратегия, ориентированная на максимум успеха, при появлении худшего варианта условий;

– критерий Сэвиджа (минимизация большого риска) «рассчитывай на лучшее», выбирается стратегия, ориентированная на максимум успеха, предполагающая появление предпочтительных условий;

– критерий Лапласа «ориентируйся на среднее», выбирается стратегия, дающая максимальный успех в среднем по всему набору возможных ситуаций.

Разработка решений в условиях неопределенности осуществляется с помощью экономико-математических моделей игрового характера. При этом применительно к конкретным ситуациям выбор действия определяется не только оценкой различных исходов, но и возможными альтернативами действий конкурентов либо иных элементов внешней среды.

С учетом индивидуальных особенностей выделяются осторожные руководители, которые придерживается правила минимизации максимальных потерь (правило минимакса) и руководители оптимисты, которые склонны к выбору решения с максимальным результатом из всех лучших (правило максимакса). Иначе, одни руководители ориентируются на минимальные потери, другие – на максимальный выигрыш. В большинстве случаев руководители отдают предпочтение минимаксным решениям, варианты высокорезультативных решений игнорируются во избежание риска.

Принцип максимина означает предположение о том, что руководитель проявляет осторожность, выбирая стратегию, ориентированную на максимальный из возможных минимальных результатов. Основу расчетов представляет матрица исходов, включающая таблицу обстоятельств при конкретном варианте действий, продиктованных определенными условиями внешней среды.

В условиях, когда отсутствуют данные о вероятности, но существует отдаленная возможность оценки результатов действий, также используются специальные приемы: при необходимости проявить наибольшую осторожность используется критерий Вальда; при необходимости избежать большого риска используется критерий Сэвиджа.

50. Источники и виды неопределённости.

Возникновение в управленческой деятельности неожиданной ситуации достаточно часто требует срочных и, как правило, неординарных действий и действия эти, в основном, сопряжены с риском. Появившаяся проблема и связанный с ней риск, может иметь явный и не явный характер, все зависит от поступления информации. Когда риск явный – информация более определенная. Во втором случае она слабо сигнализирует о надвигающейся опасности. Важно не игнорировать слабые сигналы, а усилить наблюдение за ходом событий. Ранее выявленные опасности возможны при постоянном внимании перспективного планирования, потому что оно требует углубленного анализа многообразных факторов. Заблаговременное обнаружение признаков потенциальной неблагоприятной ситуации, дает выигрыш во времени, для оценки степени угроз, для выработки конкретных действий и для определения требуемых затрат ресурсов.
По критерию определенности информации различают решения, принятые
- в условиях определенности,
- в условиях вероятной определенности (риска),
- в условиях неопределенности (ненадежности).
Если решение принимается в условиях определенности (достоверности), то увеличиваются оперативные разработки, уменьшаются затраты на выбор целесообразного варианта. Преимущество этой ситуации - все переменные для расчетов вводятся самим субъектом планирования при одном и том же состоянии. В этом случае, открываются возможности широкого использования количественных методов. Руководители с достаточной степенью точности, предполагают результат каждого из имеющихся альтернативных решений. Примером может быть возможность вложения средств в банк или приобретение государственных ценных бумаг. В практической работе не редко являются случаи отсутствия полной определенности ситуации. В этом случае, вычленяются ее элементы из общего контекста, по степени их определенности. Если решение принимается в условиях риска (в условиях изменения неопределенности), то с помощью ведения вероятностных оценок, неопределенность в значительной мере уменьшается. Колебание переменных, характеризующих состояние объективных условий, могут быть предугаданы на основе определения вероятности. Риск заключается в возможных ошибках при оценке степени вероятности наступления условий, а поэтому в этих случаях полагаются не только на расчеты, используется также опыт, интуиция и искусство руководителя. Эти качества еще более необходимы при разработке решений в условиях неопределенности. В этом случае, установить вероятность наступления событий и результатов - невозможно, происходит это под воздействием новых сложных факторов, учесть которые крайне затруднительно. Сущность неопределенности проявляется в том, что при неограниченном количестве состояний объективных условий, оценка вероятности наступления каждого из этих событий невозможна из-за отсутствия способов оценки. Критерий выбора решений в этих обстоятельствах определяется склонностью и субъективной оценкой лица, принимающего решения. Задача сводится к уменьшению неопределенности путем сведения ее к условиям риска, определенную роль при этом играет постановка и ответы на следующие вопросы:
- Насколько велика существующая неопределенность?
- Что следует сделать и принять решение, чтобы уменьшилась неопределенность?
- Каковы затраты на ее уменьшение?
- Какова степень неопределенности в ходе осуществления некоторого курса?
Решающее слово остается за руководителем, тем не менее, не исключаются обсуждения проблем с коллегами и представителями общественных организаций. Часто такие решения приходится принимать в быстро меняющейся экстремальной обстановке.
Существуют различные виды неопределенности, в зависимости от причин ее появления:
- количественная (обусловлена значительным числом объектов или элементов в системе ситуации),
- информационная (вызывается недостатком информации или же неточностью),
- стоимостная (возникает из-за слишком высокой или недоступной платы за определенность),
- профессиональная неопределенность лица, принимающего решение,
- ограничительная неопределенность вызывается ограничениями в организации в ситуации принятия решения,
- неопределенность внешней среды (поведение, реакция конкурентов на процесс принятия решений).
Природа неопределенности
1. Цели и задачи объекта управления
2. Состояние объекта (техническое, экономическое)
3. Особенности развития объекта (закономерности, тенденции, механизм функционирования)
4. Прогноз изменения внешней среды
5. Альтернативные стратегии функционирования предприятия
6. Альтернативные варианты решения
7. Последствия реальных альтернатив
8. Критерий выбора лучшей альтернативы

_______________________________________________________________________________________________

Возникающие в управленческой деятельности неожидан­ные ситуации достаточно часто требуют срочных и часто нео­рдинарных действий, сопряженных с риском. Появившиеся проблемы и связанный с их решением риск могут иметь яв­ный и неявный характер. Все зависит от поступающей инфор­мации. В первом случае она более определенна, во втором - слабо сигнализирует о надвигающейся опасности. Очень важ­но не игнорировать сигналы, а усилить наблюдение за ходом событий.

Раннее выявление опасности возможно при постоянном внимании к перспективному планированию, требующему углубленного анализа многообразных факторов. Заблаговремен­ное обнаружение признаков потенциальных неблагоприятных ситуаций дает выигрыш во времени для оценки степени угроз, выработки конкретных действий и определения требуемых зат­рат ресурсов.

Известно, по критерию определенности информации раз­личают решения, принятые в условиях:

а)определенности;

б) вероятностной определенности (риска);

в) в условиях неопределенности (ненадежности).

Если решение принимается в условиях определенности (до­стоверности), то увеличивается оперативность разработки, уменьшаются затраты на выбор целесообразного варианта.

Преимущество подобной ситуации: все переменные для расче­тов вводятся самим субъектом управления при одном и том же состоянии объективных условий (объекта). Открывается воз­можность широкого использования количественных методов и ЭВМ. Руководитель с достаточной степенью точности предпо­лагает результат каждого из имеющихся альтернатив решений. Примером может быть возможность вложения средств в Сбер­банк, приобретение государственных ценных бумаг, когда из­вестен доход, получаемый в результате этих действий (напри­мер, процентной ставки банка).

В практической работе нередки случаи отсутствия пол­ной определенности ситуации. Тогда вычленяются ее элемен­ты из общего контекста по степени их определенности. Если решение принимается в условиях риска (измеримой неопре­деленности), то с помощью введения вероятностных оценок неопределенность в значительной мере уменьшается. Колеба­ния переменных, характеризующих состояние объективных условий, могут быть предугаданы (на основе определения ве­роятности). Риск заключается в возможных ошибках при оцен­ке степени вероятности наступления условий (событий). По­этому полагаются не только на расчеты, используются также опыт, интуиция и искусство руководителя. Эти качества осо­бенно необходимы при разработке решений в условиях нео­пределенности, когда установить вероятность наступления событий и потенциальных результатов невозможно. Происхо­дит это под воздействием новых, сложных факторов, учесть которые затруднительно.

Сущность неопределенности проявляется в том, что при наличии неограниченного количества состояний объективных условий оценка вероятности () наступления каждого из этих состояний невозможна из-за отсутствия способов оценки . Критерий выбора решений в этих обстоятельствах определя­ется склонностями и субъективными оценками ЛПР. Задача сводится к уменьшению неопределенности путем сведения ее к условиям риска. Определенную роль при этом играет поста­новка таких вопросов:

1. Насколько велика существующая неопределенность?

2. Что следует сделать, чтобы ее уменьшить?

3. Каковы затраты на ее уменьшение?

4. Какова степень неопределенности в ходе осуществления некоторого курса?

Решающее слово остается за руководителем, хотя не ис­ключается обсуждение проблем с коллегами, экспертами, пред­ставителями общественных органов. Важна при этом роль эв­ристических способностей ЛПР. Часто такие решения прихо­дится принимать в быстроменяющейся (экстремальной) обста­новке. Наиболее характерны они для социально-экономических систем, политической и наукоемкой среды.

Существуют различных виды неопределенности в зависи­мости от причин ее появления. В частности, выделяется нео­пределенность:

Количественная, обусловленная значительным числом объектов или элементов в ситуации;

Информационная, вызванная недостатком информации или ее неточностью по техническим, социальным и другим при­чинам;

Стоимостная из-за слишком дорогой или недоступной

платы за определенность;

Профессиональная как следствие недостаточного про­фессионализма ЛПР (не учитывается, например, требуемое количество влияющих факторов);

Ограничительная (вызванная ограничениями в ситуа­ции принятия решений, например ограничения по времени и др.);

Внешней среды, связанная с ее поведением или реакци­ей конкурента на процесс принятия решения.

Рассмотрим природу неопределенности более углубленно. Для этого обратимся к информационной базе решений, т. е. све­дениям, составляющим его информационную структуру. Она включает:

Цели и задачи объекта управления;

Состояние объекта (техническое, экономическое и др.);

Особенности развития объекта (закономерности, тенден­ции, механизм функционирования);

Прогноз изменения внешней среды;

Альтернативные стратегии функционирования предпри­ятия;

Альтернативные варианты решения;

Последствия реализации альтернатив;

Критерии выбора лучшей альтернативы.

Каждый элемент информационной структуры характери­зуется количественными или качественными параметрами. Неопределенность проявляет себя в условиях, когда парамет­ры оказываются неизвестными. Степень неизвестности может быть разной. ЛПР может, например, определить интервал воз­можных значений параметров (С > А > В). Процедура разра­ботки решений в сложных ситуациях представляет собой ите­ративный (повторяющийся) процесс последовательного умень­шения неопределенности значений параметров в принятом ин­тервале. С введением допустимых вероятностных значений па­раметров ситуацию неопределенности, как отмечалось, сводят к условиям риска, что облегчает нахождение искомого реше­ния.

Информация по содержащейся в ней степени неопределен­ности условно подразделяется на три группы:

Исходная - заранее накопленная;

Оперативная - текущие сведения о состоянии объекта;

Субъективная - информация, которая не может быть получена объективными методами.

Неопределенность исходной информации характеризует­ся ее неполнотой, недостоверностью, несоответствием содержа­нию решения. Источником этой неопределенности могут быть недостатки в организации статистической и информационной службы, отсутствие достаточных знаний механизмов функци­онирования предприятия и внешней среды, а также невозмож­ность надежной оценки значений отдельных параметров (на­пример, человеческого фактора). Неопределенность этой груп­пы информации может быть разрешена путем осуществления ряда мер организационного и технологического характера (на­лаживания учета данных, их систематизации, замены квали­фицированными работниками и др.).

Оперативная информация поступает в процессе разработки и реализации решения как непосредственно в виде обратной свя­зи, так и в результате генерирования уже известной информации на основе ее логико-аналитической переработки с использовани­ем математических методов и моделей. Информация этой группы отражает состояние объекта, тенденции его развития, будущие условия функционирования, стратегии деятельности, возможные альтернативы решений и критерии их выбора. Информация фор­мируется с помощью объективных методов, и ею определяется область возможных значений параметров. Неопределенность этой информации зависит от величины заранее накопленной инфор­мации об особенностях и закономерностях функционирования объекта и от надежности используемых методов разрешения нео­пределенности.

Субъективная информация - это результат волевого акта ЛПР о выборе того или иного значения конкретного параметра элементов информационной структуры, основанного на его ин­дивидуальном опыте, интуитивных суждениях, профессиона­лизме. Неопределенность этой группы информации характери­зуется тем, что абсолютная определенность познаний об объекте или явлении невозможна в силу ограниченных возможностей наших знаний, а также дефицита времени для разработки ре­шений. Неопределенность этой информации разрешается субъективным выбором параметров.

В связи с указанными качественными признаками исполь­зуемой информации различают начальную неопределенность решения (относительно исходной информации) и остаточную (относительно субъективной информации). Как видим, соотно­шение объективного и субъективного составляет суть проблем в теории принятия решения. Чем меньше информации, тем выше роль субъективных факторов, и наоборот. От степени уменьшения начальной и остаточной неопределенности зави­сят качество и эффективность принимаемых решений.

Весьма важен анализ информационной структуры реше­ний, принимаемых в экстремальных ситуациях. Таким ситуа­циям свойственно внезапное появление острых проблем, тре­бующих немедленных решений. Они могут складываться в ре­зультате аварий на производстве, природных катаклизмов, кар­динальных перемен в экономической, политической жизни, в военной обстановке. Основными признаками решений, прини­маемых в подобных ситуациях, являются высокая начальная неопределенность, крайняя ограниченность времени и цена рис­ка при выборе лучшей альтернативы. Характер экстремально­сти может быть различен, что определяет и особенности при­нимаемых решений. Экстремальные ситуации подразделяют­ся на три класса:

I класс - число возможных вариантов развития событий незначительно, есть возможность их предвидения, а следова­тельно, и подготовки к разрешению возникающих проблем;

II класс - число возможных вариантов развития событий велико, что исключает предварительную подготовку к разре­шению конкретных проблем;

III класс - непрогнозируемые ситуации.

Проблемы экстремальных ситуаций первого класса реша­ются методами ситуационного управления. Для этого разраба­тываются специальные стандарты решений по выходу из экст­ремальной ситуации. Идентификация принадлежности ситуа­ций к тому или иному стандарту устанавливается по опреде­ленным признакам в виде значений критичных параметров либо других показателей. Составление стандартной классификации ситуаций и выбор критичных классификационных признаков затрудняет широкое практическое использование ситуацион­ного управления. Его применение ограничивается областью уп­равления техническими системами.

Ситуации второго класса характерны для социально-эко­номических систем. Однако предусмотреть стандартные реше­ния для них невозможно, поскольку варианты действий и ус­ловия, характерные для экстремальных ситуаций в этой сфере деятельности, многочисленны. Успех разрешения проблем во многом определяется действиями ЛПР, которые зависят от его нравственно-психологических и организационно-профессио­нальных качеств. Немаловажное значение для принятия реше­ний, адекватных сложившейся ситуации, имеет специальная предварительная подготовка персонала, учитывающая времен­ной цейтнот и психологическую перегрузку.

В ходе подготовки к экстремальным условиям работы про­рабатываются:

Возможные экстремальные ситуации и сценарии разви­тия событий;

Инструкции к реализации сценариев путем указаний на содержание и последовательность конкретных действий по их выполнению;

Состав работников, причастных к принятию решений в условиях экстремальных ситуаций, их специальная подготов­ка на основе тренингов и психологической нагрузки;

Формирование специальных резервов для действий в условиях экстремальных ситуаций.

Ситуации третьего класса - это крайнее проявление си­туации второго класса. Выход из нее полностью определяется действиями ЛПР, их интуитивными решениями.

Итак, условия неопределенности при принятии решений характеризуются отсутствием достаточного количества ин­формации для целесообразной организации действий. Каче­ство процесса разработки решений зависит от полноты учета всех факторов, оказывающих влияние на последствия приня­тых решений. Неопределенность может быть устранена пол­ностью или частично двумя путями: углубленным изучением имеющейся информации либо приобретением недостающей информации.

философские науки

  • Селезнева Анастасия Олеговна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ
  • ПРОБЛЕМА
  • ПОЗНАНИЕ

Данная статья посвящена понимаю научной проблемы, выявлению видов и типов согласно А. А. Ивину. Тема является актуальной, так как проблема – часть человеческого познания. Главной идеей данной статьи можно назвать вопрос о важности понимания понятия «проблема» и их классификации.

  • Два фактора Ф. Герцберга в студенческой среде: типологический анализ

Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его

Процесс познания человеком окружающего мира порождает сложный и многообразный мир проблем. Обнаружение и раскрытие какой – либо проблемы есть основа творческого мышления человека. Проблема – часть человеческого познания, поэтому так необходимо знать, что такое проблема (в общем смысле). Не менее важно знать классификацию проблем, так как определенная проблема требует для собственного разрешения разные способы, ресурсы, а также имеет собственный результат.

В широком смысле проблемной является всякая ситуация, практическая или теоретическая, которая не имеет соответствующего обстоятельствам решения и поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема в самом общем смысле - это некоторое затруднение, колебание, неопределенность. Требуются действия по устранению этой неопределенности. Однако не всегда ясно, что именно следует предпринять. Первоначально понятие проблемы, возникшее еще в Древней Греции, означало «преграду», «трудность», «задачу».

Таким образом, под проблемой понимается объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Сам процесс познания истолковывается при этом как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после решения первых.

Несмотря на первоначальную простоту, феномен проблемы имеет определенные особенности. Во – первых, не каждая проблема изначально сформулирована ясно и отчетливо. Только узкий класс проблем сразу же имеет вид явного вопроса. Во – вторых, нередко проблема формулируется одновременно с решением. В – третьих, случаются ситуации, когда поиск проблема – это уже отдельная проблема. В таких случаях раскрывается определенный талант исследователя.

На способ постановки проблемы влияют два фактора. Это общий характер мышления исторического периода, в котором существует данная проблема, а также существующий уровень знаний о касаемых в проблеме объектах. Каждой исторической эпохе свойственны свои типичные формы проблемных ситуаций. В хорошо проверенной и устоявшейся научной теории проблемные ситуации осознаются по-другому, чем в теории, которая только складывается и не имеет еще твердых оснований.

Отсюда можно выделить типологию проблемных ситуаций. Российский философ Александр Архипович Ивин считает, что подразделять проблемы можно по разным основаниям. Об этом он говорит в своей работе «Основы теории аргументации». Типологизировать проблемы можно по их актуальности. В результате проблемы бывают существующие, возникающие и потенциальные. Также их можно делить по целям. А. А. Ивин считает, что особый философский интерес представляет деление по трем основаниям: формулировка проблемы, метод решения и определенность решения. Эти признаки органично вводятся А. А. Ивиным с помощью вопросов. «Сформулирована ли проблема с самого начала?» «Имеется ли метод ее решения?» «Насколько отчетливы представления о том, что именно считать решением проблемы?» Ответы на каждый из вопросов позволяет выделить восемь видов и объединить их в две подгруппы. Остановимся на каждой подробнее.

Первые четыре типа названы явными проблемными ситуациями, так как формулировка проблемы задана с самого начала, их различия только в методах ее решения. Последующие четыре типа – это неявные проблемные ситуации, когда проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать.

Показательные задачи – самый определенный вид явной проблемы. Выделяют алгоритм решения задачи при помощи анализирования подобных проблем. Вырабатываются определенные навыки в обращении с другими задачами такого рода. В этом и есть практическая ценность данного вида проблемной ситуации.

Следующий тип более интересен, так как неизвестен результат решения. Но такой вид не является еще исследовательской проблемой потому, что многое определено с самого начала и для поиска решения остается довольно ограниченное пространство. Однако такие задачи полезны тем, что тренируют ум, вырабатывают сообразительность, умение рассуждать последовательно и ясно.

По сравнению со следующими видами явных проблемных ситуаций вышеперечисленные типы можно назвать лишь «затруднениями». Последние два типа явных проблем представляют особый интерес. Именно их можно назвать полноценными проблемами.

Риторическая проблема, она же проблема – головоломка, характеризуется тем, что имеет и очевидный, само собой разумеющийся ответ, и общие черты со всякого рода головоломками. Этот тип проблемы связан с поиском метода, с помощью которого из начальных условий может быть получен уже известный в общих чертах ответ. Примерами таких проблем могут явиться различные кроссворды, ребусы, задачи на составление фигур из имеющихся элементов, загадки, шахматные задачи. Определим характерные черты: во – первых, проблема сформулирована не самим исследователем, во – вторых, однозначно, что существует решение, в – третьих, основные линии поиска решения известны еще до самого исследования, однако круг его поиска существенно ограничен.

Рассмотрим эти черты на конкретном примере. Ребенок составляет картинку из предлагаемых по условиям игры нескольких кубиков, причем делать он это может в произвольном порядке. Составленная фигура может быть оригинальнее, но может не оказаться ее решением. Чтобы получить верное, нужно выполнить необходимые, обязательные условия. Важная черта состоит в том, что ответ существует, но он еще не известен в начале.

Риторические проблемы очень распространены, несмотря на их простоту и незатейливость. Почему? Долго и упорно разгадывать головоломку нас стимулирует уверенность в несомненном существовании решения и настойчивости и сообразительности. Также она может быть одним из видов творчества человека.

Стоит отметить, что проблемы – головоломки могут иметь вид подлинных научных проблем, часто такой тип явной проблемы возникает на конечном этапе развития теории, когда она устоялась, а ее положения стали аксиомой. Такая твердая в своем ядре и апробированная во многих деталях теория задает основные положения и образцы анализа изучаемых явлений, определяет главные линии исследования и во многом предопределяет его результат. Исходные положения и образцы в своей основе не подлежат никакому сомнению и никакой модификации.

В этом выделяются своеобразную черту: такие научные риторические проблемы не изобретаются самим исследователем, а навязываются сложившейся теорией. Однако такие проблемы все равно остаются проблемами – головоломками, несмотря на общую характеристику. Все также ответ предусмотрен, круг решений ограничен и существуют основные линии его поиска. Здесь важны не столько глубина и оригинальность мышления, сколько изобретательность и настойчивость исследователя.

Самым сложным и глубоким типом явных проблем являются классические проблемы. Решение этой проблемы полностью лежит на исследователе. Почему? Обратимся к критериям классификации. Проблема формулируется самостоятельно. Не существует четких контуров решения проблемы, т. е. не существует какого-то обязательного ответа. Кроме того, предстоит открыть метод решения проблемы. Можно сказать, что в основе решения данного вида проблемы лежит творчество в чистом виде. Оно требует не только настойчивости и изобретательности, но и воображения и критического мышления.

Обратим внимание на вторую группу в классификации проблем – неявные проблемы. Определим отличительную особенность от явных проблем: затруднение существует без открытого и прямо поставленного вопроса. Однако между неявными и явными проблемами не существует четкой границы. Наоборот, к неявным проблемам очень близки классические проблемы практически отсутствием какой-либо информации.

Остановимся на каждом из четырех видов подробнее. Первый вид неявной проблемы имеет и метод, и решение, но нет никакого затруднения. Примерами таких проблем могут служить оригинальные изобретения, которые находят свое применение только после получения чего-то с помощью этого устройства.

Второй вид имеет только метод. Ни проблемной ситуации, ни решения нет. Такие случаи довольно часто встречаются в абстрактной математике. К этому виду также можно отнести случаи, когда метод, разработанный в связи с одной проблемой, оказывается применим к другой, совершенно не связанной с ней проблеме. В этих случаях задача состоит в поиске проблемы и применения существующего метода.

Также существуют такие неявные проблемные ситуации, когда есть только решение, но неизвестен вопрос, ответом на который оно могло быть и не ясен конкретный метод, с помощью которого решение получено. Примерами таких ситуаций являются исследования, ставившие вначале одну проблему, но, в конечном счете, решающие совсем другой, явно не поставленный вопрос. В таких случаях конкретный метод выделить сложно.

Последний вид неявных проблем характеризуется неопределенностью всех оснований вышеупомянутой классификации. Вместо четко выраженного вопроса есть только какое-то затруднение, нет никакого метода и, тем более, решения данной проблемной ситуации. Данный тип проблем находил свое отражение в истории развитии науки не раз. Многие крупные научные проблемы в первый период своего становления ощущались и осмыслялись именно как неопределенные затруднения.

Развитие научного познания нередко приводит к проблемам, приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, философский уровень их рассмотрения.

Практическая ценность абсолютной любой проблемной ситуации состоит в том, что «развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем постановки новых проблем». Подробная классификация проблемных ситуаций особенно важна в научном познании. От правильного понимания вида определенной проблемы напрямую зависит окончательный результат, т. е. получение правильного решения с помощью какого – либо универсального или, наоборот, уникального метода. Выделение проблемы, поиск метода и его использование для решения этой самой проблемы способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей человека. Проблема есть двигатель человеческого мышления, познания окружающего мира и законов его функционирования.

Список литературы

  1. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 352 с.
  2. Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том III: Справочное издание. – М.: Мысль, 2012 – 692 с.

Введение

Познание не ограничено сферой науки, познание в той либо другой собственной форме существует и за пределами науки. Необходимо подчеркнуть то, что возникновение, как заведено, научного познания не отменило, не упразднило, не сделало бесполезными остальные формы познания.

Каждой форме публичного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специальные формы познания. И действительно, различают также формы познания, имеющие, как многие думают, понятийную, символическую либо художественно-образную базу. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, настоящего познания. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что научное познание как бы имеет троякую задачу, связанную с описанием, разъяснением и предсказанием действий и явлений реальности. Все знают то, что в развитии научного познания чередуются как бы революционные периоды, так именуемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды как бы обычного развития науки, в протяжении которых познания углубляются и детализируются. Само - собой разумеется, научные познания характеризуются объективность, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Научное познание синтезировано не только лишь с расширением, да и с углублением познаний о внешнем мире, т.е. переходом с уровней явлений на уровни сущностей, с движением от познаний абстрактных к познаниям определенным, от истин относительных к истинам, как всем известно, абсолютным. И даже не надо и говорить о том, что способности формальной логики при описании этих действий очень ограничены, хотя без ее средств не может обойтись ни одна дисциплина науки. Мало кто знает то, что тут, наконец, начинается сфера внедрения диалектической логики.

Важную роль в науках также играют учение логики о формах развития познания, как проблема, гипотеза и теория. Необходимо подчеркнуть то, что недостающее знакомство с формами развития познания затрудняет ведение, как многие думают, научно-исследовательской, практической и, преподавательской работы.

логика познание проблема

Понятие «проблема»

В глобальном смысле проблема -- это любой вопрос.

В особом значении проблемой называют относительно непростой исследовательский вопрос, как правило, поддающийся разложению на несколько подчиненных ему (вытекающих из него) вопросов.

Проблемой становится всякая ситуация, практическая либо теоретическая, в какой как раз нет соответственного обстоятельствам решения либо методы решения известны, лишь отчасти; это некое затруднение, колебание, неопределенность.

Сконструировать дилемму нередко важнее и труднее, чем решить ее.

Подчас, как только проблема выяснена и сформулирована, творческая часть работы исчерпывается.

2 фактора влияют на способ постановки проблем:

1. Общий характер мышления эпохи, в которую формируются проблемы;

2. Имеющийся уровень знания о тех объектах, которых касается возникающая проблема.

2. Виды и типы проблем

Проблемами называются как бы принципиальные в практическом либо теоретическом отношении задачи, методы, решения которых неопознаны либо известны не на сто процентов. Мало кто знает то, что есть 2 вида проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы иногда как раз именуют предпроблемами, чтоб выделить их незавершенный нрав.

Неразвитая проблема -- это задача, которая характеризующаяся следующими чертами:

Неразвитая проблема - это задача, которая характеризующаяся последующими чертами:

1. И действительно, необычная задача, т.е. задача, для решения которой нет метода (метод неизвестен либо даже невозможен). Очень хочется подчеркнуть то, что подчас - труднейшая задача.

2. Необходимо подчеркнуть то, что задача, возникающая на базе, какого - то познания (теории, концепции и т.д.) либо задача, появившаяся как закономерный итог процесса познания.

3. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что задача, решение коей нацелено на устранение противоречия, появившегося в познании (противоречия между, как всем известно, отдельными положениями теории, либо концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более базовыми теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может разъяснить), также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их ублажения.

4. Все знают то, что задача без видимых путей решения. Несомненно, стоит упомянуть то, что чтобы выделить незавершенный нрав неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется 3-мя, как многие думают, первыми из указанных выше черт, также, в конце концов, содержит более или менее, как принято, определенные указания на пути решения, называется развитой, как все знают, проблемой или практически проблемой. И даже не надо и говорить о том, что вроде бы это было не удивительно, но практически трудности также делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.

Таким образом, развитая неувязка - это «познание о некотором незнании», дополненное более или менее, как мы привыкли говорить, определенным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка трудности, стало быть, имеет, обычно, 3 части:

систему утверждений (описание начального познания - того, что дано);

вопрос либо побуждение (как установить то-то и то-то? как отыскать то-то и то-то?);

систему указание на вероятные пути решения.

В формулировке неразвитой проблемы крайняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только лишь познание приведенных видов, да и процесс познания, заключающийся в формировании неразвитой проблемы, метаморфозе крайней в развитую, а дальше, как многие думают, развитой трудности 1 - ой степени в, как все знают, развитую проблему 2 - ой степени и т.п. вплоть до решения трудности.

Проблема как процесс развития познания делится на несколько ступеней:

· формирования, как принято, неразвитой проблемы (предпроблемы);

· развития проблемы - формирования развитой проблемы первой степени, потом 2-ой и т.п. методом пошаговой конкретизации путей ее разрешения;

· разрешения (либо установления неразрешимости) проблемы.

Различие явных и неявных проблем проводится по тому, сформулирована ли неувязка с самого начала, определена ли она в подходящей мере. Все знают то, что явными называют проблемные ситуации, когда формулировка проблемы задана вначале. Мало кто знает то, что в неявных проблемных ситуациях дилемму необходимо, наконец, найти и наконец-то сформулировать.

И, как все знают, явные, и неявные проблемы бывают - развитыми и неразвитыми.

Для классификации, явных проблем, в конце концов, вводятся дополнительно 2 признака:

а) наличие (либо отсутствие) способа решения проблемы;

б) степень отчетливости представления о том, что конкретно считать решением проблемы.

В связи с этими признаками как бы различаются:

показательные,

логические,

риторические

исследовательские.

В показательных дилеммах (задачах) популярен способ решения и понятно, что, в общем, то, считать решением. Как бы это было не странно, но данные трудности применимы при обучении. Все знают то, что всем известны задачники по арифметике с ответами в конце учебника.

В логических дилеммах (задачках) также все распространен способ, не оглашен лишь итог решения. Всем известно о том, что указанные трудности тренируют разум, тренируют сообразительность, умение так сказать рассуждать логически и ясно. Всем известно о том, что упражнения по логике также обширно известны.

Риторические трудности, наконец, ассоциируются с вопросами, ответы на которые само собою, стало быть, разумеются. И даже не надо и говорить о том, что понятно, что будет, наконец, считаться применимым решением. Вообразите себе один факт о том, что все сводится к отысканию способа, при помощи которого как раз быть может получен уже узнаваемый в общих чертах ответ. И действительно, при этом, круг поиска решения ограничен, а главные полосы поиска достаточно ясны еще до исследования. Все зависит от изобретательности ума и настойчивости, а не от глубины мысли или оригинальности. Пример -- головоломки.

Исследовательские проблемы и есть подлинно творческие, требующие не только лишь определения общих границ решения, да и отыскания того способа, при помощи которого решение как раз быть может найдено. Ни для кого не секрет то, что этот вид проблем вплотную примыкает к неявным проблемам, потому что содержит минимум информации о способе и решениях.

Неявные проблемы также разделяются по названным выше характеристикам.

К неявным относятся:

1) трудности отыскания (формулирования) проблемы,

2) трудности применимости известного способа,

3) трудности применимости имеющихся решений и

4) парадоксы.

К проблемам, 1-ой группы, в конце концов, относятся такие, в каких есть способ, есть и решение, но не найдено затруднение, которое можно было бы разрешить с помощью данного способа. Все знают то, что примером так сказать могут быть изобретения, которые не имеют применений.

Если имеется способ, но нет, ни затруднения, к разрешению которого его можно было бы применить, ни того, что можно было считать решением, то это проблемы 2-ой группы. Очень хочется подчеркнуть то, что часто способ, разработанный в связи с как бы одной проблемой, оказывается, как мы выражаемся, применимым и к другим, не предусмотренным заблаговременно. И даже не надо и говорить о том, что множественность интерпретаций является принципиальным показателем познавательной и практической ценности проблемы.

К третьей группе наконец-то относятся трудности, содержащие только некие решения, относительно которых, но, не понятно ни то, какое затруднение они способны устранить, ни то, каковой способ его разрешения. И даже не надо и говорить о том, что обычно, это смоделированные без определенной цели ситуации, только формально вероятные состояния (к примеру, чисто логически выдвинутые, как многие думают, следственные версии).

Попытка как бы решить необмысленную и до конца не раскрытую дилему может, стало быть, оказаться пустой тратой времени.

В логике больший энтузиазм постоянно вызывали парадоксы. Мало кто знает то, что в их отсутствуют все, как многие выражаются, вышеперечисленные признаки. Само - собой разумеется, строго говоря, они не столько проблемы, ожидающие решения, сколько материал для раздумий, затрагивающих, как большинство из нас привыкло говорить, фундаментальные вопросы познания. Обратите внимание на то, что к их разновидностям, в общем то, относятся софизмы и антиномии, потому что в их постоянно присутствует момент рассогласования и даже прямого противоречия, как заведено, общепринятым и, как многие выражаются, естественным утверждениям. Вообразите себе один факт о том, что в фактически логическом смысле феномен представляет собой два противоположных утверждения, для каждого из которых как раз имеются убедительные аргументы. Как бы это было не странно, но нередки ситуации, когда, стало быть, формулируется одна проблема, а по сути дискуссируется совершенно иная. И даже не надо и говорить о том, что время от времени проблемы удваиваются в самом начале.

    По объекту.

    1. Предметные -- объектом является знание об объектах (Сколько существует предметов типа?).

      1. Эмпирические -- поиск данных. Ответ может быть дан на основе эксперимента, измерения, наблюдения.

        Концептуальные -- организация и интерпретация имеющихся данных.

    2. Процедурные -- объектом является способ получения или оценки знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов типа?).

      1. Методологические -- планирование научного исследования (например, выбор единиц измерения, порядок проведения эксперимента).

        Оценочные -- оценка опытных данных и теорий (например, правильность, осмысленность).

    По корректности и разрешимости: разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные, ложные), неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом), некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой -- у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -- истинна).

Корректность проблемы абсолютна, а разрешимость относительна. Например, проблема превращения неблагородных металлов в благородные неразрешима в химии, но разрешима в атомной физике. Неразрешимыми могут оказаться проблемы, связанные с реконструкцией объектов (например, скорости всех молекул в газе). Некорректные проблемы могут оказать положительное влияние на развитие науки, например, проблема эликсира жизни привела к развитию химии, а проблема вечного двигателя -- к появлению понятия об энергии. В эмпирических науках важнее не точность решения, а наличие средства уточнения. Гейзенберг: профессионал -- не тот, кто много знает, а тот, кто знает типичные ошибки.

Мнимые проблемы науки – это такие проблемы, которые по условиям своей постановки противоречат объективно существующим закономерностям, общественной практике человечества, результатам научных наблюдений и экспериментов, логическим нормам. В пределах сложившейся системы знаний мнимые проблемы принципиально неразрешимы методами этой системы. (Реальные проблемы могут быть определены соответственно противоположными признаками.)

Наука с ее стремлением к объективному, логически последовательному и непротиворечивому отображению действительности закономерно ограничивает возможности появления мнимых проблем. Она накладывает безусловное вето на конструирование мнимых проблем.

Но мнимые проблемы постоянно возникают в ходе развития науки, нередко на протяжении десятков и даже сотен лет приковывая к себе внимание исследователей (например, проблема вечного двигателя).

Причины возникновения мнимых проблем подразделяются на следующие:

  • - психологические – ученый не относится бесстрастно к процессу познания, к своему знанию и незнанию. В своем увлечении ученый может переживать эмоциональное напряжение, одержимость, бессознательно переходить границы допустимого риска и наряду с разрешимыми проблемами выдвигать мнимые;
  • - логические – ученый, выдвигая в виде проблемного замысла принципиально новую, ранее не возникавшую в науке проблему, не может предугадать во всех деталях последующий ход ее развития и тем более решения. Не выходящая за пределы проблемного замысла постановка проблемы сама по себе оставляет открытым вопрос о ее качестве. На этот вопрос нельзя получить определенный ответ без детального исследования проблемного замысла, а это невозможно сделать без развертывания последнего и его перехода в стадию развитой проблемы. В конечном счете, вопрос о мнимости или реальности проблемы решается путем эмпирической проверки и логического анализа полученных результатов исследования проблемы, сопоставления с фактами, законами;
  • - гносеологические – в развернутом виде научная проблема не только констатирует определенное незнание, но органически включает в себя и существенные моменты вполне конкретного знания о данном незнании. Не бывает законченных, идеальных сведений об изучаемом объекте. Процесс получения информации всегда сопровождается определенными неточностями и ошибками, бесполезными для решения задачи сведениями и т.п. Исторически конкретный и гносеологически относительный характер информации зависит и от степени развитости экспериментальной аппаратуры, логико-теоретических и математических методов, от достигнутых ранее научных результатов, от квалификации научных кадров, от развитости науки как социального института.

Л.А. Микешина указывает и на такие причины появления псевдопроблем как онтологические (приписывание предметного существования объектам, которые им не обладают – эфир, теплород, флогистон) и логико-грамматические, семантические (порождаемые несоответствием между языком, его структурой, правилами и логикой, например, парадоксы теории множеств).
Мнимые проблемы нельзя рассматривать как нечто постороннее по отношению к процессу научного познания, привносимое субъективным произволом ученого. Взгляд на мнимые проблемы науки как некое «абсолютное зло» не соответствует действительности.