Какие бывают основы слова. Что такое основа слова? Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет

Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

Основными персонажами повести представляются два товарища, Сотников и Рыбак, воюющие в партизанском отряде, и в соответствии с сюжетной линией оказываются плененными немецкими захватчиками.

Композиционная структура произведения состоит из двух частей, в которых действие повести разделяется на события, предшествующие плену героев, и непосредственное нахождение в плену, где персонажи оказываются поставленными перед необходимостью сделать самый страшный выбор в своей жизни.

Противопоставление персонажей повести в образах Сотникова и Рыбака является основой композиции произведения, выраженной в их внутренних монологах, диалогах, воспоминаниях из прошлой жизни, в повествовательном содержании раскрывающихся в разном нравственном мировоззрении героев.

Сюжетная линия повести по авторскому замыслу имеет стремительное развитие, при этом писатель ставит своих героев в обстоятельства, усложняющие их жизнь в прогрессирующем порядке (военное время, наступление болезней, ощущение постоянного голода, получение ранений, фашистский плен), с целью создания ситуации, в которой необходимо принять единственное верное жизненное решение либо в виде предательства, либо смерти.

Рыбак представляется в повести в образе человека с выраженным инстинктом самосохранения, отличающимся моральной незрелостью и жаждой жизни, заставляющих его сломаться от вражеского насилия и сделать свой выбор в пользу предательства собственной родины. При этом писатель в определенных обстоятельствах подчеркивает положительные качества данного героя в виде его помощи раненному товарищу, проявления доброты и заботы, но, оказавшись перед лицом смерти, ставшим малодушным и трусливым.

Сотников характеризуется писателем в качестве полной противоположности своему товарищу, человека, сумевшего выдержать с честью и достоинством неимоверные издевательства и пытки, оставшегося настоящим патриотом отчизны. Герой, поставленный в нечеловеческую ситуацию, будучи глубоко нравственным человеком, делает свой жизненный выбор в пользу смертельного исхода, стойко и выдержанно принимая собственную кончину.

Для раскрытия характеров героев писатель тонко и точно используется сложные психологические зарисовки, отличающиеся многогранностью, разноплановостью и правдивостью, позволяющие воспринимать повествование в мельчайших деталях, при этом не делая акцента на авторском отношении к поступкам персонажей повести.

Эпизоды из детства героев, представленные в виде их воспоминаний, позволяют подчеркнуть влияние воспитания детей на формирование их дальнейших личностных качеств.

Повесть затрагивает насущные проблемы человеческого общества в виде справедливости, совести, гуманизма, чести.

Анализ 2

Известно, что многие творения писателя Быкова были про Великую Отечественную Войну. И это совершенно закономерно, поскольку сам писатель был участником войны. Такое явление как война, рассматривается Василием Быковым в первую очередь с позиций нравственности. Писатель описывает нам жизнь людей в плохих условиях, призывает читателя подумать об истоках внутренней силы, которая характерна для лучших из его персонажей. В произведении "Сотников" Быков хочет показать нам что внутренняя сила не находится в зависимости от физических способностей индивидуума, она полностью связана с областью духа.

В главных героях повести воплощаются черты двух противоположных типов человека. Если подобные люди окажутся перед важным нравственным выбором, то поведут себя по разному: кто-то предаст и продолжит влачить жалкое существование; кто-то окажется мужественным и стойким человеком и предпочтут погибнуть со спокойствием на душе. В произведении "Сотников" противопоставляются два человека - Сотников и Рыбак.

Изначально Рыбак предстает перед читателем вполне доброй личностью: он оказывает помощь болеющему другу, отдаёт ему последнее зерно, не выказывает злости насчет нечаянной обузы. Рыбак по-своему добр. Он так и не решился на убийство старосты, хотя думал что это непременно нужно сделать.

В первый раз страх за собственную жизнь у Рыбака просыпается когда полицаями совершается погоня: изначально он хотел предать Сотникова, придумывая себе оправдания, что ему всё равно не спастись.

Когда был устроен допрос, Рыбак пугается и выдаёт свой отряд. Когда ему предлагают переход на сторону Германии, он соглашается. И в подтверждение своей готовности служить Германии, Рыбак помогает повесить Сотникова. Рыбак думает о собственном освобождении, глубоко в душе надеется на побег, но после казни ясно понимает, что ничего не выйдет.

Размышляя обо всём случившимся, Рыбак не может понять, каким образом это вышло и кто же виноват во всём. Ему не хочется признавать собственную вину. Он опускается до оправданий, что сражался за жизнь, и во всём виноват сам Сотников. Он не осознаёт того факта, что его глупые попытки оправдать себя крайне нелогичны и плохи. Сам Быков в конце произведения говорит читателю о том, что всё что произошло с Рыбаком - коварная судьба заплутавшего на войне человека. В книге поднимаются проблемы справедливости и гуманизма, она отвечает на такие не простые вопросы о том, как сохранить в себе человеческое, каким человеком нужно быть и т.д.

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Задачи урока:

Личностные

    Совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

    Совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

    Развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

    Развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

    Развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

    Развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

    Развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

    Развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

    Развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

I. Слово о В. Быкове

Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт.

Это писатель, неизменно верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.

В середине 50-х годов обращается к теме войны.

Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

I I . Жизненная основа повести.

В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.

Вывод: этот эпизод лёг в основу повести.

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно, то глазами Рыбака, то глазами Сотникова.

III . Чтение финальных сцен повести. Формулировка темы урока.

Итак, каждый из героев сделал свой выбор.

Проблема: почему в одних и тех же сокрушающе бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой и остается в благодарной памяти людей, а Рыбак соглашается стать полицаем?

IV. Анализ произведения

    Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака по 1-4 главе

Индивидуальное опережающее задание: внимательно перечитывая первые четыре главы повести, проследите за проявлением нравственных качеств Рыбака и Сотникова.

С какой целью идут партизаны в деревню?

Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен? («Потому и не отказался, что другие отказались»).

Каким предстает Сотников?

(Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)

Рыбак в начале повести. Кто он?

(С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью, 2-умением быстро ориентироваться, 3-подбадривает больного товарища, дает ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине).

В чем главное различие героев? (главное различие на духовном уровне).

- Какие нравственные качества Рыбака и Сотникова проявились в первых четырех главах?

(С самого начала Рыбак вызывает симпатию практичностью, умением быстро ориентироваться, готовностью непременно выполнить задание – достать продукты для голодающих партизан, «которые мерзли теперь на болоте». Он весь в действии: узнавал эти места, взошел на пригорок, наткнулся на изгородь, прошел по двору и т.д. и ведет себя Рыбак в полном соответствии с простыми нормами доброго фронтового товарищества: подбадривает больного Сотникова, дает ему полотенце обмотать шею, чтобы стало теплее, первым прокладывает дорогу по снежной целине. И хоть рассуждает он простовато, но верно: «… чем больше фашистам вреда, тем лучше». Словом, в Рыбаке узнается та порода очень даже неплохих в обыденности и вызывающих симпатию людей, о которых говорят: «Ну и что же, что в высоких материях не силен? Зато в разведке с таким не пропадешь!»

Сотников физически безгранично слабее Рыбака. Но над физической слабостью, над горькими чувствами Сотникова главенствует упорная, неотступающая МЫСЛЬ. Все, что происходит вокруг, даже самые частные подробности быта, он воспринимает в широком масштабе всей войны.)

В чем же главное различие героев по первым четырем главам?

(главное различие – в их ДУХОВНОМ уровне)

Дает ли это различие основание заподозрить в Рыбаке будущего предателя? (нет)

Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?

2) Анализ 5-19 глав (работа в парах)

Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности.

Для этого рассмотрим заполненные вами дома таблицы:

Эпизоды

Рыбак

Сотников

(5,6 гл.)

«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»

«... так просто он им не дастся»

2 Преследование

(7,8 гл.)

«... всё чаще стала напоминать о себе... тревога за собственную жизнь»

«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»

3 В избе у Дёмчихи

(9 гл.)

«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»

«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»

4 По дороге в полицию

(10 гл.)

«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»

«... только бы выгородить Дёмчиху»

5 В фашистском плену

(11,12,13, 16 гл.)

«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»

«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

6 В последний час

(18-19 гл.)

«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было», «теперь он всем и повсюду враг»

«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

Перестрелка с полицаями (5-6 гл.)

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

В хате у Дёмчихи (гл.9)

Как ведет себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что ее дети останутся круглыми сиротами).

Что тревожит каждого из героев?

В плену (11-16 гл.)

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернешь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота).

Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Рыбак: это же самое будет с ним).

Какую позицию избрал Рыбак во время допроса?

(Подстраиваться, хитрить).

Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность)

Почему Рыбака не пытали?

В чем видит Сотников причину падения Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают).

Вывод по таблице.

Какой выбор сделал каждый из героев?

(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)

Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды. (гл.15, 16)

(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю думает:»Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасен от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя).

Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)

Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?

(Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)

Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?

Эпизоды

Рыбак

Сотников

1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников

2 Преследование

3 В избе у Дёмчихи

4 По дороге в полицию

5 В фашистском плену

6 В последний час

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Тема

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения . Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Главные герои

Жанр

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

Во всем нашем мире есть основа – это касается как физических вещей, так и нефизических. Оказывается, даже в обычном слове есть основа. Что такое основа слова? Мы вам ответим кратко на этот вопрос, тем более, что в нашем ритме жизни мы часто забываем правила русского языка. Основа слова в лингвистике означает ту часть слова, которую мы не можем самостоятельно изменить. А если изменяем, то этим нарушаем правила русского языка. Основа слова показывает нам, какое значение этого слова лексическое. Проще говоря, основа слова - это его часть без окончания и без формообразующих суффиксов (если такие в слове есть). Так, в слове "восьмой" основой слова будет "восьм", в слове "наша" - "наш", в слове "пустыня" - "пустын". В словах, которые не изменяются, основой будет все слово целиком. Примеры таких слов: "мечтая", "высоко" (в роли наречия).

Как правильно выделить основу слова

Для того чтобы правильно выделить основу слова, вам следует учитывать не только звуковую часть слова, но и буквенную. Сначала определите окончание слова, затем - формообразующие суффиксы, если они есть. Вся остальная часть слова, кроме этих, и является основой. Давайте посмотрим на примере. В слове "читали" выделяем окончание "и", "л" - это формообразующий суффикс у глаголов в прошедшем времени. Отсекаем эти части слова и получаем основу - "чита".

Основа слова бывает непроизводной и производной. Непроизводная основа - это нерасчленимая на другие морфемы основа, она состоит только из одного корня. Например, в слове "леса" основа "лес" состоит из одного корня, поэтому она является непроизводной. А в слове "перебежать" основа "перебеж" состоит из приставки и корня, то есть делится на морфемы, поэтому такая основа будет производной. Также выделяют производящие основы - это основы, от которых производятся новые слова. Например, непроизводная основа "лес" является производящей для слова "лесистый".

Каждое слово в русском языке можно разобрать на части: какие-то слова состоят из корня и окончания, в каких-то есть приставка или суффикс, а также то и другое. И у каждого слова есть основа, которая является одной из главных его частей. Учащимся 3 класса важно понять, что такое грамматическая основа, как ее найти и какое значение она имеет для словообразовательного процесса, а поскольку выделение этой части слова может вызвать затруднения, тема должна быть изучена внимательно.

Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет

Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.

Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.

Часто у учеников вызывает затруднение выделение основы в словах на -ий, таких как лисий. Суффикс ий ошибочно принимается за окончание и выносится за пределы основы. Чтобы проверить вызывающее сомнение слово, нужно его просклонять: окончание изменится, суффикс останется в составе слова.

Производные и непроизводные основы

Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.

Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.

Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.

Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.

Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.

Что мы узнали?

Такое понятие, как основа слова, не настолько простое, как принято считать. Так, чтобы ее выделить, нужно найти окончание – та часть слова, которая будет ему предшествовать, и является основой. В то же время есть ряд слов, основа которых является прерывистой, то есть ее часть располагается за окончанием, а не перед ним. Узнав, что такое основа слова в русском языке, ученики также узнают, что она может быть непроизводной и производной. В первом случае речь идет об основе, которая не образована ни от какого другого слова, во втором – о непроизводной основе со словообразующими элементами. Непроизводная основа в такой ситуации называется производящей и в большинстве случаев начинает цепочку однокоренных слов. Существует правило, согласно которому у каждой производной основы есть производящая.