Применение тире в русском языке. Различие тире и дефиса. Чем отличается дефис от тире

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

Твёрдые непарные : [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные : [й"], [ч"], [ш":].

Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

· йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя - [т’о´т’а], дя´дя - [д’а´д’а];

· буква и после согласных, кроме ш, ж и ц . Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и : ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;

· буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.

§8. Место образования согласных

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

· глухость-звонкость,

· твердость-мягкость,

· способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования .
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Позиционные изменения звуков

Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

· под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].

· без ударения: [да ма´] -дома´- [да ла´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

· под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да´ча, [т’ьл’ив’и´зър] - телеви´зор, [с’ино´н’имы] - сино´нимы, [б’ир’о´зы] - берёзы, [карз"и´ны] - корзи´ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

· перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,

· перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а] – тля ,

· Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

· перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] - сла´дкий, [зу´пк’и] – зу´бки .

· перед глухими непарными: [апхва´т] - обхват, [фхот] - вход.

· на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

· перед парными глухими: [фста´в’ит’] в ста´вить ,

· на конце слова: [клат] – клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

· перед парными звонкими: [каз’ба´] – кос ьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

· перед гласными: [мат’] – мать, [м’aт’] – мять ,

· на конце слова: [вон] – вон, [вон’] – вонь ,

· перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´н’к’и] – Са´ньки (род. пад.), [с´анк’и] – са´нки, [бу´лка] - бу´лка, [бу´л’кът’] – бу´лькать,

· все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] – лба, [пал’ба] – пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

· перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з’д’эс’],

· перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´н’ч’ик] – по´нчик, [ка´м’ьн’ш’:ик] - ка´менщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

· перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с’н’эк] и , злить - [з’л’ит’] и [зл’ит’]

· перед мягкими переднеязычными , [з’] для переднеязычных [т], [д] - подня´ть - [пад’н’а´т’] и [падн’а´т’], отня´ть - [ат’н’а´т’] и [атн’а´т’]

· перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : ви´нтик - [в’и´н"т"ик] и [в’и´нт’ик], пе´нсия - [п’э´н’с’ий’а] и [п’э´нс’ий’а]

· перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ть - [ф"п"иса´т’] и [фп"ис´ат’], ри´фме (дат. пад.) - [р’и´ф"м"э] и [р’и´фм"э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] – сшить

[з] и [ж] → [ж:] – сжать

[с] и [ч’] – в корне слов[ш’:] – счастье, счёт
- на стыке морфем и слов[ш’:ч’] – расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] - расщепить

[т] и [c] - в глагольных формах → [ц:] – улыбается
-на стыке приставки и корня[цс] – отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] - отцепить

[т] и [ч’] →[ч’:] - отчёт

[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] – отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] - подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] – лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств – [ств]: здравствуй, чувствовать
здн – [зн]: поздно
здц - [сц]: под уздцы
лнц - [нц]: солнце
ндц - [нц]: голландцы
ндш - [нш:] ландшафт
нтг - [нг]: рентген
рдц - [рц]: сердце
рдч - [рч’]: сердчишко
стл - [сл’]: счастливый
стн - [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]:его, красивого, синего .
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода .

2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ : мышь

3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:

o начала слова,

o после гласных,

o после разделительных ь и ъ .

4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.

5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.

6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся

7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться - тьс - [ц:]

Владение устной речью очень важно для социальной жизни и развития индивида. Большое внимание в изучении родного (или иностранного) языка уделяется разговорной речиправильному произношению фонем. Существует множество слов, различающихся лишь отдельными звуками. Поэтому функционированию органов речи и звукообразованию уделяется особое внимание.

Производство звуков

Звукообразование происходит в результате умственной и речевой деятельности человека. Голосовой аппарат состоит из диафрагмы, гортани, надгортанника, глотки, голосовых связок, полости носа и рта, язычка, нёба (мягкого и твердого), альвеол, зубов, языка, губ.

Язык с нижней губой активно участвуют в звукопроизводстве. Зубы, нёбо, верхняя губа остаются пассивными.

Производство звуков (фонем) включает:

  • респирацию — дыхание,
  • фонацию — использование гортани и голосовых складок для создания фонем,
  • артикуляцию — работу для звукопроизводства.

Шумные (глухие) русского языка

Букв в русском языке ровно 33, а звуков гораздо больше — 42. Гласных фонем, состоящих из чистого голоса, — 6. Оставшиеся 36 звуков — согласные.

В создании 16 согласных фонем участвует только шум, образующийся в результате преодоления выдыхаемым воздушным потоком неких преград, представляющих собой взаимодействующие речевые органы.

[к, ], [п, ], [с, ], [т, ], [ф, ], [х, ], [ч, ], [щ, ], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — глухие согласные звуки.

Чтобы научиться определять, какие согласные звуки глухие, надо знать их основные особенности: каким способом и в каком месте они образуются, как участвуют голосовые складки в их производстве, имеется ли палатализация при произношении.

Образование шумных согласных

В процессе производства глухих согласных фонем происходит взаимодействие различных органов речевого аппарата. Они могут смыкаться друг с другом либо образовывать щель.

Глухие согласные звуки рождаются, когда выдыхаемый преодолевает эти преграды. В зависимости от вида препятствий глухие фонемы разделяют на:

  • смычные взрывные [к, п, т, к, п, т];
  • смычные щелевые (аффрикаты) [ц, ч, ];
  • щелевые (фрикативные) [с, ф, х, щ, с, ф, х, ш].

В зависимости от мест, где образуются преграды, среди глухих фонем различают:

  • губно-губные [п, п];
  • губно-зубные [ф, ф];
  • переднеязычные зубные [с, с, т, т, ц];
  • переднеязычные нёбно-зубные [ч, щ, ш];
  • заднеязычные задненёбные [к, х, к, х].

Палатализация и веляризация

Шумные фонемы классифицируются с учетом степени напряженности середины языка. Когда в процессе звукопроизводства к твердому нёбу поднимаются передняя и средняя области языка, рождается палатализованный согласный (мягкий) глухой звук.Веляризованные (твердые) фонемы производятся путём поднятия корня языка к задней области мягкого нёба.

6 мягких и 6 твёрдых шумных глухих фонем составляют пары, остальные пар не имеют.

Парные глухие согласные звуки — [к, — к], [п, — п], [с, — с], [т, — т], [ф, — ф], [х, — х]; [ц, ч, ш, щ, ] — глухие непарные согласные звуки.

Артикуляция

Сочетание всех работ отдельных органов речевого аппарата, задействованных при произнесении фонем, называют артикуляцией.

Чтобы речь была понятной, надо уметь четко проговаривать звуки, слова, предложения. Для этого требуется тренировать свой речевой аппарат, отрабатывать произношение фонем.

Поняв, как образуются глухие согласные звуки, как их правильно произносить, ребенок или взрослый гораздо быстрее овладеет речью.

Звуки [к — к, х — х, ]

Опустить конец языка, слегка отодвинуть от резцов нижней челюсти. Рот приоткрыть. Заднюю часть языка поднять так, чтобы она соприкоснулась с пограничной зоной приподнятых мягкого и твёрдого нёба. Посредством резкого выдоха воздух преодолевает преграду — [к].

Прижаться концом языка к нижним передним зубам. Среднюю и заднюю часть языка сблизить со средне-задней областью твёрдого нёба. Выдохнуть — [к, ].

При производстве фонем [х — х, ] органы речи располагаются аналогично. Лишь между ними остается не смычка, а щель.

Звуки [п — п, ]

Сомкнуть губы, язык оставить свободно лежать, кончик его чуть отодвинуть от нижних резцов. Выдох. Воздушная струя прорывается сквозь губы — [п].

Губы располагаются так же. Конец языка прижать к резцам нижней челюсти. К твёрдому нёбу приподнять середину языка. Резким толчком воздуха преодолевается губная преграда — [п, ].

Звуки [с — с, ]

Губы растянуть, зубы почти сомкнуть. Концом языка коснуться передних зубов нижней челюсти. Выгнуть язык, приподняв среднюю спинку к нёбу. Его боковые края прижимаются к верхним жевательным зубам. Воздушный поток проходит по канавке, образующейся в середине языка. Преодолевает щель между альвеолярной дугой и передней спинкой языка — [с].

Фонема [с, ] произносится аналогично. Лишь середина язык поднимается повыше, а передняя больше выгибается (канавка исчезает).

Звуки [т — т, ]

Приоткрыть губы. Конец языка упереть в резцы верхней челюсти, образовав смычку. Струя выдыхаемого воздуха с силой прорывается через преграду — [т].

Положение губ такое же. Кончиком языка прижаться к нижним резцам. Передней частью языка коснуться верхней альвеолярной дуги, создав смычку. Под напором воздушной струи преодолевается преграда — [т, ].

Звуки [ф — ф, ]

Нижнюю губу чуть втянуть и прижать к ней верхние резцы. Заднюю часть языка приподнять к задней области мягкого нёба. На выдохе воздух проходит через плоскую щель, образованную губой и зубами — [ф].

Губы и зубы в том же положении. Кончик языка придвинуть к нижним резцам. Среднюю часть языка приподнять к нёбу. Поток воздуха проникает сквозь губно-зубную щель — [ф, ].

Звук [ц]

Звук производится в два этапа:

  1. Растянуть немного напряженные губы. Конец языка притиснуть к передним нижним зубам. Приподнять переднюю часть языка, сомкнув с твёрдым нёбом (сразу за альвеолярной дугой).
  2. Воздушный поток поступает в ротовую полость. Язык чуть изогнуть — среднюю часть приподнять, заднюю опустить, боковые края прижать к жевательным зубам. Смычка превращается в щель и воздух выходит наружу — [ц].

Звук [ч, ]

Образование фонемы состоит из двух фаз:

  1. Чуть округлить и выдвинуть губы. Концом и передней частью языка прижаться к твёрдому нёбу и альвеолярной дуге, создав преграду.
  2. Вытолкнуть воздух: на месте смычки между языком и нёбом получатся щель. Одновременно надо приподнять середину языка — [ч, ].

Звук [ш]

Слегка округленные губы выдвинуть. Конец языка приподнять до образования узкого прохода с нёбом и альвеолярной дугой (1-я щель). Опустив середину языка, поднять его заднюю часть (2-я щель). Края прижать к жевательным зубам, образовав чашу. Плавно выдохнуть — [ш].

Звук [щ, ]

Губы немного выдвинуть и округлить. Конец языка поднять к альвеолярной дуге, не прижимая, чтобы остался просвет. Язык приподнять к твёрдому нёбу (кроме передней части), краями прижаться к коренным зубам верхней челюсти. Выдохнуть медленно. Центральная часть языка уходит вниз, создавая желоб, по которому проходит воздушный поток. Язык напрягается — [щ, ].

В речевом потоке глухие согласные звуки соседствуют с другими фонемами Если после шумной фонемы следует гласная, то губы принимают положение для артикуляции последней.

Сопоставление шумных глухих и звонких фонем

Звонкими являются фонемы, в образовании которых участвует одновременно голос и шум (последний преобладает). Некоторые звонкие имеют парные звуки из числа глухих.

Парные глухие согласные звуки и звонкие: [к — г], [к, — г, ], [п — б], [п, — б, ], [т — д], [т, — д, ], [с — з], [с, — з, ], [ф — в], [ф, — в, ], [ш — ж].

Звонкие и глухие непарные согласные звуки:

  • [й, л, м, н, р, л, м, н, р] — звонкие (сонорные);
  • [х, ч, щ, х, ц] — шумные глухие.

Обозначение шумных фонем буквами

Умение грамотно писать не менее важно, чем говорить. Овладение письменной речью сопряжено с ещё большими трудностями, так как некоторые звуки на бумаге могут записываться разными буквами или буквосочетаниями.

Глухие согласные звуки при написании передаются аналогичными буквами, если находятся в сильных позициях.

По глухости-звонкости: перед гласным, [в — в, ], другими шумными (применимо к парным глухим!).

По твёрдости-мягкости: перед гласным, [б, м, г, к, п, х, б, м, г, к, п, х, ] — для звуков [с, с, т, т, ], в конце слова.

В остальных случаях для определения верной буквы (либо сочетания букв) для глухой согласной фонемы надо применять определенные правила русского языка. А иногда необходимо просто запоминать верное написание слов (словарных).

Все согласные звуки в русском языке разделяются по нескольким признакам, в том числе и по принципу звонкости-глухоты. Эта произносительная характеристика влияет на то, используется ли при выговаривании звука голос или нет. Изучение данной темы очень важно для понимания основных принципов работы фонетической системы, ведь глухие согласные звуки являются очень важной ее частью.

Что такое глухой согласный звук

Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.

Парные и непарные глухие согласные

Большинство звуков, которые относятся к этой категории, имеют звонкую пару. Какие это звуки, можно узнать из таблицы “Глухие согласные звуки в русском языке”.

Таким образом, в русском языке есть 11 глухих согласных, имеющих звонкую пару. Но есть и непарные – это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].

Они не могут стать звонкими вне зависимости от позиции.

Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: “Степка, хочешь щец? – Фу!”. Но запомнить их парность по твердости-мягкости она не поможет, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в ней только в одной разновидности – или твердой, или мягкой.

Правило оглушения согласных

В русском языке нередки случаи, когда на письме пишется звонкая согласная буква, а в речи она превращается в глухой согласный звук. Это происходит, например, когда звонкая буква оказывается в самом конце слова, как в слове гриб, транскрипция которого будет выглядеть как [грип].

Из-за того, что звонкие согласные на конце оглушаются, часто возникают сложности при воспроизведении таких слов на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно так изменить слово, чтобы согласная оказалось перед гласной, например, гриб – гриба. Тогда сразу станет понятно, что нужно писать. То же самое касается случаев, когда на конце стоит глухой согласный, а на письме его озвончают “по общему правилу”. Проверить, какая буква пишется, можно тем же способом: крик – крика, лот – лота.

Также могут оглушаться звонкие согласные, располагающиеся в позиции в начале и в середине слова, если после них идет глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [б́утка].

Что мы узнали?

Глухие согласные звуки – это такие звуки, при образовании которых не вибрирует гортань, то есть не участвует голос. Состоят они только из шума. У большинства глухих согласных есть звонкая пара, однако есть четыре непарных звука такого типа – это [х], [х’], [ч’] и [щ’]. Из-за правила оглушения согласных при произнесении те согласные, которые на письме являются звонкими, переходят в свою глухую пару. Так происходит, если они оказываются в конце слова, а также когда перед ними стоит другой глухой согласный.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные - образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные - образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 непарных 3 парных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков