Фонетика произношение твердое или мягкое. Произношение согласных. Произношение твердых и мягких согласных

Урок обучения грамоте

Тема: Строчная и заглавная буква Й й

Цель: научить письму строчной и заглавной буквы Й й

Задачи: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно- двигательный образ буквы «Й»; отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, умение различать гласный звук И от согласного Й; способствовать формированию информационной культуры учащихся;

развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Результаты деятельности:

Метапредметные

Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
-слушать и понимать речь других;
-участвовать в паре;
-умение объяснить свой выбор;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в прописи;

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
-сравнивать предметы, объекты;
-группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков;

Определять тему;
-освоение элементов письменных букв;
-усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.

Регулятивные УУД:
-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
-определять план выполнения заданий под руководством учителя;
-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

Личностные УУД:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: лента букв, карточка с буквой й,

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)

Цель:

1)включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (стихотворение);

2) мотивировать школьников учиться писать буквы, слоги, слова, предложения.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня.

    А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.)

    С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин)

Цель:

1) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

6) учить школьников писать буквы строчные и заглавные;

7) соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.

Организация учебного процесса на этапе 2

1) Беседа о правилах посадки при письме, важности соблюдения правильной осанки для сохранения здоровья, положении тетради, положении пальцев на ручке и др.

2) Актуализация мыслительных операций

На какие группы делятся звуки?

Как отличить гласные от согласных?

Какую букву мы научились писать на прошлом уроке? (ь)

Какие буквы вы еще умеете писать? (а,о,у,ы,э,я,ё,и,е,н,м,л и т.д.)

3) – Отгадайте загадку

– С какой же буквой мы продолжим знакомство?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели поставим?
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему? Докажите.
4) Игра “Поймай Й”

– Хлопните в ладоши 1 раз если услышите (й)

(Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, машина, имя, чай.)

5) Работа в прописи:

    Откройте прописи.

    Сегодня на урок письма нам будут помогать Ой и Ай. Они зашифровали слово.

    Какое это слово? (зайка, майка)

Работа в паре:

Закончите схему и выполните взаимопроверку.

Графический анализ формы (самостоятельно)

Посмотрите на печатную букву.

На что похожа эта буква?

Пропишите печатную букву.

6) Пробное учебное действие.

    Что вы повторили?

    А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)

    Готовы попробовать свои силы? (Да.)

    Что вам нужно сделать? (Прописать строчную букву)

    Попробуйте выполнить это задание.

    Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого не получилось?

    Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли правильно прописать)

    У кого получилось?

Физкультминутка

3.Выявление места и причины затруднения (4-5 мин)

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с правилами написанием буквы и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

    Какое задание выполняли? (Писали букву й)

    Где возникло затруднение? (В верхнем элементе буквы)

    Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как писать)

4. Построение проекта выхода из затруднения (7-8мин)

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

Организация учебного процесса на этапе 4:

    Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, как пишется буква й, уметь писать слоги, слова и предложения с этой буквой)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3) организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

    Просят Ой и Ай внимательно посмотреть на образец написания буквы и красиво прописать сначала элементы, а затем букву й:

(Буква й состоит из двух элементов. Начинаем писать на верхней линии рабочей строки, идем вниз, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, спускаем вниз, закругляем вверх вправо. Второй элемент – плавная галочка. Начинаем писать чуть выше верхней линии рабочей строки, над буквой, посередине.)

    Запишите самостоятельно.

    Сейчас вы будете «открывать» правила написания слов и предложений с буквой й.

    Я предлагаю поработать в парах:

    Вам нужно попробовать объяснить какие соединения имеют эти слоги.

    Придумайте слова с этими слогами. (Ребята совещаются между собой)

    Как проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)

Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

    Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)

    Что теперь вы можете делать? (Писать слова.)

Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

Цель:

организовать усвоение детьми письма с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

    Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

    Обведите слова на стр. 32.

    Кто ошибся?

    В чем ваша ошибка?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 4-5 мин)

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с образцом свое умение;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

    Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)

    Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

    Напишите письменно предложения на следующей строчке.

    Какое задание будете выполнять? (Составить слова и записать письменными буквами.)

    У кого нет ошибок? Поставьте себе «+».

    У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

    Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин)

Цель:

расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация учебного процесса на этапе 8:

    Ой и Ай очень довольны.

    Найдите в тетради еще одно задание.

    Какое задание нужно выполнить? (Надо дописать предложение на с.33)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 9:

    Вспомните, какой была тема урока? («Буква й».)

    Какую цель ставили перед собой на уроке? (Научиться писать)

    Кто помнит, как это можно сделать?

    Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)

    Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

зеленый кружок , если легко справлялись с заданиями, не встретили затруднений;

желтый кружок , если затруднения и смогли их преодолеть;

красный кружок , если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;

    Какие трудности остались на конец урока?

    Мне и нашим помощникам понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!

10. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Как узнать, сколько слогов в слове?

Может ли быть в слове слог из одной буквы й? Почему?

Вот уроку и конец,
А кто работал – молодец.

§ 1 Строчная буква й

В этом уроке у нас в гостях особая согласная буква.

Особая, потому что она очень близка с гласными.

Это буква «И краткое» или «ий», как её ещё называют.

Прочитайте историю, как она появилась в алфавите:

Однажды буква И отправилась гулять. Ей на плечо села галочка. Буква И испугалась и стала заикаться. Заикаясь, она не смогла больше петь, поэтому ушла к согласным, какая же она гласная без голоса. Так в алфавите появилась новая буква - И краткое.

Букву Й зовут "И кратким".

Й как И в твоей тетрадке.

Чтоб Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

Буква И краткое обозначает только один звук [й].

Он согласный, звонкий, мягкий.

У него нет парного глухого и парного твёрдого согласного.

Чаще всего этот звук стоит после гласных в конце слова: хоккей, воробей, соловей и в середине слова: чайка, сойка, майка, шайба.

Очень редко встречаются слова с буквой й в начале слова: йогурт, йод, йог.

В большинстве случаев для обозначения звука [й] и следующих за ним гласных звуков [а], [о], [у], [э] в русском языке используются буквы я, ё, ю, е.

Поучимся писать строчную букву й.

Она состоит из двух одинаковых элементов - двух наклонных линий с закруглением внизу вправо.

Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и ведём вниз наклонную прямую линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, пишем прямую линию вправо вверх, доводим до верхней линии.

Пишем второй элемент: ведём наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляем.

Касаемся нижней линии, закругляем вправо вверх и доводим почти до середины рабочей строки.

Сверху над буквой изобразим дугу, чтобы не спутать букву й с буквой и.

На следующей строчке напишем слова, которые выражают наши чувства: ай, ой.

Везде верхнее соединение.

При переносе слов с буквой й в середине слова нужно знать правило: нельзя отрывать её от предшествующей гласной.

Переносить слова нужно так: зай-ка, тай-на, лей-ка.

Запишем эти слова.

Русских имён, отчеств, фамилий, названий городов, рек, которые начинаются на букву Й нет.

Все имена собственные с буквой Й в начале слова пришли к нам из других языков.

В России есть город Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл, что в переводе с марийского языка означает «красный город».

В Йошкар-Оле есть улица имени Йывана Кырли - так звали марийского актёра и поэта.

На карте мира мы также найдём другие города на букву Й, например, города Йорк в Великобритании, Йена в Германии, Йоккаи́ти в Японии.

§ 2 Заглавная буква Й

Поучимся писать заглавную букву Й.

Чтобы письмо не составило большого труда, нужно вспомнить, как пишется заглавная буква И.

Заглавную букву Й начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки.

Пишем линию вверх вправо, закругляем, ведем наклонную прямую вниз к нижней линии рабочей строки.

Немного не доходя до нее, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент.

Он находится на том же уровне, что и первый.

Начинаем писать от середины вспомогательной строки.

Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Выведем над буквой дугу.

Запишем предложение:

Первое слово в предложении - йог, поэтому оно пишется с заглавной буквы.

§ 3 Краткие итоги урока

Самое главное в уроке:

1.Буква й обозначает согласный, непарный звонкий, непарный мягкий звук [й].

2.Чаще всего звук [й] стоит в середине и конце слова.

3.При переносе слов с буквой й в середине слова её нельзя отрывать от предыдущей гласной.

4.В русском языке почти нет слов, начинающихся с буквы й.

5.С заглавной буквы Й пишется начало предложения, о также географические названия иноязычного происхождения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс, 2014.-160с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Методические рекомендации к учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики". 1 класс. – М.: Баласс, 2014.-416с.
  3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа.- 1994. – 448с.

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)

Цели урока:

Образовательная:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й,
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"],
  • научиться различать буквы и, й;

развивающая: орфографическую зоркость, яркую, эмоциональную речь, интерес к родному языку;

воспитательная: любовь к природе, уважение к окружающим, культуру работы в парах, группах, трудолюбие.

Оборудование: карточки с изображениями звуковых схем-человечков, и буквами на доске, карточки с заданиями для работы в парах и группах, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.(Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое.

2. Интеллектуальная разминка.

Чистоговорки
Ой, ой, ой
Очень холодно зимой.
Ай, ай, ай
Так в снежки играть давай
Ух, ух, ух
Побежали во весь дух.

Составьте пары: буква – звук (на доске расположены звуковички и буквы, необходимо соединить их линиями: буква ш обозначает всегда твердый согласный звук, глухой, поэтому соединим ее со звуковичком в шляпке и синими башмачками; буква о обозначает гласный звук, поэтому соединяем со звуковичком в красных башмачках, буква р обозначает согласный звонки звук, который бывает и твердым и мягким, соединяем со звуковичком в звоночке, один башмачок синий, другой – зеленый, буква я может обозначать два звука или один, ее соединим со звуковичком в красных башмачках и со звуковичком в зеленом и красном башмачке).

3. Выход к теме.

Лишь одному звуковичку не хватило пары.

Вы узнаете его. Он первый в словах: ягода, яма, ёжик, ёлка, ели, если (это звук [й"])

Мы много раз встречались с ним в начале слова. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:

[й"], [а] – я – ягода, яма
[й"], [о] – ё – ежик, ёлка
[й"], [э] – е – ехал, если

Где слышится звук [й"] в следующих словах: май, пой, трамвай? (В конце слова, он последний.)
- А в словах майка, лайка, гайка – в середине, но после него нет гласного. Как же в этом случае мы будем обозначать на письме [й"]?
- Для обозначения звука [й"] без последующего гласного в русском алфавите есть буква Й. “Строчная и заглавная буква й” - тема урока.

Наша цель:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й;
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"];
  • научиться различать буквы и, й.

4. Работа в азбуке.

Рассмотрите в азбуке печатную букву Й. Что она вам напоминает? (Букву И, но с крышечкой.)
- Какой звук обозначает эта буква? (согласный, звонкий, всегда мягкий звук.)
- Завершим схему. (Нарисуем звуковичку звоночек, а башмачки раскрасим зеленым цветом.

Чтение слогов.

Какие из них являются словами и мы употребляем их в речи для выражения чувств? (Ой, ай)
- Как вы вскрикните, когда больно?
- Когда чем-то восхищаемся?
- Когда хотим пристыдить?

Чтение столбика слов справа.

5. Работа в прописи.

Минутка чистописания повторим написание строчной буквы о с верхним и нижним соединением, сочетания ож , ол , в первом случае буква о пишется сверху, во втором – снизу.
- Рассмотрите строчные и заглавные буквы и , й . В каких случаях необходимо писать заглавную букву Й ? Пишем, следим за правильной позой при письме.
- Соединяется буква й с последующими буквами так же как буква и .

Письмо слогов и слов на третьей и четвертой строчках.

Прочитайте пару слов ниже.
- Замените слово “зной” близким по значению. (Жара)
- О ком скажем “злой”?
- Напишем по одному разу эти слова.

6. Физминутка.

Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.

7. Работа в парах.

Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.
- Прочитайте, посовещайтесь и вставьте пропущенные буквы.

1 ряд

Какой красивы_ лес зимо_! В дупле уснула б_лка. У куста за_ка. На макушку _лки села птица.

2 ряд

Дул сильны_ ветер. Малыш бо_лся идти в школу один. Он стоял под липо_. Саша взял его за руку и пов_л.

3 ряд

Я живу под землёй в тёмно_ норке
Шубка сера_, крошечны_ рост.
Глазки чёрные бусинки, зорки,
И вер_вочкой тоненький хвост.

Проверка по рядам. Прочитайте предложение. Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Рассмотрите лес на слайде. А теперь прочитайте первое предложение с восхищением. Как нужно прочитать остальные предложения? (Спокойно, негромко, чтобы не нарушить тишину зимнего леса.)

Но что это появилось на ветке ели? (На слайде слово “Жалоба”)
- На что жалуется белочка?
- Почему так важно не забирать из дупла беличьи запасы? (Все лето и осень трудилась белочка, чтобы не умереть от голода зимой.)

Второй ряд объясняет расстановку букв.

Оцените поступок Саши. (Саша поступил как настоящий товарищ. С него можно брать пример.)
- Чтобы вас любили и хотели с вами дружить не забывайте важное правило общения. (Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.)
- Ребята третьего ряда объясняют какие буквы вставили на месте пропусков, какие звуки они обозначают.

О ком загадка? (О мышке.) Как догадались? Какие слова помогли точнее описать мышку? Как они называются? (Это слова – признаки, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Чтение слов- признаков в азбуке и запись по одному слову в прописи на странице 22.

8. Работа в группах.

Мы работаем над групповыми творческими проектами, создали замечательные жилища для звуковичка. Пора хозяину занять свое место. Наверняка он захочет устроить новоселье. Но, похоже, список угощений и гостей составлял герой рассказа А. Шибаева “Два хвостика”. Ребята прочитают этот рассказ. (Трое ребят заранее приготовили чтение по ролям.)

Какую ошибку допустил мальчик?
- К чему это привело?
- Очень важно научиться писать грамотно, из-за одной буквы может измениться смысл слова, важен каждый элемент.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.

Посовещайтесь в группах и исправьте ошибки в меню и списке приглашенных на новоселье.

Меню

  • йагоды
  • малйна
  • орехи
  • печеньйэ
  • йаблоки

Список гостей

  • йожик
  • соика
  • Дюимовочка
  • йэнот
  • Аиболит
  • зайац

Проверим правильность выполнения данного задания по слайду.

9. Итог урока.

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)

Цели:

  • Обучить письму строчной буквы Й, элементам быстрого и красивого письма, формировать умение правильно сидеть за партой (осанка, положение тетради и ручки); дать элементарные понятия о космосе.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь. Мышцы рук, пространственное воображение.
  • Воспитывать аккуратность, любовь к прекрасному, чувство коллективизма.

Оборудование: образцы правильного и неправильного написания слов, картина космоса, два космонавта с секретным заданием, прописи, слоги-слияния, музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

Учитель: У нас сегодня урок письма, а вот какой букве он посвящён вы узнаете отгадав загадку:

– С какой же буквой мы продолжим знакомство?
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему? Докажите.
– Ещё какой?

Дети: Звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.

Игра “Поймай Й”

– Хлопните в ладоши 1 раз если услышите (й)

(Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, машина, имя, чай.)

2. Основная часть

1. Беседа

У.: У нас урок не простой, а космический. Предстоит нам с вами полёт в космос. Отправляются туда крепкие, здоровые, умные, аккуратные. Вот и нам перед полётом надо поупражняться в красивом письме, размять пальчики.

2. Работа в прописи.

У.: Откройте учебник на стр. 23. Прочитайте буквы написанные на строке.

Д.: И, ш, й, п, т, р.

У.: Какой элемент общий в первых 3-х буквах?
– В остальных буквах?
– Выпрямите спины, пристегните ремни, приступаем к разминке.
– Запишите по одной букве, прокомментируйте написание.
– Молодцы, первую часть разминки выполнили.

3. Игра “Переполох”

У.: К нам на планету “Земля прислали 2 слова, первое написал Незнайка, а второе Знайка.
– У Незнайки отметьте ошибки.
А у Знайки места соединений букв и элементов, домики гномика и гнёздышки птичек.
– Отметьте ошибки на доске.

4. Физкультминутка

Побежали (2 раза ), ёжики (2 раза ),
Наточили (2 раза ), ножики (2 раза ),
Прискакали (2 раза ), зайчики (2 раза ),
Кто всех милее? Кто всех смелее7
Кто веселее? Кто всех смешнее?
Кто аккуратнее?
Кто всех дружнее?

5. Письмо слов

У.: Молодцы ребята. Поупражнялись, отдохнули, теперь пора нам отправиться в космическое путешествие на корабле “Восток”

Звучит музыка.

– Пристегните ремни, входим в космическое пространство.

– Перед нами 9 планет, они движутся вокруг Солнца (среди них Земля), поэтому эта система называется Солнечной.

– Мы летим в космическом корабле и каждой планете нам надо послать шифровку, тогда мы узнаем название планеты.

– Прочитайте слова на с. 23 , которые получились из “айка”, добавив буквы г , м , з , л , ш , ч , с .

Д.: Чайка, майка, гайка, зайка, лайка, шайка, сайка.

У.: Давайте их зашифруем и отправим на разные планеты.

6. Развитие речи

У.: Составьте предложение с любым из этих слов.

– А теперь прочитайте название планет, которым мы послали шифровки, вылетев с Земли.

7. Звукобуквенный анализ

У.: Прочитайте слово, которое мы зашифровали.

Д. : Гайка.

У.: Разделите его на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Сколько звуков? Какие? Если первый согласный, второй гласный, что получается?

Д. : Слог – слияние.

У.: Какой слог-слияние?

Д. : Твёрдый.

Д.: Й.

У.: Что можете сказать об этом звуке?

Д.: Согласный, всегда мягкий и т.д.

У.: Составьте схему этих слов, она у всех одна. Но среди этих слов, спряталось одно, схема которого отличается от других, найдите его. Почему схема отличается?

Д.: Ч – всегда мягкий.

8. Физкультминутка (упражнение для глаз)

А) смотрим влево, вверх, вправо, вниз – 5 раз
Б) смотрим вправо, вверх, влево, вниз – 5 раз
В) делаем глазами восьмёрку – 5 раз
Г) руки на пояс, голову влево, глаза опустили на локоть(считаем до 5), голову повернули вправо, глаза опустили на локоть (считаем до 5) – 5 раз
Д) смотрим на вытянутый вперёд большой палец (считаем до 5). Затем далеко в лес (считаем до 5) – 5 раз.

9. Рассказ учителя

У.: Ребята, мы с вами отправились в космическое путешествие, а кто был первым космонавтом мира?

Д.: Ю.А. Гагарин.

Звучит музыка.

У.: Итак: 12 апреля 1961 года группа людей подошла к космическому кораблю “Восток”. Закончились последние приготовления. Друзья проводили космонавта до кабины корабля. Он занял место в кресле полулёжа и застегнул пояс. Гагарин был сосредоточен, но спокоен.

Прозвучала команда: “Пуск”. Взревел двигатель, подножие ракеты окуталось клубами дыма, из которого вырвались языки огня.

– Так побывал в космосе первый в мире человек Юрий Алексеевич Гагарин.

– Переверните страничку и прочитайте фамилии известных космонавтов, которые после Гагарина летали в космос.

Д.: Терешкова, Леонов, Комаров, Шаталов, Попович, Елисеев, Береговой, Климук.

У.: Когда у нас в стране отмечается день Космонавтики?

10. Работа над предложением

У.: Прочитайте вопрос, который нам задают.

Д.: Кто первым полетел в космос?

У.: Как вы на него ответите?

– Сколько слов в предложении?

– Какое первое? Второе? И т. д.

– Как начинается предложение? Заканчивается?

– Как вы напишите слово Гагарин?

– Почему?

– Прокомментируйте предложение.

– Записав его мы попадём на последнюю планету “Плутон”.

Д.: Первым в космос полетел Гагарин.

3. Итог урока

1. Игра “Поле чудес”

У.: Тут спрятана шифровка из космоса. Какую букву по счёту хотите открыть? Я её прокомментирую, а вы угадайте.

(На доске спрятано слово “Молодцы”)

(Например первая буква: Ставим ручку на одну третью снизу в рабочей строке, “качалочка”, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя одной трети, выписываем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины и т. д.)

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Что делали на уроке?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Спасибо вам за урок!