Цитаты про университетские годы. Прикольные фразы про студентов. Приколы студентов Супермен))) смотреть до конца!!!)

СОЧИНЕНИЕ.

Поэтами рождаются.Ораторами становятся.

Мне хочется написать о поэте 20 века Эдуарде Осадове. О человеке, который писать стихи начал свосьми лет, пережил тяжелейшие испытания в жизни, не сломался при этом, а сталдействительно оратором и Человеком с большой буквы в жизни и поэзии. «Я чувствовал на себе всегда большую ответственность за то,что скажу, напишу и сделаю. Вы знаете, я очень горжусь тем, что у меня нет ниодной строки, в которой бы я солгал. Ни одной. За каждую свою строку - удачнаяона, не удачная, все равно - за каждую из них я несу полную ответственность исегодня. Поэтому я никогда не был перевертышем». Когда читаешь егосборники стихов, а я прочел их больше половины изданных, а некоторые не одинраз, то веришь в правду и искренность этого человека и приклоняешься перед ней.

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. По национальности онармянин. Родители были у него учителями. После смерти отца в 1929 году он с матерьюпереехал в Свердловск. Здесь жил второй дедушка, тоже армянин, врач попрофессии, Иван Калустович Курдов. НаУрале прошло все детство Эдуарда Асадова. Здесь он пошел в первый класс, здесьв восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение, здесь вступил впионеры, здесь был принят в комсомол.

Когда ему исполнилось пятнадцать лет, семьяпереехала в Москву. После спокойного и деловитого Свердловска Москва показаласьшумной, яркой и торопливой. С головой ушел в стихи, споры, кружки. Эдуардколебался, куда подавать заявление: в литературный или театральный институт. Нособытия изменили все планы. Выпускной бал в школе был 14 июня 1941 года, ачерез неделю - война! В районном комитете комсомола подаёт заявлениедобровольцем на фронт, в райком пришёл вечером, а утром уже был в воинскомэшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях «катюш». Сначала воевал подЛенинградом, был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей наСеверо-Кавказском и 4-ом Украинском фронтах. Воевал, мечтал о победе, а вперерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом – госпиталь. Стихи междуоперациями… И слепота навсегда.

В 1946 году поступил в ЛитературныйИнститут имени Горького. Первыми литературными учителями были: Чуковский,Сурков, Светлов, Антокольский. Институт окончил в 1951 году. В этом году уАсадова вышла первая книга стихов «Светлые дороги» и он был принят в члены партии и в члены Союза Писателей.

Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкогомужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь - это борьба, борьба совсяческим злом на земле. В годы Великой Отечественной войны - борьба сфашизмом. Война не на жизнь, а на смерть. В послевоенные годы - беспощадная борьбас подлостью, ложью, лицемерием, трусостью. Борьба за любовь, чистотучеловеческих отношений, борьба за радость, за счастье человека на земле… Аего оружие - поэзия. Асадов писал обо всем о войне, о городах, о человеческихотношениях. В его поэзии есть поэмы, баллады, песни, лирические монологи,сказки-шутки и просто шутки.

Маленькому мне мама просто так прочиталанесколько его шуток или сказок-шуток - такие, как «Аптека счастья» или «Рыбьесчастье» и совсем уж грустный стих орыжей дворняге. Когда я подрос я часто перечитывал эти стихи, но потомзахотелось большего. Я стал читать стихи о нашем городе, о войне, о дружбе, отом, чего терять нельзя, о подлости и трусости.

Хочу привести несколько четверостиший,которые мне очень нравятся, но это просто крупица от тех стихов, которыехочется прочитать не один раз!

МогилаНеизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытыхкогда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик удороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.

Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вестипропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!

Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!

О нашем городе: - Здравствуй, по вешнему строги молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Город-красавец, город герой,

Неповторимый город!

Об отношениях людей.

Ну а мы,будто в вихре хмельного шквала,
Все стремимся и жить и любитьбыстрей.
Даже музыка нервной какой-то стала,
Что-то слишком визгливоеслышится в ней!

Жизнь скучна, обнаженная до корней,
Как сверх меры открытая всемкрасавица.
Ведь душа лишь тогдагорячо влюбляется,
Если тайна какая-то будет в ней.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-тобольно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

........
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

_____
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья...... А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!________ Знаешь, все не так уж в мире сложно,Как иные думают, скользя. Как в любви есть и «нельзя» и «можно», Так и в дружбе есть и «можно» и «нельзя».......Дружба - не апрельская вода. Здесь зима с теплом не совмещаются, И потери тут не возмещаются, «Да» и «нет»- здесь только навсегда!__________Одна из основных черт поэзии Эдуарда Асадова - обостренное чувство справедливости. Писать можно еще много, но я думаю, что если читать стихи Эдуарда Асадова массам, то его поэзия глубоко тронет сердца людей. Те люди, кто знаком с его поэзией никогда не останутся равнодушными ни к людям, ни к поэзии вообще, ни к русской культуре и жизни, ни к русскому языку. Известно, что с начала 1960-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широкое звучание. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов.Эдуард Аркадьевич автор 50 поэтических сборников, в которые в разные годы вошли такие широко известные его поэмы, как «Снова в строй», "Шурка", «Галина», «Баллада о ненависти и любви». Э. А. Асадов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя орденами «Знак Почета», орденом Почета, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды, присвоено звание Героя Советского Союза. 21 апреля 2005 года на 82-м году жизни поэт скоропостижно скончался. Похоронен поэт на Кунцевском кладбище в Москве, но сердце его, согласно завещанию, захоронено на Сапун-горе в Севастополе , так как здесь 4 мая 1944 года в боях за освобождение города Эдуард Асадов был тяжело ранен и потерял драгоценное зрение. Именно там, в свист артиллерийских снарядов и рокот взрывов между скал, поэт последний раз увидит своими глазами тот мир, про который он будет писать бессмертные стихи и в котором будет жить.

Мне грустно. Но бывает хорошая грусть. Она знакома многим педагогам. Выпускной вечер в школе, прощальный бал в институте. И у тех, кто прощается со своими учениками, всегда навертываются на глаза слезы. Очищающие слезы. Звучит сентиментально. Но, может быть, нам всем чуть-чуть не хватает сентиментальности, и жаль, что мы отбрасываем сентиментальность, предпочитая натиск, грубость, браваду.

Так хочется, чтобы слово, обращенное к ученикам, запомнилось. И если даже не вернулось бы к тебе спустя годы благодарственным письмом, то хотя бы не обернулось противоположным - когда по воле случая или в силу обстоятельств ты обратился к тем, кому пытался передать знания, привить порядочность, честность, развить благородство, а наткнулся на раздражение, хамство, черствость, равнодушие, необязательность... (Такое бывает, я и сам с подобными ситуациями сталкивался.)

Я говорю вам: до свидания! Хорошее слово - «до свидания». Прекрасное слово. Мы прощаемся, но мы же встретимся. Произнося «до свидания», мы как бы обещаем, надеемся, что произойдет встреча. До свидания - не прощание, когда люди расстаются навсегда.

Каждый, кто занимался, сам способен оценить свои успехи: стало ли легче общаться, исчезла ли скованность, появилось ли терпение при общении с другими людьми, возникло ли еще большее понимание себя и других людей?

Большинство людей не умеют выступать публично.

Большинство людей не умеют общаться.

Большинство людей не способны вести обычную беседу.

И сами от этого страдают.

Деловые переговоры, личные отношения, общение в семье...

Все это тесно связано с нашим умением слышать и слушать, говорить, убеждать, доказывать, отстаивать свои идеи... И этому можно научиться.

Отбросим лукавство: конечно, чтобы научиться говорить публично, нужно проделать огромную работу по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Каждый из нас способен развить силу собственного голоса, сделать его более сочным, проникновенным, запоминающимся. Ведь нет двух одинаковых голосов, как нет одинаковых отпечатков пальцев и абсолютно одинаковых почерков. Голос - это всегда и характеристика человека.



Я знал специалиста, способного, прослушав фонограмму, почти безошибочно определять возраст, характер, внешность человека, его сексуальную жизнь (да-да, даже это!), он мог, анализируя голос, точно рассказать о детстве человека.

Ритм, темп речи, ударное слово, верно поставленная точка, предложение с многоточием... Умение держать паузу. Всему этому можно научиться.

Но главное, как я уже не один раз говорил, - предмет разговора, убежденность в своей позиции.

Почему я взялся за создание книги «Учимся говорить публично»? Мне казалось: если люди научатся слушать друг друга, смогут контролировать себя, научатся общаться, поймут, как находить настоящих друзей и единомышленников, а не просто поддерживать отношения с нужными людьми (в этом ничего плохого нет, но не надо исключать и подлинную дружбу), смогут, как говорили в старину, сеять доброе, вечное, то всем нам станет легче жить.

Доказать?

Пожалуйста!



Родился ребенок. Как с ним говорят мать и отец? Как с ним общаются другие взрослые?

Сю-сю-кают! А потом кричат на малыша, ибо он их раздражает. У многих взрослых хватает времени на все - работу, телевизор, пьянки (чувствуете, я рьяный противник пьянства, которое нас губит, но мы никак не можем это понять), а на нормальное, спокойное, методичное (подчеркиваю: методичное) общение с детьми времени не остается. А потом мы удивляемся, почему у детей не речь, а сленг. Да все дело в том, что дети создают свой мир, они отгораживаются от нас, взрослых, они не верят, что мы способны понять их.

Как все просто! Как все сложно. Один человек не способен понять другого. И у нас это происходит не только в личном общении, но и на государственном уровне.

По тому, как человек говорит, можно многое сказать о нем. (Я вынужден повторить уже сказанное ранее.) Но как же важно вслушаться в речь другого человека и постараться точно определить его сущность. Тогда будет меньше ошибок. Мы скажем «нет» лгуну, фарисею, корыстолюбцу, человеку, актерствующему в жизни, а не на сцене.

Может быть, все в жизни бывает, именно сейчас читает меня тот человек, которого действительно стоит поддержать. Читает тот, кому хочется оставить о себе память своими добрыми делами. Может быть, меня читает будущий президент. С чего ему начать свое вхождение во власть? С личной образованности. С того, чтобы научиться говорить.

Мы живем среди людей. Так постарайтесь, чтобы все, кто с вами общается, лучше поняли вас, а вы других. Пусть у вас будет свой микромир, но чтобы царил в вашем доме дух взаимопонимания и взаимоподдержки.

Начиная курс, я думал, что он нужен деловым людям. Но они, деловые люди, считают, что у них нет времени для занятий. Что ж, им виднее. Только не понимают они, деловые люди, что, потратив два-три часа в неделю на занятия, они сэкономят десятки часов в будущем, когда их просьбы будут выполняться с первого раза, а не после десятого, а то и сотого напоминания, иногда переходящего в крик и угрозы.

(С непониманием деловых людей я столкнулся, когда пытался убедить их в полезности слепого десятипальцевого набора на клавиатуре компьютера).

Один врач мне сказал, что сорок процентов инфарктов происходят из-за неверного общения людей. Мы доводим друг друга до инфаркта. Но каждый забывает: сегодня он довел кого-то до инфаркта, как раньше говорили, разрыва сердца, а завтра кто-то другой поступит с ним так же.

Как же быть, если тебя не понимают? В чем причины того, что тебя не могут понять, не слышат? Только ли неумение говорить, убеждать, доказывать?

Нет. Все сложнее. Вы можете прекрасно говорить, а вас не поймут. Почему? Да просто те, к кому обращены ваши слова, не способны вас понять. Такое бывает. И не стоит в таких случаях тратить энергию. Иногда можно уговорить (убедить, доказать свою правоту) зал на несколько тысяч мест - и не суметь воздействовать на одного человека, ибо этот человек запрограммирован на непонимание. Не тратьте в этом случае свои силы. Оставьте в покое такого человека, пожалейте его узколобость, зашоренность, запрограммированность. Он никогда вас не поймет.

А вы продолжайте жить. Ищите единомышленников среди других людей. Живите, но не торопитесь жить.

Мы торопимся умереть. Стоит ли?

Я надеюсь, что меня правильно поймут, надеюсь.

Как оценить эффективность курса?

Помните, в самом начале книги я просил записать на магнитофон свою речь?

Создайте еще один вариант речи.

Прослушайте его. И сравните с той, первой речью. Что, обе не получились? Тогда с самого начала, пожалуйста, выполните все задания.

С уважением и признательностью ко всем, кто читал (а может быть, и занимался) нашу школу «Учимся говорить публично»,

Ваш Владимир Шахиджанян

P.S. В 61 году до н.э., защищая греческого поэта Архия (оспаривалось римское гражданство), Цицерон произнес фразу: «Poёtae nascuntur, oratores fiunt». Смысл этого выражения прост: поэтический талант - это от природы, ораторский можно развить путем упражнений.

А высказывание Цицерона в переводе на русский язык звучит так: "ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ ДЕЛАЮТСЯ ".

Спасибо за ваши терпение и внимание.

Цицерон

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.

Ралф Эмерсон

Научиться говорить можно только говоря.

Не дайте неудачам поставить вас на колени!

Ничто нас в жизни не может вышибить из седла.

К. Симонов, «Сын артиллериста»

Как известно, если вы глубоко убеждены, что сможете чего-то достичь, то добьётесь своего, а если считаете, что у вас это не выйдет, то вы правы.

Основная разница между успешным человеком и «лузером» в том, как они реагируют на поражения. Для неудачника неуспехи лишь подтверждают, что «ничего не получится», являются «провалами» и заставляют окончательно опустить руки.

Успешный же человек воспринимает их как полезный урок и помнит, что важно не сколько раз он упадёт, а сколько раз поднимется и, назло всем препятствиям и недругам, пойдёт дальше.

Возможно, ваш дебатский путь не будет усеян розами: на нём встретятся выступления, о которых вам не захочется вспоминать, поражения в турнирах, комментарии недоброжелателей о вашей полной бездарности и профессиональной непригодности. Не придавайте этому слишком большое значение, рассматривайте неудачи как уроки, которые помогают вам повышать своё мастерство.

Ни в одном деле успех невозможен без права на ошибку: …как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведёт в слушателях поэтического вдохновения, так и писатель или оратор не даст новой мысли и чувства, когда он будет бояться недосказанного и не оговоренного положения.

Л.Н. Толстой

Далее, наши навыки развиваются скачкообразно: вы не сможете всё время идти вперёд, иногда придётся некоторое время топтаться на месте (спортсмены называют такие участки «плато» ), либо даже отступать назад. Не забывайте про принцип «шаг назад, два шага вперёд» - вот примерно таким и будет ваше движение к вершинам ораторского искусства. Помните: «осилит путь идущий!».

Теперь мы перейдём к рассмотрению специфических аспектов, которые необходимо иметь в виду во время выступлений и при подготовке к ним. Разумеется, нас в этой главе будет интересовать именно способ подачи материала.

Общий настрой перед выступлением.

Ключевые слова: уверенность и естественность.

Вы должны чувствовать себя на сцене как рыба в воде, не оставляя себе и остальным сомнений в том, что именно вы станете сегодня победителем.

Перед соревнованиями необходимо чувствовать «творческий голод» и накопить большое количество энергии. Дебатёр – тот же спортсмен: у него должен быть чёткий график тренировок и выступлений. Не позволяйте вашим друзьям затягивать вас в беспрерывную череду турниров – ваш усталый и угрюмый вид сделает своё чёрное дело: турнир будет испорчен, время потрачено впустую, а последние силы растеряны.

Выступайте только тогда, когда вы излучаете энергию, уверенность в себе и желание победить. Не забывайте как следует отдыхать перед соревнованиями, высыпаться, набираться сил.

Питание.

Ум зависит от желудка

Ф. Энгельс, перефразировка немецкого военного теоретика Клаузевица

В то же время голодное брюхо глухо не только к учению, но и к речам оппонентов, так что позаботьтесь не только о своей голове, но и о желудке!

Порой нам приходится выступать почти целый день, так что необходимо запасаться снэками, напитками или «полноценным» питанием («на организаторов надейся, но сам не плошай»), которые помогут вам не умереть голодной смертью ещё до окончания соревнований.

Некоторые дебатёры любят употреблять перед играми энергетики, которые позволяют «жечь» на протяжении всего дня. И их можно понять:

По приблизительным подсчётам, часовой перформанс на сцене эквивалентен 8 часам обычной офисной работы.

Более пагубная привычка – употреблять спиртное накануне или в день игр. Это категорически неприемлемо: если вы хотите удачно выступить, не потерять лицо и избежать дисквалификации, то забудьте об алкоголе на время турнира, а лучше и на подольше!

Обстановка.

Помогите организаторам создать оптимальные условия для проведения дебатов: проветрить помещение, убрать всё лишнее со сцены (включая возможных весёленьких персонажей типа технички, которая, внезапно выскочив на сцену во время вашего монолога, украдёт у вас внимание публики и часть славы), рассадить зрителей поплотнее и так далее. Микрофоны следует использовать исключительно в очень больших залах и только после предварительного их тестирования. Сколько речей было загублено из-за технических неполадок со звуком или из-за искажения голоса дебатёра – сложно сосчитать!

В идеале участники дебатов должны появляться на сцене по приглашению Спикера Палаты только перед началом выступления. В противном случае они намусолят глаза зрителям и потеряют свою таинственность и привлекательность. По той же причине рекомендуется ставить столы оппонентов так, чтобы они видели друг друга, но сидели к зрителям боком, а не лицом.

Выкрики из зала и ехидные реплики оппонентов .

Например, лидер оппозиции шепчет своему приятелю во время вашего выступления «вот идиот, полный бред несёт». Вы выходите из себя и вслух платите ему той же монетой. Судьи же не слышат шепот, зато по достоинству оценивают вашу выходку, снижая баллы за некорректное поведение.

В случае, когда выкрик нельзя было не услышать, следует оценить его уровень опасности. Если это бессмысленное заявление, то его можно проигнорировать.

В ситуации, когда фраза вас задела или очерняет ваше выступление, следует моментально отреагировать и «срезать» выскочку, использовав «эффект бумеранга», когда острота бьёт по её автору. Это повысит всем присутствующим настроение и навсегда отучит «остряков-самоучек» от привычки ехидно комментировать ваши выступления вслух.

Вот несколько примеров удачного применения «метода бумеранга»:

Во время выступления Маяковского к нему на сцену внезапно выскочил человек и возопил: «От великого до смешного один шаг!» Маяковский тут же шагнул ему на встречу и сказал: «Ну вот, я и делаю его!»

На одном из собраний пуритан будущий сенатор Дуглас решил скомпрометировать своего оппонента Линкольна, заявив: «Как этот человек может стать сенатором: у него же был кабачок, где он приторговывал виски!»

Линкольн моментально нашёлся: «Да, когда-то давно я стоял за стойкой, а вот мистер Дуглас так до сих пор и не покинул свой пост у стойки!»

Не забывайте о корректности: вы можете вызвать бурные аплодисменты публики, грубо и остроумно осадив остряка-самоучку, но судьи вряд ли отнесутся к вашей остроте положительно.

Один нахал крикнул Ллойду Джорджу: «Да провались ты в тартарары!» Тот тут же отреагировал: «Конечно, каждый хвалит свою вотчину!»

Не уподобляйтесь вашим невоспитанным визави и не отвечайте грубостью на грубость.

Внешний вид.

Как вы уже знаете, у «тёмных» и «светлых дебатёров» существенно разнятся представления о том, как следует одеваться на выступления. Далее у каждого «продвинутого» человека (а дебатёры, в большинстве своём, являются именно таковыми) есть свой собственный стиль, так что универсальные советы в этой области дать сложно.

Тем не менее, важно помнить, что ваша одежда должна гармонично сочетаться с нарядом коллеги, быть опрятной, умеренно торжественной, красивой, но не чересчур яркой и отвлекающей внимание от сути вашего выступления.

Со вкусом выбранное простое платье придает его хозяину особое достоинство, а роскошное платье не украшает тело, а лишь обнаруживает убогость ума.

Квинтилиан

Ваша одежда должна быть максимально комфортной, подчёркивать вашу индивидуальность и вселять в вас уверенность. Именно по этой причине не рекомендуется надевать обновки, к которым вы ещё не успели привыкнуть.

Представьте себя молодого человека в разбитых кроссовках с обкусанными шнурками, мешковатых широких штанах с дырками, сползающих на пол и демонстрирующих всем, какое у него замечательное нижнее бельё; грязная толстовка, огромная цепь, серёжки в ушах, причёска «ёжиком» и туманный взгляд в стиле «я много пил вчера».

Его напарница тоже «хороша»: бутсы с 20-сантиметровой платформой, колготки в сеточку, розовая мини-юбка, чёрная кофточка до пупка, тонна штукатурки на лице, жвачка во рту и милые длинные косички. Представили?

А теперь вопрос: как вы воспримите их слова?

Дебаты длятся не так долго: здесь зачастую встречают по одёжке и провожают тоже. Шутки – шутками, но подбор «правильной одежды» – это неотъемлемая часть вашей домашней подготовки к выступлениям. Развивайте ваше чувство стиля, привыкайте носить элегантную и высококачественную одежду.

Так, если вы не носите костюмы регулярно, то будете смотреться смешно, «по-детски», когда «принарядитесь» к выступлению. Важно, чтобы вы и ваша одежда были одним целым.

Другой нюанс: посмотрите на себя со стороны. Какое впечатление вы производите: уверенного и успешного человека, будущего победителя или несчастной жертвы, которую кто-то насильно выпихнул на сцену?

Давайте-ка не будем сутулиться, распрямимся, глубоко вздохнём и сделаем «грудь колесом», втянем живот, перестанем смотреть в пол и настроимся на позитивную волну! Мысленно повторяем «Я - самый лучший дебатёр! Я себя очень люблю! У меня всё получится!»

Воспользуйтесь советом Элберта Хаббарда, и вы станете более успешным как в дебатах, так и в жизни в целом:

Всякий раз, как вы выходите из дому, подтяните подбородок, держите голову высоко и наполните легкие воздухом до отказа, жадно впитывайте солнечный свет, приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте душу в каждое рукопожатие…и не теряйте ни минуты на размышления о своих врагах…Правильно мыслить - значит созидать. Все осуществляется посредством желания, и каждая искренняя просьба исполняется. Мы становимся похожими на то, к чему влекут нас наши сердца… Потенциально каждый из нас мог бы стать богом.

Соблюдайте эти несложные рекомендации, и ваши уверенность и бодрость передадутся аудитории, а выступление получится куда более удачным, чем в случае, если вы попытаетесь вещать со сцены с видом усталого умирающего неудачника, просящего у Смерти отсрочку без особой надежды на успех.

Мимика.

Лицо человека – это его «визитная карточка». Оптимальный вариант – дружелюбный и в меру самоуверенный вид. Фальшивая голливудская улыбка не растопит лёд между вами и зрителями, но даже она лучше, чем угрюмая и недоброжелательная, да ещё (не дай бог!) самодовольная физиономия.

Просматривая видеозаписи с турниров, обратите внимание на то, как меняется ваше лицо во время выступлений– порой дебатёры корчат настолько отвратительные гримасы, что даже наиболее ценные их мысли теряются на фоне такой неудачной подачи.

Выйдя на сцену, начинайте выступать не сразу, а только после того, как вы окинете глазами зал. Во время вашего перформанса ориентируйтесь в первую очередь на судей, поддерживая с ними зрительный контакт и обращая внимания на их мимику. Судьи высоко оценят подобное поведение, которое позволит вам выгодно отличиться от неопытных коллег, бегающих взглядом по залу или постоянно оглядывающихся на оппонентов.

Типичная ошибка: обращаться к оппонентам (смотреть на них, использовать формулировку «вы сказали…»), а не к жюри. Помните, что ваша задача – убедительно доказать судьям, что победы достойна именно ваша команда. Неопытные дебатёры либо бегают глазами по всей аудитории, пытаясь убедить в своей правоте красивую девушку из последнего ряда, либо «отчитывают» оппонентов, глядя на них и злобно потрясая руками. Профессионалы же помнят, что все усилия должны быть направлены на убеждение судей, а не непримиримых соперников (которые всё равно никогда не перейдут на вашу сторону) или красавиц из зрительного зала (с которыми можно познакомиться и после победы в игре)!

Помните, что именно пристальный взгляд в глаза традиционно считается признаком внутренней силы и заинтересованности в собеседнике. Отведение же глаз в сторону рассматривается как проявление слабости, неуверенности, лукавства и отсутствия интереса к собеседнику (зрителю). Таким образом, вы должны по возможности смотреть поочерёдно на всех судей (но не дольше 3 секунд, а то вы начнёте как бы подавлять и угнетать их своим настойчивым взглядом), особенно тогда, когда они не ведут записи, а разглядывают вас.

Специалисты по НЛП также расскажут вам о следующих интерпретациях различных взглядов:

· «Отсутствующий» взгляд – сосредоточенное размышление

· Переведение взгляда на окружающие предметы – отсутствие интереса к собеседнику

· Настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) – враждебность, желание доминировать

· Настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) – сексуальный интерес

· Взгляд сбоку – недоверие

· Отвод и опускание взгляда - обман, стыд

· Взгляд то отводится, то возвращается – отсутствие согласия, недоверие

Более специфическая классификация взглядов и их толкований:

· Взгляд направо вверх – визуальное конструирование

· Прямо вверх, налево вверх – визуальное воспоминание

· Налево вбок – слуховые воспоминания

· Налево вниз – слуховые воспоминания, диалог с самим собой

· Прямо вниз – кинестетические (связанные с ощущениями и эмоциями) представления

· Налево вбок – слуховое конструирование

· Прямо вперёд – визуальные представления, навязанные извне или берущиеся из памяти

Теперь поговорим об эмоциях и выражениях лица, их передающих:

· Радость, смех – губы искривлены, и уголки их оттянуты назад, вокруг глаз мелкие морщинки

· Интерес – брови немного приподняты или опущены, глаза прищурены или широко открыты

· Счастье – внешние уголки губ приподняты и отведены назад, глаза спокойные

· Удивление – приподнятые брови, лоб в морщинах, глаза расширенны, рот имеет округлую форму

· Отвращение – брови опущены, но сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек словно подавился или сплёвывает

· Презрение – брови приподняты, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, отстраняется от собеседника

· Страх – брови немного приподняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт

· Гнев – хмурый вид, ноздри расширены и напряжены, губы плотно сжаты, лицо красное

· Стыд – голова опущена, взгляд направлен в сторону, глаза «бегают», веки прикрыты, дыхание тяжёлое, лицо красное

· Скорбь – брови сведены, глаза тусклы, внешние углы губ слегка опущены

Разумеется, вам не обязательно запоминать все расшифровки, но некоторые из них следует иметь в виду, когда вы будете анализировать свою мимику и жестикуляцию, а также мимику и жесты судей или оппонентов. Постарайтесь контролировать себя во время выступлений, старайтесь выглядеть позитивно, дружелюбно и успешно как в дебатах, так и по жизни в целом. Это поможет вам позднее перейти от стадии «выглядеть» к стадии «быть».

Интонация.

Широко известно, что каждые 25-30 секунд вам необходимо заново привлекать внимание слушателей, которые мгновенно устают от однообразных выступлений и теряют концентрацию, начиная разговаривать с соседями, писать смс-ки или заниматься другими интересными вещами.

Помните, как вы ведёте себя, сидя унылым зимним вечерком на уютном диванчике и смотря телевизор? Постоянно переключаете каналы в поисках интересной программы, а её всё нет и нет…

Если вы заметили, что выступаете монотонно на протяжении минуты или дольше, то вы можете быть уверены, что вас уже практически никто не слушает, а если и слушают, то «в пол уха». Зрители не смогут переключить вас, так что позаботьтесь об этом сами.

Опытные ораторы особенно выделяют наиболее важные мысли, произнося их либо очень громко, либо наоборот тихо, с придыханием. В последнем случае особенно полезно сделать паузу перед тем, как озвучить свою мысль.

Темп речи.

Говоря то быстрее, то медленнее, мы выступаем естественно, а не как роботы, у которых строго зафиксирована концентрация звуков в секунду. Иногда нам требуется высказать очень большое количество мыслей в короткие промежуток времени, порой мы должны величаво и неторопливо донести основную нашу мысль до слушателей, донести так, чтобы она осталась в голове каждого.

Обратите внимание на метод, который использовал Линкольн:

Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а затем с быстротой молнии заканчивал фразу…Он так долго задерживался на одном или двух словах, которые хотел подчеркнуть, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов.

Ещё один простой пример: попробуйте небрежно написать на доске

«$100 000 000» и как можно быстрее, с ноткой пренебрежения в голосе, сказать «стомиллионовдолларов» так, как будто подобные суммы выдают школьникам на карманные расходы. Теперь аккуратно и медленно, чеканя и смакуя каждый нуль, нарисуйте «$10 000» и скажите «десять…тысяч…долларов» так, как будто вам не накопить эту огромную сумму за всю свою жизнь.

Каковы ощущения? Вы ещё сами себя не убедили, что $10 000 больше

Не забывайте делать паузы перед и после наиболее важных и сложных мыслей. Дайте слушателям возможность «переварить» их, не неситесь вперёд без оглядки. Возможно, содержание вашего выступления, вызревавшее неделями в вашей голове, теперь кажется вам тривиальным, но, скорее всего, это не так.

Итак, обратите внимание на тезисы о полезности использования в своей речи пауз, предложенные Роном Арденом, профессиональным преподавателем актёрского мастерства, на протяжении многих лет консультировавшим лучших ораторов Америки:

1. Паузы полезны, а не вредны.

2. Паузы дают аудитории возможность поразмыслить и переварить услышанное.

3. Паузы помогают оратору яснее выражать свои мысли.

4. Молчание - мощное средство привлечения внимания.

Артикуляция и дикция.

Увы, даже если вы обладаете феноменальными ораторскими способностями, но также можете являетесь «счастливым обладателем» «каши во рту», то серьёзный успех в дебатах вам не грозит. Дебатёры, как правило, могут дать фору многим рэпперам в плане скорости изложения своих мыслей, но не всегда могут похвастаться такой же чёткой дикцией.

Великий древнегреческий оратор Демосфен, в юношестве обладавший слабым голосом, заикавшийся и картавивший, довёл свою дикцию до совершенства, выступая с камнями во рту, работая над произношением буквы «р» и пытаясь перекричать шум бурной реки. Разумеется, через несколько месяцев он достиг успеха и практически избавился от речевых недостатков, мешавших ему стать выдающимся оратором.

Скороговорки помогут вам научиться говорить быстрее и отчётливее, натренировать память и минимизировать число оговорок, которыми изобилуют выступления дебатёров: главное не стесняться рассказывать скороговорки и выполнять перед зеркалом у себя дома другие упражнения на дикцию (см. раздел «Тренинги» в конце этой главы).

Жесты.

Жестикуляция – очень мощное средство воздействия, которое нельзя недооценивать. Ранее даже существовали школы, где людей учили упражнениям типа «плавно поднимите левую руку вверх, отведите ладонь налево, вытяните указательный палец…». Смешно? По-моему, да.

Механическое запоминание жестов и попытки «чесать всех под одну гребёнку» во время обучения вряд ли приведут к позитивному результату. «Кукольные» движения выглядят наигранно, фальшиво, неубедительно. Куда более важно уметь жестикулировать умеренно, по делу, но изящно и в унисон с вашей речью.

Опять же, посмотрите в домашней обстановке ваши выступления, ранее записанные на видеокамеру, и ответьте на следующие вопросы:

· достаточно ли активно я использую жестикуляцию?

· от каких жестов следует отказаться?

· какие добавить?

Думаю, вам любопытно будет посмотреть на «словарик» наиболее распространённых жестов и их интерпретаций:

· Активная (в меру) жестикуляция – положительные эмоции, выказывание заинтересованности и дружелюбия

· Чрезмерная жестикуляция – беспокойство, нервное перевозбуждение, неуверенность

· Демонстрация открытых ладоней, разведение рук в стороны – откровенность и дружелюбие

· Прикрывание лица руками – желание утаить, спрятать своё состояние, затруднение, задумчивость

· Указательный палец, прямой, касается губ – поиск причин, помощи, неуверенность

· Палец засунут в рот – наивность, состояние растерянности, непонимания

· Палец касается глаз или ушей – неловкость, желание уйти

· Кончики указательного и большого пальцев соприкасаются, остальные пальцы (особенно мизинцы) оттопырены – концентрация, внимание

· Руки упираются в бедра – демонстрация своей твёрдости и превосходства, бравада, иногда попытка скрыть смущение или слабость

· Сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность, сильные эмоции

· Прикрывание рта рукой – удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение

· Прикосновения к носу или лёгкое почёсывание его – неуверенность в сообщаемом, ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента

· Потирание пальцем века – ложь

· Потирание и почёсывание различных фрагментов головы – озабоченность, смущение, неуверенность

· Поглаживание подбородка – момент принятия решения

· Суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, прикосновение к разным частям одежды) – настороженность, нервозность, смущение

· Пощипывание ладони – готовность к агрессии

· Покусывание ногтей – внутреннее беспокойство

· Всевозможные движения рук поперёк тела (поправление часов, прикосновение к рукавам, дерганье пуговицы) – маскируемая нервозность

· Собирание (невидимых) ворсинок с одежды – неодобрение

· Оттягивание от шеи явно мешающего воротника – человек подозревает, что его ложь не осталась незамеченной, либо сильно злится

· Протирание стёкол очков либо помещение дужки их оправы в рот – пауза для обдумывания, просьба подождать

· Снятие очков и бросание их на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема

· Наклон головы вбок – пробуждение интереса

· Постоянно отбрасывание якобы мешающих волос со лба, теребление их – беспокойство, нервозность

· Желание опереться на что-то или прислониться к чему-либо – ощущение сложности и неприятности момента, желание успешно выкрутиться из сложившейся ситуации (всякая опора повышает уверенность в себе)

· Руки заложены за спину, голова приподнята, подбородок выставлен – чувства уверенности в себе и превосходства над другими

· Руки с расставленными локтями заведены за голову – чувство превосходства над другими, удовлетворение

· Большие пальцы торчат из карманов – знак превосходства

· Не скрещенные конечности и расстёгнутый пиджак – открытость, доверие

· Скрещенные лодыжки у сидящего – усиленное желание контролировать себя, страх, взволнованность

· Сцепленные пальцы рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом пальцы, тем больше негатив)

· Поддерживание головы рукой – скука

· Пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности

· Большой палец подпирает подбородок – критическая оценка происходящего

· Ступни и ноги сомкнуты – неуверенность в себе

· Ноги или бедра широко расставлены – недостаток дисциплины, леность, бесцеремонность

· Ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение

· Посадка на краешке стула – высокая заинтересованность в разговоре

Этот длинный, но весьма занимательный список может пригодиться вам в дебатах – имея его в виду, можно контролировать своё поведение и, по возможности, избегать «отрицательных» жестов, а также оценивать состояние ваших оппонентов и реагировать на него соответствующим образом.

Данные расшифровки пригодятся вам и в повседневной жизни, когда вы будете наблюдать за разными людьми или общаться с ними.

  • Тест 271. В XIX в. среди жанров литературы популярными становятся басни. Назовите имя автора, который работал в этом жанре

  • Эти слова должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало (>), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

    Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.

    Не устарели рекомендации оратору великого мастера слова древности Марка Туллия Цицерона. На основе его советов можно выстроить такой алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.

    Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента. В сущности этого метода лежат принципы гипноза, научные исследования которого были выполнены английским хирургом Дж. Бредом и португальским аббатом Фариа (его трагическая судьба положена в основу одного из персонажей романа А. Дюма >). Метод эффективно применялся американским врачом-психиатром Милтоном Эриксоном и носит его имя. Тот, кто владеет терапией слова, получает важное преимущество в установлении необходимого взаимопонимания и воздействии на собеседника. Важным показателем ораторского искусства является словарный запас, хранящийся в памяти человека, - тезаурус личности. Тезаурус с древнегреческого переводится как "сокровищница", и этот надежный сейф памяти организован удивительно целесообразно: информационные файлы памяти мобилизуются посредством ассоциаций, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова.

    Ораторское искусство древней Греции.

    Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество. Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредст¬венное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредствен¬ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора¬тора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства (полиса) в его самом развитом виде - рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, по крайней мере номинально - было Народное собрание, к которому политический дея¬тель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могу¬ществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,- утверждал Деметрий Фалеркий.

    Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало выс¬шей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

    В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

    Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень боль¬шое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каж¬дый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином- он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом- он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биогра¬фии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число суден было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители - одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным»,- писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

    Выводы

    Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр. В наше время умение произносить публичные речи является неотъемлемым качеством для любого человека на пути становления его как личности!

    Знаю три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя НЕ слушать. Разница между ними невелика, но существенна: первые исчерпывают терпение, вторые злоупотребляют доверием, третьи совершенствуются, доставляют удовольствие и создают впечатление.

    Блестящие ораторы начинают как посредственные, учатся говорить доступно о сложном и достигают высот, когда мастерство и старание незаметно небрежны. Чтение с листа подходит авторам книг, докладчик же умеет говорить сердцем. Зал боготворит вещающего чувством, даже если не слышит умного или полезного.

    Много произнести и достаточно сказать не одно и то же. Стреляющий, ещё не стрелок, болтающий - не оратор. Захватывать территории проще, чем брать аудиторию в заложники. Нужен точный прицел и спелые мысли. Нет комплимента лучше, чем восторженный возглас из зала: «Думаю также, но вы сказали раньше!»

    Превратите страсть в понимание, говорение в побуждение, мысли – в реальность. Следуйте кочками сомнений, опирайтесь на шест рассудка, перекидывайте мостки суждений и опасайтесь трясин пустозвонства.

    1.Кристаллизуйте тему. Не всегда выбираете предмет – иногда навязывают. Но даже куб богат гранями: снежный север, пляжный юг, гниющий запад, тайный восток, недосягаемый верх, простенький низ.

    2.Рождайте структуру. Гуляйте парком, бродите переулками, смотрите в стену и думайте над скелетом выступления: 5-7 корневых мыслей, важных пониманию и достойных произнесения.

    3.Продумайте заключение. Мишенью стать должна реакция зала: «Что должны почувствовать, решить, сделать слушатели?». Краткий, ёмкий, предметный ответ задаст верное направление.

    4.Сочините вступление. Зал наполнят люди с заботами, задачами, заморочками. Настройтесь камертоном фраз, бросайте приманки слуху, добейтесь заинтересованного внимания.

    5.Приветствуйте публику. Не начинайте «мне выпала честь», не подлизывайтесь к аудитории, забудьте речевые штампы. Приступайте просто и сердечно, искренне и душевно.

    6.Представьтесь. Лучше, если о вас расскажет хозяин мероприятия – это придаст веса и легитимности. Но не тушуйтесь начинать и без поддержки – скажите о себе пару слов без вычурно-хвалебных од.

    7.Наладьте отношение. Загодя решите, как топить лёд равнодушия, создать тёплый контакт, завести сердечный разговор: «Как вызвать доверие, установить связи, повысить общность?»

    8.Вызовите улыбку. Продумайте «ломку» предубеждений, уместный комплимент, непринуждённое восхищение. Натянутость перерастает в сближение лёгкой шуткой высшей пробы. Не анекдот.

    9.Будьте благодарны. Выступление – привилегия, наверняка вы не мудрейший из присутствующих. Цените время микрофона, уважайте собравшихся, говорите по делу.

    10.Создайте повод. Не гоните «с места в карьер», пользуйтесь сравнением, переживанием, историей, чтобы связать «сейчас» с темой речи и ожидаемой реакцией.

    11.Задайте вопрос. Риторический. Чтобы повисла тишина, завязалось ошеломление, возникло смятение. Возбуждайте размышления, ставьте проблемы, запускайте инерцию самоопределений.

    12.Выскажите позицию. Не тяните кота за хвост, объявите на чьей вы стороне. Дальнейшее пусть хлещет сквозь выгоду союзников и гневный ропот противников. Вербуйте, не таясь и не берите в плен.

    13.Не отступайте. Убейте в себе раба, а в речи «если». Ваше слово: «Когда». Будьте рациональны, холодны и прямолинейны. Говорите выразительно, без ухищрений, остерегайтесь лживой учтивости.

    14.Повторяйте. Припев запоминается лучше слов песни. Рефрен стройте логичным: что именно имеете в виду. Расплывчатость – зыбучие пески прострации. Вещайте многократную ясность.

    15.Отделяйте блоки. Предоставьте слушателям привилегию – следить «на какой вы странице». Подсказывайте, намекайте, ведите лабиринтами плана, содействуйте росту понимания.

    16.Набрасывайте примеры. Речевые иллюстрации способствуют глубокому пониманию. Хитроумные пассажи и мудрёные уловки забудут через час, истории переживут вас в памяти собравшихся.

    17.Путешествуйте временем. Обращайтесь к прошлому, задействуйте настоящее, проектируйте будущее. Взывайте к фантазиям, думайте о чаяньях, торите тропы.

    18.Поддайте жару. Костёр речи пылает одухотворёнными фразами, ёмкими посылами, нежданными вбросами. Накаляйте обстановку, высекайте искры, делитесь огнём, озаряйте светом.

    19.Остерегайтесь пафоса. Пора пламенных призывов прошла, кульминации должны быть уместны. Используйте приём «кардиограммы», не старомодничайте демагогическими всхлипами.