Что черное когда ты. Конформизм: когда мы говорим, что черное – это белое. Достоинства тех, кто любит черный цвет

Человек и его символы

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Юнг Карл Густав Человек и его символы. Человек использует устное или печатное слово, чтобы передать окружающим некоторое осмысленное сообщение. При этом помимо слов-символов, которых так много в любом языке, часто применяются слова-обозначения, или своего рода опознавательные знаки, не являющиеся строго описательными. Таковы сокращения, представляющие ряд прописных букв (ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО), известные торговые марки, запатентованные названия лекарств, воинские знаки различия. Не имея значения сами по себе, они стали узнаваемы в ходе обыденного или целенаправленного употребления. Подобные слова суть не символы, а знаки, лишь называющие объекты, за которыми закреплены. Символом же мы называем термин, название или даже образ, обладающий помимо своего общеупотребительного еще и особым дополнительным значением, несущим нечто неопределенное, неизвестное. Многие памятники критской культуры, например, отмечены знаком двойных тесел. Это знакомый нам предмет, однако его потайной смысл скрыт от нас. Или возьмем другой пример: один индус, посетив Великобританию, рассказывал потом своим друзьям, что англичане почитают животных. Он обнаружил в старых протестантских церквях изображения орла, льва и быка, но понятия не имел (как и многие христиане), что эти животные символизируют авторов Евангелий. В свою очередь корни этой символики тянутся к видению Иезекииля, а оно имеет аналог в египетском мифе о боге солнца Горе и четырех его сыновьях. Еще более яркий пример - это известные каждому колесо и крест. В соответствующем контексте и у них появляется символическое значение, которое до сих пор является предметом дискуссий. Следовательно, символическим является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки прямого и не поддается точному определению или объяснению. Когда разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики. Размышления о колесе как об образе "божественного" солнца приводят разум к порогу, за которым он должен признать свою некомпетентность, ибо невозможно дать определение "божественному". Называя нечто "божественным", мы, действуя в границах нашего разума, лишь даем название, опираясь при этом только на веру, но никак не на факты. Явлений, выходящих за пределы человеческого понимания, в мире не счесть. Мы постоянно прибегаем к символической терминологии для обозначения понятий, определение или точное понимание которых нам не подвластно. Вот почему все религии используют язык символов как словесного, так и зрительного ряда. Однако подобное сознательное применение символов является лишь одним аспектом психологического феномена большой важности: человек также сам вырабатывает символы - бессознательно и спонтанно - в форме сновидений. Этот тезис принять нелегко, но необходимо, если мы хотим больше узнать о путях функционирования человеческого разума. Если немного поразмыслить, нам станет ясно, что человек не способен воспринять или понять что-либо полностью. Его способность видеть, слышать, осязать или чувствовать всегда зависит от тренированности соответствующих органов, степень которой определяет границы восприятия окружающего мира. Эта ограниченность может быть частично преодолена с помощью соответствующих приборов. Бинокль улучшает зоркость, а усилитель звука - слух. Однако даже самые совершенные приборы способны лишь приблизить удаленные предметы или сделать слышимыми еле различимые звуки. Какие бы приборы мы ни использовали, в определенный момент мы подойдем к порогу, за которым начинается неопределенность. Наши знания не могут помочь разуму переступить этот порог. Помимо рассмотренных существуют и подсознательные аспекты нашего восприятия реальности. Один из них состоит в том, что когда наши органы чувств реагируют на реальные обстоятельства, объекты и звуки, последние каким-то образом переводятся из царства реальности в царство разума, где становятся моментами психики, глубинная сущность которых непознаваема (ибо психика не способна познать саму себя). Таким образом, любое восприятие действительности включает бессчетное число неизвестных факторов, не говоря уже о том, что любой конкретный объект в конечном счете всегда непостижим для нас, как и глубинная природа самой материи. Отдельные обстоятельства, кроме того, не затрагивают нашего сознательного внимания, но тем не менее неосознанно воспринимаются и остаются с нами, не переходя порога сознания. Мы можем заметить их лишь по наитию или после сосредоточенного обдумывания, когда вспоминаем, что некое событие действительно имело место, но оказалось проигнорированным из-за своей незначительности. Это воспоминание поднялось из глубин подсознания и было зафиксировано запоздалой мыслью, а могло бы принять форму сна. Как правило, в сновидениях нам являются бессознательно воспринятые аспекты событий, причем не в рациональной, а в символической и образной форме. Исторический факт. именно изучение снов впервые позволило психологам исследовать подсознательные аспекты осознанно воспринятых психических явлений. Именно на эти свидетельства опираются психологи, допуская существование подсознательной части психики, хотя многие ученые и психологи отрицают такую возможность, наивно указывая на то, что она подразумевает существование двух "субъектов" или, проще говоря, двух личностей в одном человеке. Это, однако, на самом деле является реальностью. Одна из напастей, от которой страдает современный человек,-это раздвоение личности. И это не патология, а обычное явление, наблюдаемое повсеместно. Человек, правая рука которого не знает, что делает левая,-не просто невротик. Подобное затруднение - симптом общей неосознанности поведения, несомненно унаследованной поголовно всем человечеством. Сознание человека развивалось медленно и трудно. Миновало множество столетий, пока этот процесс подвел его на путь культуры (начало которой неправомерно датируют четвертым тысячелетием до Рождества Христова, когда вошла в ход письменность). Эволюция человеческого сознания далека от завершения: ведь до сих пор значительные участки разума погружены во тьму. И то, что мы называем психикой, ни в коей мере не идентично сознанию. Те же, кто отрицают существование подсознания, утверждают фактически, что наши сегодняшние знания о психике исчерпывающи. А такое мнение однозначно столь же ложно, как и предположение, что мы знаем о вселенной абсолютно все. Наша психика является частью окружающего нас мира, и ее тайна так же безгранична. Поэтому мы не можем дать определения ни тому, ни другому. Мы только можем утверждать, что верим в их существование, и описывать по мере возможности их функционирование. Кроме накопленных результатов медицинских исследований есть и серьезные логические доводы против утверждений о несуществовании подсознания. Сторонники этой точки зрения выражают стародавний "мизонеизм" - страх перед новым и неизвестным. Это противление идее существования непознанной части человеческой психики имеет свои цепкие корни, ведь сознание - совсем недавнее приобретение бытия и находится еще в процессе становления. Оно хрупко, подвержено специфическим опасностям и легкоранимо. Антропологи подметили, что одним из наиболее частых умственных расстройств у первобытных людей была, говоряих языком, "потеря души", или разлад (по-научному-диссоциация) сознания. Среди людей прошлого, уровень сознания которых отличался от нашего, душа (психика) не воспринималась как нечто целое. Многие полагали, что каждый человек помимо обычной души имеет еще и так называемую "лесную душу", воплощенную в том звере и растении, с которым он имеет определенное психическое родство. Известный французский этнолог Л. Леви-Брюль назвал эти представления "мистическим участием". Позже он отказался от этого термина под давлением недружественной критики, но я уверен в его правоте. В психологии хорошо известно явление подобного подсознательного единения одного индивидуума с другим человеком или объектом. Среди первобытных людей это родство имело множество форм. Если "лесная душа" обитала в каком-либо звере, то он считался человеку как бы братом. Предполагалось, что человек, имеющий братом крокодила, мог, например, спокойно плескаться в кишащей аллигаторами реке. Иметь "лесную душу" в дереве означало родительскую власть этого дерева над индивидуумом. В обоих случаях понималось, что оскорбление "лесной души" равно оскорблению человека. В некоторых племенах считалось, что у человека несколько душ. Подобное мироощущение отражало веру отдельных первобытных людей в то, что они состоят из нескольких связанных между собой, но различных частей. Это означает, что индивидуальная психика была далека от гармоничной целостности. Наоборот, она грозила вот-вот распасться под напором неконтролируемых эмоций. Хотя эта ситуация и известна нам лишь по работам антропологов, она вовсе не так далека от современной действительности, как могло бы показаться. Мы тоже можем стать диссоциированными и утратить свою индивидуальность. Мы можем оказаться во власти настроения, весьма изменившись при этом; можем утратить благоразумие и память о само собой разумеющихся вещах, касающихся нас самих и наших близких до такой степени, что спровоцируем вопрос: "Какой бес в тебя вселился?" Мы говорим о возможности самоконтроля, однако редко кому удается овладеть этим замечательным качеством. Мы можем полагать, что контролируем себя, но при этом наши друзья легко видят в нас такое, чего мы и не представляем. Без сомнения, даже при высоком, с нашей точки зрения, уровне цивилизации человеческое сознание еще не достигло уровня неразрывности. Оно еще уязвимо и подвержено фрагментации. В то же время, способность изолировать часть разума является весьма ценной. Она позволяет сосредотачиваться на чем-то одном, отключая все, что может отвлечь наше внимание, и подавляя для этого часть психики. Главный вопрос заключается, однако, в том, делаем ли мы это сознательно или же это происходит спонтанно, без нашего ведома и согласия, или даже против нашего желания. В первом случае такая способность является достижением цивилизации, во втором - первобытной "потерей души" или даже невротической патологией. Таким образом, даже в наши дни единство сознания все еще штука ненадежная - слишком легко оно прерывается. А способность контролировать эмоции, весьма полезная с одной стороны, с другой выглядит довольно сомнительно, ибо лишает человеческие отношения разнообразия, яркости и теплоты. Именно на этом фоне мы рассмотрим значение снов - этих зыбких, неуловимых, недолговечных, смутных и неопределенных фантазий. Чтобы раскрыть свою позицию, я хотел бы описать, как она видоизменялась и как я пришел к заключению, что сновидения являются наиболее широко распространенным и доступным источником для изучения способности людей к выработке символов. Зигмунд Фрейд был первым, кто попытался исследовать эмпирическим путем подсознательный фон сознания. В своей работе он исходил из общего допущения, что сны являются не случайными, а ассоциативно связанными с сознательно переживаемыми мыслями и проблемами. Это допущение основывалось на тезисе выдающихся неврологов (в том числе Пьера Жане) о связи невротических симптомов с конкретными сознательными переживаниями. Похоже, они возникают в отключенных участках бодрствующего разума, которые в другое время и при других условиях могут вновь включаться. Еще в конце прошлого века Зигмунд Фрейд и Иосиф Брейер пришли к выводу, что невротические симптомы - истерия, некоторые виды боли, ненормальное поведение - имеют еще и символическое значение. Как и сновидения, они являются способом самовыражения подсознательной части разума и так же несут символическую нагрузку. Например, у пациента, столкнувшегося с невыносимой ситуацией, может возникнуть спазм при глотании: воспоминание о ней заставляет его поперхнуться. В аналогичной ситуации у другого пациента начинается приступ астмы: его угнетает "атмосфера дома". Третий страдает от особой формы паралича ног, он не ходит, поскольку "продвигаться" далее так невозможно. Четвертого мучают

Чёрное море в современном виде существует не более 8 тысяч лет, однако для того чтобы оно изменилось до неузнаваемости понадобится гораздо меньше времени. И на то есть веские причины.

Хрупкий баланс

Около 30 млн. лет назад территория Чёрного моря входила обширный океанический бассейн, связывавший Атлантический и Тихий океаны. Примерно 5 миллионов лет назад в результате формирования горных массивов – Альп, Карпат, Балкан, Кавказа – его акватория начала менять свои очертания и уменьшаться. В какой-то момент бассейн Чёрного, Каспийского и Аральского морей оказался отрезан от мирового океана, что привело к его сильному опреснению.

Отделенное от Каспия поднявшимися Кавказскими горами Чёрное море к концу последнего Ледникового периода представляло собой закрытый сильно опресненный водоем с биосферой, заметно отличавшейся от средиземноморской. Однако примерно 12 тысяч лет назад начавшая таять ледяная шапка подняла уровень мирового океана на 100 метров дав возможность водам Средиземного моря хлынуть в Черноморский бассейн.

Именно сообщение со Средиземным морем в значительной степени позволяет поддерживать стабильный уровень солености, а также достаточный объем воды в Чёрном море, однако такое положение, по мнению большинства ученых, все равно является достаточно хрупким и его сохранность зависит от целого ряда факторов.

Проливы Босфор и Дарданеллы, питающие Чёрное море Средиземноморскими водами, достаточно узкие, местами их ширина не превышает 35 метров. По данным океанографов Э. С. Тримониса и К. М. Шимкуса, ежегодно по этому каналу в Черноморский бассейн через нижнее течение поступает 694 кубических километра воды, обратно же через верхнее течение в Мраморное море уходит 704 кубических километра.

Такая ситуация ставит Чёрное море в зависимость от деятельности человека, который все чаще вмешивается в свободное течение пресных вод, питающих Черное море. Конечно, пока есть Проливы, участь Аральского моря Чёрному не грозит, но если по каким-то причинам приток воды со Средиземноморья резко сократиться, то Черноморскому бассейну суждено постепенно опресняться и мелеть.

Замедленная бомба

Но у Чёрного моря есть угрозы посерьезней, чем гипотетическое обмеление. Речь о толстом слое сероводорода, который со дна подходит к поверхности на 100, а в иных местах на 50 метров. Еще 1890-91 годах были проведены две океанографических глубиномерные экспедиции под руководством Иосифа Шпиндлера, которые выявили, что примерно 90% Чёрного моря заполнено сероводородом и лишь 10% – чистой водой. Ученые установили, что ничего живого на глубине ниже 150 метров существовать не может – в ядовитой сероводородной среде были найдены лишь некоторые виды бактерий.

Причины возникновения сероводорода до конца не выяснены. Одна из версий склоняется в пользу тектонического происхождения сероводорода. По другой, ядовитый газ образуется в результате деятельности гнилостных бактерий, участвующих в распаде белков. И чем больше будет мертвой органики скапливаться на дне, тем больше будет истончаться верхний кислородный слой Чёрного моря.

Сероводород с каждым годом подходит все ближе к поверхности, однако специалисты заявляют, что пока поводов для паники нет, так как более опресненный верхний слой воды плохо смешивается с нижним, более тяжелым и соленым. Если сероводород и проступает к поверхности, то лишь в незначительных количествах и тут же в виде небольших пузырей выходит наружу.

Впрочем, поступлению сероводорода наверх может поспособствовать стихийное бедствие. Так было в сентябре 1927 года, когда недалеко от Ялты произошло землетрясение магнитудой 8 баллов, спровоцировавшее выброс огромного количества ядовитого газа из нижних морских слоев к верхним. Очевидцы рассказывали о стоящем в воздухе резком запахе тухлых яиц и вздымавшихся к небу огненных столбах. Многие были уверены, что это полыхал сероводород.

По мнению Игоря Волкова, доктора химических наук, так горел не сероводород, а метан, который землетрясение высвободило из земных недр. Именно он наиболее опасен для человека. Специалисты утверждают, что подобные землетрясения могут повторяться раз в 100 лет, однако никто не скажет к каким последствиям приведут выбросы газогидратов. Как считает Леонард Смирнов, профессор Одесской государственной академии холода, большое скопление метана у поверхности моря может создавать гигантские воронки, способные в себя втянуть даже крупные суда.

Будущее призрачно

Проблема сероводородного загрязнения Чёрного моря сегодня волнует все большее число ученых. Они отмечают, что если грамотно скоординировать действия, то превращения Чёрного моря в «Мертвое» удастся избежать. Выдвигается ряд идей, предполагающих использование черноморского сероводорода в качестве топлива. В частности, группа херсонских ученых для извлечения сероводорода предлагает опустить на 100-метровую глубину прочную трубу. По их мнению, благодаря разности давления возникнет эффект, аналогичный открытию бутылки шампанского – наверх устремится фонтан из воды и газа.

Однако ученым, решившим приручить сероводород, придется поторопиться. В сентябре 2016 года группа специалистов из Италии, Бельгии, Германии и США опубликовала доклад, основанный на исследованиях акватории Чёрного моря, проводившихся в течение последних 60 лет. Их выводы пугают: при сохранении тенденции к глобальному потеплению, и сброса промышленных отходов Чёрное море станет безжизненным уже через несколько десятков лет.

О том, что мы в обозримом будущем можем потерять Чёрное море говорят и отечественные эксперты. Так, сотрудник российского отделения Фонда дикой природы России Константин Згуровский обращает внимание на стабильное падение уровня кислорода в черноморской воде, что стремительно сокращает число живых организмов. Если так будет продолжаться и дальше, то Черное море имеет все шансы превратиться в зловонное болото, которое заставит людей покинуть всю прибрежную территорию.

Ускорить процесс превращения Чёрного моря в гигантскую лужу может строительство «Укргидроэнерго» шести ГЭС в верховьях Днестра. Такие планы есть. По словам профессора Института зоологии Академии наук Молдовы Елены Зубковой, в результате подобного сценария воды Днестра просто не будут добегать до Чёрного моря, что грозит для региона катастрофой. Зубкова полагает, что уже ничто не будет сдерживать выход сероводорода наружу: Как итог – уничтожение жизни в радиусе 300 километров.

Человек – животное социальное. На эволюционном пути от ископаемой древности до современности наши предки постепенно обучились прямохождению, лишились хвостов, у них сгладились надбровные дуги. Не изменилось лишь одно: единственный способ существования и воспроизводства нашего вида – коллективный. Поэтому неудивительно, что психологические механизмы, помогающие нам встраиваться в общество и быть его частью, невероятно сильны. Иногда, увы, слишком сильны. Стремление быть как все, доходя до предела, порождает беснующиеся толпы и массовую истерию, но, если хорошенько присмотреться, проявляется оно и в спокойных, мирных бытовых ситуациях.

Мальчик и пророк

Одним из первых, кто дал себе труд хорошенько присмотреться, был социальный психолог Соломон Аш (Solomon Eliot Asch). Идея ставшего знаменитым эксперимента родилась из детского впечатления Аша, выросшего в Польше в еврейской семье. Мальчику было семь лет, когда он впервые принял участие в пасхальном седере – семейной праздничной трапезе, проходящей по религиозному ритуалу. По традиции в этот вечер на стол ставят дополнительный бокал вина, предназначенный пророку Элияху, поскольку ждут его незримого посещения. Бабушка и дядя заверили маленького Аша, что в должный момент пророк непременно отопьет глоток. Ребенок принялся очень внимательно следить за бокалом – и действительно «увидел», что вина стало немножко меньше.

Семья Аша переехала в Америку, где он вырос, получил образование и сделал научную карьеру, а в 1951 году запустил серию экспериментов о конформизме – о том, как под влиянием группы человек может изменить свое мнение настолько, что готов даже перестать верить собственным глазам.

Кручу, верчу, обмануть хочу

Эксперимент был очень простым. От участников скрыли его подлинную цель, представив исследование как проверку зрения. На мониторе им показывали по две карточки, на одной из которых была изображена прямая линия, а на другой – три линии разной длины, из которых одна была равна длине линии на первой карточке, и спрашивали, какая именно. Задания были простейшими – в самих карточках не применялось никаких оптических иллюзий и других трюков, провоцирующих на ошибку глазомера. Вот, например, как выглядела одна из таких пар карточек:

В контрольных тестах, где на участников не оказывали никакого влияния, частота ошибок составила менее 1%. А вот в опытных группах, в состав каждой из которых входил один испытуемый и семь «подсадных уток», происходило интересное. Группа рассматривала 18 пар карточек, и участники произносили свои ответы вслух, по очереди, причем рассадка была организована так, что испытуемый давал свой ответ последним в группе. Подсадные участники говорили то, что им было велено: 12 раз из 18 они единогласно давали заведомо неверный ответ. Никакого другого давления, кроме самого факта неверного ответа, на испытуемых не оказывали, в частности, их не уговаривали, не стыдили. В общей сложности в таких групповых тестах приняли участие 123 человека, не считая подсадных. Из них три четверти хотя бы один раз присоединились к мнению остальных участников группы, дававших неверный ответ, четверть делала это каждый раз, а в среднем доля неверных ответов составила 37%.

По окончании работы в группе испытуемых интервьюировали, раскрывая им истинный смысл происходившего и спрашивая о причинах, побудивших отвечать так или иначе, и о том, что они чувствовали. Ответы оказались очень разными. Среди тех, кто не пошел на поводу у группы, одни чувствовали, что вступают в некий молчаливый конфликт с группой, другие не обратили на это внимания, третьи испытывали сомнения в правильности своего ответа, но все же дали его.

Еще интереснее оказалась обратная связь, полученная от «конформистов»: в их числе нашлись такие (к счастью, совсем немного), кто честно убедил себя, будто видит то, чего нет. Остальные либо сочли, что, наверное, ошибаются, и предпочли поверить не своим глазам, а партнерам по группе, либо давали неверный ответ, прекрасно отдавая себе отчет в его ошибочности, то есть лгали.

Тема с вариациями

В последующие несколько лет Аш неоднократно воспроизводил свой эксперимент, слегка меняя его условия. В ходе этих дополнительных тестов удалось выяснить, что когда у испытуемого в группе появлялся «союзник», дававший верный ответ вопреки неправильным ответам всех остальных подсадных участников, уровень конформизма заметно снижался. Но если во время работы в группе «союзник» ее внезапно покидал, конформизм испытуемого снова усиливался. Оказалось также, что чем больше в группе подсадных участников, дающих неверные ответы, тем выше уровень конформизма, то есть чем больше «оппонентов», тем сложнее им противостоять. Наконец, когда испытуемому разрешали не произносить свой ответ вслух, а давать его письменно, конформизм снижался.

К сожалению, все испытуемые в экспериментах Аша были мужчинами. Объясняется это, видимо, не каким-то особым женоненавистничеством психологов, а тем, что участников набирали среди студентов, ну а в 50-е годы в Америке считалось, что женщинам высшее образование ни к чему. Много позднее, в 1981 году американки Эллис Игли (Alice H. Eagly) и Линда Карли (Linda L. Carli) обобщили результаты накопившихся к тому времени 148 исследований конформизма и пришли к выводу, что в целом женщины более склонны подчиняться давлению группы, однако есть и нюансы. Например, когда экспериментальная работа ведется под надзором того, кто оказывает влияние, степень конформизма увеличивается, а реакции женщин, предоставленных самим себе, отличаются от реакций мужчин гораздо меньше. Если экспериментатор – женщина, то и испытуемые-женщины слабее поддаются влиянию. Наконец, в смешанных группах мужчин и женщин конформизм, причем среди представителей обоих полов, выше, чем в однополых.

Человек в лифте

В 1962 году Аш принял участие в создании эпизода юмористической телепередачи Candid Camera – реалити-шоу с использованием скрытой камеры. Вот этот знаменитый фрагмент (видео на английском языке):

Ничего не подозревающийчеловек заходит в лифт и встает так, как мы все обычно ездим в лифте, – лицом к дверям. Но вслед за ним в лифт входят еще несколько человек (участники съемочной группы) и поворачиваются лицом к стене. Кончается все тем, что «подопытный кролик» тоже постепенно, как бы невзначай, поворачивается к стене, причем хорошо видно, каких усилий ему стоит не подать вида, что происходит что-то неправильное. В конце ролика мы видим, как еще один ставший жертвой розыгрыша человек, несмотря на крайнее недоумение, вместе со всеми, словно по команде, не только поворачивается, но и надевает или снимает шляпу.

Не так давно студенты лютеранского Колледжа Бетани в Западной Виргинии экспериментально воспроизвели сценарий «человек в лифте», воспользовавшись для этой цели лифтами большого торгового центра. Получилось не так смешно и не так грустно, как в комедийном шоу. Те, кто помоложе, поворачивался спиной, следуя примеру экспериментаторов, примерно в 40% случаев. Интересно, что эта цифра практически совпадает с результатом Аша, зафиксировавшего конформистское поведение в 37% случаев, и тоже именно среди молодых людей (напомним, участниками его эксперимента были студенты). Люди постарше в лифте вели себя конформистски вдвое реже.

Еще любопытнее, что мужчины чаще либо поворачивались полностью, либо не поворачивались вовсе, в то время как женщины чаще поворачивались частично. Следует заметить, что поведение людей в лифте легко объяснить не только конформизмом, но и нежеланием оказываться слишком близко лицом к лицу с незнакомым человеком, то есть стремлением защитить свои и чужие границы, поэтому вряд ли стоит относиться именно к этому сценарию слишком серьезно.

Как менять ветер

Эксперимент Аша помогает понять, как работает общественное мнение: чтобы не стать изгоями, люди присоединяются к взглядам, которые считают преобладающими. Этот эффект в 1974 году описала немецкий политолог Элизабет Ноэль-Нойман (Elisabeth Noelle-Neumann), давшая ему название «спираль молчания».

Согласно теории Ноэль-Нойман, в основе спирали молчания лежит страх быть отвергнутым обществом, причем страх бессознательный. Эффект спирали (можно было бы его назвать и эффектом снежного кома) состоит в том, что чем резче выражена преобладающая точка зрения и чем более весомо, по мнению людей, большинство, ее разделяющее, тем сильнее стимул продемонстрировать согласие, тем сложнее оставаться диссидентом – в точности как в экспериментах Аша. Кроме того, спираль молчания возникает только вокруг действительно важных этических или политических вопросов, разногласия по которым всерьез раскалывают общество.

«Спираль молчания» объясняет, откуда берется пугающее единодушие, которое часто фиксируют, например, результаты социологических опросов: может статься, люди дают те ответы, которых, как они полагают, от них ждут. Идеологи большинства пользуются полученными цифрами, чтобы усилить свою позицию, что, далее, еще увеличивает число объявляющих себя ее сторонниками. Однако, почуяв, что ветер переменился, многие из них с такой же легкостью переметнутся в противоположный лагерь

Ну а эксперименты Аша подсказывают инструмент, с помощью которого можно сопротивляться спирали молчания и, шире, социальному конформизму: это поиск союзников и сотрудничество с ними.

Цветовые пристрастия могут многое рассказать о человеке. В первую очередь можно определить особенности характера по выбору цветовой гаммы. Черный - это практически отсутствие пигмента. По сути, это бездонный оттенок, который поглощает все остальные в себя, не пропуская во внешний мир. Обычно его связывают с неизвестностью, тишиной и защитой. Не рекомендуется долго находиться в помещении с преобладанием черного в интерьере.

Значение черного цвета

Негативом черный цвет в психологии принято считать давно. В народе религиозные люди привыкли видеть его символом траура, безнадежности, смерти, неудач и горя. Он считается чертой, за которой нет жизненной энергии. Даже в Древней Мексике во время процедуры жертвоприношения красили части тела в черный цвет. Если человек обладает темными глазами от рождения, то он автоматически становится злым и завистливым, по мнению окружающих. Странно, но практика показывает, что даже команды спортсменов в неяркой одежде чаще подвергаются наказаниям со стороны судей. Задаваясь вопросом о том, что означает черный цвет в психологии, специалисты доказали, что он ассоциируется с протестом и агрессивным состоянием. Очень часто кажется, что черный успокаивает. Но на самом деле он затягивает взгляд и придает всему вес и невероятную глубину. Стоит лишь обратить внимание на шахматные фигуры. Обычно черные объекты игры выглядят визуально гораздо весомее своих белых оппонентов. Черный цвет в психологии загадочный и притягательный, характеризует женскую силу.

Люди, которые предпочитают в одежде

Довольно часто можно услышать, что у человека любимый цвет - черный. Психология имеет точное определение на этот счет. Значит, телом правит неуверенность в собственных силах, ощущение пустоты и никчемности, отсутствие удовлетворенности положением в обществе. Если у человека большая часть гардероба представлена вещами черного цвета, однозначно происходит кризис.

Другая ситуация, когда одежда разнообразная и черный лишь присутствует для составления гармоничных комплектов. В этом случае нельзя говорить о безвылазной депрессии. Вероятнее всего, настроение меняется так же, как и предпочтение носить ту или иную деталь гардероба. Мрачный цвет способен создать полное ощущение закрытости от внешнего мира. Одинокие люди и интроверты всегда выбирают этот цвет для выражения личного протеста окружающей обстановке. Как понять черный в психологии - отказ. Нельзя постоянно носить знак противостояния своей судьбе.

Противоречивость мнений

Как носить черный Психология имеет еще одно мнение по этому вопросу. Не секрет, что сегодня многие девушки выбирают одежду определенного оттенка как дань моде либо когда того требует официальный дресс-код. Экстраординарный черный цвет признан модницами самым элегантным и стильным. В современном мире одежда не столько характеризует внутреннее состояние человека, сколько показывает его отношение к стилю, демонстрирует изящество и грацию. Если женщина или мужчина часто посещает деловые встречи, конференции и семинары, безусловно, нельзя обойтись без классического костюма. Традиционно он предлагается в темном цвете. На особо важных приглашениях есть пометка "черный галстук".

Несмотря на негативное мнение о мрачном цвете, все-таки он остается любимым многими, так как подчеркивает индивидуальность. Те, кто хочет казаться худее, отдают предпочтению сдержанному черному, ведь он невероятно стройнит фигуру. На тренингах и консультациях психологи спрашивают своих пациентов об их отношении к черному цвету в одежде для составления более правдивой картины ввиду разности мнений о цветовой гамме гардероба. При наличии стабильного психоэмоционального фона черный цвет не способен негативно сказаться на сознании личности. Однако при обнаружении проблем рекомендуется реже сталкиваться с ним в жизни.

Сексуальный аспект

Любовь всегда свершается за закрытыми дверями, покрытая темнотой. Черный - цвет страсти и желания. Сексуальная привлекательность ассоциируется с насыщенным и густым оттенком. в племенах считаются лучшими любовницами из-за своей кофейной кожи. Арабские мужчины используют выражение "черное сердце", что означает символ любовного пристрастия.

Оттенки черного

Психологи выделяют светлые и темные тона глубокого черного цвета. Выбор светлой гаммы говорит об эгоизме и центровании на собственной персоне. Угольно-черные оттенки характеризуют состояние паники, ужаса и страха. Приближенные к серому оттенки присущи особо чувствительным персонам, остро переживающим все события. Любители чистого обычно страдают синдромом хронической усталости. Все оттенки серого и черный в психологии выступают просто контуром, зоной, ничего не обозначающей. Они могут лишь помочь определить состояние в текущий момент. Те, кто не воспринимает никаких полутонов, чаще всего являются всегда готовыми альтруистами. Окружающие пользуются такой возможностью помощи в трудную минуту. Все потому, что желание быть кому-то нужным сильнее всех чувств.

Черный цвет в детских рисунках

Если дети часто используют темные тона во время рисования, это повод родителям задуматься и понаблюдать за поведением малыша. Черный цвет (психологии ребенка необходимо уделять пристальное внимание) означает стресс и угрозу. Чаще всего такие цвета используются, когда малыш чем-то серьезно обеспокоен или напуган. Но если черный выступает лишь составляющим компонентом творения, в котором присутствуют красочные тона, не стоит беспокоиться. Это говорит лишь о том, что в семье растет талантливая и развитая личность.

Достоинства тех, кто любит черный цвет

Двуликий цвет можно использовать в своих целях. Например, надевая одежду этого оттенка, примерять на себя сильную энергетику, присущую мрачности. Темные костюмы носят авторитетные люди, которые добиваются успеха. Смотря на них, можно понять уровень комфорта в одежде. Если человек в черном чувствует раздражение, значит, костюм необходимо поменять на более лояльный оттенок. Любителям черного присущи настойчивость в достижении целей и природное упорство, которое максимально подчеркивается внешним видом. Не побрезгуют они применением силовых приемов, если это потребуется для собственной безопасности.

Недостатки любителей черного

Черный цвет в психологии - это подавленность, отрешенность, нежелание стремиться к цели. Любители черного цвета часто находятся в состоянии непрекращающейся депрессии. Экспрессивные люди, предпочитающие черный цвет, могут оказаться эгоистами. Очень часто с ними сложно общаться. Попытки привести их в чувство редко приводят к результату без помощи специалиста. Имеют способность нести в массы свое разрушительное состояние.

I am purple, yellow, red, and green
The King cannot reach me and neither can the Queen.
I show my colours after the rain
And only when the sun comes out again

Я фиолетовая, желтая, красная и зеленая
Меня не могут достать ни король, ни королева.
Я открываю свои цвета после дождя
И только тогда, когда выйдет солнце.

A rainbow - Радуга

What is in the middle of Paris?
Париж - что находится посреди него?

The letter R - Буква Р
_______

What occurs once in a minute, twice in a moment and never in a thousand years?

Что бывает один раз в минуте, два раза в моменте, и никогда в тысяче лет?

The letter M - Буква M

Clean, but not water,
White, but not snow,
Sweet, but not ice-cream,
What is it?

Чист, но не вода,
Бел, но не снег,
Сладок, но не мороженое,
Что это?

Sugar - Сахар
_______

What is found over your head but under your hat?
Что находится над головой, но под шляпой?

Your hair - ваши волосы
_______

What always runs but never walks, often murmurs, never talks, has a bed but never sleeps, has a mouth but never eats?

Что всегда бежит, но не идет, часто урчит, но не говорит, имеет ложе, но не спит, имеет уста, но не говорит?

A river - Река
_______

There was a green house. Inside the green house there was a white house. Inside the white house there was a red house. Inside the red house there were lots of babies. What is it?

Есть зеленый дом. Внутри него белый дом. Внутри белого дома - красный дом. Внутри красного дома много детишек. Что это?

Watermelon - Арбуз
_______

What flares up quickly and does some good
But a moment later, it’s just a small piece of wood?

Вспыхивает быстро, хорошо горя
Но кусок деревяшки моментом спустя.

A match - Спичка

The more you have of it, the less you see. What is it?

Чем больше этого есть, тем меньше ты видишь. Что это?

Darkness - Темнота
_______

What English word has three consecutive double letters?

Какое английское слово имеет три раза подряд двойные буквы?

Bookkeeper - Бухгалтер

I am round like an apple
Flat as a chip
I have eyes
But I can’t see one bit

Я круглая как яблоко, плоское, как монета, имею глаза, но не вижу.

A button - Пуговица
_______

Look at my face and you see somebody
Look at my back and you see nobody.

Посмотри на мое лицо и увидишь кого-то. Посмотри на спину и не увидишь никого.

A mirror - Зеркало
_______

What"s black when you get it, red when you use it, and white when you"re all through with it?
Что черное, когда ты его получаешь, красное, когда используешь и белое после?

Charcoal - Уголь

* * *
We have legs but cannot walk.
У нас есть ножки, но гулять мы не можем.

Tables and chairs - Столы и стулья

You throw away the outside and cook the inside. Then you eat the outside and throw away the inside. What did you eat?

Ты выбрасываешь то, что снаружи и готовишь то, что внутри. Потом ешь то, что снаружи и выбрасываешь то, что внутри. Что ты ешь?

An ear of corn - Кукурузный початок

I love your dog and ride on his back
I travel for miles but don’t leave a track.

Я люблю твою собаку и катаюсь на ее спине. Я путешествую километрами, но не схожу с пути.

A flea - Блоха
_______

I am always hungry,
I must always be fed,
The finger I touch,
Will soon turn red

Я всегда голоден и меня надо всегда кормить. Палец, до которого я дотронусь становится красным.

Fire - Огонь

Lighter than what
I am made of,
More of me is hidden
Than is seen.

Легче чем то, из чего я сделан. Большая часть меня скрыта, а меньшая видна.

Iceberg - Айсберг

All about, but cannot be seen,
Can be captured, cannot be held,
No throat, but can be heard.

Повсюду, но не виден. Можно поймать, но не удержать. Не имеет горла, но можно услышать.

Wind - Ветер
_______

My life can be measured in hours,
I serve by being devoured.
Thin, I am quick
Fat, I am slow
Wind is my foe.

Моя жизнь может быть измерена часами. Я служу и меня поглощают. Тонкая я быстра, толстая я медленная. Ветер мой враг.

A candle - Свеча
_______

Why is a wise man like a pin?
Почему умный человек похож на булавку?

He has a head and comes to a point - У него есть голова и он попадает в точку

It cannot be seen, it weighs nothing, but when put into a barrel, it makes it lighter. What is it?

Это нельзя увидеть и это нисколько не вести. Но положенное в бочку, делает ее легче. Что это?

A hole - Дырка

Поделиться ссылкой на эту страницу в любимой соцсети: Отправить ссылку на эту страницу друзьям | Просмотров 42094 |