Использование когнитивной графики возможно для. Распознавание образов и когнитивная графика. Классификация задач когнитивной компьютерной графики и моделирования

Нина Николаевна Зайцева
Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Гиперактивные дети импульсивны , чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением . Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность, раздражительность. В наше время дети импульсивны, своенравны, требуют к себе особого внимания и понимания. Поэтому зачастую таких детей вовлекаем в игровое взаимодействие, чтобы дети чувствовали себя комфортно, улыбались, радовались, могли общаться как с воспитателем, так и со своими близкими людьми. Игры стараемся разнообразить по содержанию. Подбираем игры на развитие внимания, игры- упражнения на согласованность совместных действий. Предлагаем родителям использовать эти игры .

Игры на на развитие внимания и Формирования самоконтроля двигательной активности.

Эти игры требуют от ребенка высшей концентрации внимания.

"Не теряй пару".

Дети в парах друг за другом идут по кругу, взявшись за руки. После первого сигнала быстро опускают руки и продолжают идти рядом. не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

"Будь внимателен".

Воспитатель показывает несколько физических упражнений :

1)И. п. Пятки вместе. носки врозь. Поднять руки вверх, вперед. в стороны;

2)"Юла". Поочередное вращение кистями каждой руки по вертикальной оси;

3) Присесть, держа обе руки за головой, удерживая равновесие.

После показа двух- трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнение и повторить их по словесному описанию.

"Кто больше соберет предметов".

По всей группе раскладываем предметы разных геометрических форм и разного цвета. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. После окончания музыки быстро собирают предметы. Выигрывает тот , кто собрал больше предметов.

Варианты :

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы;

в) собрать предметы парами. тройками, четверками (по форме или по цвету) .

"Найди свой домик".

По всей группе разложены обручи, возле них кубики разного цвета в произвольном порядке. Игроки бегают под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики возле обручей. По сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик и запрыгнуть в обруч.

"Не ошибись"

По кругу расставлены кегли разного цвета. Под музыку дети выполняют произвольные движения. передвигаясь по группе. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот ,кто сделает это первым.

Игры на согласованность совместных действий.

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимы, интонации. Такие игры мы используем во время физкультминуток, динамических пауз, во время прогулок.

"Воображение".

Игра проводится с воображаемым предметом. Имитируют парные действия- переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами, прыгают, чешут затылок и т. д.

"Дружная пара".

Дети в парах берутся за руки и по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 секунд, по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

"Угадай, что я делаю".

Дети по очереди в парах с помощью мимики и пантомимы изображают действия, например :катится с горки лыжник, дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т. д. И каждый отгадывает в своей паре, кто, кого изобразил.

"Веселые хлопушки".

Дети садятся в парах напротив друг друга на полу. Воспитатель показывает. Хлопает левой рукой по левому колену, дети должны это движение повторить. Затем взрослый хлопает по правому колену, дети повторяют одновременно и это движение и предыдущее. игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

"Мы- петрушки".

Дети сидят на корточках в парах. держась за руки (разговаривают, шутят. По сигналу одновременно подпрыгивают. Затем под музыку одновременно притопывают ногами по показу воспитателя, выполняют приставные шаги с приседанием, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

После проведения таких игр детей становятся наиболее спокойными, собранными,родителям легче понять своих детей и выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чмсел в натуральном ряду. Ход игры: двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают.

Игровые упражнения для детей 2–3 лет по ФЭМП Игровые упражнения «Что катится, что не катится». Воспитатель вносит в группу закрытую коробку с шарами, гремит ими и предлагает детям посмотреть,.

Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников (5- 6 лет) Содержание: 1. Волшебный сон 2. Согреем бабочку.

Игры и упражнения с карандашами для детей любого возраста "Шуршалочка" Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Занятие с гиперактивными детьми 4-6 лет

Автор: Вилочкина Наталья Владимировна,педагог-психолог
Место работы: МКДОУ"Солнышко", МКДОУ"Белочка"№62

Описание работы: Предлагаю вашему внимаю, разработку коррекционно-развивающего занятия направленное на работу с гиперактивными детьми от 4 до 6 лет. Занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.
Цель: Помочь ребёнку осознать, что мир прекрасен, и научить контролировать свои действия,развивать усидчивость.
Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши, пластилин.

Ритуал приветствия: здороваемся друг с другом разными способами.

1. Практическое упражнение «Что такое счастье?»

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование позитивной установки на активную, созидательную жизненную позицию; повышение самооценки. Детям предлагается пофантазировать и создать рисунок на тему: «Что такое счастье? ».
Вопросы: Ребята, а кто из вас счастлив?
Скажите, пожалуйста, а что для вас счастье?
Когда вам бывает радостно?
Главное нужно сказать детям, что счастье у каждого свое, и привести примеры: счастье- это когда вся семья рядом, счастье- это когда мы гуляем, счастье -это жизнь и т.п.
Психолог задает наводящие вопросы и фиксирует их, далее можно сделать коллаж с высказыванием детей или выставку рисунков на данную тему.

2.Сказка «Медвежонок Шустрик»


А наш мишутка, выбрал себе самую длинную дорожку и побежал быстрее искать грибы, да ягоды. Бежал, бежал…и ничего не нашел, ведь он то и дело, что играл и резвился.
И вот в лесу стало темнеть, и все медведи пошли по своим берлогам. Все члены семьи у входа в берлогу ждали друг друга и смотрели, что и сколько принесли вкусностей. Папа-медведь принес множество вкусной рыбы, мама-медведица принесла свежего меда, Махнатка пришла третей и принесла полную корзину малины, только один Шустрик ничего не принес, кроме колючек на шести. Родители покачали головой и ничего не сказали Шустрику, а он покраснел от стыда. Все зашли в берлогу и легли спать.
Наутро, пока все еще спали, медвежонок проснулся и пошел в лес, он хотел тоже найти еды к пиру. Он бежал так быстро, что запнулся и упал, но подняв голову, он увидел большой гриб, мишка встал, и радостно сорвал гриб, и положил в лукошко. Только приготовился бежать дальше, и чуть не наступил на маленький гриб, мишка удивился, что бежать никуда не надо, грибы то тут, рядом. Походил он по полянке и набрал полное лукошко, и побежал домой, ему очень сильно хотелось показать свою находку семье.
Бежал, бежал и уронил корзинку из рук, все-все грибочки рассыпались по дорожке. И мишка принялся их собирать, а после того как собрал, пошел домой, на этот раз не спеша. А возле берлоги его ждали родители и сестренка Махнатка. Они удивились тому, что Шустрик принес полное лукошко грибов. Родители похвалили сына, они были горды за него. А Шустрик понял…


Вопросы для обсуждения:
Что понял Шустрик?
Почему Шустрик в первый раз ничего не принес домой?
Как вы думаете, у Шустрика появились друзья? Почему?

3. Физминутки:

По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке,
Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
прыгают на двух ногах,
По камешкам, по камешкам...
В яму - бух!
приседают на корточки

Раз-два
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два - поднялись,
Раз-два - руки вниз.

4.Упражнение – закрепление.

Чтоб закрепить, предложите детям два варианта упражнения:
1)Слепить из пластилина сюжет из сказки, или понравившихся героев.
2)Нарисовать рисунки по данной сказке.
Ритуал прощания: подводим итог занятия, что нового узнали, чему научились и хлопаем друг другу.

Игры для гиперактивных детей в первую очередь направлены на удержание внимания такого малыша, что иногда бывает очень трудной задачей. по определению характеризуются постоянной активностью и импульсивностью. Чем занять вашего кроху, если он не в состоянии долго находиться на одном месте, а также не может довести многие задания до логического завершения? Неподчинение каким-либо нормам поведения, забывчивость — это сопутствующие факторы, которые дополняют общую характеристику сверхэнергичных детей.

Занятия с гиперактивными детьми подразумевают направление их энергии в правильное, созидательное русло, и игры в данном вопросе окажут неоценимую услугу.

  • Не следует ожидать от ребенка безукоризненного выполнения правил. Начинать тренировки рекомендуется с развития 1 функции, например внимания. Но при этом придется запастись терпением. Если в ходе этого процесса малыша постоянно одергивать, то достигнуть успеха будет невозможно. Дело в том, что он переключит все свое внимание с учебного процесса на контроль своих действий.
  • Очень важно предупредить перевозбуждение и переутомление малыша. Необходимо вовремя переключить его на другие формы активности.
  • Учитывая, что гиперактивные дети практически не в состоянии осуществлять самоконтроль, эту функцию должны взять на себя родители.
  • Начинать заниматься с чрезмерно активными малышами лучше всего в индивидуальной форме. К групповым играм ребенок должен переходить постепенно. Надо понимать, что малыш может стать причиной между участниками игры. Ведь такие дети не отличаются стабильностью в поведении и терпеливостью.

Игры, направленные на развитие внимания ребенка

Игра «Корректор» нравится детям тем, что позволяет им чувствовать себя не только взрослыми, но еще и значительными. Перед игрой вашему маленькому следует объяснить значение слова «корректор». Корректор — это человек, который занимается исправлением ошибок. Примером могут быть печатные издания, в частности детские. Можно обратить внимание на те, которые чаще всего читает или просматривает ребенок. После объяснений ему предлагается стать таким важным человеком.

В начале игры надо обусловить то, какая буква или буквосочетание будет считаться «неправильным». Ребенок будет искать эту букву в текстах и вычеркивать ее. Затем выбирается часть текста, и устанавливается время, за которое следует выполнить поставленную задачу. Когда время закончится, остается только проверить выполнение задания. Если малыш ошибся, не надо акцентировать на этом внимание. Систематические повторения игры помогут ребенку научиться концентрировать свое внимание, и со временем ошибки исчезнут.

Игру «Учитель» помнят многие, ведь в детстве в нее играли все. Практика показывает, что наибольший интерес к этой игре проявляют дети, учащиеся в начальной школе. В этом возрасте для них очень важно играть роль кого-то значимого, а роль учителя идеально для этого подходит. Выступая в роли учеников, родители должны учесть тот факт, что ребенок не в состоянии разобрать взрослый почерк, — это может стать причиной возникновения конфликтной ситуации и потери интереса к игре.

Существуют игры, которые для взрослых могут быть несколько скучными. Ярким примером этого является игра «Только об одном». Но, несмотря на отсутствие динамики, эту игру дети очень любят. Малышу предлагается выбрать любую игрушку и вести разговор исключительно о ней. Говорить будет только тот, кто держит в руках выбранную игрушку. Говорится по 1 предложению, которое либо описывает предмет в целом, либо только какие-то его детали. Очень важно не повторять уже сказанные ранее варианты ответов. Также нельзя отвлекаться от игры, переключая внимание на другие предметы. Если кто-то отвлекся, то на такого игрока накладывается штраф в виде снятых баллов. Если на протяжении игры у игрока появилось 3 штрафа, то он считается проигравшим. Точно так же происходит штрафование за повторяющиеся высказывания или ответ вне очереди.

Для повышения интереса к игре рекомендуется провести ее временные ограничения. Если на протяжении заранее установленного времени никто из игроков не получил 3 штрафа, то победителями становятся все. Отсутствие штрафов можно считать достижением успеха, так как малыш, с учетом его гиперактивности, смог сконцентрировать свое внимание исключительно на игровой деятельности.

Игра «Дрессированная муха» имеет некоторые отличия от вышеописанных. Для ее проведения необходим лист бумаги, на котором расчерчивают 16 клеток (4 клетки по вертикали и 4 по горизонтали). Затем изготавливается игровая фишка в виде мухи. Если изготовить ее собственноручно не представляется возможности, то можно взять обычную пуговицу, которая и будет символизировать это насекомое.

Готовая фишка помещается на любую клетку игрового поля. Теперь мухе будут отдаваться приказы, куда она должна двигаться (на сколько клеток и в каком направлении). В процессе игры ребенок должен мысленно представлять себе все движения насекомого. Отдающий приказы игрок не должен видеть игровое поле. Все приказы, на сколько клеток будет двигаться насекомое, отдаются вслепую. Если приказы отдает ребенок, то у него будет тренироваться не только внимание, но и память. Когда насекомое выйдет за пределы расчерченных клеток, обязательно следует сигнализировать об этом. Потом игроки меняются ролями, и все повторяется.

Подвижные игры

Одной из таких игр является «Последний из могикан». В качестве предисловия можно рассказать что-то об индейцах. Для создания воспитательного момента лучше всего обсудить с ребенком главные характеристики индейцев. В частности, речь идет о таких качествах, как наблюдательность, внимательность и единство с природой. От их умения замечать вокруг происходящее зависит успех и благополучие. И только после создания подобного рода мотивации можно предложить ребенку стать одним из могикан.

Правила игры «Лови — не лови» очень напоминают правила хорошо известной «Съедобное — несъедобное». Ловить или не ловить мяч, будет определяться заранее оговоренным обозначением. К примеру, можно договориться, что водящий будет бросать мяч и говорить слово, которое имеет отношение к животным, и тогда ребенок обязан поймать мяч. Если же произнесенное слово не имеет отношения к животным, он не ловит мяч.

Рекомендуется давать малышу возможность самостоятельно выбирать тематику. Обычно в таких играх у детей проявляется креативность и творческое мышление. Кроме того, подобные игры позволяют развивать не только мышление и внимание, но еще и значительно повышают скорость обработки информации и некоторые двигательные навыки.

Игры для снятия напряжения (релаксации)

Прекрасной игрой, позволяющей снять напряжение, является «Прикосновение». «Прикосновение» позволяет крохе перейти в расслабленное состояние и вместе с этим повышает его тактильные ощущения.

Перед началом игры происходит подготовка предметов, сделанных из разных материалов. В данном случае подойдут мягкие игрушки, вата, изделия из дерева или пластмассы. Предметы раскладываются перед малышом. После того как он их внимательно рассмотрит и запомнит, ему предлагается закрыть глаза и догадаться, каким именно предметом к нему прикоснулись.

Проверенный способ заставить ребенка расслабиться — обучить его чередованию мышечного напряжения и последующего полного расслабления. Провести подобное лучше всего в игровой форме.

Ребенку предлагается войти в роль солдата. Для этого можно привести пример того, как военные несут караульную службу. Малыш принимает строевую стойку, как только услышит слово «солдат». В такой позе он должен стоять определенное время, после чего взрослыми произносится команда «тряпичная кукла». При выполнении этой команды он должен расслабиться. Лучше всего наклониться немного вперед так, чтобы руки начали болтаться, словно они из ваты или ткани. В таком положении надо находиться заранее оговоренное время, после чего опять последует команда «солдат».

Игра должна завершаться исключительно в момент расслабления. Кроме того, заканчивать ее надо только после того, как малыш действительно расслабился.

Если хотя бы раз в жизни ребенок имел возможность наблюдать, как надувают мяч при помощи насоса, то ему будет несложно войти в образ игры «Насос и мяч». Малышу придется изобразить те изменения, которые происходят с мячом в процессе накачивания.

Игроки встают напротив друг друга, и тот, кто будет изображать мяч, должен выглядеть вяло, как будто он и есть спустившийся мяч. Тем временем другой игрок (как правило, это кто-то из родителей) будет изображать процесс накачивания мяча. По мере продолжения данного процесса «мяч» должен становиться более накаченным. Когда у малыша раздуются щеки, а руки будут вытянуты в стороны, родителю надо выразить недовольство полученным результатом. Теперь «мяч» придется спустить, ведь он слишком перекачен. По мере процесса «выпускания воздуха из мяча» ребенок будет расслабляться и в конечном итоге просто ляжет на пол.

Исходя из практики можно сделать вывод, что гиперактивным ребятам достаточно трудно регулировать тон своей речи. Благодаря игре «Молчу — шепчу — кричу» с этой проблемой можно справиться. Игра позволяет развивать способность контролировать тон речи на сознательном уровне.

Ребенок должен повышать или понижать тон своего голоса, ориентируясь на заранее оговоренные знаки. К примеру, если приложить палец к губам, малыш будет тихо говорить и медленно двигаться. Если же заложить руки под голову, то он должен замереть и не разговаривать. Если ведущий поднимает руки, то ребенку разрешено бегать, прыгать и кричать.

Еще одно полезное развлечение называется «Говори по сигналу». Главным фактором тут считается общение с малышом. Он отвечает на любые поставленные вопросы. Но сам ответ начинается только после определенного сигнала. Такой сигнал должен оговариваться в начале игры. Примером может служить почесывание подбородка или сложенные на груди руки, вариантов много. Если же вопрос прозвучал, а условного сигнала нет, малыш не должен отвечать. В этот момент происходит тренировка самоконтроля. Ребенку будет особенно тяжело, если он точно знает ответ на поставленный вопрос.

Играя с гиперактивным ребенком, необходимо помнить, что несмотря на свою энергичность такие дети нестабильны в эмоциональном плане. Выбор игры должен зависеть и от возраста. Например, школьник может отказаться от некоторых игр. Кроме того, нельзя давить на сына или дочку, если он или она отказывается играть и начинает предлагать что-то свое. В такой ситуации придется пойти на некоторые уступки, а затем уже занять гиперактивного ребенка игрой. Если ребенок настолько подвижен, что никакими играми его не привлечь, то нелишним будет обращение к профессиональному детскому психологу, который поможет родителям в вопросе воспитания.

Упражнения для гиперактивных детей.

На здоровье обучающегося начальной школы влияют очень много факторов. Чтобы сохранить здоровье ребенка учитель должен помнить:

Выстраивать нормальные, здоровые взаимоотношения с учеником;

Учитывать эмоциональные личностные особенности детей;

Учитывать утомляемость детей;

Учитывать учащихся с повышенной потребностью во внимании;

Обращать внимание на учащихся с повышенной двигательной активностью;

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при распределении любой нагрузки;

Учить планировать режим дня;

Помогать ребенку ощутить собственную значимость.

Повышенная двигательная активность.

    Уважайте ребенка и принимайте его таким, какой он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях;

    Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;

    Говорите сдержанно, спокойно, мягко;

    Для подкрепления устных инструкций используйте зрительные стимуляции;

    В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;

    Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером;

    В отношениях с обучающимися придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку;

    Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. На уроках – физминутки, игры с двигательными элементами (с мячом, на улице, достать, отдать, принести и т.д.). Во второй половине дня – длительные прогулки, игры на свежем воздухе, пробежки;

    Но в то же время нужно оберегать этого обучающегося от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию активности;

    Научить ребенка устраивать тихие перерывы;

    Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими. Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом ключевые слова;

    В минуты, когда ученик плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» - уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3-4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо;

    Иногда педагоги от нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание ругают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции.

На уроке:

    Усаживать ребенка за первую парту центрального ряда, использовать больше наглядности, закрывать дверь в класс, создавать «Ситуации успеха», индивидуально объяснять домашнее задание.

    Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости;

    Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.).

    Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребенком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

    Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;

    При необходимости – объяснять материал индивидуально (один на один).

    Проверка знаний такого ученика производится в начале урока.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Напряглись – расслабились». Нужно напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать тоже самое с каждой частью тела – правая рука, левая рука, шея, спина, живот, правая нога, левая нога.

2. «Ладушки». Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером. Ритм постоянно ускоряется.

Хлопушка «кулак-ладонь»: хлопок в ладони, затем хлопок кулак о ладонь. Ускорение ритма обязательно.

3. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1-правую руку на пояс, 2-левую руку на пояс, 3-4-правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5-6-правую руку вверх, левую руку вверх, 7-8-хлопки руками над головой, 9-10-опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо, 11-12-левую руку на пояс, правую руку на пояс, 13-14-хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3-средний, 4-5-быстрый, 6-медленный.

4. Самомассаж.

Мы помоем лобик,
Мы помоем щечки,
Не забудем носик,
Шейку, подбородок.

5. Сон под музыку.

6. «Балансировка». Ребята балансируют с газетой в положении стоя. При этом:

Они держат газету на вытянутых руках;
- на левой и правой руке попеременно, стоя на обеих ногах;
- на левой и правой руке попеременно, стоя на одной ноге;
- держат газету на голове;
- на плечах;
- на затылке;
- попеременно на правой и левой ноге.

7. Развитие общей моторики (выполнять движения соответственно тексту):

У лисицы острый нос,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса плавненько похаживает, Шубу рыжую поглаживает.

8. Этюды для души.

9. «Кричалки – шепталки – молчалки».

Специальные карточки разных цветов или заготовленные, вырезанные ладошки. Красный – кричать, шуметь, зеленый – шептать, голубой – молчать, соблюдать тишину.

Повышенная утомляемость

В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Зеркало». Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрятся учащиеся. Они должны: замереть на месте, повернуться вправо, влево, постоять на пальчиках и поморгать глазами, покивать головой, постоять, помахать попеременно левой и правой рукой, постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

2. «Клоуны». Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания: брови свести и развести, глаза сильно прищурить и широко раскрыть, губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их, шею максимально вытянуть, втянуть, плечи максимально свести, развести, руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

3. «Близнецы». Учащиеся кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя выполняют команды: присесть, встать, встать на цыпочки, наклониться влево, вправо, прогнуться назад, постоять на правой ноге, согнув левую в колене и наоборот. В данном положении имитация движения: поезда, самолете, трактора, гусеницы, черепахи, змеи, медведя, пингвина.

4. «По кругу». Участники становятся в круг. Передают свернутую в трубочку газету: перед собой, за собой, за спиной, стоя на одной ноге, зажимая палочку коленями и т.д.

5. Релаксационные сказки.

6. Отдых под музыку.