Согласование и несогласование определение примеры. §3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение. Несогласованные определения – наречия

В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.

Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точно
В первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.

Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.

  1. Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
  2. Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
  3. Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
  4. Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
    • Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
    • Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
    • Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
  5. Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
    • Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
    • Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
    • Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
    • Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
  6. Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
    • личные: я, ты, он, мы, вы, они;
    • возвратное: себя;
    • неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
    • отрицательные: ничто, никто;
    • притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
    • относительные: сколько, кто, какой, где;
    • вопросительные: который, где, когда.
    Обратите внимание на относительные и вопросительные местоимения: они могут иметь одинаковую форму, но по-разному употребляются в предложениях. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, а относительные соотносят высказывание с чем-либо. Например:
    • Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
    • Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
Помните все особенности грамматических категорий, тщательно разбирайте каждое местоимение, чтобы не допустить ошибок.

Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.

  1. Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
  2. Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
  3. Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
  4. Определите и запишите разряд местоимения.
  5. Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
  6. Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
    • падеж;
    • число;
    • род.
    Пользуйтесь формулировкой «местоимение употреблено в форме »:
  7. Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Выполняйте морфологический разбор последовательно и тщательно, старайтесь не путать группы и разряды местоимений, правильно определять все грамматические категории.

Предлагаем вам схему морфологического разбора местоимений и пример такого разбора.

Схема разбора:

  • 1. Обозначить часть речи, грамматическое значение местоимения, написать начальную форму (поставить в именительный падеж (если есть), единственное число).
  • 2. Описать морфологические признаки:
    • - постоянные (разряд по значению, разряд по грамматическим признакам, лицо (для личных и притяжательных), число (для личных 1 и 2 лица);
    • - непостоянные (падеж, число, род).
  • 3. Обозначить, какую роль играет в предложении.

Образец морфологического разбора местоимений

Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей - они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился, тот и прав (Ф.М. Достоевский).

  • 2. Морфологические признаки постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - именительный падеж, множественное число.
  • (у) них
  • 1. Местоимение; указывает на объект речи, прямо не называя его, н.ф. - они.
  • 2. Морфологические признаки постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - родительный падеж, множественное число.
  • 3. Роль в предложении дополнение.
  • 1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - кто.
  • 2. Морфологические признаки постоянные - относительное, местоимение-существительное; непостоянные - именительный падеж.
  • 3. В предложении играет роль подлежащего.
  • 1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - тот.
  • 2. Морфологические признаки постоянные - указательное, местоимение-прилагательное; непостоянные - именительный падеж, единственное число, мужской род.
  • 3. Роль в предложении подлежащее.

Образец разбора местоимений

На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке «Одна тысяча рублей»... Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить (М.А. Булгаков).

I. Какой-то (какой?) -- местоимение, начальная форма какой-то.

непостоянные признаки в муж. роде, ед. числе, И. п.

III. Гражданин (какой?) какой-то (определение).

I. (У) себя (у кого?) -- местоимение, начальная форма себя (Р. п.)

II. Постоянные признаки возвратное;

непостоянные признаки в Р. п.

III. Обнаружил (где?) у себя (обстоятельство).

I. Несколько (сколько?) -- местоимение, начальная форма несколько.

II. Постоянные признаки неопределенное;

непостоянные признаки в В. п..

III. Достиг (когда?) через несколько секунд (обстоятельство).

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

управлением

примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы - мамина книга

(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже - подарок дорогой

(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр

(центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи – управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски – наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

согласование определений это:

согласование определений Согласуется определение, выраженное той частью речи, формы которой способны согласоваться с определяемым словом в падеже и числе, а в единственном числе также в роде. Сюда относятся имена прилагательные, местоименные прилагательные, порядковые числительные, причастия. Холодное утро, наш класс, вторая страница, сорванные цветы. Не выделяются в качестве отдельного члена (определения) прилагательные и порядковые числительные, входящие в составные названия и устойчивые сочетания. Ленинградская область, железная дорога, красная смородина, вопросительный знак, вторая сигнальная система. По-разному решается вопрос о синтаксической функции количественных числительных при их сочетании с именами существительными в форме косвенных падежей (кроме винительного): не хватает трех страниц, предложить трем ученикам, заниматься с тремя отстающими. Некоторые исследователи считают такие количественно-именные сочетания свободными, выделяя в них согласованные определения, отвечающие на вопрос сколько? Согласно другой точке зрения (более правомерной), такие сочетания образуют грамматическое единство, так как во многих случаях они семантически неделимы, что связано с невозможностью опустить имя числительное: не хватает двух метров ткани, прибавить к трем литрам воды, ограничиться десятью рублями, в двадцати шагах от станции, около пяти месяцев, помещение для трех человек, жить двумя этажами выше, квартира из четырех комнат, рука с шестью пальцами и т. п. Если согласованное определение относится к имени существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, и находится между компонентами количественно-именного сочетания, то обычно наблюдаются такие конструкции: три больших дома, три больших окна, три большие комнаты, т. е. при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, а при существительных женского рода - в форме именительного падежа множественного числа. В эту секунду сразу три или четыре тяжелых снаряда разорвались позади блиндажа (Симонов). Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами (А. Н. Толстой). По этим дорогам двигаются две большие колонны немцев (Б у б е н н о в). Однако если форма именительного падежа множественного числа существительных женского рода по ударению отличается от формы родительного-падежа единственного числа, то определение чаще ставится в форме родительного падежа множественного числа: две высоких горы, три младших сестры, четыре отвесных скалы. Две сильных мужских руки подхватили ее (К о п т я е в а). Если определение предшествует количественно-именному сочетанию, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа независимо от грамматического рода определяемого существительного. Первые три года она только урывками наезжала в Заболотъе (С а л т ы к о в-Щ е д-р и н). Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Т у р-г е н е в). Остальные три лошади, оседланные, шли позади (Ш о л о х о в). Однако прилагательные целый, полный, добрый, лишний и нек. др. употребляются при существительных мужского и среднего рода в форме родительного падежа: целых три месяца, полных два ведра, добрых четыре часа, лишних три километра. В сочетании с пол- (в сложном существительном) и полтора (полторы) возможны обе формы согласования: целых полгода - целые полгода, целых полторы недели - целые полторы недели. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, обычно ставятся в форме именительного падежа. Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой). Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов). Если согласованное определение относится к двум или нескольким существительным, выступающим в роли однородных членов и имеющим форму единственного числа, то оно может стоять и в единственном и во множественном числе, форма единственного числа обычна в тех случаях, когда по смыслу высказывания ясно, что определение поясняет не только ближайшее существительное, но и все последующие. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор (Пушкин). Дикий гусь и утка прилетели первыми (Тургенев). ср. также: советская наука и искусство, школьная успеваемость и дисциплина, морской прилив и отлив, каждый завод и фабрика и т. п. форма множественного числа определения подчеркивает, что оно относится не только к ближайшему существительному, но и к остальным однородным членам. Пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница (Ч е х о в). ср. также: каменные дом и гараж, старшие брат и сестра, неуспевающие ученик и ученица, талантливые певец и певица и т. п.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

Что такое согласованные определения?

Валентина попова

Согласованные определения, выраженные причастиями и прилагательными, обособляются в следующих случаях:
I. Обособляется согласованное определение, которое стоит после определяемого слова и выражено причастием с зависимыми словами (причастным оборотом) или прилага­тельным с зависимыми словами (адъективным оборотом) :
1) Анфиса носила в замшевом мешочке двадцать пять крупных бриллиантов, принадлежащих Анне Францевне (М. Булгаков) . 2) -В комнату через лёгкую решётку, до­ходящую до самого пола, хлынуло солнце (М. Булгаков) . 3) На опустевшей платформе тонко блестели длинные полосы дождевой воды, голубой от неба (И. Бунин) .

Натали

Такие определения, которые согласуются с определяемыми существительными в роде, числе, падеже, как правило, выражены прилагательными (ТРУДНЫЙ день) , причастиями (прыгающий мальчик) , местоимениями, изменяющимися, как прилагательные (свой дневник, какой-то зверь, некоторые трудности) , порядковыми числительными (пятый класс) . При изменении существительного изменяются и эти определения, т. е. СОГЛАСУЮТСЯ с существительными, потому так и называются, в отличие от несогласованных определений. Ср. : большой дом, к большому дому, большим домом - большой - согласованное определение. Дом какой? за углом. дома за углом, к дому за углом. За углом - несогласованное определение, при изменении существительного эти слова не согласуются, определение "за углом" не изменяется.

Что такое обособленное несогласованное определение?

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом) , обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака, генерал возвращался с обеда, один. Обычно обособляются подобные несогласованные определения:
если относятся к собственному имени: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване; Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным;
если относятся к личному местоимению: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого;
если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее;
если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой.
Часто обособляются несогласованные определения при названиях лиц по степени родства, профессии, занимаемой должности и так далее, поскольку благодаря значительной конкретности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом Картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается.
Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему: Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле.
Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного (часто определяемому существительному предшествует согласованное определение) : Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется: Зато в другое время не было человека деятельнее его.
Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова а именно: Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием - сделать добро! Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон: Каждый из них решал этот вопрос - уехать или остаться - для себя, для своих близких. Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается: Так как оставался один выбор - потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее

Лика асакова

Обособление-это выделение на письме знаками препинания, а в устной речи -интонацией.
Несогласованные определения- это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос: Какой? Чей? , подчеркивается в предложении волнистой линией. Несогласованные определения связываются с главным словом по способу управления или примыкания. Например: лестница (какая?) на чердак. На чердак- несогласованное определение.
Макароны по- флотски- тоже несогласованное определение. Флотский борщ- согласованное определение (стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово) . Несогласованные определения могут выражаться и синтаксически неделимыми словосочетаниями. например: Наши спортсмены- игроки высокого класса. Игроки высокого класса- несогласованное определение.
К сведению, причастный оборот речи- это согласованное определение.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? сколько?

Определение всегда относится к существительному.

Определение, которое согласуется с существительным, назы­вается согласованным . Например:

Стояла свежая безлунная ночь ранней южной осени. (Фад.)

Какая ночь стояла? – Свежая, безлунная (им. п. ед. ч. ж. р.).

Ночь какой осени? – Ранней южной (род. п. ед. ч. ж. р.).

Согласованные определения стоят в том же падеже, роде и числе, в каком стоят определяемые существительные (ночь, осени).

Определение, которое не согласуется с существительным, называется несогласованным . Например:

Изба лесника состояла из одной комнаты.

Чья изба? – Лесника.

Определяемое слово изба стоит в именительном падеже. Определение лесника стоит вродительном падеже. Лесника – несогла­сованное определение.

Выражение определения

А. Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, числительными и местоимениями. Например:

Б. Для выражения несогласованных определений употребляются следующие части речи:

1. Существительные в родительном падеже без пред­лога и в косвенных

падежах с предлогами.

2. Притяжательные местоимения третьего лица его, её и их.

3.Прилагательные в сравнительной степени.

4.Наречия.

1. Неопределённая форма глагола.

6. Несогласованные определения часто выражаются соче­таниями прилагательных или числительных с существительными в родительном падеже.



Вошёл человек высокого роста.

Здесь занимаются студенты второго курса.

У него есть брат двенадцати лет.

Теоретическая часть.

Упражнение 34. Прочитаете предложения из романа Горького «Мать». Укажите согласованное и несогласованное определения.

1. В кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 2. Наташа глубоко вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке, с картинками. 3. Мать... наливала чан и вслушивалась в плавную речь девушки. 4. Ей привилось лицо Наташи, внимательно наблюдавшей за всеми. 5. События послед­них дней сильно утомили её. 6. Мать посмотрела на сына - он стоял у двери в комнату и улыбался. 7. Ей нравилось говорить с людьми, правилось слушать их рассказы о жизни.

Упражнение 35. Замените несогласованные определения согласованными.

1. Однажды в наш город приехали артисты из Москвы. 2. Шум с улицы мешал нам работать. 3. Здесь продаются билеты в театр. 5. Студент делал упражнения по грамматике. 6. На столе стояла ваза из стекла. 7. В углу стоял шкаф для книг. 8.На девушке было голубое платье из шелка. 9. Семья переехала в новую квартиру из двух комнат

Упражнение 36. Замените согласованные определения несогласован­ными.

I. Медсестра простерилизовала медицинские инструменты. 2. Все лето я провёл в отцовском доме. 3. В детстве я любил слушать бабушкины сказки. 4. В глубине леса мы нашли медвежью берлогу. 5. Студенческое собрание кончилось. 6. Во дворе слышались детски крики и смех. 7. С реки доносились пароходные гудки. 8. Туман скрыл горные вершины. 9. Туча приближалась, уже слышались громовые раскаты. 10. По крыше застучали дождевые капли. 11. Северная природа сурова и прекрасна.



Упражнение 37. Выпишите существительные вместе с определениями,

I. Желание плавать по реке быстрее её течения привело к изобретению весла и паруса. (М.Г.) 2. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху. (М.Г.) 3. Привычка странствовать по картам и видеть в своем вообра­жении разные места помогает увидеть их в действительности. (Пауст.) 4. Первое время своего приезда Николай был серьёзен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вме­шаться в дела хозяйства, для которых мать вызывала его. (Л.Т.)

Запомните:

Определение обозначает признак, качество, цвет предмета и отвечает

на вопросы:

Какой? Сильный человек.

Чей? Наш студент.

Каторый? Первый курс.

Определение обычно относится к существительному. Слово, к которому относится опрежеление, называется определяемым словом.

Определения могут быть согласованными и несогласованными.

Согласованным определением называется такое определение,

которое стоит в том же роде, числе и падеже, какое имеет определяемое слово. Согласованное определение выражается:

1. прилагательным (умный ребенок) .

2. местоимением (мой брат)

3. причастием (запоздавший путник)

несогласованное определение выражается:

1. сушествительным (рассказ чей? брата)

2. местоимением (его квартира, чья квартира?)

3. неопределенной формой глагола (послал с поручением

разведать местность. С каким поручением? –разведать)

4. цельным словосочетанием (мальчик лет пятнадцати. Какой

мальчик? –лет пятнадцати.).

Задание №1.

Согласуйте определение с определяемым словом.

Крупн... веснушки, солнечн... день, ярк... волосы, соснов... лес,красив...

баритон, золотист... ресницы, сильн... математик, .

рыж.. лучики, огромн... дом, темн... шатены, двенадцат.. .век,

Задание №2.

Замените данные словосочетания синонимичными. Объясните, в чем

их различия.

Образец: безвольный человек –человек без воли.

Бесхитростный человек, бессердечный человек, бескорыстный

человек, бессильный человек, бесстрашный человек, бессовестный

человек, странный человек, добросердечный человек.

Задание №3.

Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, согласуя прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Определите тип речи и связь предложений в данном микротексте.

Матрешка –это деревянн... кукла. Изображает она русск... крестьянск... девушку. Внутрь матрешки складывают несколько

меньш... матрешек. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменн.. столе. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветн... шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленьк... матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусальн... золота.

Деревенск... мастер наградил матрешек русск.. красотой, соблинн... бровями и рдеющими, как угли румянцем. Син... их глаза он прикрыл длинн... ресницами.

Задание №4.

Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения только с теми существительными, к которым они подходят по смыслу.

Коричневый, карии (платье, глаза, костюм, краски). Толстый, полный (женщина, тетрадь, тополь, книга). Густой, дремучий (лес,чай, туман, волосы). Горячий, знойный (вода, лето, речь, любовь). Взрослый, совершеннолетний (юноша, девушка, человек). Смуглый, темный (небо, лицо).

Задание №5.

Подберите синонимы к прилагательным в следующих

словосочетаниях:

Ласковый взгляд, умный человек, способный аспирант, прилежный студент, смелый человек, отзывчивый человек, деликатный человек.

Задание №6

Подберите синонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:

Жесткий человек, замкнутый человек, бессердечный человек, беззаботный человек.

Задание №7.

Замените данные словосочетания синонимичными:

Девочка пяти лет, человек невысокого роста, человек дела, девушка с черными волосами, человек с добрым сердцем, человек большой силой воли.

Задание №8.

Из двух предложений составьте одно с несогласованными определениями:

Образец: В комнату вошел старик. У него была седая борода. – В комнату вошел старик с седой бородой.

1.Рядом со мной сидела девушка. У него большие голубые глаза,

длинные ресницы и красивые волосы. 2. На вечере выступил студент.