Властитель дум значение фразеологизма. Значение властитель дум (книжн. высок.) в справочнике по фразеологии. Смотреть что такое "Властитель дум" в других словарях

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

От Иоанна 1:43-51

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.1:43. На другой день: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: «иди за Мною». Чем же Филипп так скоро убедился? Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви. Ибо речь Господа не просто говорилась, а сердца достойных тотчас воспламеняла любовью к Нему, как и Клеопа со спутником говорят: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24:32). Во-вторых, так как Филипп имел озабоченное сердце, постоянно занимался писаниями Моисеевыми и всегда ожидал Христа, то как увидел Его, тотчас убедился и говорит: «мы «нашли» Иисуса», а это показывает, что он искал Его.

Ин.1:44. Филипп же был из Вифсаиды, из: одного города с Андреем и Петром.

Потом, Филипп не узнал ли чего-нибудь о Христе от Андрея и Петра? Вероятно, беседуя с ним, как соотчичем, они рассказывали ему и о Господе. Кажется, на это намекает евангелист, когда говорит, что Филипп был из города Андреева и Петрова. Сей город был небольшой и приличнее мог быть назван деревнею. Посему и нужно удивляться силе Христовой, что Он лучших учеников избирал из среды не приносящих никакого плода.

Ин.1:45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Филипп также не удерживает добра за самим собою, но передает Нафанаилу, и как Нафанаил был сведущ в законе, то Филипп отсылает его к закону и пророкам, потому что он прилежно упражнялся в законе. Называет Господа Сыном «Иосифовым», потому что в то время считали его еще Сыном Иосифа.

Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме, а воспитался в Назарете. Но как рождение Его было многим неизвестно, а воспитание известно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.

Ин.1:46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Филипп сказал, что Христос из Назарета, а Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема, и потому говорит: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит: «Пойди и посмотри», – зная, что Нафанаил не отстанет от Христа, если послушает Его речей.

Ин.1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема.

Ин.1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что же Нафанаил? Не увлекся ли похвалою? Нет, он желает узнать нечто яснее и точнее, и потому спрашивает: «Почему Ты меня знаешь?» Господь сказывает ему то, чего не знал никто, кроме его самого и Филиппа, то, что было говорено и делано наедине, и таким образом открывает Свое Божество. Филипп беседовал с Нафанаилом наедине, когда никого не было под смоковницею, однако же, Христос, и не быв там, знал все, почему и говорит: «Я видел тебя, как ты был под смоковницею».

Господь заговорил о Нафанаиле прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил с Нафанаилом.

Из сего Нафанаил узнал Господа и исповедовал Его Сыном Божиим. Ибо слушай, что он говорит далее.

Ин.1:49. Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Ин.1:50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более, чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим.

Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф. 16:16-19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты – Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр.

Ин.1:51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. «Принимай, – говорит, – Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов». Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк. 22:43; Лк.24:4, 23; Деян.1:10).

Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» – значит низверженная.

Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и – тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе.

Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого.

И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.

Вконтакте

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар - самый великий, какой только может быть дан человеку, - исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными?

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом - не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп - греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то, Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия Евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.

И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность не предосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. А слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказаться недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).

Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он - смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь - истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он - христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши. Нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин - православный христианин - чудо Божественной благодати.

Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас - прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев».

Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий - Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.

В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему бо льшую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», - говорит Христос. Бо льшие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны бо льшие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь, на земле, у Господа всегда еще есть бо льшее для нашего просвещения и утешения.

И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», - возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении Ангелов нашему Господу - до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и Ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем сегодня. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос - начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1, 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания - Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.

Властитель дум кого, чьих . Высок. Человек, оказывающий сильное влияние на современников; выдающаяся личность, привлекающая к себе исключительное внимание своей деятельностью, идеями и т. п. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум! (Пушкин. К морю).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Властитель дум" в других словарях:

    Властитель дум - Из стихотворения «К морю» (1825) А. С. Пушкина (1799 1837), в котором он так говорит о Байроне и Наполеоне. Применяется обычно к людям, которые оказали большое влияние на умонастроения современников, на вектор общественного развития.… … Словарь крылатых слов и выражений

    властитель дум - божество, любимец, герой, идол, кумир Словарь русских синонимов. властитель дум сущ., кол во синонимов: 5 божество (103) … Словарь синонимов

    Властитель дум - крыл. сл. Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «К морю» (1825), в котором поэт назвал «властителями дум» Наполеона и Байрона, В литературной речи оно применяется вообще к великим людям, деятельность которых оказала сильное влияние на умы их… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    властитель дум - книжн. ,высок. выдающийся человек, оказывающий сильное духовное и интеллектуальное влияние на своих современников. Выражение восходит к стихотворению А.С. Пушкина “К морю”, где оно характеризует Байрона и Наполеона … Справочник по фразеологии

    ВЛАСТИТЕЛЬ - ВЛАСТЕЛИН, а и ВЛАСТИТЕЛЬ, я, м. (устар. высок.). Тот, кто обладает властью, повелитель. Властитель дум (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ВЛАСТИТЕЛЬ - ВЛАСТИТЕЛЬ, властителя, муж. (книжн.). Обладающий властью, монарх (устар.). «Властитель слабый и лукавый (об Александре I).» Пушкин. «Квакун два десятый, царь знаменитой породы, властитель ближней трясины.» Жуковский. || Тот, кто держит в своей… … Толковый словарь Ушакова

    ВЛАСТИТЕЛЬ - (властелин) дум. Книжн. Высок. Выдающийся человек, оказывающий огромное духовное, интеллектуальное влияние на своих современников. /i>

    властитель - я; м. Высок. Властелин. Самодержавный в. // О том, кто оказывает сильное влияние на какую л. часть общества. В. дум, сердец, настроений. ◁ Властительница, ы; ж … Энциклопедический словарь

    властитель - я; м.; высок. см. тж. властительница а) Властелин. Самодержавный власти/тель. б) отт. О том, кто оказывает сильное влияние на какую л. часть общества. Власти/тель дум, сердец, настроений … Словарь многих выражений

    Властитель (властелин) дум - Книжн. Высок. Выдающийся человек, оказывающий огромное духовное, интеллектуальное влияние на своих современников. /i> Из стихотворения А. С. Пушкина «К морю». БМС 1998, 85 ФСРЯ, 71 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Гуру и зомби , Новикова Ольга Ильинична. Властитель дум, тел и душ великолепный Нестор умеет пользоваться и наслаждаться этой быстротекущей жизнью. Восторженные обожатели жадной толпой обступают кумира, за место рядом с ним идет…

Властитель дум
Из стихотворения «К морю» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837), в котором он так говорит о Байроне и Наполеоне.
Применяется обычно к людям, которые оказали большое влияние на умонастроения современников, на вектор общественного развития.

  • - сын Сверкера старшего и Ульфильды, дочери Инге младшего, царствовал в Остергётланде с 1156 г. Это первый король Швеции, носивший имя К., хотя за ним и остается название К. VII. Историк Иоанн Магнус называет до него...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из стихотворения «К морю» А. С. Пушкина, в котором он так говорит о Байроне и Наполеоне...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ВЛАСТЕЛИ́Н, -а и ВЛАСТИ́ТЕЛЬ, -я, м. . Тот, кто обладает властью, повелитель. Властитель дум...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВЛАСТИ́ТЕЛЬ, властителя, муж. . Обладающий властью, монарх. «Властитель слабый и лукавый.» Пушкин. «Квакун два - десятый, царь знаменитой породы, властитель ближней трясины.» Жуковский...

    Толковый словарь Ушакова

  • - власти́тель м. то же, что...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - власт"...

    Русский орфографический словарь

  • - ВЛАСТИТЕЛ|Ь, -Ѧ с. То же, что властель: же апикыѥмъ. то кекропсъ бы. ГБ XIV, 143а...

    Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • - кого, чьих. Высок. Человек, оказывающий сильное влияние на современников; выдающаяся личность, привлекающая к себе исключительное внимание своей деятельностью, идеями и т. п. Там он почил среди мучений...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Властитель дум. Книжн. Высок. Выдающийся человек, оказывающий огромное духовное, интеллектуальное влияние на своих современников. /i>
  • - Книжн. Высок. Выдающийся человек, оказывающий огромное духовное, интеллектуальное влияние на своих современников. /i> Из стихотворения А. С. Пушкина «К морю». БМС 1998, 85 ФСРЯ, 71...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - Владетель, властелин, глава, господин, вождь, начальник, повелитель, правитель. Ср. . .. См. хозяин.....

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 тигр...

    Словарь синонимов

  • - божество, любимец, герой, идол,...

    Словарь синонимов

"Властитель дум" в книгах

Экс-властитель дум

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Экс-властитель дум Исторические сближения и удивительные повторы порой потрясают. 11 сентября 1908 года Корней Чуковский записывал в дневнике: «Кажусь за работу над Ибсеном. Раннее утро…» И вот сто лет спустя я тоже сел за работу над Ибсеном (в феврале 2008 года) и, как Корней

Властитель чувств

Из книги На виртуальном ветру автора Вознесенский Андрей Андреевич

Властитель чувств Арбат - наш Вишневый сад. Он был его поэтом.Он казался нам человеком вне возраста, в видавшем виды пиджачке своем, поэт с гитарой, он казался вечным.Боже мой, Булат…И вот мы сидим в Шереметьево и ожидаем гроб с телом Булата. Душа его прилетела

Властитель звуков

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Властитель звуков Безвкусный дирижер-кокетка, упоенный своей властью над звуками, все время стремится показать эту власть не столько оркестру, который знает ее предел, сколько тем, кто сидит в зрительном зале. Такой дирижер одновременно и дирижирует и играет дирижера. Он

Немногочисленный властитель

Из книги Русский со словарем автора Левонтина Ирина Борисовна

Немногочисленный властитель Как-то раз бывший российский премьер Примаков выступил с интересным лингвистическим эссе о слове «олигарх». «Олигарх, - сказал он, - это не просто крупный предприниматель, это тот бизнесмен, который набивает карман за счет махинаций, в том

Властитель ночи

Из книги Знак эры (сборник) автора

Властитель ночи Должен Он прийти - Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.Встает Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовем. Вызовем. Огонь желтый, и юрта золотая. И блестит медь. Начинается колдовство. Пусть

Властитель ночи

Из книги О Вечном… автора Рерих Николай Константинович

Властитель ночи Должен Он придти - Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.Встает Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовем. Вызовем. Огонь желтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть

Властитель ночи

Из книги Шамбала Сияющая. Мифы, легенды, афоризмы автора Рерих Николай Константинович

Властитель ночи Должен Он прийти – Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.Встает Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовем. Вызовем. Огонь желтый, и юрта золотая. И блестит медь. Начинается колдовство. Пусть

Властитель как выживающий

Из книги Масса и власть автора Канетти Элиас

Властитель как выживающий Властителя, который отодвигает от себя опасность, можно отнести к параноидальному типу. Вместо того, чтобы бросить вызов и выйти на бой, вместо того, чтобы решить свою судьбу в открытой схватке, он пытается всякими приемами и ухищрениями

Властитель Азии

Из книги Военное искусство Александра Великого автора Фуллер Джон Фредерик Чарлз

Властитель Азии После победы при Иссе политика Александра вошла во вторую фазу. Несмотря на то что у него была невыгодная позиция в теснине Александретты, Дарий не смог использовать свое преимущество, а его бегство посреди сражения должно было убедить Александра, что ему

ВЛАСТИТЕЛЬ

Из книги Создатели Империи автора Гампл Франс

ВЛАСТИТЕЛЬ Эта война началась в следующем году (45 г. до н. э.). Ко времени сражения у Тапса в руках у Гнея Помпея были только Балеарские и Питиузские острова. Флот Цезаря вел против него военные операции. Но старые помпеянцы забеспокоились из-за войны в Африке, и когда Секст

б. «Ра-Хар-Ахт» - «Рэ, властитель небосклонный»

Из книги Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте автора Перепёлкин Юрий Яковлевич

б. «Ра-Хар-Ахт» - «Рэ, властитель небосклонный» Истолкование Б. Ганном[ 187 ] слова «ахт» в солнечном имени в смысле прилагательного «небосклонный», а не в смысле двойственного числа существительного «небосклон» («Рэ, Хор двух небосклонов», «Рэ, властитель двух

Властитель дум

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Властитель дум Из стихотворения «К морю» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837), в котором он так говорит о Байроне и Наполеоне.Применяется обычно к людям, которые оказали большое влияние на умонастроения современников, на вектор общественного

ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ Это выражение из стихотворения Александра Пушкина «К морю» (1825), в котором поэт назвал так Наполеона и Байрона, в русской традиции употребляется в двух, плохо согласующихся между собою смыслах.С одной стороны, быть властителем дум – значит занимать позицию

Властитель дур

Из книги Литературная Газета 6413 (№ 17 2013) автора Литературная Газета

Властитель дур Высказывания известного тележурналиста уже давно вызывают оторопь, и не только у жителей России. Их анализирует наш читатель из Германии. Свобода слова. Познер сам говорит о том, что на Западе всё решает хозяин канала, газеты, журнала, приведя в пример его

Наставник или властитель?

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Наставник или властитель? Судьба свела мусульман, и только их, с феноменом, когда посланник Божий - Мохаммед - был одновременно и религиозным, и политическим деятелем. С одной стороны, он проповедовал новое религиозное учение, с другой - стал властителем в Медине, а потом

Значение ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ (КНИЖН. ВЫСОК.) в Справочнике по фразеологии

ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ (КНИЖН. ВЫСОК.)

выдающийся человек, оказывающий сильное духовное и интеллектуальное влияние на своих современников. Выражение восходит к стихотворению А.С. Пушкина "К морю", где оно характеризует Байрона и Наполеона.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ (КНИЖН. ВЫСОК.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    власти"тель, власти"тели, власти"теля, власти"телей, власти"телю, власти"телям, власти"теля, власти"телей, власти"телем, власти"телями, власти"теле, …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: владыка (высок.), властитель (кн.), повелитель, господин, …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    владетель, властелин, глава, господин, вождь, начальник, повелитель, правитель. Ср. . См. начальник, …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    атабек, владетель, владыка, властелин, господин, падишах, повелитель, правитель, руководитель, хозяин, …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. То же, что: …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ
    власт`итель, …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ
    властитель, …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    власт`итель, …
  • КНИЖН. в Словаре Даля:
    (abbreviation) литературно-книжное …
  • КНИЖН.)
    действие по глаг. провидеть. Дар провидения. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    властителя, м. (книжн.). Обладающий властью, монарх (устар.). Властитель слабый и лукавый (об Александре 1). Пушкин. Квакун два - десятый, царь …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    властитель м. То же, что: …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. то же, что …
  • ВЛАСТИТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. то же, что …
  • ДУМ-ДУМ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — разрывная пуля крупного …
  • ЛИХОРАДКА ДУМ-ДУМ в Медицинских терминах:
    см. Лейшманиоз висцеральный индийский …
  • ДУМ-ДУМ
  • ДУМ-ДУМ
    разрывные пули с крестообразным надрезом или полостью в головной части. Впервые применены английской армией в англо-бурской войне 1899-1902. Причиняли тяжёлые …
  • ДУМ-ДУМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    пули с неполной или надпиленной оболочкой, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле. Причиняли тяжёлые ранения. Впервые применены англ. армией …
  • ДУМ-ДУМ в Новом словаре иностранных слов:
    (по назв. предместья Калькутты (Индия) дум-дум - первоначального места изготовления) разрывные пули с неполной (открытой) или надпиленной оболочкой, причиняющие очень …
  • ДУМ-ДУМ в Словаре иностранных выражений:
    [по назв. предместья калькутты (индия) дум-дум - первоначального места изготовления] разрывные пули с неполной (открытой) или надпиленной оболочкой, причиняющие очень …
  • ДУМ-ДУМ в Словаре русского языка Лопатина:
    дум-д`ум, …
  • ДУМ-ДУМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дум-дум, …
  • ДУМ-ДУМ в Орфографическом словаре:
    дум-д`ум, …
  • ДУМ-ДУМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    пули с неполной или надпиленной оболочкой, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле. Причиняли тяжелые ранения. Впервые применены английской армией …
  • ДУМ-ДУМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Только в выражении: пули дум-дум (воен.) - пули с надрезанным, тупым концом, причиняющие очень тяжкие поранения. (От перс. damdama, букв. …
  • СЕКТОВЕДЕНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:21:28 Цитаты из книги «Сектоведение», 2007 (автор А. Л. Дворкин) = А = * Адепты мало …
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ВЛАДИВОСТОК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-12 Time: 11:53:11 =Цитаты= * Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!, ""генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, 1859"" * …
  • ВАВИЛОН-5 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:16:49 Цитаты из телевизионного научно-фантастического сериала " Вавилон-5 " (США, режиссер Джон Майкл Стражински) """...Это было начало …
  • ВА’АЛ в Библейском словаре:
    (хозяин, господин, властитель) — а) наиболее широко известное языческое божество, которому в древности поклонялись многие народы востока. Для правильного понимания …
  • ИС 2
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Исаии. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИОВ 42 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иова. Глава 42 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • DEUCALION в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ДЕВКАЛИОН, Deukaliwn, сын Прометея и Климены, властитель фессалийского города Феи, супруг Пирры, дочери Епимефеевой. Когда Зевс истребил потоком преступный человеческий …
  • ЦЕРТЕЛЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
    Цертелев (князь Николай Андреевич, умер 1869 г.) - этнограф; был в 1830-х годах помощником попечителя Харьковского учебного округа. Ц. был …
  • РОССИЯ, РАЗД. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ В XVIII И XIX ВЕКАХ (ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рерховная власть. Петр Великий сосредоточил в своих руках и юридически, и в действительности, - абсолютную неограниченную власть, устранив те два …
  • КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кольцов Алексей Васильевич - знаменитый народный поэт. Родился 3 октября 1809 года, в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Отец его …
  • БАРАТЫНСКИЙ ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Баратынский, Евгений Абрамович, даровитый поэт. Родился 19 февраля 1800 года, в селе Вежле (Тамбовской губернии, Кирсановского уезда), и был сыном …
  • 1899.07.29 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Гааге завершает работу 1-я мирная конференция. Инициатор созыва конференции - министр иностранных дел России граф Михаил Николаевич МУРАВЬЁВ, обратившийся …
  • ЛЕЙШМАНИОЗ в Медицинском словаре:
  • ЛЕЙШМАНИОЗ в Медицинском большом словаре:
    Лейшманиоз - общее название протозойных трансмиссивных инфекций, вызываемых внутриклеточными паразитами рода Leishmania и передающихся москитами. Этиология - Различные виды лейшманий …
  • ЛЕЙШМАНИОЗ ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ ИНДИЙСКИЙ в Медицинских терминах:
    (син.: кала-азар, лихорадка ассамская, лихорадка дум-дум) разновидность Л. в., вызываемая подвидом Leishmania donovani donovani, эндемичная для влажной тропической зоны, гл. …
  • УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    " id=Украинская_литература.Оглавление> Устная народная поэзия Библиография У. л. до конца XVIII в. Библиография У. л. …
  • ДУМЫ в Литературной энциклопедии:
    украинские исторические песни особой формы (свободные по ритму и лишенные строфического членения), создавшиеся в казацкой среде XVI—XVII веков и записанные …
  • АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА в Большом энциклопедическом словаре:
    1899-1902 война Великобритании против бурских республик Юж. Африки - Оранжевого свободного государства и Трансвааля. В результате войны обе республики были …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ДУМЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального фольклора. Исторические по содержанию Д. возникли и развивались в специфических условиях казацкой военной демократии 15-17 вв. …
  • ЮЖНО-РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    I. Вступление. Это название употребляется здесь не в смысле географическом; оно применяется не к литературе (вернее — литературам) юга России, …
  • ХАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    титул государей татарского происхождения у восточных народов; более древняя форма, по-видимому, хакан (см.). Уже Шелунь (см. Жужане) переменил титул шен …