Готлиб качественное социологическое исследование. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. исследования в классической
Уважаемый коллега! Кем бы Вы ни были: студентом факультета иностранных языков, учителем ИЯ в школе или вузе, преподавателем методики или методистом по ИЯ в институте усовершенствования учителей, - эта серия брошюр для Вас. Каждый найдет для себя то, что ему пригодится. Студент приобретет краткий, но очень ёмкий курс методики обучения ИЯ, овладев которым он нс только успешно сдаст любой экзамен, но и заложит основы для своей будущей практической деятельности. Учитель, некогда прослушавший курс методики, сможет освежить свои знания основ технологии обучения ИЯ, сверить (а, может быть, и скорректировать) то, что он делает в классе, с научными данными. Если же Вы претендуете на повышение разряда и Вам надо подготовиться к беседе в ИУУ, - наш курс обеспечит решение этой проблемы. Для методиста (будь то в вузе или в ИУУ) предлагаемое пособие, по сути дела, является учебником по методике обучения ИЯ. По содержанию оно полностью соответствует требованиям Госстандарта для профессиональной подготовки учителя, а по структуре и способу изложения материала весьма оригинально. На обложке каждой брошюры Вы видите перечень тем этого курса методики. Конечно же, он не охватывает абсолютно всех проблем теории и практики обучения ИЯ. Ведь это - краткий, базовый курс. Если Вы, например, не увидели в перечне «обучение монологическому высказыванию», не огорчайтесь: об этом Вы прочтёте в брошюре «Обучение говорению на ИЯ»; если не обнаружите темы «Обучение диалогу», раскройте брошюру «Обучение общению на ИЯ»: там найдете об этом...
Сознательно-практический метод.
Сознательно-практический метод относится к современным направлениям в методике. Его обоснование мы находим в известной книге Б.В. Беляева «Очерки по психологии обучения иностранным языкам» (1965). Б.В. Беляев в определении принципов обучения иностранным языкам исходил из характеристики владения языком. «Только исходя из того, - пишет он, - чем психологически характеризуется человек, владеющий иностранным языком, можно выдвигать требование - каким именно должен быть и самый процесс овладения этим языком, т.е. процесс обучения ему» (С. 209).
Требования к процессу обучения по Б.В. Беляеву следующие:
1. Главным и решающим фактором является практическая тренировка в иноязычной речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо). Этому уделяется 85% времени.
2. Основное устремление преподавателя должно быть направлено на развитие у учащихся иноязычного мышления и чувства изучаемого языка путем иноязычной речевой тренировки.
3. Семантизация должна проходить на основе толкования понятий иностранного языка. Это приучает учащихся к иноязычному мышлению.
4. Владение языком основано на навыках, но процесс их образования нс должен быть механическим. Их нужно автоматизировать не изолированно, а в продуктивной иноязычной речевой деятельности.
5. Тренировке учащихся в иноязычной речевой деятельности необходимо предпосылать сообщение теоретических сведении о языке (правила). На это нужно отводить 15 % времени, которое вполне допустимо распределить небольшими дозами на весь ход урока. Правила не нужно выучивать, их надо закреплять практически, т.е. употребляя в своей речи соответствующие языковые средства.
6. Языковым и переводным упражнениям не нужно отводить слишком много времени. Лучше их выполнять за счет времени, отводимого на теорию. То же самое касается и так называемых речевых упражнений, т.к. они «часто не являются упражнениями в живой иноязычной речи».
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современные направления в методике обучения иностранным языкам, Пассов Е.И., Кузнецова Е.С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Уважаемый коллега! Кем бы Вы ни были: студентом факультета иностранных языков, учителем ИЯ в школе или вузе, преподавателем методики или методистом по ИЯ в институте усовершенствования учителей, - эта серия брошюр для Вас. Каждый найдет для себя то, что ему пригодится. Студент приобретет краткий, но очень ёмкий курс методики обучения ИЯ, овладев которым он нс только успешно сдаст любой экзамен, но и заложит основы для своей будущей практической деятельности. Учитель, некогда прослушавший курс методики, сможет освежить свои знания основ технологии обучения ИЯ, сверить (а, может быть, и скорректировать) то, что он делает в классе, с научными данными. Если же Вы претендуете на повышение разряда и Вам надо подготовиться к беседе в ИУУ, - наш курс обеспечит решение этой проблемы. Для методиста (будь то в вузе или в ИУУ) предлагаемое пособие, по сути дела, является учебником по методике обучения ИЯ. По содержанию оно полностью соответствует требованиям Госстандарта для профессиональной подготовки учителя, а по структуре и способу изложения материала весьма оригинально. На обложке каждой брошюры Вы видите перечень тем этого курса методики. Конечно же, он не охватывает абсолютно всех проблем теории и практики обучения ИЯ. Ведь это - краткий, базовый курс. Если Вы, например, не увидели в перечне «обучение монологическому высказыванию», не огорчайтесь: об этом Вы прочтёте в брошюре «Обучение говорению на ИЯ»; если не обнаружите темы «Обучение диалогу», раскройте брошюру «Обучение общению на ИЯ»: там найдете об этом...
Книга посвящена рассмотрению основных проблем обучения иноязычному общению в русле коммуникативной методики.
В первой часта обсуждаются общетеоретические проблемы коммуникативного обучения, во второй - проблемы обучения отдельным видам речевой деятельности, в третьей - некоторые вопросы технологии коммуникативного обучения.
Предназначается для преподавателей любого языка как иностранного (в том числе и русского), а также для студентов языковых институтов и факультетов университетов.
Скачать и читать Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, Пассов Е.И., 1989
Данное пособие не учебник и не полный курс методики, а только часть его, правда, та часть, сквозь которую «высвечиваются» почти все проблемы методики. С ними любой учитель сталкивается ежедневно, ибо урок есть некое их средоточие: любой компонент урока так или иначе (и теоретически, и практически) соотносится с проблемами методики.
Главная задача данного пособия - развить у учителя умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях.
УДК 316
Готлиб А. С.
Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 384 с.
ISBN 5-89349-760-0 (Флинта) ISBN 5-89502-759-8 (МПСИ)
В учебном пособии представлены качественный и количественный подходы в социологическом исследовании. Впервые в отечественной социологии выделены основные направления внутри качественной социологии , проанализирован образ и язык готового продукта, ее функции. Особое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них. В книге рассматриваются исследовательские практики, детальное описание разнообразных типов качественных и количественных исследований. Богато представлен зарубежный и российский опыт социологических исследований.
Рекомендуется студентам и аспирантам социологических факультетов и отделений, преподавателям курса «Методология и методы социологического исследования», а также всем, кто осуществляет социологические исследования в сферах политики, средств массовой информации, социальной работе и других областях общественной жизни.
ISBN 5-89349-760-0 (Флинта)
ISBN 5-89502-759-8 (МПСИ) © А.С. Готлиб, 2005
Введение 13
Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Тема 1. Количественный подход
предпосылки, история становления 17
Что такое методология социологического исследования 17
Что такое количественный подход в социологическом исследовании 19
Из истории становления количественного подхода 20
Критерии научного знания 24
Опытное изучение реальности 25
Достоверность научного знания 26
Объективность и предметность научного знания 29
Практическая направленность научного
Направленность на обнаружение законов 31
Рефлексия по поводу методов достижения
4.7. Особый язык науки 35
Тема 2. Основные черты количественного
подхода в социологическом
исследовании 37
Фокус исследовательского интереса 37
Исследовательская ориентация 40
Объект исследования 43
Логическая стратегия получения знания 44
Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик 48
Особенности измерения в социологии 50
Типы шкал, используемых в социологическом исследовании 53
Процедура построения порядковой шкалы 59
6.1. Основные понятия и идея выборочного
6.2. Класс строго вероятностных способов (техник)
отбора 68
7. Оценка качества исследования 71
Что такое качество социологического исследования 71
Как оценить достоверность результатов исследования 72
«Асимметрия приписывания» в социологическом исследовании 74
в исследовательском процессе 76
Тема 3. Качественный подход
в социологическом исследовании:
предпосылки, история становления,
теоретические истоки 80
Что такое качественный подход в социологическом исследовании 80
Из истории становления 81
Предпосылки становления 83
Теоретические истоки 90
Концепция понимания в работах В.Дильтея и Г.Зиммеля 91
Проблема понимания и категория «социальное действие» в трудах М.Вебера 93
Прагматизм в социологии 95
Символический интеракциониэм Дж.Г.Мидаи Г.Блумера 98
Драматургическая социология И.Гофмана 102
Феноменологическая социология 105
Этнометодология ГГарфинкеля 110
подхода в социологическом
исследовании 117
1. Фокус исследовательского интереса 117
1.1. Оппозиция «индивид-общество»
в экзистенциализме 118
1.2. Оппозиция «индивид-общество»
в феноменологической социологии 119
Индивидуальное и типическое 120
Естественный способ получения данных 121
Понимание как специфический способ познания 122
Почему исследователь может понять информанта 123
Понятие интерпретации 126
Уровни репрезентации опыта 130
Задачи интерпретации 132
Образы результата исследования 136
Язык результата научно ориентированного исследования 138
Язык исследовательского комментария 140
Язык простого или плотного описания 141
5. Логическая стратегия получения знания 142
Общая характеристика 142
Основные правила «логики на практике» 146
Объективная истина и истина опыта 147
Качество качественного исследования 149
Как повысить обоснованность результатов исследования 150
Тема 5. Функции социологического
исследования в классической
и качественной парадигмах 1об
1. Функции классического социологического исследования:
общая характеристика 159
Описание в методологии классического социологического исследования 160
Объяснение в методологии классического социологического исследования 162
Описание: широкое и узкое значение 165
Объяснение: семантическое и научное 165
в прикладных целях 167
Управленческая функция классического социологического исследования 167
Классическое социологическое исследование для нужд прогнозирования 170
Качественное исследование и управление 175
Качественное социологическое исследование -
4. Мотивы обращения социолога к качественному
исследованию 178
Часть II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ
Тема 1.
в классической парадигме 183
Критерии выделения типов социологического исследования 183
Цель как критерий выделения типов социологического исследования 184
Фундаментальное исследование 185
исследование 185
3.2. Особенности фундаментального
иссл едо вания 187
4. Прикладное социологическое исследование 193
Что такое прикладное исследование 193
Основные черты прикладного социологического исследования 193
Что такое квазифундаментальное исследование 200
Характерные черты квазифундаментального исследования 200
Тема 2. Типы социологического исследования
в качественной парадигме 206
Характер исследовательской практики как критерий выделения типов 206
Этнографический тип качественного социологического исследования 208
Что такое этнография? 208
Основные идеи этнографического подхода
Основные черты качественного исследования этнографического типа 211
Автоэтнография 217
Общая характеристика 222
Виды «кейс-стади» 224
Дизайн (план) «кейс-стади» 227
Опыт реализации стратегии «кейс-стади» 228
качественного исследования 231
Основные идеи стратегии 231
Логика исследовательского поиска 224
Важнейшие операции «обоснованной теории»....239
социологического исследования 247
Что такое «устная история»? 247
Немного истории 249
Достоверность и надежность в исследовании типа «устная история» 250
социологического исследования 251
Общие положения 251
Из истории становления 254
Методологические подходы к историям
Тема 3. Метод интервью в социологическом
исследовании 264
Общая характеристика 264
Виды интервью 267
Оппозиции «мягкое - жесткое», «качественное - количественное» интервью 270
Стандартизованное (формализованное) интервью 272
Специфика стандартизованного (формализованного) интервью 272
Характер отношений между интервьюером
5. Нарративное интервью 276
Что такое нарративное интервью? 276
Специфические черты 278
Стратегия проведения 281
Отношения «интервьюер - информант»
5.5. Проблема истины в нарративном интервью 286
Полуформализованное интервью 288
Фокусированное групповое интервью 290
Общая характеристика 290
Подбор участников группы 293
Процедура фокус-группового интервью 295
исследовании зоо
Основные положения 300
Невключенное структурированное наблюдение 305
Включенное бесструктурное наблюдение 314
в качественной и количественной
парадигмах 322
Понятие «документ» в социологии 322
Виды анализа документов в классическом социологическом исследовании 325
Неформализованный анализ документальной информации 326
Контент-анализ текстовой информации 327
Анализ статистической информации 337
Информативно-целевой анализ текстов 338
Проблема надежности документальной информации 341
социологического исследования 342
3.1. Традиция изучения «человеческих
документов» 342
2£ Содержание
Аналитическая индукция и «grounded theory» (обоснованная теория) как способы обработки информации в качественном исследовании 34-4
Специфические методы обработки документальной информации 346
подходы: возможности сочетания
в одном отдельно взятом
исследовании 353
Соотношение подходов 353
Параллельное использование качественного
3. Последовательное сочетание качественного
и количественного подходов 359
Приложение 368
Указатель терминов 381
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга - в определенной степени ответ на «вызов среды». Качественная социология, ворвавшись в российское социологическое пространство сравнительно недавно - всего каких-нибудь 8-10 лет назад, - расколола социологический мир на «качественников» и «количественников», яростно противостоящих друг другу. Тогда ситуация в российской социологии повторяла западную с опозданием почти в 20 лет.
Сегодня, когда и в России, кажется, утихают страсти по качественной социологии, наступает пора взвешенного подхода к оценке познавательных возможностей качественной и количественной парадигм, проблем, которые они порождают. Вот и эта книга - попытка внести свою лепту в осознание современной социологией своих познавательных ресурсов - богатств, которыми надо суметь распорядиться.
Конечно, качественная парадигма в большей степени насыщена проблемами, порождает больше споров, нежели классическая, что вполне объяснимо: осмысление ее «инаковости» в западной социологии имеет совсем недавнюю историю. Да и сама она - более философична, и потому более трудна для социолога-эмпирика, как правило, редко задумывающегося о методологических основаниях производимого знания. Может быть, «заслуга» качественного подхода в том и состоит, что он поставил вопросы методологии социологического знания в полный рост, вынудив социолога «оторваться от эмпирии» и задуматься над «вечными» вопросами: что такое истина в социологическом исследовании? Какую реальность мы изучаем , работая с документами: письмами, дневниками, газетными статьями? Кто мы, социологи, сами? Какую позицию мы занимаем по отношению к тем, кого изучаем? И, наконец, зачем вообще социология нужна миру, что она дает людям, живущим в нем?
Некоторый крен в сторону методологических основ социологического знания, который, несомненно, характерен сегодня для современной познавательной ситуации в социологии, надеюсь, присутствует и в книге. Во всяком случае, мне хотелось написать не столько книгу, отвечающую на вопрос: «Как делать социологическое исследование?» (сегодня есть уже достаточно много хороших инструменталистски ориентированных
14
Введение
учебников), сколько обратить внимание читателя на методологические проблемы качественного и количественного подходов в социологическом исследовании. В то же время, как социолог-эмпирик, я понимала, что без связи «высоких» вопросов с конкретной социологической практикой, вне анализа их «пропущенное™» сквозь тот или иной метод или исследовательскую стратегию, интерес к методологии грозится вылиться в философствование, оторванное от реального опыта социологов, и потому не очень-то и значимое, важное для них. Поэтому, где это возможно, я старалась провести линию: методология - конкретная исследовательская практика применительно к обоим подходам.
Следует также сказать, что сами эти подходы - качественный и количественный - скорее веберовские идеальные типы, мысленные конструкции, как правило, не совпадающие с «живым» социологическим исследованием. Тем не менее, только усвоив (освоив) их, социолог может надеяться на успех в таком многотрудном, рискованном и полном неожиданностей предприятии, как социологическое исследование.
Мощным стимулом к написанию этой книги явилось замечательная Летняя Школа «Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях», которую нам удалось провести жарким летом 2000 года в Самаре. Здесь, в спорах за круглым столом, в компьюторских классах и кулуарных «тусовках» особенно остро «высветились» проблемы, нуждающиеся в осмыслении.
И последнее. Мое желание под «одними корочками» и в «читабельном» варианте соединить фактически две социологии обусловили неизбежную неполноту представленности каждой из них. И все-таки, на мой взгляд, в таком сочетании есть смысл. С одной стороны, это дает возможность показать разные правила игры на поле социологии, а с другой - продемонстрировать ее многоцветие, богатую палитру красок, с помощью которых социология «рисует* мир социума.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННОГО
И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ
В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ
Тема 1
Количественный подход
в социологическом исследовании:
предпосылки, история становления
Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании
Качественный подход в социологическом
исследовании: предпосылки,
история становления, теоретические истоки
Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании
Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах
Количественный подход
в социологическом исследовании:
предпосылки, история становления
Ключевые понятия: Методология, метод, парадигма, позитивизм, количественный подход, сциентизм, научный тип знания, механистический детерминизм, достоверность, объективность, практическая направленность, универсальный закон
Действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды , чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суверенно только единство истины.
М. Бахтин. К философии поступка
1. Что такое методология
социологического исследования
Термин методология (от греч. цебобо^ - способ познания и ХоуоС, - учение, знание) имеет ряд значений. В узком значении, впрочем, наиболее распространенном, методология представляет собой описание конкретных методов исследования, т.е. чисто «техническую» область знания.
Методология социологического исследования в широком значении термина есть довольно сложное образование, включающее две составляющие: философскую и собственно социологическую.
Философская составляющая - это система наиболее общих принципов и положений исследования. Их цель - обосновать конкретные методы сбора и анализа социологической информации, конкретные исследовательские практики, логику их реализации, крит^ии^оце^и качества получаемой информации, подходы к. определению^ т его истинности и т.д. Философская
" " "■! !1IL 1 II,! ф.1лИ,1.Л
18
Часть! Методологические основания
часть методологии социологического исследования - это ответы на предельно общие вопросы: какова природа социальной реальности в рамках того или иного подхода? как соотносятся в них познающий субъект (исследователь) и мир, который познается? что понимается в них под истинным знанием? каковы способы (пути) получения нового знания? каков характер этого знания? каковы, наконец, основные функции (задачи) социологического исследования в том или ином подходе?
От ответа на эти «высокие» вопросы зависит и реальная логика социологического исследования, которая описывается второй, собственно социологической составляющей. Эта часть методологии содержит ответы на менее общие, достаточно конкретные вопросы, неизменно встающие перед исследователем: какую принципиальную стратегию получения нового знания выбирать? каковы способы представления этого знания? какова должна быть последовательность организации социологического исследования? каковы возможности и ограничения конкретных методов сбора и анализа социологической информации? как организовать общение между исследователем и опрашиваемым в процедуре опроса? как доказать факт наличия или отсутствия связи между изучаемыми явлениями и нужно ли вообще доказывать это?
Действительно, вне определенного ответа на философские вопросы невозможно обосновать и технику использования того или иного метода, ибо то, что считается достоинством, преимуществом в рамках одного социологического подхода, выступает серьезным недостатком, объектом критики в другом.
В самом деле, результаты наблюдения ситуации изнутри (т.е. включенного наблюдения) невозможно считать социологическим знанием, не зная, к какой парадигме 1 относится данный метод, каковы задачи социологического исследования в ней, что считается здесь истинным. Точно так же нельзя понять, что,
1 Термин парадигма (греч. параЬщ\1ч - пример, образец) означает совокупность методологических посылок, идей, определяющих конкретное научное исследование (критерии оценки исследовательской практики, теоретические стандарты, образцовые решения исследовательских задач , общее "мировоззрение»), а также признанных на данном этапе развития науки.
Тема 1 Количеств енный подход: предпосылки, история 19
собственно, делать с той информацией, которая содержится в рассказе человека о своих способах «выживания» в современной российской ситуации, вне осознания методологических рамок, в которых используется нарративное интервью.
Нельзя однозначно также ответить на вопрос, как следует организовать общение с респондентом (информантом) в рамках интервью вне четкого понимания, к какой парадигме относится конкретный, используемый в исследовании вид этого метода. Ответ на «технический» вопрос: следует ли стараться избегать «эффекта интервьюера»", максимально дистанцируясь от опрашиваемого, или, наоборот, стремиться к сближению с ним, стараясь понять его, кроется в философских основаниях методологии социологического исследования, в специфике качественного и количественного подходов.
И наконец, нельзя ответить на вопрос, следует ли сначала I в исследовании выдвигать теоретическую гипотезу, а потом верифицировать (подтверждать) ее эмпирическими фактами, т.е. идти «сверху - вниз», или, наоборот, избрать принципиально другой путь - «снизу - вверх» - от эмпирических данных «восходить» к теории, не осознавая, в какой парадигме исследователь собирается работать.
2. Что такое количественный подход в социологическом исследовании
Термин количественный подход в социологическом исследовании, весьма распространенный в западной литературе, представляет собой скорее метафору, нежели строгое научное понятие. Он появился в 70-х годах именно потому, что в это время социологическим сообществом начала осознаваться И анализироваться «особость», специфика иного, отличного от традиционного, так называемого «качественного» подхода.
1 Термин эффект интервьюера означает нежелательное смещение ответов (искажение информации) респондента в процедуре интервью, вызванное неправильными с точки зрения методики классического социологического исследования действиями интервьюера.
20 Часть I * Методологические основания
Появился как своеобразная антитеза, противопоставление качественному подходу в социологическом исследовании. По сути же, «количественный» подход означает не что иное, как традиционный, классический (в значении «устоявшийся», проверенный временем). Впрочем, в этом термине улавливается специфика формы, прежде всего математической формы представления знания в классической социологии.
В самом общем виде количественный подход представляет собой такие методологию и конкретные исследовательские практики, при которых отправной точкой исследования являют ся теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются). При этом процедура верификации построена на использовании математики в качестве доказательства: на измерении социальных признаков, интересующих исследователя, и математическом анализе полученной социологической информации.
Как складывался количественный подход в социологии , или, говоря другими словами, как стало возможно классическое социологическое исследование, классическая социология в целом?
3. Из истории становления количественного подхода
Философской колыбелью той социологии, которую мы сейчас называем классической, был позитивизм, в рамках которого «позитивная» наука, выстроенная в традициях Нового времени, в традициях «классической рациональности», рассматривалась как самая совершенная форма человеческого познания - в противоположность теологическому (схоластическому) и философскому, понимаемому как умозрительное, оторванное от жизни знание.
В самом термине позитивный, как его понимали впервые использовавший это слово в своих трудах Сен-Симон, французский мыслитель XIX века, и Опост Конт, основатель позитивизма, уже слышится это противопоставление. Огюст Конт подчеркивал несколько значений этого слова: реальное в противоположность химерическому; полезное в противоположность бесполезному; достоверное в противоположность
Тема 1 * Количественный подход: предпосылки, история 21
сомнительному; точное в противоположность смутному; поло жительное в противоположность отрицательному 1 . При этом под положительным он понимал способность позитивной философии (новой философии) не разрушать, но быть консолиди рующей силой.
Именно с наукой блестящие мыслители XIX века связывали свои надежды на прогрессивное развитие всех сфер общественной жизни.
Позже, к концу XIX - началу XX века, из позитивизма «вырастет» целая социально-культурная концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества, возводящая ее в ранг всеобщего мировоззрения. Критики назовут эту концепцию сциентизмом (от лат. scientia - наука).
XX век внес свои коррективы в это радужное восприятие научного знания: стало ясно, что наука принесла человечеству не только повышение комфортности его существования (разнообразный мир потребительских товаров и услуг, новые возможности коммуникации и т.д.), но и во многом поставила под угрозу саму жизнь комфортно устроившегося человека: экологические катастрофы, войны с применением атомного оружия - этого венца научно-технического знания XX века - способны убить все живое.
Но тогда, во второй половине XIX века, еще не было трагического опыта Хиросимы и Чернобыля, и потому наука, идеал которой был сформирован еще в XVII веке, в Новое время, окружается особым ореолом в общественном сознании, ей придается особый мистический смысл новой религии человечества.
Понятно, что в такой духовной атмосфере и новое знание об обществе, которое Огюст Конт назвал социологией (буквально с лат. socio - общность, logos - знание), создается по образу и подобию сложившихся к тому времени естественных наук: химии, физики, биологии. «По образу и подобию» означает здесь реализацию по крайней мере двух фундаментальных предпосылок:
социальные явления с точки зрения любой аналитической задачи качественно те же, что и природные явления;
цели и методы исследования, разрабатываемые в естественных науках, применимы и для изучения социальных явлений.
Часть I Методологические основания
Тема 1 Количественный подход: предпосылки, история
Следует заметить, что стремление понять и осмыслить характер общественного устройства, принципы, на которых строится человеческое общежитие, описать отдельные его грани было свойственно философам, мыслителям задолго до появления во второй половине XIX века новой науки. Великие мыслители античности: Аристотель в работе «Политика», Платон в своем знаменитом «Государстве», а также плеяда блестящих мыслителей эпохи Просвещения: Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций, Кондорсе, Тюрсо и др. - каждый по-своему , в рамках своих философских и социально-политических систем, осмысливал общественное бытие. Вместе с тем все богатство концепций, подходов, оригинальных суждений и точек зрения, накопленное за 25 веков существования обществозна-ния, тем не менее в целом не соответствовало критериям научной рациональности, идеалам научного знания в его классической, нововременной форме.
Справедливости ради надо сказать, что образцы для п -чгра-жания молодой науке об обществе задавали не только более зрелые естественные науки, но и гуманитарные дисциплины, скроенные тогда по принципиально другим «лекалам»: история, антропология, право, лингвистика. В области гуманитарного знания в то время господствовали историко-генетический и сравнительный подходы.
Использование сравнительного подхода в антропологии, например, тогда позволило выдвинуть теорию культурного эво люционизма, согласно которой при всем различии образов жизни, обычаев, традиций существует единство стадий развития человечества. При этом ни эта теория, ни другие обобщения не подвергались эмпирической проверке на обоснованность, как того требует научное знание. Зато для выдвижения ее тщательно, подробно, во всех исторических деталях изучались культуры разных народов, конкретные жизненные формы во всей полноте их проявлений 1 .
" Через несколько десятков лет, уже в начале XX века, антропологи откажутся от этой глобальной теории, чтобы окончательно сконцентрировать свой научный интерес на реконструкции частного: культур отдельных народов, отдельных типов обществ.
Повсеместно создаваемые в западноевропейских университетах в этот период кафедры антропологии, а также традиционные университетские кафедры права, классической филологии, истории не могли не оказывать «нормативного» давления на становящуюся социологическую науку. Да и в общественном сознании второй половины XIX века, несмотря на преобладание позитивистских настроений, практически параллельно идет процесс осмысления специфики гуманитарного знания, радикального противопоставления «наук о духе», к которым относятся и общественные науки, и «наук о природе» в терминологии В.Дильтея, выдающегося немецкого мыслителя. : Чем же объяснить все-таки тот факт, что молодая социальная наука не пошла по традиционному пути гуманитарных дисциплин, выступив против не только методов, но и самого стиля мышления гуманитарного знания того периода?
Прежде всего это связано с тем , что вторая половина XIX века была временем оформления науки в важную самостоятельную сферу общественной жизни. Интеллектуальный авторитет науки, полученный ею благодаря Просвещению, был S этот период подкреплен ее практическим авторитетом, развитием прикладных исследований и разработок. Наука, суще-"Огвовавшая в XVII веке в виде научных обществ, университетов ** академий, стала проявлять себя в виде лабораторий и исследовательских институтов. Расширялась сеть научных учреждений, возрастало число ученых.
Выбор социологии в пользу научного типа знания не в пос-" леднюю очередь был обусловлен и социально-историческим Контекстом. Известно, что понятия и другие более сложные познавательные конструкции - теоретические концепции И Целые научные направления - довольно часто выступают результатом осмысления их авторами конкретной социальной ситуации, специфического жизненного контекста. Связь эта: социально-историческая ситуация - познавательные конструкции, конечно, не слишком жесткая, но все-таки она существует.
Историки социологии утверждают, что именно неудовлетворенность западноевропейских мыслителей спекулятивной (Умозрительной) социальной философией, с которой связываюсь ужас и крах Великой французской революции в первой
Часть I Методологические основания
Заключение
Подводя итог моей курсовой работы, хочется отметить всю важность поставленной темы. Как ни странно, но с развитием науки такой метод как фокус-группа относится к разряду тех методов, которые мало освещаются в литературе и исследуются. Все знания поверхностны и недостаточно точны.
Восполнить этот пробел поможет практика, непосредственное проведение фокус-группы. Ведь оно позволяет получать богатые эмпирические данные. Этому способствует представленная респондентам возможность использовать свой язык при обсуждении проблемной ситуации; обстановка групповой дискуссии, которая даёт участникам чувство безопасности и защищённости, делая их ответы более откровенными. Важным достоинством фокус - группы является моделирование ситуации социального взаимодействия, в ходе которого участники реконструируют своё отношение к поставленной проблеме. Равноправное отношение позволяет увидеть проблему глазами респондента и дать ей более полноценную интерпретацию.
Таким образом, метод фокус - групп имеет большой познавательный диапазон, так как с его помощью, возможно, не только подтверждать имеющиеся гипотезы, но и получать новую информацию. И можно с уверенностью сказать, что метод фокус-группы - метод будущего.
Библиографический список
- 1. Абруков, В.С. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем!Социологические исследования., 2010. №1. С. 142-145.
- 1. Аверьянов Л.Л. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. М.: Московский рабочий, 2000. 322 с.
- 2. Алешина И. Ю. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркеторов. М: Гном-Пресс,2004. 320 с.
- 3. Андреева Г.М.Социология:Учебник.М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
- 4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 2000. 272 с.
- 5. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях. М.: Академия, 2001. 350 с.
- 6. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Финпресс, 2005. 283 с.
- 7. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 2001. 250 с.
- 8. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. М.: Флинта, 2005.367 с.
- 9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология:методология и методы. М.:Институт социологии РАН, 2011. 372 с.
- 10. Девятко, И.А. Методы социологического исследования. М.:КДУ, 2006. 296 с.
- 11. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.:Центр, 2000. 144 с.
- 12. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2008. 768 с.
- 13. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 2009. 326 с.
- 14. Котлер Ф. Основы маркетинга.СПб.: Коруна, 2007. 656 с.
- 15. Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач. М., 2008. 343 с.
- 16. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Академия, 2003. 272 с.
- 17. Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р. Фокусированное интервью. М., 2006. 106 с.
- 18. Просветов, Г.И. Маркетинговые исследования. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2008. 240с.
- 19. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002 . 236 с.
- 20. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: ИНФРА-М, 2001. 290 с.
- 21. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005, 376 с.
- 22. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. Учебное пособие. М., 2007. 180 с.
- 23. Теории и методы социологических исследований: Сборник. М.:МГУ, 2004. 256 с.
- 24. Толстова Ю.Л. Методы социологических исследований. М.: Институт социологии, 2009. 235 с.
- 25. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.734с.
- 26. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: Учебно-методическое пособие. М.:МГ У, 2004. 300 с.
- 27. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Медиа, 2012. 121 с.
- 28. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методоло-гия, программа,методы. Самара., 2006.328 с
- 29. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных М.: ИНФРА-М,2009. 113 с.
- 30. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Омега-Л, 2007.567с.
- 31. http://www.comcon-2.kz/consultation/konsl_000010.php
- 32. http://www.market-journal.com/marketingovyeissledovanija/45.html
- 33. www. lib.socio.msu.ru.
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
В учебном пособии представлены качественный и количественный подходы в социологическом исследовании. Впервые в отечественной социологии выделены основные направления внутри качественной социологии, проанализирован образ и язык готового продукта, ее функции. Особое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них. В книге рассматриваются исследовательские практики, детальное описание разнообразных типов качественных и количественных исследований. Богато представлен зарубежный и российский опыт социологических исследований. Рекомендуется студентам и аспирантам социологических факультетов и отделений, преподавателям курса «Методология и методы социологического исследования», а также всем, кто осуществляет социологические исследования в сферах политики, средств массовой информации, социальной работе и других областях общественной жизни.
Что такое методология социологического исследования.
Термин методология (от греч. способ познания и учение, знание) имеет ряд значений. В узком значении, впрочем, наиболее распространенном, методология представляет собой описание конкретных методов исследования, т.е. чисто «техническую» область знания. Методология социологического исследования в широком значении термина есть довольно сложное образование, включающее две составляющие: философскую и собственно социологическую. Философская составляющая - это система наиболее общих принципов и положений исследования. Их цель - обосновать конкретные методы сбора и анализа социологической информации, конкретные исследовательские практики, логику их реализации, критерии оценки качества получаемой информации, подходы к определению его истинности и т.д. Философская часть методологии социологического исследования - это ответы на предельно общие вопросы: какова природа социальной реальности в рамках того или иного подхода? как соотносятся в них познающий субъект (исследователь) и мир, который познается? что понимается в них под истинным знанием? каковы способы (пути) получения нового знания? каков характер этого знания? каковы, наконец, основные функции (задачи) социологического исследования в том или ином подходе?
От ответа на эти «высокие» вопросы зависит и реальная логика социологического исследования, которая описывается второй, собственно социологической составляющей. Эта часть методологии содержит ответы на менее общие, достаточно конкретные вопросы, неизменно встающие перед исследователем: какую принципиальную стратегию получения нового знания выбирать? каковы способы представления этого знания? какова должна быть последовательность организации социологического исследования? каковы возможности и ограничения конкретных методов сбора и анализа социологической информации? как организовать общение между исследователем и опрашиваемым в процедуре опроса? как доказать факт наличия или отсутствия связи между изучаемыми явлениями и нужно ли вообще доказывать это? Действительно, вне определенного ответа на философские вопросы невозможно обосновать и технику использования того или иного метода, ибо то, что считается достоинством, преимуществом в рамках одного социологического подхода, выступает серьезным недостатком, объектом критики в другом.