Билич крыжановский атлас по анатомии большой. Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие. Человек: общие данные

Название: Анатомия человека
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
Год издания: 2012
Размер: 60.56 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Книга "Анатомия человека" под ред., Билича Г.Л., и соавт., является прекрасно иллюстрированным атласом по нормальной анатомии человека. Атлас рассматривает строение тела, его внутренних органов и систем органов. Книга содержит большое количество качественных иллюстраций с комментариями и пояснениями. Для студентов-медиков.

Эта книга удалена по требованию правообладателя

Название: Анатомия опорно-двигательного аппарата
Пивченко П.Г., Трушель Н.А.
Год издания: 2014
Размер: 55.34 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Анатомия опорно-двигательного аппарата" под ред., Пивченко П.Г., и соавт., рассматривает общую остеологию: функцию и строение костей, их развитие, классификацию, а также возрастные особенности... Скачать книгу бесплатно

Название: Большой атлас анатомии человека
Винсент Перез
Год издания: 2015
Размер: 25.64 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: "Большой атлас анатомии человека" Висенте Переза представляет собой компактные иллюстрации всех разделов по нормальной анатомии человека. Атлас содержит рисунки, схемы, фотограммы освещающих костно-мы... Скачать книгу бесплатно

Название: Остеология. 5-е издание.

Год издания: 2010
Размер: 31.85 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное Вашему вниманию учебное пособие по анатомии "Остеология", где довольно емко, в то же время, кратко и доступно освещены вопросы остеологии - начального раздела анатомии человека, изучающ... Скачать книгу бесплатно

Название: Анатомия мышечной системы. Мышцы, фасции и топография.
Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И.
Год издания: 2005
Размер: 9.95 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Анатомия мышечной системы. Мышцы, фасции и топография" как всегда на высоком уровне рассматривает с присущей доступностью описания материала основные вопросы миологии, где отражены по... Скачать книгу бесплатно

Название: Анатомія людини.
Кравчук С.Ю.
Год издания: 2007
Размер: 143.36 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Представленная книга "Анатомія людини" Кравчука С.Ю. любезно предоставлена нам непосредственно ее автором для популяризации и облегчения изучения базовой для всей медицинской науки и одной из наиболее... Скачать книгу бесплатно

Название: Функциональная анатомия органов чувств

Год издания: 2011
Размер: 87.69 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Функциональная анатомия органов чувств" под ред., Гайворонского И.В., и соавт., рассматривает анатомию органа зрения, равновесия и слуха. Представлены особенности их иннервации и... Скачать книгу бесплатно

Название: Функциональная анатомия эндокринной системы
Гайворонский И.В., Нечипорук Г.И.
Год издания: 2010
Размер: 70.88 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Функциональная анатомия эндокринной системы" под ред., Гайворонского И.В., и соавт., рассматривает нормальную анатомию желез внутренней секреции, их иннервацию и кровоснабжение. Описа... Скачать книгу бесплатно

Название: Иллюстрированный атлас анатомии человека
МакМиллан Б.
Год издания: 2010
Размер: 148.57 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Иллюстрированный атлас анатомии человека" под ред., МакМиллана Б., является прекрасно иллюстрированным атласом по нормальной анатомии человека. Атлас рассматривает строение...

Текущая страница: 1 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19 страниц]

Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова
Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие

Билич Габриэль Лазаревич – доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, автор 323 научных работ, 11 учебников, 14 учебных пособий и 8 монографий, академик Международной академии наук, директор Северо-Западного филиала Восточно-Европейского института психоанализа.

Введение

Биология – это совокупность наук о живой природе о строении, развитии и многообразии живых существ, их взаимоотношениях и связях с внешней средой. Будучи единой, биология включает в себя два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение живых существ; физиология – наука о жизнедеятельности организмов, процессах, протекающих в их структурных элементах, о регуляции функций. Строение всех структур неразрывно связано с их функцией. К числу морфологических дисциплин относится и анатомия (в широком смысле) человека – наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Современная анатомия является функциональной.

Невозможно понять анатомию человека, не зная его происхождения как вида антропогенеза (от греч. anthropos – «человек», genesis – «происхождение»), исторического эволюционного развития организмов филогенеза (от греч. phylen – «род») и процесса его индивидуального развития, начиная с оплодотворения и кончая смертью – онтогенеза (от греч. onthos – «сущее»).

Человек как биологическое существо принадлежит к животному миру. Поэтому анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, в первую очередь высшим позвоночным, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Человек отличается от животных не только по целому ряду анатомических признаков, но и качественно (это главное!) благодаря развитию мышления, сознания, членораздельной речи интеллекту, своей социальной сущности. Человек – единственное существо, обладающее свободой выбора.

Анатомия и физиология традиционно (и заслуженно) являются одними из фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования. Следует подчеркнуть, что эти дисциплины являются единственными, которые знакомят будущую медицинскую сестру со строением тела человека и закономерностями его жизнедеятельности.

Анатомия и физиология человека служит фундаментом ряда теоретических и клинических дисциплин: гистологии, цитологии, эмбриологии, патологической анатомии и патологической физиологии, терапии, хирургии, невропатологии и др. Именно анатомия и физиология лежат в основе сестринского дела.

Анатомия и физиология раскрывают важнейшие общебиологические закономерности, развивают мировоззрение медицинской сестры, ее мышление, вооружают знанием строения тела человека, раскрывают его связи с окружающей средой, а также позволяют понять формообразующую роль функции, связь биологических и социальных факторов.

Подготовка современной медицинской сестры, сестры милосердия должна начинаться с изучения строения и функционирования тела здорового («усредненного») человека. Без этого невозможно познать сущность человека как биологического существа, объяснить особенности его психики, поведения и повседневно заниматься предупреждением заболеваний и активно участвовать в лечении. В основе преподавания курса «Анатомии и физиологии» лежит принцип целостности, который предполагает изучение строения тела человека на всех уровнях (ультраструктурном, микро– и макроскопическом, популяционном и видовом) с учетом единства и взаимозависимости структуры и функции. Настоящий учебник написан с учетом специфики подготовки медицинской сестры, в том числе с высшим образованием.

Сегодня большинство людей очень мало знают о своем теле, построенном по божественному образу и подобию, о том, как оно функционирует, о сути здоровья и принципах его сохранения. Эта книга должна стать настольной для каждого человека, который заботится о себе и о своем здоровье – главной ценности в жизни.

Человек: общие данные

В процессе изучения человека его структуры условно подразделяют на клетки, ткани, органы, системы и аппараты органов, которые и формируют организм. Однако следует предостеречь читателя от буквального понимания этого деления. Организм един, он может существовать лишь благодаря своей целостности, но в нем выделяют ряд иерархических уровней: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка

Клетка является основной элементарной единицей всего живого, поэтому ей присущи все свойства живых организмов: высокоупорядоченное строение, получение энергии извне и ее использование для выполнения работы и поддержания упорядоченности, обмен веществ, активная реакция на раздражения, рост, развитие, размножение, удвоение и передача биологической информации потомкам, регенерация (восстановление поврежденных структур), адаптация к окружающей среде.

Немецкий ученый Т. Шванн в середине XIX века создал клеточную теорию, основные положения которой свидетельствовали о том, что все ткани и органы состоят из клеток; клетки растений и животных принципиально сходны между собой, все они возникают одинаково; деятельность организмов – сумма жизнедеятельности отдельных клеток. Большое влияние на дальнейшее развитие клеточной теории и вообще на учение о клетке оказал великий немецкий ученый Р. Вирхов. Он не только свел воедино все многочисленные разрозненные факты, но и убедительно показал, что клетки являются постоянной структурой и возникают только путем размножения.

Клеточная теория в современной интерпретации включает в себя следующие главные положения: клетка является универсальной элементарной единицей живого; клетки всех организмов принципиально сходны по своему строению, функции и химическому составу; клетки размножаются только путем деления исходной клетки; многоклеточные организмы являются сложными клеточными ансамблями, образующими целостные системы. Благодаря современным методам исследования были выявлены два основных типа клеток: более сложно организованные, высокодифференцированные эукариотические клетки (растения, животные и некоторые простейшие, водоросли, грибы и лишайники) и менее сложно организованные прокариотические клетки (сине-зеленые водоросли, актиномицеты, бактерии, спирохеты, микоплазмы, риккетсии, хламидии). В отличие от прокариотической эукариотическая клетка имеет ядро, ограниченное двойной ядерной мембраной, и большое количество мембранных органелл.

ВНИМАНИЕ

Клетка является основной структурной и функциональной единицей живых организмов, осуществляющей рост, развитие, обмен веществ и энергии, хранящей, перерабатывающей и реализующей генетическую информацию.

С точки зрения морфологии клетка представляет собой сложную систему биополимеров, отделенную от внешней среды плазматической мембраной (плазмолеммой) и состоящую из ядра и цитоплазмы, в которой располагаются органеллы и включения (гранулы) (рис. 1 ). Клетки разнообразны по своей форме, строению, химическому составу и характеру обмена веществ. Все клетки гомологичны, т. е. имеют ряд общих структурных признаков, от которых зависит выполнение основных функций. Клеткам присуще единство строения, метаболизма (обмена веществ) и химического состава. Вместе с тем различные клетки имеют и специфические структуры. Это связано с выполнением ими специальных функций.

Химический состав клетки

В состав клетки входит более 100 химических элементов, на долю четырех из них приходится около 98 % массы, это органогены : кислород (65–75 %), углерод (15–18 %), водород (8–10 %) и азот (1,5–3,0 %). Остальные элементы подразделяются на три группы: макроэлементы – их содержание в организме превышает 0,01 %); микроэлементы (0,00001–0,01 %) и ультрамикроэлементы (менее 0,00001). К макроэлементам относятся сера, фосфор, хлор, калий, натрий, магний, кальций. К микроэлементам – железо, цинк, медь, йод, фтор, алюминий, медь, марганец, кобальт и др. К ультрамикроэлементам – селен, ванадий, кремний, никель, литий, серебро и до. Несмотря на очень малое содержание, микроэлементы и ультрамикроэлементы играют очень важную роль. Они влияют, главным образом, на обмен веществ. Без них невозможна нормальная жизнедеятельность каждой клетки и организма как целого.


Рис. 1. Ультрамикроскопическое строение клетки. 1 – цитолемма (плазматическая мембрана); 2 – пиноцитозные пузырьки; 3 – центросома клеточный центр (цитоцентр); 4 – гиалоплазма; 5 – эндоплазматическая сеть: а – мембрана зернистой сети; б – рибосомы; 6 – связь перинуклеарного пространства с полостями эндоплазматической сети; 7 – ядро; 8 – ядерные поры; 9 – незернистая (гладкая) эндоплазматическая сеть; 10 – ядрышко; 11 – внутренний сетчатый аппарат (комплекс Гольджи); 12 – секреторные вакуоли; 13 – митохондрия; 14 – липосомы; 15 – три последовательные стадии фагоцитоза; 16 – связь клеточной оболочки (цитолеммы) с мембранами эндоплазматической сети


Клетка состоит из неорганических и органических веществ. Среди неорганических наибольшее количество воды. Относительное количество воды в клетке составляет от 70 до 80 %. Вода – универсальный растворитель, в ней происходит все биохимические реакции в клетке. При участии воды осуществляется теплорегуляция. Вещества, растворяющиеся в воде (соли, основания, кислоты, белки, углеводы, спирты и др.), называются гидрофильными. Гидрофобные вещества (жиры и жироподобные) не растворяются в воде. Другие неорганические вещества (соли, кислоты, основания, положительные и отрицательные ионы) составляют от 1,0 до 1,5 %.

Среди органических веществ преобладают белки (10–20 %), жиры, или липиды (1–5 %), углеводы (0,2–2,0 %), нуклеиновые кислоты (1–2 %). Содержание низкомолекулярных веществ не превышает 0,5 %.

Молекула белка является полимером, который состоит из большого количества повторяющихся единиц мономеров. Мономеры белка аминокислоты (их 20) соединены между собой пептидными связями, образуя полипептидную цепь (первичную структуру белка). Она закручивается в спираль, образуя, в свою очередь, вторичную структуру белка. Благодаря определенной пространственной ориентации полипептидной цепи возникает третичная структура белка, которая определяет специфичность и биологическую активность молекулы белка. Несколько третичных структур, объединяясь между собой, образуют четвертичную структуру.

Белки выполняют важнейшие функции. Ферменты биологические катализаторы, увеличивающие скорость химических реакций в клетке в сотни тысяч миллионы раз, являются белками. Белки, входя в состав всех клеточных структур, выполняют пластическую (строительную) функцию. Движения клеток также осуществляют белки. Они обеспечивают транспорт веществ в клетку, из клетки и внутри клетки. Важной является защитная функция белков (антитела). Белки являются одним из источников энергии.

Углеводы подразделяются на моносахариды и полисахариды. Последние построены из моносахаридов, являющихся, подобно аминокислотам, мономерами. Среди моносахаридов в клетке наиболее важны глюкоза, фруктоза (содержит шесть атомов углерода) и пентоза (пять атомов углерода). Пентозы входят в состав нуклеиновых кислот. Моносахариды хорошо растворяются в воде. Полисахариды плохо растворяются в воде (в животных клетках гликоген, в растительных – крахмал и целлюлоза. Углеводы являются источником энергии, сложные углеводы, соединенные с белками (гликопротеиды), жирами (гликолипиды), участвуют в образовании клеточных поверхностей и взаимодействиях клеток.

К липидам относятся жиры и жироподобные вещества. Молекулы жиров построены из глицерина и жирных кислот. К жироподобным веществам относятся холестерин, некоторые гормоны, лецитин. Липиды, являющиеся основным компонентом клеточных мембран (они описаны ниже), выполняют тем самым строительную функцию. Липиды – важнейшие источники энергии. Так, если при полном окислении 1 г белка или углеводов освобождается 17,6 кДж энергии, то при полном окислении 1 г жира – 38,9 кДж. Липиды осуществляют терморегуляцию, защищают органы (жировые капсулы).

Нуклеиновые кислоты являются полимерными молекулами, образованными мономерами нуклеотидами. Нуклеотид состоит из пуринового или пиримидинового основания, сахара (пентозы) и остатка фосфорной кислоты. Во всех клетках существует два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонулеиновая (ДНК) и рибонуклеиновая (РНК), которые отличаются по составу оснований и сахаров (табл. 1, рис. 2 ).


Рис. 2. Пространственная структура нуклеиновых кислот (по Б. Албертсу и соавт., с изм.). I – РНК; II – ДНК; ленты – сахарофосфатные остовы; A, C, G, T, U – азотистые основания, решетки между ними – водородные связи


Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных одна вокруг другой в виде двойной спирали. Азотистые основания обеих цепей соединены между собой комплементарно водородными связями. Аденин соединяется только с тимином, а цитозин – с гуанином (А – Т, Г – Ц). В ДНК записана генетическая информация, которая определяет специфичность синтезируемых клеткой белков, т. е. последовательность аминокислот в полипептидной цепи. ДНК передает по наследству все свойства клетки. ДНК содержится в ядре и митохондриях.

Молекула РНК образована одной полинуклеотидной цепью. В клетках существует три типа РНК. Информационная, или мессенджер РНК тРНК (от англ. messenger – «посредник»), которая переносит информацию о нуклеотидной последовательности ДНК в рибосомы (см. ниже).

Транспортная РНК (тРНК), которая переносит аминокислоты в рибосомы. Рибосомальная РНК (рРНК), которая участвует в образовании рибосом. РНК содержится в ядре, рибосомах, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах.


Таблица 1

Состав нуклеиновых кислот


Строение клетки человека

Для всех клеток типично наличие цитоплазмы и ядра (см. рис. 1 ). Цитоплазма включает в себя гиалоплазму, органеллы общего назначения, имеющиеся во всех клетках, и органеллы специального назначения, которые есть лишь в определенных клетках и выполняют специальные функции. В клетках встречаются также временные клеточные структуры включения.

Размеры клеток человека варьируют от нескольких микрометров1
1 микрометр (мкм) = 10 -6 м; 1 нанометр (нм) = 1 -9 м; 1 ангстрем (А°) 10 -10 м.

(например, малый лимфоцит) до 200 мкм (яйцеклетка). В организме человека встречаются клетки различной формы: овоидные, шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические, полигональные, пирамидальные, звездчатые, чешуйчатые, отросчатые, амебовидные.

Снаружи каждая клетка покрыта плазматической мембраной (плазмолеммой) толщиной 9–10 нм, ограничивающей клетку от внеклеточной среды. Они выполняет следующие функции: транспортную, защитную, разграничительную, рецепторную восприятия сигналов внешней (для клетки) среды, участие в иммунных процессах, обеспечение поверхностных свойств клетки.

Будучи очень тонкой, плазмолемма не видна в световом микроскопе. В электронном микроскопе, если срез проходит под прямым углом к плоскости мембраны, последняя представляет собой трехслойную структуру, наружная поверхность которой покрыта тонкофибриллярным гликокаликсом толщиной от 75 до 2000 А°, совокупность молекул, связанных с белками плазмолеммы.


Рис. 3. Строение клеточной мембраны, схема (по А. Хэму и Д. Кормаку). 1 – углеводные цепи; 2 – гликолипид; 3 – гликопротеид; 4 – углеводородный «хвост»; 5 – полярная «головка»; 6 – белок; 7 – холестерин; 8 – микроктрубочки


Плазмолемма, как и другие мембранные структуры, состоит из двух слоев амфипатических2
Молекула, часть которой гидрофильная, а другая часть гидрофобная.

Молекул липидов (билипидный слой, или бислой). Их гидрофильные «головки» направлены к наружной и внутренней сторонам мембраны, а гидрофобные «хвосты» обращены друг к другу. В билипидный слой погружены молекулы белка. Некоторые из них (интегральные, или внутренние трансмембранные белки) проходят через всю толщу мембраны, другие (периферические, или внешние) лежат во внутреннем или наружном монослое мембраны. Некоторые интегральные белки связаны нековалентными связями с белками цитоплазмы (рис. 3 ). Подобно липидам, белковые молекулы также являются амфипатическими их гидрофобные участки окружены аналогичными «хвостами» липидов, а гидрофильные обращены наружу или внутрь клетки или в одну сторону.

ВНИМАНИЕ

Белки осуществляют большую часть мембранных функций: многие мембранные белки являются рецепторами, другие ферментами, третьи переносчиками.

Плазмолемма образует ряд специфических структур. Это межклеточные соединения, микроворсинки, реснички, клеточные инвагинации и отростки.

Микроворсинки – это лишенные органелл пальцевидные выросты клетки, покрытые плазмолеммой, длиной 1–2 мкм и диаметром до 0,1 мкм. Некоторые эпителиальные клетки (например, кишечные) имеют очень большое количество микроворсинок, образуя так называемую щеточную каемку. Наряду с обычными микроворсинками на поверхности некоторых клеток имеются крупные микроворсинки стереоцилии (например, волосковые сенсорные клетки органов слуха и равновесия эпителиоциты протока придатка яичка и др.).

Реснички и жгутики выполняют функцию движения. До 250 ресничек длиной 5–15 мкм диаметром 0,15–0,25 мкм покрывают апикальную поверхность эпителиальных клеток верхних дыхательных путей, маточных труб, семявыводящих канальцев. Ресничка представляет собой вырост клетки, окруженный плазмолеммой. В центре реснички проходит осевая нить, или аксонема, образованная 9 периферическими дуплетами микротрубочек, окружающих одну центральную пару. Периферические дуплеты, состоящие из двух микротрубочек, окружают центральную капсулу. Периферические дуплеты заканчиваются в базальном тельце (кинетосоме), которое образовано из 9 триплетами микротрубочек. На уровне плазмолеммы апикальной части клетки триплеты переходят в дуплеты, здесь же начинается и центральная пара микротрубочек. Жгутики эукариотических клеток напоминают реснички. Реснички совершают координированные колебательные движения.

Клеточный центр , образованный двумя центриолями (диплосома), находится вблизи ядра, расположенными под углом друг к другу (рис. 4 ). Каждая центриоль представляет собой цилиндр, стенка которого состоит из 9 триплетов микротрубочек длиной около 0,5 мкм и диаметром около 0,25 мкм. Триплеты, расположенные по отношению друг к другу под углом около 50°, состоят из трех микротрубочек. Центриоли удваиваются в клеточном цикле. Не исключено, что, подобно митохондриям, центриоли содержат собственную ДНК. Центриоли участвуют в образовании базальных телец ресничек и жгутиков и в образовании митотического веретена.


Рис. 4. Клеточный центр и другие структуры цитоплазмы (по Р. Крстичу, с изм.). 1 – центросфера; 2 – центриоль на поперечном срезе (триплеты микротрубочек, радиальные спицы, центральная структура «колеса телеги»); 3 – центриоль (продольный разрез); 4 – сателлиты; 5 – окаймленные пузырьки; 6 – зернистая эндоплазматическая сеть; 7 – митохондрия; 8 – внутренний сетчатый аппарат (комплекс Гольджи); 9 – микротрубочки


Микротрубочки , имеющиеся в цитоплазме всех эукариотических клеток, образованы белком тубулином. Микротрубочки образуют клеточный скелет (цитоскелет) и участвуют в транспорте веществ внутри клетки. Цитоскелет клетки представляет собой трехмерную сеть, в которой различные органеллы и растворимые белки связаны с микротрубочками. Главную роль в образовании цитоскелета играют микротрубочки, помимо них принимают участие актиновые, миозиновые и промежуточные филаменты.

Мембранные органеллы. Транспорт через мембраны

Для клеток человека характерно наличие огромного количества внутриклеточных мембран, образующих несколько компартментов (от англ. compartment – «отделение, купе»), отличающихся друг от друга строением и функцией: цитозоль, ядро, эндоплазматический ретикулум, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы. Благодаря наличию этих элементов в клетке одновременно протекает большое количество различных биохимических реакций.

Все мембранные органеллы построены из элементарных мембран, принцип строения которых аналогичен описанному выше строению плазмолеммы. Поглощение клетками макромолекул и частиц происходит путем эндоцитоза (от греч. endon – «внутри», kytos – «клетка»), выделение – путем экзоцитоза (от греч. ехо – «вне», kytos – «клетка»).

Одной из важнейших функций плазмолеммы является транспорт. Напомним, что обращенные друг к другу гидрофобные «хвосты» липидов препятствуют проникновению полярных водорастворимых молекул. Различают два вида транспорта: пассивный и активный. Первый не требует затрат энергии, второй энергозависимый. Как правило, внутренняя (цитоплазматическая) поверхность мембраны несет отрицательный заряд, что облегчает проникновение в клетку положительно заряженных ионов. Вода поступает в клетку путем осмоса (от греч. osmos – «толчок, давление»), который представляет собой медленное проникновение воды через полупроницаемую мембрану, разделяющую два раствора различной концентрации. В результате концентрация этих двух растворов выравнивается.

Диффузия (от лат. diffusion – «распространение, растекание») – это переход ионов или молекул, вызванный их броуновским движением через мембраны из зоны, где эти вещества находятся в более высокой концентрации, в зону с более низкой концентрацией до тех пор, пока концентрации по обе стороны мембраны выравниваются. Специфические транспортные белки, встроенные в мембрану, переносят через нее небольшие полярные молекулы, причем каждый белок осуществляет транспорт одного класса молекул или только одного соединения. Некоторые трансмембранные белки образуют каналы. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, при этом расходуется энергия, получаемая вследствие гидролиза АТР (аденозинтрифосфатной кислоты) или протонного потенциала. Активный транспорт происходит против градиента концентрации. Для осуществления биохимических реакций необходимо поступление веществ в клетку путем эндоцитоза и выведение продуктов обмена экзоцитоза.

Эндоцитоз. Существует несколько способов эндоцитоза. Поступление жидких коллоидных частиц называется пиноцитозом, а крупных твердых частиц – фагоцитозом. Для того чтобы внешние молекулы поступили в клетку, они должны быть сначала связаны рецепторами гликокаликса. Цитолемма начинает впячиваться, затем ее края сближаются и смыкаются, отщепляя пузырек, несущий в себе захваченные молекулы. Образуется эндреома, которая погружается в цитоплазму и встречается с лизосомами. Их мембраны сливаются. В возникшей вторичной лизосоме вещества, поступившие в клетку, подвергаются расщеплению.

Экзоцитоз обеспечивает выведение крупномолекулярных соединений. Сначала они сегрегируются в комплексе Гольджи в виде транспортных пузырьков и направляются к клеточной поверхности. Мембрана пузырька встраивается в цитолемму, и содержимое пузырька оказывается за пределами клетки.

Известны две разновидности эндоцитоза : фагоцитоз – поглощение частиц (от греч. phagos – «пожирающий» и kytos – «клетка») и пиноцитоз – поглощение растворенных веществ (от греч. Pino – «пью»). Фагоцитированная частичка, заключенная в мембрану, называется фагосомой. В процессе эндо– и экзоцитоза транспортируемые вещества заключены в мембранные пузырьки.

Эндоплазматическая сеть, или эндоплазматический ретикулум (ЭР), представляет собой единую непрерывную полость, ограниченную мембраной, образующей множество инвагинаций и складок (см. рис. 1 ). Поэтому на электронограммах эндоплазматическая сеть выглядит в виде множества трубочек, плоских или округлых цистерн, мембранных пузырьков. Различают два типа ЭР: гранулярный и агранулярный. Обращенная к цитозолю сторона первого покрыта рибосомами, второго лишена их. Функция гранулярного ЭР: синтез белков рибосомами и транспорт белков, гладкого синтез и обмен углеводов и липидов (стероидных гормонов, гликогена, холестерола) и обезвреживание (гепатоциты), синтез хлоридов, из которых в желудке образуется соляная кислота. Будучи депо ионов кальция, гладкий ЭР участвует в мышечном сокращении; отграничивает будущие тромбоциты в мегакариоцитах. Одной из важнейших функций ЭР является синтез мембранных белков и липидов для всех клеточных органелл.

Комплекс, или аппарат Гольджи (КГ), представляет собой совокупность цистерн, пузырьков, пластинок, трубочек, мешочков, ограниченных мембраной, в которых накапливаются и упаковываются синтезированные продукты (см. рис. 1 ). Эти продукты с помощью элементов комплекса выводятся из клетки, кроме того, в них происходит синтез полисахаридов, образование белково-углеводных комплексов и модификация переносимых молекул. В световом микроскопе КГ выглядит в виде сеточки или системы канальцев и вакуолей. КГ имеется во всех клетках человека, кроме эритроцитов и роговых чешуек эпидермиса. В большинстве клеток КГ расположен вокруг или вблизи ядра. В КГ выявляются три мембранных элемента: уплощенные мешочки (цистерны), пузырьки и вакуоли. КГ – трехмерная структура чашеобразной формы, состоящая из нескольких (от одной до нескольких сот) диктиосом (от греч. dyktion – «сеть»). Каждая диктиосома содержит 4–8 (в среднем 6) лежащих параллельно уплощенных цистерн, пронизанных порами с расширенными концами, от которых отщепляются вакуоли, содержащие синтезированные вещества. Цистерны ассоциированы со множеством мембранных пузырьков, а также с более крупными секреторными гранулами. Элементы комплекса Гольджи связаны между собой каналами.

Мембраны комплекса Гольджи образуются и поддерживаются гранулярным эндоплазматическим ретикулумом, в котором синтезируются мембранные компоненты. Они переносятся транспортными пузырьками, отпочковывающимися от ЭР, и сливаются с КГ, от которого постоянно отпочковываются секреторные пузырьки, а мембраны цистерн постоянно обновляются. Они поставляют гликокаликс и синтезированные вещества к плазмолемме, таким образом обеспечивается и обновление плазмолеммы. Одной из важнейших функций КГ является сортировка белков.

Лизосомы – мембранные органеллы, содержащие около 50 видов различных гидролитических ферментов, которые синтезируются на рибосомах гранулярного эндоплазматического ретикулума, откуда переносятся транспортными пузырьками в КГ, где они видоизменяются. От поверхности КГ отпочковываются первичные лизосомы. Все лизосомы клетки формируют единое лизосомное пространство, в котором постоянно поддерживается кислая среда рН колеблется в пределах 3,5–5,0. Мембраны лизосом устойчивы к заключенным в них ферментам и предохраняют цитоплазму от их действия.

Различают четыре функциональные формы лизосом. Первичные лизосомы , отпочковавшиеся от комплекса Гольджи, сливаясь с фагосомой, образуют вторичную лизосому (фаголизосому), в которой происходит переваривание поглощенных веществ до мономеров. Последние транспортируются через лизосомальную мембрану в цитозоль. Непереваренные вещества остаются в лизосоме, в результате чего образуется остаточное тельце . Кроме того, лизосомы переваривают поврежденные структуры собственной клетки (аутолизосома ).

Пероксисомы представляют собой пузырьки диаметром от 0,2 до 0,5 мкм, окруженные мембранами, содержащие окислительные ферменты (около 40 % всех белков составляет каталаза), производящие и разрушающие перекись водорода. Они используют молекулярный кислород.

Митохондрии , являющиеся «энергетическими станциями клетки», участвуют в процессах клеточного дыхания и преобразования энергии в форму, доступную для использования клеткой. В световом микроскопе митохондрии выглядят в виде округлых, удлиненных или палочковидных структур длиной 0,3–5,0 мкм и шириной 0,2–1,0 мкм. Количество, размеры и расположение митохондрий зависят от функции клетки, ее потребности в энергии. Так, в каждой печеночной клетке их количество достигает 2500. С помощью электронной микроскопии установлено, что митохондрии являются органеллами с двойными мембранами (рис. 5 ). Между наружной и внутренней митохондриальными мембранами расположено межмембранное пространство. Внутренняя мембрана образует многочисленные складки, или кристы, благодаря которым внутренней мембраны резко возрастает. На внутренней поверхности крист лежит множество электронноплотных субмитохондриальных элементарных частиц (до 4000 на 1 мкм 2 мембраны), имеющих форму гриба. В пространстве, ограниченном внутренней митохондриальной мембраной, находится мелкозернистый матрикс.


Рис. 5. Митохондрия (по Б. Албертсу и др.; по К. де Дюву, с изм.). I – общая схема строения: 1 – наружная мембрана; 2 – внутренняя мембрана; 3 – кристы; 4 – матрикс; II – схема строения кристы: 5 – складка внутренней мембраны; 6 – грибовидные тельца


Митохондрии содержат собственную ДНК, РНК и рибосомы, которые находятся в матриксе. Таким образом, митохондрии снабжены собственной генетической системой, необходимой для их самовоспроизведения и синтеза белков. Следует подчеркнуть, что митохондриальные ДНК, РНК и рибосомы отличаются от таковых собственной клетки и весьма сходны с прокариотическими.

ВНИМАНИЕ

У млекопитающих, в том числе и человека, митохондриальный геном наследуется от матери.

Митохондрии размножаются путем деления уже существующих независимо от деления других митохондрий и самой клетки.

В клетках постоянно происходит метаболизм (от греч. metabole – «перемена, превращение»), или обмен веществ, который представляет собой совокупность процессов ассимиляции (реакции биосинтеза сложных биологических молекул из более простых) и диссимиляции (реакции расщепления). В результате диссимиляции освобождается энергия, заключенная в химических связях веществ. Эта энергия используется клеткой для осуществления различной работы, в том числе и ассимиляции. Напомним, что энергия не возникает и не уничтожается, она лишь переходит из одного вида в другой, пригодный для выполнения работы. Клетка использует энергию, заключенную в химических связях аминокислот, моносахаридов и жирных кислот. Они образуются в результате пищеварения из белков, углеводов и жиров и поступают в клетку.

Рассмотрим энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Глюкоза транспортируется через плазматическую мембрану, и в цитоплазме происходит ее бескислородное расщепление, или гликолиз. Гликолиз – это многоступенчатый ферментативный процесс, в результате которого из одной молекулы глюкозы образуются две молекулы пировиноградной кислоты и две молекулы АТР (с учетом двух молекул АТР, затрачиваемых для осуществления реакций). Пировиноградная кислота подвергается дальнейшему окислению (аэробному при участии кислорода) в митохондриях, в которых имеются цепи ферментов, катализирующие реакции синтеза АТР (аденозинтрифосфат). АТР является универсальным переносчиком и основным аккумулятором энергии в клетке. Энергия заключена в высокоэнергетических связях между остатками фосфорной кислоты.

Билич Габриэль Лазаревич – доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, автор 323 научных работ, 11 учебников, 14 учебных пособий и 8 монографий, академик Международной академии наук, директор Северо-Западного филиала Восточно-Европейского института психоанализа.

Введение

Биология – это совокупность наук о живой природе о строении, развитии и многообразии живых существ, их взаимоотношениях и связях с внешней средой. Будучи единой, биология включает в себя два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение живых существ; физиология – наука о жизнедеятельности организмов, процессах, протекающих в их структурных элементах, о регуляции функций. Строение всех структур неразрывно связано с их функцией. К числу морфологических дисциплин относится и анатомия (в широком смысле) человека – наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Современная анатомия является функциональной.

Невозможно понять анатомию человека, не зная его происхождения как вида антропогенеза (от греч. anthropos – «человек», genesis – «происхождение»), исторического эволюционного развития организмов филогенеза (от греч. phylen – «род») и процесса его индивидуального развития, начиная с оплодотворения и кончая смертью – онтогенеза (от греч. onthos – «сущее»).

Человек как биологическое существо принадлежит к животному миру. Поэтому анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, в первую очередь высшим позвоночным, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Человек отличается от животных не только по целому ряду анатомических признаков, но и качественно (это главное!) благодаря развитию мышления, сознания, членораздельной речи интеллекту, своей социальной сущности. Человек – единственное существо, обладающее свободой выбора.

Анатомия и физиология традиционно (и заслуженно) являются одними из фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования. Следует подчеркнуть, что эти дисциплины являются единственными, которые знакомят будущую медицинскую сестру со строением тела человека и закономерностями его жизнедеятельности.

Анатомия и физиология человека служит фундаментом ряда теоретических и клинических дисциплин: гистологии, цитологии, эмбриологии, патологической анатомии и патологической физиологии, терапии, хирургии, невропатологии и др. Именно анатомия и физиология лежат в основе сестринского дела.

Анатомия и физиология раскрывают важнейшие общебиологические закономерности, развивают мировоззрение медицинской сестры, ее мышление, вооружают знанием строения тела человека, раскрывают его связи с окружающей средой, а также позволяют понять формообразующую роль функции, связь биологических и социальных факторов.

Подготовка современной медицинской сестры, сестры милосердия должна начинаться с изучения строения и функционирования тела здорового («усредненного») человека. Без этого невозможно познать сущность человека как биологического существа, объяснить особенности его психики, поведения и повседневно заниматься предупреждением заболеваний и активно участвовать в лечении. В основе преподавания курса «Анатомии и физиологии» лежит принцип целостности, который предполагает изучение строения тела человека на всех уровнях (ультраструктурном, микро– и макроскопическом, популяционном и видовом) с учетом единства и взаимозависимости структуры и функции. Настоящий учебник написан с учетом специфики подготовки медицинской сестры, в том числе с высшим образованием.

Сегодня большинство людей очень мало знают о своем теле, построенном по божественному образу и подобию, о том, как оно функционирует, о сути здоровья и принципах его сохранения. Эта книга должна стать настольной для каждого человека, который заботится о себе и о своем здоровье – главной ценности в жизни.

Человек: общие данные

В процессе изучения человека его структуры условно подразделяют на клетки, ткани, органы, системы и аппараты органов, которые и формируют организм. Однако следует предостеречь читателя от буквального понимания этого деления. Организм един, он может существовать лишь благодаря своей целостности, но в нем выделяют ряд иерархических уровней: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка является основной элементарной единицей всего живого, поэтому ей присущи все свойства живых организмов: высокоупорядоченное строение, получение энергии извне и ее использование для выполнения работы и поддержания упорядоченности, обмен веществ, активная реакция на раздражения, рост, развитие, размножение, удвоение и передача биологической информации потомкам, регенерация (восстановление поврежденных структур), адаптация к окружающей среде.

Немецкий ученый Т. Шванн в середине XIX века создал клеточную теорию, основные положения которой свидетельствовали о том, что все ткани и органы состоят из клеток; клетки растений и животных принципиально сходны между собой, все они возникают одинаково; деятельность организмов – сумма жизнедеятельности отдельных клеток. Большое влияние на дальнейшее развитие клеточной теории и вообще на учение о клетке оказал великий немецкий ученый Р. Вирхов. Он не только свел воедино все многочисленные разрозненные факты, но и убедительно показал, что клетки являются постоянной структурой и возникают только путем размножения.

Клеточная теория в современной интерпретации включает в себя следующие главные положения: клетка является универсальной элементарной единицей живого; клетки всех организмов принципиально сходны по своему строению, функции и химическому составу; клетки размножаются только путем деления исходной клетки; многоклеточные организмы являются сложными клеточными ансамблями, образующими целостные системы. Благодаря современным методам исследования были выявлены два основных типа клеток: более сложно организованные, высокодифференцированные эукариотические клетки (растения, животные и некоторые простейшие, водоросли, грибы и лишайники) и менее сложно организованные прокариотические клетки (сине-зеленые водоросли, актиномицеты, бактерии, спирохеты, микоплазмы, риккетсии, хламидии). В отличие от прокариотической эукариотическая клетка имеет ядро, ограниченное двойной ядерной мембраной, и большое количество мембранных органелл.

ВНИМАНИЕ

Клетка является основной структурной и функциональной единицей живых организмов, осуществляющей рост, развитие, обмен веществ и энергии, хранящей, перерабатывающей и реализующей генетическую информацию.

С точки зрения морфологии клетка представляет собой сложную систему биополимеров, отделенную от внешней среды плазматической мембраной (плазмолеммой) и состоящую из ядра и цитоплазмы, в которой располагаются органеллы и включения (гранулы) (рис. 1 ). Клетки разнообразны по своей форме, строению, химическому составу и характеру обмена веществ. Все клетки гомологичны, т. е. имеют ряд общих структурных признаков, от которых зависит выполнение основных функций. Клеткам присуще единство строения, метаболизма (обмена веществ) и химического состава. Вместе с тем различные клетки имеют и специфические структуры. Это связано с выполнением ими специальных функций.

Химический состав клетки

В состав клетки входит более 100 химических элементов, на долю четырех из них приходится около 98 % массы, это органогены : кислород (65–75 %), углерод (15–18 %), водород (8–10 %) и азот (1,5–3,0 %). Остальные элементы подразделяются на три группы: макроэлементы – их содержание в организме превышает 0,01 %); микроэлементы (0,00001–0,01 %) и ультрамикроэлементы (менее 0,00001). К макроэлементам относятся сера, фосфор, хлор, калий, натрий, магний, кальций. К микроэлементам – железо, цинк, медь, йод, фтор, алюминий, медь, марганец, кобальт и др. К ультрамикроэлементам – селен, ванадий, кремний, никель, литий, серебро и до. Несмотря на очень малое содержание, микроэлементы и ультрамикроэлементы играют очень важную роль. Они влияют, главным образом, на обмен веществ. Без них невозможна нормальная жизнедеятельность каждой клетки и организма как целого.

Год выпуска: 2014

Жанр: Анатомия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Подготовка врачей начинается с изучения строения человеческого тела на всех иерархических уровнях. Анатомия человека - одна из основных фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования. Анатомия - часть биологии, а именно морфологии, изучающей форму и строение организмов. Анатомия - дисциплина, состоящая из многих частей: макроскопической, микроскопической, ультрамикроскопической анатомии, рентгено-анатомии. Однако макроанатомия превалирует. Современная анатомия является функциональной: она рассматривает структуры в тесной связи с выполняемой ими функцией.
Анатомия, пожалуй, одна из самых трудных, если не самая трудная наука, которую должен в совершенстве знать врач. Будучи наукой описательной, анатомия базируется на изучении натуральных (трупных) препаратов. И это главное! Но для эффективного обучения недостаточно одних лишь препаратов. Вначале необходимо ознакомиться со строением анатомических структур, то есть прочитать их описание, затем увидеть их на качественных, понятных иллюстрациях. Поэтому наряду с учебниками необходимы атласы, которые содержат четкие информативные схемы, рисунки, созданные на основе натуральных (трупных) препаратов. Только такие иллюстрации помогают проникнуть в тайную мудрость человеческого тела и познать уникальное строение его аппаратов, систем и органов. Лишь после рассмотрения рисунков и схем можно перейти к изучению трупного материала.
Учебник-атлас, который вы начинаете читать, содержит подробное описание тела человека, всех его структур, выполняемых ими функций и наглядные иллюстрации, позволяющие увидеть каждую анатомическую деталь. Но натуральный препарат отличается от рисунка, даже самого совершенного. Чтобы преодолеть это несоответствие, рисунки приводятся в нескольких вариантах.
Современная анатомия широко использует лучевые методы исследования, поэтому в атласе представлены электронные копии оригинальных рентгенограмм, рентгеновских компьютерных томограмм, магнитно-резонансных томограмм, ангиограмм. Это дает возможность студенту изучить, наряду с трупным материалом, строение живого человека с помощью современных методов визуализации.
На основании увиденного можно представить себе структуры и запомнить многочисленные детали. Для этого помимо иллюстраций нужны сводные таблицы.
В России, как и во всем мире, в качестве главной используется латинская анатомическая терминология, в каждой стране наряду с ней - эквиваленты латинских терминов на национальном языке. Как правило, студенту трудно запомнить анатомические термины, поэтому при создании настоящего учебника-атласа впервые в мировой учебной литературе на каждом рисунке названия терминов представлены на двух языках - русском и латинском, что облегчает усвоение. Вместо громоздких подрису-ночных подписей каждая структура обозначена непосредственно на самом рисунке. Впервые латинские термины полностью соответствуют последней Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на XV Международном анатомическом конгрессе в Риме в 1990 г.
Русская терминология утверждена в качестве официальной IV Всероссийским съездом анатомов, гистологов и эмбриологов (Ижевск, 1999). Наряду с этим использованы термины по цитологии и гистологии с официальным списком русских эквивалентов (2009).
Сегодня в мире широко распространен английский язык. В вузах России обучается множество иностранных студентов, поэтому под каждым рисунком приведены и английские термины. Это еще одна уникальная особенность учебника-атласа - ни в одном из доступных отечественных и зарубежных изданий не приводится терминология на трех языках (латинском, русском и английском).
Учебник-атлас построен по принципам систематической функциональной анатомии, он состоит из трех книг. Первый том посвящен опорно-двигательному аппарату (системы костей и их соединений, мышечная система). Во втором томе представлены системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, мочевая, половые (мужская и женская), полость живота и таза, эндокринные железы, сердечнососудистая, лимфоидная и лимфатическая системы. Третий том знакомит читателя с нервной системой и органами чувств.
Учебник-атлас предназначен для преподавателей и студентов всех медицинских специальностей, врачей, аспирантов, научных работников, а также для студентов биологических, физкультурных, педагогических специальностей. Атлас будет полезен всем интересующимся строением собственного тела.
Авторы старались создать полный атлас анатомии человека, который востребован вХХІ веке. Насколько это удалось, предоставляем судить читателю. Авторы примут с вниманием и благодарностью все замечания и пожелания коллег.

«Атлас анатомии человека - том 1»

ЧЕЛОВЕК

  1. Введение в анатомию
    1. КЛЕТКА
    2. ТКАНИ
    3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

  1. Система скелета
  2. Строение скелета
  3. Позвонки
  4. Ребра и грудина
  5. Кости черепа
    1. Оссификация костей черепа
    2. Кости мозгового черепа
    3. Кости лицевого черепа
  6. Топография черепа. Череп как целое
  7. Череп новорожденного ребёнка и возрастные особенности черепа
  8. Добавочный скелет. Кости конечностей
  9. Кости верхней конечности
    1. Кости пояса верхних конечностей
    2. Кости свободной части верхней конечности
  10. Кости нижней конечности
    1. Кости пояса нижних конечностей
    2. Кости свободной части нижней конечности

СИСТЕМА СОЕДИНЕНИЙ

  1. Соединения костей черепа
  2. Соединения костей туловища. Позвоночник как целое
  3. Соединения ребер и грудины. Грудная клетка
  4. Соединения костей верхней конечности
  5. Соединения костей нижней конечности

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

  1. Строение и классификация мышц
  2. Работа мышц. Элементы биомеханики
  3. Скелетные мышцы
  4. Мышцы и фасции головы
    1. Мышцы лица (мимические мышцы)
    2. Жевательные мышцы
    3. Топография фасций и клетчаточных пространств головы
  5. Мышцы и фасции шеи
    1. Топография фасций и клетчаточных пространств шеи
  6. Мышцы и фасции спины
    1. Топография фасций и клетчаточных пространств спины
  7. Мышцы и фасции груди
  8. Диафрагма
    1. Топография фасций и клетчаточных пространств стенок груди
  9. Мышцы и фасции живота
    1. Мышцы передней и боковых стенок живота
    2. Мышцы задней стенки брюшной полости
    3. Функции мышц живота
    4. Топография фасций и клетчаточных пространств стенок живота
  10. Мышцы промежности
    1. Топография фасций и клетчаточных пространств промежности
  11. Мышцы пояса верхних конечностей
    1. Мышцы свободной части верхней конечности
      1. Мышцы плеча
      2. Мышцы предплечья
      3. Мышцы кисти
    2. Топография фасций и клетчаточных пространств верхней конечности
    1. Мышцы пояса нижних конечностей
    2. Мышцы свободной части нижней конечности
      1. Мышцы бедра
      2. Мышцы голени
      3. Мышцы стопы
    3. Топография фасций и клетчаточных пространств нижней конечности

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

  1. Позвоночный столб и скелет грудной клетки
  2. Череп
  3. Кости конечностей
  4. Соединения костей
  5. Мышцы. Общие вопросы
  6. Мышцы и фасции головы
  7. Мышцы и фасции шеи
  8. Мышцы и фасции спины
  9. Мышцы и фасции груди
  10. Мышцы и фасции живота
  11. Мышцы и фасции промежности
  12. Мышцы и фасции верхней конечности
  13. Мышцы и фасции нижней конечности

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Шилкин, В. В. Анатомия по Пирогову. Атлас анатомии человека в 3-х томах с приложением на компакт-диске. Том 1. Верхняя конечность / В. В. Шилкин, В. И. Филимонов. - М.: ГЭОТАР- Медиа, с. Атлас «Анатомия по Пирогову» продолжает традиции и идеи Николая Ивановича Пирогова, принесшие мировую известность автору и славу русской анатомической школе, и знаменует появление синтетической анатомии применительно к нуждам практической медицины. В Атласе классическая анатомия тесно переплетена с топографической анатомией и анатомией распилов, лежащих в основе современных методов лучевой диагностики. Атлас призван помочь студентам перейти от знаний системной и областной анатомии к знаниям анатомии живого человека, а практическим врачам адаптироваться к визуализациям, полученным при помощи современной диагностической техники. Атлас дает базовые представления об особенностях строения тела человека, необходимые для выявления и интерпретации нарушений строения и патологических изменений, и может использоваться как приложение к учебнику анатомии человека и топографической анатомии. Издание Атласа приурочено к 200-летию со дня рождения Николая Ивановича Пирогова и является признанием заслуг великого соотечественника в анатомии и практической медицине. Атлас предназначен студентам медицинских вузов и колледжей, изучающим нормальную анатомию человека, топографическую анатомию, лучевую диагностику, хирургические болезни, другие клинические дисциплины; преподавателям, интернам, ординаторам, аспирантам, практикующим врачам всех специальностей (в особенности специалистам-хирургам, врачам лучевой диагностики). К Атласу прилагается компакт-диск, содержащий оригинальное издание «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» (1852). Издание дополнено on-line версией атласа «Анатомия по Пирогову» с удобной системой поиска и чтения в электронном виде.

2 Билич, Г. Л. Анатомия человека. Атлас в 3-х томах. Том 2. Внутренние органы / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Атлас, построенный по принципам систематической и функциональной анатомии, содержит более 4000 высококачественных иллюстраций по всем аппаратам, системам и органам тела человека, в том числе многоцветные рисунки, созданные на основе натуральных препаратов; схемы, фотографии фиксированных и нефиксированных трупных препаратов и восковых муляжей; изображения, полученные с помощью современных лучевых методов исследования (рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, эхографии, сцинтиграфии, термографии), электронограммы, микрофотографии. Анатомические термины впервые в мировой литературе даны на трех языках: национальном (русском), латинском и английском. Латинские и английские термины полностью соответствуют современной Международной анатомической номенклатуре, утвержденной XV Международным анатомическим конгрессом (Рим, 1990). Русские термины утверждены IV Всероссийским съездом анатомов, гистологов и эмбриологов (1999). Оригинальные таблицы содержат обобщенные подробные сведения о системах и отдельных органах, их строении, топографии и функциях. Содержание атласа полностью соответствует программе по анатомии человека для медицинских вузов. Во втором томе детально иллюстрируется строение внутренних органов (пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая системы, полости груди, живота и таза, эндокринные железы, лимфоидная и сердечно-сосудистая системы). Атлас предназначен для студентов медицинских вузов и факультетов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медицинско-профилактическое дело»; врачей всех специальностей, а также для студентов факультетов биологии, педагогики, психологии, антропологии, экологии, физкультуры, ветеринарии. Будет полезен преподавателям вузов и научным работникам, аспирантам, учителям биологии общеобразовательных и специальных школ.

3 Михайлов, С. С. Анатомия человека: учебник в 2-х т. с приложением на компакт-диске / С. С. Михайлов, под ред. Л. Л. Колесникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, Т с. Михайлов, С. С. Анатомия человека: учебник в 2-х т. с приложением на компакт-диске / С. С. Михайлов, под ред. Л. Л. Колесникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, Т с. Содержание учебника полностью соответствует учебному плану на стоматологическом факультете. В первом томе подробно представлены сведения об анатомии туловища, конечностей и головного мозга. Второй том содержит сведения об анатомии головы и шеи. Издание иллюстрировано большим количеством цветных рисунков и фотографиями препаратов, отражающих анатомические данные. Все термины приведены в соответствии с Международной анатомической терминологией. Учебник предназначен студентам стоматологических факультетов медицинских вузов.

4 Маколкин, В. И. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие / В. И. Маколкин, В. А. Сулимов, С. И. Овчаренко и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. В учебном пособии представлены тестовые задачи по всем разделам внутренней медицины, отражающие этиологию, патогенез, диагностику и лечение наиболее часто встречающихся заболеваний. Ответы содержат полную аргументацию правильности выбора. Представленные задачи можно использовать на практических занятиях в качестве определения исходного уровня знаний или как контролирующие, а также работать с ними в процессе самоподготовки. Рекомендовано студентам медицинских вузов, клиническим ординаторам и интернам. Кирюшин, В. А. Гигиена труда. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / В. А. Кирюшин, А. М. Большаков, Т. В. Моталова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело». В пособии рассматриваются теоретические и практические основы санитарного законодательства, современные методы исследования факторов производственной среды, состояния здоровья и работоспособности человека. Изложены современные критерии оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности, вредности и опасности факторов производственной среды. Пособие предназначено для студентов медикопрофилактического факультета.

5 Хаитов, Р. М. Иммунология: учебник с приложением на компакт-диске / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. В учебнике представлены современные сведения о практически всех аспектах строения и функционирования системы иммунитета в норме и патологии. На организменном, клеточном и молекулярно-генетическом уровнях обобщены представления о факторах врожденного и механизмах формирования адаптивного (приобретенного) иммунитета. Даны сведения о популяциях клеток иммунной системы, рецепторных структурах иммуноцитов, механизмах формирования внутриклеточных сигнальных путей, главном комплексе гистосовместимости, генетическом контроле иммунитета, иммунологической памяти. Разобраны иммунодефициты, аллергические и аутоиммунные заболевания. Показана возможность фенотипической коррекции генетического контроля иммунного ответа с помощью иммунотропных лекарственных средств. Учебник выпущен в виде книги и в электронной, существенно расширенной версии (компактдиск). Учебник предназначен для студентов, аспирантов, ординаторов, врачей, преподавателей и научных работников, обучающихся и работающих в самых разных областях медицины и биологии. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Третье издание учебника существенно обновлено в соответствии с изменениями, произошедшими в состоянии здоровья населения и в законодательстве здравоохранения РФ за последние годы (гг.). В него также включены новые разделы: по доказательной медицине, управлению качеством медицинской помощи, государственно-частному партнерству, планам развития здравоохранения РФ. Первая часть учебника содержит информацию о теоретических вопросах дисциплины, в том числе о медицинской этике, об основах медицинской статистики и теории управления. Во второй части описаны факторы, определяющие здоровье, представлены медико-демографические показатели и показатели здоровья населения. В третьей части рассмотрены вопросы состояния и деятельности системы здравоохранения в РФ и в мире, среди них: экономика и финансирование системы здравоохранения, материально-технические и кадровые ресурсы здравоохранения и др. Издание хорошо иллюстрировано, содержит таблицы, словарь терминов и контрольные вопросы. Учебник соответствует учебной программе по дисциплине. Предназначен студентам медицинских вузов всех факультетов и специальностей. Гриф ФИРО.

6 Патофизиология. Задачи и тестовые задания: учебнометодическое пособие / под ред. П. Ф. Литвицкого. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Задачи и тестовые задания являются основным дидактическим компонентом учебно-методического комплекса по патофизиологии. Они соответствуют структуре и содержанию учебника П.Ф. Литвицкого «Патофизиология». Содержание пособия отвечает требованиям современных программ по патофизиологии и клинической патофизиологии, квалификационных характеристик выпускников медицинского вуза, государственных стандартов послевузовской профессиональной подготовки врача специалиста по разделу «Подготовка по фундаментальным дисциплинам». Пособие предназначено студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология» по дисциплине «патофизиология». Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова» в качестве учебнометодического пособия для студентов учреждений высшего профессионального образования,

7 Максимовский, Ю. М. Терапевтическая стоматология. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Ю. М. Максимовский, Митронин А. В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. В учебном пособии изложены современные сведения по разделам терапевтической стоматологии, касающиеся заболеваний твердых тканей зубов, пульпы и периодонта. Особое внимание уделено методам обследования больных в клинике. Подробно изложены сведения о современных пломбировочных материалах, а также средствах и методах, используемых при эндодонтическом лечении. Детально освещены алгоритмы действий при проведении основных стоматологических манипуляций. Представлены задания в тестовой форме и тематические ситуационные задачи, способствующие более углубленному освоению дисциплины. Предназначено студентам стоматологических факультетов медицинских вузов. Сергиенко, В. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи: учебник / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, А. А. Кулаков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. В учебнике представлена современная информация по топографической анатомии и оперативной хирургии челюстно-лицевой области для студентов стоматологических факультетов. Материал содержит большое количество цветных иллюстраций, показывающих послойное строение различных анатомических областей и этапы оперативных вмешательств в них. Каждая глава заканчивается списком тестовых заданий для самостоятельного контроля, позволяющих студентам оценить степень своей подготовки по данному разделу. Настоящее издание составлено в соответствии с учебной программой по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов высших медицинских учебных заведений и государственным образовательным стандартом по специальности «стоматология». Книга предназначена студентам медицинских вузов и практикующим врачам.

8 Бобкова, Н. П. Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие / Н. В. Бобкова и др., под ред. И. А. Самылиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по фармакогнозии и составлено в соответствии с программой по фармакогнозии. В пособии приведены тестовые задания и ситуационные задачи по стандартизации цельного лекарственного растительного сырья по всем темам курса. Предназначено студентам фармацевтических вузов очной, очно-заочной, заочной форм обучения, интернам и аспирантам. Краснюк, И. И. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник / И. И. Краснюк, Г. В. Михайлова, Т. В. Денисова, под. ред. И. И. Краснюка, Г. В. Михайловой. - М.: ГЭОТАР- Медиа, с. В учебнике рассмотрены теоретические основы технологии изготовления лекарственных препаратов в различных лекарственных формах. Отдельная глава посвящена решению проблем несовместимости ингредиентов в прописи рецепта и затруднительным случаям изготовления лекарственных препаратов. Особое внимание уделено процессу изготовления препаратов для детей в условиях аптеки, а также технологии гомеопатических лекарственных форм. Рекомендован студентам медицинских и фармацевтических вузов и факультетов.

9 Физиология. Руководство к экспериментальным работам: учебное пособие / под. ред. А. И. Камкина, И. С. Киселевой. - М.: ГЭОТАР- Медиа, с. Учебное пособие создано группой широко известных физиологов, долгое время работавших в ведущих лабораториях мира. Авторы обобщили свой педагогический опыт и представили основные современные методы преподавания физиологии, которые используются в учебном процессе иностранных и ряда российских университетов в качестве самостоятельных лабораторных работ для студентов медиков и биологов, и широко применяются в научноисследовательской работе. Руководство может служить учебным пособием для студентов медицинских и биологических факультетов университетов, а также для ординаторов, аспирантов и молодых специалистов, желающих повысить свою квалификацию.


1. Аннотация рабочей программы дисциплины «Анатомия» Факультет: лечебно-профилактический Форма обучения: очная специалистов по направлению 060101 «Лечебное дело». анатомо-топографических взаимоотношений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ План организации

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» для специальности 31.05.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Целями освоения учебной дисциплины анатомия человека являются. ознакомление

Учебные кабинеты специальности «Лечебное дело» 3. Психологии общения 4. Основ патологии 5. Фармакологии 6. Информатики 7. Спортивный комплекс 8. Гигиены и экологии человека 9. Математики 10. Здоровья человека

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» для специальности 31.05.03 «СТОМАТОЛОГИЯ» 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «внутренние болезни» является формирование

Уважаемые абитуриенты! Прием документов для обучения по специальностям «Медицинская биохимия», «Стоматология», «Менеджмент (управление в здравоохранении)» в Волгоградском государственном медицинском университете

СПИСОК ДИСЦИПЛИН ГОС ВПО Название дисциплины Специальность 060101.65 «Лечебное дело» (очное обучение) ГСЭ.Ф.9 ГСЭ.Р.3 ГСЭ.Р.4 ГСЭ.Р.5 ЕН.Ф.7 ЕН.Ф.8 ЕН.Ф.9 0 1 2 3 ОПД.Ф.1 ОПД.Ф.2 ОПД.Ф.3 ОПД.Ф.4 ОПД.Ф.5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздрава России План одобрен Ученым советом вуза Протокол N РАБОЧИМ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Ректор 17.06.2014 подготовки специалистов 060105

ПРИГЛАШАЕТ БИБЛИОТЕКА ПРИГЛАШАЕТ БИБЛИОТЕКА Виртуальная выставка новых книг из фонда библиотеки ДонНМУ Приятно сообщить нашим читателям, что в библиотеку университета поступили многочисленные и разнообразные

Новые поступления Учебная литература за 2016 год Организационно-аналитическая деятельность: учебник для медицинских училищ и колледжей / С.И. Двойников, И.А. Фомушкина и др. - М. : Гэотар-медиа, 2015.

АННОТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН По специальности подготовки: 060101.65 «Лечебное дело» Квалификация выпускника: специалист Форма обучения: очная, очно - заочная (вечерняя) Пенза, ПГУ Медицинский

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.5.3 Стоматология Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК- способностью к абстрактному мышлению,

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи» Направление подготовки (специальность) - 31.05.03 Стоматология Уровень высшего образования Специалитет

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКАЯ

1 Среднее профессиональное (медицинское) образование (СО) российских граждан 1.1. Обучение по специальности "Сестринское дело" 49 000 45 000 1.2. Обучение по специальности "Стоматология ортопедическая"

УТВЕРЖДЕНО приказом ректора от 17.06.2015 486 с изменениями, вносимыми приказом от 18.11.2015 888 Перечень образовательных услуг, относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, предоставление

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт семейной

Проректор по учебной деятельности, профессор А.Б. Ходжаян 2016 год АННОТАЦИЯ рабочей программы дисциплины Анатомия человека Направление подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина Квалификация Исследователь.

Болезнь легче предупредить, чем вылечить В настоящее время в мире около 15 млн. больных туберкулёзом, из них 11 млн. в трудоспособном возрасте. Около трети жителей нашей планеты инфицированы микобактерией

БЮЛЛЕТЕНЬ 4-2017 Электронные издания, поступившие в фонд библиотеки в октябре 2017 г. 1. Бубенчиков, Р. А. Организм и среда [Электронный ресурс] : мультимедийное учеб. издание [для студентов, обучающихся

Пояснительная записка Типовые учебные программы по учебным дисциплинам и практике, внесенные в настоящий перечень, являются действующими для учебных дисциплин и практики, включенных в типовые учебные планы

Прием в Алтайский государственный медицинский университет в 2017 году Лечебный факультет Направление подготовки «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» Квалификация выпускника врач общей практики Срок обучения 6 лет Форма обучения

Вступительные испытания на обучение по программам ординатуры проводятся в объеме требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования «Лечебное дело», «Педиатрия»,

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ Учебник для студентов медицинских вузов Под редакцией Е.В. Боровского Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ензенский институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Российской

НОВИНКИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2014-2015 Медицинская литература Перед вами два тома седьмого, переработанного и дополненного, издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999, 2002, 2007 гг.).

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ - ГИСТОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА для специальности 31.05.03. «Стоматология» 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель предоставить информацию

Сведения о программах повышения квалификации, реализуемых в 2018г. 1 Акушерство и гинекология (сертификационный цикл) 2 Гинекологическая эндокринология 3 Патология шейки матки, влагалища, вульвы. Кольпоскопия

2 УТВЕРЖДЕНО приказом ректора от 07.06.2016 442 с изменениями, вносимыми приказом от 31.03.2017 284 Перечень образовательных услуг, относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, предоставление

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ

ДОДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ КЛД: МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ ИЛИ ЛАБОРАТОРНАЯ МЕДИЦИНА? ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, Волгоград Каким должен быть идеальный образовательный стандарт? Главные вызовы

Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА Под редакцией академика РАМН, профессора Л.Л. Колесникова УЧЕБНИК В ДВУХ ТОМАХ ТОМ ПЯТОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Министерство

Перечень кабинетов общеобразовательных, общегуманитарных, социальноэкономических и естественнонаучных дисциплин 1. кабинет безопасности жизнедеятельности 2. кабинет физики 3. кабинет математики 4. кабинет

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского Минздравсоцразвития РФ» (ГБОУ ВПО Саратовский

Декабрь 2012 Аптека 2012 19-ая Международная специализированная выставка 3-6, понедельник-четверг Москва, Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр» Здравоохранение-2012 22-ая Международная выставка

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ дисциплины «Анатомия человека» по специальности 060103 - «Педиатрия» 1. Общая трудоемкость учебной дисциплины: 420 часов, семестры I, II, III 2. Цели учебной

I. Общие положения. 1. Промежуточная аттестация проводится с целью установления соответствия уровня и качества подготовки студентов Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в части

МИНЗДРАВ РОССИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего нрофесснональнс образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЬЮСТОМ ЭСТЕТИК Клинический центр профессионального образования () УТВЕРЖДАЮ Председатель правления, к.м.н. Е.В. Мокренко

Поражения легких в гематологической практике Целью освоения дисциплины «Поражения легких в гематологической практике» являются расширение и пополнение методологического арсенала ординатора, позволяющего

План одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО ИГМА Протокол 4 от 24 декабря 2013г. М ИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

Аннотации к рабочим программам дисциплин (модулей) по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина специальность - 31.05.03 «Стоматология терапевтическая» Б1. Б.49 «Пропедевтика (терапевтическая)»

С.В. Чуйкин, Л.С. Персин, Н.А. Давлетшин Врожденная расщелина верхней губы и нёба Под редакцией академика РАЕН, профессора С.В. Чуйкина МЕДИЦИНСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА 2008 УДК 617.5 ББК 54.54

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.. Педиатрия Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК- способностью к абстрактному мышлению, анализу,

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» Направления подготовки (специальность) 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО Уровень высшего образования Специалитет Квалификация (степень) выпускника

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Оториноларингология» Направление подготовки (специальность) ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 31.05.01 Уровень высшего образования Специалитет Квалификация (степень) выпусника

Аннотация по дисциплине «Физиотерапия в стоматологии» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции 2,00 2 Практические занятия 22,00 3 Контроль самостоятельной работы 12,00 4 Самостоятельная работа

НАУЧНАЯ ПРАКТИКА Научная практика представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению научно-исследовательского процесса, предполагающего непосредственное участие в научной работе

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» Хисамутдинова З.А. 2017 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного автономного профессионального образовательного

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО Астраханский

Вид обучения Продолжител ьность, часы ПЛАН циклов повышения квалификации и профессиональной подготовки врачей в ФГБОУ ВО Читинской государственной медицинской академии на 1-ое полугодие 2017 года Название

Аннотации образовательных программ ВО в ординатуре по специальности 31.08.63 Сердечно - сосудистая хирургия Б1.Б.1 Сердечно сосудистая хирургия Цель дисциплины подготовка врача-специалиста способного и

Л Е К Ц И Я 2 ТЕМА: УЧЕНИЕ О КРАЙНИХ ФОРМАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. Лектор: Кенешбаев Бекболот Капаевич ПЛАН ЛЕКЦИИ Учение о крайних формах изменчивости органов и систем

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения Российской Федерации УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Стратегические цели и задачи научно-исследовательской деятельности «Ивановской государственной медицинской академии Минздрава РФ». Цель - повышение научно-исследовательского потенциала Академии за счет