Как захотеть в школу после летних каникул. Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета: советы детского психолога. Вместе продумайте план профориентации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет прикладной п с ихологии

Самостоятельная работа

По дисциплине

«История психологии Ч.2»

«Вклад в психологическую науку П.Я. Гальперина»

Выполнил(а) студент(ка) 4 курса/г.о.

формы обучения заочной

Таршева Верджиния Олеговна

(ФИО полностью)

Проверил д. пс. н., доцент, профессор

Горбатов Дмитрий Сергеевич

(ФИО полностью)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014

Биография П.Я. Гальперина Размещено на Allbest.ru

Гальперин Петр Яковлевич (02 окт. 1902- 25 марта 1988) - психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор психологических наук, (1965), профессор (1966).

В 1926 году окончил Харьковский медицинский институт.

В 1926-41 гг. работал в Харьковском психоневрологическом институте. Ученик Л.С. Выготского.

вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936)».

В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.). В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область).

С 1943 г. - в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, с 1966 г. профессор, с 1971 г. зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, с 1983 г. профессор-консультант.

Гальперин является одним из ведущих отечественных ученых и специалистов в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии.

Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно П.Я. Гальперину, процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде; в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование различных видов таких действий составляет главную тему исследований П.Я. Гальперина и его сотрудников в 1960-80-е гг. Концепция ученого позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе этой теории, находят применение в педагогической практике.

Основные публикации П.Я. Гальперина :

- Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". М., 1965.

- Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.).

- Введение в психологию. М., 1976.

- Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

- Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

- Психология как объективная наука. М., 1998

Размещено на Allbest.ru

Сущность теории П.Я. Гальперина

Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина

Данная теория предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.

В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа действия (ООД) - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия.

Чтобы безошибочно выполнять какое-либо действие, человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего будет сконцентрировано его внимание, - это позволит не выпустить желаемые изменения из-под контроля. Данные положения и составили основу рассматриваемой теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД, усвоенной обучаемым.

Виды ориентировок:

1) ООД - конкретный образец (демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения);

2) ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действия;

3) ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного задания.

Типы ориентировок:

1) действия методом проб и ошибок;

2) предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия, прежде чем оно будет выполнено;

3) есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия.

Согласно концепции П.Я. Гальперина предметное действие и выражающая его мысль - звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Действие функционально связано с предметом, на который оно направлено, и включает в себя продукт (цель преобразования действия и средства преобразования). Это исполнительская часть формирующего действия.

Цикл усвоения действия состоит из ряда этапов (базисом цикла является формирование мотивационной основы - привлечение внимания, пробуждение интереса, результат - желание получить соответствующее знание).

1-й этап. Предварительное ознакомление с действием (по инструкции, описанию, визуально). В результате в сознании формируется ООД, т. е. система указаний, как выполнить разучиваемое действие.

2-й этап. Материальное действие. Учащиеся на тренажерах, макетах выполняют реальные действия во внешней, материальной, развернутой форме. Осуществляется контроль выполнения каждой операции. В результате после решения нескольких однотипных задач (например, подготовка ЭВМ к работе) обращение к ООД отпадает.

3-й этап. Внешнеречевой. Обучаемый проговаривает вслух действия, которые осваиваются. В результате происходит обобщение, сокращение и автоматизация действия.

4-й этап. Внутренней речи. Действие проговаривается «про себя». В результате обобщение действия и его свертывание происходят наиболее интенсивно.

5-й этап. Усвоенное действие. Выполняется автоматически, мысленно не контролируя правильность его выполнения. В результате действие переходит во внутренний план и не требует внешней опоры.

Сильные стороны теории:

1) сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия;

2) достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;

3) обеспечивается доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его определенных операций;

4)возможна оперативная коррекция методик обучения с целью их оптимизации.

Слабые стороны теории:

1) существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний;

2) сложна разработка методического обеспечения (полно) алгоритма операций);

3) у обучающихся формируются стереотипные мыслительные и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

П ример: «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, - в свернутом и погруженном виде».

Критика теории

Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготкого и П.Я. Гальперина

М.А. Степанова.

Анализируется понимание Л.С. Выготским и П.Я. Гальпериным принципиальной проблемы психологии - соотношения обучения и умственного развития. Проведенное историко-теоретическое исследование позволяет сделать вывод о том, что и Л.С. Выготский, и П.Я. Гальперин разрабатывали эту проблему с одних и тех же методологических позиций, но рассматривали разные ее аспекты. Для Л.С. Выготского главным вопросом было чему учить, и он показал, что подлинное обучение забегает вперед развития. П.Я. Гальперин сосредоточил внимание на проблеме чему и как учить и пришел к выводу о зависимости умственного развития ребенка от типов учения.

Ключевые слова: культурно-историческая теория, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, обучение, развитие, зона ближайшего развития, типы учения.

Список литературы

1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf91.html

2. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, статьяА.И.Подольский, 5.04.1998. http://www.psy.msu.ru/people/galperin.html

3. Вопросы психологии. - 2001. - № 4 http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107780662&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

4. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История жизни и деятельности выдающегося психолога Петра Ильича Гальперина. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Исследование содержания ориентировочной основы действия. Характеристика четырех первичных свойств действия.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2011

    Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Предмет психологии в понимании П.Я. Гальперина. Значение теории Гальперина в психодиагностике интеллекта. Проблема внимания в трудах П.Я. Гальперина.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2002

    Анализ примеров персонажей из детской литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения. Сущность эксперимента Гальперина по поэтапному формированию умственных понятий.

    творческая работа , добавлен 04.11.2010

    Изучение биографии отечественного психолога Гальперина Петра. Теория происхождения конкретных психических процессов и явлений. Формирование умственных действий и понятий. Характеристика человека как биологического вида. Основные задачи психологии.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Основные подходы к проблеме психологического развития в разных психологических школах. Традиционное, проблемное, программированное, развивающее обучение. Теория поэтапного формирования П.Я. Гальперина. Изучение межличностных отношений в учебном классе.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2011

    Характеристика теории научения (приобретение индивидуального опыта). Отличительные черты современных концепции научения: теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий; теория формирования научных понятий у школьников.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Понятие интеллекта, исследования его структуры в зарубежной психологии. Теории Пиаже и Гальперина о стадиях развития интеллекта. Типы мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности. Функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности.

    презентация , добавлен 03.03.2017

    Формирование целенаправленного поведения. Высшие психические функции человека и их социальный генезис. Теория Л.С. Выготского и Гальперина. Концепция социально–генетической психологии. Реализация теории в восстанавливающем и коррекционном обучении.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2011

    Развитие психологии в России в послереволюционный период. Теория Л.С. Выготского о происхождении и развитии высших психических функций. Концепция деятельностного подхода к психике А.Н. Леонтьева. Теория поэтапного формирования умственных действий.


Любому человеку требуется время, чтобы привыкнуть к работе и войти в деловой ритм жизни. Ребенку это необходимо вдвойне.

Поэтому перед школой после летних каникул или детского сада, если малыш пошел в первый класс, нужно помочь ему адаптироваться к новым условиям.

Важно для начала определить насколько легко для ребенка проходит привыкание к школе.

Существуют три уровня привыкания:

    Ребенок легко влился в коллектив, с радостью ходит на занятия и участвует в школьной жизни.

    Дружит с одноклассниками, довольно легко встает в школу, но проявляет интерес только к любимым предметам.

    Ходит в школу с неохотой, отзывается о занятиях отрицательно. Отстает по предметам и нарушает дисциплину, часто жалуется на плохое самочувствие.

Испытывать проблемы могут первоклассники и дети, которые идут в школу не первый раз. Проблемы эти в целом похожи, но все-таки немного отличаются.

Если ребенка, который идет в школу, впервые страшит прежде всего неизвестность, то школьник, скорее, переживает из-за необходимости рано вставать и самого процесса обучения.

Поэтому для первоклассника очень важно, чтобы родители интересовались его жизнью и обучением. В первый год ребенку необходимо чувствовать, что он не одинок.

Вот что говорит известный психолог Михаил Лабковский:

"Не ищите для первоклассника крутую школу. В начальной школе главное для ребенка - психологический комфорт. Поэтому выбирайте нормальную школу рядом с домом. Ребенок не будет тратить время и силы на дорогу, и ему будет легче наладить отношения с одноклассниками, если они живут по соседству.

Первая учительница должна быть не "сильная", а добрая. Вам нужна просто адекватная женщина, которая любит детей и работает в школе по призванию. Для этого подойдите к выбранной школе весной и расспросите родителей про учителей, которые выпускают 4-й класс".

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

1. Самое первое и главное - режим дня

На каникулах ребенок чувствовал себя вольно. Если он вставал, когда хотел, и кушал в разное время, то ему будет сложно сразу перестроиться на ритм школы. Поэтому начните встраивать его в режим.

Для того, чтобы вставать в 7 утра, ребенку нужно ложиться не позднее 22:00, а еще лучше в 21:00. Для организма очень важен определенный ритм. Прием пищи, занятия и отдых также следует стараться ставить на одно и то же время каждый день.

Вот что говорит на этот счет педагог-психолог, победитель конкурса "Учитель года 2015", Анастасия Кузнецова:

"Ребенок до 10 лет физиологически очень уязвим во всех дезадаптационных процессах, если они происходят, и поэтому именно физиологические процессы необходимо выстроить в первую очередь для того, чтобы он мог лучше справляться со стрессом.

Могут появиться головные боли, проблемы с животом, повышается температура, ну, и любые другие слабые места в здоровье дают о себе знать. Обычно подобный период длится до 1,5 месяцев".

2. Правильное питание

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя бодрым и выносливым, первым делом нужно обеспечить его не только правильным отдыхом, но и питанием. Обязательно следите, чтобы он получал весь комплекс необходимых витаминов. Вместо сока давайте компоты, которые содержат полезные вещества. И, конечно, фрукты. Например, бананы отлично подзаряжают мозг энергией.

3. Составьте совместно расписание занятий и распорядок дня

Повесьте его в комнате ребенка, чтобы он всегда мог посмотреть, когда у него занятия.

Педагог-психолог Анастасия Кузнецова объясняет:

"Процесс достижения результата нужно разбивать на несколько маленьких задач:

"Давай ты сейчас сделаешь одно упражнение, потом отдохнешь, съешь яблоко и доделаешь оставшиеся два". Четкие, понятные самому ребенку рамки помогут и ему, и родителю достичь поставленной цели".

4. Обеспечьте ребенку отдых на выходных

Важно, чтобы он обязательно выходил гулять на свежий воздух, а не только сидел дома. Организуйте совместную поездку в парк или прогулку по городу. Впечатления не дают стрессу накапливаться.

5. Не игнорируйте жалобы ребенка на плохое самочувствие

Это может быть следствие переутомления или психосоматические симптомы, которые появляются, когда ребенок очень негативно относится к школе и не хочет туда идти.

6. Создавайте дома позитивную атмосферу и воспитывайте в ребенке самостоятельность

Чем больше он сможет уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать среди сверстников.

7. Почаще откладывайте свои дела и разговаривайте с ребенком

Интересуйтесь, что ему нравится, а что не нравится в школе, спрашивайте про его успехи и разочарования.

Очень важно быть вовлеченным в процесс адаптации ребенка. Знать, что происходит в школе и что творится с ним самим. Не стесняться спрашивать ребенка и не давить на него, желая получить быстрый результат.

Если ребенок стал часто болеть после того, как пошел в школу, необходимо заняться его здоровьем и укреплять организм.

В любом случае проходит время и все дети привыкают к школе. Кто-то идет туда как на праздник, другие воспринимают как необходимость, от которой никуда не деться. Заставить ребенка полюбить занятия нельзя, но постараться увлечь, заинтересовать и сделать все возможное для его психического и физического комфорта - возможно.

Когда ребёнок возвращается в школу после летних каникул, он может столкнуться с проблемой адаптации, как и при поступлении в 1 класс. Внезапно оказывается, что часть пройденного за прошлый год знаний забыто, школьник быстро устаёт от школьных нагрузок, успеваемость хромает, потому что ему трудно сосредоточиться на уроках. Обычно такие проблемы возникают, если обучению летом не уделяли внимания, не соблюдали режим, позволяя школьнику отдыхать все три месяца.

Как адаптироваться ребёнку в школе после затяжного отдыха? Развивающие курсы для детей

Несмотря на то, что лето предназначено для отдыха от школы, заниматься с детьми нужно даже на каникулах. Другое дело, что методы обучения должны отличаться от традиционных. Сегодня дошкольным развитием детей занимаются современные развивающие центры. Они ставят перед собой разные задачи: от обучения математике и письму до комплексной подготовки к школе. Какой детский центр развития лучше выбрать?

Школа ментальной арифметики Соробан® предлагает отбросить стереотипы по поводу того, какой должна быть учёба. Принципы обучения здесь отражают современный взгляд на интеллектуальное воспитание школьников. По мнению создателя крупнейшего в Украине центра развития детей, цели педагогов:

  • заинтересовать учеников, разбудить в них познавательный интерес, желание учиться;
  • заставить поверить в свои силы, на деле доказывая ученику, что его умственный потенциал не имеет границ;
  • объяснить так, чтобы каждый ученик понял и смог выполнить задание учителя;
  • научить школьников самостоятельно справляться с трудностями, решать сложные задачи;
  • показать, что учёба может быть интересной, весёлой, если правильно к ней относиться;
  • стать для своих учеников мудрым учителем и добрым другом.

Ребёнку намного проще привыкнуть к школе, если там он чувствует себя комфортно. Так вот, центр устного счёта Соробан® заботится о моральном комфорте своих воспитанников. Такой опыт очень полезен и дошколятам, потому что он формирует у малышей положительное отношение к школе, учёбе.

Какие факторы помогают ребёнку быстро адаптироваться к школе после каникул?

Легче всего осеннюю адаптацию проходят те ученики, которые готовились к новому учебному году задолго до 1 сентября. Для успешной учёбы каждому школьнику на протяжении лета нужно:

  • тренировать и развивать свои способности;
  • как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
  • расширять свой кругозор;
  • воспитывать внутреннюю дисциплину, навыки самоорганизации;
  • научиться чему-то новому, освоить науку или занятие, которое не проходят в школе.

Центр ментальной арифметики позволяет детям реализовать этот план, не ограничивая в возможности уделять время своим интересам, развиваться в разных областях знаний.

Уроки ментальной арифметики помогают школьникам в изучении математики. В школе Соробан® дети учатся считать быстрее калькулятора с помощью японской методики скоростного счёта. Это метод эффективнее занятий с репетитором. Тренировки на соробане развивают память, наблюдательность, аналитическое и логическое мышление, воображение, другие способности, которые впоследствии помогают школьнику понять точную науку. Не говоря уже о способности к быстрому устному счёту – этому не научит ни один репетитор.

Уникальная особенность методики ментального счёта в том, что она гармонично развивает все стороны интеллекта, стимулирует работу правого и левого полушарий, раскрывает гуманитарные, математические, творческие задатки. Поэтому, независимо от того, какое направление ближе ребёнку, какой профиль обучения он выберет в будущем, методика ментальной математики универсальна для всех.

Узнать больше о специфике обучения в Школе вы можете на официальном сайте .

Преимущество внешкольного обучения в школе устного счёта Соробан®:

  • минимум времени на занятия в классе и дома;
  • максимум внимания преподавателя на всех этапах обучения;
  • адаптация к существующим и подготовка к будущим учебным нагрузкам, помощь в решении задач любой сложности в любой сфере знаний;
  • органичные условия развития (социально активная среда, мотивация, поощрение учителей).

Записаться на курсы ментального счёта, включить уроки ментального счёта в расписание отдыха стоит ради того, чтобы мотивировать ребёнка, раскрыть его возможности, научить учиться. Соробан® – это полезный интеллектуальный, психологический и социальный опыт, который поможет школьнику легко адаптироваться в школе после летних каникул. Это важный этап развития для детей перед поступлением в начальную школу.

Каникулы неизбежно подходят к концу. Перестроиться с отдыха на ежедневную учебу сложно, поэтому готовиться желательно несколько заранее. В первую очередь, за некоторое время до первого сентября пора возвращаться к строгому режиму дня. Укладывать детей спать пораньше, все интересные дела планировать на утро, чтобы появлялась мотивация вставать по будильнику. О том, как еще подготовить школьников к грядущему учебному году, рассказывает Я – Родитель.

Заранее составленное расписание недели заново приучит ребенка к четкому распорядку. В расписание хорошо включить не только увеселительные мероприятия, но и домашние занятия по .

Сейчас существует множество учебников по повторению пройденного материала для каждого года обучения. Уделите занятиям всего полчаса в день, поддерживая в ученике уверенность в знаниях. Особое внимание обратите на те предметы, с которыми у вашего ребенка возникали трудности, помогите разобраться, пока на это есть время. Тогда он спокойным и довольным.

Как подготовить первоклассника к школе?

Внезапно подросшие малыши гордо примеряют портфели и школьную форму. После приобретения важно уделить время формированию у детей необходимых в школе навыков.

Развивайте навыки самообслуживания

В первую очередь, первоклашке необходимы навыки самообслуживания. К первому классу ребенку нужно уметь быстро переодеваться, аккуратно есть за столом, вовремя мыть руки, самостоятельно обслуживать себя в туалете, тщательно и быстро собирать портфель. Все эти навыки нужно тренировать в игровой форме.

Поиграйте в «самолет улетает через 15 минут». За это время малыш должен, например, одеться и собрать портфель. Придумайте систему поощрений. За неделю-две до первого сентября повесьте на стене расписание недели и отмечайте звездочками дни, когда ребенок сам проснулся по будильнику, умылся и собрался.

Тренируйте общение с будущим учителем

Ребятам, которые ходят в детский сад, нетрудно переключиться с воспитателя на учителя. Сложнее «несадовским» детям, особенно, если они не посещали занятия по подготовке к школе.

Как научить ребенка выстраивать отношения с учителем?

Поиграйте дома с ребенком в «педагога и ученика», меняйтесь ролями, предлагайте ему разные ситуации на уроке и переменках.

С первых же дней в школе новоиспеченные ученики будут готовить руку к письму. Помогите своему ребенку – развивайте его мелкую моторику.

Для этого существует много игр: конструктор, сборка бус и бисера, перекатывание по столу мелких предметов на скорость, мозаика, лепка из пластилина, штриховка и раскрашивание рисунков. Не каждый ребенок готов заниматься этим в одиночку. Участвуйте в его занятиях, показывайте пример.

Мотивируйте ребенка читать

Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.

Уделяйте время отдыху с ребенком

Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.

Как подготовить к школе старшеклассника?

Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу. Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых.

Вместе продумайте план профориентации

Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения .

Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия

Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.

Предложите ребенку начать вести дневник

Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.

Учите подростка планировать расходы

Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Светлана Балашова

« — Дорогой, я уже готова к детям.
— А я нет!!!
— Ничего не поделаешь. Лето заканчивается, надо их забирать из деревни…»

Летние каникулы заканчиваются. Пора возвращаться к «реальности» в виде нового учебного года. Не имеет значения, где были дети – в лагере, в деревне или бездельничали дома. Привыкать к школьной жизни все равно придется. Родителей это тоже касается. Детский и семейный психолог Светлана Ройз предлагает уже летом готовиться к первым дням учебы. Какие правила следует соблюдать, чтобы адаптация к школе прошла легко и спокойно?

  1. Режим дня.

Вам легко возвращаться к рабочему режиму после отпуска? Для детей это тоже стресс. Имеет смысл уже в августе «настроить» правильный распорядок: ложиться и просыпаться раньше.

  1. Нервная система.

Когда организм постоянно испытывает стресс, возникает дефицит цинка. Это, в свою очередь, негативно сказывается на способности к запоминанию и учебе. Пока есть время – пополните организм витаминами или биодобавками. Не обязательно искусственными: предлагайте школьнику продукты, содержащие цинк.

  1. «Арсенал» знаний.

Так уже наш мозг устроен, что без тренировок никак. Вы задумывались над тем, почему первые месяцы учебного года отведены для повторения? Дело в том, что за лето дети забывают часть пройденного раньше материала. Пока каникулы не закончились, можно в спокойном темпе «разбудить» мозг путем пролистывания тетрадок за прошлый год. Если ребенок планирует посещать секции или кружки, то по возможности отправьте его заниматься еще летом.

  1. Социальные навыки.

Некоторым детям трудно возвращаться в коллектив. Особенно, если каникулы они провели в относительном уединении. Выход – встретиться классом еще в августе. Заняться можно чем угодно: сходить в кино, на пикник или поиграть в игры.

  1. «Отпечаток» в классе.

Адаптация к школе пройдет легче, если ребенок принесет с собой в класс что-то домашнее. Как вариант, книгу или вазон.

  1. Позитивный настрой.

«Опять школа, ничего хорошего меня не ожидает» — с таким настроем за парты отправляются немало учеников. Как помочь маленьким пессимистам? Предложите вспомнить все приятные моменты каникул. Переведите внимание из негатива на позитив. Можно сделать коллаж из веселых фотографий или записать приятные воспоминания в «дневник лета».

  1. Праздник завершения каникул.

Всегда проще адаптироваться к новому, если на старом поставить точку. Помогите ребенку красиво завершить каникулы. Он был в лагере или у бабушки? Встретьте его подарком, сладостями или букетом шариков. Возраст ученика не имеет значения, главное – сделать сюрприз.

  1. «Он уже не тот».

За лето ребенок меняется. Особенно, если каникулы он провел в лагере или в другом месте вдали от вас. У него появились новые знакомства, знания, возможно – первая любовь. Относитесь с уважением к чувствам ребенка. Примите их, будьте другом. Умейте хранить тайны, которые вам доверят. Не исключено, что сейчас ваше чадо переживает огромный спектр эмоций. Это может повлиять и на успеваемость. Если чувствуете, что ваша власть над ребенком слабеет, не возвращайте ее «силой». Примите новый уровень ваших взаимоотношений.

  1. Школьная ярмарка.

Подготовка к новому учебному году не обходится без покупки канцелярских принадлежностей, школьной формы и других полезных вещей. Если есть возможность – позвольте ребенку самому выбирать себе вещи. Конечно, в пределах разумного.

  1. Школа – отдельно, дом – отдельно.

Дом – это безопасное пространство. Не делайте его продолжением школы, поддерживайте ребенка.

  1. «Да я ради тебя…».

Вы хотите для ребенка самого лучшего, это нормально. Но не жертвуйте собой. Отдавая «все», вы отдаете и непереносимую ответственность за результат. Таким образом, вы лишаете ребенка радости. Не становитесь «жертвой», ищите компромисс. Будьте примером. Требуете от ребенка уважения? Уважайте его. Требуете заниматься спортом? Делайте утреннюю гимнастику.

  1. Школьные оценки субъективны.

Оценки в дневнике не всегда отражают реальные знания ребенка. Просто помните об этом.

В школе ребенок проводит большую часть времени. Но не все. За стенами учебного заведения его должна ждать интересная жизнь. Именно в ней он черпает вдохновение для покорения новых высот и счастливого взросления. Удачной адаптации к школе! И помните, что нет идеальных систем: образование не исключение.

По материалам сайта life.pravda.com.ua