Квадратный корень и его свойства как решать. Арифметический квадратный корень и его свойства. Почему так важно изучать теорию по математике не только для тех, кто сдает ЕГЭ

Любой народ нуждается в героях. Но еще более нуждается в них государственная власть. С помощью культов, мифов, легенд куда легче направлять общественное сознание в нужных направлениях. Одним из эффектных и эффективных исторических инструментов в России ХХ века стала тема декабристского движения. Помните хрестоматийное ленинское - «Декабристы разбудили Герцена»?..

Чтобы превратить историческое событие в культ или легенду, требуется следовать одному обязательному правилу. Правилу упрощения. Потому как культ - это цельное произведение искусства пропаганды. Это монолитное представление народа о чем-либо или о ком-либо. Культ не терпит споров, противоречий, версий, толкований.

Нечто подобное произошло с историческим явлением, получившим название «декабризм». Об этом явлении в России знает, вероятно, каждый грамотный человек, добравшийся до школьного аттестата зрелости. Но весьма немногие утруждают себя чтением работ профессиональных историков, занимавшихся этой проблематикой, в том числе и корифеев темы в советское время - Лотмана, Нечкиной, Эйдельмана. Еще меньше людей, уверен, считают нужным ознакомиться с довольно богатым мемуарным наследием самих участников событий 1825-1826 годов - Лунина, Трубецкого, Пущина, Фонвизина, Якушкина, Розена, Горбачевского и других. Все это, вместе взятое, заменяют обывателю художественный фильм режиссера Мотыля «Звезда пленительного счастья» и странички учебников истории. Романтика накладывается на сухие обобщения, и в результате - люди живут легендой, подкрепленной скупым фактическим материалом.

Итак, несколько ключевых тезисов, на которых и зиждется наше представление о декабризме и декабристах.

Будущие декабристы прошли Отечественную войну 1812 года и Заграничные походы 1813-1814 годов.

Необходимость революционных изменений - это результат сравнения жизни в продвинутой Европе и в собственной державе не в пользу последней.

Декабристы - пионеры российского революционного движения.

Декабристы - представители дворянской знати и военной элиты.

Декабристов было много.

Декабристы были благородны, чисты и бескорыстны в помыслах.

Декабристы были жестоко наказаны и страдали в острогах и казематах долгие годы.

Война не для всех

«Мы были дети 12-го года». Так писал декабрист Матвей Муравьев-Апостол. Фраза превратилась со временем в афоризм. То есть в нечто бесспорное. И легла кирпичиком в фундамент культа. Сдается, отставной подполковник Полтавского пехотного полка имел в виду следующее: Отечественная война повлияла на жизнь и сознание каждого, ее заставшего, независимо от возраста. Однако впоследствии интерпретаторы добились иного восприятия этого афоризма. Мол, будущие декабристы прошли войну и как победители в оной надеялись, что плоды этой победы приведут к радикальным изменениям российской жизни. Проще говоря, насмотрелись на Европу и решили навести дома такой же порядок.

По делу «14 декабря» привлекли 579 человек (не считая солдат мятежных полков. - Прим. авт.). Привлекли бы еще некоторых, но одни к моменту восстания на Сенатской площади уже умерли, кто-то навсегда задержался в той самой Европе, а генерал Дмитриев-Мамонов сошел с ума за четыре года до событий. К суду привлекли 121 человека, еще 120 человек были наказаны по личному распоряжению государя вне рамок приговора.

А теперь давайте посмотрим, кто из декабристов и причисленных к ним имел боевой опыт Наполеоновских войн. От общего числа в 579 человек - 88. Из 240 наказанных в той или иной форме - 43. Из 120 осужденных специальной комиссией - 36. Вывод напрашивается сам собой: большая часть декабристов пороху не нюхали и о войне, а также европейских впечатлениях офицеров армии-победительницы могли судить только по рассказам старших товарищей. Исключая, разумеется, тех, кто учился или путешествовал по той же Европе после наполеоновского кошмара.

Да и сам боевой опыт бывает разный. Были среди участников тайных обществ кавалеры ордена Святого Георгия - осужденные Волконский, Повало-Швейковский и оправданные Гагарин и Акинфиев (Акинфов). Якушкин награжден солдатским «Георгием» за Бородинское сражение. В течение Наполеоновских войн 20 участников тайных обществ получили Золотое оружие с надписью «За храбрость». Причем тот же Повало-Швейковский такой награды удостоен дважды. Но были и такие, кто на войну попал, но под самый конец, и толком отличиться не успел. Как, например, один из главных деятелей Северного общества, Рылеев.

Завершим военную тему также статистикой, связанной с утверждением, будто радикальными политическими идеями в период 1815-1825 годов было охвачено значительное число офицерства. Не стоит путать «кухонные» разговоры господ офицеров о несовершенстве мира с системной политической оппозиционной работой. Говорили как всегда в России много и многие. А кто делал? На Сенатскую площадь солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и Гвардейского флотского экипажа вывели 30 офицеров. По большей части - поручики. В бунте Черниговского полка на Украине участвовало 9 офицеров. А сколько их было всего в России в 1825 году? По официальным данным, только в сухопутных войсках насчитывалось 25 919 человек в эполетах. Насчет военной элиты - тоже статистика не в пользу культа. Четыре генерал-майора, 11 полковников (по гвардии - только один: Трубецкой). Частью - отставные. Далее - ротмистры, капитаны, поручики, мичманы, корнеты…

Тут же уместно поговорить об аристократичности декабристских обществ. Апологеты этой точки зрения сразу начинают оперировать титулами и поминают князей Волконского и Трубецкого. Верно делают - Рюриковичи, Гедеминовичи… От себя могу добавить, что имелось среди заговорщиков по одному Шаховскому, Одоевскому, Оболенскому. Всего - 15 представителей титулованной знати: 8 князей, 4 барона и 3 графа. Встречались и носители столбовых дворянских фамилий - Бестужевы, Муравьевы, Пущин, Мусин-Пушкин, Нарышкин. В список «121» попали, однако, не все. А в списке этом по большей части фамилии хоть и дворянские, но с весьма скромными родовыми древами.

Пионеры и декабрята

Отчасти правы те, кто утверждает, что декабризм - это политическое движение молодых. В том смысле, что большинство участников тех событий - люди в возрасте до 30 лет. Но что касается руководителей, идеологов, авторитетов движения, то тут картина совершенно иная. По меркам начала XIX века генералы и полковники, которым за 30, это уже совсем не молодежь. Скорее, люди пожившие. Вспомним Пушкина, который считал себя в 35 лет уже чуть ли не стариком. Двести лет назад взрослая жизнь начиналась рано. Казненный в 24 года декабрист Бестужев-Рюмин вступил в службу юнкером Кавалергардского полка в 17 лет…

Итак, в 1825 году Пестелю - 32 года, Волконскому - 37, Юшневскому - 39, Трубецкому - 35, Фонвизину - 38, Батенькову - 32, Повало-Швейковскому - 38, Якушкину - 31, Лунину - 38, Николаю Тургеневу - 36, Никите Муравьеву - 30.

Другое дело, что почти все они оказались в политической оппозиции задолго до того, как появились Северное и Южное тайные общества.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, кого же именно можно и нужно называть декабристами. Одна точка зрения - только тех, кто принял непосредственное участие в декабрьских событиях 1825 года в Петербурге и январском походе Черниговского пехотного полка 1826 года. Другая - всех претерпевших от власти за участие в тайных обществах. Обе стороны имеют слабости.

В первом случае кем прикажете считать Лунина, одну из самых ярких фигур движения, пострадавшего не в пример другим? Ведь во время «сенатского стояния» полковник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка находился в Варшаве, при штабе великого князя Константина Павловича, который, к слову сказать, относился к Лунину с большим пиететом.

Во втором же случае первыми декабристами, то бишь пионерами движения, надо считать вовсе не создателя «Русской правды» Пестеля, не руководителя Северного общества Рылеева, а генерала Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова вкупе с Владимиром Раевским. Первые двое еще в 1814 году организовали тайное общество «Орден русских рыцарей» («Орден рыцарей русского креста»). В него вошли такие любопытные личности, как Денис Давыдов, Александр Бенкендорф, Николай Тургенев. В программных документах общества, составлением которых занимался Дмитриев-Мамонов, имелись политические разработки весьма предметного и радикального плана. Конституционная монархия, двухпалатный парламент, депутатская квота от крестьянства и так далее.

Раевский до 1816 года организовал в Каменец-Подольском тайный офицерский кружок «Железные кольца». Это уже потом он сдружился с Волконским, Пестелем, Орловым и оказался в «Союзе благоденствия», основанном в 1818 году. В 1822-м Раевского арестовали, приговорили к смертной казни. Правда, приговор не был приведен в исполнение. Пять лет Раевский провел в одиночном заключении, а потом был выслан в Сибирь. Многие исследователи называют его «первым декабристом».


Примерно в это же время в Петербурге возникли две офицерские артели: в лейб-гвардии Семеновском полку и в Генеральном штабе. Впрочем, члены этих артелей, среди которых были автор «северной Конституции» Никита Муравьев и Якушкин, пока ограничивались только дискуссиями.

В 1816 году в Петербурге появилось протодекабристское тайное общество - «Союз спасения», основанное братьями Муравьевыми, Трубецким, Якушкиным и братьями Муравьевыми-Апостолами. Существовало оно недолго, всего полтора года. Участники не пришли к единому мнению по вопросу о цареубийстве. Всего пятнадцать лет прошло с кровавой кончины императора Павла в Михайловском замке. И методы, использованные заговорщиками тогда, еще не казались такими уж устаревшими.

В 1818 году возникла более многочисленная организация - «Союз благоденствия». Она насчитывала более 200 членов, имела исполнительный и контрольный органы. Строго говоря, тайным это общество назвать уже трудно. В царском дворце имелась информация на сей счет. Да и сами члены общества не слишком скрывались, ведя в основном просветительскую и пропагандистскую деятельность. В свою очередь, и «Союз благоденствия» приказал долго жить по причине внутренних разногласий. К 1820 году оформились два центра силы: радикальное, призывающее к силовым действиям, и «конституционное».

Только в 1821 году на базе петербургского центра и Тульчинской управы «Союза благоденствия» появились Северное и Южное тайные общества. На протяжении всех девяти лет - от «Союза спасения» - в руководстве обществами мелькают в основном одни и те же фамилии: Никита Муравьев, Пестель, Трубецкой, Муравьевы-Апостолы, Якушкин, Николай Тургенев, Лунин, Оболенский, Шаховской, Пущин…

Казалось бы, должен был накопиться значительный политический опыт. Однако основой основ являлись теоретические споры: монархия или республика, низвержение царя или физическое уничтожение императорской фамилии, бунт или неспешная подготовка общественного мнения к необходимости изменений? И это притом, что поводов для активизации хватало. Одно «Семеновское дело» в 1820 году профессиональные революционеры наверняка бы использовали для радикализации процесса. Ничего себе, любимый гвардейский полк царя Александра восстал в полном составе! Да и самого императора в те дни не было в стране…

Наконец, изрядно хромала конспирация. Списки членов тайных обществ имелись в распоряжении Александра I. Незадолго до восстания в 1825 году планы «Юга» выдал непосредственный подчиненный Пестеля, им же принятый в общество, капитан Вятского пехотного полка Майборода. К нему присоединился чиновник Южных военных поселений некто Бошняк и унтер-офицер 3-го Украинского уланского полка Шервуд. В Петербурге соответствующее письмо великому князю Николаю Павловичу принес Ростовцев, близкий товарищ и сослуживец декабриста Оболенского. В последнем случае и Оболенский, и Рылеев знали о предполагаемом визите Ростовцева к Николаю, но даже не попытались ему воспрепятствовать.

Последовавшие события на Сенатской и под Васильковом лишь подтверждают абсолютную незрелость «пионеров русской революции» и в политическом, и в организационном плане. Если вспомнить иерархию молодежно-детских общественно-политических структур в СССР, то сверху вниз они располагались так: комсомол, пионеры, октябрята. По степени готовности к серьезному делу декабристы ближе к последним. Декабрята, одним словом.

Европейский опыт


В путешествиях каждый, как известно, видит то, что хочет видеть. Кому музеи, кому бутики, кому «все включено» на пляжах-близнецах. Расхожий тезис о том, что будущие декабристы насмотрелись во время военных походов европейских свобод и прогресса, не так уж одномерен. Разумеется, отличия в сравнении с Россией найти нетрудно. Но значит ли сие, что в России все было плохо, а в Европе - все хорошо. Речь не только и не столько о бытовой стороне жизни. Ведь офицеры наблюдали и политический уклад, и административное устройство, и экономические модели.

Давайте попробуем взглянуть на Европу тех лет спокойно. Начнем с государственных образований на континенте. Удрученные после эпохи Великих географических открытий и разоренные Наполеоном Испания и Португалия - монархии. Лоскутная Италия единого государства не представляла, ее Север принадлежал австрийскому трону, в Риме - папская власть. Балканы - под Османской империей со всеми вытекающими последствиями, в том числе - работорговлей. Германии как целостной страны нет. Есть мини-монархии и растоптанная Бонапартом Пруссия. Австрия в своих славянских пределах - жестокий колонизатор. Бельгия только появлялась, опять-таки с монархическим правлением. Франция после революции и двадцати лет непрерывных войн обессилела, но обрела исчезнувших, казалось бы, Бурбонов. Скандинавия? Но шведы еще даже не начали цивилизовывать норвежские фьорды, а Россия - облагораживать доставшуюся ей Финляндию. Польши по-прежнему нет. Работорговля в Голландии отменена в 1814 году.

Ах да, еще Британия с ее патологической страстью к свободе! Очевидной на самом острове, но, мягко говоря, еле тлеющей в колониях, занимающих полсвета. Кстати, прогрессивная Франция отменила рабство в колонии Мадагаскар в… 1896-м. Так, на всякий случай.

Строго говоря, после победы над Наполеоном и завершением Венского конгресса «европейский концерт» заиграл монархические мелодии. А идеологи декабризма озаботились республиканскими мотивами! В связи с необходимостью избавить страну от крепостного права.

Политическая логика в большинстве предложений не просматривалась. Были на тот момент монархии, свободные от внутреннего рабства. Та же Британия. Были и республики, в которых рабовладение сохранялось. Например, США. И уж совсем непонятно, почему у революции обязательно должны быть жертвы. Влияние французской гильотины?

В житейском смысле логики тоже было немного. Ратуя за личную свободу русского крестьянства, лидеры Северного и Южного обществ собственных крепостных волей не порадовали. Говорить об этом говорили, но до дела не дошло.

Может, отчасти причина в том, что из 120 осужденных по делу о «14 декабря» 23 человека являлись членами русских масонских лож? Да не случайные подпоручики, а, например, Пестель, Тургенев, Рылеев, Волконский, Трубецкой, Сергей Муравьев-Апостол, Шаховской…

После возвращения армии из Европы масонство в России стало модным. Словно парижские шмотки, приволокли его с собой из Франции. Тысячи офицеров вступали в ложи не только в Петербурге, но и на окраинах империи. Многие вскоре из лож вышли. Но не все. Ушли те, кого привлекла обрядовая мишура. Остались те, кто разделил идеи или с помощью мощной масонской пружины собрался сделать карьеру.

О влиянии масонства на лидеров декабризма размышлял в свое время великий философ Николай Бердяев. Но куда любопытнее свидетельство такого «друга России», как австрийский канцлер князь Меттерних. А он, между прочим, писал, что «дело 14 декабря - не изолированный факт… Выяснится, что нити замысла ведут в тайные общества и что они прикрывались масонскими формами».

Так, может быть, для некоторых декабристских деятелей революционные идеи вовсе не являлись самодостаточными? И во главе угла стояла совершенно иная задача - лишить Россию сильной самодержавной власти, ослабить нового мирового лидера, ставшего вровень с Англией? И тогда логика появляется.

О бедных гусарах

К слову, гусары среди осужденных декабристов присутствовали. Аж пятеро. Но дело не в гусарах, а в том, что всех без исключения участников мятежа принято считать за рыцарей без страха и упрека. Законы легенды, ничего не скажешь. Вот и помалкивали творцы мифа десятилетиями.

Самый очевидный вопрос нравственного свойства - вопрос о воинской присяге. Некоторые простодушно интересуются: раз декабристы в большинстве своем были офицерами, значит, давали присягу? И получают суровую отповедь от апологетов культа: восстание как раз и случилось тогда, когда их и ведомых ими солдат собирались привести к присяге новому императору - Николаю Павловичу. А они - отказывались.

Лукавство в том, что правила воинской клятвы в империи отличались от ныне действующих и действовавших в СССР. Начиная с 1918 года солдаты и офицеры присягают один раз - на верность государству. Ранее существовала иная практика: присягали всякий раз, когда на престол восходил новый государь. Эту систему ввел еще Петр Великий. И присягали именно государю как хозяину земли русской. Поэтому когда после смерти Александра I возникла необходимость присягнуть новому царю, появилась коллизия: какому именно? Константин на трон не претендовал, но о решении Александра Павловича передать престол Николаю знали единицы. Собственно, до критического момента об этом не ведал и сам Николай. Казалось бы, все логично: декабристы использовали шанс на протест и после смерти Александра во время 17-дневного междуцарствия от присяги были свободны.

Ан нет! Аргументация не работает. Ибо в свое время подавляющее большинство участников тайных обществ присягали на верность Александру. Но планы по физическому устранению царя, захвату власти и смене режима вынашивались в обществах задолго до смерти государя в Таганроге осенью 1825 года. Значит, даже в сугубо формальном смысле измена налицо.

Теперь - о частностях. Все шишки обыкновенно падают на князя Сергея Трубецкого. Это ведь он, будучи диктатором восстания, не явился на Сенатскую площадь к взбунтовавшимся ротам. И правильно. Неслучайно ныне живущий князь Александр Трубецкой говорит о том, что его род принес Отчизне много славы и пользы. Вот только одного представителя рода не принято в семье вспоминать ни при каких обстоятельствах. Но разве только Сергей Трубецкой проявил в дни мятежа и, особенно, в дни расследования не самые высокие нравственные качества?

Есть общеизвестные факты. В последний момент бретер и записной храбрец Якубович отказался от обещания захватить Зимний дворец. Пылавший вечным гневом Каховский не решился стрелять в Николая Павловича. Рылеев и Оболенский, зная о том, что в канун восстания Ростовцев собрался передать всю информацию властям, не предупредили об этом остальных, хотя и понимали, на что обрекают молодых поручиков, коим было велено поднять роты на бунт. Романтический герой Анненков, столь обаятельно сыгранный Костолевским в «Звезде пленительного счастья», принял участие в событиях 14 декабря во главе своего взвода в верном государю Кавалергардском полку.

На юге ситуация была не лучше. Насколько безответственным человеком надо быть, чтобы, зная о стартовавшем разгроме тайных обществ, взбунтовать Черниговский пехотный полк и отправить солдат на безнадежную авантюру? А ведь именно так поступил Сергей Муравьев-Апостол.


Но ведь отступления от нравственных принципов позволяли себе некоторые декабристы не только на пике событий, когда эмоции бьют через край и возможны непредсказуемые поступки. Пестель рационально и последовательно расходовал внушительные суммы, отпускаемые на обеспечение вверенного ему Вятского полка, на обеспечение совершенно другого рода: по дороге с Украины в Петербург создавались тайные склады с провиантом и фуражом. В этом процессе ему активно помогал генерал-интендант 2-й армии Юшневский. Я это не к тому, что они поступали неправильно. Наоборот, совершенно правильно, раз поставили себе цель свершить переворот. Это я к тому, что превращать всех до одного декабристов в моральные эталоны все-таки не стоит. Равно как не стоит отказывать некоторым из них в благородстве помыслов, воинской храбрости и личной порядочности.

В заключении

Вернемся к той самой «Звезде пленительного счастья». Изможденные и больные бывшие князья Волконский и Трубецкой с кирками в шахтах рудника. Потерявший былой шарм вчерашний кавалергард Анненков в тюремной власянице…

Всякое было. Особенно - поначалу. Да и как не понять государя Николая Павловича, которому на момент восстания было всего-то 29 лет, когда раз за разом на допросах ему в глаза рассказывали, как собирались уничтожить и его самого, и всю его семью.

Но стоны сторонников культа о жестокостях судебного приговора и невыносимых условиях содержания декабристов на каторге - это тоже перебор. К смертной казни приговорили пятерых. К каторжным работам на разные сроки - 87 человек. Из них 15 - на год. Остальные отправились в Сибирь на поселение. Многих каторжан вскоре перевели рядовыми на Кавказ, заниматься привычным делом - служить в армии. Да, воевать с горцами, но это то самое, к чему военные себя и готовят, выбирая армейскую стезю.

К 1840 году все остававшиеся в Сибири, в том числе и приговоренные к 20-летней каторге, вышли на поселение. Особняком стоят лишь судьбы Батенькова и Михаила Лунина, скончавшегося в Акатуйском остроге в 1845 году и через публикации в печати продолжавшего апеллировать к власти.

Впрочем, о житье-бытье в казематах и острогах пусть лучше расскажут сами декабристы.

Иван Анненков вспоминал, что «в Выборге сидеть было довольно сносно… Там всегда было вино, потому что у меня были деньги… Чувствительные немки, узнав о моей участи... присылали выборгских кренделей и разной провизии…».

Сергей Трубецкой о дороге на каторгу: «Император приказал нас отвезти в Сибирь, в каторжную работу, закованными. Нам надели кандалы и посадили в телеги с жандармами. В Пелле (первая станция по дороге в Сибирь) я нашел жену мою и брата Александра… Мы пробыли вместе два часа. Свежий воздух укрепил меня, и, невзирая на скорую езду и тряску кибитки, я приехал в Иркутск совершенно здоровый».

Николай Лорер писал о времени в читинском остроге: «На работу мы выходили, кроме воскресных и праздничных дней, ежедневно около 9 часов утра, и она продолжалась по 2 часа утром и по 2 часа вечером… Правду сказать, работы наши не были очень обременительны, и мы, запасшись книгами, проводили большую часть времени в чтении и даже разговорах…»

Повторюсь, всякое бывало. И страницы некоторых мемуаров читать нелегко. Но ведь речь в них идет не о детях 1812 года. О государственных преступниках 1825-го.

Армонас Станислав

Исследовательская работа ученика 9 класса на основе письменных источников - воспоминаний и мемуаров офицеров и солдат Отечественной войны

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки города Немана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

поселка Жилино

«Мы были дети 12-ого года».

Отечественная война, как один из факторов формирования декабристского движения

Выполнил:

Армонас Станислав, обучающийся 9 класса

МБОУ СОШ пос. Жилино

Руководитель:

Луста Елена Андреевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ пос.Жилино

г. Неман, 2015 год

Введение…………………………………………………………………….с.3

Глава I. Подъем русского национального самосознания в период Отечественной войны 1812 года……………………………………………………….с.5

Глава II. Влияние Отечественной войны 1812 года на становление людей «нового» типа……………………………………………………………….с.12

Вывод ……………………………………………………………………….с.17

Список источников…………………………………………………………с.18

Список литературы…………………………………………………………с.20

Введение

«Ужель страшиться нам могилы?

И лучше ль смерти плен отцов,

Ярем и стыд отчизны милой,

И власть надменных пришлецов?

Нет, нет, судьба нам меч вручила,

Чтобы покой отцов хранить…»

(В.Ф.Раевский)

«Мы были дети 12-го года» - так сказал С.И. Муравьев-Апостол о поколении декабристов, имея в виду, что Отечественная война 1812 года оказала решающее и судьбоносное влияние на формирование молодого поколения офицеров.

В войне 1812 года участвовало более ста будущих декабристов, 65 человек из них насмерть сражались с врагом на поле Бородина. Не только в Бородинском, но и во всех других сражениях, участвовали будущие декабристы. Не было ни одного боя, где бы каждый из них не отличился. Горячие патриоты своей Родины, ушедшие в поход еще юношами, молодые русские офицеры, возвращались на Родину возмужавшими, пройдя большую социальную и политическую школу. Те идеи и мысли, которые наполняли их головы, не замедлили вылиться в декабристские лозунги и призывы. Они хотели бороться за лучшую долю для своего народа и Отечества.

Актуальность нашей работы заключается в неподдельном интересе к судьбе тех людей, которые несмотря ни на что посвятили свою жизнь Родине. В начале своей жизни они вместе со всем русским народом защищали Россию от иноземных захватчиков, не жалея себя и желая внести свою лепту в общее дело. Многие из них закончили свою жизнь уже в мирное время, заботясь о благосостоянии своего народа, желая для него лучшей участи. Но их идеи были преждевременными, не поддержанными властями, поэтому судьба большинства из декабристов была трагичной.

В нашей работе мы хотим ответить на главный вопрос: «Какое влияние оказала Отечественная война на формирование «нового» типа офицера, по своей сути, будущего декабриста?».

Цель работы : выявить влияние войны 1812 года на формирование русского национального самосознания и становление человека «нового» типа.

Для этого поставим перед собой следующие задачи:

  1. проследить процесс подъема национального самосознания в Отечественной войне 1812 года, как одного из факторов формирования в будущем декабристского движения;
  2. выявить особенности восприятия войны молодыми русскими офицерами;
  3. выяснить причины побудившие молодых офицеров в дальнейшем выйти на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

Объектом нашего исследования является Отечественная война 1812 года, как один решающих факторов формирования декабристского движения.

Предмет нашей работы – это люди «нового» типа, сформированные в ожесточенных боях за Родину, молодые русские офицеры, будущие декабристы.

Структура нашего реферата состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Подъем русского национального самосознания в период Отечественной войны 1812 года

Война 1812 года, без сомнения, стала причиной подъема русского национального самосознания. Все русское общество проснулось ото сна и поднялось на борьбу с иноземными завоевателями. Ни одна социальная группа или слой населения не остались равнодушными к общему делу защиты Родины. И это не просто красивые слова, а реальное положение дел в то время.

В доказательство приведем отрывок из воспоминаний современника – Г. П. Мешетича: « Уже бояре, дворянство и народ волнуются слухами о приближении неприятеля к древней столице…» , «…Дворянство спешит к своему усердию и службе, духовенство к своим мольбам к Богу…» . Таким образом, мы видим, что с самого начала война 1812 года приобрела всеобщий, народный характер, вследствие чего в русском обществе начало зарождаться чувство необходимости единения и сплочения всего народа. Цель этой главы заключается в том, чтобы выявить влияние войны 1812 года на формирование русского национального самосознания.

Итак, для начала перейдем к причинам, обусловившим процесс подъема национального самосознания. В первую очередь, этот процесс был связан с тем, что французские войска вторглись на территорию России и начали активное продвижение к самому её сердцу – Москве. Как писал в своих воспоминаниях Ф.Н. Глинка: « С каждым днем, и для самых отдаленных мест от полей битв, более и более ощутительно становилось присутствие чего то чуждого, чего то постороннего, не нашего…» . Это знакомство народа с чуждым для них бытом, нравами и законами, привело к тому, что усилило дихотомию «свой – чужой». Русский народ уже начинает осознавать, что есть «наше», которое надо защищать и охранять от иноземных захватчиков. А «чуждое», «не наше» должно быть искоренено из «здорового тела России», в виде «страшной занозы» , которая разлагает ее части. В этой связи появляется ненависть и недоверие к иностранцам, на них ставится ярлык изменника.

Так В.В. Вяземский говорит: «Интриги в армиях – не мудрено: наполнены иностранцами, командуемы выскочками…» , тем самым показывая, что все неудачи русской армии идут только от иноземцев. Итак, осознание себя единым народом, с общими целями и задачами, было напрямую связано с вторжением французов на территорию России. Последовавшие затем разгромы, пожары, уничтожения городов, сел, дорог, двигавшимися вглубь России французскими войсками, усугубили положение всего народа.

В обществе возникают «важные и таинственные мысли о временах апокалипсических», временах последних, в которых роль России, как единой и могучей нации огромна и значительна. Если пожары, разруха в городах не внушали некоторым предчувствий конца света, то всеобщее перемещение «гражданского мира» до конца усиливала эти чувства. Как пишет в своих воспоминаниях Ф.Н.Глинка: « Неаполь, Италия и Польша очутились среди России!...люди с берегов Вислы, Варты и Немана шли, тянулись по нашей столбовой дороге в Москву, ночевали в наших русских избах…» . Эта картина, конечно же, внушала ощущение чего то особенного, судьбоносного. В дворянских кругах рождается идея избранности России, особенно усилившаяся после пожара в Москве.

А.П. Ермолов, очевидец и участник всех этих событий, писал: «Пятнадцать лет побеждая все противоборствующие народы, в торжестве проходил Наполеон столицы их; чрез Москву назначен путь к падению славы его и могущества!» . Москву русский народ «великодушно жертвует общей пользе» . Таким образом, Россия удостаивается почетного права – стать победительницей Франции и освободительницей мира, а Москве уготована великая честь стать жертвой ради спасения человечества. Таковы были настроения в дворянских кругах, а что же происходило с народом? Государство и церковь взяли на себя функцию формирования патриотических настроений в народной среде посредством воззваний, обращений, афишек.

Воззвания к населению были чисто символичными, основанными на библейских историях. Например, Ф.Н. Глинка приводит в своих воспоминаниях обращение Митрополита Платона к Императору Александру: « Покусится враг простерьть оружие свое за Днепр, и этот Фараон погрязнет здесь с полчищем своим, яко в Черном море…» . Такое сравнение, конечно же, имело на простой, религиозный народ большое эмоциональное воздействие и усиливало в их рядах уверенность в своей силе и непобедимости, а главное – избранности. Обращения и воззвания к народу были одним из основных методов пробуждения в нем национального чувства и долга перед страной.

Приведем отрывок из обращения М.И. Кутузова к жителям Смоленской губернии от 20 августа 1812 года: « Вы исторгнутые из жилищ ваших, но верою и верностию твердые сердца ваши связаны с нами священными, крепчайшими узами единоверия, родства и единого племени…Таковы россияне! Царство Российское издревле было едина душа и едино тело…» .

Мы считаем, что такие воззвания сыграли заметную роль в поднятии общего духа нации, который был просто необходим для борьбы с французами. Народ не остается равнодушным к правительственным воззваниям, рядовые люди готовы умереть «за царя и веру» .

Что мы видим? Во – первых, диалог власти и народа. Уже одно то, что он вообще состоялся, является примечательным, но как видим, диалог не только состоялся, но и привел к взаимному согласию. Власть, армия, церковь, простой народ – все оказались зависимыми друг от друга. И эта самая зависимость и привела их к единству и сплочению, так как они осознавали, что только вместе могут противостоять французам. Во – вторых, произошло то, что называется «возврат к корням», к предкам. Власть видела, что в возврате к старым «лучшим» порядкам кроется успех нации. Не случайно во многих воззваниях присутствовало имя А.В. Суворова, в которых он выступает национальным героем и идеалом русского человека.

Что же происходило дальше с народом, после выдвижения правительственных воззваний? Г.П. Мешетич пишет: « Полились реками пожертвования, переделываются земледельческие орудия на смертоносное оружие, вооружаются ополчения и отправляются против врагов своей земли…» . Мы видим из этого отрывка, что война принимает всеобщий, народный характер. Народ оказывал сознательно помощь и поддержку в общем деле, так как осознавал, что он не просто крестьянин, горожанин, зависимый или свободный, но он еще и «россиянин», «русский». Этот факт дает ему, народу, равные права, а, следовательно, и обязанности в общем деле защиты Родины. В народной войне происходит сближение офицерского корпуса и простого народа, в доказательство приведем отрывок из воспоминаний основоположника партизанского движения, Д.Давыдова: «…в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и одежде…» . То есть, не на словах, а на деле происходит размывание границ между разными слоями населения, в условиях внешней опасности. Также как и в самой армии происходит сближение солдат и офицеров.

Какое же влияние война 1812 года оказала на нашу страну? Выше мы отмечали, что Ф.Н. Глинка говорит о «здоровом теле России», разлагаемом «чуждым неприязненным бытом», то есть война в его понимании разрушила здоровые общественные отношения и связи внутри страны.

В.В. Вяземский видит это немного по-другому. Он говорит, что Россия, до войны 1812 года, из – за заимствований у Запада эталонов и моделей, потеряла свою историческую сущность и оригинальность. «Карактер русских теперь составлен их карактеров всех наций: из французской лживости, гишпанской гордости, италианской распутности,…, - а старый карактер русский называется мизантропиею, нелюдимостью и даже свинством» .

В.В. Вяземский призывает русский народ вернуться к старому, «русскому» характеру, а не уподобляться другим народам, заимствуя их национальные черты. Войну 1812 года он видит как спасение для русского характера, возможность возрождения русской нравственности и порядка : «…сие самое нещастье России может возвратить русским прежнюю твердость духа, прежнюю ндравственность. Изгнание иностранцев – и Россия еще будет или теперешнею Англиею или российский государь превзойдет теперешнего Наполеона» .

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: несчастье России в виде вторжения Наполеона, окупается с избытком тем, что Россия обновляется, возвращает себе исконно русский характер, освобождаясь от иностранных веяний во всех сферах общества, будь то духовная, политическая или культурная. Таким образом, Наполеон играет положительную роль и во всей игре он выступает только пешкой, нужной для возрождения былого величия русского народа, величие которого состоит в возврате к прошлому. Только в изучении прошлого своей страны, опыта своих предков, можно найти правильное решение, а не в заимствовании чужеземных порядков и традиций.

Итак, сила русского народа в единстве – это понимали все; если говорить в частности об армии – от солдата до генерала. Объединение всех корпусов воспринималось гораздо шире; это значило, что хоть и в рамках армии, русский народ един и действует сплоченно. Примечательно будет привести здесь отрывок из воспоминаний Ф.Н. Глинки, говорившем о реакции солдат на соединение корпусов: «…прежде мы были так! – говорили они разжимая кулак и расставляя пальцы, - теперь мы, - говорили они, сжимая пальцы и свертывая ладонь в кулак, - вот как! Так пора же дать французу: вот этак!» .

Это сравнение солдат русской армии с распростертую рукой и свернутым кулаком было очень «по-русски», пишет Ф.Н. Глинка, или по крайней мере по-солдатски. Но оно как нельзя лучше подходило под настроения и состояние русского общества.

В том же смысле можно сравнить не только разъединенность корпусов в армии до войны 1812 года, но и разобщенность всего русского общества. Только объединив воедино всю Россию, оно смогло противостоять общему врагу и сохранить независимость. Мы пришли к следующим выводам: подъем русского национального самосознания не был односторонним и однозначным процессом. Этот процесс проходил в жестких условиях иноземного вторжения. Именно внешний фактор оказал решающее влияние на взрыв патриотизма в русском обществе, которое не замедлило подняться на борьбу с общим врагом. Однако и внутри страны происходили процессы, которые активизировали процесс формирования русского национального самосознания, - это правительственные и церковные воззвания к населению, которые побуждали его к активной борьбе.

В чем же заключается неоднозначность этого процесса? С одной стороны, в результате войны страна понесла большие людские и материальные потери, а с другой, она привела к возрождению русского национального характера. Цена была велика, это бесспорно, но цель была достигнута: русское общество, полностью – от крестьянина до дворянина, осознали себя частью единого целого, частью нужной и способной послужить для общего блага. Каждый «россиянин» стремился внести свою лепту, какой бы малой она ни была, в общее дело защиты Родины. Таким образом, война 1812 года для русского общества это, в первую очередь, война за национальное единство и самоопределение. Мы считаем, что не будь этой трудной, кровопролитной войны, возродившей к жизни национальное самосознание и принесшей близкое знакомство с культурой западных стран, то могло бы и не быть, такой главы в русской истории, как декабристское движение.

Глава II. Влияние Отечественной войны 1812 года на становление людей «нового» типа

В этой главе, мы хотим обратить внимание на особенности восприятия войны 1812 года молодым русским офицером. Ведь именно из рядов этих молодых людей затем вышли видные представители декабристского движения. Почему это произошло? Читая их воспоминания, удивляешься, насколько они сильно перекликаются между собою. Картины утомительных переходов, ночлежек, немногочисленных часов отдыха и постоянного отступления вглубь России, неразрывно сопровождались размышлениями и переживаниями. Содержание которых, начиналось от постановки вопроса о собственной роли во всех этих событиях и до такого животрепещущего момента, как дальнейшая судьба России.

Ни один из них не остался равнодушным, видя перед собой картины разрушенных и сожженных городов, повозок с раненными и страдающего мирного населения. Все, что молодой человек видел и воспринимал из той действительности, в которой находился, с помощью чувственных образов, не замедлило оказаться в его голове. Эти представления, направленные из сферы чувств в сферу разума, удивительно преломлялись, образуя совсем иные формы мироощущения и мировосприятия. Молодой офицер, оказавшийся на полях сражений, был предоставлен, в некотором смысле, самому себе. И тогда уже ничто не мешало ему по – своему интерпретировать происходившие события и делать собственные выводы. В моменты глубоких душевных переживаний, усугубляющихся постоянной опасностью, молодые офицеры начинали по иному, в отличие от «бывалых» офицеров, понимать и воспринимать действительность. В дальнейшем эти представления, сформировавшиеся на полях сражений, получили свое развитие и во время заграничных походов русской армии. Именно там русские офицеры могли видеть и сравнивать культуру, обычаи и порядки западных стран, тем самым понимая, насколько несовершенны русские законы, политика и тому подобное. В каком-то смысле они были покорены увиденным – им хотелось того же у себя в стране. Молодые офицеры и солдаты начали верить, что есть возможность что-то изменить к лучшему. Эта уверенность и пробудила к жизни декабристское движение.

Нельзя умалять той роли, которую сыграла война 1812 года в судьбе и сознании молодого русского офицера. Она стала определенным рубежом в их жизни, отделявшим чисто теоретический «патриотизм», который был вложен им с детства воспитанием и образованием, от патриотизма, приобретенного собственным опытом. Вот этот переход от теоретических конструкций к практике хотелось бы отметить. Как видел и представлял себе офицер, разворачивающиеся перед ним события? Как это отражалось в его сознании, какие чувства вызывало? Начнем с того, что немного затронем описание будней офицеров накануне вступления французов в Россию, чтобы лучше понять этот переход.

Одним словом, очень весело было господам офицерам даже в начале 1812 года, особенно тем, чьи полки стояли в Виленской, Гродненской и Минских губерниях – именно там, где летом развернулись боевые действия с французами. Очень ярко и с воодушевлением описывают свои походы по балам и светским раутам молодые офицеры, в частности Н.А. Дурова и И. фон Дрейлинг. «Бал у Тутолмина сменяется балом у Платера; мы танцуем поутру, мы танцуем ввечеру…» - пишет Надежда Андреевна. Приказ о переходе на военное положение и выступление в 24 часа, застал их врасплох. «Все у нас было поставлено на военную ногу. Весь полковой и офицерский багаж приказано было оставить…» - вспоминает И. фон Дрейлинг.

Объявление о вступлении России в войну с французами и приготовления, связанные с этим возбуждали в сердцах солдат и офицеров ожидание чего – то важного, судьбоносного. С трепетом и воодушевлением они включались в подготовку к военному быту. И. фон Дрейлинг так пишет о своих впечатлениях: «… Я чувствовал особый подъем, а сердце билось так сильно, что я его ощущал!» .

Возникает такое ощущение, как будто в армию вдохнули новую жизнь. Все осознавали опасность, грозящую России. Армия Наполеона устрашала своим видом и боевой подготовкой. В самых красочных выражениях офицеры описывают её: «..вид его воинства был страшнейший, броня оного блестящая и грозная, оружие тяжкое и ужасное…» . И в тоже время ставится вопрос: «Где взять силы? где взять столько войск, чтобы победить такое величайшее воинство?...» .

Что же видел и чувствовал русский офицер, постоянно отступая под напором французской армии? Ужас и отчаяние мирного населения, оставляющего свои дома из страха быть убитыми французами: женщин с младенцами на руках, малолетних детей рыдающих рядом с ними, раненных мужчин. «За царя и веру, против врага, восставшего на землю Русскую!» - разносилось по всем отдаленным местам России. Часто между русскими воинами, пишет Г.П. Мешетич, уставшими постоянно отступать, наблюдая при этом разгром и опустошение, были слышны разговоры о том, что «лучше остановиться, поразить врага или положить живот свой за отечество!» .

Бездействие тяготило и удручало их, они чувствовали себя виноватыми за беды и горе народа. Они не хотели компромисса, на выбор было только две крайности – победить врага или умереть с честью, защищая Родину. И. фон Дрейлинг вспоминает, как они наблюдали за возвращающимися с поля боя солдатами и экипажами с ранеными. Несмотря на то, что они были еле живыми и с трудом передвигались, они были героями, участвовавшими в великом деле защиты своей Родины. Этот факт вызывал зависть у тех, кто еще ни разу не участвовал в сражении и не проявил свой патриотизм на деле. « В первый раз видели мы, молодые солдаты, это зрелище и сожалели об одном, что не принимали в нем участия…» .

И. фон Дрейлинг говорит о том, что эта картина произвела огромное впечатление на молодых офицеров , тогда как «наши старые кирасиры спокойно спали, каждый под своей лошадью…». В этой связи хотелось бы привести отрывок из его же воспоминаний, как нельзя лучше отражающий то состояние, в котором находились пусть даже не весь офицерский состав, но большая его часть: « Закутавшись в плащ, привязав к руке поводья лошади, тихо лежал я – измученный, усталый, но спать не мог, и сердце напряженно ждало чего-то жуткого, таинственного; может быть, не я один, а все мы, молодежь, переживали в этот момент подобное, только не говорили об этом друг другу…» .

Почему же «старые кирасиры» спокойно спали? Возможно «старая закалка» времен Екатерины II была более эффективна во время военных действий, чем берущая начало от Павла, александровская система организации армии – муштра, парады и смотры? Не привыкшие к такому роду военному быту, молодые офицеры очень трудно приспосабливались к нему. Но может, причиной было то, что бывалые офицеры формировались как воины совершенно в других условиях? Не было французов, не было угрозы иноземного завоевания и таких масштабных военных действий.

Но однозначно одно – представления и образы, сформировавшиеся в то время в сознании молодых офицеров, отличались своеобразностью и уникальностью. У них возникли новые ценности и в дальнейшем они смогли, следуя своим внутренним чувствам и убеждениям, сформировавшимся именно во время постоянных переходов и на полях сражений, отстаивать их. Не просто так сказал С.И. Муравьев-Апостол о поколении декабристов: «Мы были дети двенадцатого года». Под этим выражением имеется глубокое основание, которые мы пытались отразить в своей работе. Спаянные фронтовой дружбой будущие декабристы обрели на войне бесценный опыт патриотизма, товарищества, чувство уважения к русскому народу и сопереживание ему, причастности к судьбе родины и глубокой ответственности за нее. Желание освободить страну от феодальной зависимости, видеть ее экономически процветающей, привело будущих декабристов, участников войны 1812 года, на Сенатскую площадь в Петербурге. На защиту своей страны от крепостной зависимости встали «лучшие люди из дворян», которым невыносимо было видеть свой народ, победивший в войне, задавленным помещичьим произволом.

Вывод

Война 1812 года вызвала подъем небывалого патриотизма и стремления до последней капли крови защищать свою Родину не только у прогрессивно настроенного русского дворянства, но и у простого народа. Русский народ осознал себя победителем. Люди надеялись на то, что их жизнь улучшится.

Однако Отечественная война 1812 года нанесла огромный экономический урон крепостной России. Чтобы вывести страну из разрухи царь и помещики усилили крепостнический гнет. Но выигравший войну народ не хотел больше быть рабом в своей стране. Все ждали перемен, но тщетно. В ответ на притеснения помещиков усилились крестьянские волнения в стране. Это были разрозненные, малочисленные всплески неповиновения. Крепостное крестьянство не в состоянии было самостоятельно справиться с самодержавно-крепостническими порядками. На защиту своей страны от крепостной зависимости встали «лучшие люди из дворян», которым невыносимо было видеть свой народ, победивший в войне, задавленным помещичьим произволом.

Таким образом, нельзя умалять той роли, которую сыграла война 1812 года в судьбе и сознании молодых русских офицеров. Она стала определенным рубежом в их жизни, отделившим чисто теоретический «патриотизм», который был вложен им с детства воспитанием и образованием, от патриотизма, приобретенного собственным опытом. Закаленные опытом в боях и Заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах, они имели свой план дальнейшего развития Российской империи. Однако эти люди не нашли себе поддержки в высших эшелонах власти и навсегда остались трагичной страницей русской истории.

Список источников

  1. Вяземский В.В. Журнал. //1812 год… Военные дневники / Cост., вступ.ст.: А.Г. Тартаковский. – М.: « Советская Россия», 1990. – С. 185 – 195.
  2. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера: Проза. Публицистика. Поэзия. Статьи. Письма. / Cост.: С.Серков, Ю. Удеревский. – М.: Московский рабочий, 1985. – 366 с.
  3. Давыдов Д.В. Военные записки / под ред. В. Орлова. – М.: Художественная литература, 1940. – 480 с.
  4. Дрейлинг И. Воспоминания участника войны 1812 года. // 1812 год. Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея/ Сост.: Ф.А. Петров [ и др.]. – М.: «Мысль», 1991. – С. 356 – 401.: ил.
  5. Дурова Н.А. Избранное / Cост., вступ. ст. и примеч. В.В. Афанасьева. – М.: Сов. Россия, 1984. – 440 с.
  6. Ермолов А.П. Записки генерала Ермолова, начальника Главного штаба 1-й Западной армии, в Отечественную войну 1812 года. // Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826 гг. / Cост.: В.А. Федорова. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 120 – 267.
  7. Кутузов М.И. Военно – боевая деятельность М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. //Кутузов М.И. Письма, записки / под ред. Н.Ф. Шахмагонов. – М.: Воениздат, 1989. – С. 294 – 453.
  8. Мешетич Г.П. Исторические записки войны россиян с французами и двадцатью племенами 1812 – 1815 г.// 1812 год. Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея/ Сост.: Ф.А. Петров [ и др.]. – М.: «Мысль», 1991. – С. 24 – 104.
  9. Паскевич И.Ф. Походные записки [ электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Paskevich/index.html / (дата обращения 15.04.2011)
  10. Петров М.М. Рассказы служившего в 1-м егерском полку… // 1812 год. Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея/ Сост.: Ф.А. Петров [ и др.]. – М.: «Мысль», 1991. – С. 104 - 330.: ил.
  11. Пущин П.С. Дневник Павла Пущина 1812 – 1814 г. [электронный ресурс] . – Режим доступа:
  12. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) [ электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/index.php / (дата обращения 12.02.2011)
  13. Лякин В.А. Мозырь в 1812 году. Историческая хроника. [ электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/1812/library/Lyakin/index.html / (дата обращения 11.05. 2011)
  14. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года / В.Г. Сироткин. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.: ил.
  15. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России / Н.А. Троицкий. – М.: Мысль, 1988. – 348 с.: ил.

Декабристы: «дети 1812 года»

26 (14) декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, оставшееся в истории как восстание декабристов. Этот день повлиял на все последующее развитие общественной мысли Российской Империи. Декабристы выступали против самодержавной власти, против крепостного права. Они верили в силу реформ.

В отечественной историографии неоднократно подчеркивалось, что на мировоззрение декабристов огромное влияние оказала Отечественная война 1812 года. Собственно, можно говорить о том, что именно эта война пробудила в будущих декабристах мысли о судьбе и положении своей родины и своих соотечественников всех сословий.

«Мы были дети 1812 года»

Многие декабристы были участниками войны 1812 года. Некоторые из них принимали активное участие в войне, заслужили немало наград. Среди них, например, Михаил Федорович Орлов, Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов и, конечно же, Сергей Григорьевич Волконский. Кандидатуры этих генералов даже рассматривались на помещение их портретов в Военную галерею Зимнего дворца, посвященную войне 1812 года. Но по разным причинам они не были утверждены. Только с кандидатурой Волконского все было вполне очевидно: его портрет был написан, но поместить в Зимнем дворце портрет на тот момент уже осужденного государственного преступника было просто невозможно.

Большинство же будущих декабристов в 1812 году были совсем молодыми офицерами, которые, несмотря на свой возраст, сражались за свою Родину против армии Наполеона. Такие видные декабристы, как князь Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Павел Пестель и многие другие участвовали во многих важнейших сражениях кампании 1812 года, отличились в Бородинском сражении, при Малоярославце. Они также участвовали в заграничных походах русской армии. Они тоже были героями войны, в тот момент еще не успевшими дослужиться до больших чинов.

Декабрист Никита Муравьев писал: «В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству». Этот высочайший патриотический порыв, который овладел всем русским народом, навсегда изменил сознание будущих декабристов. Неслучайно, Матвей Иванович Муравьев-Апостол сказал о движении декабристов: «Мы были дети 1812 года».

С. Г. Волконский с женой в камере в Петровской тюрьме. Рисунок Н. А. Бестужева, 1830 г.

«Дух преобразования заставляет умы клокотать»

Важным фактором в формировании мировоззрения декабристов стал поход в Западную Европу. По мнению русского историка Милицы Васильевны Нечкиной, именно заграничные походы 1813-1814 гг. явились ускорителем «развивающегося идеологического процесса».

Русские солдаты и офицеры побывали в европейских странах, где не было крепостного права, где существовали хоть какие-то конституционные учреждения и понятия. Все увиденное произвело на будущих декабристов огромное впечатление. Их заботил вопрос - почему такого нет в России, победившей Наполеона, одной из сильнейших мировых держав.

Василий Осипович Ключевский писал о том, как эти события повлияли на русских людей: «События эти очень неодинаково действовали на русское общество и на русское правительство. В первом они вызвали необыкновенное политическое и нравственное возбуждение. Русские люди, только что пережившие такие опасности, вышли из них с более живым ощущением своих сил. Возбуждение это сказывалось и в литературе, даже официальной; в периодических официальных изданиях, продолжая прежний тон, с начала царствования установившийся в печати, встречались статьи о таких вопросах, как свобода печати и т.п. Еще живее сказывалось это возбуждение в неофициальной периодической литературе; здесь прямо печатались статьи под заглавием "О конституции", в которых доказывалась "доброта представительных учреждений "».

Русские солдаты и офицеры прошли Европу от Москвы и почти до западной ее окраины, участвовали в тех важнейших событиях, которые решали судьбу западноевропейских народов, чувствовали себя освободителями Европы от владычества Наполеона. Все то, что они увидели там, чему удивились и поразились, они прилагали к своему отечеству, сравнивали его с Европой.

Павел Иванович Пестель писал: «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противуположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать... Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах ».

Сергей Тимофеевич Аксаков писал в одном из своих стихотворений о разочаровании, которое открылось перед русскими людьми после победы над Наполеоном:

Ах, сколь ошиблись мы с тобой, любезный друг,
Сколь тщетною мечтою наш утешался дух!
Мы мнили, что сия ужасная година
Не только будет зла, но и добра причина;
Что разорение, пожары и грабеж,
Врагов неистовство, коварство, злоба, ложь,
Собратий наших смерть, страны опустошенье
К французам поселят навеки отвращенье…

Но что ж, увы, но что ж везде мой видит взор?
И в самом торжестве я вижу наш позор!
Рукою победя, мы рабствуем умами,
Клянем французов мы французскими словами.
Толпы сих пленников, грабителей, убийц,
В Россию вторгшися, как стаи хищных птиц,
Гораздо более вдыхают сожаленья,
Чем росски воины, израненны в сраженьях!

Хроника дня: Бой у Пиктупенен

Авангард Паулуччи настиг неприятеля у деревни Будериксгофф и вступил с ним в бой. В результате неприятель был опрокинут, а русские войска захватили 80 пленных и крупный рогатый скот противника. После этой победы Паулуччи вышел на линию Мемель - Тильзит и мог присоединиться к войскам генерала Платова.

Тем временем авангард Е.И. Властова атаковал Седьмую пехотную дивизию генерала Гранжана у местечка Пиктупенен. Завязалось упорное сражение, верх в котором одержали французы. Генерал Властов с большими потерями был отброшен и вынужден отойти к Тильзиту. Дивизия Гранжана воспользовалась плодами своей победы и беспрепятственно отходила к Таурогену.

Персона: Сергей Григорьевич Волконский

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865)

Волконский происходил из старинного княжеского рода. Он получил поверхностное домашнее образование, а затем был отправлен в частный пансион аббата Николя в Петербурге. В 1796 г. он был записан на службу сержантом в Херсонский гренадерский полк. Действительная служба Волконского началась в декабре 1805 г.

Во время французской кампании 1806-1807 гг. Волконский отличился в ряде сражений. Он был награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с бантом, получил золотой знак за Прейсиш-Эйлау и золотую шпагу за храбрость.

Волконский также участвовал в турецкой кампании 1810-1811 гг. Он принимал участие в покорении крепости Силистрии, под Шумлою, в осаде крепости Рущука. Он получил золотую шпагу за храбрость, был произведен в ротмистры и стал флигель-адъютантом Александра I.

Во время Отечественной войны 1812 г. князь Волконский состоял при государе императоре в звании Его Величества флигель-адъютанта. Он принимал участие в сражениях 2-й Западной армии при Могилеве и Дашковке. В составе отряда генерал-адъютанта Винцингероде он участвовал в сражениях под Поречьем, при Витебске, при Дмитрове. Волконский был произведен в полковники. Он также участвовал в сражениях при переправе через р. Воплю, в сражении при Духовщине и под Смоленском, а также при переправе неприятеля через р. Березину, за что был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

В заграничных походах русской армии Волконский участвовал во многих крупных сражениях. Особенно отличился он в сражении под Калишем, за что был пожалован орденом Св. Георгия 4-го кл., в сражении при Люцене. За эту кампанию он был награжден орденом Св. Анны 2-й ст., украшенным алмазами и прусским орденом «За заслуги». А 15 сентября 1813 г. он был произведен в генерал-майоры. Отличился под Лейпцигом и был награжден орденом Св. Анны 1-й ст. В 1814 г. Волконский сражался во Франции в 1814 г. и был удостоен прусского ордена Красного орла 2-й ст.

В 1819 г. Волконский вступил в Союз благоденствия, а в 1821 г. - в Южное общество. Волконский был одним из самых активных участников декабристского движения. 5 января 1826 г. Волконский был арестован по делу о восстании Черниговского пехотного полка, доставлен в Санкт-Петербург и заключен в Петропавловскую крепость.

Волконский был осужден по 1-му разряду, лишен всех чинов, дворянского звания и привилегий, приговорен к смертной казни. Но смертная казнь была заменена двадцатью годами каторги, впоследствии сниженной до 9 лет.

В Сибири он организовал материальную поддержку неимущим товарищам и дружил с местными крестьянами, оказывая им медицинскую и иную помощь. В 1856 г. был амнистирован, приехал в Москву. Ему вернули дворянство, но не княжеский титул. Из наград по особой просьбе ему были возвращены воинский орден Георгия за Прейсиш-Эйлау и памятная медаль 1812 года (эти награды были ему особенно дороги).

Известна также его жена - Мария Николаевна Волконская, урожденная Раевская. Она была дочерью знаменитого героя войны 1812 года Николая Николаевича Раевского. Она последовала за своим мужем в Сибирь на каторгу, несмотря на сопротивление родных.


13 (25) декабря 1812 года
Русские преследуют Гранжана
Персона: Матвей Федорович Казаков
Архитектор всея Москвы

12 (24) декабря 1812 года
Русские атакуют отряд Гранжана
Персона: Джорж Доу
Военная галерея Зимнего дворца

11 (23) декабря 1812 года
Победа над пруссаками у Тильзита
Персона: Александр Павлович
Александр I: "Державный сфинкс"

10 (22) декабря 1812 года
Сражения у Немана
Персона: Великий князь Сергей Александрович
Празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны

9 (21) декабря 1812 года

Сколь это ни печально, однако Россию давно уже назвали «страной с непредсказуемой историей». События и явления, которыми мы гордились при одном режиме, подвергаются осуждению при другом – или при очередном правителе... Логично предположить, что в таком случае то, что ранее считалось плохим, теперь приобретает положительное значение, но нет! Чаще всего так выходит, что очередной «негатив» в скором времени попадает «на свалку истории». А разве со свалки возвращаются? Вот так мы и забываем своё прошлое...
Давно ли, например, декабристов называли «рыцарями, кованными из чистой стали»? Сегодня же, когда всё связанное с революцией предаётся анафеме, эти «дворянские революционеры» превратились в «исчадье ада», а их порыв трактуется как стремление уничтожить Россию. Ничего объяснять не надо: достаточно сказать, что это был «масонский заговор», и всем всё станет понятно. Пусть кто-то из нас имеет о масонах весьма смутное представление (в лучшем случае, ибо большинство о них вообще ничего не знает), но что масоны - это плохо, всем известно.
Масонов мы оправдывать не собираемся, но для начала уточним, что ставить знак равенства между ними и декабристами нельзя. И еще напомним - это постоянно доказывает история, - что «революции придумывают романтики, свершают фанатики, а их плодами пользуются негодяи». Ну а теперь обратимся к тем самым людям, которые первыми «придумывали революцию».
Двести лет тому назад, 9 (21) февраля 1816 года, в Санкт-Петербурге, был основан «Союз Спасения», который историки считают первой «преддекабристской» организацией.
А ведь именно это время Александр Пушкин описал в повести «Метель»: «Война со славою была окончена. Полки наши возвращались из-за границы… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»
Или вот слова Фёдора Глинки, известного поэта-декабриста:
Была прекрасная пора:
Россия в лаврах, под венками,
Неся с победными полками
В душе - покой, в сердцах – «ура!»
Пришла домой и отдохнула.
«Время славы и восторга», «прекрасная пора» - и тут же собираются заговорщики, злоумышленники, основывают тайное общество, задумывают государственный переворот!
Имена первых заговорщиков известны: двоюродные братья Александр и Никита Муравьёвы, родные братья Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Иван Якушкин и князь Трубецкой. Все они были офицеры, прошли Отечественную войну и Заграничный поход. Все они были молоды - это про них писал Пушкин: «Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами». Позднее Матвей Муравьёв-Апостол скажет так: «Мы были дети 1812 года». И вот эти боевые офицеры, истинные патриоты, становятся на путь заговора и мятежа, нарушают присягу! Почему?!
«Масоны!», - безапелляционно заявит иной читатель, но даже формально он будет прав лишь наполовину.
«В составе шестёрки организаторов первого декабристского общества было в момент его основания лишь три «вольных каменщика»: давний масон высоких степеней Александр Муравьёв, Матвей Муравьёв-Апостол, принятый в ложу «Соединённых друзей», и младший масон, «профан» с двухнедельным масонским стажем - князь Сергей Трубецкой», - писала академик Милица Васильевна Нечкина, крупнейший знаток декабристской темы. К тому же все трое вышли из масонских лож задолго до восстания на Сенатской площади - в 1818 - 1820 годах.
В общем, на «масонский заговор» как-то не похоже. Не будем и про то забывать, что русское масонство начала XIX века было своеобразным модным поветрием, отражавшим стремление дворян к духовно-нравственному самосовершенствованию. Впрочем, это долгий разговор, а суть дела в том, что сопоставлять тогдашнее и последующее масонство - совсем не правильно.

История постоянно доказывает, что «революции придумывают романтики, свершают фанатики, а их плодами пользуются негодяи»

Тогда же почему возник этот заговор и было создано тайное общество, в состав которого вошло порядка 30 человек, в том числе генералы и гвардейские полковники?

Да потому что, как часто бывает в России, вновь не сбылись очередные народные чаяния и ожидания. «Дети 1812 года» изгнали из пределов Отечества врага, освободили Европу - заодно и посмотрели, как там люди живут - и вернулись к своему так сказать, «разбитому корыту», где традиционно ничего не менялось.
Вот как писал о том Иван Якушкин: «По возвращении императора в 15 году он просил у министров на месяц отдыха; потом передал почти всё управление государством графу Аракчееву. Душа его была в Европе; в России же более всего он заботился об увеличении числа войск. Царь был всякий день у развода; во всех полках начались учения, и шагистика вошла в полную свою силу».
А вот точка зрения французских профессоров Эрнеста Лависса и Альфреда Рамбо, авторов «Истории XIX века», написанной в начале минувшего столетия. Обращаемся к иностранному источнику, на который не влияют наши политические конъюнктуры: «1815 год был как бы апогеем славы Александра. Он представлялся не только победителем победителей, но и как бы всемирным освободителем. Он был единственным «либералом» среди коалиционных государей. Казалось, что ему одному Германия, Италия и Нидерланды обязаны своим освобождением, Швейцария - своей автономией, Сербия - своим спасением, а Франция - своей хартией. Он реформировал Польшу и дал ей конституцию. Он помышлял также о том, чтобы дать конституцию России. Даже негры находили в нём защитника: он был решительным аболиционистом… Но этой его любви к свободе после 1815 года суждено было продержаться не дольше, чем после 1801 года».
Что ж, подобный подход нам хорошо знаком - особенно по событиям второй половины ХХ века, когда правители Страны Советов заботились обо всех в мире, кроме собственного народа. А тогда, после Отечественной войны 1812 года, в России многим казалось, что необходимы радикальные перемены! Общество ожидало замены абсолютизма конституционной монархией.
«С первых же шагов существования тайного общества уничтожение крепостного права стало мыслиться как чрезвычайно важная часть общего конституционного плана. Представительное правление, введение в действие конституции, создание русского парламента стало в центре политической идеологии», - писала академик Нечкина.
Конечно, лучше было бы привести документы, однако устав «Общества истинных и верных сынов Отечества», как стал именоваться «Союз Спасения» в 1817 году, был сожжён в конце того же 17-го или в начале 1818 года при образовании «Союза Благоденствия». Потому остаётся обращаться к воспоминаниям декабристов и их показаниям на следствии.
Вот, например, что писал в обзоре «Взгляд на русское тайное общество с 1816 до 1826 года» бывший гусарский подполковник Михаил Лунин: «Тайное общество ходатайствовало за греков, оставленных почти всеми европейскими державами; оно доказало, что восстановление Польши в виде королевства, примкнутого к России, противно выгодам обеих земель; оно протестовало противу рабства и торга русскими, противных законам божиим и человеческим. Наконец, своим учреждением и совокупностию видов оно доказало, что система самодержавия уже не соответствовала настоящему состоянию России, что основанное на законах разума и справедливости правительство одно может доставить ей права на знаменитость среди народов просвещённых».
Ну, что тут сказать? Вполне разумные и демократические требования, и никто Россию губить, как видим, не собирался. Однако почему же нужно было создавать тайное общество, а не решать всё «легитимным путём»?
Да не было тогда «легитимных» традиций! Весь недавний «осьмнадцатый» век - «эпоха дворцовых переворотов», начавшаяся со смерти Петра I, не все обстоятельства которой известны, и закончившаяся уже в 1801 году убийством его правнука Павла I. Или как бы правнука, потому как династия Романовых, 400-летие которой торжественно отмечалось три года тому назад, пресеклась в 1730 году - со смертью Петра II.
Потом гвардия «назначала» императриц, а заговорщики убивали императоров… Вот и Александр I вступил на трон, обагрённый кровью собственного отца. Между тем вопрос, кто же был истинным отцом Павла Петровича - император Пётр III или граф Сергей Васильевич Салтыков, или кто ещё, - так и висел в воздухе. В этой ситуации казённая формулировка «злоумышляли на священную особу императора» выглядела весьма сомнительно.
Кстати, если бы - в случае успеха восстания - верх взяли менее радикальные силы тайного общества, то «мятеж декабристов» мог стать очередным «дворцовым переворотом», в результате которого престол перешёл бы к законному наследнику цесаревичу Константину или ко вдове Александра Елизавете Алексеевне, и те бы провели некоторые либеральные реформы. А может - если бы победили «радикалы», - Россия превратилась в конституционную монархию или даже в республику. Но всё получилось так, как получилось…
Факт тот, что 9 (21) февраля 1816 года было «положено основание тайному обществу, которое существовало почти 10 лет и существовало, может быть, не совсем бесплодно для России», - так писал Иван Якушкин. «Тайное общество принадлежит истории… Тайное 10-летнее существование доказывает, что Тайное общество руководилось мудростию и было по сердцу народу», - резюмировал, в свою очередь, Михаил Лунин.
Думается, что им - людям того времени и участникам тогдашних событий - это виднее и понятнее, чем тем, которые сегодня спешат отправить декабристов на «свалку истории».

Только уделив подготовке к олимпиаде достаточно внимания, ученики получают шанс добиться высоких результатов. Если вы понимаете это, то оцените полезность материала, предложенного на этой странице. Мы собрали примеры олимпиадных заданий по истории России для 10 класса. Ученикам предлагается решить тесты и ответить на несколько открытых вопросов.

Вы можете провести пробную олимпиаду прямо на уроке истории России, использовав предложенные задания. К каждому вопросу указаны правильные ответы, следовательно использовать комплект олимпиадных заданий ученики могут и самостоятельно.

Олимпиада по истории России 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
А) принятии первого свода законов «Русская правда»
Б) освобождении Руси от ордынской зависимости
В) создании первого общерусского Судебника
Г) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

2. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
А) 1649
Б) 1645
В) 1654
Г) 1613.

3. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
А) появление светских учебных заведений
Б) введение всеобщего начального образования
В) учреждение женских школ и училищ
Г) создание сети университетов в крупных городах

4. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
А) Дмитрий Донской
Б) Александр Невский
В) Иван Калита
Г) Иван III

5. Что из названного произошло в XIX веке?
А) упразднение патриаршества
Б) учреждение коллегий
В) провозглашение России империей
Г) отмена крепостного права

6. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
А) славянофилы
Б) марксисты
В) декабристы
В) народовольцы

7. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
А) Государственный Совет
Б) Государственная Дума
В) Высочайший Сенат
Г) Святейший Синод

8. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
А) Павел Петрович
Б) Александр Павлович
В) Константин Павлович
Г) Николай Павлович

9. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
А) Рязанское княжество
Б) Тверское княжество
В) Суздальско-Нижегородское княжество
Г) Новгородская земля

10. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
А) Государственный Совет
Б) Государственная Дума
В) Верховный тайный Совет
Г) Сенат

Открытые вопросы

Вопрос 1
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».

Вопрос 2
Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».

Вопрос 3
Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь:
«Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!…Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»

Вопрос 4
Вставьте пропущенное слово
«Некоторых историков не устраивало традиционное объяснение истории «…». Они придумали своё собственное толкование. Князь Иван был прозван «…» не за доброту, а за скупость. Он собирал гривну за каждую глупость»