Материк описание. Какие континенты есть на Земле — названия, расположение на карте мира и характеристика. Крайняя северная точка Африки

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Функции морали:

    Познавательная - учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

    Воспитательная -участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

    Ценностно-ориентирующая - мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

    Регулятивная - направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

В структуру морали входят:

    Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

    Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

    Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

2. Мораль и право.

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах). Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству. Право и мораль служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация и исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они по крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм.

Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство , вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния , чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого .

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок,

убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их

отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и

поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного

мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от

идентификации источников.

В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости,

достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”

Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное

распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы

психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать

поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых

доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов

личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное

сознание, нравственное поведение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы

прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может

только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в

теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются

кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род

составляет основу всей общественной жизни. Родоплеменная структура возникает

естественно.

P1.Термин мораль

Мораль такая же динамическая регулятивная система, как и право. Ее

исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (и

более крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал

неэквивалентных - «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал

терпимости (толерантности, как определяют эти начала) , прощения, покаяния,

воздаяния за зло добром т.д.

Существует несколько научных определений морали:

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика).

В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”),

обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с

целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для

обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно

в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной

характеристики моральных проявлений.

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама

нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие

поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а

также выполнение этих правил, поведение”

Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом

обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются

установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а

под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние,

уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий

Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики

; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения

человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть

согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии

подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и

выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины,

тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его

общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных

местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это

взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение

условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и

несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и

порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность,

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из

основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

В то же время, и моральные установки внутри одной культурной традиции могут

существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров

такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в

жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению.

Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим

нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой

поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной

трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали

для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению

не может быть не моральным.

Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые

различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим

фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого

отдельного человека.

Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла,

честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются

моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и

действий людей.

Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность

переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов

не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они

вытекали бы, как выводы из логической посылки.

Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно

было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все

без исключения суждения, подводящие явления под категории "добра" и "зла",

«нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало

одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно

перекрещивающихся нитей ».

Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую

из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую

ткань моральной жизни.

Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом,

только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из

последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало

особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не

зависят и потому не обосновывают один другого.

Наоборот, каждый из них в качестве моральной аксиомы вступает в коллизию со

всеми остальными и ведет с ними борьбу за абсолютное верховенство в царстве

морали. "Каждая из твоих добродетелей, - говорит Ницше своим образным языком,

Жаждет высшего развития; она хочет всего твоего духа, чтобы он стал ее

глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви; каждая

добродетель ревнует тебя к другой"

Исходом этой борьбы может быть полное и частичное вытеснение одним принципом

всех других либо распределение между ними власти на отдельные компетенции

каждого из них (так, например, в общественной жизни и в жизни личной

господствуют совершенно различные и противоречащие друг другу нравственные

принципы, так что то, что считается хорошим в первой, признается дурным во

второй, и наоборот); возможно даже и отсутствие всякого исхода, вечная борьба

моральных чувств в душе у человека, своего рода "Burgerkrieg in Perma-nenz"

P2. Функции морали.

Мораль не имеет объективной реальности. Можно смотреть в микроскоп, телескоп

или осциллограф хоть всю жизнь и не узреть ни капли морали. Там её и нет. Всё

это лишь в вашей голове. Она существует только лишь в нашем воображении.

С точки зрения субъектно-объектой науки мир представляет собой совершенно

бесцельное пространство, не имеющее цены. Смысла нет ни в чем. Нет ничего

верного и нет ничего неверного. Всё лишь функционирует, как механизм. Нет

ничего морально неправильного в лености, во лжи, краже, самоубийстве, убийстве,

геноциде. Ничего морально неправильного нет, ибо никакой морали не существует,

есть лишь функции.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно

объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего

она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от

природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для

него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может

быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не

завершены.

Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще

нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего

и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы

только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере

называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно

человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество

движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это

сущность морали.

Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления

и реализуются функции морали. Специфическая сущность морали конкретно

раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

Регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую,

отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));

Воспитательной, (содержит в себе отчасти

оценочно-императивную, мотивационную);

Познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);

Оценочно-императивной,

Ориентирующей,

Мотивационной,

Коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью

требований морали, но и норм права, административных установлений,

технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать

нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Элементами морального регулирования являются:

Идеал, выражающий представление общества, классов,

социальной группы о нравственном совершенстве;

Система норм, соблюдение которых является необходимым условием

функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

Особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Регулятивная. Особенностью регулирования поведения людей является его

оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно,

регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном освоении человеком

действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).

Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том,

что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию,

ориентируясь по моральным ценностям.

Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.

Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное

единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие

нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и

для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения

этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет,

пока ты не выберешь его сам.

Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из

обывательского болота. Здесь я сама предъявляю себе требования, и сама же их

выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию

поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В

критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой

человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти -

остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на

поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее,

оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как

науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального

выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду

не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих

культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают

его потребностям и интересам.

Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в

понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное

исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла

явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его

особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в

мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим

усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в

качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,

можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с

объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы

умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность

наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.

Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к

нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его

любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их

перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека

человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого

другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько

воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими"

соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не

только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее,

т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у

нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности

поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом

свою автономию.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный

анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности

они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования

проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для

успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное

проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

То, что сегодня обычно называется "моралью", охватывает лишь один из этих

наборов моральных кодексов, социально-биологический кодекс. В субъектно-

объектной метафизике этот единственный социально-биологический кодекс

считается незначительной, "субъективной", физически не существующей частью

вселенной. По мере углубления в эти вопросы понятно, что разделение статичных

моральных кодексов весьма важно. По существу они представляют собой небольшие

самодостаточные моральные империи, так же изолированные друг от друга, как и

статические уровни, чьи конфликты они разрешали:

1. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство

биологической жизни над неживой природой.

2. Есть также моральные кодексы, провозглашающие

превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы

морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и тому

подобное.

3. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство

интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода

слова, свобода печати.

4. Есть динамическая мораль, которая не является кодексом.

Её можно было бы назвать "кодексом Искусства" или чем-нибудь в этом роде, но

искусство обычно считается настолько побочным явлением, что такое название

просто подрывает всю его важность.

Получалось так, что статичные структуры, которые связывают и удерживают один

уровень организации, часто на другом уровне организации вынуждены сражаться

за своё существование. Мораль - это не простой набор правил. Это очень

сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт - то, что

остаётся от эволюции. Новые структуры по мере развития приходят в

противоречие со старыми. И каждый этап эволюции оставляет после себя ворох

Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образомобщественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и .

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря и подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений ( , ) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

А что категорически запрещено. Эти правила не обязательно имеют юридическую силу. Нарушивший их не всегда подвергается наказанию со стороны государства и его структур, но может стать изгоем в обществе. В этих случаях говорят, что человек нарушил моральные принципы, принятые в его среде. Яркий несовпадения законов с моральными принципами - дуэли, с помощью которых дворянства в прошлом решали многие споры. Законодательством такие поединки во многих странах были запрещены, однако отказ от дуэли в глазах данного сословия зачастую был проступком гораздо более серьезным, чем нарушение закона.

Понятие морали сформировалось в Древней Греции. Моралью Сократ называл науку о человеке, в противовес физике, которая занималась явлениями природы. Эта часть философии, которая старается ответить на вопрос об истинном предназначении человека. Это пытались еще . Согласно определению эпикурейцев и гедонистов, истинной целью существования человека является счастье. Стоики выработали свою концепцию и определили эту цель как добродетель. Их позиция нашла свое отражение во взглядах философов более поздних эпох - например, Канта. Позиция его "философии долга" основана на том, что человек не может быть просто счастлив, он должен заслужить это счастье.

Существуют идеальная и реальная морали, и вторая не всегда совпадает с первой. Например, основой христианской морали являются десять заповедей. В идеале им должен следовать каждый христианин. Однако многочисленные войны, в том числе и религиозные, являлись явным нарушением запрета убивать. В каждой воюющей стране и другие моральные нормы, которые более соответствовали потребностям общества в конкретную . Именно они, в сочетании с заповедями, и являли собой реальную . Современные философы рассматривают мораль как способ сохранения того или иного общества. Задача ее - снижение конфликтности. Она в первую очередь рассматривается как теория общения.

Моральные принципы каждого конкретного человека формируются в процессе воспитания. Ребенок усваивает их в первую очередь от родителей и других окружающих его людей. В некоторых случаях усвоение моральных норм происходит в процессе адаптации человека с уже сложившимися взглядами к другому обществу. С этой проблемой постоянно сталкиваются, например, мигранты.

Наряду с общественной моралью существует и индивидуальная. Каждый человек, совершая тот или иной поступок, оказывается в ситуации выбора. На него оказывают влияние самые разные факторы. Подчинение моральным нормам может быть чисто внешним, когда человек совершает какое-то действие только потому, что так принято в его среде и его поведение вызовет симпатию у окружающих. Подобную мораль Адам Смит определял как мораль чувства. Но побуждение может быть и внутренним, когда добрый поступок вызывает у совершившего его ощущение гармонии с самим собой. Это - один из принципов морали вдохновения. Согласно Бергсону, поступок должен быть продиктован собственной природой человека.

В литературоведении нередко под моралью понимают вывод, который следует из описания. Например, мораль существует у