В каких случаях обособляются дополнения. Каковы правила обособления дополнений? поставить необходимый знак препинания

В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, некоторые исследователи считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива, однако по современным представлениям, предки ацтеков жили где-то относительно недалеко от долины Мехико (Анауак). От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики" или "теночки").

Б олее 200 лет согласно преданиям племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины (современные учёные считают, что затраченное время на путешествие было в разы меньше), прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко. Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например, тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.

П режде чем добраться до долины Мехико, они много раз подолгу останавливались: возводили храмы, разрешали внутриплеменные конфликты. Своё первое святилище они воздвигли на холме Чапультепек ("холм кузнечика"), принадлежавший городу-государству Аскапоцалько, где они обитали в период с 1253 по 1295 гг. Свой первый праздник Рождения Нового Огня они отпраздновали в Коатепеке, второй - в Апацко (в долине Мехико), третий - в Теспайокане (на побережье озера Тескоко), а четвертый - в Чапультепеке (озеро Шочимилько).

М ногие обитавшие вокруг озера племена встречали их весьма недружелюбно (они их называли "люди без лица") и вели с ними борьбу. Уже в долине Мехико ацтеки были атакованы коалицией прибрежных городов, схвачены в плен и сосланы в качестве рабов в Кулуакан (Кулуа - "место тех, кто имеет предков") - там они стали воинами-наёмниками, впоследствии своей храбростью они заслужили почёт и уважение. Но в 1322 году Кулуакан прогнал их из своих земель, и ацтеки перебрались вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").

В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус". В дальнейшем в городе сформировались 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города расположился гигантский ритуальный центр.

С 1325 г. до 1430 г. ацтеки находятся в услужении (в основном в качестве военных наемников) у самого сильного города-государства того периода в долине Мехико - Аскапоцалько. В качестве наград за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. В этот период они с большим усердием отстраивали свой город, расширяя его с помощью искусственных островов - чинамп, а также старались заключать союзы (чаще всего посредством браков - первый такой брак был совершён с женщиной из Кулуакана) с правящими династиями соседних народов, восходившими своими корнями к тольтекам.

В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город Тлателолько.

В 1348 году идёт война с тепанеками, при которой уничтожаются многие рукописи из королевсих архивов Тескоко.

В 1359 году Чолула был захвачен царством Уэшоцинго.

В 1375 г. правитель Аскапоцалько разрешил ацтекам официально избрать себе правителя, и в период между 1375 г. и 1376 г. ацтеки избирают себе первого верховного вождя, которым стал Акамапичтли (1376-1395). Во время своего правления он достаточно сильно укрепил политическое положение ацтеков как внешнее, так и внутреннее.

В озможно в 1390 году заложен Великий Храм, посвящённый Уицилопочтли, но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше.

В 1395 г. Акамапичтли умирает (после его смерти наступает период смут) и ему на смену приходит Уицилиуитль (1395-1405/14).

В 1405/14 (по одним данным в 1405, по другим - в 1414) году третьим императором ацтеков становится Чимальпопока (1405/14-1428), брат Уицилиуитля. Он утвердил сложную систему династического наследования. Тлатоани (верховного правителя) избирали четыре военачальника, назначенные Высшим советом. Они могли выбирать его среди братьев умершего тлатоани, а если их не было, то среди сыновей и племянников по мужской линии.

К 1418 году тепанеки Аскапоцалько завоёвывают весь район Тескоко.

В 1428 году к власти приходит Ицкоатль (1428-1440).
Император Ицкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель (советник императора) впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с солнцем, они обязали периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу.

В этот же год Аскапоцалько выступил против Теночтитлана, но ацтеки создали союз с Тлателолько, Тлакопаном, Тескоко, Тлашкалой, Уэшоцинго и окончательно разгромили тепанеков Аскапоцалько в 1430 году. Ицкоатль образует могущественный тройственный союз Теночтитлан-Тескоко-Тлакопан (мешики, аколуа и тепанеки) с верховным советом, в котором вопросы внешней политики решали ацтеки, вопросы торговли - тепанеки, а вопросы законодательства - аколуа. Военная добыча в таком союзе делилась в соотношении 2:2:1. А Тлакаэлель стал руководить войском тройственного союза, т.к. проявил себя на войне с тепанеками выдающимся полководцем.

И цкоатль захватил земледельческий юг и север долины Мехико. При нём появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.

В 1440 году к власти приходит Монтесума I (1440-1469). В период его правления начинает пользоваться популярностью жертвоприношения в виде поединков между пленёнными противниками. Если в ходе таких поединков пленники проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы вручали ценные подарки. У такой формы жертвоприношения появился и политический подтекст - Монтесума I стал часто приглашать на такие бои вождей ещё не покорённых ацтеками племён. Далее, в целях психологического воздействия на гостей, устраивалась массовая казнь.
Также между Тройственным союзом и другими городами-государствами - Тлашкалой, Уэшоцинго, Чолулой - по взаимной договоренности велись "войны цветов", главной целью которых было раздобыть пленников для приношения в жертву Солнцу.

И мперия ацтеков разрасталась новыми землями и нуждалась в административных реформах. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Монтесума I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Тлатоани по-прежнему сохраняли свой обожествленный статус и, ещё со времен Ицкоатля, продолжался процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.

В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.

В 1445 году ацтеки предпринимают военный поход на Оахаку.

В 1446 году они ведут военные действия против конфедерации Чалько-Амекамекана.

С 1450 по 1454 гг. на ацтеков обрушилось природное бедствие: были продолжительные засухи и несвоевременные заморозки. Следствием этого стал голод, болезни - многие жители умирали. Были отмечены многочисленные случаи каннибализма.

1458 год - завоевание Веракруса и Коиштлауака.

В 1465 году ацтеки одерживают победу над чальками и покоряют их.

1467 год - у Ашайакатля, внука Монтесумы I, рождается сын - будущий правитель Теночтитлана Монтесума II Шокойотцин.

В 1469 году к власти приходит Ашайакатль (1469-1481) и в 1473 году он покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.

В 1470-1480-е гг. ацтеки одерживают ряд военных побед и расширяют западные границы империи: в том числе, в 1476 году была завоёвана Долина Толука.

В 1481 году императором ацтеков стал внук Монтесумы I Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") (1481-1486) - в его период правления происходит расцвет империи. Через 2 года после начала своего правления он решает перестроить теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Храм). Храм решают сделать значительно выше, величественнее и мощнее - на это требовалось множество человеческих ресурсов: при строительстве работало не только взрослое население города и рабы, но и дети.

В 1486 году Тисок был отравлен (это предположение) и императором становится третий внук Монтесумы I Ауицотль (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец. В следующем году (19 февраля 1487 г.) завершается строительство Великого Храма. В честь открытия храма ацтеки пригласили вождей племён, входивших в империю, которые привезли с собой немало подданных для жертвоприношений. Также были празднично украшены все имеющиеся в то время храмы в Теночтитлане (около 300). Первым вырвал сердце жертвы и вручил его жрецу сам император. В тот же момент во всех храмах города началось массовое жертвоприношение, которое продолжалось с утра до позднего вечера. Праздник продолжался 3 дня. По разным оценкам, в жертву было принесено от 4000 до 80600 человек (но более правдивой кажется цифра в 20000 пленных).
Во время своего правления Ауицотль вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так, был построен второй акведук в городе.

1496 год - границы империи ацтеков находятся недалеко от границ миштекского государства (долина Оахаки). Ауицотль не может оставить без внимания территорию миштекского государства - начинается военная экспансия ацтеков, которая превращается в затяжную.
Происходит солнечное затмение, напугавшее всех жителей империи.
В этом же году умирает великий полководец империи Тлакаэлель - ему было 98 лет.

К началу 16 века города-государства, покорённые тройственным альянсом в раннюю эпоху существования союза, глубоко интегрировались в имперскую структуру - правители таких городов участвовали в захватнических войнах ацтеков, получали за это награды в виде титулов и земель. В тройственный союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400 селений. Выделялось 38 провинций, с которых собиралась дань.

В 1502 году к власти приходит Монтесума Шокойотцин ("молодой") (Монтесума II - 1502-1520) сын Ашайакатля. В период его правления империя в основном занималась не столько захватом новых земель, сколько консолидацией ранее захваченных и подавлением восстаний и мятежей. Монтесуме II не удалось как и его предшественникам покорить на западе тарасков, а на востоке тлашкаланцев (последние оказали военную помощь испанским конкистадорам, выступив с ними против ненавистных ими ацтеков).

М онтесума II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.

В этот период продолжается практика массовых жертвоприношений - известен случай, когда Монтесума II приказал в один день принести в жертву свыше 1000 пленных.

В 1503 году ацтеки заново начинают затяжные и кровавые военные действия против Оахаки. Монтесума II атакует миштекские города Ачиотлан и Хальтепек. Ливневые дожди затопляют столицу ацтеков Теночтитлан.

В 1504 году ацтеками ведутся боевые действия против Анклава Пуэбла.

С 1505 по 1509 гг. ацтеки начинают военные походы против городов Кецальтепек, Тототепек, Теуктепек, Миауатлан, Януэтлан и Зозаллан.

В 1509 году ацтеки с ужасом наблюдают за кометой.

В 1511-1512 гг. ацтеки терпят поражение в войне против Оахаки.

В 1512 году в горах вокруг Мексиканской долины происходит 3 сильных подземных толчка.

В 1514 году происходят природные катаклизмы в виде засух и сильных холодов - гибнет урожай, начинается голод.

В 1515 году поднимает мятеж Иштлильшочитль. Началась война Тескоко с Тлашкалой.
По империи разносятся слухи о появлении бородатых белых людей.

В 1518 году Хуан де Грихальва на четырёх хорошо оснащенных кораблях совершил экспедицию на п-ов Юкатан, а затем, по возвращении на Кубу, проплывал вдоль побережья империи ацтеков.


1519 год - ацтеками покорена столица тотонаков Семпоала.
Год, когда во власти империи находилась уже огромная территория с разнообразными богатыми природными ресурсами от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы: засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герерро, прибрежные районы Мексиканского залива, тихоокеанские горные хребты.

К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.

В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.


После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: "Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах". Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцалькоатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:

  1. Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.
  2. По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.
  3. Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.
  4. Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.
  5. Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.
  6. Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: "Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?" (Флорентийский кодекс).
  7. Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.
  8. Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.

Во время пребывания на побережье Мексиканского залива, Кортес не раз вступал в стычки с местными племенами, но сила оружия индейцев была несопоставима с европейским - порох делал своё дело. Между тем Монтесума получал донесения, в которых говорилось, что белые люди стреляют молниями и облачены в доспехи, сделанные из серебра и камня, и их невозможно победить в открытом бою. Чтобы как-то умилостивить "богов" Монтесума присылает Кортесу различные дары, среди которых было и 20 рабов женщин. Кортес отбирает среди рабынь себе женщину по имени Малинче (по-индейски её имя означало "неудача и раздор"), которая в дальнейшем становится его переводчиком (быстро изучив испанский язык) и любовницей. Испанцы сразу окрестили её Мариной, а индейцы называли её Ла Малинче, что означает "предательница". С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане. Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет. Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.

16 августа 1519 года испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи, которая лежала приблизительно в 450 километрах к западу. По пути к ним присоединились несколько тысяч индейцев.

8 ноября 1519 г. испанцы вступили в Теночтитлан, а Монтесума приветствовал их: "Добро пожаловать, мы ждали Вас. Это Ваш дом". Он ждал Бога, Кетцалькоатля. Но пришли не боги… В последующие недели император ацтеков обнаружил, что он на самом деле стал заложником, а испанцы стали разрушать все святыни индейцев и ставить вместо них христианские алтари. Потом индейцы всё больше и больше убеждались, что выдаваемые себя за богов испанцы являлись на самом деле не менее кровожадными и алчными на золото людьми. Росло недовольство действиями Монтесума, по-прежнему поддерживающего белых пришельцев. Однажды его вывели на крышу, чтобы он утихомирил разбушевавшуюся толпу, но его закидали камнями, от ранения которых он умер через три дня (по версии испанцев, но есть и другие версии, в которых говорится, что испанцы сами убили императора перед своим бегством из города). После Монтесумы на недолгое время императором стал его брат Куитлаулак (1520-1520). Вскоре под натиском огромного количества бесчинствующих толп ацтеков, Кортес с войском был вынужден покинуть город. В этот же год последним верховным правителем-тлатоани империи ацтеков становится Куаутемок из Тлателолько ("Спускающийся (падающий) орёл" - 1520-1521). В тот год ему исполнилось 18 лет.

С бежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.

13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

Ацтекские правители:

  1. Акамапичтли (1376-1395)
  2. Уицилиуитль (1395-1405/14)
  3. Чимальпопока (1405/14-1428)
  4. Ицкоатль (1428-1440)
  5. Монтесума Первый (1440-1469)
  6. Ашайакатль (1469-1481)
  7. Тисок (1481-1486)
  8. Ауисотль (1486-1502)
  9. Монтесума Второй (1502-1520)
  10. Куитлауак (1520-1520)
  11. Куаутемок (1520-1521)

Ацтеки - общее заглавие народов, населявших равнину Мехико до испанского завоевания Мексики в 1521 году. Этот этноним соединяет воединыжды ряд близких по культуре народностей, которые говорили на языке науатль, хотя большая часть из их имели свои собственные города - страны и королевские династии. Посреди этих племён главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» время от времени именуют только этот последний люд.

Природа

Центр цивилизации ацтеков находился в равнине Мехико. Массивные потоки дождевой воды, с близлежащих горных цепей, откладывали на берегах озёр большой слой наносов, обеспеченный минеральными удобрениями. Смешиваясь с прибрежными и растительными остатками, этот слой создавал злачную почву.

Занятия

Ацтеки удачно занимались земледелием, культивируя кукурузу, бобы, тыкву, перец чили, помидоры и другие овощи. Имело место собирательство - фрукты из тропических зон. Важную роль игралось скотоводство - в еду использовалось мясо индюков и собак.

Ацтеки также занимались охотой и рыболовством. Уникальным достижением ацтеков были рукотворные плавучие сады, вокруг столицы ацтеков - города Теночтитлан, размещенного на полуострове. Ацтеки были опытными негоциантами - торговые экспедиции путешествовали далековато за границы империи. Из ремёсел были развиты ткачество, гончарное дело, оружейное и ювелирное дело.

Средства передвижения

Ацтеки не знали колеса и вьючных животных. Для переноски грузов по суше применялись носилки, а для аква путешествий лодки - каноэ, достигавшие (в морском варианте) огромных размеров и вмешавшие до нескольких 10-ов человек.

Архитектура

Столица ацтеков - Теночтитлан, была ярким достижением архитектуры. Широкие прямые улицы, шикарные замки, большие пирамидальные храмы, каменные статуи, все это было связано сетью каналов (по которым передвигались на каноэ). Акведуки снабжали город незапятанной питьевой водой. В центре города находился большой рынок.

Военное дело

Ацтеки нередко воевали с примыкающими народами и подчиняли их собственной империи, хотя необходимо подчеркнуть, что многие народы присоединялись дипломатичным путём.

Ацтеки разрешали сохранять покорённым народам собственные королевские династии, при условии постоянной выплаты дани. Ацтекские войны использовали огромное количество разновидностей орудия - длинноватые копья, дротики (в том числе дротики - трезубцы), копьеметалки, луки и стрелы, пращи, топоры, ножики, булавы. Из защитного снаряжения использовались щиты (огромные и малые) и доспехи (у знати).

Искусство и литература

Ацтеки сделали большой корпус литературы (письменность была пиктографической), представленной разными жанрами поэзии, религиозными песнопениями, драмой, легендами и сказаниями, также литературой философского нрава. В среде знати практиковались поэтические упражнения и диспуты. Ацтеки показали себя как качественные архитекторы и резчики по камню.

Особенным почётом воспользовалось искусство производства изделий из ярчайших перьев тропических птиц. Перьями декорировали щиты воинов, одежку, штандарты, головные уборы. Была развита музыка.

Наука

Ацтеки воспользовались солнечным (365-дневным) календарём и ритуальным (260-дневным) календарём. Солнечный календарь разделял год на 18 месяцев (по 20 дней в каждом), к которым, в конце года, прибавлялись 5, так именуемых, несчастных дней. Солнечный календарь употреблялся для вычислений связанных с сельскохозяйственным циклом и религиозными ритуалами. Ритуальный календарь употреблялся для предсказаний и пророчеств и содержал 13 месяцев (по 20 дней в каждом).

Оба календаря объединялись в общий 52-летний цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла угрожало смертью вселенной. Считается, что ацтекский календарь был разработан ещё более ранешней индейской цивилизацией - ольмеками. Огромные успехи были достигнуты ацтеками в медицине, арифметике, юриспруденции, педагогике.

Религия

Религия ацтеков носила политеистический нрав. Ацтекский пантеон включал в себя огромное количество богов и богинь. Из более почитаемых необходимо подчеркнуть Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), Шиутекутли (бога огня), Кецалькоатля ("Пернатого Змея"), Ацтеки также поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и др. Боги войны, к примеру Уицилопочтли, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы высылали его культ. Имели место людские жертвоприношения - в жертву приносили «избранников» из ацтеков либо пленных противников.

Первоисточники:

название «Ацтеки» было придумано

Многие знают, что ацтеки очень любили шоколад, приносили в жертву своим языческим богам большое количество людей и в итоге были побеждены испанцами. В глазах современных людей они представляются как воинственный варварский народ, по большей части из-за того количества людей, которое они убили.

Однако, несмотря на распространённое мнение, у них была и своя культура. Социальный строй ацтеков был невероятно сложен, а образование, семья и творчество играли в их обществе большую роль. Даже их система рабства была хорошо проработана и совсем не похожа на то, что люди представляют себе, когда слышат о рабстве.

Вкратце, хотя на первый взгляд они и выглядят психопатами, ацтеки не так просты. Ниже вы можете узнать десять интересных фактов об ацтеках, которые позволят вам лучше понять их историю и образ жизни.

10. Творчество

Несмотря на кажущуюся дикость ацтеков – они были очень творческим народом. Ацтеки увлекались скульптурой и гончарством, а также художественной росписью. Они разработали художественные символы, которые наносились на ацтекских воинов в виде татуировок, описывающих их достижения. Они также любили поэзию.

Ацтеки занимались командными видами спорта, в частности одной из самых популярных среди них спортивных игр была месоамериканская игра в мяч. В игре использовался резиновый мяч, который был достаточно продвинутым предметом для их времени, а матчи проходили на поле называемом тлачтли (Tlachtli). Главная задача игры – прокинуть мяч сквозь маленькое каменное кольцо, однако это была очень сложная игра. Мяч не должен был падать на землю, и игроки могли дотрагиваться до него только головой, локтями, коленями и бёдрами.

9. Обязательное обучение в школе

Хотя ацтеки и делали большой упор на то, что родители должны сами правильно обучать своих детей, у них существовало и обязательное обучение в школе для всех детей. Школы были различными для мальчиков и девочек, а также разделялись по принадлежности учащихся к различным кастам.

Дети высших слоёв общества учились в школе Калмекак (Calmecac), где они обучались у священников истории, астрономии, искусству и тому, как править. Мальчики низших каст учились в школе Куйкакалли (Cuicacalli), в которой их подготавливали к военной службе. Девочек посылали в отдельные школы, и большая часть образования заключалась в обучении таким домашним делам, как приготовление пищи и ткацкое дело.

8. Сражённые болезнью

Многие считают, что испанцы победили ацтеков при помощи своих превосходящих военных сил, но это далеко от правды. На самом деле первые атаки испанцев были успешно отражены, и им пришлось быстро отступать. У ацтеков был хороший шанс победить испанцев, и в целом война проходила на равных.

Можно смело утверждать, что если бы не оспа, которую ацтеки подхватили от европейцев, и от которой погибла большая часть их населения, включая лидеров, то ацтеки вряд ли проиграли бы в войне против испанцев. Влияние европейских заболеваний было разрушительным – по оценкам около двадцати миллионов мексиканцев погибло всего за 5 лет от болезней, привезённых испанцами.

7. Неправильное название

Ацтеки известны нам всем именно под этим названием, но на самом деле они никогда себя так не называли. Западные народы, придумавшие название «Ацтеки», скорее всего, взяли его от названия Ацтлан (Aztlan) – мифическая местность на севере Мексики, в которой якобы жили предки ацтеков в 12-ом веке. Однако сами ацтеки называли себя Мешика (Mexica), откуда затем и произошло название страны Мексика.

6. Продвинутая система документации

У ацтеков был свой язык под названием наутль (N’ahuatl), алфавитом которого служила разновидность пиктографического письма. Знание о том, как записывать информацию, было известно только среди священников и специально обученных писарей. Записи делались на бумаге, изготовленной из коры деревьев либо шкуры оленей. Писали обычно при помощи угольков, после чего записям придавался различный цвет при помощи сока овощей и других материалов.

Ацтеки вели налоговую документацию, исторические документы, сохраняли информацию о религиозных жертвоприношениях и других церемониях в письменном виде и даже писали поэзию. Иногда они собирали записи в импровизированные книги, которые они называли кодексами.

5. Обычаи захоронения

Мы все знаем истории о том, что происходит, когда что-то строится на бывшем месте захоронения индейцев, но ацтеки не волновались, когда им приходилось строить что-то на могилах своих предков. Более того, ацтеки довольно часто хоронили своих предков или прямо под своим домом или, по крайней мере, рядом с ним.

Если усопший ацтек принадлежал высшим слоям общества, его обычно кремировали. Ацтеки считали, что кремация поможет изменить душу погибшего воина или правителя и таким образом они быстрее попадут в их версию раю. Иногда ацтеки убивали пса и хоронили или кремировали его с человеком, чтобы он помогал в путешествии по загробному миру.

4. Продажа детей

Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём всё не ограничивалось детьми, бедняки иногда продавали в рабство и себя. Во многих случаях, когда кто-то становился банкротом и не видел другого выхода, продажа детей в рабство приносила им некоторый доход, и если ребёнок хорошо и много работал, они могли в итоге выкупить себя из рабства. Некоторые оставались рабами большую часть своей жизни, что неудивительно, так как быть рабом в обществе ацтеков было не так уж плохо. Рабы могли жениться, заводить детей и даже обладать своим участком земли.

3. Полигамия

Ацтекским мужчинам было разрешено заключать брак с несколькими жёнами, однако существовало несколько строгих правил, связанных с подобными отношениями. Первая жена, на которой женился мужчина, считалась его «основной» женой и была единственной, с которой он проводил свадебную церемонию. Остальные жёны были «второстепенными», но их официально признавали в документах.

Хотя первая жена считалась самой важной, мужчина должен был с одинаковым уважением относиться ко всем своим жёнам. Мужчина считался главой семьи, но женщины всё же обладали достаточным влиянием в отношениях и к ним хорошо относились в ацтекском обществе. Дополнительные жёны вносили вклад в богатство семьи и считались признаком высокого положения в обществе, что позволяло им быть высокоуважаемыми в обществе. Разводы были позволены в некоторых случаях, но измена любой из сторон брака наказывалась смертной казнью.

2. Рабство

Рабство в обществе ацтеков отличалось от европейской системы и действовало согласно другим правилам. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Система рабства ацтеков была уникальна и более похожа на договорную зависимость, чем на современное представление о рабстве.

1. Человеческое жертвоприношение

Хотя самая распространённая теория об ацтекских жертвоприношениях гласит, что они просто проводили ритуалы, посвящённые языческим богам, антрополог Майкл Харнер (Michael Harner) считает по-другому. Согласно оценкам Харнера, ацтеки приносили в жертву ежегодно около 20000 человек. Людей, которых приносили в жертву, в ходе ритуала зачастую съедали. Харнер предположил, что каннибализм, замаскированный под жертвоприношение, был обусловлен тем, что в диете ацтеков присутствовало недостаточное количество мяса. То, что ацтеки ели друг друга из-за белкового голодания, конечно, не доказано, но признаки существования каннибализма сложно не заметить.

По оценкам экспертов ООН, Мехико, чье население насчитывает около двадцати миллионов человек, является крупнейшим городом мира. Он задыхается под колпаком из смога, и ежегодно свыше ста тысяч его жителей умирают от болезней, непосредственно связанных с загрязнением окружающей среды. Возникает впечатление, будто потомки ацтеков и майя с фатальным безразличием приносят в жертву свои жизни древним богам.

С шести утра и до глубокой ночи в городе не смолкает какофония автомобильных сирен, страшно действующая на нервы. Свыше тридцати тысяч автобусов изрыгают облака выхлопных газов, от которых не спасает даже приложенный к лицу влажный носовой платок. Двадцать тысяч полицейских в синей униформе пытаются с помощью свистков и выразительных жестов взять под контроль железный поток. Однако, несмотря на внушительную ширину городских магистралей, он ползет медленнее, чем двигались лошадиные упряжки сто лет назад. В этом ужасном городе часто отключается электричество, телефонные линии перегружены, питьевая вода пахнет хлоркой и какими-то не поддающимися определению химикатами — жизнь постоянно находится в опасности без всякой войны.

Мехико есть что предложить в культурном плане. Здесь имеются обширные парки, такие как Чапультепек, великолепные музеи, среди которых центральное место занимает Национальный музей антропологии, естественно, Оперный театр, а также множество кинотеатров. Мехико — город контрастов: ультрасовременные отели соседствуют с трущобами, а перед величественными средневековыми соборами нищие просят милостыню. Босоногая беднота населяет лачуги из гофрированных стальных листов, картона, автомобильных покрышек, деревянных досок и металлических прутьев. Здесь пьют текилу и дешевую крепкую водку из агавы, называющуюся пульке. Витрины шикарных магазинов вдоль центральных проспектов манят изысканными товарами со всех концов света.

Я не знаю, всем ли жителям Мехико известно, что их город имеет чрезвычайно богатую историю. Когда-то на его месте стояла столица ацтеков Теночтитлан, перед воротами которого 15 ноября 1519 года появился со своим отрядом конкистадор Эрнан Кортес.
Богатейший город с его окутанными тайной храмами, дворцами и пирамидами предстал перед испанцами в лучах утреннего солнца во всем своем великолепии. Население его в те времена насчитывало около семидесяти тысяч человек

По заказу мексиканского правительства художник Диего Ривера запечатлел Теночтитлан в серии замечательных фресок. Эти фрески, изображающие жизнь ацтеков до прихода испанцев, украшают внутренний двор Дворца правительства в Мехико. На них присутствуют сцены явления Кетцалькоатля, идентичного богу Кукулькану майя. Встречаются также оперенные и летающие змеи, нарисованные такими, какими они описываются в преданиях. Бог Кетцалькоатль, держа в левой руке скипетр, восседает на змее, парящей на синем небосводе. Под ним, у подножия пирамиды, жрецы обучают послушников в белых одеждах.

Почти пятьсот лет назад в сорока километрах от Теночтитлана Эрнан Кортес проехал мимо нескольких поросших буйной зеленью холмов. Он не подозревал, что среди них скрывался Теотихуакан, великий город древней Мексики.

Панорама Теотихуакана

Теотихуакан лежал в руинах во времена ацтеков. Они считали, что здесь когда-то было место погребения их древних богов. У ацтеков существовала легенда о возникновении Теотихуакана.
«Под покровом ночи, до восхода солнца, явились боги в то место, которое называется Теотихуакан».

Совет богов включал в себя четверых членов: богиню звездного неба, бога звездного одеяния, учителя Кетцаль-коатля и бога дождя Тлалока. Небесный консорциум принял решение о сотворении человека. Тогда натерлись его участники белым мелом и оделись в дорогие одежды из перьев. Тем временем другие боги разожгли огонь в «божественной печи». Среди дыма и пламени двое из богов вознеслись на небосвод.

Прежде чем отправиться в космос, боги разработали план создания огромного города, который только сегодня постепенно становится понятным.

Никто не знает, кем были те жрецы-архитекторы, ответственные за строительство Теотихуакана. Наверняка известно лишь то, что Теотихуакан являлся первым очагом цивилизации на мексиканском плоскогорье и что его строительство началось около 1000 года до Рождества Христова — за двести пятьдесят лет до основания Рима. В то время в Египте правила 21-я династия, в Греции возник классический эллинистический мир богов, а в Палестине, согласно Ветхому Завету, юноша-пастух Давид победил великана Голиафа.

Как и Рим, Теотихуакан появился не в один день. Археологи разделяют период его строительства на пять этапов. В эпоху расцвета — около 600 года нашей эры — число его жителей достигало двухсот тысяч.

Из собственного опыта всем нам хорошо известно, насколько хаотичным, беспорядочным и неорганизованным может быть процесс строительства города. В Теотихуакане все было по-другому. Существовал четкий план, который строго соблюдался при последующем расширении города. Тысяча лет — долгий срок. Власти современных городов могут только мечтать о том, чтобы их планы претворялись в жизнь спустя такой период времени.

Для археолога Лоретт Сежурне, в течение нескольких лет проводившей раскопки в Теотихуакане, происхождение такой высокой культуры представляет загадку. Откуда мог взяться столь выдающийся интеллект — задается она вопросом, — позволивший осуществить подобное планирование?

Никто не знает, кем были эти загадочные проектировщики и строители. Их называют по названию города: теотихуаканос.

С севера на юг пролегает улица три километра в длину и сорок метров в ширину. Называется она Камино де Муэртос (Дорога Мертвых). По обеим сторонам ее стоят пирамиды и платформы храмов. В северном направлении улица поднимается вверх на протяжении тридцати метров, и у наблюдателя, находящегося в ее южном конце, возникает оптический обман: он видит бесконечную лестницу с равномерно расположенными ступенями, которая через три километра сливается с Лунной пирамидой и уходит в небо.

Если же смотреть со стороны Лунной пирамиды, видна лишь совершенно прямая улица — словно по мановению волшебной палочки все ступени исчезают.

Согласно мнению официальной науки, этими загадочными проектировщиками и строителями Теотихуакана, по всей очевидности, являлись люди каменного века. Любой современный геодезист подтвердит, насколько это трудная задача — проложить трехкилометровую трассу таким образом, чтобы через равные промежутки в два метра располагались по шесть ступеней и одной плоской платформе, которые в конце поднимающейся вверх улицы с сантиметровой точностью сливались с гигантской пирамидой. Все ступени, платформы и промежутки должны были иметь точные размеры. Проектирование в каменном веке?

Камино де Муэртос — Дорога Мертвых — заканчивается перед ступенчатой Лунной пирамидой с площадью основания 150 х 200 метров — более двух футбольных полей. Сооружение состоит из пяти главных террас и имеет высоту сорок четыре метра. Располагающаяся посредине широкая лестница ведет на верхнюю платформу на которой когда-то, должно быть, блистала золотая статуя бога.

С левой стороны от пирамиды высится самое грандиозное сооружение Центральной Америки — Солнечная пирамида. Она имеет почти квадратное основание 222 х 265 метров, а ее высота превышает высоту Лунной пирамиды на двадцать метров. Тем не менее при взгляде с ее верхней платформы создается впечатление, будто две пирамиды одинаковы по высоте. Оптический обман возникает вследствие уклона улицы.

Сверху Дорога Мертвых выглядит как бульвар шириной сорок метров.

Эта самая улица поднимается вверх и в конце концов сливается с Лунной пирамидой.

Солнечная пирамида в Теотихуакане имеет больший объем, нежели пирамида Хеопса в Гизе. Ее вес оценивается в один миллион тонн известкового кирпича и камня, Фронтоны обеих пирамид изначально были отделаны штукатуркой и окрашены, о чем свидетельствуют остатки краски. Вершину Солнечной пирамиды венчала покрытая золотом и серебром статуя бога. Ее еще застали испанские завоеватели, но францисканский монах Хуан де Сумаррага, первый епископ Мексики, приказал снять и переплавить колоссальную фигуру. Золото было важнее всего.
Далее вдоль Дороги Мертвых следуют различные усеченные пирамиды, платформы, зачастую богато украшенные рельефами оперенных змей, обезьян, ягуаров, жрецов с непонятными предметами в руках или с крыльями за спиной.

Третьим по величине сооружением Теотихуакана является цитадель с храмом Кетцалькоатля. Название «цитадель» я нахожу абсурдным, поскольку под ним подразумевается оборонительное укрепление. Цитадель Теотихуакана так же похожа на крепость, как индуистский храм на вокзал во Франкфурте. Однако названия в Теотихуакане происходят не от строителей, а из нашей эпохи. Мы не знаем, как все эти сооружения называли их создатели.

Длина стороны так называемой цитадели составляет четыреста метров. На северной, южной и западной сторонах некогда стояли по четыре пирамиды, от которых сегодня остались лишь основания. Храм Кетцалькоатля красиво отделан штукатуркой. На фризе извиваются оперенные змеи, с лестничных стен и рельефов смотрят маски демонических существ, и даже по цоколю храма ползут все те же змеи. Головы змей окаймлены стилизованными ореолами лучей, а лица напоминают морды огнедышащих драконов. Между прочим, в Древнем Китае боги спускались с небес как раз на огнедышащих драконах.

Храм Кетцалькоатля с оперенной змeeй, чья голова окружена ореолам лучей.

То, что сегодня в лучах солнца предстает в бело-серо-коричневых тонах, раньше радовало глаз яркими красками всех цветов радуги. Каждый бог имел свой цвет, а рельефы не только служили украшением, но и выполняли функцию религиозного посыла.

Орнаментальные мотивы храма Кетцалькоатля подтверждают тот факт, что символ оперенной змеи был известен задолго до эпохи ацтеков и майя.

Сзади храмовых платформ и пирамид, обрамляющих Дорогу Мертвых, когда-то стояли здания, которые использовались для жилья. В ходе раскопок выяснилось, что, как правило, они включали тридцать комнат, но были и исключения — сто семьдесят пять комнат. В Теотихуакане имелись и небольшие храмы с молитвенными помещениями, и огромные жилые кварталы с настоящим водопроводом. Археологические находки свидетельствуют о том, что город был разделен на кварталы по профессиональному признаку его обитателей. В одном квартале жили гончары, в другом — камнерезы, в третьем — ткачи. Улицы были абсолютно прямыми и пересекались исключительно под прямым углом. Теотихуакан представлял собой Нью-Йорк Центральной Америки.

Несколько лет назад один мой мексиканский друг сообщил мне о сделанном незадолго до этого любопытном открытии. На склонах и вершинах окружающих Теотихуакан гор археологи обнаружили вырезанные на поверхности скал борозды. Их продолженные линии образуют над городом сеть. Если 21 марта, в первый день астрономической весны, посмотреть с вершины Солнечной пирамиды на запад, солнце сядет за горизонт точно под отмеченным камнем. Подобные метки присутствуют в Серро Чиконаутла в четырнадцати километрах от города, а также в тридцати пяти километрах от него.

Под Солнечной пирамидой имеется коридор, тянущийся на четыре километра и заканчивающийся четырьмя помещениями, которые называются Святыми Пещерами. Археологи полагают, будто весь комплекс был воздвигнут именно над этими Святыми Пещерами, ибо он указывает местонахождение входа в подземный мир и одновременно символизирует пуп мира Центральной Америки, к которому приходят паломники, купцы и местные жители. Должен же кто-то обратить на это внимание!

Неподалеку от Солнечной пирамиды были обнаружены подземные помещения, куда доступ туристам закрыт. В них сокрыта настоящая тайна, по поводу которой специалисты хранят упорное молчание. Помещения изолированы посредством толстого слоя слюды. Какую же тайну они могут хранить?

Можете вы себе представить потолок подвала, состоящий из двух каменных плит, между которыми заключен слой слюды толщиной пятнадцать сантиметров? Эта конструкция напоминает сандвич: хлеб, ветчина, хлеб.

Один сторож открыл мне стальной люк. В тот самый момент, когда луч солнца упал в отверстие, слюда отразила ослепительный пучок света. На сегодняшний день открыт тридцатиметровый участок этого слюдяного покрытия. Слюда — слоистые минералы на основе силикатов с содержанием калия и алюминия, и их месторождения встречаются, главным образом, вблизи месторождений гранита. Нам, швейцарцам, она известна благодаря горному массиву Сен-Готард. Большие запасы слюды имеются в Индии, на Мадагаскаре, в Южной Африке, Бразилии и в Скалистых горах. Небольшие залежи имеются в швейцарских и тирольских Альпах. Что же касается гор Центральной Америки, они складываются преимущественно из вулканических пород.

Сегодняшняя Мексика импортирует слюду, ибо этот минерал обладает некоторыми свойствами, делающими его незаменимым в нашем мире. Слюда имеет высокую прочность при растяжении и вместе с этим эластична, выдерживает до 8 000°С и резкие перепады температур, отличается стойкостью по отношению к органическим кислотам, образующимся в почве в результате воздействия дождевой воды на останки животных и растений, является прекрасным изолятором и надежно противостоит электрической дуге, утечке электричества и электрическому разряду. Пластины слюды можно в буквальном смысле слова перелистывать, словно книжные страницы.

Ее тонкие слои прозрачны и жаростойки, и их вставляют в окна печей. В электротехнике слюду используют в качестве изоляционного материала при изготовлении радиоламп и телевизионных трубок. Она находит применение в трансформаторах, радарах и даже в компьютерных технологиях. Слюду не очень высокого качества размельчают в порошок, который используют в качестве наполнителя в электрических утюгах, тостерах и стиральных машинах.
Каким образом и с какой целью попала слюда в подвальный потолок в Теотихуакане? Один археолог полагает, будто ее использовали в качестве рефлектора, потому что она красиво блестит на солнце.

Под этой стальной затяжкой находится загадочная крыша из слюды.

Сначала идет каменная плита, затем слой слюды, затем опять каменная плита — как в сандвиче.

Слюда отражает дневной свет. Кусок слюды перелистывается словно книга.

Вряд ли. Ведь слой слюды находится между двумя каменными плитами и не вступает в контакт с солнечными лучами. Кроме того, если бы слюда выполняла функцию рефлектора, достаточно было бы лишь тонкого ее слоя, а пластины общей толщиной пятнадцать сантиметров в данном случае — откровенное излишество.

В процессе поиска новых объяснений существует опасность, что таковые действительно найдутся. У меня нет патентованных решений, я могу лишь, руководствуясь здравым смыслом и давая простор фантазии, предложить возможную версию. Может быть, в подвальных помещениях размещались чувствительные приборы, требующие изоляции? Инструменты, нуждающиеся в защите от электрических разрядов — например, молнии, — а также кислотных дождей и высоких температур? Если моя версия близка к истине, возникают новые вопросы. Откуда строителям каменного века могло быть известно о свойствах слюды? Жители Теотихуакана не имели дела ни с кислотами, ни с высокими температурами, ни с электричеством. Геологи установили, что искусственный слой слюды под Теотихуаканом представляет собой мусковит, или белую кальциевую слюду, которую наши ученые называют «московским стеклом».

Кто-то должен был знать источник импорта этой слюды, а также располагать сведениями о ее свойствах. Едва ли подобные знания могли быть доступны строителям каменного века.
На международном конгрессе американистов, проходившем в 1974 году в Мехико, мистер Хью Харлстон сделал доклад, вызвавший смятение среди специалистов. Харлстон искал в Теотихуакане единую меру, которую можно было бы применить ко всем зданиям. Он определил эту единицу измерения — 1,059 метра — и дал ей название «хунаб», что на языке майя означает «единица». Этой «единицей» в Теотихуакане измерялись все сооружения и улицы. Пирамиды Кетцалькоатля, Лунная и Солнечная, имеют высоту 21, 42 и 63 «единицы» соответственно. Таким образом, эти величины находятся в соотношении 1:2:3. Мистер Харлстон поработал с компьютерной программой и получил поразительные результаты. Он выяснил, что расстояния от средней линии цитадели до располагающихся вокруг нее пирамид соответствуют средним параметрам орбит Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Среднее расстояние от Солнца до Меркурия составляет 36 «единиц», до Венеры — 72, до Земли — 96, до Марса — 144. Недалеко за цитаделью протекает ручей, который строители Теотихуакана заключили в трубу. Она тянется под Дорогой Мертвых и насчитывает в длину 288 «единиц» — расстояние до Пояса Астероидов. Эти несколько тысяч обломков камней движутся между Марсом и Юпитером, словно в русле канала.
В 520 «единицах» лежит фундамент неизвестного храма. Эта дистанция определяет расстояние от Юпитера. Далее, в 945 «единицах» находятся остатки другого храма, обозначавшего Сатурн.
В 1845 «единицах», в конце Дороги Мертвых, стоит Лунная пирамида, соответствующая Урану.

Дорога мертвых. Древние войны Туле

Дорога Мертвых представляет собой модель Солнечной системы.

Если продолжить линию Дороги Мертвых, она упрется в вершину Серро Гордо. Там тоже находятся руины небольшого храма, а также башни, стоящие на древних фундаментах. Их расстояния от средней линии цитадели 2 880 и 3780 «единиц» соответствуют средним параметрам орбит Нептуна и Плутона.

На линии продолжения Дороги Мертвых высится холм. За ним находятся развалины сооружений, чья отдаленность соответствует параметрам орбит Нептуна и Плутона. Более поздняя башня стоит на фундаменте эпохи Теотихуакана.

Итак, Дорога Мертвых в Теотихуакане представляет собой модель Солнечной системы. Весьма примечательно, что Солнечная пирамида не является ее составной частью — она стоит в стороне от Дороги Мертвых.

Включение в систему холма Серро Гордо проектировщики Теотихуакана предусматривали с самого начала. Но откуда они знали параметры орбит планет? Уран был открыт в 1781 году, Нептун — в 1845, а Плутон — лишь в 1930. Не оставили ли эти знаки будущим поколениям человечества Всемогущие? Разумеется, я не утверждаю, что Теотихуакан построили инопланетяне своими руками. Вероятнее всего, они просто нарисовали модель Солнечной системы и указали архитекторам, на каких расстояниях друг от друга следует возводить сооружения, которые должны были служить каменными посланиями в будущее.
Для того чтобы яснее видеть, зачастую достаточно изменить угол зрения.

No related links found



Занятия ацтеков - цивилизации, которая оставила много загадок и тайн, были очень разнообразны. Осталось множество свидетельств существования этого народа, дошедших до нас через ювелирные и оружейные изделия, гончарное и ткацкое ремесло. Чем занимались ацтеки, что было для них самым важным? Попробуем найти ответы в этой статье.

Ацтеки: краткая историческая справка

Среди самых американского континента выделяют три: инки, майя и ацтеки. Многие знания о том, какие занятия майя, ацтеков и инков были самыми популярными, к сожалению утрачены. Но все же существует множество археологических находок, помогающих разгадать некоторые загадки древних жителей планеты Земля.

Ацтеки - это название нескольких народностей, которые проживали в долине под названием Мехико до момента,пока испанцы в 1521 году не покорили Мексику. Народы, населявшие долину, разговаривали на языке науатль. Их территории были разделены на государства, они строили города, которыми правили царские династии.

Ацтеки: их жизнь и занятия

Кратко изложить тему довольно трудно. оставила очень большой след в истории. Благодаря археологическим находкам, исследованиям ученых и историков, сейчас мы можем делать выводы о том, как жил этот народ, узнавать, что было для них значимым и какие занятия ацтеков были самыми важными.

Цивилизация насчитывала около 60 тысяч человек, и этот народ, без ложной скромности, мог гордиться собой. Ацтекам понадобилось всего 2 столетия, чтобы из обычного племени кочевников превратиться в грозных воинов, властвовавших на территории долины Мехико.

Отсюда историки делают вывод, что самым главным занятием этого народа было военное ремесло. Помимо этого, известно, что этот народ был высокообразован. Изучались и практиковались: медицина, астрономия, музыка, история законов и религия. На высоком уровне были развитии искусство ведения хозяйства и разные ремесла. Рассмотрим все эти занятия ацтеков по порядку.

Военное ремесло

Этот народ очень любил воевать. Военное ремесло было очень хорошо развито, поэтому не удивительно, что ацтеки славились как покорители новых земель. За время существования этой цивилизации территория проживания народности была очень сильно расширена за счет постоянных войн и покорения новых территорий.

Захваченные новые земли, по закону ацтеков, распределялись между воинами, которые прославились на поле битвы больше всего. Соответственно, покоренные племена автоматически превращались в рабов. Это послужило тому, что среди ацтеков появилось много богатых рабовладельцев, которых жажда наживы заставляла покорять все новые земли.

Хозяйство

Занятия ацтеков касались разных сфер жизни. Основой хозяйства было земледелие.

Археологами были обнаружены земледельцев: палки с заостренными и расширенными концами. Второй вариант - прообраз современной лопаты.

Известно, что этот народ знал, как орошать и удобрять почву. Среди различных культур предпочтение отдавалось кукурузе, тыкве, фасоли, перцу и кабачкам. Ацтеки вошли в историю как народ, который первым начал культивировать какао-бобы и томаты. Выращивали они и табак.

Также основные занятия ацтеков включали в себя возделывание хлопка нескольких видов.

Среди особенностей их земледелия следует отметить наличие плавучих садов. Все из-за того, что город Теночтитлан сам находился на острове. Ограниченное количество земли привело к возникновению огородов на плаву. Сооружались эти огороды на прикрепленных к вбитым в землю сваях плотах с плодородной землей.

Охота и рыбалка

Занятия населения ацтеков включали в себя охоту и рыбалку. У этого народа не было традиции содержать домашних животных. Единственными были собаки, иногда их употребляли в пищу.

Запасы мяса пополнялись во время охоты. Охотники добывали пищу с помощью лука и стрел, широко использовались метательные дротики, были в ходу и специальные ловушки на животных.

Добычей охотника могли стать: кролики, олени и дикие птицы.

Народы, жившие на берегах озер, успешно занимались рыбалкой.

Культура

Культура этого народа была на высшем уровне. Надо отметить, что для мужского населения школьная учеба была обязательным занятием. Существовало два вида школ: для богатых и бедных. Школы первого вида готовили будущих жрецов, военачальников и сановников. Мальчики из простых семей учились быть земледельцами, воинами и ремесленниками.

Наука, литература, философия и астрономия - основные занятия жителей. Ацтековпочитали как высокоразвитую цивилизацию.

Этот народ разработал звездную карту неба. Широко известен календарь ацтеков, который с учетом расположения и движения небесных звезд служил для удовлетворения надобностей сельского хозяйства.

К сожалению, во время завоевания этой территории испанцами много образцов культуры и искусства было уничтожено. Все же археологами совсем недавно были обнаружены строения, которые дают нам возможность почерпнуть знания о том, насколько развитой у ацтеков была сфера архитектуры.

Одна из достопримечательностей - храм в Малиналько, который полностью был высечен из целостной скалы. Археологи заявляют, что кроме каменных орудий труда других у этого народа не было. Представьте, сколько усилий потребовалось для возведения этого храма.

Главный храм Темпло Майор был обнаружен археологами вообще случайно. Это случилось в 80 годах прошлого столетия во время землетрясения. Эта находка дала возможность лицезреть фигурки богов, высеченные из камня, а также керамические и ювелирные изделия. Надо отметить, что ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения своим богам. Рукоятки жертвенных ножей украшались рисунком мозаики из бирюзы и обломков раковин.

Благодаря этим находкам мы можем с точностью определить, как жили ацтеки, занятия которых отличались своей разнообразностью и высокоразвитой культурой.

Конец истории

Эта цивилизация до конца осталась не разгаданной. Все из-за того, что культурное наследие ацтеков было частично уничтожено во время завоеваний. Достигнув культурных высот, народ ацтеков не смог выжить и сохранить для истории большую часть своих достижений. На руинах столицы ацтеков вырос новый город - Мехико, который вошел в историю как центр колониальных владений новых завоевателей из Европы.