Интервью с ветераном афганской войны. Афганец — воин России. Курьезные случаи бывали

ВКонтакте Facebook Одноклассники

«Я до того свыкся с новой жизнью, что по возвращении домой в СССР меня тянуло назад в Афганистан»

Сегодня в нашем «афганском» цикле мы публикуем интервью Олега Кондратьевича Красноперова ..

- Кем Вы были на войне?

Я служил во взводе связи первого батальона 357 полка. В Афганистане находился с 1983 по 1985 год. Но сначала полгода провел в «учебке» в Фергане, где нас готовили к боевым действиям. Считаю, что подготовили нас отлично: укрепляли физически, проводили тактические занятия, учили работать с техникой и т.д. А когда узнал, что поеду на войну, было такое, несколько азартное отношение. Даже ощутил кайф! Не забывайте, что мы тогда были молодыми парнями и рвались в бой. Серьезность пришла позже.

- Ваши первые впечатления от Афганистана?

Кабул показался мне серым и грязным городом. Это не СССР, не родной дом, и чужая земля приняла нас как-то не очень. А дальше все пошло обыденно: утром подъем, зарядка и проч.

- Как Вы из мирного человека превращались в бойца?

Вы знаете, я до войны думал, что пули свистят, а они на самом деле шуршат. Звук совсем не такой, как это показано в кино. Причем на первых порах страха я не чувствовал, потому что просто не осознавал опасности. Но потом, когда возвратился с задания и начал думать о том, что произошло, то стало жутковато. Я же видел, как ранило товарища, и хочешь - не хочешь, а прокручиваешь в голове, что такое могло случиться и со мной.

Но долго о страхе думать не приходилось. Мы были загружены физическими занятиями, политической подготовкой и так далее. И, кстати, я до того свыкся с новой жизнью, что по возвращении домой в СССР меня тянуло назад в Афганистан.

- Самый тяжелый момент службы можете назвать?

Да. Помню, мы сопровождали колонну и попали в засаду. Мне надо было связь поддерживать и от огня скрываться. Я говорю товарищу: «Прячься за броню, ложись за башню!» Мы уже вырывались из засады, почти выехали, и тут издалека, на излете пришла к нему пуля и попала точно в сердце… Вот это мне было тяжело пережить.

- А было ли что-то веселое на войне?

Да, и еще какое! Я даже сейчас смеюсь, вспоминая, как ловил дикого козла. Мы ушли в горы, взяв с собой сухой паек, и обычно, когда паек подходил к концу, нам с вертолетов сбрасывали провиант. Но в тот раз «духи» заняли высоты рядом с нами и не подпускали наши «вертушки». Время идет, мы уже есть хотим, а тут вижу - стадо козлов. Я за одним урвался и начал его ловить. А он от меня уходит, причем движется как раз в сторону «духов».

Пристрелить его я не мог, потому что тогда вызвал бы огонь противника на себя. Крадусь, значит, за козлом, он все ближе и ближе к позиции душманов, и меня уже снизу по рации предупреждают, что «духи» за мной наблюдают. Но тут я его все же схватил, закинул на спину и давай с ним бежать к своим. Приволок я его, развели огонь, но так, чтобы его не заметил противник: пламя сверху накрыли палаткой. Командир взвода разделал козла, устроили шашлык на шомполах и стали есть. Мясо горькое! Соли нет. В общем, до сих пор козлятину терпеть не могу.

- Кстати, а что входило в паек?

Пайков было несколько разных видов. Существовало пять эталонов, и все отличные. Первый эталон и вовсе включал в себя так много еды, что суточной нормы могло хватить на неделю. Кормили кашами, галетами, сосисочным фаршем, «завтраком туриста», паштетом, шоколадом. Пили фруктовый сок и чай.

- Самая дорогая для вас награда?

Я участвовал в разных заданиях. Например, авиа- и артиллерийские наводчики отправлялись на высоту. Мы их прикрывали, и я обеспечивал связь. Приходилось и стрелять. Кстати, советское оружие - самое лучшее.

А самая памятная награда - это медаль «За отвагу». В тот день пуля пробила аккумуляторы в рации, антенну тоже подрезало, но меня учили, что делать в таких случаях. Батареи быстро заткнул подручными средствами, чтобы кислота полностью не вытекла, и я продолжил поддерживать связь с командованием, которое координировало движение нашего отряда десантников. «Духи» шли за нами, а по рации мне передавали, как правильно уйти от них. Моя задача в том и заключалась, чтобы обеспечить связь и вывести людей. Вот за это меня и наградили.

Уровень очень высокий. Я часто вспоминаю капитана Сергея Ильича Капустина. Это потомственный офицер, еще его дед служил в армии при царе. Сергей - отличный командир, он за солдата душу отдаст. Рядовые тоже показали себя настоящими, твердыми воинами. Мы понимали, что защищаем южные рубежи СССР и исполняем интернациональный долг. Мы знали, за что воюем. Сейчас всякое рассказывают про ту войну, но я говорю, как есть, как реально думали те, кто служил. Кстати, приезжал к нам и тогдашний министр обороны СССР Сергей Леонидович Соколов. В быту он держался, как простой человек.

- Как складывались межнациональные отношения в советской армии?

Никаких проблем не было. Вместе нормально служили русские, белорусы, узбека Сержемана мы звали Сергеем. Он, кстати, был отличным переводчиком. Я лично дружу с татарином-«афганцем», Родионом Шайжановым (интервью с ним опубликовано - Прим. Ред.). Между прочим, никакого издевательства «дедов» над молодыми не было. Относились друг к другу как к товарищам.

- Как относились к вам местные жители?

Дети везде одинаковы. Побегают к нам, мы им даем галеты, сгущенку, сахар. Они знали слово «дай», и, подходя к нам, говорили: «дай-дай-дай». А взрослые вели себя настороженно, напряженно. Вообще там царил феодальный строй, люди обрабатывали землю мотыгой, хотя тут же рядом мог лежать и японский приемник Panasonic. На что они его покупали, даже не представляю. Не за наркотики, это точно. Наркотой там занимались другие, мы их называли «караванщиками». А остальные в основном возделывали пшеницу, торговали пшеницей, а также чаем.

- Что скажете о противнике?

Экипирован он был даже получше нашего. Удобные спальные мешки, ботинки, камуфляж - все американское. Поставки «духам» шли через Пакистан. Что касается боевых качеств, то были там и хорошо обученные в Пакистане душманы, но в основном - это обычные крестьяне, и нельзя их назвать матерыми воинами. Вооружены они были китайскими «Калашами», английскими винтовками «Бур», а в крупных группировках встречались и минометы, и легкая артиллерия. Они вели, по сути, партизанскую войну, и я ни разу не видел, чтобы у них были танки или боевые машины пехоты.

- Как сложилась Ваша жизнь после войны?

У меня все нормально. Знаете, люди часто жалуются на то, что у них то работы нет, то приняли их как-то не так, то еще что-то. Но я считаю иначе. Кто хочет работать, тот работает, кто хочет пить, тот всегда найдет бутылку. И я не согласен с теми «афганцами», которые стали обвинять власть в своих проблемах.

На днях ко мне в офис приезжал корреспондент Московского бюро Британской телерадиовещательной корпорации Би-Би-Си (ВВС) Олег Болдырев. Свое интервью для ВВС я предлагаю Вашему вниманию. О.Б . Как именно повлияла афганская война на вашу судьбу? Изменила ли она ваши взгляды на политику, поменялось ли ваше представление о правомерности ввода войск в Афганистан за эти 20 лет?
В Афганистане мне посчастливилось работать с удивительным человеком по имени Шафи, представителем одного из древнейших племен, потомком воинов Александра Македонского. К слову сказать, в молодости Шафи учился в Англии. Так сложились обстоятельства, что он стал не только моим другом, но и моим учителем. Благодаря его урокам, я более двадцати лет занимаюсь восточной медициной, помогаю своим пациентам. Благодаря афганской войне я стал писателем, членом Союза писателей России. Приобрел много хороших и надежных друзей. Получается, что именно афганская война подарила мне все это? И я должен быть ей благодарен? Наверное. Но я знаю, как много потеряли в этой войне мои знакомые и мои близкие. И я знаю, что война - это настоящее ЗЛО. Как бы мы не пытались ее идеализировать... Что касается политики. Тогда мы мало о ней задумывались. Зато сейчас мы знаем об аксиоме известного английского писателя и историка Бэзил Генри Лиддел Гарта: "Цель войны - достижение мира, лучшего, чем довоенный". Если после этой войны афганский народ стал жить хуже, советский народ - хуже. И лишь небольшая группа людей - баснословно обогатилась... В Чечне это повторилось. Здесь есть, над чем задуматься. И очень легко "вычислить" тех, кому эти войны выгодны. Наверное, мы стали старше? И наши представления об окружающем нас мире сильно изменились. О.Б. . Типичного ветерана-"афганца", конечно, не существует - но как в основном складывались судьбы у ваших однополчан и других служивших в Афганистане? Каковы основные проблемы ветеранов сейчас? Ветераны вправе рассчитывать на особое отношение?
Я работал в военной разведке. Это особый мир. За 26 месяцев службы в Афганистане среди моих подчиненных не было ни одного убитого, или раненого. И это не только моя заслуга, но и уровень подготовки моих разведчиков. Мне всегда везло на подчиненных, сослуживцев и командиров. Поэтому после войны судьба у них сложилась более удачно, чем у многих других. Ильхам Галиев стал школьным учителем. Игорь Ц. - старший офицер ФСО, Илья Третьяков - известный юрист. Все они были рядовыми разведчиками. Из офицеров: мой непосредственный начальник Руслан Аушев - бывший президент Ингушетии. Мой друг Коля Прокудин (Ревякин) - ныне известный питерский писатель. Какие проблемы? У каждого они свои. Отслужив 25 лет в Вооруженных Силах, от Верховного главнокомандующего (в то время - В.В.Путина) я получил выходное пособие в сумме эквивалентной 1-й (одной) тысяче американских долларов. Как и многие мои друзья, я много лет мечтал построить свой ДОМ. Своими руками для своих родных и близких, учить там желающих восточной медицине, встречаться со своими читателями, со своими друзьями (в действующем ранее законодательстве была заложена статья о бесплатном предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для офицеров запаса). Но вся земля в нашей стране по НЫНЕ действующему законодательству продается лишь на аукционе. На одну тысячу долларов много земли не купишь (мы с друзьями-сослуживцами, помнится, отметили тонкий юмор нашего Верховного главнокомандующего - на эти деньги на аукционе можно купить два квадратных метра земли, а на оставшиеся деньги устроить "новоселье" - не трудно было догадаться, где бы хотел всех нас видеть наш Верховный). Обращения к различным чиновникам, и даже к представителям партии "Единая Россия" результата не дали. Возможно, нужно внести изменения в законодательство для поддержки наших ветеранов (ветеранов боевых действий, военной службы и т.д.). Ибо земельный вопрос в нашей стране всегда был одним из самых главных. Чтобы они могли ПОСТРОИТЬ свои дома хотя бы сами. К сожалению, проходят не только годы, но уходят и силы - через год, другой построить дом я уже не смогу. Да, и многие другие ребята, прошедшие Афган и Чечню. Ведь мы не будем жить вечно. Хотя, может быть, на это и надеются наши руководители - немного подождут, и наши проблемы решатся сами собой. Ведь, как известно: есть человек - есть проблема; нет человека - нет проблемы. А смертность среди ветеранов последних войн сейчас просто удручающая... Особое отношение к ветеранам? Нет, это не особое, а просто РАЗУМНОЕ отношение не временщиков, а по-настоящему государственных людей. Которые заботятся о своей стране и о тех, кто в ней живет. О.Б. Государство часто упрекают в невнимательности к тем, кто служил в Афганистане. Связано ли это с тем, что в свое время ввод войск в Афганистан был признан ошибочным, следует ли отменить то постановление?
Всем известна простая истина: оценивать человека нужно ПО ДЕЛАМ, а не по словам. Да, при Горбачеве афганская война была объявлена ошибкой (что, на мой взгляд, нанесло непоправимый удар по судьбам многих воинов-интернационалистов). Но пострадали из-за горбачевского постановления не те, кто принимал решение о вводе войск, а те, кто честно служил своей Родине. При нынешнем руководстве все чаще и чаще говорят о том, что тогда солдаты и офицеры честно исполнили свой долг. Но ни тогда, ни сейчас для ветеранов РЕАЛЬНО ничего не делается (за исключением отдельных и очень редких случаев). И особенно печально обстоят дела с ветеранами чеченских компаний - к ним горбачевское постановление вообще никакого отношения не имеет. Вот и получается, что не так важны слова, произнесенные с высоких трибун и постановления (хотя и они важны; ох, как важны!). Но более важны реальные дела и забота о реальных ветеранах. А ведь у нас даже не известно, сколько всего ветеранов Афганской войны проживает на сегодняшний день в стране? Что уж говорить о ветеранах других войн?! И все-таки хотелось бы, чтобы те, кто выступает с высоких трибун, хоть чуточку задумывались о том, что они говорят. И чтобы их слова не расходились с реальными делами. Но это, похоже, уже из области фантастики. О.Б . Какие уроки надо было извлечь из той войны, извлекли ли их - в военном ли аспекте, в отношениях с другими странами?
Перед отправкой в Афганистан мой наставник Александр Александрович Щелоков сказал, что моя задача не только собирать сведения о противнике, но в первую очередь информацию о самих афганцах, их обычаях и традициях. Сбор информации военного плана - путь к следующей войне. Знакомство с народом, его историей - дарит шанс со временем стать хорошими соседями. И жить в мире. Это главный урок, который я извлек и этой войны. И благодаря этой задаче мне было гораздо проще служить в Афганистане. И намного интереснее. Второй урок - что решать возникшие разногласия можно и нужно ЛИШЬ мирным путем. Войны, продолжительные или молниеносные, проблем не решают, а лишь создают видимость такого решения. Решения, как правило, лежат в плоскости ЭКОНОМИКИ. А еще в сфере ВОСПИТАНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ. И третий урок, который я сделал лично для себя - афганская война - это не вся наша жизнь, а лишь одна из ее страниц. После которой будут другие. Нельзя забывать, но и нельзя жить только прошлым. Нужно идти вперед. Нужно жить дальше, работать, творить... Извлекла ли наша страна эти уроки из афганской войны? Простые солдаты и офицеры - думаю, что да (мы были уверены, что это ПОСЛЕДНЯЯ война современности - значит, мы многому научились). Политики - НЕТ (или же уроки, которые они извлекли, находятся за гранью общечеловеческих ценностей). Прошло лишь несколько лет, как вспыхнули НОВЫЕ войны. На территории бывшего Советского Союза, на Северном Кавказе... О.Б. У многих сейчас остались чувства ностальгии потеем временам. По Советскому Союзу. Не боитесь ли вы, что на волне этих настроений может начаться новая война внутри России? Да, ностальгия есть. Как бы ни ругали те времена, но первый секретарь горкома партии в моем родном городе тогда жила в такой же типовой квартире, что и моя семья. Под нами. Из предметов роскоши в ее квартире была замечательная библиотека... Мы жили не богато, но у нас было бесплатное образование, здравоохранение, было будущее. Я часто слышу в ответ, что в середине восьмидесятых годов идея социализма окончательно себя изжила. Мне напоминают пустые полки магазинов. К сожалению, я давно уже верю не всему, что слышу. На мой взгляд, полки магазинов опустошила афганская война и гонка вооружений (наша экономика их просто "не потянула"). И очень серьезные ошибки наших руководителей. А идея социализма, в Китае, к примеру, жива до сих пор. И показывает очень даже не плохие результаты. При условии, что это живая идея, а не догма. Как бы ни хвалили нынешние времена, но все вы прекрасно видите, как живут нынешние мэры и их семьи. Как живут чиновники и олигархи. Говорить, что все это они заработали честным трудом, предпринимательским талантом и титанической работоспособностью - просто смешно. Вы думаете, наши руководители не знают, КАК они это заработали? Да, это было при других руководителях. Но возникает другой вопрос: почему сейчас нынешние власти усердно продолжают НЕ ЗАМЕЧАТЬ увеличивающийся разрыв в уровне жизни этих "сливок общества" и обычных людей (разве, что на словах!). Печально другое - перспектива. Дети этих "Сливок общества" будут и дальше жить в шоколаде. Наши дети - в нищете. Многие это понимают. И по этой причине слова, произносимые с высоких трибун, особого оптимизма им не внушают. К тому же, на волне ненависти к этим "сливкам", могут пострадать настоящие предприниматели, люди инициативные и творческие. Такие люди всегда были и, будем надеяться, будут на нашей земле. Они уже тоже смогли заработать большие состояния, смогли стать достойным примером для подражания. Можем пострадать все мы. Те, кто не взирая ни на что, продолжает работать, продолжает верить и стремиться к лучшему. Вот что страшно. О.Б. . Как вы относитесь к газовому конфликту между Россией и Украиной? Помнится, когда-то в Риме требовали хлеба и зрелищ. Вместо рабочих мест. Что стало с Римской империей, все прекрасно знают. Конфликт между Россией и Украиной транслировался на протяжении нескольких дней практически по всем телеканалам. Обычный конфликт хозяйствующих субъектов. У нас что других проблем в стране НЕТ? Вы спрашивали о ностальгии. Лет двадцать назад, куда ни глянь, были приусадебные участки. Те самые шесть соток. На которых выращивали картошку, овощи, ягоды (кое-кто - свиней, гусей, уток...). Вы скажете - была низкая производительность труда? Возможно. Но еще был маленький элемент продовольственной безопасности каждой отдельно взятой семьи. И был огромный трудовой потенциал. Сейчас же повсюду растет лишь газонная трава... Мы разучились работать. Нас отучили работать. Вот, где настоящий конфликт. А не в отношениях с Украиной, где живут наши друзья и наши братья.
О.Б. . Сейчас в Афганистане, в том числе и в тех районах, где служили вы - войска НАТО и США. Их тактика в борьбе с талибами отличается от подхода советского командования? Вы можете дать совет американскому коллеге - в чем он состоит?
Разумеется, тактика отличается. Американцы используют более современное оружие, чем мы, средства связи. Даже бомбоштурмовые удары наносятся с такой высоты, что достать самолеты с земли моджахеды не могут не только из стрелкового оружия, но даже и из ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов). Это порождает у моджахедов комплекс неполноценности. Но, с другой стороны, и усиливает ненависть. А способы ее реализации моджахеды найдут. Непременно найдут... Как рассказывают мои друзья, работающие сейчас в Афганистане, американские конвои очень часто ездят без национальных флажков на машинах, с чужими номерами. В отличие от других многонациональных сил - те наоборот, всячески стараются показать, что они НЕ американцы. Видимо тому есть причины? Что посоветовать своим американским коллегам? Учить историю. Прочитать мой роман "Шелковый путь" (). Афганистан еще никому не удалось покорить. И едва ли удастся. С афганцами нужно сотрудничать, в первую очередь, в экономическом плане, а не воевать. И главное, пожелал бы - вернуться домой живыми и здоровыми. О.Б. За 20 лет не стало страны и идеологии, которая позволила ввести войска в Афганистан и случилась война в Чечне, о которой рассказано и показано больше, чем об афганской. Какой "ваша" война останется в российской истории?
Недавно на презентации 12-серийного документального фильма об афганской войне одна женщина сказала, что Россия обречена воевать всегда. Если это так, если нас ВСЕГДА окружают враги, то, может быть, стоит обратить внимание на самих себя. Может быть, это МЫ ЧТО-ТО ДЕЛАЕМ НЕ ТАК? После Афганистана мы не сделали должных выводов. Мы продолжали искать врагов вокруг себя, вместо того, чтобы поднимать свою экономику, сельское хозяйство, строить современные дома не только в городах, но в первую очередь на селе - там, где выращивают хлеб, а не бумажные и финансовые пирамиды. Мы разучились работать. Нет, ходить на работу мы умеем, но производить реальные вещи мы, к сожалению, перестаем. На выборах мы продолжаем голосовать "ушами", а не "головой". Может быть, поэтому началась война в Чечне? Если мы не сделаем выводов сейчас, где полыхнет война в следующий раз?
Почему об афганской войне известно слишком мало? Возможно, в этом большая вина и нас, писателей. Знаю, что многие историки очень скептично относятся к литературным произведениям. Но вот это (я показал свои афганские дневники. Прим. авт .) - настоящее сокровище для любого из них. Остались воспоминания участников этой войны, их дневники и фотоархивы, пока еще живы сами участники - нужно лишь немного желания и стремления донести до потомков ПРАВДУ об этой войне. Нужно идти в школы, рассказывать своим детям о том, что мы пережили на этой войне. Ведь именно они - то самое будущее, которое будет помнить о нас или забудет! И от КАЖДОГО ИЗ НАС зависит: насколько талантливо и интересно мы сможем донести эту информацию до наших слушателей (и читателей) - такой эта война и останется в памяти наших потомков. Какой след оставит афганская война в истории? Лично для меня она навсегда останется памятником беспримерного мужества и отваги простых солдат и офицеров. И это неизменно... Напоследок я рассказал Олегу о нашем Сайте Артофвар (хотя он и вышел на меня через него), показал свои афганские фотографии, дневники, книги, журнал "Боль сердца моего" и Альманах "Искусство войны". Альманах Олег отложил в сторону. - Мы о нем уже знаем! В апреле брали интервью у корреспондента "Новой газеты" Аркадия Бабченко, он рассказывал об Альманахе "Искусство войны" ОЧЕНЬ много интересного...
P.S. Интервью выйдет в эфир на телеканале BBC World, а также на каналах национального теле- и радиовещания ВВС в Великобритании в середине февраля 2009 года.

Н.А. Романенковым

- Николай Александрович, поддерживаете ли Вы связь с сослуживцами по Афганской войне?

- Обязательно. Со многими встречаемся, часто созваниваемся, тем более, что я возглавляю Боевое братство и привлекаю сослуживцев для выступления перед молодёжью. Вообще, мы афганцы, стараемся держаться вместе, воспоминания нас объединяют.

- Что было самым страшным на той войне для Вас?

- Страшно было видеть, как ни за что ни про что гибнут наши ребята и ничего с этим поделать нельзя. Мы перевозили наших убитых солдат на родину. Очень многие были в цинковых запаянных гробах. Все понимали, что тела погибших неузнаваемо изувечены, это ужасало. Но ещё ужасней было, когда не хватало гробов и на борт загружались останки убитых, оторванные части тела. В самолёт было заходить невыносимо.

- Говорят, что людям, которые воевали, долго снится война. Можете это подтвердить?

-Чистая правда. После возвращения домой к мирной жизни ещё целый год я просыпался по ночам от того, что даже в тишине и покое мозг будоражили увиденные ужасные сцены боёв. Казалось, что слышишь голоса товарищей, командира, вскакивал с кровати и по привычке искал под подушкой автомат, который всё время, даже ночью был при себе.

- Что бы Вы могли сказать своим погибшим товарищам?

- Вы погибли, защищая других. Мы продолжим ваше дело. Нас не будет – другие продолжат!

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас устанавливают много памятных стел в честь воинов–интернационалистов?

- Положительно. Это хорошие места, где можно провести митинг, возложить цветы. Но я бы ещё предложил проводить парад Афганцев, в котором бы поучаствовали бывшие солдаты, получившие тяжёлые ранения, пустить по улицам «колясочников», героев с ампутированными руками и ногами, покорёженную военную технику – камазы, бронетранспортёры, которые не подлежат восстановлению. Чтобы люди увидели воочию последствия афганской войны. Вот что было бы показательно.

- С высоты своего возраста и опыта что бы Вы могли сказать советскому правительству, которое дало приказ на ввод нашей армии в Афганистан?



- Я бы сказал, что люди имеющие ум, честь и совесть так поступить не могли. Это политика предателей по отношению к своим. Погубили столько народа! Надо было помогать дружественной стране экономически.

- Есть ли на Ваш взгляд художественный фильм, правдоподобно отражающий события Афганской войны?

- Да, я считаю таким фильмом работу режиссёра Фёдора Бондарчука «Девятая рота». Всё выглядит очень реалистично. Как сейчас проводят тесты ДНК, так вот - 99 % совпадений. Именно после просмотра этого фильма В.В. Путин сказал, что к афганцам нужно относиться ответственно, помогать им во всём. Но так сказал президент, а на местах это далеко не так.

- Жалеете ли, что Вам выпала такая трудная служба?

- Нет, я пошёл на войну добровольцем. Понимал, что в любой момент могут убить, но верил, что спасаю людей. Человечность превыше всего!

- Каким важно быть для человека, идущего на службу в армию?

- Надо стремиться развивать в себе спортивные качества, как в физическом смысле, так и в моральном. Вести здоровый образ жизни, иначе какой из человека будет вояка? Такому ничего нельзя будет доверить. А у солдата и голова должна быть на плечах, соображать надо быстро, реагировать, в технике разбираться.

- Мы говорили о мужчинах в армии, а как Вы рассматриваете службу в армии представительницами прекрасной половины человечества?

- Я очень солидарен с теми, кто желает видеть в рядах армии женщин. Нет, это не говорит о том, что мужчин не хватает. Просто женщины становятся украшением армии. Им так к лицу форма, они так лихо ходят строевым шагом, что бывалые военные позавидуют. Да и рядом с ними мужчинам тоже хочется подтянуться. А в Афгане среди военных медиков было много женщин. Им приходилось очень тяжело, работа в госпиталях была круглосуточная, с ног валились от усталости. Да к тому же душманы постоянно пытались захватить наших врачей в плен.

- В советское время ежегодно в школах проходил «Смотр строя и песни». Как Вам кажется, такое мероприятие актуально для нынешних школьников?

- Конечно же. Ведь все лучшие, волевые качества характера вырабатываются именно со школьной скамьи. А что касается песен, то скажу словами одно из них: «Нам песня строить и жить помогает!» И творить, и воевать, и дружить лучше с песней. Вот заставьте взвод солдат пройти по плацу дважды: один раз молча и второй уже с песней, а потом сравните результат. С песней-то шаг чеканится сам собой и взгляд веселей!

- А какая песня лично для Вас является значимой?

- «Славянка». Два года под неё ходил. Она очень торжественно звучит. Вот у меня как у радиста в голове всё-время крутится морзянка и «Славянка».

- Спасибо, Николай Александрович, за интересные ответы.

- А я желаю Полине в плане журналистики добиться успехов, стать как ведущая передачи «60 минут» Ольга Скобеева.

Он уходил в армию из одной страны – вернулся совсем в другую. Как шутит председатель Союза ветеранов Афганистана Республики Казахстан Шарип Утегенов, пока был в Афганистане, «похоронил» Брежнева, Андропова, Черненко и двух министров обороны СССР – Устинова и Соколова. Правда, шутка эта получается с оттенком горечи…

ПРИШЛИ СО СВОИМ УСТАВОМ

В Афганистан я попал по призыву в армию. День призыва я запомнил навсегда. Это было 10 ноября 1982 года – день смерти Брежнева. Тогда, еще находясь в Чимкенте, мы знали, что отправляемся в Афганистан.

Если говорить об афганской войне в самом ее начале, то контингент советских войск местные воспринимали нормально. Ведь мы там строили школы, оказывали гуманитарную помощь и защищали наше посольство, стратегические объекты. Но в феврале-марте 80-го года уже начались нападения на наши колонны, военные городки, и поэтому была разработана программа превентивных действий. Начались боевые рейды, боевые операции по уничтожению караванов, которые поставляли оружие из сопредельных государств.

В первые годы войны в Афганистане было много потерь. Это в первую очередь связано с тем, что не было опыта войны в горно-пустынной местности. Ведь и мы, простые солдаты, и наши офицеры воспитывались на учебниках военной подготовки, которые были ориентированы на опыт боев в Великой Отечественной войне. В Афганистане опыт той великой войны в чем-то пригодился, но во многом он не помогал. Это была совсем другая война, совсем другая идеология, совсем другая страна. Война там была до нас. Просто мы приняли одну сторону и не приняли другую. Война была между партиями, которых в Афганистане было несколько. Мы же поддержали народно-демократическую партию Афганистана. И этим как бы подлили масла в огонь.

Хоть сейчас осуждают, спорят, нужно ли было вводить войска в Афганистан, я всегда говорю: в советское время была идеология – защита рубежей Советского Союза. Если бы мы тогда не поставили этот заслон, то радикальный ислам, который сейчас угрожает миру, мы бы здесь видели уже в 90-х. Поэтому где-то мы пусть и вмешались в чужую политику, в чужую страну влезли, но принесли и большую пользу в сдерживании международного терроризма на какой-то определенный период.

«НЕ Я ТЕБЯ ТУДА ОТПРАВИЛ»

Эту расхожую фразу мне пришлось услышать не один раз. Когда я из Афгана пришел, еле работу нашел – никто не хотел брать. Узнают, что воевал в Афганистане, и не берут. Я не мог устроиться даже бетонщиком. Как-то мне позвонили, сказали: «Есть место на ЖБИ, приходи с документами». Я был рад – полгода сидел без работы. В советское время два месяца без работы, и все – ты тунеядец, а это наказуемо. Я принес свои документы на ЖБИ, а там открывают военный билет, видят запись «служил в Афганистане, имеет право на льготы…» И все, мне сразу говорят: «Вы извините, мы вчера взяли человека».

Вы не можете представить, какая буря в тот момент в моей душе бушевала. Здесь мы оказались не нужны. Мы ведь в армию уходили из одной эпохи – как ее называли, «брежневский застой», а вернулись в «горбачевский бардак». Мы, конечно, были ошарашены. Было очень тяжело, и вы знаете, что многие «афганцы» потерялись в этой жизни. Был большой процент наркоманов у нас, много ребят ушло в криминальные структуры…

Я совершенно случайно устроился слесарем в ДСК, там уже было 8 ребят-афганцев. Там мы и создали свою первую организацию. Когда мы заходили к чиновникам, нам говорили: «Кто вы такие, откуда вы пришли?» Многие чиновники опасались нас, думали: «Они не признаны государством, про них никто не говорит. Если сейчас я этим «афганцам» помогу, кто его знает, как это для меня обернется». Они очень этого боялись. Потому что до 85-го года Афганистан был закрытой темой. Поэтому мы решили, что необходимо создать свой союз, где соберутся все единомышленники, кто прошел Афганистан.

ДЕТИ…

Вернувшись из Афганистана, мы создали военно-патриотические клубы, клубы воинов запаса. И хотя в названии не было слова «афганцы», все понимали, что это за ребята. И мы, тогда еще молодые все – по 22-23 года – имеем опыт боевой. К нам тянулись дети, подростки. Я устроился во Дворец школьников, там открыл военно-патриотический клуб. У меня занимались 320 детей. Если бы позволили размеры Дворца школьников, мы приняли бы тысячи ребят, потому что они приходили, они очень хотели заниматься. Мы говорили с ними на интересные им темы, преподавали рукопашный бой, парашютное дело. Выезжали в горы – на Машат, Угам. Там был скалодром. Детей привлекал прикладной вид спорта, не кабинетный. Для трудновоспитуемых подростков это было то, что нужно. Их ведь не привлечешь шахматами. А военная форма, оружие всегда притягивали мужчин, независимо от их возраста. Мы, используя эту психологию, максимально затягивали в свои клубы трудновоспитуемых. И многие из них потом прошли и Афганистан, и горячие точки Советского Союза – Карабах, в Таджикистане война была. Участвовали ребята и в конфликте на таджикско-афганской границе уже после обретения Казахстаном независимости.

Мы и сейчас продолжаем военно-патриотическую работу среди школьников, проводим сборы. Например, в Астане я проводил слет «Жас беркут», в Кокчетаве, в Шымкенте.

Но все упирается в финансирование. Меня возмущает, что деньги выделяются как госзаказ на военно-патриотическое воспитание и по линии разных министерств: культуры, образования, обороны, но работы не видно, потому что мы не ведем ее системно. Да и как проводится тендер? Нарисовал на бумаге – у меня, мол, клуб есть, сдал все отчеты – и все. Одних устраивает, что отчет сдан, других – что эти деньги отмыли.

… И ИХ СТРАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Мы как-то проводили сбор данных о военно-патриотических клубах Казахстана. У нас их, оказывается, около пятисот. Мало того, я знаю, в Шымкенте есть клубы, которые возглавляют бывшие зеки, отсидевшие за бандитизм, за изнасилование малолетних, за грабежи. И они сейчас занимаются патриотическим воспитанием детей.

К сожалению, у нас несовершенен закон об общественных организациях. Его надо доработать. В плане того, что о руководителе необходимо знать все – имеет ли он опыт, имеет ли образование и отвечают ли его моральные качества тому, чтобы воспитывать детей. А у нас главное оплатить госпошлину – 18-20 тысяч тенге – и прийти в органы юстиции. Вечером можешь забирать документы. Тебе и устав сами напишут, дальше – что хочешь, то и делаешь. И никому не интересно твое прошлое.

А ведь дети – это пластилин, из которого можно ваять что угодно. Поэтому я считаю, что если ты подал документы в юстицию, то юстиция должна потребовать с тебя всю документально подтвержденную информацию: кто ты такой, вплоть до каких-то резюме, характеристик, рекомендаций, чтобы кто-то за него был ответственен. Ведь под шумок такие организации могут открыть те же экстремисты и воспитывать потом детей в нужном им ключе.

НА ПОРОГЕ ВОЙНЫ…

Сейчас, в свете последних событий в мире, на фоне исламского государства, война может оказаться и на нашем пороге. Самый хороший плацдарм для этого – Афганистан. Боевики ИГИЛ уже ведут переговоры с «Талибаном», заключают какие-то договора о взаимодействии, пытаются расшатать ситуацию. Если они объединятся, война может вспыхнуть в Узбекистане и Таджикистане в один день. Тем более что там есть хорошая почва, под которой подразумевается социальная неустроенность.

Мы недавно проводили в Алматы конференцию «Ветераны за мир и стабильность» и «Ветераны против терроризма». Вышли с обращением, что «Талибан» – это идеология, которую нельзя победить силой. Например, США, коалиция из 30 государств воевала с талибами, которых, на весь Афганистан, может, 10-15 тысяч всего. 130-тысячная группировка, вооруженная до зубов самым современным оружием, не смогла с ними до конца справиться. Потому что «Талибан» – это идеология. А победить идеологию можно, противопоставив свою идеологию. Мы должны воспитывать нашу молодежь в духе неприятия экстремизма и терроризма, объяснять им, к чему это может привести.

Я всегда был против того, чтобы у нас открыли месячные курсы для тех, кто в свое время «откосил» от армии. В возрасте 22 лет они могут пойти в военно-техническую школу (бывший ДОСААФ), заплатить 220 тысяч тенге, а через месяц тебе дают военный билет, как если бы ты отслужил год-два. Там им дают основы боевого искусства – стрельбу, рукопашный бой, строевая подготовка, и кто знает, куда завтра попадет этот обученный человек. У нас, когда мы в армии служили, была идеологическая подготовка, нас воспитывали. Мы оттуда приходили патриотами, готовыми защитить Родину в любой момент.

О БРАТСТВЕ

Сейчас мы пропагандируем идеи дружбы, братства народов. Единственная наша афганская структура на всем постсоветском пространстве сохранила свои связи. ШОС, ОДКБ, Евразийский, Таможенный союз – в каждом из этих образований есть несколько государств. А организации, которая представляла бы все 15 республик бывшего СССР, сейчас нет. Мы – единственные в своем роде. Но сейчас, к сожалению, и сюда вмешалась политика: если поедешь на съезд в Армению, азербайджанцы не приедут, и наоборот: в Грузию поедешь – россияне не приедут. Казахстан – единственное государство на всем постсоветском пространстве, куда все приезжают, которое всем интересно. Я проводил съезды в 2006-м, в 2009-м и в этом году в апреле. Все приезжали. Это говорит о том, что Казахстан ведет правильную межнациональную и международную политику.

БЕЗЫМЯННАЯ РОТА

В этом году исполняется 35 лет начала войны в Афганистане. Мы хотим провести акцию, похожую на Бессмертный полк. Сейчас у всех на слуху фильм «9-я рота». Я хочу назвать эту акцию «Безымянная рота». Эта идея родилась давно.

Думаю, шествие начнется от региональных офисов партии «Нур Отан», например, в Шымкенте от проспекта Бейбитшилик до мемориала Славы. Возложить цветы, а потом у памятника «афганцам» провести митинг. Мы планируем провести эту республиканскую акцию 25 декабря.

Я верю, что родственники ребят-«афганцев», школьники нас поддержат.

Саида ТУРСУМЕТОВА

В своей истории Россия пережила немало вооруженных конфликтов, но именно в XX столетии возникает массовый социально-психологический феномен «человека воюющего». О том, как это явление отразилось в народном сознании и повлияло на судьбу нескольких поколений наших соотечественников, рассказывает эта книга. Главная ее тема - человек в экстремальных условиях войны, его мысли, чувства, поведение. Психология боя и солдатский фатализм; героический порыв и паника; особенности фронтового быта; взаимоотношения рядового и офицерского состава; взаимодействие и соперничество родов войск; роль идеологии и пропаганды; символы и мифы войны; солдатские суеверия; формирование и эволюция образа врага; феномен участия женщин в боевых действиях, - вот далеко не полный перечень проблем, которые впервые в исторической литературе раскрываются на примере всех внешних войн нашей страны в XX веке - от русско-японской до Афганской. Книга основана на редких архивных документах, письмах, дневниках, воспоминаниях участников войн и материалах «устной истории». Она будет интересна не только специалистам, но и всем, кому небезразлична история Отечества. Эта книга - возвращение долга нашим предкам, солдатам и офицерам Русской Армии, незаслуженно забытым героям давних войн. Это - дань уважения и памяти фронтовому поколению Великой Отечественной, моему отцу и его боевым товарищам. Это - дань уважения участникам «малых войн», моим ровесникам и друзьям, воевавшим в Афганистане. Это - боль за тех мальчиков, что проливают сегодня кровь в «горячих точках», и за тех, кому только предстоит пройти через войну…


Приложения

Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов XX века{9}

1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).

2. Участником какой войны вы являетесь?

3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)

4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?

6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?

7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?

8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?

9. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)

10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?

11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля - смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?

12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии „языков“ и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?

13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.

14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?

15. Ваше мнение о союзниках, если они были.

16. Отношения с местным населением.

17. Боевая техника (оружие) - свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений „человек и техника“; чем было для вас личное оружие?

18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?

19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.

20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров).

21. Знакомы ли вам понятия „тыловая крыса“, „штабная крыса“, „окопная братва“? Есть ли современные аналоги?

22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги „наркомовским 100 граммам“, офицерским доппайкам и т. п.?

23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.

24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?

25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?

26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?

27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?

28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?

29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?

30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?

31. Что такое война - для вас? Знакомо ли вам чувство „фронтовой ностальгии“? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?

32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?

33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, тогда и теперь.

34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?

В результате проведенного автором интервьюирования участников Великой Отечественной и Афганской войн получен интересный и обширный материал, который применим для анализа широкого спектра историко-психологических проблем. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в монографии используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией (вопросы No№ 9, 10); формирования образа врага и отношения к нему (No№ 11, 12, 13, 16); особенностей фронтового быта (No№ 22, 23, 25); веры и атеизма на войне (№ 24); отношения к женщинам в армии (№ 28); выхода из войны и постгравматического синдрома (No№ 30, 31, 32, 34).

Практически все респонденты в ходе опроса дали весьма полезную и очень интересную информацию. Все ответы носили неформальный характер, отличались большим разбросом информативности, детализации фактов, степенью эмоциональности и т. д. Вместе с тем, ответы одних и тех же респондентов на разные вопросы не были равноценны, в ряде случаев ответы на какую-то часть вопроса оказались опущены. Некоторые из респондентов просили, чтобы при использовании материалов интервью оно рассматривалось как анонимное; большинство разрешило указать их имена и основные биографические данные.

Читайте еще:

Наряду с упомянутыми страхами, к одной из наиболее частых причин аноргазмии относится навязчивая концентрация внимания на тех сексуальных ощущениях, от которых ожидается, что они непосредственно предшествуют оргазму. Такие и аналогичные формы полного сомнения в процессе самонаблюдения...