Гендер и гендерные роли. Гендерная роль мужчины и женщины. Суть мужской гендерной роли
Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.
Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.
Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.
Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.
Гендер – социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).
В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .
Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.
Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.
Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.
Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.
Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:
- предписываются,
- прививаются (путем воспитания и образования),
- осваиваются,
- исполняются,
- нарушаются,
- принимаются или отвергаются личностью.
Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.
Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.
Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?
Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!
Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.
Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.
Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.
Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.
В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.
Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.
Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!
Последствия борьбы за равные права
Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.
Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».
Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.
Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).
Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.
Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .
Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.
Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.
Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?
Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .
Свобода быть собой
Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.
Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!
Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.
Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».
Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.
Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.
Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.
С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!
Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?
Энциклопедичный YouTube
1 / 4
Мужчины в Поиске: Деградация Отношений, Феминизм, Гендерные Роли
Новый порядок. Как меняются гендерные роли?
«Вселенная Стивена» и гендерные роли | Blitz and Chips
Женщины Великой Отечественной войны
Субтитры
Гендерная роль и гендерная идентичность
Гендерную роль следует отличать от гендерной идентичности : первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания в связи с его гендерной принадлежностью, второе - внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать - в частности, у трансгендерных и интерсексуальных людей. Приведение гендерной роли в соответствие с гендерной идентичностью представляет собой часть трансгендерного перехода .
Гендерные роли в разных культурах
В современных обществах господствует бинарная гендерная система - способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы - мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью, а также другими параметрами (в частности, гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией). Как свидетельствуют антропологические исследования, установление такого соответствия не универсально: во многих культурах биологический, в частности анатомический пол не играет ключевой роли в определении гендерной роли или гендерной идентичности . Не универсально и выделение только двух гендеров. Например, во многих коренных североамериканских культурах выделяется три или четыре гендера и соответствующих гендерных роли . В западноафриканской культуре йо́руба гендер традиционно не является значимой социальной категорией, а социальные роли определяются в первую очередь возрастом и родством .
Даже в близких культурах или в рамках одной культуры гендерные роли могут заметно различаться. Например, в европейской светской культуре XVIII - XIX веков от женщин ожидалось, что они будут слабыми и хрупкими, а в большинстве крестьянских культур женщины считались от природы сильными и выносливыми . В западных (североамериканских и западноевропейских) культурах среднего класса начиная с 1950-х годов женская гендерная роль была ролью домохозяйки, и участие в производительном труде для женщин было исключено. При этом в то же время и в тех же обществах работа вне дома была ожидаемым и самоочевидным элементом гендерной роли для женщин рабочего класса . Женская гендерная роль в социалистических обществах также подразумевала сочетание работы вне дома, работы по дому и заботы о семье .
Объяснения гендерного развития
В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий есть две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма - что они формируются обществом в процессе социализации . В науке были выдвинуты разные теории гендерного развития. Биологически-ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях эволюцией , не нашли убедительных эмпирических подтверждений . Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, которые объясняли гендерное развитие через отношения ребёнка с родителями . Наиболее убедительные эмпирические подтверждения существуют для когнитивных и социально-когнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие сложным взаимодействием биологических, когнитивных и социальных факторов .
Точки зрения на происхождение гендерных ролей
Обыденное сознание часто представляет существующие в данном обществе в конкретный исторический период гендерные роли как естественные и природные. Существует также множество исследований, стремящихся выявить биологические основания гендерных ролей - в частности, установить биологическое происхождение гендерных различий между мужчинами и женщинами, а также найти биологические причины гендерной неконформности . Но накопленные на сегодняшний день исторические и антропологические знания не подтверждают эту точку зрения, так как разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира и на протяжении истории слишком велико. При этом в современных социальных науках собрано множество данных о том, как гендерные роли формируются под влиянием различных социальных процессов.
Биологический детерминизм
Точка зрения, согласно которой социальные явления определяются биологическими факторами, называется биологическим детерминизмом . Близкое к нему понятие - натурализация социальных практик - описывает процесс интерпретации социальных практик как фактов природы . Биологический детерминизм в отношении гендерных ролей выражается, например, в широко распространённых утверждениях о том, что материнство - это природное предназначение женщины, или о том, что мужчинам от природы не свойственна эмоциональность.
С конца XIX века учёные из разных научных областей провели множество исследований гендерных различий между мужчинами и женщинами. Вплоть до 1970-х годов основной целью этих исследований было подтвердить биологическую природу гендерных различий и обосновать содержание существующих гендерных ролей. Однако результаты большинства исследований показывают, что сходств между мужчинами и женщинами гораздо больше, чем различий . В широко цитируемом обзорном исследовании психологи Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин приводят четыре параметра, по которым были обнаружены различия между мужчинами и женщинами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Но даже эти обнаруженные различия невелики и сильно зависят от методики и условий проведения исследования .
С 1970-х годов учёные также заинтересовались причинами гендерной неконформности , то есть нарушения гендерных ролей. Проводились, в частности, исследования, направленные на выяснение биологических причин транссексуальности . В настоящее время существуют теории, связывающие транссексуальность с генетикой , структурой мозга , деятельностью мозга и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития . При этом результаты этих исследований также спорны - например, выявленные особенности строения мозга транссексуальных людей не уникальны (сходные отличия наблюдаются у гомосексуальных людей по сравнению с гетеросексуальными) , и существуют данные о том, что строение мозга может меняться под влиянием жизненного опыта.
Социальный конструктивизм
Точка зрения, согласно которой гендерные роли формируются, или конструируются, обществом, принадлежит к теории социального конструктивизма . Основу для изучения социальной природы и процессов конструирования гендерных ролей заложили, в частности, теоретические работы Симоны де Бовуар и Мишеля Фуко . Исследования социального конструирования гендерных ролей показывают, каким образом в процессе социализации и взаимодействия между людьми формируются те гендерные различия и ожидания, которые в обыденном сознании воспринимаются как природные и естественные.
По данным новейших исследований, обнаруживаемые различия между мужчинами и женщинами во многом объясняются социальными факторами. Например, исследования выявляют несколько причин, по которым женщины менее успешны в математике, чем мужчины: во-первых, им недостаёт уверенности в своих способностях , во-вторых, они считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области , в-третьих, родители и учителя поощряют девочек заниматься математикой гораздо меньше, чем мальчиков . Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, гендерные стереотипы срабатывают как самоисполняющиеся пророчества : в ходе социализации людям сообщают информацию о гендерных ролях, которая формирует их ожидания от самих себя, и в результате они проявляют гендерно-конформное поведение .
Биологические теории
Биологически-ориентированные объяснения гендерного развития и различий широко распространены. Одна из самых влиятельных таких теорий - эволюционная психология - объясняет гендерную дифференциацию наследственностью . Наследственное происхождение гендерных ролей анализируется через предпочтения в выборе сексуальных партнёров , репродуктивные стратегии, вклад родителей в заботу о потомстве и агрессивность мужчин. С точки зрения этой теории, современные гендерные роли обусловлены успешной адаптацией предков современного человека к различиям в репродуктивных задачах мужчин и женщин.
Эмпирические данные опровергают основные положения биологических теорий гендерного развития. Многие исследователи также критикуют методологию биологически-ориентированных исследований . Тем не менее, биологические теории продолжают пользоваться большой популярностью, в том числе у широкой публики. По мнению некоторых авторов, это связано с тем, что во многих обществах обыденное сознание приписывает биологии статус абсолютной истины . Кроме того, положения биологических теорий соответствуют гендерным стереотипам .
Репродуктивные стратегии
Согласно эволюционной психологии, в процессе эволюции у мужчин и женщин закрепились на генетическом уровне разные репродуктивные стратегии, продиктованные необходимостью обеспечить выживаемость человека как биологического вида . Репродуктивная стратегия мужчин направлена на максимальное распространение своих генов , поэтому мужчины предпочитают иметь много сексуальных партнёрш и не тратить время на заботу о потомстве. Репродуктивная стратегия женщин направлена на то, чтобы иметь мало сексуальных партнёров, которые при этом будут способны обеспечить их самих и их потомство необходимыми ресурсами для выживания.
Многие исследователи ставят под сомнение само понятие репродуктивной стратегии. С точки зрения общей теории эволюции , естественный отбор определяется непосредственной практической пользой, а не будущими целями . Утверждение о том, что древние мужчины стремились стать отцами как можного большего числа детей, а древние женщины - найти надёжных кормильцев, предполагает, что у них была осознанная или неосознанная цель, что, по мнению некоторых авторов, противоречит дарвинистскому функциональному объяснению .
Другие авторы отмечают, что гипотеза эволюционной психологии не подтверждается эмпирическими данными. В частности, предположение о том, что древним женщинам не хватало еды в период беременности и лактации , выглядит вполне убедительным, однако с той же успешностью исходя из этого можно предположить, что в связи с этим у женщин развились повышенные способности к ориентации в пространстве и память, которые бы позволили им находить и запоминать расположение источников пищи. Для обоснования любой гипотезы о конкретных адаптивных механизмах требуется дополнительная информация . Такой информацией могли бы служить данные молекулярных исследований окаменелых человеческих останков или данные археологии , однако таких данных эволюционная психология не предлагает. Некоторые авторы отмечают, что концепция репродуктивных стратегий представляет собой попытку «задним числом» объяснить современные гендерные стереотипы .
Против гипотезы о репродуктивных стратегиях также говорят данные антропологии . Они показывают, в частности, что на репродуктивное поведение влияют культурные представления о человеческом теле и размножении . В культурах, где считается, что для размножения необходимо оплодотворение несколькими партнёрами, женщины вступают в сексуальный контакт с разными партнёрами, и эти партнёры не ревнуют друг к другу .
Выбор сексуальных партнёров
Эволюционная психология утверждает, что мужчины склонны выбирать молодых и физически привлекательных партнёрш, потому что такие партнёрши скорее смогут выносить здоровое потомство, а женщины склонны выбирать финансово обеспеченных мужчин, которые смогут их прокормить . В подтверждение этих данных приводятся результаты опросов, в которых мужчины и женщины называли наиболее привлекательные для себя характеристики потенциальных партнёров. Однако многочисленные исследования показывают, что то, что люди говорят, значительно отличается от того, как они в действительности себя ведут: на деле физическая привлекательность одинаково влияет на выбор партнёров мужчинами и женщинами . С другой стороны, показатели физической привлекательности отличаются крайне большим разнообразием в разных культурах мира, и большинство из этих характеристик не имеют отношения к фертильности . Некоторые авторы также указывают, что эволюционная психология объясняет только гетеросексуальное поведение, и высказывают предположение, что сторонники эволюционной психологии избегают рассматривать данные исследований негетеросексуальных людей, поскольку их поведение и гендерные роли не совпадают с гендерными стереотипами и тем самым подрывают эволюционные объяснения .
Агрессивное поведение
Психоаналитические теории
Хотя психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление психологии развития , эмпирические данные её не подтверждают. Исследования не обнаружили тесной связи между идентификацией с родителем своего пола и усвоением гендерной роли . Образцами для подражания в поведении детей гораздо чаще становятся заботливые взрослые или взрослые, наделённые социальной властью, чем угрожающие взрослые, с которыми ребёнка связывают отношения соперничества .
Отсутствие эмпирических подтверждений классической психоаналитической теории привело к появлению разнообразных обновлённых её вариантов. В области гендерного развития одна из самых влиятельных новейших версий - это теория Нэнси Чодороу. Согласно этой теории, гендерная идентификация формируется во младенчестве, а не в фаллической фазе , как утверждал Фрейд. И мальчики, и девочки изначально идентифицируют себя с матерью, но, поскольку дочери одного пола с матерью, идентификация между дочерьми и матерями сильнее, чем между сыновьями и матерями. В ходе дальнейшего развития девочки сохраняют идентификацию с матерью и психологически сливаются с ней. В результате представления девочки и женщины о себе характеризуется сильным чувством взаимозависимости, которое выливается в стремление к межличностным отношениям и побуждает женщину, в свою очередь, становиться матерью . Развитие мальчика определяется стремлением отделиться от матери и в дальнейшем определять себя через отличие от женщин, что приводит к принижению женственности .
Но эмпирические данные не подтверждают и теорию Чодороу. Исследования не обнаруживают наличия более тесной связи между матерями и дочерьми, чем между матерями и сыновьями . Также нет данных о том, что потребности женщин в межличностных отношениях удовлетворяются только через материнство. Напротив, как показывают исследования, женщины, чья единственная социальная роль - это роль матери и жены, больше подвержены появлению психологических проблем, чем бездетные замужние или незамужние женщины и работающие матери .
Когнитивные и социальные теории
К когнитивным и социальным теориям гендерного развития относятся теории когнитивного развития , гендерных схем , социального научения и социально-когнитивная теория . Хотя на начальных этапах эти теории существенно отличались друг от друга, а их сторонники вели острые дискуссии между собой, современные версии этих теорий имеют много общего . В целом когнитивные и социальные теории рассматривают гендерное развитие как сложный процесс взаимодействия биологических, социальных и когнитивных факторов. Все они уделяют существенное внимание социальным источникам гендерного развития и активной роли, которую в собственном гендерном развитии играет человек .
Социальные источники гендерного развития
К социальным источника гендерного развития относят, в частности, влияние родителей, других значимых взрослых и сверстников, а также информационное давление со стороны СМИ , кино , литературы и т.д.
Влияние родителей
Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация необязательно выражается в виде прямых указаний или запретов. Как показывают исследования, дифференциальная социализация начинается ещё до рождения ребёнка, как только его пол определяется при помощи ультразвукового исследования . Матери, узнавшие таким образом пол будущего ребёнка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных» . С рождения дети, как правило, находятся среди гендерно-специфичных игрушек, пелёнок и других предметов; младенцев-мальчиков называют «крупными», «сильными» и «независимыми», а девочек - «нежными», «деликатными» и «красивыми», даже если объективных различий во внешнем облике или поведении младенцев нет . Таким образом, представления и ожидания от детей, связанные с гендером, формируются взрослыми на основании гендерных стереотипов задолго до того, как ребёнок может начать проявлять то или иное поведение.
Дифференциальная социализация продолжается и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, многочисленные исследования показывают, что родители больше стимулируют и больше реагируют на двигательную активность у младенцев-мальчиков, чем у девочек . Ещё один показательный эксперимент касается влияния гендерных стереотипов взрослых на выбор игрушек для детей. Эксперимент первоначально проводили с участием трёхмесячного ребёнка, а позднее повторно с участием нескольких детей в возрасте от трёх до 11 месяцев. Трём группам взрослых предлагалось поиграть с ребёнком, при этом первой группе говорили, что ребёнок - девочка, второй - что это мальчик, третьей о гендере ребёнка не сообщали. В распоряжении взрослых было три игрушки: кукла, мяч и гендерно-нейтральное зубное кольцо. Большинство взрослых, которые считали ребёнка мальчиком, предлагали ему мяч, а большинство считавших ребёнка девочкой - куклу, не пытаясь выяснить, какая из игрушек больше интересует самого ребёнка .
Влияние сверстников
По мере расширения социального мира ребёнка ещё одним важным источником гендерного развития, как и социального научения в целом, становятся коллективы сверстников. Во взаимодействии со сверстниками дети, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста , поощряют друг друга за гендерно-типичное поведение, а также за игры в гендерно-однородных группах, и наказывают за поведение, которое считается неподходящим для их гендера .
Информационное давление
Наконец, значительную роль в гендерном развитии играют СМИ , в особенности телевидение , а также литература , кино и видеоигры . В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно : мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины - зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины - либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность . Как показывают исследования, гендерные стереотипы в СМИ и культуре оказывают большое влияние на детей: те, кто много смотрит телевизор, формируют более стереотипные представления о гендерных ролях . С другой стороны, нестереотипное изображение представителей разных гендеров расширяет спектр желаний и стремлений у детей, а также варианты ролей, которые они считают приемлемыми для своего гендера . Повторяющееся изображение равного участия представителей разных гендеров в тех или иных занятиях способствует устойчивому смягчению гендерно-стереотипных представлений у маленьких детей .
Активная роль человека в гендерном развитии
Социальные источники гендерного развития нередко предоставляют противоречивую информацию о гендерных ролях и накладывают на ребёнка противоречивые ожидания . Это требует от ребёнка, начиная с самого раннего возраста, активно искать и выстраивать свои собственные правила и представления о гендере как о новой для него и значимой социальной категории . Активность в формировании представлений о гендере проявляется, в частности, в избирательном внимании и памяти , а также в формировании предпочтений - например, гендерно-типичных или нетипичных игрушек, игр со сверстниками своего или другого гендера .
Значение гендерных ролей
Гендерные роли в российском обществе
См. также
Примечания
- Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations . - Waveland Pr Inc, 1999. - ISBN 978-1577660743 .
- Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America . - Palgrave Macmillan, 2000. - ISBN 978-0312224790 .
- Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. - 2002. - Т. 2 .
- Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика . - М. : Новое литературное обозрение, 2015. - ISBN 978-5-4448-0248-9 .
- hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center . - Pluto Press, 2000. - ISBN 9780745316635 .
- Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.). Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - ISBN 978-5-94380-060-3 .
- Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. - 1999. - Т. 106 , № 4 . - С. 676-713 .
- Fausto-Sterling, A. Beyond difference: A biologist"s perspective // Journal of Social Issues. - 1997. - Т. 53 , № 2 . - С. 233–258 .
- Martin, C.L., et al. Cognitive Theories of Early Gender Development // Psychological Bulletin. - 2002. - Т. 128 , № 6 . - С. 903-933 .
- Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
- Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences . - Stanford University Press, 1974. - ISBN 9780804708593 .
- (2009) «Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism». Biological Psychiatry 65 (1): 93–6. DOI :10.1016/j.biopsych.2008.08.033 . PMID 18962445 .
- Kruijver F. P., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. - 2000. - № 85(5). - P. 2034-2041.
- (2007) «Male-to-Female Transsexuals Show Sex-Atypical Hypothalamus Activation When Smelling Odorous Steroids». Cerebral Cortex 18 (8): 1900–8. DOI :10.1093/cercor/bhm216 . PMID 18056697 .
- (2006) «Typical female 2nd–4th finger length (2D:4D) ratios in male-to-female transsexuals-possible implications for prenatal androgen exposure». Psychoneuroendocrinology 31 (2): 265–9. DOI :10.1016/j.psyneuen.2005.07.005 . PMID 16140461 .
- LeVay S (August 1991). «A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men». Science 253 (5023): 1034–7. DOI :10.1126/science.1887219 . PMID 1887219 .
- Byne W, Tobet S, Mattiace LA (September 2001). «The interstitial nuclei of the human anterior hypothalamus: an investigation of variation with sex, sexual orientation, and HIV status». Horm Behav 40 (2): 86–92. DOI :10.1006/hbeh.2001.1680 . PMID 11534967 .
- Eccles, J. S. Bringing young women to math and science // Gender and thought: Psychological perspectives / Crawford, M., and Gentry, M.. - New York: Springer, 1989.
- Kimball, M. M. A new perspective on women"s math achievement // Psychological Bulletin. - 1989. - Т. 105 , № 2 . - С. 198-214 .
Гендерные роли
Один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.
Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.
Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.
Gender roles (англ.)
Литература:
Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. С. 53.
Лебедева Н. М. Введение в этическую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ, 1999. С. 141-142.
Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. 42. Р. 165-172.
Hofstede G. Culture"s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.
Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York: Morrow, 1935.
Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men"s studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. Р. 221-38.
© Е. Ф. Иванова
Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .
Смотреть что такое "Гендерные роли" в других словарях:
Гендерные роли - … Википедия
Гендерные роли (половые роли) - – установки, а также виды деятельности, которые общество связывает с тем или иным полом … Словарь-справочник по социальной работе
Гендерные различия - совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и … Википедия
ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь
Гендерные проблемы - (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… … Политология. Словарь.
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь
Гендерные отличия - Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 … Википедия
Стереотип это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы… …
- (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой то мере обуславливают тот … Термины гендерных исследований
ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер) указывает на неразрывную связь понятий пол дискурс власть. Г. т.… … Современный философский словарь
Книги
- Почему мужчины врут, а женщины ревут , Пиз Аллан. В мире где гендерные роли так явно размыты и трансформированы, авторы блестяще сумели сформулировать различия в восприятии реальности мужчинами и женщинами, и объяснить мотивы…
: первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания в связи с его гендерной принадлежностью, второе - внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать - в частности, у трансгендерных и интерсексуальных людей. Приведение гендерной роли в соответствие с гендерной идентичностью представляет собой часть трансгендерного перехода .
Гендерные роли в разных культурах
В современных обществах господствует бинарная гендерная система - способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы - мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью, а также другими параметрами (в частности, гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией). Как свидетельствуют антропологические исследования, установление такого соответствия не универсально: во многих культурах биологический, в частности анатомический пол не играет ключевой роли в определении гендерной роли или гендерной идентичности . Не универсально и выделение только двух гендеров. Например, во многих коренных североамериканских культурах выделяется три или четыре гендера и соответствующих гендерных роли . В западноафриканской культуре йо́руба гендер традиционно не является значимой социальной категорией, а социальные роли определяются в первую очередь возрастом и родством .
Даже в близких культурах или в рамках одной культуры гендерные роли могут заметно различаться. Например, в европейской светской культуре XVIII - XIX веков от женщин ожидалось, что они будут слабыми и хрупкими, а в большинстве крестьянских культур женщины считались от природы сильными и выносливыми . В западных (североамериканских и западноевропейских) культурах среднего класса начиная с 1950-х годов женская гендерная роль была ролью домохозяйки, и участие в производительном труде для женщин было исключено. При этом в то же время и в тех же обществах работа вне дома была ожидаемым и самоочевидным элементом гендерной роли для женщин рабочего класса . Женская гендерная роль в социалистических обществах также подразумевала сочетание работы вне дома, работы по дому и заботы о семье .
Исторический аспект
Соотношение гендерных ролей существенно изменялось в течение истории человечества. В частности, историки отмечают значительное повышение социальной роли женщин в Европе периода позднего средневековья (1300-1500 гг.)
Объяснения гендерного развития
В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий есть две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма - что они формируются обществом в процессе социализации . В науке были выдвинуты разные теории гендерного развития. Биологически-ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях эволюцией , не нашли убедительных эмпирических подтверждений . Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, которые объясняли гендерное развитие через отношения ребёнка с родителями . Наиболее убедительные эмпирические подтверждения существуют для когнитивных и социально-когнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие сложным взаимодействием биологических, когнитивных и социальных факторов .
Точки зрения на происхождение гендерных ролей
Обыденное сознание часто представляет существующие в данном обществе в конкретный исторический период гендерные роли как естественные и природные. Существует также множество исследований, стремящихся выявить биологические основания гендерных ролей - в частности, установить биологическое происхождение гендерных различий между мужчинами и женщинами, а также найти биологические причины гендерной неконформности . Но накопленные на сегодняшний день исторические и антропологические знания не подтверждают эту точку зрения, так как разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира и на протяжении истории слишком велико. При этом в современных социальных науках собрано множество данных о том, как гендерные роли формируются под влиянием различных социальных процессов.
Биологический детерминизм
Точка зрения, согласно которой социальные явления определяются биологическими факторами, называется биологическим детерминизмом . Близкое к нему понятие - натурализация социальных практик - описывает процесс интерпретации социальных практик как фактов природы . Биологический детерминизм в отношении гендерных ролей выражается, например, в широко распространённых утверждениях о том, что материнство - это природное предназначение женщины, или о том, что мужчинам от природы не свойственна эмоциональность.
С конца XIX века учёные из разных научных областей провели множество исследований гендерных различий между мужчинами и женщинами. Вплоть до 1970-х годов основной целью этих исследований было подтвердить биологическую природу гендерных различий и обосновать содержание существующих гендерных ролей. Однако результаты большинства исследований показывают, что сходств между мужчинами и женщинами гораздо больше, чем различий . В широко цитируемом обзорном исследовании психологи Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин приводят четыре параметра, по которым были обнаружены различия между мужчинами и женщинами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Но даже эти обнаруженные различия невелики и сильно зависят от методики и условий проведения исследования .
С 1970-х годов учёные также заинтересовались причинами гендерной неконформности , то есть нарушения гендерных ролей. Проводились, в частности, исследования, направленные на выяснение биологических причин транссексуальности . В настоящее время существуют теории, связывающие транссексуальность с генетикой , структурой мозга , деятельностью мозга и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития . При этом результаты этих исследований также спорны - например, выявленные особенности строения мозга транссексуальных людей не уникальны (сходные отличия наблюдаются у гомосексуальных людей по сравнению с гетеросексуальными) , и существуют данные о том, что строение мозга может меняться под влиянием жизненного опыта.
Социальный конструктивизм
Точка зрения, согласно которой гендерные роли формируются, или конструируются, обществом, принадлежит к теории социального конструктивизма . Основу для изучения социальной природы и процессов конструирования гендерных ролей заложили, в частности, теоретические работы Симоны де Бовуар и Мишеля Фуко . Исследования социального конструирования гендерных ролей показывают, каким образом в процессе социализации и взаимодействия между людьми формируются те гендерные различия и ожидания, которые в обыденном сознании воспринимаются как природные и естественные.
По данным новейших исследований, обнаруживаемые различия между мужчинами и женщинами во многом объясняются социальными факторами. Например, исследования выявляют несколько причин, по которым женщины менее успешны в математике, чем мужчины: во-первых, им недостаёт уверенности в своих способностях , во-вторых, они считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области , в-третьих, родители и учителя поощряют девочек заниматься математикой гораздо меньше, чем мальчиков . Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, гендерные стереотипы срабатывают как самоисполняющиеся пророчества : в ходе социализации людям сообщают информацию о гендерных ролях, которая формирует их ожидания от самих себя, и в результате они проявляют гендерно-конформное поведение .
Биологические теории
Биологически-ориентированные объяснения гендерного развития и различий широко распространены. Одна из самых влиятельных таких теорий - эволюционная психология - объясняет гендерную дифференциацию наследственностью . Наследственное происхождение гендерных ролей анализируется через предпочтения в выборе сексуальных партнёров , репродуктивные стратегии, вклад родителей в заботу о потомстве и агрессивность мужчин. С точки зрения этой теории, современные гендерные роли обусловлены успешной адаптацией предков современного человека к различиям в репродуктивных задачах мужчин и женщин.
Эмпирические данные опровергают основные положения биологических теорий гендерного развития. Многие исследователи также критикуют методологию биологически-ориентированных исследований . Тем не менее, биологические теории продолжают пользоваться большой популярностью, в том числе у широкой публики. По мнению некоторых авторов, это связано с тем, что во многих обществах обыденное сознание приписывает биологии статус абсолютной истины . Кроме того, положения биологических теорий соответствуют гендерным стереотипам .
Репродуктивные стратегии
Согласно эволюционной психологии, в процессе эволюции у мужчин и женщин закрепились на генетическом уровне разные репродуктивные стратегии, продиктованные необходимостью обеспечить выживаемость человека как биологического вида . Репродуктивная стратегия мужчин направлена на максимальное распространение своих генов , поэтому мужчины предпочитают иметь много сексуальных партнёрш и не тратить время на заботу о потомстве. Репродуктивная стратегия женщин направлена на то, чтобы иметь мало сексуальных партнёров, которые при этом будут способны обеспечить их самих и их потомство необходимыми ресурсами для выживания.
Многие исследователи ставят под сомнение само понятие репродуктивной стратегии. С точки зрения общей теории эволюции , естественный отбор определяется непосредственной практической пользой, а не будущими целями . Утверждение о том, что древние мужчины стремились стать отцами как можного большего числа детей, а древние женщины - найти надёжных кормильцев, предполагает, что у них была осознанная или неосознанная цель, что, по мнению некоторых авторов, противоречит дарвинистскому функциональному объяснению .
Другие авторы отмечают, что гипотеза эволюционной психологии не подтверждается эмпирическими данными. В частности, предположение о том, что древним женщинам не хватало еды в период беременности и лактации , выглядит вполне убедительным, однако с той же успешностью исходя из этого можно предположить, что в связи с этим у женщин развились повышенные способности к ориентации в пространстве и память, которые бы позволили им находить и запоминать расположение источников пищи. Для обоснования любой гипотезы о конкретных адаптивных механизмах требуется дополнительная информация . Такой информацией могли бы служить данные молекулярных исследований окаменелых человеческих останков или данные археологии , однако таких данных эволюционная психология не предлагает. Некоторые авторы отмечают, что концепция репродуктивных стратегий представляет собой попытку «задним числом» объяснить современные гендерные стереотипы .
Против гипотезы о репродуктивных стратегиях также говорят данные антропологии . Они показывают, в частности, что на репродуктивное поведение влияют культурные представления о человеческом теле и размножении . В культурах, где считается, что для размножения необходимо оплодотворение несколькими партнёрами, женщины вступают в сексуальный контакт с разными партнёрами, и эти партнёры не ревнуют друг к другу .
Выбор сексуальных партнёров
Эволюционная психология утверждает, что мужчины склонны выбирать молодых и физически привлекательных партнёрш, потому что такие партнёрши скорее смогут выносить здоровое потомство, а женщины склонны выбирать финансово обеспеченных мужчин, которые смогут их прокормить . В подтверждение этих данных приводятся результаты опросов, в которых мужчины и женщины называли наиболее привлекательные для себя характеристики потенциальных партнёров. Однако многочисленные исследования показывают, что то, что люди говорят, значительно отличается от того, как они в действительности себя ведут: на деле физическая привлекательность одинаково влияет на выбор партнёров мужчинами и женщинами . С другой стороны, показатели физической привлекательности отличаются крайне большим разнообразием в разных культурах мира, и большинство из этих характеристик не имеют отношения к фертильности . Некоторые авторы также указывают, что эволюционная психология объясняет только гетеросексуальное поведение, и высказывают предположение, что сторонники эволюционной психологии избегают рассматривать данные исследований негетеросексуальных людей, поскольку их поведение и гендерные роли не совпадают с гендерными стереотипами и тем самым подрывают эволюционные объяснения .
Агрессивное поведение
Психоаналитические теории
Хотя психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление психологии развития , эмпирические данные её не подтверждают. Исследования не обнаружили тесной связи между идентификацией с родителем своего пола и усвоением гендерной роли . Образцами для подражания в поведении детей гораздо чаще становятся заботливые взрослые или взрослые, наделённые социальной властью, чем угрожающие взрослые, с которыми ребёнка связывают отношения соперничества .
Отсутствие эмпирических подтверждений классической психоаналитической теории привело к появлению разнообразных обновлённых её вариантов. В области гендерного развития одна из самых влиятельных новейших версий - это теория Нэнси Чодороу. Согласно этой теории, гендерная идентификация формируется во младенчестве, а не в фаллической фазе , как утверждал Фрейд. И мальчики, и девочки изначально идентифицируют себя с матерью, но, поскольку дочери одного пола с матерью, идентификация между дочерьми и матерями сильнее, чем между сыновьями и матерями. В ходе дальнейшего развития девочки сохраняют идентификацию с матерью и психологически сливаются с ней. В результате представления девочки и женщины о себе характеризуется сильным чувством взаимозависимости, которое выливается в стремление к межличностным отношениям и побуждает женщину, в свою очередь, становиться матерью . Развитие мальчика определяется стремлением отделиться от матери и в дальнейшем определять себя через отличие от женщин, что приводит к принижению женственности .
Но эмпирические данные не подтверждают и теорию Чодороу. Исследования не обнаруживают наличия более тесной связи между матерями и дочерьми, чем между матерями и сыновьями . Также нет данных о том, что потребности женщин в межличностных отношениях удовлетворяются только через материнство. Напротив, как показывают исследования, женщины, чья единственная социальная роль - это роль матери и жены, больше подвержены появлению психологических проблем, чем бездетные замужние или незамужние женщины и работающие матери .
Когнитивные и социальные теории
К когнитивным и социальным теориям гендерного развития относятся теории когнитивного развития , гендерных схем , социального научения и социально-когнитивная теория . Хотя на начальных этапах эти теории существенно отличались друг от друга, а их сторонники вели острые дискуссии между собой, современные версии этих теорий имеют много общего . В целом когнитивные и социальные теории рассматривают гендерное развитие как сложный процесс взаимодействия биологических, социальных и когнитивных факторов. Все они уделяют существенное внимание социальным источникам гендерного развития и активной роли, которую в собственном гендерном развитии играет человек .
Социальные источники гендерного развития
К социальным источника гендерного развития относят, в частности, влияние родителей, других значимых взрослых и сверстников, а также информационное давление со стороны СМИ , кино , литературы и т. д.
Влияние родителей
Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация необязательно выражается в виде прямых указаний или запретов. Как показывают исследования, дифференциальная социализация начинается ещё до рождения ребёнка, как только его пол определяется при помощи ультразвукового исследования . Матери, узнавшие таким образом пол будущего ребёнка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных» . С рождения дети, как правило, находятся среди гендерно-специфичных игрушек, пелёнок и других предметов; младенцев-мальчиков называют «крупными», «сильными» и «независимыми», а девочек - «нежными», «деликатными» и «красивыми», даже если объективных различий во внешнем облике или поведении младенцев нет . Таким образом, представления и ожидания от детей, связанные с гендером, формируются взрослыми на основании гендерных стереотипов задолго до того, как ребёнок может начать проявлять то или иное поведение.
Дифференциальная социализация продолжается и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, многочисленные исследования показывают, что родители больше стимулируют и больше реагируют на двигательную активность у младенцев-мальчиков, чем у девочек . Ещё один показательный эксперимент касается влияния гендерных стереотипов взрослых на выбор игрушек для детей. Эксперимент первоначально проводили с участием трёхмесячного ребёнка, а позднее повторно с участием нескольких детей в возрасте от трёх до 11 месяцев. Трём группам взрослых предлагалось поиграть с ребёнком, при этом первой группе говорили, что ребёнок - девочка, второй - что это мальчик, третьей о гендере ребёнка не сообщали. В распоряжении взрослых было три игрушки: кукла, мяч и гендерно-нейтральное зубное кольцо. Большинство взрослых, которые считали ребёнка мальчиком, предлагали ему мяч, а большинство считавших ребёнка девочкой - куклу, не пытаясь выяснить, какая из игрушек больше интересует самого ребёнка .
Влияние сверстников
По мере расширения социального мира ребёнка ещё одним важным источником гендерного развития, как и социального научения в целом, становятся коллективы сверстников. Во взаимодействии со сверстниками дети, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста , поощряют друг друга за гендерно-типичное поведение, а также за игры в гендерно-однородных группах, и наказывают за поведение, которое считается неподходящим для их гендера .
Информационное давление
Наконец, значительную роль в гендерном развитии играют СМИ , в особенности телевидение , а также литература , кино и видеоигры . В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно : мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины - зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины - либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность . Как показывают исследования, гендерные стереотипы в СМИ и культуре оказывают большое влияние на детей: те, кто много смотрит телевизор, формируют более стереотипные представления о гендерных ролях . С другой стороны, нестереотипное изображение представителей разных гендеров расширяет спектр желаний и стремлений у детей, а также варианты ролей, которые они считают приемлемыми для своего гендера . Повторяющееся изображение равного участия представителей разных гендеров в тех или иных занятиях способствует устойчивому смягчению гендерно-стереотипных представлений у маленьких детей .
Активная роль человека в гендерном развитии
Социальные источники гендерного развития нередко предоставляют противоречивую информацию о гендерных ролях и накладывают на ребёнка противоречивые ожидания . Это требует от ребёнка, начиная с самого раннего возраста, активно искать и выстраивать свои собственные правила и представления о гендере как о новой для него и значимой социальной категории . Активность в формировании представлений о гендере проявляется, в частности, в избирательном внимании и памяти , а также в формировании предпочтений - например, гендерно-типичных или нетипичных игрушек, игр со сверстниками своего или другого гендера .
Значение гендерных ролей
См. также
Примечания
- Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations . - Waveland Pr Inc, 1999. - ISBN 978-1577660743 .
- Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America . - Palgrave Macmillan, 2000. - ISBN 978-0312224790 .
- Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. - 2002. - Т. 2 .
- Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика . - М. : Новое литературное обозрение, 2015. - ISBN 978-5-4448-0248-9 .
- hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center . - Pluto Press, 2000. - ISBN 9780745316635 .
- Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.). Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - ISBN 978-5-94380-060-3 .
- , Гендерные роли в позднесредневековой Европе, с. 297.
- Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. - 1999. - Т. 106 , № 4 . - С. 676-713 .
- Fausto-Sterling, A. Beyond difference: A biologist"s perspective // Journal of Social Issues. - 1997. - Т. 53 , № 2 . - С. 233–258 .
- Martin, C.L., et al. Cognitive Theories of Early Gender Development // Psychological Bulletin. - 2002. - Т. 128 , № 6 . - С. 903-933 .
- Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
- Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences . - Stanford University Press, 1974. - ISBN 9780804708593 .
- Hare, L; Bernard, P; Sanchez, F; Baird, P; Vilain, E; Kennedy, T; Harley, V (2009). “Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism” . Biological Psychiatry . 65 (1): 93-6. DOI :10.1016/j.biopsych.2008.08.033 . PMC . PMID .
- Kruijver F. P., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. - 2000. - № 85(5). - P. 2034-2041.
- Berglund, H.; Lindstrom, P.; Dhejne-Helmy, C.; Savic, I. (2007). “Male-to-Female Transsexuals Show Sex-Atypical Hypothalamus Activation When Smelling Odorous Steroids”. Cerebral Cortex . 18 (8): 1900-8. DOI :10.1093/cercor/bhm216 . PMID .
- Schneider, H; Pickel, J; Stalla, G (2006). “Typical female 2nd–4th finger length (2D:4D) ratios in male-to-female transsexuals-possible implications for prenatal androgen exposure”. Psychoneuroendocrinology . 31 (2): 265-9. DOI :10.1016/j.psyneuen.2005.07.005 . PMID .
- LeVay S (August 1991). “A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men”. Science . 253 (5023): 1034-7. DOI :10.1126/science.1887219 . PMID .
- Byne W, Tobet S, Mattiace LA; et al. (September 2001). “The interstitial nuclei of the human anterior hypothalamus: an investigation of variation with sex, sexual orientation, and HIV status”. Horm Behav . 40 (2): 86-92. DOI :10.1006/hbeh.2001.1680 . PMID .
- Eccles, J. S. Bringing young women to math and science // Gender and thought: Psychological perspectives / Crawford, M., and Gentry, M.. - New York: Springer, 1989.
- Kimball, M. M. A new perspective on women"s math achievement // Psychological Bulletin. - 1989. - Т. 105 , № 2 . - С. 198-214 .
- Dweck, C. S. et al. Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis // Developmental psychology. - 1978. - Т. 14 , № 3 . - С. 268-276 .
Гендерные роли - это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности . Тендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» .
Таким образом, тендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление тендерной идентичности индивида .
Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе тендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную тендерную роль. Существующие в обществе тендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» .
Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин -профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.
Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И, тем не менее, стереотипы о традиционных тендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин - в сфере профессиональной, общественной .
Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли .
Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально-антропологических и психологических данных. Однако феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальное™ и экспрессивности - при всей ее эмпирической и житейской убедительности - лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин .
Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели тендерных ролей . Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности, тендерных ролей . Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.
Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне - значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.
На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.
На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль - производная от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта .