Древние собиратели. Первобытные собиратели и охотники. Особенности преподавания темы

В прошлый понедельник, 25 мая недалеко от английского города Глостер состоялись ежегодные сырные состязания на холме Купер-Хилл. По традиции, которой уже, по меньшей мере, 200 лет, а возможно и гораздо больше, бесстрашные любители сыра бегут за головкой сыра сорта Двойной Глостер весом в 8 фунтов (3,5 кг) вниз по очень крутому, неровному, а в некоторых частях и абсолютно отвесному холму. Тысячи зрителей собираются, чтобы понаблюдать за гонками: традиционно проводятся пять гонок вниз по холму и четыре – вверх. Такие травмы, как сломанные кости и сотрясения стали обычным явлением на этих гонках, но, тем не менее, их популярность продолжает расти. Победитель каждой гонки в качестве приза получает сырную головку, которая и выступала в качестве спортивного снаряда.

Интенсивный массаж о поверхность склона: любители сыра катятся вниз по «трассе», протяженностью почти 200 метров. 25 мая 2009 года, Brockworth, Англия. (Matt Cardy/Getty Images)

Спасатели уносят одного из участников сырного соревнования. Спуск настолько крутой, что многие участники выбывают из гонки с ушибами и ссадинами. Иногда случаются и более серьезные травмы. (BEN STANSALL/AFP/Getty Images)


Мишель Кокири, победитель 3-й гонки, держит вожделенный приз – 3,5 килограммовую головку сыра. Все победители получили цветы на заказ с доставкой . (BEN STANSALL/AFP/Getty Images)

К ВВОДНОМУ УРОКУ

Задание №1. Впишите недостающие слова и внесите дополнение в рисунок.

1. Город № 2 находится на западе страны.

Город № 3 находится на востоке страны.

Область находится на юго-западе страны.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Первобытные собиратели и охотники

Задание №2. Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на земле более двух миллионов лет назад.

Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие – лицо? Нижняя челюсть? Лоб?) у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб.

Древнейшими орудиями труда были из камня.

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: охота и собирательство.

Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

1. Африка;

Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника.

На этом рисунке изображены древнейшие люди. Доказательством этому служит то, что они пользуются орудиями труда – рубилами, а также занимаются охотой, собирательством и рыбаловством.

Задание №5. Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя.

Древнейшие охотники подстерегали зверя у выхода из пещеры. Медведь выглядел злым, агрессивным, но испуганным. Охотники стали подальше от входа и взяли в руки камни и копья. Они стояли на возвышенности, чтобы было удобнее ударить животное. Охотники стремились убить медведя для того, чтобы добыть пищу.

Задание №6. Впишите недостающие слова.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные называют его человеком разумным.

Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения охотничьего лука и стрел.

Задание № 7. Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

1. Вот начало рассказа:

«Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов…»

Предположите, куда и зачем.

… к глубокому оврагу или возможно в болото, чтобы мамонт получил ранения и увечья и стал более легкой добычей.

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Охотники подожгли траву, машут факелами и громко кричат, чтобы напугать мамонта. Мамонты выглядели как огромные слоны с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Возможно, мамонт провалился в глубокий овраг. По рисункам можно сказать, что охота была опасна. Про это говорят огромные размеры мамонта и очень простые орудия охоты, которыми сложно было справиться с таким большим животным. Первобытные люди охотились на мамонтов, чтобы добыть мясо, которое было необходимо для выживания человека.

Задание № 8. Ответьте на вопросы.

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

Община называется «родовой» потому, что членами общины становились близкие и дальние сородичи – родственники

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Слово «община» выражает, то что у древнейших людей все имущество было общим. Община от слово «общее». Общими были жилище, пища, дрова, очаг, где горел огонь

3. Чем объяснит, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

Тем, что первобытные люди почитали женщин как прародительниц и хранительниц домашнего очага, так как они занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях.

Задание №9. Выполните задания и ответьте на вопросы.

1. это копье с каменным наконечником, использовалось для охоты на зверя.

2. это гарпун с костяным наконечником, использовался для ловли крупной рыбы.

Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.

Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд».

Данный рисунок говорит о вере первобытных людей в существование души у человека. Человека хоронят в позе спящего потому, что считалось, что душа во время сна также покидает тело человека, а когда человек умирает, душа покидает тело навсегда, т.е. человек засыпает навечно. Люди верили, что после смерти человек попадает в «страну мертвых», где нужны те же вещи, что и при жизни, потому они положили ожерелье и копье в могилу.

Задание № 11. Найдите ошибки.

1. Древнейшие люди не разговаривали – речь была еще не развита;

2. Долгое время древнейшие люди не носили никакой одежды, даже из звериных шкур;

3. древнейшие люди жили там, где не было зим, значит снег пойти не мог;

4. древнейшие люди долго не знали огня, значит не могли выпекать хлеб;

5. динозавры вымерли до того, как возникли первобытные люди.

Задание № 12. Разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

1. Африка;

6. Мамонт;

8. Гарпун;

9. Собирательство.

Слово: Альтамира.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие источники помогают учёным получать информацию о жизни древнейших людей?

Информацию о жизни древнейших людей ученые-археологи получают при раскопках, они находят орудия труда, одежду, украшения и др. Такие исследования помогают изучить способ жизни первобытных людей, их представления о мире.

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ обоснуйте.

Нет, нельзя сравнивать. Первобытные люди имели отличные от наших представления о мире, цель искусства была другая, чем сегодня. Все произведения имели магическую цель.

3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет).

Древнейшие люди возникли на территории Восточной Африки (Кения, Эфиопия, Танзания, Сомали). Затем распространились на Ближнем Востоке (Сирия, Иордания, Израиль, Ирак) и по всей Евразии (Турция, Иран, Россия и др.).

Боранбаева Т. А.. Учитель истории

СОШ №9 г. Уральска ЗКО

Разработка урока по истории Казахстана в 6 классе.

Урок обобщение:

«Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»

Обучающая: проверить знания усвоенного материала по первому разделу.

Развивающая: с помощью применения различных форм и методов, способствовать формированию у учащихся логического мышления, хорошо владея учебным материалом, учащиеся демонстрируют умение анализировать текст, выбирать правильные утверждения. Выполнение заданий развивают познавательную деятельность, интеллектуальные способности учащихся. Повторяя пройденный материал, учащиеся закрепляют терминологию и значение исторических понятий.

Воспитательная: применяемые элементы методов критического мышления формируют интерес к древней истории Казахстана и к всемирной истории. Способствует воспитанию чувства казахстанского патриотизма и формирует уважительное к истории древнего Казахстана.

Тип урока: урок-обобщение, работа в группах.

Форма и методы: работа с текстом учебника, игровые элементы «мозговой штурм», работа с текстом над заданиями «исправьте ошибки», «соберите своё», «укажите правильную хронологию», «приведи в хронологическую последовательность», отгадай кроссворд», работа с интерактивной доской.

Ход урока: ребята распределены по группам. Каждая группа соответствует определённому историческому периоду: 1. Древний палеолит 2. Мустьерский период среднего палеолита 3. Поздний палеолит 4. Мезолит 5. Неолит.

Учитель: Здравствуйте! Ребята, мы с вами завершили изучение раздела: «Жизнь древнейших людей» и сегодня мы повторим и обобщим и закрепим пройденный материал. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Итак первый этап:

I .Разминка! Что и когда?

Синхронно на доске показывается текст вопроса

1.Как называется самый первый период в истории человечества? (Каменный век)

2.На какие периоды подразделяется каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)

3.Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн. лет до н.э. – 12 тыс. до н.э.)

4. Назовите хронологические рамки мезолита (12-5 тыс. лет до н.э.)

5. Назовите хронологические рамки неолита (5-3 тыс. лет до н.э.)

6. На какие периоды подразделяется палеолит? (ранний: 2,6 млн. – 40 тыс. лет до н.э, поздний: 40-12 тыс. лет до н.э.)

7.Что означают слова: олдовай, ашель, мустье? Это три периода, на которые делится ранний палеолит.

8.Назовите их хронологические рамки? Олдовай: 2,6 млн. – 800 тыс. лет до н.э. Ашель: 800-140 тыс. лет до н.э. Мустье: 140-40 тыс. лет до н.э.

II .Рассказать более подробно!

Каждой группе даются вопросы на листе по отдельному периоду. В течение трёх минут команды готовят ответы, после чего отвечают на вопросы. Отвечает первой та команда, которая подготовилась раньше других.

Вопросы команды «Древний палеолит»

1.Где и когда появился самый первый человек?

2.Перечислите первые орудия труда древнейшего человека?

3.Основные занятия древнейших людей (как они занимались?)

4.Опишите природу древнего Казахстана в древности.

Вопросы команды «Мустьерский период среднего палеолита»

1.Дайте научное объяснение этого периода?

2.Характеристика климата эпохи мустье.

3.Что нового появилось в жизни людей этого периода, и что явилось причиной этого периода?

4.Занятия людей мустьерского периода

Вопросы команды «Поздний палеолит»

1.Характеристика климата и животного мира этого периода.

2.Что является причиной появления большого разнообразия орудий труда?

3.Искусство и религия.

4.Внешний вид и характеристика «разумного» человека.

Вопросы команды «Мезолит»

1.Особенности мезолита (новшества), занятия.

2.Изменения в общественной жизни.

3.Перечислите стоянки эпохи мезолита.

Вопросы команды «Неолит» жизни человека

1.Выделите особенности мезолита.

2.Характеристика памятников эпохи мезолита.

3.Производящее хозяйство и его значение в жизни человека.

III . Где? Соберите своё!

На доске на листках бумаги прикреплены названия стоянок. Представитель от каждой команды должен забрать листочки с названиями стоянок периода, который представляет его команда, и дают информацию о том, где была обнаружена данная стоянка.

Правильные ответы:

1.Стоянки раннего палеолита: Шабакты, Шакпакат, Танирказган.

2.Стоянки мустьерского периода раннего палеолита: Канай, Обалысай, Музбель.

3.Стоянки позднего палеолита: Шульбинка, Семизбуга, Батпак.

4.Стоянки периода мезолита: Мичуринская, Ерейментау, Кызылсу.

5.Стоянки эпохи неолита: Сексеул, Зелёная Балка, Пеньки.

IV . Угадай: «Кто это?» и дополни…

(На интерактивной доске дан текст, который учащиеся дополняют текстом, работая в актив студии)

А.Они не были стремительными, как леопард, ловкими, как лев, сильными, как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда «увеличить» свою ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были …

Правильный ответ: Древнейший человек эпохи раннего палеолита . (палка-копалка, заострённый камень, дубина).

Б.Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови чуть выступающие. Шея была у него короткой, голова чуть наклонена вперёд, а зубы были чрезмерно …. Руки были сильными, но не обладали. К тому же у него … … … речь.

Правильный ответ: Неандерталец. Дополнение - правильный ответ: (большими, не была развита).

В.Чтобы не погибнуть от холода, люди должны были обеспечить себя надёжным жилищем и тёплой одеждой. Первыми жилищами людей были … Обычно они были заняты животными. Люди с помощью … выгоняли оттуда огромных пещерных медведей. Чтобы дикие звери не подходили близко к пещере, разжигали перед входом огонь, пещеру застилали шкурами убитых животных.

Правильный ответ: Человек мустьерского периода . Дополнение - правильный ответ: (пещеры, огня)

Г.Он отличался от своих предков. Он ходил прямо, владел … речью. Мозг «… …» был в два раза больше «человека умелого». Он постоянно увеличивали свой словарный запас, придумывая новые слова для объяснения и познания окружающего их мира. То есть «… …» уже имел развитое мышление.

Правильный ответ: Кроманьонец. Дополнение - правильный ответ: (членораздельной, «человека разумного», «человек разумный»)

Д.Жили они в одном поселении или в пещере. Каждая … … имела свою территорию. Все члены имели равные права. Общими были: земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри … делали сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену …, например, копьём, топором мог воспользоваться любой сородич. О каком коллективе идёт речь?

Правильный ответ: Родовая община. Дополнение – правильный ответ:

(родовая община, общины, общины)

V . Разгадай кроссворд:

По вертикали:

1.Примитивное орудие, обработанное с обеих сторон.

2.Метательное оружие с зубчатым наконечником.

3.Большие камни, обработанные с двух сторон.

4.Техника обработки орудий труда.

5.Мелкие каменное орудие труда, длиной 1-2 см.

По горизонтали:

6.Одно из самых первых занятий людей.

7.Умные, смелые, самые уважаемые люди, которых выбирали на общем собрании.

8.Местечко, где был найден скелет неандертальского мальчика.

Задание 2. Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб .
Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда . Д
ревнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило .
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой .

Задание 3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

Задание 4. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

Задание 5. Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

Над его пещерой. Я думаю это - медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

Задание 6. Впишите недостающие слова.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным» . Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун .

Задание 7. Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

1. Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем.

На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой.

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Для того чтобы они бежали к ловушке.

Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Я думаю он провалился в ловушку - да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

Потому что в них были родственники. И они помогали своим сородичам во всем и везде.

б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество

В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.

в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.

Задание 9. Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое - для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

Ответ :

а) Копье - для охоты на зверей.
б) Гарпун - для охоты на рыбу и урожай.

Задание 10. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?