Ленд лиз второй мировой. О ленд-лизе и его значении для ссср в годы великой отечественной. Ленд-лиз — не благотворительность

Ленд-лиз – программа, по которой США обеспечивали своих союзников во Второй мировой войне всем необходимым – оружием, продовольствием, производственной техникой и сырьём.

Чаще всего, однако, под «ленд-лизом» понимают именно поставки оружия, не уделяя внимания остальным товарам.

Причины и условия

Американское руководство обоснованно считало, что во Второй мировой войне следует помогать тем странам, оборона которых имеет жизненно важное значение для США.

Первоначально в программу ленд-лиза вошли Китай и Британская империя, но затем к ней присоединились и другие страны, в том числе СССР.

Принятый в марте 1941 года Закон о ленд-лизе устанавливал следующие правила поставок:

  • Техника, оружие, продовольствие, материалы и другие товары, использованные или уничтоженные в ходе войны, оплате не подлежали.
  • Оставшиеся после войны товары, если они могут быть пригодны в гражданских целях, оплачивались на основе предоставленных США кредитов.
  • Если США будут заинтересованы в возвращении того или иного товара после войны, он должен быть возвращён.

Таким образом, поставки были своеобразным «подарком» союзникам на время войны, а в мирное время они превращались в товар и могли быть куплены по вполне приемлемым ценам.

Ленд-лиз в СССР

Ленд-лиз в СССР – до сих пор предмет ожесточённых споров между противниками и сторонниками советской власти. Первые заявляют, что без американских поставок СССР вряд ли выиграл войну, а вторые доказывают, что поставки были незначительны и не играли особой роли в борьбе с фашизмом.

И те, и другие жестоко ошибаются. Западная «сверхдержава» организовала масштабные поставки оружия и других товаров в страны Европы по причине того, что ВВП США был в несколько раз выше данного показателя в любой развитой европейской стране, в том числе в СССР.

В Советский Союз были ввезены сотни тысяч тонн груза. Более 12 процентов имевшихся в Красной армии танков и самолётов были американского и британского производства, а бронетранспортёры и вовсе были привозными полностью: в нашей стране такая техника ещё не производилась.

Но были у такого ленд-лиза и слабые места. Во-первых, договоры о поставках оружия и техники выполнялись не полностью. Из 800 самолётов и 1000 танков, предназначавшихся для СССР в 1941 году, было прислано всего 669 самолётов и 487 танков. Ситуация более-менее нормализовалась лишь в 1943 году.

Во-вторых, большое количество иностранной помощи Советскому Союзу не означало лучшего качества. И тут дело не только в том, что США сознательно поставляли не самую современную и лучшую свою технику, но ещё и в том, что американское военное производство вообще отставало от советского и европейского.

СССР и Германия большую часть своих производственных сил в то время вкладывали в разработку оружия, в том числе танков, вследствие чего превзошли в этом все остальные государства; поэтому на фоне советской и немецкой техники американская и даже британская часто выглядела слабой.

Более приемлемая ситуация складывалась с поставками самолётов, менее приемлемая – танков. Доля же противотанковых и зенитных орудий была совсем небольшой, поскольку у СССР было достаточно и своей подобной техники. Стрелковое оружие также поставлялось, но в абсолютно микроскопических масштабах – доля американских «стволов» в Красной Армии составляла менее 1 процента.

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?

Известно, что большая часть ленд-лизовских поставок пришлась на период после 1943 года, когда в войне наступил перелом. То есть в самый страшный период войны, ранний, помощь союзников была минимальна, а в более успешные годы – не так уж заметна.

Находятся те, кто спрашивает: если союзники производили большое количество оружия, почему они не присылали его больше? На самом деле причина была не в скупости «капиталистических товарищей», а в тоннаже американского и британского грузового флота – он был весьма недостаточен для массовых поставок.

Есть и другая версия, что поставки просто задерживались. И еще одна, американцы выжидали кому помогать, или СССР или Германии. В зависимости от хода войны. Чем больше потерь у сторон, тем больше вложений. У них как всегда расчет.

Мог ли Советский Союз вообще обойтись без ленд-лиза? Вроде бы, мог. Достаточно было перераспределить собственные производственные мощности. Однако для этого пришлось бы мобилизовать огромное количество рабочей силы, что означает ослабление армии. Напомним, Америка была союзником СССР.

Можно было бы и закрыть на отсутствие нужной техники глаза, но тогда армия также была бы ослаблена. Война для СССР обернулась бы ещё более затяжным конфликтом, Советская Армия все равно бы выиграла войну, возможно позже. Р. Шервуд (американский историк) цитировал Гарри Гопкинса, который не считал американскую помощь важной в победе СССР над фашизмом. Он сказал: "Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии".

Выгода американцев

Многие политологи, да и сами политики не скрывают выгоды штатов от поставок не совсем нового и исправного оружия. Но долг свой со времен 2 Мировой войны от России они получили. Истощенный и разрушенный СССР не смог его отдать, да и всякие другие причины были, напряженное отношение например, между двумя странами. Нажились сполна.

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.


В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.


Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год


После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза


С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.


Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей.
Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в историю как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Как правило в споре о значении Ленд-Лиза для СССР в годы Великой Отечественной войны присутствует лишь две абсолютно «полярных” точки зрения – «патриотическая” и «либеральная”. Суть первой заключается в том, что влияние материальной помощи Союзников было весьма малое и не имело какой-то существенной роли, вторая – о том, что Советский Союз смог выиграть войну исключительно благодаря США.

Итак, Ленд-лиз — это программа, по которой США оказывали различного рода материальную помощь своим союзникам во Второй Мировой. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в конце 1940-го года, когда США и Великобритания заключили т.н. соглашение «эсминцы за базы”, по которому Англии были переданы 50 эсминцев, в обмен на 99 летнюю “аренду» ряда британских баз в различных районах Мирового Океана. Уже в январе 1941-го законопроект о Ленд-Лизе был одобрен американским Сенатом, и фактически был дан «старт” этой программе.

Данный закон предполагал, что США поставляют своим союзникам вооружение, технику и различные промышленные ресурсы. При этом техника, утерянная в боях оплате не подлежит, а оставшаяся техника после окончания войны должна быть полностью или частично оплачена.

Рассмотрим вкратце ситуацию, в которой начиналась данная программа. К началу 1941-го Германия разгромила всех своих противников на европейском континенте, последним «оплотом сопротивления” на тот момент оставалась Англия, которую от захвата немецкими войсками спасало островное положение. Тем не менее, для неё ситуация выглядела совсем не радостной – большая часть имевшейся техники и вооружения сухопутных войск была потеряна под Дюнкерком, экономика едва могла «тащить” войну, в Африке и на Средиземноморском ТВД британские войска не могли противостоять натиску Германии, флот работал в адском перенапряжении, «разрываясь” между несколькими ключевыми «направлениями” и вынужден был защищать предельно растянутые коммуникации, «Империи, где никогда не заходит Солнце”.

Сами же коммуникации находились под угрозой полного перерезания – в Атлантике «зверствовали” «волчьи стаи” немецких субмарин, в этот момент достигших пика своего успеха. В общем, несмотря на победу в Битве за Британию, Англия находилась под угрозой военного и экономического коллапса.

При этом США оставались нейтральной страной, в стране доминирующей являлась политика изоляционизма. С другой стороны, перспектива установления полного контроля Германии над Европой американцев, отнюдь, не прельщала. Логичным выводом было предоставить в большом количестве материальную и военную помощь, необходимую, что бы «удержаться на плаву” Англии, тем более что за спиной Америки была огромная экономическая мощь, и эта помощь могла оказываться без существенного “напряжения». Да, изначально Ленд-Лиз был ориентирован в первую очередь на Британию и в течении всей Второй Мировой она являлась его главным “потребителем”, получив объём помощи в несколько раз больший, чем все остальные страны Антигитлеровской Коалиции вместе взятые.

После нападения Германии на СССР, правительства США и Великобритании одобрили программу помощи для Советского Союза и Ленд-Лиз был «расширен” и на СССР. Поставки начались уже в октябре 1941-го, когда из Англии, на Север СССР отправился первый конвой, получивший обозначение «Дервиш”, следующие «атлантические” конвои именовались аббревиатурой PQ.

Рассмотрим, какое значение для Советского Союза это оказывало. »Основными сторонами” споров вокруг Ленд-Лиза упор делается на те моменты, где вклад Ленд-Лиза был большой, и наоборот. В первую очередь, стоит заметить, что Ленд-Лиз это не столько поставки военной техники и вооружения, сколько поставки различного промышленного оборудования и ресурсов. Когда стартовала программа Ленд-Лиза, ситуация для СССР была практически катастрофической – большая часть «довоенной” армии разгромлена, Вермахт всё ближе и ближе подбирается к Москве, потеряны огромные территории, на которых была сосредоточена колоссальная часть промышленного потенциала.

Сама промышленность по большей части эвакуирована, и разбросана по эшелонам, находящимся на бескрайних просторах страны, продвигаясь в глубинные районы Советского Союза, соответственно возможности восполнения потерь и производства новой техники существенно ограничены. Главным вкладом Ленд-Лиза является то, что в критическое время – конец 1941-го и первую половину 1942-го, он позволил значительно быстрее «развернуться” эвакуированной промышленности, благодаря поставкам дефицитного сырья, станков, оборудования и т.д., что при этом в определённой степени компенсировало «перекосы” советской промышленности, а также неизбежные при её эвакуации потери.

При этом в течении всей войны по ряду ресурсов, поставки по Ленд-Лизу были сопоставимы с собственно производством их в СССР. Это например, производство резины, взрывчатки, алюминия и т.д. Без Ленд-Лиза был существенный риск того, что многие отрасли советской промышленности вынуждены были «раскачиваться” значительно дольше.

Что же касается техники и вооружения, то тут в общей статистике вклад действительно небольшой, однако он был весьма и весьма существенным в первые годы Великой Отечественной. Существовало 4 маршрута поставок военной техники и ресурсов:

1, «Арктический маршрут” . Он является наиболее известным. Этот маршрут проходил из Англии или Исландии (где формировались конвои) в северные порты СССР, откуда уже груз отправлялся к месту назначения. В первые годы войны этот маршрут был самым значимым, т.к. путь по нему занимал всего две недели, а в условиях 41-42 г. на счету был каждый день. Конвои которые двигались по нему, получили наименование PQ — когда конвой шёл в СССР, а когда шёл обратно, аббревиатура менялась на QP.

Первые пять конвоев прошли без потерь, но начиная с конвоя PQ-5 потери стали регулярными. Немцы, быстро осознав значение этого маршрута перебросили в Норвегию все свои крупные надводные силы, а также существенно нарастили группировку подлодок и авиации в Норвегии и начали активную борьбу с союзными конвоями. Их самый крупный успех — это избиение конвоя PQ-17, который потерял 2/3 своего состава и вместе с кораблями которого погибла техника и вооружение, которой можно было бы оснастить целую армию в 50 тысяч человек.

2. Иранский маршрут. Это был самый безопасный, но одновременно и самый долгий путь доставки военной техники. Суммарно, от отправки из США до места назначения путь грузов по нему занимал около 3-х месяцев.

3. Аляско-Сибирская магистраль или АЛСИБ. Данный маршрут использовался для перегона самолётов — американцы перегоняли самолёты на Чукотку, а советские лётчики уже принимали их и перегоняли на Дальний Восток, откуда они уже расходились по нужным частям. Время доставки самолётов этим путём было очень быстрым, но в тоже время этот путь был крайне опасным — если лётчик-перегонщик отставал от группы, заблудился или что-то случилось с самолётом — это была гарантированная смерть.

4. Тихоокеанский маршрут. Он пролегал из портов Западного Побережья США в Дальневосточные порты СССР и был относительно безопасный – идущие через Северную часть Тихого океана транспорты были в существенной безопасности, как правило японские подлодки сюда банально не доплывали, а кроме того, немалая часть грузов возилась и советскими транспортами, атаковать которые японцы не могли. Этот маршрут был относительно долгим, однако именно по нему прибыло свыше половины поставленных ресурсов и материалов.

Как уже говорилось, в конце 1941-го возможности по восполнению потерь у СССР были очень скудные, и тут немалую роль играла Ленд-Лизовская техника. Однако на ключевых направлениях(например под Москвой) её было крайне мало. В конце 19441-го удалось сформировать две резервные армии, оснащённые преимущественно ленд-лизовским вооружением, но они так и не были введены в бой даже в критические моменты Битвы под Москвой, обошлись «своими силами”.

Напротив, на «второстепенных” ТВД процент “иностранной» техники был огромен. Так например, большая часть истребителей на «северном” ТВД Восточного фронта(Ленинград и Север СССР) состояла из «Харрикейнов” и «Томагавков”. Конечно, они уступали в качественном отношении немецким, но в любом случае это было гораздо лучше, чем И-16 и И-153. Ленд-лизовская техника там была очень кстати, особенно учитывая, что именно через Север проходил один из основных маршрутов поставки, а снабжались эти фронты по остаточному принципу.

Особенно большое значение ленд-лизовская техника сыграла в Битве за Кавказ. Из-за критической ситуации под Сталинградом, все советские резервы шли именно туда, а Кавказский фронт получал технику в крайне малых количествах, да и то, устаревшую.

Но к счастью, рядом проходил “Иранский маршрут», что позволяло оперативно восполнять потери. Именно Ленд-Лиз обеспечил 2\3 потребности Кавказского фронта в технике, более того, «увеличивая» её качественный уровень. В частности, приходившие тогда танки «Матильда” и «Валентайн” смотрелись явно лучше безнадёжно устаревших Т-26 и БТ, которыми комплектовался фронт к началу битвы за Кавказ.

Качественный уровень поставляемой по Ленд-Лизу техники в целом был эквивалентным аналогичным советским образцам. Однако можно проследить весьма интересный момент – техника, показывавшая посредственные результаты в армиях “стран-производителей” крайне успешно действовала на Восточном фронте. Например – американские истребители Р-39 «Аэрокобра” на Тихоокеанском ТВД, были весьма посредственными машинами, ненавидимыми лётчиками, а на Восточном фронте они снискали огромную боевую славу, ими вооружалось множество Гвардейских авиаполков, на них воевало множество прославленных советских асов. И именно эти самолёты стали самыми массовыми из “Ленд-лизовских» машин.

Аналогичная ситуация и с бомбардировщиками А-20 «Бостон” – на Тихом океане он показал себя как весьма посредственная машина, а в СССР ими было вооружено до 70% минно-торпедных полков, а сами самолёты стали «любимчиками” советских лётчиков-бомбардировщиков. Напротив, легендарные «Спитфайры” в СССР совершенно «не прижились” и направлялись преимущественно в полки ПВО, фактически не принимая участия в боевых действиях.

Из военной техники, наибольший вклад Ленд-лиза — это грузовики и автомобили. Советская автопромышленность была менее развита в чем других державах, а американцы поставляли их в огромных количествах. К 44-му это позволило значительно повысить манёвренные возможности танковых и механизированных корпусов, в частности. И если по танкам и самолётам доля ленд-лизовской техники составляла около 12%, то тут все 45-50.

В общем, Ленд-лиз да, действительно имел огромное значение в первые два года войны для СССР, и без него действительно было бы как минимум очень плохо. Скорее всего СССР бы и выиграл войну, но с гораздо более тяжёлыми потерями, или не смог добиться столь впечатляющих результатов к 1945-му. Однако стоит заметить следующие моменты:

Как правило, указание процента поставок по Ленд-лизу, служит неким намёком на экономическую слабость СССР, мол, смотрите без Союзников СССР бы погиб и т.д. Однако, стоит заметить, что СССР получил по Ленд-лизу помощь в ЧЕТЫРЕ раза МЕНЬШУЮ, чем Великобритания, которая в отличии от СССР на «ленд-лизовской игле» сидела предельно плотно, а процент американской техники в британской армии был в разы больше. Например, СССР получил 18 тыс. самолётов, в то время как Великобритания, около 32 тыс.

В итоге, если СССР сумел не только выжить в самой кровавой войне в истории человечества, приняв на себя основной удар, но и закончить войну в статусе Сверхдержавы, то Англия наоборот, утратила свой «имперский” статус, после войны быстро скатившись на уровень совершенно рядовой европейской страны, и стала фактически «полу-сателлитом” США.

Вообще, история не терпит сослагательного наклонения, и с не меньшим успехом можно вести спор о том, например, что бы делала Германия без шведской руды и редких металлов.

Самое главное, помогая СССР поставками по Ленд-лизу, Союзники помогали в том числе и себе, т.к. чем успешнее действовала советская армия, и чем больше немецких сил она к себе «притягивала», тем проще было самим же Союзникам. А именно отвлечение большей части немецких сил против СССР позволило добиться побед в Африке и Италии, успешно высадится во Франции, бомбить немецкую промышленность с приемлемым уровнем потерь и т.д.

Оплата долгов по Ленд-Лизу стала существенным камнем преткновения, между СССР и США уже когда бывших союзников разделил занавес Холодной войны. Несмотря на существенную реструктуризацию долгов, тогдашнее советское руководство отказалось по ним платить. Сталин справедливо заявил, что советские солдаты сполна оплатили все долги своей кровью. К сожалению, уже после распада СССР, долги были «переоформлены” на Россию, и в настоящий момент Россия остаётся должна около 100 млн. долларов, срок погашения оставшейся задолженности установлен до 2030-го года.

У нынешней России, как и у послевоенного Советского Союза, неважные отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Поэтому у нас не принято говорить о ленд-лизе и его вкладе в общую победу над фашизмом. Но справедливо ли это? Почему в 1941 году СССР и Великобритания вместе оккупировали Иран? Кто виноват в гибели знаменитого конвоя PQ-17 в 1942 году? Зачем Сталин в 1944 году отдал американцам авиабазу на Украине? Мог ли СССР одолеть нацистскую Германию в одиночку и остались ли у России долги по ленд-лизу? Об этом рассказал доктор исторических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова .

Паническое письмо Сталина

«Лента.ру»: У нас часто упрекают англо-американских союзников по антигитлеровской коалиции, что летом-осенью 1941 года они не спешили с помощью и выжидали, чья возьмет. Так ли это?

Супрун: И да, и нет. Великобритании, исходя из ее национальной стратегии «стягивания кольца», было выгодно иметь СССР в качестве союзника по борьбе с Гитлером. Черчилль понимал, что Восточный фронт замкнет кольцо вокруг Германии, отрезав ее от жизненно важных ресурсов. Не случайно сразу после нападения Германии на нашу страну британский премьер заявил о безусловной поддержке Советского Союза, несмотря на идеологические противоречия.

То есть англичане сразу оценили выгоду от сотрудничества с СССР в совместной борьбе с Гитлером?

Конечно, тем более, что вплоть до 22 июня 1941 года Советский Союз активно снабжал Германию топливом, сырьем и продовольствием. Уже в июле 1941 года в Арктику отправилась миссия британского адмирала Вайана, чтобы прощупать возможность создания совместной англо-советской военно-морской базы на острове Медвежий или на Шпицбергене. Первый конвой с британской помощью прибыл в СССР 30 августа 1941 года. На Первой Московской конференции 1 октября 1941 года представители Великобритании и США («миссия Бивербрука - Гарримана») обязались оказать Советскому Союзу всемерную поддержку.

Поэтому нельзя сказать, что союзники не сразу стали нам помогать. Наоборот, они выручали, чем могли. Другое дело, что поставки из Великобритании действительно приостановились в конце октября - начале ноября 1941 года, когда ситуация под Москвой стала критической и было неясно, устоит ли она. И лишь после речи Сталина на станции метро «Маяковская» 6 ноября 1941 года и знаменитого парада на Красной площади на следующий день Черчиллю стало ясно, что советский вождь остался в Москве и не собирается ее сдавать. Удостоверившись, что мы намерены и дальше продолжать борьбу с Гитлером, англичане сразу же возобновили нам отправку грузов.

Говорят, что в первые месяцы Великой Отечественной более охотно нам помогали именно англичане, а не американцы.

Это правда, ведь США до нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года официально не участвовали во Второй мировой войне. К тому же американское общественное мнение было негативно настроено по отношению к СССР, видя в нем недавнего союзника Гитлера. Поэтому президент Рузвельт не мог провести через конгресс закон о помощи нашей стране. Тогда он пошел на хитрость и приказал грузы для Советского Союза поставлять через англичан.

Когда это было?

Уже в сентябре 1941 года. Как известно, 3 сентября 1941 года Сталин направил Черчиллю паническое письмо с отчаянной просьбой о немедленной помощи. В противном случае он недвусмысленно намекал о возможном выходе СССР из войны. Черчилль тут же отправил послание Рузвельту с требованием как можно скорее поддержать как Великобританию, так и Советский Союз. В ответном письме от 6 сентября 1941 года американский президент заверил Черчилля (тот сразу же написал об этом Сталину), что США непременно помогут обеим странам. Чтобы обойти конгресс, он разрешил британскому премьеру часть грузов из увеличенных объемов помощи для Англии переправлять в нашу страну. Вот так фактически началась программа американской помощи для СССР. Официально поставки по ленд-лизу США распространили на нашу страну 7 ноября 1941 года, в день военного парада на Красной площади.

В 1941 году Великобритания и США сами были кровно заинтересованы во всемерной помощи Советскому Союзу. Они понимали, что если Восточный фронт рухнет и Сталин опять договорится с Гитлером, то исход Второй мировой войны будет неясным. Другое дело, что ресурсов для более существенной помощи у них тогда было мало. Американская армия оставалась еще слабой и немногочисленной, а воюющая с Гитлером с 1939 года Великобритания балансировала на грани поражения. Чтобы рассчитаться за поставки из США, англичане были даже вынуждены уступить им несколько островов в Карибском море.

Иранский транзит

Почему американцы не сразу сделали поставки в СССР безвозмездными, как для Великобритании и Китая?

До февраля 1942 года и Великобританию американцы снабжали под проценты, хотя и небольшие. Когда обе страны договорились о безвозмездных поставках с условием возвращения уцелевшей техники после окончания войны, по каналам разведки об этом сразу же стало известно Сталину. Судя по всему, Берия и Судоплатов оперативно устроили так, чтобы у Рузвельта и у Черчилля появилась дезинформация о якобы ведущихся сепаратных переговорах между СССР и Германией. Видимо, страх перед перспективой нового Брестского мира заставил наших союзников быть посговорчивее. Уже к 23 февраля 1942 года американский президент отправил Сталину письмо, где сообщил не только о списании прежних советских кредитов, но и том, что помощь по ленд-лизу отныне будет оказываться на такой же безвозмездной основе, как и для Британии.

Какими маршрутами в нашу страну осуществлялись поставки по ленд-лизу?

Основных маршрутов было три: северными морскими конвоями через Норвежское море, через Персидский залив и Иран, а также через Тихий океан. В разные периоды войны существовали другие вспомогательные пути доставки: по воздушной трассе «Аляска - Сибирь» с осени 1942 года, по авиационному коридору из Северной Африки после ее освобождения в 1943 году, а с 1944 года добавился черноморский маршрут.

Кадр: фильм «Перегон»

Какие из этих путей были наиболее короткими, и какие считались самыми опасными?

Северный маршрут был и самым коротким, и одновременно самым опасным. Почти 40 процентов всех поставок по ленд-лизу осуществлялось именно этим путем. Здесь срок прохождения занимал 10-15 дней, в то время как через Иран - 40-50 дней. Такая разница очень существенна: чем длительнее время пути, тем больше нужно топлива для транспорта. Через Иран на одном пароходе можно было провести вдвое меньше грузов, чем арктическими конвоями.

Именно поэтому Советский Союз и Британия в августе 1941 года вместе оккупировали Иран - чтобы обеспечить безопасность этого транспортного коридора?

В том числе и поэтому. Советские самолеты совершили авианалет на Тегеран, наши войска захватили север Ирана, а британские - юг и центральные районы. Чуть позже к ним присоединились и американские военные, обеспечивающие безопасность поставок по ленд-лизу через трансиранский коридор.

Говорят, другой причиной операции «Согласие» были подозрения Сталина и Черчилля, что иранский шах симпатизировал Гитлеру и во многом поэтому накануне войны переименовал свое государство из Персии в Иран («страна ариев»).

Сами иранцы это всегда отрицали. Но оккупацию в 1941 году они помнят до сих пор, и это всегда отравляло отношения Москвы и Тегерана как при шахе, так и при аятоллах. Подозреваю, что и недавние волнения в этой стране тоже имеют определенное отношение к тем событиям.

«Germany first»

Но все же северный маршрут поставок по ленд-лизу для нас был несравнимо важнее?

Не только для нас, но и для наших союзников по антигитлеровской коалиции. Я считаю, что в 1942 году именно на маршрутах северных конвоев решалась судьба всей Второй мировой войны на море.

Я уже говорил в начале беседы о стратегии «стягивания кольца». Изначально это была национальная стратегия Великобритании, ставшая затем одним из компонентов стратегии всей антигитлеровской коалиции. Она действовала до Тегеранской конференции 1943 года и открытия второго фронта в Европе. Ее еще называли стратегией «непрямых действий» или «периферийной войны», что подразумевало удушение Третьего рейха со всех направлений с помощью морской блокады, бомбардировок и диверсий. Остальные два принципа союза против Гитлера тоже впервые сформулировал Черчилль. Это Germany first («сначала Германия») - приоритет европейского театра военных действий и прежде всего борьба с нацистской Германией - и ленд-лиз в качестве цементирующего фактора всей коалиции.

Изображение: Library and Archives Canada

Но какое отношение концепция «периферийной войны» имеет к северному маршруту ленд-лиза и судьбе Второй мировой?

Самое непосредственное. Арктика стала важнейшим участком «периферийной войны» антигитлеровской коалиции, особенно Великобритании. Война на морских коммуникациях была главным вкладом англичан в общую победу. Американцы в этой коалиции занимались экономической помощью своим союзникам и борьбой на Тихом океане с японским флотом, а с японской армией в Восточной Азии сражались китайцы. Ну а мы держали Восточный фронт - главный театр военных действий Второй мировой.

И если еще вспомнить принцип «Germany first», то наиважнейший вклад в войну на суше внесла наша страна, а на море - Великобритания. Но ведь основные военные действия на море разворачивались именно в Арктике. Поэтому и получается, что судьба Второй мировой войны на море зависела от исхода боевых действий в районе движения северных конвоев. Здесь сходились все три компонента стратегии антигитлеровской коалиции. Значение северного морского театра военных действий понимали и нацисты. Не случайно именно тут они держали главные силы своего флота.

Трагедия каравана PQ-17

Одним из самых печальных эпизодов войны в Арктике стала гибель конвоя PQ-17 летом 1942 года. Это правда, что одной из главных причин его разгрома стала тактика наших союзников выманивать германский флот из норвежских фьордов с помощью северных караванов?

В какой-то степени да. Англичане изначально не хотели отправлять конвои летом, во время полярных дней и штилей на море, когда корабли видны противнику как на ладони. Они предлагали отправлять грузы более безопасным маршрутом через Иран, но положение на советско-германском фронте летом 1942 года стало настолько критическим, что Сталин настоял на северном варианте.

Кадр: фильм «Конвой PQ-17»

Англичане действительно использовали конвои в качестве приманки для Кригсмарине. Крейсерские и линкорные группы британского флота, следующие позади основного каравана, должны были атаковать немецкую эскадру во главе с линкором «Тирпиц» при ее выходе из норвежских фьордов. Но англичане трагически ошиблись в своих расчетах. Оставив конвой в открытом море, британские корабли выдвинулись на перехват «Тирпица» за сутки до его реального выхода на оперативный простор. Естественно, никаких немцев они не нашли, зато потеряли много времени и топлива. После этого английская эскадра повернула назад, к своим базам, а конвой PQ-17 остался беззащитным. Результат известен - из 34 судов каравана до Архангельска добрались лишь 11 кораблей.

Но есть и другая версия: что конвой PQ-17 изначально был обречен, а его гибель англичане хотели использовать как предлог для прекращения поставок по ленд-лизу в СССР.

Впервые эту версию выдвинул британский писатель , а потом ее подхватил в своем известном романе «Реквием каравану PQ-17». Сейчас большинство историков ее отвергают.

Но после разгрома PQ-17 англичане действительно на целых два месяца приостановили отправку новых конвоев в СССР. А ведь это был самый страшный период Великой Отечественной: после разгрома советских войск в Барвенковском котле под Харьковом немцам была открыта дорога на Сталинград и Кавказ, шли тяжелые бои подо Ржевом, между Новгородом и осажденным Ленинградом гибла 2-я ударная армия.

Это все верно. Летом 1942 года положение нашей страны было критическим, но и у союзников дела тоже шли неважно: англичане отступали в Северной Африке под натиском Роммеля, американцы еле-еле одолели японцев в битве при атолле Мидуэй. Что касается двухмесячного перерыва в отправке северных конвоев, то не соглашусь с вами. Уже спустя две недели после разгрома PQ-17 англичане отправили в Архангельск новый караван из разрозненных судов. А следующий полноценный конвой PQ-18 двинулся в путь уже 2 сентября 1942 года. Кстати, потерянный при гибели конвоя PQ-17 груз для Советского Союза англичане вскоре компенсировали поставками через Иран.

Джипы и пенициллин

Что конкретно союзники привозили в СССР по ленд-лизу?

Номенклатура грузов исчислялась тысячами наименований, и в зависимости от конкретной ситуации она могла оперативно меняться. Союзники нам поставляли самые разные грузы - от американских ботинок для наших солдат, золотых пуговиц для генералов и адмиралов, очков «дипломат», кожаных портфелей и тушенки до кораблей, пушек, танков и самолетов.

Изображение: плакат «Окно ТАСС»

А еще были знаменитые грузовики «Студебеккер», на которых мы потом перевозили «Катюши».

Да, союзники нам поставили 430 тысяч автомобилей, включая 30 тысяч джипов, от которых наши сначала отказывались.

Они хотели от американцев поставок мотоциклов, как у немцев. Лишь потом наши военные убедились, насколько джипы на войне удобны и эффективны. Очень кстати нам пришлись радиостанции, с помощью которых удалось существенно улучшить связь на фронте. Позднее Микоян в докладе Сталину признавался, что благодаря американским радиостанциям и телефонам советская радиопромышленность совершила скачок на десятилетие вперед.

Это правда, что почти весь пенициллин в советских военных госпиталях был американским?

Да, пенициллин в качестве первого антибиотика изобрели в Великобритании еще до войны. У нас в стране он появился намного позже и был дефицитом. Поэтому наших раненых в основном спасали импортным пенициллином из Англии и США.

Как советской приемке в США и Британии удалось диктовать свои условия поставок? Ведь мы получали именно то, что нам было необходимо, а не то, что могли навязать американцы.

Англичане с американцами понимали исключительную важность Восточного фронта, державшего всю сухопутную войну в Европе, поэтому они нам ни в чем не отказывали. Есть известная фраза американского посла в СССР Гарримана «давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат», которая на самом деле наверняка принадлежит Рузвельту. Союзники нам охотно отдавали даже новейшие образцы военной техники - например, англичане отдали для Красной Армии свой танк «Черчилль Крокодайл». Что касается американцев, то, согласно докладу Микояна, они по ленд-лизу поставили нам свыше 20 тысяч наименований сверхсекретных разработок и материалов. Некоторые из них мы потом использовали для создания атомной бомбы.

Когда у нас пытаются принизить значение помощи от союзников во время войны, то упоминают об обратном ленд-лизе - поставках из СССР в США или в Британию.

На Вашингтонской конференции в январе 1942 года была сформулирована концепция пула как резервуара победы. Образно говоря, это был общий котел, в который каждый участник коалиции вкладывал в победу что мог, а взамен получал то, что ему было нужно. Поэтому в качестве обратного ленд-лиза мы отправляли в США и Великобританию сырье: лес, уголь или руду. Хотя в основном им загружали иностранные суда только для того, чтобы они не возвращались порожняком и их не перевернуло в открытом море. Если СССР получил от союзников грузов на сумму примерно 17 миллиардов долларов (по обменному курсу того времени), то стоимость обратного ленд-лиза не превышала двух миллионов долларов. Поэтому его масштаб был, конечно, несопоставим.

Американская база на Украине

Когда Сталин передал американцам авиабазу под Полтавой (операция «Фрэнтик»), это тоже было своего рода платой за ленд-лиз?

Да, конечно. Американцы еще просили Сталина разрешить использовать наши аэродромы в Сибири при авианалетах на Японию. Однако он ответил отказом, поскольку до поры до времени боялся спровоцировать конфликт с Токио.

Авиабазу в Полтаве Сталин в 1944 году предоставил американцам для дозаправки и технического обслуживания тяжелых бомбардировщиков B-17 и B-25, базирующихся в недавно освобожденной Италии. После налетов на Германию и ее союзников американские самолеты загружались под Полтавой американскими же бомбами, полученными нами по ленд-лизу, и на обратном пути снова сбрасывали их на вражеской территории.

У нас часто обвиняют США в торговле с нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Насколько это соответствует действительности?

На государственном уровне такого быть не могло - с декабря 1941 года США официально находились в состоянии войны с гитлеровской Германией. Но некоторые американские корпорации вполне могли тайно, окольными путями, торговать с немцами.

Государственные структуры США могли им в этом негласно потворствовать?

Нет, конечно. Рузвельт был принципиальным и убежденным противником нацизма. Если в США стало бы известно об участии государства в чем-то подобном, то случился бы грандиозный скандал.

Пригодился ли опыт ленд-лиза после окончания Второй мировой войны?

Конечно. Из системы ленд-лиза и связанной с ней концепции пула выросла стратегия глобализации и вся послевоенная система международных отношений. Многие современные международные институты ведут свое начало от организаций, созданных во время войны для координации между союзниками по антигитлеровской коалиции.

То есть ленд-лиз стал фундаментом ялтинско-потсдамского мира?

Разумеется, наши англо-американские союзники надеялись и Советский Союз втянуть в глобальную экономическую систему. В последний год войны 91 процент поставок в СССР по ленд-лизу были гражданскими: американцы отдали нам несколько нефтеперерабатывающих, консервных и рыбных заводов. Благодаря американским поставкам наша страна получила устойчивую радиосвязь между Москвой и крупнейшими городами: Ленинградом, Киевом, Владивостоком.

Как вы думаете, почему так и не удалось вовлечь нашу страну в глобальные экономические институты?

Я полагаю, что даже по идеологическим причинам какая-либо интеграция СССР в капиталистическую систему вряд ли была возможна. К тому же в 1945 году в США и Великобритании пришли к власти новые лидеры, с которыми у Сталина не сложилось таких же доверительных отношений, как с Рузвельтом и отчасти с Черчиллем. Между бывшими союзниками нарастало отчуждение, и дело шло к холодной войне.

Например, в августе 1945 года Советский Союз запросил у США кредит на льготных условиях для восстановления народного хозяйства в размере 6,5 миллиарда долларов - огромная по тем временам сумма. Из-за международного скандала с арестованными у нас польскими генералами переговоры в Сан-Франциско фактически провалились. В итоге американцы нам дали лишь 242 миллиона долларов, которые мы погасили к 1947 году. Поэтому поднимать из руин страну нашему измученному войной народу пришлось исключительно своими силами.

Обещанный платеж

Насколько обоснованной была сумма, предъявленная нам американцами за поставки по ленд-лизу?

Во время войны нам предоставили грузов в размере 17 миллиардов долларов, из них значительная часть (стоимостью 6-7 миллиардов долларов, по расчетам американцев) осталась у нас в стране. В 1947 году на двухсторонних переговорах мы с этой суммой не согласились и стали возвращать обратно полученную по ленд-лизу технику. Затем наша страна постепенно отправляла назад в США боевые корабли и транспортные суда типа «Либерти». Этот процесс продолжался долго - например, еще во время Карибского кризиса 1962 года шесть ленд-лизовских пароходов «Либерти» перевозили на Кубу советские ракеты.

Часто приводят фразу Сталина, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».

Скорее всего, это апокриф. Документально эта фраза нигде не зафиксирована, но после начала холодной войны настроение у него было именно такое. Помня о концепции пула, в 1947 году Сталин распорядился прекратить все возвраты по ленд-лизу. К тому времени американцы снизили стоимость оставшейся в СССР ленд-лизовской техники до трех миллиардов, а при Хрущеве, когда мы возобновили ее возврат, скостили до 1,2 миллиарда долларов. Во время визита Никсона в Москву в 1972 году на переговорах с Брежневым речь шла уже о 722 миллионах долларов. Это было время так называемой «разрядки», к тому же в следующем году в СССР пошли первые нефтедоллары. Брежнев согласился с этой суммой с условием предоставлением нашей стране внешнеторговых льгот. В итоге за два последующих года мы выплатили американцам 48 миллионов долларов. Все закончилось после принятия конгрессом США печально известной поправки Джексона - Вэника в 1974 году.

Вновь тема долгов по ленд-лизу возникла в 1996 году. Экономическое положение нашей страны было тяжелым, поэтому возобновление выплат отложили до 2002 года. Когда наступил этот срок, то американцы согласились списать оставшуюся сумму при условии, если Россия будет помогать США в борьбе с международным терроризмом. Я подозреваю, что база в Ульяновске тоже стала частью этого соглашения.

Вы думаете, это такая же плата по ленд-лизу, что и американская авиабаза под Полтавой в 1944 году?

По сути да. Кстати, соглашение между нашими странами о совместной борьбе с террористами действует до 2030 года.

То есть вопрос открыт до сих пор?

Да. Наверняка американцы полагают, что мы и сейчас не рассчитались с ними по ленд-лизу.

Как вы считаете, насколько существенна была помощь наших союзников во время войны?

Ответ на этот вопрос исходит из концепции ленд-лиза как пула - каждый участник коалиции вкладывал в него и получал оттуда все что мог. Это в равной степени касается как СССР, США и Великобритании, так и, например, Монголии, Новой Зеландии или Мексики. Это действительно была общая победа.

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ