Повесть белкина выстрел главная проблема. Выстрел - анализ произведения А.С. Пушкина. Несколько интересных сочинений

Смена поколений ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ЭМБРИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ, ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ – смена поколений с разными способами размножения в жизненном цикле растений. У растений гаметофит – половое поколение, спорофит – бесполое поколение, одно поколение, как правило, преобладает над другим; у голосеменных и покрытосеменных гаметофит крайне редуцирован и живет за счет спорофита.


Общая эмбриология: Терминологический словарь - Ставрополь . О.В. Дилекова, Т.И. Лапина . 2010 .

Смотреть что такое "смена поколений" в других словарях:

    СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ - СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ, цикл из двух поколений, при помощи которого происходит воспроизводство растений и некоторых водорослей. Бесполая диплоидная форма СПОРОФИТ производит гаплоидные СПОРЫ, из которых в свою очередь вырастает половая форма (ГАМЕТОФИТ) … Научно-технический энциклопедический словарь

    смена поколений - kartų kaita statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Augalų ir grybų haplofazės ir diplofazės kaita per gyvenimo ciklą. atitikmenys: angl. allelobiogenesis; allelogenesis; metagenesis vok. Allelogenesis, f; Metagenesis, f rus. смена… …

    смена поколений - kartų kaita statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Kai kurių bestuburių gyvūnų dauginimosi būdo kaita per jų gyvenimo ciklą – kaitaliojasi lytinė ir nelytinė kartos. atitikmenys: angl. allelobiogenesis; allelogenesis; metagenesis… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

    Смена поколений - (биологическая) у некоторых беспозвоночных животных (например, у гидроидных (См. Гидроидные)) последовательная смена двух или нескольких поколений, различающихся морфологическими особенностями, образом жизни и способом размножения. У… … Большая советская энциклопедия

    Смена поколений - или чередующееся размножение см. Размножение …

    Чередование или смена поколений - [Эта статья покойного академика С. Коржинского, доставленная им под заглавием Смена поколений, не была напечатана своевременно потому, что была получена редакцией несколько поздно. Редакция Словаря.]. Ч. поколений или метагенезом называют… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЭМБРИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ ИЗОМОРФНАЯ СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ – смена поколений, при которой гаплобионт и диплобионт представлены самостоятельно живущими и одинаковыми по размерам, облику и времени существования особями. Характерна, для некоторых водорослей … Общая эмбриология: Терминологический словарь

    АНТИТЕТИЧЕСКАЯ СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ - последовательное чередование двух поколений гаметофита (полового) и спорофита (бесполого) у растений. Встречается у водорослей, грибов, мхов, плаунов, хвощей и папоротников … Словарь ботанических терминов

    смена - сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? смены, чему? смене, (вижу) что? смену, чем? сменой, о чём? о смене; мн. что? смены, (нет) чего? смен, чему? сменам, (вижу) что? смены, чем? сменами, о чём? о сменах намеренное изменение 1. Сменой… … Толковый словарь Дмитриева

    Поколений чередование - * пакаленняў чаргаванне * heterogenesis смена способов размножения у организмов на протяжении двух или большего числа поколений (см.). В большинстве случаев проявляется в чередовании полового и бесполого поколений (первичное П. ч.). Однако… … Генетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Новая русская музыкальная критика. 1993-2003. В трех томах. Том 3. Концерты , Рябин Александр, Королек Богдан. Новая российская музыкальная критика возникла в начале 1990-х годов одновременно с новыми независимыми медиа. Главными принципами новых медиа и новой критики были актуальность, оперативность,… Купить за 1373 руб
  • Лекция «Смена поколения и трансформация семьи» , Екатерина Шульман. На лекции «Смена поколения и трансформация семьи» Екатерины Шульман мы поговорим о поколениях, о том, что это такое, о смене поколений и как это выглядит на нынешнемисторическом этапе, о…

Процесс передачи смыслового мира и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным.

Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений - освоение культурного наследия и новаторство - образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.

Определяя смену поколений как культурно-исторический процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, можно выделить в нем следующие важнейшие аспекты:

1) процесс культурной эволюции предполагает смену участников культуротворчества;

2) со временем старые участники культурного процесса выбывают из него;

3) люди одного поколения могут участвовать в культурном процессе только локально («здесь и сейчас»);

4) культурный процесс может осуществляться только в результате передачи культурного наследия;

5) переход от поколения к поколению есть непрерывный последовательный процесс.

Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции - это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах

поведения взрослых, в функционировании социальных институтов и пр. С другой стороны, традиция - это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

Возникает вопрос: каким образом традиция, то есть следование готовому образцу, может допускать инновацию, то есть отступление, ведущее к отказу от традиций. Судьбы традиции в смене поколений складываются по-разному в разные культурно - исторические эпохи.

Во-первых, может соблюдаться полная или почти полная тождественность во взглядах и нормах поведения, в сменяющих друг друга поколениях. Так обстоит дело в условиях стогнационного общества, каким было, например, раннее средневековье. Для людей, принадлежащих подобному обществу, специфично полное отсутствие каких-либо сомнений в целесообразности и правомочности материальных и духовных факторов их существования. Социальное творчество отсутствовало. Отношения между поколениями внутри семьи носили патриархальный клановый характер. Всё сообщество, включая семью, стояло на страже существовавшего уклада.

Однако в позднем средневековье такой порядок начинает размываться, поскольку происходит развитие ремесел, городов, торговли.

Во-вторых, функционирование традиций в смене поколений может иметь и иной характер, аналогичный тому, что происходит на рубеже средневековья и Возрождения. Традиции сохраняются, но к их соблюдению нет уже прежней жёсткой требовательности. В соперничество с традициями приходят государственные законы, отражающие новую социальную реальность. На традиции начинают смотреть как на нечто рутинное.

Возникает снисходительность к частным нарушениям традиций, а тем самым возникает ниша, в которой могут зарождаться и вызревать традиции, альтернативные прежним.

Иначе обстоит дело в условиях кризиса духовной культуры, когда ставится под вопрос культурная преемственность, или даже возникают тенденции к отказу от культурных традиций. Новые социально - культурные знания, идеалы и ценности стимулируют кризис старой идеологии. Но и в этом случае непрерывность существования культуры обеспечивается единством культуры и культуротворчества. Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемственности поколений.

В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода. Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции, предпринимательства.

В последние годы публикуются важнейшие архивные документы, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. Знание истории семьи - основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведёт к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим и духовно - нравственным ценностям.

Историческое поколение - период времени, в течение которого живёт и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. В современных условиях всё чаще говорят о «бизнес - поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности, что влияет на ценностные ориентации и формирующийся стиль жизни. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определённость.

Старшее поколение может вовлекать в поле своего притяжения несколько поколений, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценностям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и взаимное понимание. Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызывает, как правило, в новом поколении критическое отношение к предыдущему периоду, провозглашая отказ от прежних целей и ценностей, объявляя их ложными.

В обществе с достаточно стабильной структурой и медленным темпом перемен успех воспитания оценивался в зависимости от того, насколько старшим удавалось передать подрастающему поколению накопленные знания, умения и навыки. Младшее поколение готовили к жизни в обществе, которое в общих чертах будет похоже на то, в котором всю свою жизнь прожили их родители. Старшие не могли даже представить жизнь иной, их прошлое было схемой будущего. Подобная модель культуры характерна не только для далёкого прошлого, но типична для периодов стагнации, замедленного темпа развития, для изолированных регионов, замкнутых этнических групп. Этот тип культурной преемственности основательно исследовала американский антрополог М. Мид.

Старшее поколение воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать беспрекословно. Оно является образцом для подражания и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний и ценностей, норм поведения. Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди

молодёжи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создаёт необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и заботы, распорядок и ритуал повседневной жизни. Целостность внутреннего мира не претерпевает больших изменений даже при модернизации отдельных элементов быта или при переезде в новую страну. Включение в иную культуру не вытесняет полностью традиционного образа и стиля жизни, если он закреплён в сознании и поведении поколений и воспринимается как эталон отношений.

Утрата ценностных ориентиров вызывает ностальгию, которая представляет собой сложный комплекс чувств одиночества и тоски, желание погрузиться в родную среду. Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно - нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно - нравственные ценности. Однако, при всей важности традиций, было бы неверно игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую новую эпоху и являются результатом динамизма истории. В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отличается от старшего.

Молодёжь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными. В этом смысле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но при этом сохраняет знание традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры. Старшее поколение реагирует на новую ситуацию по-разному: одни мирно принимают перемены, другие резко критикуют все новшества. Это неизбежно влечёт за собой состояние духовного вакуума, неуверенность в будущем, беспокойство и тревогу.

Категоричность и высокомерие в отношениях между поколениями разрушают возможность понимания и диалога, ведут к усилению напряжённости. Неодобрение всего нового, желание повернуть назад ход истории, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у молодёжи и неизбежно ведут к противостоянию поколений.

Не менее опасно и пренебрежение молодых опытом старших, желание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поколение выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений. Преемственность поколений является основой исторического развития человека и общества, поэтому все общественные и личные усилия должны быть направлены на взаимопонимание и диалог.

Ускорение перемен и внедрение новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние и самочувствие человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меняется мир, идеи и отношения, ценности и ориентации, социальные институты и организации.

Быстротечность приводит к ощущению хрупкости и неустойчивости жизни, создаёт настроение неуверенности и нестабильности, порождает особую установку сознания на краткосрочность связей и человеческих отношений.

Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества. Быстротечность перемен и новизна усложняют проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость. Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения. Поток новизны проникает и в семейную жизнь.

Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни влияет и на духовно - нравственную составляющую личности. Общество разделяется на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами.

Фрагментация общества влечёт за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, организации.

Не продолжая описание тенденций современного общества, необходимо понять положение подрастающего поколения в условиях постоянных изменений, разработать стратегию адаптации к переменам, содействующую восстановлению душевных сил.

Растущему человеку необходимо чувство защищённости, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, которые одобряются и поддерживаются, получают общественное признание и уважение. Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчуждённость.

В условиях быстрого темпа модернизации общества, трансформации социальных институтов, в социальном положении подрастающего поколения происходят существенные перемены.

Имеют место отношения купли - продажи, незаконные сделки, двойная мораль, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации, которые намеренно тиражируют насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, способствующие воспитанию нравственности и высокой духовности.

Снижение интеллектуального и нравственного уровня общества может привести к невосполнимым потерям в духовном облике подрастающего поколения. Реальное решение проблемы преемственности в смене поколений в условиях кризиса состоит в том, что нужно исходить из преходящести всякого кризиса культуры и смены этапа её дестабилизации этапом стабилизации с сохранением ядра культуры и выработкой новых, соответствующих времени образцов. Следует при этом помнить о двоякой роли молодёжи в развитии культуры.

Молодёжь является ретранслятором культуры в передаче от прошлого к будущему, обеспечивая сохранение и преемственность в развитии культуры. Но она передаёт потомкам культуру в частично преобразованном виде. Именно в этом смысле она творит культуру. Две функции - сохранение и внесение инноваций - должны быть всегда сбалансированными. Таким образом, любые изменения культуры предполагают сохранение единства и непрерывности культуры через преемственность поколений.

  • Чем сверстники отличаются от современников?
  • Существует ли конфликт «отцов и детей»?
  • Возможна ли гармония в отношениях между поколениями?
  • Чем особенно ценно детство?
  • Какие права есть у детей?

Что такое поколение? Под поколением обычно понимают интервал времени между средним возрастом родителей и детей. С этой точки зрения в возрастном отношении в обществе выделяют ряд поколений, измеряемых определенным числом лет.

Древнегреческий историк Геродот полагал, что 300 человеческих поколений составляет 10 тыс. лет, потому что три поколения образуют столетие. В настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27 лет. Людей, родившихся в одном году, часто именуют возрастными когортами. Но понятие «поколение» шире, чем понятие «возрастная когорта», так как в поколении объединены люди нескольких возрастных когорт. Скажем, поколение времен перестройки (вторая половина 80-х гг. XX в.) включало и тех, кому 12 лет, и тех, кому 40-65 лет.

Каждый человек - современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Вам известно по собственному опыту, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Попробуем разобраться в проблеме поколений. Суждение «хуже - лучше» ведет к оценке действительности с позиции некритического самооправдания: что бы ни было, а мы всегда лучше. Если бы это суждение восторжествовало в представлениях людей, то нам бы ничего другого не оставалось, как признавать всю человеческую историю сплошным застоем и даже движением вспять.

История человечества убеждает нас в том, что это не так. Оправданно скорее иное суждение: «старое - новое» или «отжившее - передовое». Ясно, что новое идет на смену устаревшему, т. е. несоответствующему изменившимся условиям. Тем не менее человечество как род людской не разваливается, не обрывается «дней связующая нить». Почему? А вернее, благодаря чему? Благодаря преемственности поколений. На стыке поколений, как правило, возникает множество проблем: это и знакомая проблема «отцов и детей», и новая для вас проблема преемственности - культурной, нравственной, духовной, т. е. всего того, что одно поколение перенимает у другого, а оно, в свою очередь, передает последующему. История одного человека не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему людей. Каждое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях, а с другой - видоизменяет старые условия. Другими словами, поколение не может существовать иначе как исходя из результатов деятельности своих предшественников. Но это продолжение есть в то же время обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами, т. е. ее изменение, а значит, и ее усложнение. Люди издревле растили хлеб, производили металл. Но посмотрите, как изменилась за века деятельность хлебороба, кузнеца.

Подведем некоторые итоги: смена поколений - не зависящий от нас объективный фактор общественного прогресса. Смена поколений - это, прежде всего, процесс, который обеспечивает преемственность в развитии человеческого рода. Преемственность проявляется в наследовании «детьми» культуры, созданной предшествующими поколениями, вместе с тем этот процесс заключает в себе различие между «отцами» и «детьми». В процессе совместной деятельности взрослых и молодежи по изменению условий жизни происходит преемственность поколений.

Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений всегда избирательна. Что это значит? Одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или изменяются. Приведите известные вам примеры из истории, обыденной жизни, подтверждающие этот вывод.

Уровень преемственности не совсем одинаков в разных видах деятельности людей: в производстве, политических взглядах, мировоззрении он больше, чем в сфере потребительских интересов, досуга, художественных вкусов и некоторых других областях. Расхождения между старшими и младшими во взглядах на моду, досуг, развлечения наиболее тесно связаны с возрастом. Различия между поколениями (привычка к определенному, установленному в годы собственной юности стилю поведения, привязанность к определенной музыке, танцам) усугубляются здесь возрастными особенностями: юношеская жажда новизны противоположна присущей зрелому возрасту ориентации на стабильность, постоянство.

«Отцы и дети» . Сам факт сосуществования в одном обществе нескольких поколений людей предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных, различий. Так, «отцы» нередко считают благосостояние итогом тяжелого труда, «дети» принимают достаток как нечто само собой разумеющееся. «Отцы» в своих поступках в основном ориентируются на социальные нормы, «дети» более считаются с личными чувствами. «Отцы» в своих решениях опираются на нормы морали, «дети» во многом руководствуются симпатиями и антипатиями. «Отцы» рассматривают работу как добродетель, «дети» - как неизбежность. Это и понятно: изменения в уровне жизни ведут к перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориентаций людей различных поколений. Надо для себя уяснить, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествовавших. Оно просто другое.

Детство - особый период . Согласимся, что в ряду поколений детство - особый период. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков в современном обществе специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Это значит, что общество рассматривает детей не только как своих будущих граждан, но и как действующих участников правовых отношений. Так, по Международному пакту (договору) о гражданских и политических правах 1966 г. «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».

Международное сообщество приняло социальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. В этом документе определены важнейшие принципы, которые должны учитывать при принятии законов в отдельных странах, признавших конвенцию. Среди этих принципов - забота о детях. («Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает эту защиту и помощь».) Принципиальным положением конвенции о правах ребенка является право пользоваться благами социального обеспечения, предполагающего здоровый рост и развитие ребенка, специальный уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Отдельным принципом конвенции является защита со стороны общества и государства неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении людей. Это, безусловно, гуманное правило распространяется и на детей, не имеющих семьи, и на детей, воспитывающихся в семьях, не имеющих достаточных средств к существованию.

И еще один основополагающий принцип из конвенции о правах ребенка: «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа и занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или были препятствием его физическому, умственному или нравственному развитию».

Этот принцип, как и другие перечисленные принципы, может быть реализован при определенных общественных отношениях. Они служат своего рода ориентиром, на который равняются цивилизованные страны, заботящиеся о своем настоящем и будущем. Именно поэтому и принято считать, что общество тем лучше устроено, чем лучше живется в нем детям и старикам - слабым и незащищенным поколениям.

Все дети стремятся стать поскорее взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с самых разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.

    Основные понятия

  • Права ребенка.

    Термины

  • Поколение, возрастная когорта, конвенция.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое поколение?
  2. В чем, по вашему мнению, состоит проблема «отцов и детей»?
  3. Почему необходима защита прав ребенка?
  4. Каковы важнейшие права ребенка?

Задания

  1. Подумайте о соотношении понятий «современники» и «сверстники», дайте определение этих понятий.
  2. Раскройте, в чем проявляется конфликт поколений. Подумайте, чем можно объяснить его относительное сглаживание в период войн и революций и обострение в относительно мирное время.
  3. Назовите черты ваших сверстников, которые позволяют вам судить о том или ином из них как о современном или несовременном. Объясните, что значит в вашем представлении «несовременный человек».
  4. В чем бы вы хотели походить на своих родителей, а в чем - нет? Сделайте вывод о преемственности поколений в вашей семье.

Подробное решение Параграф § 19 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Зачем нужно знать, сколько нас, жителей России? Что знает статистика о продолжительности жизни россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?

К числу основных задач статистического изучения населения относится рассмотрение следующих процессов:

естественного формирования контингентов населения и смены поколений, т. е. образования и воспроизводства населения;

– формирования и изменения состава населения по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам и многим другим признакам;

– расселения населения по территориям и происходящих здесь изменений;

– миграции населения.

Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 519 759 человек (с Крымом) по данным Росстат. Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Согласно предварительной оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.17% или 252 471 человек. Произошло увеличение численности населения по всем федеральным округам за исключением Приволжского: -0.16% или 46 714 чел. и Дальневосточного: -0.27% или 16 492 чел. Наибольший относительный прирост был зафиксирован в Крымском федеральным округе: 1.41% или 32 421 чел. Далее Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 0.61% или 58 456 чел. и Центральный федеральный округ: 0.36% или на 139 752 чел.

В 2013 году Россия достигла самого высокого в истории страны показателя продолжительности жизни женщин - 76,5 лет (что превышает и показатели советского времени). При этом средняя продолжительность жизни по всему населению в целом (женщины и мужчины) за 2013 год увеличилась до 70,8 лет. Средняя продолжительность жизни россиян в 2014 году увеличилась до 71 года. Актуальные данные можно отслеживать в соответствующем разделе на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Однако, несмотря на явное увеличение продолжительности жизни, Россия всё еще существенно отстает по этому параметру от развитых стран (США - 78.7 лет, Германия - 81 год, Япония - 83.1 года) и занимает одну из последних строчек в общемировом рейтинге, уступая Украине, Белоруссии и ряду африканских стран.

В ближайшие два года ожидается естественный прирост населения в Приволжском и Южном федеральном округе. На данный момент в Приволжском федеральном округе положительное сальдо - в пяти национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан и Удмуртия), а также в Оренбургской области (75% русских) и Пермском крае (83 % русских). В Южном федеральном округе положительное сальдо в Калмыкии и Астраханской области (61% русских). Прирост по округу будет достигнут за счет превышения рождаемости над смертностью в Краснодарском крае и республике Адыгея.

Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за первое полугодие 2013 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.

Вопросы и задания к документу

Когда в прессе появляется очередной демографический анализ ситуации в Российской Федерации, то снова речь заводится о проблемах, связанных с низким уровнем жизни. Мол, доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения. Но позвольте... Неужели в середине - конце 1940-х годов, когда в СССР наблюдался резкий рост рождаемости, люди были обеспеченнее, чем сейчас?.. Неужели в 1980-е годы, когда средняя продолжительность жизни в СССР достигла рекордных для нашей страны 74 лет, народ купался в роскоши?.. Конечно же, нет. Выходит, что обеспеченность, жизнь «как сыр в масле» - это далеко не главный показатель роста числа жителей государства и средней продолжительности жизни. Примеров тому хватает и сегодня...

Далеко не прямую пропорциональность между доходами населения и его численностью можно наблюдать на примере целого ряда стран. Так, в Германии среди немецких семей (этнических немцев) сегодня редко можно встретить ту семью, в которой родилось более двух детей. Зато в семьях выходцев из Турции, проживающих в той же Германии, детей рождается не в пример больше.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей - общественной ментальности народов, населяющих государство. Большую роль играют и религиозные корни...

Однако это вовсе не должно стать оправданием для тех представителей федеральных и региональных властей, которые желают списать низкую рождаемость только лишь на несознательность народа...

Очередная галочка напротив числа родившихся вовсе не означает, что от этого повысится численность населения села, города, области, края, республики и всего государства. Не нужно забывать о том, что главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.

Не будем забывать, что демография не менее важная составляющая независимости государства, чем армия. Поэтому для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей...

Доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения.

Низкая рождаемость – несознательность народа.

Вопрос 2. Какие причины проблем демографии автор считает основными? Чем он подтверждает своё мнение?

Главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей - общественной ментальности народов, населяющих государство.

Главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.

Для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?

Всероссийская перепись населения, проведённая в 2010 г., показала, что численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн человек. Российская Федерация сегодня занимает 9-е место в мире по числу жителей после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш, Нигерии.

По сравнению с переписью 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн человек, в сельской местности - на 1,2 млн человек.

Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 км2 (в среднем по России плотность населения - 8,3 человека на 1 км2). Почти так же плотно заселён Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 км2. Самыми малонаселёнными к 1 января 2010 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 км2.

В 2009 г. впервые с начала 1990-х гг. наблюдался прирост числа жителей России. Он сложился как за счёт уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста.

Вопрос 2. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? Какие из этих факторов являются долгосрочными?

За последние сто лет Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых и Гражданской войн, голода. После Великой Отечественной войны детская смертность стала сокращаться, одновременно понижались показатели рождаемости. Но уже с середины 1960-х гг. уровень рождаемости снизился до 2,1-2,2 ребёнка на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивало простого воспроизводства населения. Тем не менее до начала 1990-х гг. население страны росло.

Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до этого падения, скажем к показателям 1965-1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат лее к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда больше половины населения России было сельским, сейчас маловероятен.

Вопрос 3. Какие позитивные изменения зафиксированы переписью населения 2010 г.?

Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 г. родилось 1,8 млн детей, что на 47,8 тыс. человек (на 3%) больше, чем в 2008 г.

С 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Этот показатель опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и её влиянии на демографическую ситуацию.

Число мигрантов с каждым годом сокращается. Основная причина сокращения миграционных потоков из стран СНГ - сокращение возможных трудовых доходов в России из-за девальвации рубля.

Существенную роль сыграл также рост издержек для иностранных работников в результате изменения законодательства - рост стоимости патентов для работы и введение сбора за экзамен по истории России и русскому языку. По этой же причине с начала 2015 года на российском рынке труда ухудшилась ситуация с легализацией иностранных работников: количество оформленных за девять месяцев текущего года разрешительных документов для работы мигрантов снизилось на 44 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Ужесточив порядок оформления труда мигрантов, правительство резко ухудшило ситуацию с легализацией иностранной рабочей силы.

Вопрос 2. Многие страны Европы столкнулись с серьёзными проблемами в связи с ростом миграции из стран Азии и Африки. Какие меры могут помочь России избежать повторения ситуации с молодёжной преступностью в пригородах Парижа, погромов в Лондоне и др.?

При разработке иммиграционной политики Российской Федерации представляется целесообразным использовать этот опыт, чтобы избежать повторения ошибок, уже допущенных европейскими странами в отношениях с этническими диаспорами и конфессиональными группами; во-вторых, исследованием миграционных процессов в таких странах Западной Европы, как Франция, Германия и Великобритания.

Основными мерами могут быть ограничение миграционных потоков, ужесточение законодательства в области миграции.

Вопрос 3. Составьте план устного сообщения по теме «Народонаселение России в зеркале демографии».

1. Демографическая ситуация в РФ;

2. Народы населяющие нашу страну;

3. Демографический кризис у разных народностях;

4. Пути выхода народов из демографического кризиса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 2

Вопрос 1. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?

Социальную стратификацию и иерархию подчинительного типа.

Социальной стратификацией называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.

Иерархическая организация - структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.

Вопрос 2. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте своё мнение.

Вполне возможно. Евгений – человек светский и приехал в деревню, чтобы сменить обстановку. Я думаю, что он действительно собирался стать частью этой деревни. Но не стал ею до конца и уехал из деревни. Теперь он - что-то среднее между деревенским жителем и светским человеком.

Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Вопрос 3. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, лётчик, шофёр, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, учёный.

Социальная лестница – схема расстановки слоёв населения с точки зрения их материального и профессионального статуса. Чем больше материальных благ или проф. навыков-тем выше человек на социальной лестнице.

1 ступень – официант, сталевар, учитель, шофёр, продавец,

2 ступень – предприниматель, юрист, менеджер, врач, брокер

3 ступень – банкир, инженер, учёный, лётчик.

Вопрос 4. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:

Обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтёт неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признаёт приемлемым, обоснованным;

Возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнёрства;

Подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

Сотрудничество – процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Вопрос 5. Обдумайте приведённые ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убеждён, что ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе - русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».

Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.

Национальность не может влиять на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой. На все это оказывает влияние не столько национальность, сколько среда, воспитание, менталитет.

Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.

Вопрос 6. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью - как социальный институт или как малую группу?

Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

Малая социальная группа – объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Следовательно, Э. Берджесс рассматривал семью как малую группу.

Вопрос 7. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья - это самые родные, близкие люди», «Семья - это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья - это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьёй». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?

Семья - это маленькая страна, в которой ПАПА - президент, МАМА - министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций в семье. А РЕБЁНОК – это народ, который постоянно что - то требует, возмущается и устраивает забастовки.

Семья - вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.

Семья - самое уютное и теплое место на Земле. И в этом местечке ты по настоящему счастлив.

Вопрос 8. Как вы. понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости - консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор - справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?

В молодости каждый человек с чем-то не согласен, он видит мир по-иному, хочет что-то изменить. Он спорит, пытается найти справедливость, чтобы изменить людей в лучшую сторону, изменить власть и т.д. Но вскоре человек понимает, что он ничего не сможет сделать. Это приходит ближе к старости, когда у тебя есть внуки, ты ищешь все возможное, чтобы прожить благополучно, ты согласен со своей зарплатой, работаешь днем и ночью, чтобы твоя семья имела все для благополучной жизни.