Распутин деньги для марии анализ произведения. Повесть В. Г. Распутина «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Посещение директора школы

1. Как вы думаете, каким стал современный «ве­ликоросс»? Какие качества его предков сохрани­лись, а какие сформировались заново?

Прочтя на с. 109 описание великорос­сов, многие русские школьники, навер­ное, были обрадованы. Действительно, все перечисленные качества можно назвать положительными и приятно думать, что они сохранились в крови жителей совре­менных «великороссов». Несмотря на то что теперь немногие связаны непосредст­венно с сезонной сельскохозяйственной работой, привычка оставлять все на по­следний момент, а потом выполнять наме­ченное с величайшим напряжением сил, сохранилась. В предприимчивости вели­короссы теперь уступают представителям других национальностей. Среди новых ка­честв можно назвать необычайную терпе­ливость и покладистость, особенно к раз­ного рода политическим экспериментам.

2. Трудовые ресурсы Центрального района отли­чаются высокой квалификацией. Как вы думаете,какие условия этому способствовали и способствуют сейчас? Почему Центр всегда оставался центром притяжения энергичных и талантливых людей?

Этому способствовали столичные функ­ции и роль, которую играла и играет Москва в политической и хозяйственной жизни России.

Высокая квалификация населения Центрального района обусловлена боль­шой концентрацией здесь наукоемких производств. Центр всегда притягивал к себе наиболее энергичных и талантливых людей, поскольку именно в столичном ре­гионе они могли реализовать свои способ­ности в полной мере, а также совер­шенствоваться дальше.

3. Дайте описание одного из центров народных художественных промыслов (история возникнове­ния промысла, виды изделий, их художественная и культурная значимость, влияние природных усло­вий на развитие промысла, влияние промысла на социально-экономическую жизнь местности и т. д.).

В Ивановской области в 32 км от желез­нодорожной станции Шуя находится не­большой (6,3 тыс. жителей) поселок го­родского типа Палех. Здесь в XVII в. воз­ник иконописный промысел, достигший своего расцвета в XVIII — начале XIX в.

Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писа­ние икон шло в несколько этапов, каж­дый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, вто­рой — наносил контур будущей иконы, третий — писал всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела — их писал художник-личник. Име­на и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.

После революции 1917 г. палехские мастера объединились в Палехскую худо­жественную декоративную артель, выпус­кавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 г. они освоили новый материал — папье-маше. С тех пор палехская мини­атюра известна как вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Палехские художники успешно работа­ли в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декора­ций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре (1940); И. П. Вакуров, эс­кизы к постановке «Снегурочки» в Мос­ковском художественном театре (1936); Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета и др.), книжной графике (И. И. Голиков, «Слово о полку Игореве» (1934)), монументальной живо­писи, росписи изделий из фарфора; рес­таврации монументальной живописи.

Для стиля палехской живописи харак­терны тонкий и плавный рисунок на пре­имущественно черном фоне, обилие золо­той штриховки, четкость силуэта упло­щенных фигур. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные про­порции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — крас­ного, желтого и зеленого, восходят к тра­дициям древнерусской иконописи.

РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Тестовый контроль

  1. Во главе восточнославянского пантеона языческих богов князь Владимир поставил:
    1. Стрибога
    2. Велеса
    3. Перуна
    4. Ярило
  2. Князь Владимир принял крещение в:
    1. Корсуни
    2. Константинополе
    3. Андрианополе
    4. Эфесе
  3. Одним из последствий Крещения Руси было:
    1. принятие великим князем короны от римского папы
    2. усиление роли волхвов в древнерусском обществе
    3. присоединение к русским землям Дунайской Болгарии
    4. укрепление связей Руси с Византией
  4. Главы церковных округов, образованных на Руси после принятия христианства:
    1. Архимандриты
    2. Епископы
    3. Игумены
    4. Дьяконы
  5. Годы правления князя Владимира Святославовича:
    1. 862-879
    2. 980-1015
    3. 912-945
    4. 1113-1125
  6. Одной из причин Крещения Руси было:
    1. поражение Руси в войне с Византией
    2. стремление великого князя сплотить свое государство
    3. заключение Русью союза с Хазарским каганатом
    4. провозглашение римским папой крестового похода против Руси
  7. Крещение Руси произошло в:
    1. 980 г.
    2. 998 г.
    3. 988 г.
    4. 990 г.
  8. Русь приняла христианство по:
    1. римскому образцу
    2. византийскому образцу
    3. польскому образцу
    4. болгарскому образцу
  9. Город, в котором первоначально княжил Владимир по указанию своего отца:
    1. Перемышль
    2. Новгород
    3. Чернигов
  10. Что из названного относится к деятельности князя Владимира?
    1. установление полюдья
    2. создание оборонительных рубежей на юге страны
    3. борьба с Византией за Дунайскую Болгарию
    4. разгром Итиля - столицы Хазарского каганата
  1. Расположите события в хронологической последовательности.

A) Захват Херсонеса дружиной Владимира
B) Первое столкновение Руси с Польшей
C) Уничтожение языческих идолов
D) Женитьба князя Владимира на принцессе Анне
E) Провозглашение Перуна главным богом Руси

E -> B -> A -> D -> C

  1. Соотнесите даты и события.
972 г. D
984 г. C
987 г. B
988 г. А

A) Крещение Руси
B) Мятеж в войсках византийского императора Василия II
C) Разгром Владимиром ополчения радимичей
D) Гибель Святослава

  1. Причины принятия князем Владимиром христианства по византийскому образцу:
    1. византийское богослужение было самым красивым
    2. христианство исповедовала княгиня Ольга - бабушка князя Владимира
    3. Русь имела с Византией тесные торговые связи
    4. князь Владимир был женат на византийской принцессе
    5. византийцы не посягали на восточнославянские территории
    6. наличие в Византии сильной самостоятельной церкви
    7. наличие в Византии сильной императорской власти, от которой зависела церковь
  2. Соседями Киевской Руси при князе Владимире были:
    1. Поляки
    2. Сарматы
    3. Авары
    4. Печенеги
  3. О каком событии идет речь в данном отрывке?

«Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные… И, притащив, кинули его в Днепр… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб. - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре…»

Речь идет о крещении Руси .

Вопросы в тексте параграфа

1. Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства?

Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение.

2. Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества. При постройке новой церкви взамен сгоревшей предположительно обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. По одной из версий, именно это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми.

3. Как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XI в.?

Для государств Западной Европы XI века была характерна рассредоточенность политической власти. Большое значение в европейской политике играли городские общины, первоначально испытывавшие феодальную зависимость, даже сама основа городской жизни – производство и торговля – не были свободны от всевозможных феодальных пут. Но тем не менее по своей сути западноевропейские города были «чужими» в системе феодальных отношений, горожане все больше ориентировались на античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. История средневековый западноевропейских городов – это борьба городского населения за личную свободу и политическое самоуправление. Эта борьба была характерна для XI века, когда еще не получил силу процесс повсеместного усиления королевской власти. Впоследствии, конечно, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т.д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.

4. Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства?

Государство без закона обречено на распад. Единый для всех закон необходим для определения правил жизни в обществе. В отсутствии этих правил общество начинает жить по понятиям справедливости, которые как известно, у всех разные, что в конце концов приводит к конфликтам и беспорядкам, а впоследствии и развалу государства.

Вопросы к параграфу

1. Как вы думаете, почему после смерти князя Владимира начались распри между его сыновьями?

Князь Владимир хотел нарушить принятое положение о престолонаследии, когда власть передается старшему сыну. Он хотел передать престол Борису, хотя старшим считался Святополк. Есть версия, что Святополк вообще не являлся сыном Владимиру. Это объясняет тот факт, почему Владимир не любил Святополка. Кроме того, Святополк еще при жизни Владимира готовил против него мятеж, за что был брошен в темницу. Опасаясь претензий на Киевский престол, Святополк организовал убийство трех своих братьев, что и положило начало междоусобной войне.

2. Чем деятельность князя Ярослава Мудрого отличались от деятельности других князей?

До Ярослава русские князья вели активную политику объединения славянских племен, создания единого государства. Князь Ярослав больше внимания уделял внутренним вопросам, укреплению границ и повышению международного влияния и авторитета Руси.

3. Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром?

Князь Ярослав обеспечил главенство власти киевского князя в русской земле, направив в крупнейшие земли (волости) своих сыновей в качестве наместников. Наместники имели собственные дружины, но не могли передать свою власть по наследству. В городских центрах сохранились вечевые традиции, и наместник обязан был прислушиваться к решению народного вече. Городские народные ополчения находились в распоряжении народного собрания. В самом Киеве новый статус приобрела дружина князя. Теперь она осуществляла не только военные функции, но и функции управления государством – старшей дружиной стали бояре.

Ярослав укреплял международный авторитет своего государства при помощи оказания военной поддержки и за счет междинастических браков. Так династические связи были установлены со Швецией, Норвегией, Византией, Австрией, Францией, Польшей, Венгрией, Германией.

Работаем с картой

1. Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

Династические связи у Древнерусского государства (серый цвет на карте) были установлены со Швецией (синий цвет), Норвегией (желтый цвет), Византией (фиолетовый цвет), Францией (розовый цвет), Польшей (красный цвет), Венгрией (оранжевый цвет), Германией (зелёный цвет).

2. Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Рассмотрим карту в учебнике на странице 60.

Северо-Западные земли на границе владений племен чудь (красная обводка), водь (синяя обводка), латгалы (желтая обводка), земгалы (фиолетовая обводка). Основан город Юрьев (синее подчеркивание).

Изучаем документы

1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие?

В те времена на Руси понятие православия было тесно связано с понятием просвещение. Дети учились грамоте в монастырях и школах при монастырях. А новые знания получали из переводных духовных текстов.

2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинения историка, от информации из исторического источника.

Сочинения историка основываются на исторических источниках, зачастую сопоставляя информацию из нескольких источников. Также в своих сочинениях историки обычно делают анализ причин и следствий, а также дают результаты собственного осмысления исторического текста.

3. Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

Я считаю пережитком и варварством узаконенную кровную месть за убийство.

4. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

Эта цитата подтверждает неравенство между жителями Руси: «за голову боярина княжеского, тиуна, или граждан именитых, и тиуна конюшего – 80 гривен, или двойную виру; за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, т.е. свободного человека русского или славянина, - 40 гривен, или виру, а за убиение жены полвиры». Также неравенство подтверждает разделение социальной структуры общества на: «княжие люди», «люди», «холопы».

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как усобица между сыновьями князя Владимира повлияла на развитие Руси?

Усобица между сыновьями князя Владимира показала, что объединение Руси было непрочным и некоторые земли по-прежнему стремились отделиться от Киева. Сомневаюсь, что раздробленность государства положительно бы сказалась на его развитие. Такое положение дел привело к пониманию, что для объединения страны недостаточно понятной налоговой политики, безопасности границ и единой веры – нужны еще единый закон, и государственное управление в административных округах.

2. Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чём состояли общие черты и различия?

Сходства:

  1. Феодальные государства
  2. Главный сектор экономики - аграрный. Ремесло вторично
  3. Форма правления – монархия
  4. Элементы управления в регионах – наместники
  5. Неравноправие различных категорий граждан

Различия:

  1. На Руси реальную власть имело вече. На Западе городские общины боролись с феодалами за право принимать решения.
  2. На Руси - православное христианство, в европейских государствах - католицизм

3. Лишь один правитель Российского государства получил прозвище Мудрый. Подготовьте сообщение на тему «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем». Спросите у своих родителей, какое значение вкладывают они в понятие «мудрый правитель».

Князь Ярослав проявил себя как мудрый и дальновидный правитель. Его решения были разумными, продуманными, благонамеренными. Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение. Мои родители считают, что правитель может считаться «мудрым», если он при решении вопросов рассматривает советы и различные точки зрения, продумывает последствия, оценивает, как будет воспринято то или иное решение, и выбирает наиболее эффективный вариант.

4. Почему Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси?

Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси, поскольку такие браки позволяли повысить значимость государства и обеспечить мир с крупнейшими странами без осуществления крупных военных походов.

5. Вспомните, о каких сводах законов вы узнали при изучении курсов истории Древнего мира и Средних веков. В чём состоит сходство этих законов и Русской Правды?

Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из самых известных также является кодекс Юстиниана. В нем регулировались отношениях в торговле, в семье, между сословиями.

Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. В Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения.

Возможные вопросы на уроке

1. С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси?

Владимир отправил своих сыновей в разные города для того, чтобы они правили там от его имени и держали земли под контролем.

2. Кому Владимир желал передать киевский престол?

Владимир желал передать киевский престол сыну Борису.

3. Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья - Святополк и Ярослав?

Святополку и Ярославу такое намерение отца не нравилось.

4. Каким образом Святополк занял киевский престол?

С помощью даров Святополк расположил к себе киевлян, и они освободили его из темницы, куда его бросил Владимир, и признали его своим князем.

5. Почему Святополк получил прозвище Окаянный?

По его приказу были убиты братья Борис, Глеб и Святослав.

6. Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев?

Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, понял, что и его судьба предрешена. Князь Ярослав оказался под угрозой смерти от рук наемных убийц. Ярослав собрал новгородское войско и пошёл на Киев.

7. Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?

Нет, не мог. Ярославу вообще грозила смерть, поскольку он был главным претендентом на княжество в Киеве. Поэтому ему пришлось ввязаться в междоусобную войну.

8. С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга?

На стороне Святополка было киевское войско и отряд печенегов. На стороне Ярослава – новгородское войско и отряды варяжских наемников.

9. Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч?

Отсутствие у Святополка какого-либо таланта к ведению военных действий выразилось в том, что он поставил отряды киевлян и печенегов по разные стороны озера. Ярослав атаковал именно киевскую дружину, а печенеги просто не смогли вступить в бой. Ярослав выиграл битву и вошел в Киев.

10. Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол?

После поражения Святополк бежал к отцу своей жены, польскому королю Болеславу. Польское войско двинулось на Киев, чтобы посадить на престол Святополка. В битве на Буге поляки одолели войско Ярослава и заняли Киев. Не желая содержать польское войско Святополк отправил поляков с богатством и рабами в Польшу. В некоторых источниках говорится о восстании киевлян, которые за одну ночь вырезали множество поляков. В других источниках говорится о том, что Болеслав благополучно вернулся в Польшу с богатством. Так или иначе Святополк вновь оказался на киевском престоле. После этого новгородцы с Ярославом предприняли второй поход на Киев и разгромили войско Святополка, который опять бежал в Польшу, но по дороге умер.

11. Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси?

Со смертью Святополка усобицы не прекратились. Сын Владимира Мстислав, правивший в Тьмутаракани (Тамань), собрал сторонников (иудеев-хазар, степняков ясов и касогов, племя северян) и двинулся на Киев. Киевляне отказались впускать Мстислава, помня поход иудейского полководца Песаха. Мстиславу пришлось вступить в бой с вернувшейся из похода на север варяжской дружиной Ярослава. Несмотря на то, что Мстислав формально выиграл битву, союзники покинули его, и он предложил Ярославу мир. Братья разделили Русь на две части по Днепру.

12. В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси?

Ярослав стал полноправным правителем только в 1036 году после смерти Мстислава.

13. Какие черты характера князя Ярослава показались вам наиболее сильными? Почему?

Считаю, что наиболее сильными чертами характера Ярослава были благоразумие, храбрость и сострадание к неимущим.

14. Какие черты характера князя Ярослава вы не приемлете?

При всех положительных качествах характер Ярослава был далеко не простым и противоречивым: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.

15. О каких правилах жизни вы узнали из «Правды Ярослава»?

«Правда Ярослава» в основном регулировала уголовное право, однако были статьи по семейному, гражданскому (прежде всего наследственному) праву, а также она регулировала социальные отношения.

  • Дано определение преступления - это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание (в основном это материальная компенсация).
  • Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка - защиты людей от грабежей, насилия, драк.
  • Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».
  • Закрепляла права на имущество, принципы наследования.
  • Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.
  • Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство.
  • Допускалась кровная месть.
  • За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

16. Какие законы вам представляются справедливыми? Почему?

Закон не может быть справедливым или несправедливым. Закон есть закон – он един для всех. В этом его сущность. Однако нам может нравится или не нравится тот или иной закон. Мне по душе те правила «Правды Ярослава», которые определяют необходимость наказания за причинение ущерба, а также направленные на защиту людей от грабежей и насилия. Такие законы определяют степень цивилизованности общества.

17. Какие из них вам кажутся несправедливыми? Почему?

Мне не по нраву закон, предусматривающий кровную месть за убийство. Это пережиток варварского общества.

18. Работая с пунктом 4 параграфа 7 учебника, заполните таблицу «внешняя политика Ярослава Мудрого».

Основные направления Цели и задачи Основные события Итоги
Борьбы с кочевниками Безопасность южных рубежей 1036 год – разбил войско печенегов Печенеги перестали совершать набеги
Отношения с Польшей Повышение престижа, влияние на политику в Европе 1038-1047 год – военная помощь внуку Болеслава Казимиру в его притязании на польский трон Династические браки и союз с Польшей
Отношения с Византией Антигреческие настроения, необходимость урегулировать отношения 1043 год – неудачное военное столкновение 1046 год – мирный договор и брак сына Ярослава с дочерью византийского императора

19. Итоги правления Ярослава Мудрого:

  • Укрепление международного авторитета Киевской Руси;
  • Укрепление княжеской власти;
  • Развитие торговли, ремесел;
  • Распространение просвещения;
  • Издание единого свода законов.

Домашнее задание

Сравнительная таблица деятельности русских князей в X-XI вв.

Игорь (912-945 гг) Присоединил племена угличей. В ходе военных походов в Византию в 941, 944 гг. продлил действие торгового договора с Византией.
Ольга (945-964) Провела реформы: отменила полюдье, заменила его фиксированной уплатой дани, которая собиралась в погостах – административных центрах. В 955 году приняла христианство.
Святослав (964-972) Присоединил земли вятичей, разгромил Хазарию, много времени уделял военным походам, мало – внутриполитическим проблемам.
Владимир (980-1015) Заново объединил славян в единое государство. В 988 году крестил Русь, что способствовало росту культуры, архитектуры, литературы, искусств, повысило международный авторитет Руси. Возникла славянская письменность.
Ярослав (1016-1054) В 1036 году разгромил печенегов. Создал единый свод законов. Укрепил княжескую власть. Развитие торговли и ремесел, распространение просвещения. Укрепление международного авторитета – междинастические браки.

Запоминаем новые слова

Гривна - на Руси денежная единица.

Династический брак - брак между представителями правящих династий разных государств.

Наместник - глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика - искусство управлять государством.

Усобицы - вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей (родственниками, представителями одного народа, жителями одной области, страны, членами одного коллектива).

Валентин Григорьевич Распутин один из заметных представителей так называемой деревенской прозы. Его повесть «Деньги для Марии» появилась в 1967 году сначала в альманахе «Ангара», потом в «Сибирских огнях» и уже через год отдельной книгой. Именно с этой повести начался Распутин как самобытный писатель, она принесла ему широкую известность. Это начало нового этапа в его творчестве, здесь обозначились основные темы его последующих произведений: человек среди людей, бытие и быт. Распутин рассматривает нравственные категории: материальное и духовное, жестокость и милосердие, добро и зло. В повести «Деньги для Марии» обозначается доминанта нравственной тематики. Конфликт повести в столкновении нравственных ценностей и материального мира.

Сюжет повести таков: у Марии, неопытного продавца деревенского магазинчика, обнаружена недостача. Тысяча сумма огромная для ее семьи, которая еще не до конца выплатила взятую на постройку дома ссуду в семьсот рублей. Из-за магазина уже пострадали многие. Не одну продавщицу осудили за недостачу. Мария, мать четверых детей, тоже может попасть в тюрьму. Но ревизор дает ей шанс: можно внести в кассу деньги, пока он проверяет магазины. Деньги нужно достать в течение пяти дней. Председатель колхоза обещает мужу Марии, трактористу Кузьме, после отчетного года, то есть, через два-три месяца, дать ссуду. С нее можно будет раздать долги. Но у кого занять? Мысль о деньгах становится давящей, тяжелой думой Кузьмы. Новость о недостаче быстро разносится по деревне, но никто не торопится предложить помощь. Кузьма не умеет просить, да и не знает у кого. Он думает, что достаточно зайти к кому-нибудь, что все понимают, зачем он пришел, и ему сразу дадут деньги. Хоть по тридцать-пятьдесят рублей, но дадут. Но на деле все не так: все знают, зачем пришел Кузьма, но говорят, что денег у них нет. Мария в отчаянии, она не верит, что ей помогут. Автор подчеркивает совестливость Марии. Сама она выручила сельчан, в свое время согласившись работать в магазине, открывая его для пришедших и в обед, продавая в долг.

Никто не хотел бы оказаться на месте Марии, но большинству безразлично, как выпутается она из такой ситуации. Кузьма не только обязан в течение пяти дней достать большую сумму, он должен успокоить и вселить уверенность в жену и детей. Собирает Кузьма с миру по нитке. Первым, у кого он занял деньги, стал Евгений Николаевич, директор школы. Для Кузьмы директор снял с книжки сто рублей, оговорив, что дает ему деньги, чтобы люди не болтали, что он пожалел, не дал. Дед Гордей задается вопросом: почему раньше деревенские помогали друг другу бесплатно, а сейчас за все надо давать деньги? Он просит у сына пятнадцать рублей и отдает их Кузьме. Чижовы возвращают долг в магазин четыре рубля восемьдесят копеек. Василий, с которым Кузьма раньше работал, не может ничего дать, но он пытается вместе с Кузьмой выпросить деньги у жадной старухи Степаниды, а после неудачи мать Василия, лежачая больная, дает для Марии свои «похоронные» деньги, больше ста рублей. Председатель решает отдать Кузьме всю зарплату специалистов за месяц, включая себя, шестьсот сорок рублей. Про Степаниду, только что выручившую от колхоза деньги за корову, он говорит: «Думаешь, тебе деньги домой принесут? Дожидайся! Ты вон хотел со Степанидой по совести, ну и как, много она тебе дала?.. Прижму как миленькую, чтоб понимала. Деньги эти у нее так, без пользы, лежать будут, а нет, не даст. И ведь самой взять нельзя вот положение! И деньги вроде свои, а не пойдешь, ни холеры на них не купишь. Люди увидят, поймут, что обманула. Так и будет по рублю таскать. Сама себе наказание придумала и у людей из доверия вышла. Куда дешевле было дать тебе эти деньги. Нет, жадность раньше ее родилась». Сам председатель отсидел семь лет за вредительство лишь потому, что на свои деньги купил с баржи горючее для колхоза во время уборочной. Для Кузьмы это неожиданная новость омрачается тем, что бухгалтер не дает ему своей зарплаты, а жена ветеринара пришла и забрала деньги назад. В результате получается немногим больше половины суммы.

Всю ночь Кузьма видит сон, как его везет машина и останавливается там, где точно дадут деньги. Последняя надежда попросить недостающие деньги у брата. Его он не видел давно, но знает, что живет тот хорошо. Кузьма садится в поезд и едет в город.

В поезде он встречает таких же разных людей, какие живут и в его деревне. Кто-то высокомерно насмехается над «деревней», кто-то относится иначе. Кузьме снится, что всем деревенским достаточно дать ему по пять рублей, чтобы покрыть недостачу, но все считают, что нуждаются в деньгах больше Марии и забирают собранные уже деньги обратно. Заканчивается повесть на том, как Кузьма приходит к дому брата и стучит в дверь. Так читатель и остается в ожидании чуда, которое может спасти Марию от тюрьмы, не зная, как примут Кузьму у брата.

Распутин задает вопрос: насколько трогает других чужая беда? Неужели кто-то способен отказать человеку в беде или оставить его погибать из-за денег? Как же после отказа эти люди смогут остаться в ладу с самим собой? Критик Игорь Дедков писал: «Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случились обстоятельства, хотя и можно». От равнодушия людей, вчера еще бывших добрыми знакомыми, Мария, может быть, страдает больше, чем от обнаруженной недостачи. Ее вера в людей гаснет. Но носителем этого светлого луча веры остается Кузьма. Именно потому, что Кузьма верит в брата Алексея, мы надеемся на счастливый финал.

В 1967 году была написана повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание этого произведения мы предлагаем вашему вниманию. Автором повести является Валентин Распутин. Фото автора представлено ниже.

Его перу принадлежат такие произведения, как "Живи и помни", "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", "Уроки французского", а также интересующая нас повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание ее начинается следующими событиями.

Кузьма решил ехать за помощью к своему брату еще ночью. Но в глубине души он сомневался в том, что тот будет ему помогать: они стали чужими людьми уже давно. Трясясь в автобусе, Кузьма вспоминает события, с которых все началось.

Ревизия в магазине

В их деревню 5 дней назад явился мужик лет 40 для того, чтобы провести в магазине ревизию. Единственной продавщицей этого магазина Кузьмы, Мария. Целый год не было ревизии. За это время образовалась недостача в размере 1000 рублей. Мария могла сесть за это в тюрьму. Однако ревизор пообещал это дело замять, пожалев четверых ее ребятишек. Но для этого нужно было внести недостачу, пока он отправится проверять другие магазины. Марии предстояло за 5 дней найти сумму, которую ни она, ни Кузьма в руках никогда не держали.

Кузьма решает отправиться к своему брату

Про ее несчастье на другой день знала уже вся деревня. Войдя в положение Марии, председатель пообещал выделить женщине ссуду, но только в конце отчетного года. Данное им обещание несколько поддержало Кузьму, но жена его не могла оправиться от шока. Успокоив ее немного, Кузьма стал прикидывать: у них не было денежных сбережений, продать также было нечего. Следовательно, необходимо будет занимать. Кузьма вспомнил сразу же о своем зажиточном брате и решил отправиться через несколько дней к нему на поезде. Плацкартных мест не было, и он вынужден был ехать в мягком вагоне.

Посещение директора школы

Кузьма, дожидаясь прибытия поезда, вспоминает о том, как ходил по домам в деревне, клянчил деньги, унижался. Он направился в первую очередь к наиболее зажиточному односельчанину, Евгению Николаевичу, директору школу. Краткое содержание повести "Деньги для Марии" позволяет лишь в основных чертах описать этот визит. У Евгения Николаевича было свое хозяйство, больших расходов не было, поэтому директор с женой складывали на сберкнижку свои зарплаты. Узнав о том, что Кузьма пришел первым делом к нему, Евгений Николаевич пообещал помочь, подчеркнув при этом несколько раз, что люди бывают разные, могут и не отдать.

Разговор с попутчиками

Ветер гуляет по перрону, и Кузьма никак не может выбросить из головы мысль о том, что он дует не зря. Он присоединяется в поезде к другим пассажирам мягкого купе. Геннадий Иванович, директор радиостанции, его попутчик, относится с презрением и даже с некоторой завистью к "колхозникам": у сельских жителей чересчур много привилегий и льгот по сравнению с городскими. Этот разговор Кузьме не по душе. Но ему приходится терпеть, пока полковник, еще один попутчик, не переводит его на преферанс. 4 игрока требуется для этой Кузьма не умеет, поэтому его просят поменяться местами с другим пассажиром, едущим в купейном вагоне. Кузьме все равно, ему лишь бы доехать, поэтому он соглашается.

Кузьма вспоминает, как его жена стала работать в магазине

Кузьма вспоминает, что магазин, в котором работала его жена, "был как проклятый". Из-за него пострадало множество людей. Почти у каждого из работавших здесь продавцов обнаруживалась недостача. После того как последнюю продавщицу посадили, магазин 3 месяца был закрыт. В конце концов Надя Воронцова, в то время беременная третьим ребенком, после родов согласилась взять его на себя. Марии предложили заменить ее на несколько месяцев, до того как родится ребенок.

Семье Кузьмы в то время туго жилось. Последний родившийся малыш оказался слабым, жена часто болела. Врачи не советовали Марии делать тяжелую работу. Именно поэтому она и пошла в продавщицы, а затем осталась работать. Справлялась Мария неплохо, но из-за доброты отпускала в долг товары, за которыми ездила не сама - посылала других. Она пострадала из-за этого. Сначала Мария верила в то, что ее спасет Кузьма. Однако, послушав причитания своих соседок, перестала верить.

Сон Кузьмы

В купе, где теперь ехал Кузьма, находился сильно выпивший парень и пожилая чета. Пережившие войну старики друг к другу относятся с большой нежностью. Кузьма погружается в сон и видит, что он собирает для Марии деньги. Этот сон приходит к нему уже не в первый раз. Кузьма, проснувшись, не может больше заснуть и пускается вновь в свои воспоминания. Ими продолжается повесть "Деньги для Марии", краткое содержание которой нас интересует. Ниже - фото ее автора.

Сомнения в том, что брат поможет

Директор дал ему 100 рублей. Кузьма вечером пошел к Василию, своему Однако тот не предложил денег, хотя и знал о несчастье, произошедшем в семье Кузьмы. Тогда он подумал о брате. Мария 3 года назад ездила лечиться в город, а пожить остановилась у Алексея. Супруга его тогда решила, что у чужих жить лучше. Односельчанин Кузьмы также ездил в город. Он заходил к его брату, однако тот даже не пригласил его к столу. Но главный герой тем не менее заставлял себя верить в то, что брат поможет ему. Мария считала, что он не даст денег, да и сам Кузьма начинал сомневаться.

Кузьма навещает Степаниду

Главный герой просто относился к деньгам: если они есть, хорошо, если нет, то и не надо. Семья его не голодала, однако средств часто не хватало. Кузьма не понимал, как можно собирать деньги. А теперь ему пришлось это делать.

Василий пришел к нему, когда стемнело. Друзья вместе отправились к Степаниде, торгующей самогонкой. Это была скупая женщина. Все знали, что у нее много денег. Друзья решили подпоить ее, чтобы та стала добрее. Но план этот не удался: Степанида, опьянев, скупой быть не перестала.

Разговор о супружеских изменах

Недавно разошедшийся с женой попутчик Кузьмы к женщинам относится цинично. Он уверен в том, то старик изменил своей жене хотя бы раз. Он спрашивает и Кузьму, изменял ли тот своей супруге. Тот признается, что один раз это было, когда Кузьма встретился со своей первой женщиной. Узнав об этом, Мария хотела уйти. Но супруг уговорил ее вернуться и больше не изменял. Кузьма верит старикам. У него в селе тоже встречаются такие однолюбы. Тем временем поезд приближался к городу.

Помощь председателя

Кособокий дед Гордей на второй день, утром, принес 15 рублей, выпрошенные им у сына. Затем Василий отвел главного героя к своей матери, которая была тяжело больна. Та отдала ему деньги, которые собрала "на смерть", однако попросила вернуть побыстрей, так как смерть не ждет. Жена Кузьмы перестала плакать. Она ходила по дому, будто неживая. Даже дети, глядя на нее, притихли. Невмоготу было находиться дома, поэтому Кузьма пошел к председателю в контору. Он вспомнил события 1947 года, когда председателя в самую страду посадили. Тогда не было бензина, осыпались хлеба. Он купил с баржи краденое топливо. В 1954 году председателя выпустили, после амнистии. Местные жители добивались того, чтобы его вновь назначили на свой прежний пост, но произошло это лишь 5 лет назад.

Председатель, велев обождать, собрал специалистов из колхоза и предложил им отказаться от своего оклада в пользу Кузьмы. Они согласились, так как никто не хотел показаться скупым. Так подошел к концу второй день.

Мы узнали, как провел его Кузьма, главный герой интересующей нас повести. Познакомит с дальнейшими событиями произведения "Деньги для Марии" краткое содержание. "Литра", "Брифли", наш сайт и другие ресурсы знакомят читателей с сюжетами произведений, изучать которые, конечно, лучше по оригиналам. Однако в современном ритме жизни это не всегда удается. А познакомиться с ними все же хочется. Для этого и нужны краткие содержания.

Попутчик рассказывает о своей судьбе

Кузьму среди ночи в поезде будит парень. Он вызывает его покурить и жалуется на свою жизнь. Парень завидует старику, он хотел бы, чтобы все женщины были такими, как его супруга. Попутчик рассказывает о том, что от него забрав дочь с собой. Теперь парень гадает, вернется она или нет. Он злится, когда Кузьма говорит, что его супруга может найти другого.

Идея деда Гордея из повести "Деньги для Марии"

Предлагает его точно так же, как и эта статья) дает представление лишь об основных событиях повести. Она продолжается описанием третьего дня Кузьмы после получения известия о недостаче. На третий день главному герою были выданы деньги в конторе. После этого к нему стали приходить специалисты, а также их жены и жаловаться на нехватку средств к существованию. Кузьма отдавал им деньги беспрекословно. Дед Гордей присеменил под вечер. Он заявил, что никакие деньги Кузьме не нужны. Нужно лишь сделать беременной Марию, и ее не посадят. Лишь половина необходимой суммы собралась к этому времени. Кузьма стал подумывать, что дед Гордей прав. Так заканчивается третий день. На следующее утро главный герой едет к брату.

Финал

Сойдя с поезда, он видит, что ветер стих. Снег падает лохматыми хлопьями. Кузьма думает, что это к добру. Главный герой сходит с автобуса и, дойдя до дома брата, стучит к нему. На этом заканчивается произведение "Деньги для Марии", краткое содержание которого было описано в этой статье.

Для более подробного знакомства с повестью вы можете также посмотреть одноименный фильм-спектакль, снятый по произведению. Он вышел в 1985 году. Режиссеры - Владимир Храмов и Краткое содержание рассказа "Деньги для Марии" было положено в основу этого фильма. Московский театр им. Ермоловой (на фото ниже) поставил этот спектакль.

На этом завершаем наш рассказ. "Деньги для Марии" кратко мы описали в этой статье. Лучше всего, конечно, обратиться к тексту самого произведения. Тем более довольно интересно читать повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание по главам, к сожалению, не передает ее художественной ценности. Валентин Григорьевич - великий мастер слова. Это видно уже по ранним его произведениям, к которым относится повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии".

«Деньги для Марии»

Для многих из нас понятия «человечность» и «милосердие» неразрывно связаны. Многие и вовсе отождествляют их (что, впрочем, не совсем верно). Писатель-гуманист не мог обойти тему милосердия стороной, и она наша свое отражение в повести «Деньги для Марии».

Сюжет произведения весьма прост. В небольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став, скорее всего, жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное - пожалел детей.

Такая, казалось бы, вполне житейская ситуация неплохо проявляет людские характеры. Односельчане Марии держат своеобразный экзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливую и всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметить человеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятся своего рода мерилом человеческой совести. Произведение отражает восприятие автором разного рода несчастий. Несчастье у Распутина не просто бедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души. Тут все высвечивается до дна: и хорошее, и дурное - все выявляется без утайки. Такие кризисные психологические ситуации организацию драматургию конфликта и в этой повести, и в других произведениях писателя.

В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть - хорошо - нет - ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса - без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь - символ светлого и возвышенного, не способного на какую - либо подлость. Мать - это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство - вот что важно для Кузьмы, а не деньги.

Но совсем иначе относится к деньгам Степанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудом отдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувство сострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестом укрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Но милосердие не может соседствовать с грубым расчетом.

Таким образом, в лице главы семейства мы видим идеал, на который нужно равняться, решая вопросы о достатке и его влиянии на сознание людей, о семейных взаимоотношениях, достоинстве и чести семьи. Автор вновь демонстрирует неразрывную связь нескольких нравственных проблем. Мелкая недостача позволяет увидеть моральный облик представителей общества, обнажает разные грани одного и того же качества человека.