В 1960 е годы. История развития глянцевых изданий в россии. Эпоха искусственных материалов

ЛЕКЦИЯ 16. СССР В 1960 - 80-Е ГОДЫ: ЭКОНОМИКА, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО

И.С. БАШЕНЬКИНА

Рассматриваемый период оказался последним, итоговым в советской истории, с этого уровня в стране начались коренные реформы. Поэтому важно ответить на вопросы, что же следует реформировать, какие извлечь уроки и власти, и обществу из предыдущей исторической эпохи.

Именно в данный период коренным образом меняется мир и мировая экономика. В странах Запада в 1960 - 80-е годы в результате научно-технических и технологических революций начинается переход к качественно новому - информационному (постиндустриальному) - обществу. Оно характеризуется резким увеличением роли непроизводственной сферы, особенно образовательной, информационной. В экономике осуществляется переход к наукоемким и ресурсосберегающим технологиям, массовому применению компьютерной техники. В социальной сфере отмирают "классические" классовые противоречия, развиваются различные формы "народного капитализма", резко повышается уровень жизни и социальной защищенности людей.

С другой стороны, накопленные гигантские военные потенциалы достигли опасного уровня, который угрожает уже самому существованию человеческой цивилизации. Мировая общественная мысль поставила вопрос о необходимости качественно новой международной политики.

В этих условиях от правительства СССР требовалась принципиально новая политика. В стране на рубеже 50 - 60-х годов было создано индустриальное общество, объективно следующим этапом развития становился переход к постиндустриальному.

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Еще в начале 60-х годов правительство Н.С. Хрущева пришло к выводу о необходимости серьезных экономических реформ, готовились их проекты. Новое руководство попытку хозяйственных преобразований предприняло реформой 1965 г.

В марте 1965 г. были приняты важные решения по проблемам сельского хозяйства. Значительно выросли капиталовложения в производство и на социальные нужды села, повышены закупочные цены на плановую и особенно внеплановую продукцию, сами планы становились стабильными. Оплата колхозников по трудодням была заменена помесячной оплатой, они получили право на пенсию и гражданский паспорт. Эти меры положили конец дискриминации сельских жителей, значительно повысили их уровень жизни.

В сентябре началась реформа в промышленности. Были ликвидированы совнаркомы, восстановлены центральные министерства, созданы государственные комитеты. Сокращалось число директивно планируемых показателей, провозглашался хозрасчет, в распоряжении предприятий оставлялась часть дохода: для материального поощрения, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства. Это была попытка добиться стимулирования производства без изменения его основ. Реформа 1965 г. обеспечила усиление динамики экономического роста (повышение темпов прироста национального дохода, производительности труда в 1966 - 1970 гг.).

Но, не успев начаться, реформа стала выхолащиваться: предприятия не получили обещанных прав, сохранилось планирование по валу, фондовое распределение сырья и продукции. С 1970 г. эксперименты по использованию рыночных механизмов были прекращены. Консервативная тенденция одержала верх, тем более, что во главе ее стоял Л.И. Брежнев.

На высшем уровне принимались решения, нацеленные на развитие научно-технической революции, повышение эффективности производства и качества продукции, интеграцию науки и экономики. Но мировая экономика стремительно уходила вперед, а в нашей стране в результате отказа от действенной реформистской политики накапливались проблемы, преобладал экстенсивный путь развития.

Возможности советской экономической системы были явно исчерпаны: эффективность производства неуклонно снижалась, недостаточными были темпы роста национального дохода, качество продукции за редким исключением было таким, что она не пользовалось спросом даже на внутреннем рынке. При этом не удовлетворялись потребности населения в важнейших видах товаров и продуктов. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,8% в 1966 - 1970 гг. упали до 3,6% в 1981 - 1985 гг., а темпы роста производительности труда снизились с 6,8% до 3 %.

Если в 30 - 40-е годы главным объектом эксплуатации был аграрный сектор, то в 60 - 80-е - прежде всего природные ресурсы. Предоставленная ведомствам монополия на бесконтрольное и почти бесплатное использование лесных, водных и сырьевых богатств нанесла невосполнимый ущерб стране, стала одной из причин резкого обострения экологической ситуации. Этот же источник интенсивно использовался для пополнения государственного бюджета.

Неэффективной оказалась и система директивного планирования, показателем этого были "черные субботы", штурмовщина, корректировка планов и т.п.

Совершенно недостаточными были темпы развития научно-технического прогресса, без которого немыслим переход к постиндустриальному обществу. На рубеже 80-х годов непроизводительным ручным трудом было занято 40% рабочих промышленности, до 75% работников сельского хозяйства.

Несмотря на многомиллиардные вклады в сельское хозяйство , попытки реорганизации управления колхозным производством (создание производственных объединений, агропромышленных комплексов), к началу 80-х годов абсолютное большинство колхозов были нерентабельны. С начала 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали резко падать, страна столкнулась с серьезной нехваткой продовольствия. Это был заключительный акт в трагедии российского крестьянства, начавшейся в 20 - 30-е годы: "раскрестьянивание" было закончено, а массовая миграция из села в город привела к "вымиранию деревень".

Чуть ли не единственной отраслью экономики, усиленно наращивающей обороты развития, была оборонная промышленность. Перешагнув порог военно - стратегического паритета, СССР обогнал США по численности войск, количеству танков и артиллерии, числу носителей ядерного оружия, объему ядерных вооружений. Гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на экономику (по некоторым данным - 14% бюджета), создавала в ее структуре такие перекосы, на исправление которых нужны многие годы и огромные средства.

За все это время на высшем уровне не было принято ни одной конструктивной программы, способной кардинально изменить и прогнозировать экономическую ситуацию. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Мерилом экономических достижений страны, жизнеспособности внутренней политики, показателем благополучия общества является социальная сфера.

"Сосредоточение все больших сил и средств на решении задач, связанных с повышением благосостояния советских людей" объявлялось главной целью социальной политики, однако сложившаяся экономическая система и ее низкая эффективность не могли обеспечить ее выполнение: социальные программы финансировались по “остаточному” принципу.

Конечно, уровень жизни в стране за эти годы вырос значительно, особенно в аграрном секторе. Но необходимо учитывать, что потребности людей растут с развитием науки и техники, уровнем образования и культуры и т.д.; к тому же сравнение с развитыми странами по уровню жизни, социальной защищенности населения говорило о все большем отставании страны.

По всем параметрам личного потребления: структуре, качеству, ассортименту и доступности материальных благ СССР занимал в 1985 г. 77 место в мире, т.е. уступал не только странам Запада, но и многим странам "третьего мира". Все эти годы снижалась реальная заработная плата. С 1927 по 1985 гг. доля заработной платы в произведенной продукции снизилась с 58 до 36% (т.е. из произведенных 100 рублей продукции работники получали в качестве зарплаты только 36). Такая низкая доля оплаты труда никогда не регистрировалась в промышленно развитых странах, где она стабильно колеблется в пределах 65 - 75%.

Острейшей оставалась жилищная проблема , которая усугубляется огромным фондом старого жилья, не отвечающего элементарным потребностям людей (50% – не имеет канализации, водопровода, горячей воды, центрального отопления, телефона).

Общепризнанным достижением СССР являлось бесплатное медицинское обслуживание. Однако низкая материальная обеспеченность здравоохранения стала причиной его кризисного состояния. По доле расходов на медицину в начале 80-х годов СССР был в седьмом десятке из 126 стран (4% национального дохода). По сравнению с шестидесятыми годами многие показатели заболеваемости и смертности в стране ухудшились, что объясняется также длительным недопотреблением качественных продуктов, усилением действия "факторов риска": алкоголя, курения, загрязнения окружающей среды. Продолжительность жизни в стране в 1987 г. составляла 69 лет - это 35 место в мире.

С середины 70-х годов наметились признаки товарного голода и продовольственного кризиса : с прилавков большинства городов исчезли мясо, колбасные изделия, масло, яйца. На особом обеспечении продуктами и промышленными товарами находились столичные города, которые поневоле стали распределительными пунктами для всего Союза.

Накапливались проблемы в сфере межэтнических отношений . Интеграционные процессы в стране (единое экономическое и политическое пространство, массовая миграция населения, превращение практически всех регионов в многонациональные, культурная общность, широкое распространение русского языка и др.) не "отменяли" специфические региональные и этнические проблемы. Официальная пропаганда заявляла о полной решенности национального вопроса в СССР, о формировании новой исторической общности "советский народ", а в национальных регионах набирало силу стремление к экономической и политической самостоятельности, к реализации своих культурных, языковых, религиозных интересов. Распределение властных полномочий в пользу центра, ущемление самостоятельности регионов (не только национальных), приоритет интернациональных интересов в ущерб национальным в государственной политике приводило к замалчиванию и накапливанию противоречий в этой сфере. Формировались национальные движения, проводились массовые митинги и демонстрации (Фрунзе, Чимкент, Нальчик - 1967 г., Грозный - 1973 г., Вильнюс - 1977 г., Тбилиси - 1968, 1978 гг. и др.), которые подавлялись военной силой.

При всей сложности социальной ситуации в стране необходимо отметить, что это время было первым за всю историю Советской власти периодом стабильности: отсутствие крупных социальных потрясений, войн (до Афганистана), массовых репрессий. Устойчивости жизни способствовали и гарантированные социальные блага, а также идеологическая обработка населения, недоступность полной и правдивой информации о стране и мире.

Как уже отмечалось, основы политического строя оставались прежними, хотя он был явно "мягче", "либеральнее" сталинского правления. Вопросы укрепления и расширения советской демократии правящая партия объявила ключевыми в своей политике. Принятая в 1977 г. Конституция СССР утверждала полновластие Советов, закрепляла за ними функцию обеспечения экономического и социального развития, максимально полного представительства интересов всех классов, социальных слоев и групп, всех наций. Общесоюзные и республиканские органы общественных организаций получали право законодательной инициативы, повышались права трудовых коллективов. В Конституции закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе. Реальная власть в стране, по-прежнему, находилась в руках партии, а не Советов.

Победа консервативного политического курса проявилась и в постепенной негласной "реабилитации" Сталина и сталинизма, происходит своего рода откат к сталинской модели развития. Но в ней уже нет равного Сталину вождя и массовых репрессий (а, значит, и тотального страха), нет уже и беззаветной веры в идеалы коммунизма, что подрывало основы системы, приводило к социально-нравственной коррозии.

В непрерывной идеологической обработке населения преобладали догматические лозунги и теории, закрывались глаза на многочисленные проблемы, присутствовала и откровенная ложь. Провалилась попытка создать нового вождя в лице Л.И. Брежнева. Накапливались деформации и в нравственной сфере. В этих условиях был неизбежен рост проявлений социального протеста, в первую очередь, в среде интеллигенции. На его подавление была направлена мощь органов госбезопасности, использовались внесудебные формы преследования: ссылки, помещение в психиатрические лечебницы, высылка за рубеж и лишение советского гражданства. В судебном порядке подобные дела рассматривались как уголовные. Однако массового социального протеста в СССР не было, как не было и осознания серьезного кризиса.

Главной чертой советской внешней политики стала ее еще большая идеологизация . Суть ее выражена заявлением Л.И. Брежнева: "Внешняя политика Советского Союза была, есть и будет политикой социалистической, классовой, интернационалистской". Главная цель – обеспечение советскому народу “благоприятных внешнеполитических условий для успешного строительства коммунизма”.

Идеологи КПСС объявили мирное сосуществование новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом, не "отменялась" и идеологическая борьба между двумя системами. Определенная идеологизация внешней политики характерна и для стран Запада (политика "сдерживания коммунизма"). С другой стороны, и Восток, и Запад понимают, что гонка вооружений бессмыслена, ядерная война приведет к гибели человечества. Поиск выхода из этого глобального противоречия, на наш взгляд, объясняют неустойчивые отношения СССР с капиталистическим миром:

* жесткая конфронтация во второй половине 60-х годов,

* разрядка международной напряженности в 70-е годы,

* резкое ухудшение обстановки в конце 70-х - начале 80-х годов.

В период разрядки начинается процесс нормализации отношений между Востоком и Западом, заключается целая серия важнейших договоров, существенно понизивших уровень военной опасности и открывших возможности для расширения экономических, научно-технических и культурных контактов между ними. На протяжении 70-х годов активно проводились встречи на высшем уровне между СССР и Францией, ФРГ, Англией, Канадой и др. Особое значение имели регулярно проводившиеся с 1972 г. встречи Л.И.Брежнева с президентами США и заключение договоров между двумя странами. Только в 1972 - 1973 гг. было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. Важнейшими были "Основы взаимоотношений между СССР и США", зафиксировавшие необходимость политики мирного сосуществования и обязательство обеих сторон предотвратить возникновение ядерной войны; договоры по снижению военной опасности и ограничению стратегических вооружений, об ограничении противоракетной обороны, исходивший из принципа одинаковой безопасности сторон. С 1973 г. возобновились переговоры между НАТО и ОВД о сокращении вооруженных сил в Европе.

Кульминацией усилий многих государств по укреплению мира явилась работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 - 1975 гг.) . Заключительный акт СБСЕ, подписанный 33 европейскими государствами, США и Канадой 1 августа 1975 г., подвел черту под второй мировой войной, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. Основополагающими принципами взаимоотношений между государствами были признаны принципы мирного сосуществования, страны приняли обязательства по защите прав человека, свободе информации и передвижения.

Но период разрядки оказался недолгим, а политика непрочной в силу обстоятельств, о которых говорилось выше. Поворотными были: решение стран ОВД (1976 г.), а затем НАТО (1979 г.) о размещении ракет средней дальности в Европе; ввод советских войск в Афганистан (1979 г.), положивший начало десятилетней войне и расцененный в мире как акт советской экспансии. "Холодная война" возобновилась, что привело к резкому обострению международной ситуации. По оценке Ю.В. Андропова (1983 г.), международная обстановка для СССР была самой тяжелой и неблагоприятной со времени окончания второй мировой войны.

Несомненно, приоритетным направлением внешней политики СССР было укрепление мировой социалистической системы. Продолжался начатый еще в 50-е годы процесс политической, военной и экономической интеграции стран Восточной Европы (через ОВД, СЭВ, создание межгосударственных учреждений), который обеспечивал усиление позиций СССР, но существенно ограничивал суверенитет этих государств. Ограничение суверенитета социалистических стран в полной мере проявилось в событиях 1968 г. в Чехословакии, когда войска пяти стран ОВД подавили начавшиеся в ней реформы. Серьезным кризисом было обострение ситуации в Польше в 1980 г., который удалось преодолеть введением в стране военного положения. Нарастала нестабильность социалистической системы, усиливались центробежные тенденции, особенно в странах Восточной Европы.

Огромные финансовые и материальные затраты для поддержки дружественных сил и режимов в странах "третьего мира", участие СССР в военных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия), открытая агрессия против Афганистана существенно осложняли как внутреннюю ситуацию в стране, так и международную обстановку.

Сложнейшая для страны международная обстановка в начале 80-х годов, нарастание социально-экономического отставания СССР требовали от правительства более действенной, реформистской политики. Попытки Ю.В. Андропова (1982-1984 гг.) чисто внешними, милицейскими мерами "навести порядок", хотя и пользовались сочувствием в обществе, закончились безрезультатно. Сменивший его К.У. Черненко (1984-1985 гг.) продолжил консервативную политику. Но общество не может развиваться, не решая эффективно и своевременно назревающие проблемы. Потребность в качественно новой политике, необходимость реформирования советской системы становились все более очевидными и для власти, и для общества.

От оттепели к эпохе застоя

Один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде . Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.


В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.


Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды , журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.


Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


В многие крупные города имели собственные Дома моделей . Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.



Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве . В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».



Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L"Officiel», «Elle», «l"art et la mode» и др.

Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые . Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ , который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми . Также удержать статус помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – , а в 1965-ом – тонкий нейлоновый телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». , открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в . Несмотря на то, что стиль , популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья . В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими , также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды . В 1959 году Карден предложил свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля « ».

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль . Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.

Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался . Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал . Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях , L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных . В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие , горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и в стиле 60-х представили , Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, .

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Marc by и . Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и . Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов и Marc Jacobs, а для – прически в стиле .

В результате внутрипартийной борьбы в 1957 г. Н.С. Хрущев занял должность Председателя Совета министров. Став главой партии и руководителем правительства, он сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения.
Была прекращена подготовка к процессам над «врагами народа» (дело врачей, ленинградское дело). Ликвидирован ГУЛАГ. МГБ переименован в Комитет Государственной безопасности при Совмине СССР. Началась реабилитация жертв репрессий, пересмотрено 16 тыс. дел. За фальсификацию преданы суду некоторые руководители органов безопасности. В печати началась критика политики Сталина.
На 20-м съезде КПСС в феврале 1956 г. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались сведения о массовых репрессиях 30-40 гг. Их причины связывались с отступлениями от марксистского понимания роли личности в истории и с амбициозным характером Сталина.

Духовная атмосфера первой половины 60-х гг. продолжала в целом быть атмосферой «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Именно этими принципами и надеждами определялся духовный облик поколения шестидесятников.

В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, М.М. Зощенко, стало возможным изучать творчество В. Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова, слушать не звучавшие ранее произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. Были опубликованы «Русский лес» Л.М. Леонова, «Не хлебом единым» В.В. Дудинцева, «Искатели» Д.А. Гранина, «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова, «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Значительным явлением литературной и политической жизни стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король» и др.) вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М.К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского, песни Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого.

В декабре 1958 года был совершен переход от обязательного семилетнего к восьмилетнему образованию. Среднее образование можно было получить или в школе, или в системе начально-профессионального образования (СПТУ), или в вечерних школах рабочей молодежи без отрыва от производства. Поступление в ВУЗ зависело от рабочего стажа и рекомендации предприятия. Расширена система вечернего и заочного высшего образования, но она была малоэффективна. Большинство выпускников ВУЗов стремилось осесть в крупных городах. Поэтому получило распространение система распределения выпускников на предприятия с обязательным сроком отработки.

В 60-е годы продолжались активные исследования в области ядерной физики и освоения космоса. В 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. После долгого перерыва возобновились исследования в области генетики и генной инженерии. Однако правительство основное внимание уделяло развитию военно-промышленного комплекса (ВПК), где были сосредоточены основные научные и финансовые силы страны. Программа мирного освоения атомной энергии была вспомогательной к программе по разработке атомного вооружения.

Эпоху 1960-х называют временем «секса, наркотиков и рок-н-ролла». В это время еще плохо представляют последствия наркомании, а изобретение «пилюли» дает женщине свободу в сексе, контроль за деторождаемостью. С одной стороны наблюдается экономический подъем, Ю Гагарин летит в космос, что способствует развитию космического стиля в дизайне и моде. В тоже время это время строительства берлинской стены, распада колониальной системы в Африке, войны в Корее.

Как написал Джереми Паскаль в иллюстрированной энциклопедии рок-музыке, если раньше молодежь воспринимали как детей-переростков или взрослых-недоростков, то в 1950-е молодежь обретает собственную культуру. Появляется молодежная культура, молодежная музыка и мода. Бриджит Бардо и Одри Хепберн становятся кумирами части молодежи.

Автомобильный бум породило явление «драйв-ин» (кафе, обслуживающие людей в автомобилях), что сильно повлияло на дизайн 50-х. Использование хромированных деталей, напоминающих автомобильные, четкость линий - чистый функционализм подведет к созданию нового стиля. «Американский стиль» в дизайне так же продвигал идею жизни сегодня. Яркие вещи, хром, дешевый пластик, одноразовая посуда позволяли быть современной за небольшие деньги.

Вместе с кинозвездами на умы молодежи влияют музыканты - Биттлз, Мик Джаггер, появляются молодежные журналы, идет образовательный бум. Одна часть молодежи продолжает тратить деньги на удовольствия, а другая проникается левыми идеями. Ф. Кастро, Че Геварра становятся идеалами для многих. Как альтернатива развитию западного буржуазного общества потребления видится восточная философия, наследие древних культур, возвращение к природе. В это время формируются и контр культурные молодежные субкультуры. Война в Корее (1950-1953) активизировало недовольство молодежью существующим порядком.

Желание отличатся от взрослых характерно для большинства молодежных субкультур, одежда становиться и показателем культурных и политических пристрастий.

Еще в 1950-х экзистеаналисты, Ж.П. Сартр, А. Камю, С. Де Бовуар демонстрируют свою оппозицию обществу, в том числе и внешним видом. Среди интеллектуальной молодежи символом не похожести на буржуа, становиться черный свитер «черный пул» , в сочетании с черной юбкой или брюками. Такой костюм, в отличие от официальной моды не подчеркивает, а нивелирует социальные и половые различия, становиться символом равенства всех людей.

Битники в США (Д. Керруак, У. Берроуз, А. Гинзбур) вводят термин «хип» (от джазового понятия терпимость), под влиянием восточной философии. Битники видят жизненный путь человека как дорогу. Их костюм включал джинсы, армейские рубашки, надеваемые без галстука, символа респектабельности. Фильм «Беспечный ездок» с Д. Хоппером и Г. Фордом становиться идеологическим манифестом битников, образцом для подражания, в том числе и в костюме.

Хипстеры были наследниками «зут», и возникли изначально в джазовой тусовке. Их внешний вид отличался яркостью костюмов, использованием необычных тканей, блестящего декора. К хипстерам принято относить музыканта Чарли Паркера.

Тедди-бой (тедди), появившиеся в Англии стали одним из первых интернациональных движений. Не всем хватало экономического чуда, кто-то обедает в ресторане и ездит на собственном авто, а кто-то ходит в закусочную, добираясь туда на мотороллере. И в среде рабочих зарождается стиль «неоэдвардианские джентльмены» (Тедди это уменьшительное сокращение от имени Эдуарда VII). Парадокс, рабочие одеваются с шиком и элегантностью, скрывая свое происхождение.

Узкие брюки, очень узкие пиджаки, с бархатными лацканами, набриолиненные коки на голове, ботинки на микропорке. Брюки носят короткие, из-под них виднелись носки. Популярны ткани в клетку, иногда включая носки и рубашку. Цветовая гамма была серо-бежево-коричнево-черная. Кумиром этих ребят был Элвис Пресли и Рок-н-ролл, в США появляется собственный вариант тедди - рокабильщики. В 60-х кумиром станут «The Beatles». В СССР появляются стиляги, как обзывает отечественных тедди журнал «Крокодил», и штатники.

Байкерами в 1950-е называли гонщиков на мотоциклах. Джеймс Дин, Марлон Брандо в фильмах «Дикарь» и «Трамвай желаний» демонстрируют и пропагандируют одежду, которая приходится по душе байкерам. Кожаные куртки с косой, армейской застежкой для удобства, футболки, джинсы на бедрах становится их своеобразной униформой. Кроме армейского стиля они заимствуют и ковбоев - джинсы и ковбойские сапоги, казаки.

В 1960-е появляются новые молодежные субкультуры, часть из которых продолжали традиции 1950-х.

Моды (модернисты) (слушают не Э. Пресли, а джаз М. Девиса, «The Who»). Считается, что зародилось оно в Италии, откликаясь на кинематограф, подобные группы были и во Франции, увлеченные кинематографом французской новой волны (Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар). В это время выходят фильмы «Римские каникулы» и «Dolce Vita», герои в них носили пиджаки три пуговицы (в жизни обычно носили на две или одну), брюки были достаточно узкие, узкими были и носы обуви. Свои деньги моды тратят в бутиках на Карнаби стрит, часто тратя там вся зарплату и имея в гардеробе всего один костюм.

Их можно назвать минималистами в моде, и в какой-то мере наследниками денди. Лозунг «Меньше, значит лучше» выдвинутый в XIX веке для модов был принципом жизни. В последствии минимализм в моде 1990-х много что позаимствует от модов. Модным средством передвижения стали мотороллеры.

В 1962 году «The Beatles» одеваются в таком стиле. Стиль «mods» докатился до элитных кругов и был воспринят дизайнерами одежды. В 1959 году П. Карден предлагает узкие вельветовые пиджаки с круглым вырезом, жакеты «Неру» со стойкой, узкие брюки.

Рокеры были врагами модов, считали, что те выглядят слишком женственно, и не уважают их космополитизм. Рокерами их обозвали сами моды, назвав так байкеров, слушающих рок музыку. В 1964 году в Брайтоне состоялась известная битва модов и байкеров. По сравнению с байкерами, рокеры используют больше деталей в костюме - кожаные шипы, нашивки, надписи, кулоны, подвески. Соответственно оформлены и их мотоциклы. Рокеры выступают за мужскую брутальность, патриотизм.

Скинхеды появились как движение классовое, а не национальное. Их врагами были буржуа, которые ущемляют рабочих, националистами они станут позже, в 1970-е годы. Естественно, скинхеды не любят модов за предательство своего класса. В костюме скинхеды подчеркивают свое рабочее происхождение - «донки», куртки докеров, пальто или полупальто из грубой шерсти с кожаной кокеткой, грубые брюки, длинные широкие пиджаки, тяжелые докерские ботинки. «Кожеголовыми», так переводится «скинхеды» их назвали немодные короткие стрижки.

В последствии стили уличной моды станут основным источником вдохновения для модельеров, но пока официальная мода не видит этих изменений, а попытка Ив сен Лорана создать коллекцию «Битник» провалилась. На подиумах, как и в светских гостиных, царят этикет, длинные перчатки.

В результате модный Париж в 1960-е начинает отставать от «свингующего» Лондона, где начинают создавать одежду для молодежи, на Кингл роуд и Карнаби стрит открываются бутики современной одежды.