Нарицательные и собственные имена существительные. Конспект урока "имена существительные собственные и нарицательные". Имена нарицательные VS онимы

Довольно часто ученики спрашивают: "Что такое нарицательное и собственное имя?" Несмотря на всю простоту вопроса, не все знают определение этих терминов и правила написания подобных слов. Давайте разберемся. Ведь на самом деле, все предельно просто и ясно.

Имя нарицательное

Наиболее значительный пласт существительных составляют Они обозначают названия класса предметов или явлений, обладающих рядом признаков, по которым их можно отнести к указанному классу. К примеру, имена нарицательные - это: кошка, стол, угол, река, девочка. Они не называют какой-то конкретный предмет или человека, животное, а обозначают целый класс. Используя эти слова, мы подразумевает любую кошку или собаку, любой стол. Такие существительные пишутся с маленькой буквы.

В лингвистике имена нарицательные также называют апеллятивами.

Имя собственное

В отличие от нарицательных, составляют незначительный пласт существительных. Эти слова или словосочетания обозначают определенный и конкретный предмет, существующий в единственном экземпляре. К именам собственным относятся имена людей, клички животных, названия городов, рек, улиц, стран. Например: Волга, Ольга, Россия, Дунай. Они всегда пишутся с прописной буквы и указывают на определенное лицо или единичный предмет.

Изучением имен собственных занимается наука ономастика.

Ономастика

Итак, что такое нарицательное и собственное имя, мы разобрали. Теперь поговорим об ономастике - науке, которая занимается изучением имен собственных. При этом рассматриваются не только имена, но и история их возникновения, то, как они видоизменялись со временем.

Ученые-ономасты выделяют несколько направлений в этой науке. Так, изучением имен людей занимается антропонимика, названием народов - этнонимика. Космонимика и астронимика изучают наименования звезд и планет. Клички животных исследует зоонимика. Теонимика занимается именами богов.

Это один из наиболее перспективных разделов в лингвистике. До сих пор ведутся исследования по ономастике, издаются статьи, проводятся конференции.

Переход имен нарицательных в собственные, и наоборот

Имя нарицательное и собственное могут переходить из одной группы в другую. Довольно часто происходит так, что имя нарицательное становится собственным.

К примеру, если человека называют именем, которое ранее входило в класс нарицательных, оно становится собственным. Яркий пример такого превращения - имена Вера, Любовь, Надежда. Раньше они были нарицательными.

Фамилии, образованные от нарицательных имен, также переходят в разряд антропонимов. Так, можно выделить фамилии Кот, Капуста и многие другие.

Что касается имен собственных, то и они довольно часто переходят в другой разряд. Нередко это касается фамилий людей. Многие изобретения носят фамилии своих авторов, иногда имена ученых присваиваются открытым ими величинам или явлениям. Так, нам известны единицы измерения ампер и ньютон.

Имена героев произведений могут стать нарицательными. Так, имена Дон Кихот, Обломов, дядя Степа стали обозначением определенных черт внешности или характера, свойственных людям. Имена и фамилии исторических личностей и знаменитостей также могут использоваться в качестве нарицательных, к примеру, Шумахер и Наполеон.

В таких случаях нужно уточнять, что именно адресант имеет в виду, чтобы не допустить ошибок при записи слова. Но зачастую можно из контекста. Думаем, вы поняли, что такое имя нарицательное и собственное. Примеры, которые мы привели, довольно ярко это отображают.

Правила написания имен собственных

Как вы знаете, все части речи подчиняются правилам правописания. Имена существительные - нарицательное и собственное - также не стали исключением. Запомните несколько простых правил, которые помогут вам не допускать досадных ошибок в дальнейшем.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы, к примеру: Иван, Гоголь, Екатерина Великая.
  2. Прозвища людей также пишутся с большой буквы, но без употребления кавычек.
  3. Имена собственные, употребляемые в значении имен нарицательных, пишутся с маленькой буквы: донкихот, донжуан.
  4. Если рядом с именем собственным стоят служебные слова или родовые названия (мыс, город), то они пишутся с маленькой буквы: река Волга, озеро Байкал, улица Горького.
  5. Если имя собственное - название газеты, кафе, книги, то оно берется в кавычки. При этом первое слово пишется с прописной буквы, остальные, если они не относятся к именам собственным, пишутся с маленькой: "Мастер и Маргарита", "Русская правда".
  6. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы.

Как видите, довольно простые правила. Многие из них известны нам еще с детства.

Подведем итоги

Все имена существительные делятся на два больших класса - имена собственные и нарицательные. Первых намного меньше, чем вторых. Слова могут переходить из одного класса в другой, приобретая при этом новое значение. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Нарицательные же - с маленькой.

Множество существительных, обозначающих лица, предметы и явления, принято классифицировать в соответствии с объектом именования - так появилось разделение на имя нарицательное и имя собственное.

Имена нарицательные VS онимы

Нарицательные существительные (иначе - апеллятивы) именуют объекты, которые обладают неким общим комплексом признаков и принадлежат к тому или иному классу предметов или явлений. Например: мальчик, персик, осетр, встреча, траур, плюрализм, восстание.

Имена собственные, или онимы, называют единичные объекты либо отдельных лиц, например: писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин , город Ессентуки , картина «Девочка с персиками », телецентр «Останкино ».

Имена собственные и имена нарицательные, примеры которых мы привели выше, традиционно противопоставляются друг другу, так как обладают различным значением и не совпадают в сфере своего функционирования.

Типология нарицательных имен

Имя нарицательное в русском языке образует особые лексико-грамматические разряды, слова в которых сгруппированы в зависимости от типа объекта именования:

1. Конкретные имена (их еще называют "конкретно-предметными") служат именованиями лиц, живых существ, предметов. Эти слова изменяются по числам и сочетаются с количественными числительными: учитель - учителя - первый учитель; птенец - птенцы; кубик - кубики.

2. Отвлечённые, или абстрактные, существительные именуют состояние, признак, действие, результат: успех, надежда, творчество, заслуга.

3. Вещественные, или материальные, существительные (их также называют "конкретно-вещественными") - конкретные по семантике слова, именующие определенные вещества. Эти слова чаще всего не имеют соотносительной формы множественного числа. Существуют следующие группы вещественных существительных: номинации продуктов питания (масло, сахар, чай ), наименования лекарственных препаратов (йод, стрептоцид ), названия химических веществ (фтор, бериллий ), минералов и металлов (калий, магний, железо ), других веществ (щебень, снег ). Такие имена нарицательные, примеры которых приведены выше, могут быть употреблены в форме множественного числа. Это уместно, если речь идет о видах и сортах какого-либо вещества: вина, сыры ; о пространстве, которое заполнено этим веществом: пески Сахары, нейтральные воды .

4.Собирательные существительные именуют некую совокупность однородных предметов, единство лиц или других живых существ: листва, студенчество, дворянство.

«Сдвиги» в значении нарицательных имен

Иногда имя нарицательное заключает в своем значении указание не только на определенный класс предметов, но и на какой-нибудь вполне определенный предмет внутри своего класса. Это происходит, если:

  • Игнорируются индивидуальные признаки предмета как таковые: например, существует народная примета «Убьешь паука - сорок грехов простится », причем в данном контексте имеется в виду не какой-то определенный паук, а совершенно любой.
  • В описываемой ситуации имеется в виду один определенный предмет данного класса: например, «Приходи, посидим на лавочке » - собеседники знают, где именно находится место встречи.
  • Индивидуальные признаки объекта можно описать поясняющими определениями: например: «Я не могу позабыть чудесный день нашего знакомства », - говорящим выделяется конкретный день среди череды других дней.

Переход существительных из онимов в апеллятивы

Отдельные имена собственные иногда используют для того, чтобы обобщенно обозначить ряд однородных объектов, тогда они переходят в имена нарицательные. Примеры: держиморда, донжуан; торт наполеон; кольт, маузер, наган; ом, ампер.

Имена собственные, которые перешли в разряд апеллятивов, называют эпонимами. В современной речи обычно их используют для того, чтобы шутливо или уничижительно высказаться о ком-либо: эскулап (доктор), пеле (футбольный игрок), шумахер (гонщик, любитель быстрой езды).

Имя существительное одушевленное нарицательное может также стать эпонимом, если так называют какой-либо продукт, заведение: конфеты «Мишка на севере », масло «Кубанская буренка », ресторан «Сенатор ».

Номенклатурные единицы и товарные знаки-эпонимы

К классу эпонимов также относят любое собственное имя предмета или явления, которое начинает использоваться в качестве нарицательного для всего класса аналогичных объектов. Примером эпонимов могут служить такие слова, как "памперс", "тампакс", "ксерокс" , в современной речи используемые как имя нарицательное.

Переход собственного именования товарного знака в разряд эпонимов нивелирует ценность и уникальность в восприятии марки производителя. Так, американская корпорация Xerox , впервые в 1947 году представившая миру аппарат для копирования документов, «вытравила» из английского языка нарицательное xerox , заменив его на photocopier и photocopy . В русском языке слова "ксерокс, ксерокопирование, ксерокопии" и даже "ксерить" оказались более живучи, так как не существует более подходящего слова; "фотокопия" и его производные- не слишком удачные варианты.

Аналогичная ситуация с продуктом американской транснациональной компании Procter & Gamble - подгузниками Pampers . Любые подгузники иной фирмы с аналогичными влагопоглощающими качествами называют памперсами .

Правописание собственных и нарицательных имен

Имя нарицательное правило, регламентирующее орфографическую норму в русском языке, рекомендует писать со строчной буквы: малыш, кузнечик, мечта, достаток, секуляризация.

Онимы также имеют свою систему правописания, впрочем, несложную:

Обычно эти существительные пишутся с заглавной буквы: Татьяна Ларина, Париж, улица Академика Королева, пес Шарик.

При употреблении с родовым словом оним образует собственное название, обозначающее имя торговой марки, мероприятия, заведения, предприятия и т. д.; такое именование пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки: метро «ВДНХ», мюзикл «Чикаго», роман «Евгений Онегин», премия «Русский Букер».

Открытый урок, 2 класс. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Цель : познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.

Ход урока

I Организация начала урока
- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
На следующем слайде вы видите слова: Амина, София, Тимур, Мурад, Шарик, Бобик, Хасавюрт, Махачкала, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро.
-выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
-Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде:
Распределите слова по группам:
Ася, Руслановна, Амир, ученик, Алиева, Алиевич, Гаджиев, дом,.
имя отчество фамилия

Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
(на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

-С какой буквы они пишутся?
-А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка.
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Хасавюрт.
Слайд

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.Уроженцами Хасавюрта являются многие знаменитые спортсмены, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, Артур Бетербиев, братья Мавлети Адам Батиров, Махач Муртазалиев.
Достопримечательностями города являются храм Знамения Божьей Матери на ул. Орджоникидзе, до недавнего времени - крупнейший православный храм на Северном Кавказе. В Хасавюрте также имеется большая мечеть. Построен Исламский университет имени Саитбега Даитова.
В центре Хасавюрта Дылымского кольца имеется памятник, посвящённый Герою Советского Союза Э. Б. Джумагулову.

Поэт Григорий Афанасьевич Симаков волею судеб приехал в Дагестан в 1986 году. Два года своей жизни он отдал г. Хасавюрту, где и начал печататься в городской газете «Дружба». Самым первым его опубликованным поэтическим произведением стали стихи о Хасавюрте.

Я изъездил почти всю Россию,
Но всегда мой кончается путь
В моём городе светло-синем,
Под названием Хасавюрт.

Здесь живут люди с добрым сердцем,
Словно братья, одной семьёй.
Украинцы, кумыки, чеченцы.
Всем ты Родиной стал город мой.

Ты домами к солнышку тянешься.
Как цветущий сиреневый куст
И делами своими ты славишься.
О тебе люди песни поют.

Над тобой небо синее, синее.
Над тобой зори маком цветут.
Для меня нет на свете красивее
И милее тебя Хасавюрт.

Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди.В центре Хасавюрта имеется памятник, посвященный Герою Советского Союза___________________.

Слова для справок: Хасавюрт, Ярыксу, Джумагулову.

Какой у вас получился рассказ? (слайд)
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило по выбору,Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.
МОЛОДЦЫ!

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :



3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока:

Имена собственные и нарицательные

Учитель начальных классов

Шайдуллина В.И.

г. Нижнекамск, 2012-2013 учебный год

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Я- маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он?

Дети открывают глаза.

  1. Актуализация знаний.

1.Минута чистописания.

Откройте тетради. Напишите число, классная работа.

Классная работа.

Чч Цц Щщ Хх

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)

Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.

Прочитайте предложение.

Какие орфограммы встретились в этих словах.

2. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)

Назовите их. (Е А О Я И)

- Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

- Запишите слова в тетрадь.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:

- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.

- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.

А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.

А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.

Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Азалия, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Азалии)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»

- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?

- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

Игра «Лови ошибку» (работа в парах)

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Использование терминологии при определении частей речи и их разновидностей - дело обычное для филологов. Для простого человека зачастую всякие мудрёные названия кажутся чем-то неясным и сложным. Многим школьникам не даются отвлечённые термины, обозначающие разновидности частей речи, и они обращаются за помощью к родителям. Взрослым приходится снова заглядывать в учебники или искать информацию в Интернете.

Сегодня мы попытаемся простым и понятным русским языком рассказать о том, что такое собственные и нарицательные имена существительные, чем они отличаются, как их найти и правильно употребить в речи и в тексте.

Что за часть речи?

Прежде чем определить часть речи в русском языке, нужно правильно задать к слову вопрос и определить, что оно обозначает. Если к слову, которое вы выбрали, подходят вопросы «кто?» или «что?», а обозначает оно предмет, то оно является именем существительным. Эту простую истину усваивают легко даже школьники, помнят многие взрослые. А вот вопросом о том, собственное или нарицательное существительное перед вами, уже можно поставить человека в тупик. Попробуем разобраться, что обозначают эти лингвистические определения.

Ответ в значении

Все слова, принадлежащие к рассматриваемой нами части речи, делятся на несколько видов и разрядов по разным признакам. Одна из классификаций - это деление на собственные и нарицательные имена существительные. Различать их не так уж сложно, нужно только разобраться в значении слова. Если называется отдельное конкретное лицо или какой-то единичный предмет, то оно является собственным, а если значение слова указывает на общее название многих похожих предметов, лиц или явлений, то перед вами нарицательное существительное.

Поясним это примерами. Слово «Александра» является собственным, потому что обозначает имя отдельного человека. Слова «девочка, девушка, женщина» - нарицательные имена существительные, потому что они представляют собой общее название для всех лиц женского пола. Разница становится понятна, а кроется она в значении.

Имена и клички

Принято причислять к собственным именам существительным несколько групп слов.

Первую составляют имя, отчество и фамилия человека, а также его прозвище или псевдоним. Сюда же входят кошачьи, собачьи и клички других животных. Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Мурка, Пушинка, Шарик, Дружок - эти имена выделяют одно конкретное существо среди других, себе подобных. Если к этим же объектам подобрать нарицательное существительное, то можно сказать: поэт, кошка, собака.

Названия на карте

Вторую группу слов составляют наименования различных географических объектов. Приведём примеры: Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Нева, Волга, Рейн, Россия, Франция, Норвегия, Европа, Африка, Австралия. Для сравнения приведём и нарицательное существительное, соответствующее приведённым названиям: город, река, страна, континент.

Космические объекты

В третью группу входят различные астрономические названия. Это, например, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Меркурий, Солнечная система, Млечный путь. Каждое из приведённых названий - имя собственное, и к нему можно подобрать обобщённое по смыслу нарицательное существительное. Примеры названных объектов соотносятся со словами планета, галактика.

Названия и бренды

Ещё одной группой слов, которые относятся к собственным, являются различные названия чего-либо - магазинов, кафе, литературных произведений, картин, журналов, газет и так далее. В словосочетании "магазин «Магнит»" первое - нарицательное существительное, а второе - собственное. Приведём ещё подобные примеры: кафе «Шоколадница», роман «Война и мир», картина «Водоём», журнал «Мурзилка», газета «Аргументы и факты», парусник «Седов», завод «Бабаевский», газовая плита «Гефест», система «Консультант Плюс», вино «Шардоне», торт «Наполеон», партия «Единая Россия», премия «Ника», шоколад «Алёнка», самолёт «Руслан».

Особенности правописания

Поскольку собственные имена указывают на конкретный единичный предмет, отмечая его из всех других подобных, они и на письме также выделяются - пишутся с заглавной буквы. Дети усваивают это ещё в самом начале обучения в школе: фамилии, имена, отчества, обозначения на карте, клички животных, другие названия чего-либо пишутся с большой буквы. Примеры: Николай Васильевич Гоголь, Ванька, Иван Калита, Челябинск, Новосибирск, Новгород, Ангара, Кипр, Турция, Австралия, Жучка, Пушок, Мурзик.

Есть ещё одна особенность написания собственных имён существительных, она касается названий заводов, фирм, предприятий, кораблей, периодических изданий (газет и журналов), произведений искусства и литературы, художественных, документальных и прочих кинофильмов, спектаклей, машин, напитков, сигарет и прочих подобных слов. Такие названия пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. В филологической науке они называются собственными наименованиями. Примеры: автомобиль «Нива», газета «Московский комсомолец», радио «Маяк», поэма «Руслан и Людмила», духи «Шанель», журнал «За рулём», сигареты «Тройка», напиток «Фанта», издательство «Просвещение», группа «Абба», фестиваль «Кинотавр».

С заглавной буквы начинается имя собственное, со строчной - нарицательное существительное. Это несложное правило часто помогает человеку при определении норм правописания. Запоминают это правило легко, но иногда встречаются трудности. Как известно, русский язык богат своими исключениями к каждому правилу. В школьную программу такие сложные случаи не включаются, а потому в заданиях учебника по русскому языку даже младшие школьники без труда по первой букве в слове определяют, собственное или нарицательное существительное перед ними.

Переход имени собственного в нарицательное и наоборот

Как уже было отмечено выше, нарицательное существительное - это обобщённые названия чего-либо. Но русский язык - живая изменяющаяся система, и иногда в ней происходят различные трансформации и изменения: иногда нарицательные существительные становятся собственными. Например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы. Общечеловеческие ценности, обозначенные нарицательными именами существительными любовь, вера и надежда, уже давно стали женскими именами - Вера, Надежда, Любовь. Таким же образом возникают некоторые клички животных и другие названия: Шарик, Снежок и т. д.

Происходит в русском языке и обратный процесс, когда собственные существительные становятся нарицательными. Так, от собственного имени итальянского физика Вольта была названа единица электрического напряжения - вольт. Имя мастера музыкальных инструментов Сакс стало нарицательным существительным «саксофон». Голландский город Брюгге дал название слову "брюки". Имена великих оружейников - Маузер, Кольт, Наган - стали названиями пистолетов. И таких примеров в языке существует немало.