Искусство ораторской речи. Предмет, функции и законы ораторского искусства. Особенности подготовки судебной речи

  • Деньги в рамках единовременной выплаты можно тратить на любые семейные нужды без какого-либо отчета или контроля использования со стороны уполномоченных органов.
  • Подлежащая выплате сумма может быть уменьшена , если в остатке по сертификату на маткапитал значится сумма менее требуемых 20000.

Такая возможность появилась в мая 2015 года благодаря Федеральному закону № 88-ФЗ от 20.04.2015 «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала». Перечень документов, необходимых для ее оформления, и правила подачи заявления приведены в Приказе Минтруда № 251н от 27.04.2015 г.

Ниже приводятся основные правила, в соответствии с которыми предоставляется выплата:

  1. Право на антикризисную меру господдержки получают те, кто родил или усыновил второго или последующего ребенка в срок до 31.12.2015 г.
  2. Обратиться с заявлением можно в территориальное отделение ПФР и многофункциональный центр (МФЦ) до 31.03.2016 г.
  3. Для подачи заявления не нужно дожидаться трехлетия ребенка .
  4. Получить выплату можно лишь один раз .
  5. Деньги переводятся безналично на банковский счет владельца сертификата.

Маткапитал на покупку жилья

Для большинства российских семей с детьми острую актуальность имеет жилищных вопрос. Поэтому не удивительно, что более 90% получателей материнского капитала полностью или частично используют средства сертификата на .

Под этим понятием фигурирует покупка квартир, приобретение или строительство индивидуальных домов - как с использованием сторонних (кредитных) средств, так и за счет собственных средств (по договору купли-продажи).

На вопрос, можно ли купить квартиру на материнский капитал , законодательство отвечает однозначно: можно. - наиболее простой способ вложить средства в жилье. При этом возможно заключение любого договора, который не противоречит закону.

Сделка в общем случае происходит следующим образом:

  • находится продавец, жилой объект, определяется его согласованная цена;
  • заключается договор купли-продажи с отсрочкой платежа;
  • пишется заявление в ПФР на перечисление денег на счет продавца;
  • если стоимость объекта больше, чем , покупатель передает продавцу разницу между этими суммами (из личных средств);
  • в течение двух месяцев ПФР переводит деньги согласно поданному заявлению.

Средства по сертификату можно использовать и на услуги, косвенно касающиеся учебы (полный перечень установлен Правительством РФ). Например, за счет материнского капитала разрешается оплачивать общежитие и коммунальные услуги в нем, но нельзя тратить эти деньги на питание.

Другие возможности использования маткапитала для ребенка:

  • оплата спортивных секций;
  • музыкальной или художественной школы;
  • языковых курсов.

Оплата детского сада

Возможность использовать средства из маткапитала на оплату детсада появилась после принятия Постановления Правительства № 926 от 24.12.2007 г. и Постановления Правительства РФ № 931 от 14.11.2011. Деньги будут переведены на счет государственного или частного детсада при выполнении таких условий:

  • садик имеет лицензию на осуществление дошкольной образовательной деятельности;
  • находится на территории РФ ;
  • между ним и родителями заключен договор по соответствующей форме;
  • оплата производится только за содержание ребенка (услуги по присмотру и уходу).

Полностью оплатить детсад, даже государственный, за счет семейного капитала не получится . Под содержанием ребенка подразумеваются питание, воспитание, социализация и обеспечение необходимых гигиенических норм. В этот список не входят образовательные услуги, оплата работы педагогов, платные кружки и секции.

Как уже говорилось, деньги из семейного капитала, за небольшим исключением, можно использовать только после 3-летия ребенка . То есть ясли получится оплатить только младшему из детей, но только спустя три года - то есть уже не тому, благодаря кому у семьи появилось право на маткапитал.

Маткапитал на пенсию мамы

Согласно ст. 12 закона о маткапитале , средства по сертификату полностью или частично можно использовать на формирование накопительной части пенсии матери в государственном или негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Высказывается мнение, что такое вложение будет выгодным для женщины, ведь ее трехлетний уход за несколькими детьми зачастую не полностью засчитывается в трудовой стаж.

  • Женщина, написавшая , до выхода на пенсию может передумать и перенаправить средства на другие цели (отозвать их).
  • Закон также предусматривает, что владелица сертификата, не осуществившая волеизъявление в отношении материнского капитала или его части, может впоследствии учесть эти деньги в составе пенсионных накоплений непосредственно при выходе на пенсию .

В соответствии с пенсионным законодательством в будущем средства, направленные на пенсию матери, можно будет получить:

  • в виде срочной пенсионной выплаты (на срок не менее 10 лет);
  • в качестве единовременной выплаты ;
  • в виде бессрочных пожизненных платежей .

Если владелица пенсионных накоплений не доживет до пенсии, вклад за счет маткапитала могут унаследовать отец ребенка, давшего право на государственную помощь семье, или дети женщины.

Этот вариант расходования средств из господдержки семье наименее популярен (менее 1% из всех случаев). Люди не доверяют целевому расходованию средств спустя длительный промежуток времени, ведь деньги могут существенно обесцениться.

На что нельзя потратить средства по сертификату?

Варианты целевого расходования средств из материнского капитала перечислены в статьях Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ». В актуальной редакции документа всегда можно ознакомиться с возможностями, доступными для владельцев сертификатов. Никакие другие направления, кроме перечисленных, не предусмотрены . Однако многие из них обсуждаются и являются предметами популистских спекуляций.

Часто семьи не находят возможности использовать средства ни на одну из целей, предусмотренных . Вероятно, по этой причине разрабатываются не вполне законные схемы обналичивания денег. Стоит предположить, что целевое использование материнского капитала могло бы быть расширено , а новые возможности расходования средств были бы востребованы.

Материнский капитал на покупку автомобиля

Автомобиль не может быть отнесен ни к одной из возможностей распорядиться маткапиталом: ни к , ни, тем более, к детскому образованию или материнской пенсии. А на 20 тыс. рублей, которые можно получить на семейные расходы, приобрести автомобиль вряд ли получится.

На вопрос, можно ли на материнский капитал купить машину , ответ однозначен: нет, нельзя . Хотя это решило бы вопрос передвижения семей с детьми и улучшило бы их благосостояние. Ведь на 453 тыс. можно купить новое авто даже без привлечения личных средств (в случае приобретения машины отечественного производства).

Такая возможность обсуждалась со дня введения минимум трижды. Она имеет плюсы и минусы и была отклонена из-за таких очевидных сложностей:

  • возможность моментальной продажи авто после его покупки для обналички средств;
  • угроза угона машины или ее порча в ДТП;
  • сравнительно быстрый выход автомобиля из строя (особенно, к сожалению, отечественных марок).

Новую актуальность вопрос приобрел в 2014 г., когда Премьер Медведев решил совместить две задачи: антикризисную поддержку российской автомобильной промышленности и семей с двумя и более детьми. законопроект № 583192-6 , предусматривающий возможность покупки отечественного авто за средства маткапитала, был подан на рассмотрение Кабмина.

Несмотря на надежды владельцев сертификатов, предложение отклонили как не соответствующее Конституции и регламенту Госдумы.

Приобретение земельного участка или дачи

Основной закон о маткапитале предусматривает улучшение условий проживания семьи за счет средств, выделяемых государством. Однако ни участок, ни дача не могут в явном виде и сразу повлиять на комфорт и жизненные условия семейства, поскольку:

  • даже если участок приобретается под постройку жилого коттеджа, вряд ли средней семье удастся закончить строительство в ближайшем будущем;
  • на даче в большинстве случаев невозможно проживать круглогодично, а только в течение теплого сезона.

Тем, кто интересуется, можно ли на материнский капитал купить дачу , лучше присмотреть домик, подходящий для постоянного проживания.

Не удастся использовать сертификат на покупку участка без построек . На земле должен располагаться капитальный дом - только тогда перечисление средств будет одобрено ПФР, причем стоимость самого земельного участка средствами по сертификату не оплачивается .

Разница между дачей и полноценным жилым домом заключается в следующем:

  1. Дом располагается на участке для индивидуальной жилой застройки . Дача - на дачном участке или наделе для садового строительства.
  2. Жилое строение обладает капитальным прочным фундаментом и стенами , тогда как конструкции дачи облегчены.
  3. В доме есть, как минимум, водопровод, отопление и электросети . В дачной постройке они предусматриваются не всегда.
  4. Отличаются принципы госрегистрации этих двух типов построек в Росреестре.

В 2013-2014 гг. Госдумой рассматривался законопроект № 353194-6 , предусматривающий расширение мер государственной поддержки с детьми. Он давал утвердительные ответы на следующие вопросы:

  • можно ли купить земельный участок на материнский капитал;
  • возможно ли дорогостоящее лечение для женщин и детей;
  • будет ли позволено осуществлять ремонт и подводить коммуникации за счет этих денег.

Сертификат на ремонт квартиры или дома

В упомянутом выше и не принятом законопроекте № 353194-6 , а также в другом законопроекте № 218827-6 и некоторых прочих предусматривалось разрешить использование семейного капитала на ремонтные работы , а также урегулировать вопрос подвода коммуникаций к домам и старым квартирам (например, не оборудованным газом или горячим водоснабжением). Для комфорта семей с детьми это важно, ведь существенно влияет не только на комфорт, но и на детское здоровье.

Капремонт жилого помещения улучшает условия проживания его владельцев. Однако он не решает кардинально проблему полного отсутствия места, где будет жить семья. Именно поэтому ремонт не внесен в перечень возможностей для использования маткапитала. Средства из федерального бюджета, предназначенные владельцу сертификата, не получится потратить на капитальный или обычный ремонт.

Согласно закону , маткапитал можно использовать на строительство и реконструкцию жилья . Реконструкция отличается от ремонта такими показателями:

  • При реконструкции меняется планировочная схема здания - размеры, площади и количество помещений, осуществляется перенос стен и перегородок, прорубание проемов. Например, надстраивается мансарда, пристраивается балкон или большая комната делится перегородками на несколько. Ремонт подобные вещи не предусматривает.
  • Реконструкция предполагает изменение предназначения помещений или всего здания. К примеру, склад или магазин переводится в разряд квартиры, что невозможно при ремонте.

То есть если в жилище намечена перепланировка, она будет классифицирована как реконструкция (и потребует согласования с БТИ). Получить за нее возмещение за счет маткапитала получится, если при этом увеличивается жилая площадь на величину, не меньше расчетной нормы. Если же планируется обычное оштукатуривание, утепление, замена окон или кровельных стропил, заделка трещин - эти работы будут отнесены к ремонтным.

Потребительский кредит под материнский капитал

Возможность взять потребительский кредит положительно повлияла бы на уровень благосостояния семьи, а также позволила бы использовать средства тем семьям, которые не имеют дополнительных денег , например, на покупку жилья. Часто маткапитал не используется именно по этим причинам: пенсия или учеба детей предстоят еще не скоро, а денег на кредит или покупку жилплощади не хватает.

Нередко случается, что потребительские или нецелевые кредиты берутся семьями из-за невозможности получить средства от банка именно на квартиру. Даже если в ПФР удается предоставить доказательства, что деньги ушли именно на покупку квартиры, обычно маткапитал не разрешают использовать для погашения не ипотечных кредитов .

Есть прецеденты, когда семьям удавалось доказать в суде использование потребительского кредита на приобретение жилья. Это создало судебные прецеденты, но лучше не тратить свое время на подобные доказательства.

В связи с этим купить в кредит бытовую технику и другие вещи за счет федерального мат. капитала не получится. Нельзя за счет него также вернуть кредит, взятый на ремонт недвижимости - все это не предусмотрено законом . На данный момент для потребительских целей можно успешно использовать только средства из региональных семейных капиталов , и то только в некоторых регионах.

Заключение

Одним из новшеств среди возможностей использования маткапитала в 2016 году стало право распорядиться им на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Кроме того, с 2015 года средства по сертификату можно направить на первый взнос по кредиту (ипотеке), не дожидаясь 3-летия ребенка .

В остальном целевое расходование средств осталось таким же, как и за год до этого: покупка, строительство и реконструкция жилых помещений, воспитание или обучение детей, взнос в накопительную часть пенсии. Также Госдума рассматривает другие варианты применения средств , которые обеспечивают федеральный сертификат. Но пока не допускается их использование на любые нужды, кроме перечисленных.

В 2007 была запущена программа, с помощью которой женщины могут получать дополнительные выплаты 250000 рублей. Указанная сумма по программе материнского капитала стабильно индексировалась, следовательно, в 2017 сумма значительно возросла. В этом материале расскажем, как изменялась сумма за 11 лет. А также речь пойдет о способах получения информации по остатку маткапа.

Сумма в 2017

Сумма МК возросла за счет индексации. Однако в этом году МК останется без изменения, поскольку Президент подписал Указ о заморозке капитала до 2020. Данное решение было принято в связи с недостатком бюджетных средств.

За 11 лет МК смогли получить свыше 7 миллионов семей.

Маткапитал в 2018

Как было сказано выше, сумма МК была заморожена до 2020 по Указу Президента. Следовательно, размер МК в 2018 остается без изменений – 453 026 рублей.

По последней информации, программа прекратит свое существование в конце 2018, если не будет подписан новый закон о продлении соответствующих выплат.

Как узнать?

Средства можно использовать сразу на несколько законных направлений. При этом гражданин должен знать остаток капитала, чтобы планировать следующие виды расходов. Так, основными способами по уточнению суммы МК являются:

  1. Самостоятельный расчет МК при наличии точной информации о произведенных расходах.
  2. Онлайн – калькулятор – один из самых простых и быстрых способов по проверке остатка МК. Для получения информации гражданин должен зайти на один из сайтов с данной функцией. На сайте стоит заполнить несколько полей. Данные расчеты имеют примерные показатели. Важно – легальные сайты не должны запрашивать у гражданина личную информацию.
  3. Общение в ПФР (местный Пенсионный фонд) – при себе нужно иметь паспорт, СНИЛС и сертификат. Заявку подает владелец МК (либо доверенное лицо). Справку с печатью и подписью специалиста ПФР необходимо забрать через 3 дня. При этом выписка не положена, если сумма МК составляет меньше 30 рублей.
  4. Портал по предоставлению государственных услуг – данный способ подойдет тем, кто прошел регистрацию и проверку личности. После входа в личный кабинет заявитель вправе заказать справку, которую нужно ждать не меньше 15 дней.

Размер за период действия капитала

Размер МК за весь период существования программы стоит читать в нижеприведенной таблице:

Год Сумма МК
2007 250000
2008 276 250
2009 312 162
2010 343 378
2011 365 698
2012 387 640
2013 408 960
2014 429 408
2015-2020 453026

Сколько составляют региональные доплаты

Региональный МК устанавливает местная власть. Также местная Администрация определяет сроки, условия и целевое назначение данных выплат.

Размер отчислений варьируется от 30000 – 300000 рублей. Средняя сумма регионального МК составляет 100000 рублей.

Подобные надбавки предусмотрены только для многодетных семей.

Приведем примеры:

  1. Сумма регионального МК в Санкт-Петербурге и Москве – 100000 рублей.
  2. Свердловска область – 100000 рублей.
  3. Омская область – 138000 рублей.
  4. Оренбургская область – 100000 рублей.
  5. Свердловская область – 150000 рублей.
  6. Ростовская область – 117754 рублей.

Размер материнских выплат на 2 и 3 ребенка

Как было указано ранее, МК составляет более 450000 рублей. Индексирование приостановлено на три года (до 2020). Сумма выплат не зависит от того, какой по счету родился ребенок. Следовательно, МК на второго или третьего ребенка равен 453026 рублей.

Справка о сумме капитала – как получить?

Самым быстрым способом получения справки по МК – личное посещение ПФР. При этом заказать подобную справку может только владелец МК (либо доверенное лицо).

Подобные справки потребуются в следующих ситуациях:

  • оформление кредита;
  • постройка домовладения;
  • участие в долевом строительстве;
  • участие в жилищном кооперативе;
  • оплата обучения ребенка.

Для получения справки стоит посетить ПФР с такими документами, как: паспорт; СНИЛС; сертификат; доверенность (при необходимости).

Данная справка направляется через 3 дня (бесплатно) после подачи документов по адресу проживания заявителя.

Вывод: Средства МК стабильно росли за счет индексации с 2007. В 2017 сумма выплат находится в замороженном состоянии – 453026 рублей.

Чтобы узнать сумму накоплений за весь период действия программы, подробнее изучайте данный материал.

Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.

История возникновения

Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.

Цицерон — один из известнейших ораторов Древнего Рима

Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.

Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.

Появление в России

В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.

Михаил Васильевич Ломоносов

Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.

Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.

  • используйте правильный темп. Важная особенность, требующая усвоения. Следить за скоростью разговора нужно обязательно, так как слишком быстрая речь не успевает усваиваться слушателем, медленная усыпляет, заставляет становиться невнимательным к фразам. Старайтесь выделять важные моменты интонацией, менять высоту голоса. Это привлекает внимание, не дает собеседнику скучать;
  • общайтесь с людьми. Для улучшения навыков общения недостаточно рассказывать о вещах дома. Требуется практика, заключающаяся в общении вживую. Для снятия накопившегося напряжения при длительном рассказе, нужно употреблять шутки, которые можно заранее приготовить;
  • используйте отступления. Поговорки, юмор, цитаты великих людей делают речь менее сухой, позволяют делать речь более доказательной;
  • поставьте голос. Произношение должно быть четким, правильным. Следует выговаривать согласные, чисто произносить любые звуки;
  • говорите о темах, которые интересует окружающих. Начать можно и с одного верного утверждения, после чего плавно подвести к другому, необходимому для достижения цели;
  • поддерживайте нейтралитет. Оратор должен стремиться достигать со всеми соглашения. Даже если собеседник или несколько человек неправы, следует сказать «Да, верно, но…», после чего можно доказывать свою точку зрения.

Совершенствование речи

Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:

  1. Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
    • разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
    • разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
    • использовать круговые движения рук в локтях;
  2. Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
    • языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
    • губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
    • надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
    • про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
    • руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
  3. Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
    • чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
    • проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.

При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.

По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.

Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.

Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается с речью». Слово « оратор» (от лат. оrаrе - «говорить») появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Близкие по значению слова к термину «оратор» - это вития, краснослов, трибун, красноречивый человек, ритор, лектор. Все они подчеркивают, что оратор - это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово «оратор» является многозначным. Так, толковые словари отмечают следующие значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

В теории ораторского искусства слово «оратор» используется как термин, имеющий значение «человек, произносящий публичную речь». По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории

Термин образ ритора (оратора, говорящего) ввел в русскую науку В.В.Виноградов в работе 1930 года «О художественной прозе». В.В.Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание актером определенной «маски», а подготовка речи и ее исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, – процесс сознательный, требующий искусства создания образа ритора.

К основным аспектам проявления образа оратора в слове относятся этос, логос, пафос.

В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поскольку этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей (А.А. Волков). Категория этоса описывает критерий искренности оратора; апеллирует к нормам человеческого поведения. Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Цицерон справедливо полагал, что, не зная этики, «оратор не сумеет расположить к себе слушателей и не добьётся успеха». Ораторские нравы определяются А.А. Волковым как «этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на речь» (см. подробно Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001). Нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям с древности считаются основополагающими в триаде оратора.

Категория логоса описывает критерий истинности высказываемого; апеллирует к разуму аудитории. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи. Согласно этому критерию оратор должен быть интеллектуальной личностью. Знание предмета, владение логикой и искусством аргументации – всё это также соответствует понятию «логос» .

Категория пафоса описывает критерий релевантного речевого поведения; апеллирует к чувствам аудитории. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием «пафос» . Использование интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.

Таким образом, хороший оратор – это человек, который не наносит морального ущерба аудитории, способствует формированию ее интеллектуального уровня, пробуждает добрые чувства, утверждает идеалы морали, нравственности и права. Речь оратора должна представлять собой последовательное развертывание этоса, логоса и пафоса . Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?

Д. Карнеги подчёркивал: «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте её и берегите». Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые, неизвестные аудитории, факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие: навык отбора литературы; изучения отобранной литературы; навык составления плана; написания текста речи; навык самообладания перед аудиторией; ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь: самостоятельно подготовить выступление; доходчиво и убедительно излагать материал; отвечать на вопросы слушателей; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; применять технические средства, наглядные пособия.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать, выступление может оказаться неэффективным. Таким образом, мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт выдающихся ораторов, образцы ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Произнесение речи. Все пособия по риторике советуют до выхода к слушателям провести небольшую репетицию. Выступить можно перед родными, друзьями, просто перед пустыми стульями, воображая, что на них сидят. Репетиционный период покажет, насколько хорошо оратор владеете материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов, цитат; интересно ли начало и хорош ли финал речи.

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать важным качеством - умение публично мыслить. Не надо пытаться говорить «по памяти»: заново творите свое выступление, не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Если не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся в процессе речи, контакта с аудиторией не будет.

Зная структуру публичного выступления, овладев методикой подготовки речи, любой человек сможет выдержать экзамен перед аудиторией. Главное - поверить в себя и свои силы.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путём». Сегодня речевая коммуникация рассматривается как цепочка состояний, в которой производство, передача и приём вербального (от лат. слова verbalis – устный, словесный) сообщения являются лишь частью общего процесса общения. Коммуникативный акт оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных средств.

Систему невербальных средств составляют:

1) паралингвистические (греч. para - возле, при, вне; лат lingua - язык) компоненты: голос и его качества (тембр, темп, диапазон, тональность);

2) экстралингвистические (лат. extra сверх) средства: включение в речь пауз, смеха, покашливания, особенностей дыхания и т.д.;

3) кинесические (греч. kinetikos относящийся к движению) единицы: жесты, мимика, позы, взгляд;

4) проксемические (лат. proximus – близкий, ближайший) элементы : организация пространства, расстояние между людьми при общении.

Несмотря на такое совершенное средство коммуникации, каким является вербальный язык, в межличностном общении, по данным учёных, невербальные компоненты передают 65% всей информации. Столь активное их использование объясняется рядом причин:

1) невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальные (исследователями доказано, что НВКК онтогенетически старше речи на языке), оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно;

2) невербальные средства воспринимаются визуально и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность (позволяют сделать коммуникативный акт более эффективным и точным);

3) НВКК передают тончайшие оттенки отношений, оценки, эмоций (эмоциональные возможности жеста позволяют ему выступать в качестве носителя коннотативных значений);

4) невербальные компоненты могут передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словом (в определённых ситуациях оказываются самодостаточными и не нуждаются в вербальном сопровождении).

В организации восприятия речи оратора слушателями чрезвычайно важно то, как звучит голос выступающего. Голос – это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок и служащих целям устной речи. Голос составляет звуковой облик человека, является важным средством звуковой коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить «слышимость» (З.В. Савкова) звучащего слова: голос должен звучать свободно, мягко, доверительно, на низких тонах (низкие тона голоса воспринимаются более благоприятно, они собирают внимание слушающих, настраивают их на восприятие содержания). Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьёт голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». То есть возродит вторую функцию голоса – быть выразителем мысли. Дело в том, что мы понимаем речь говорящего по хранящемуся в нашей памяти «запасу интонационных моделей». Мы помним мелодические рисунки повествовательных, вопросительных, восклицательных и других предложений, слышим мелодическое выделение логических центров фраз, интонирование знаков препинания и т.д.

И, наконец, если оратор захочет, чтобы его речь вызвала не только «сомыслие» (З.В. Савкова), но и сопереживание у слушателей, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Ибо третья функция голоса – быть проводником чувств. Ведь именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живёт в душе говорящего.

Оратор должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с аудиторией.

К.С. Станиславский писал: «…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением…должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли». Красиво должен звучать не только голос оратора, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, З и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков. Недопустимо переносить в публичную речь искажённые в быту словесные комплексы (например, «мобыть» вместо «может быть»). Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной. Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса. Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между оратором и аудиторией, «затушёвывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. В настоящее время нет единой типологии невербальных компонентов. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.

Роль жестов в коммуникативном акте – такой критерий положен в основу типологии жестов, предложенной Л.А. Капанадзе и Е.В. Красильниковой. Все жесты учёные подразделяют на:

1) ЗНАКОВЫЕ (обладающие как планом выражения, так и планом содержания)

    указательные (дейктические) жесты (выделяют, отмечают какую-то часть пространства вокруг говорящего (указать можно взглядом, кивком головы, рукой и т.д.); полностью понимаются лишь в языковом контексте, поэтому сопровождаются часто указательными местоимениями (тут, вот, здесь и т.д.);

    изобразительные (иконические) жесты (изображают различные действия человека, форму, положение в пространстве и движение различных предметов);

    жесты-символы (имеют абстрактное содержание; понимаются в рамках одного национального коллектива: жесты приветствия, прощания, отрицания, утверждения и т.д.).

2) НЕЗНАКОВЫЕ

    ритмические жесты (подчёркивают ритмический рисунок высказывания, отчасти дублируют интонацию (ритможесты): скандирование ладонью (ребром её); движение руки, сжатой в кулак и т.д.);

    эмоциональные жесты (выступают в роли дублёров соответствующих интонационных структур, подчёркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость; «читаются» в соответствии с мимикой лица и интонацией речи).

С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторикиПоль Соперсоздал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительные жесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательными жестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующие жесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательную жестикуляцию.

Профессор РГГУ Г.Е. Крейдлинвыделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.

1) КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:

    указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;

    этикетные жесты – исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);

    общекоммуникативные (ситуативно нейтральные) жесты.

2) СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.

Интересна точка зрения И.М. Юсупова, который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).

А.И. Галичев вводит понятие «инвективных жестов». Это грубые, бранные жесты, вводимые в речь с целью, прежде всего, оскорбить партнёра по коммуникации. Смысл их употребления – нанесение морального ущерба собеседнику.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) жесты должны быть непроизвольны; прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

в) управляйте жестами: не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы; никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

г) вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

д) жесты должны отвечать своему назначению; их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории, например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

К.С. Станиславский указывал, что взгляд – «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу…». Взгляд сопряжён с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивлённый, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный, восхищённый.

Считается, что выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека. Учёными установлено, что участники коммуникации легко устанавливают добрые отношения, когда их взгляды встречаются на протяжении 60 - 70% времени общения. Если человек что-то скрывает, то его глаза встречаются с глазами адресата менее 1/3 времени общения. В том случае, если взгляды участников разговора встречаются более, чем 2/3 времени общения, то беседа удалась или собеседник готов к установлению дружеских отношений. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта.

Для оратора важно наладить зрительный контакт с аудиторией. Умение правильно направить взгляд – важное умение оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах. Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с одного на другого (но чтоб глаза «не бегали»), чтобы ощутить контакт со слушателями (см. подробно Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 39 - 55, 123 - 128; Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – Москва - Вена: Языки русской культуры, 2001; Русский язык и культура речи/Под ред. А. Г. Антипова. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002. – С. 256 - 267).

Самоучитель ораторского искусство – это практические уроки для самостоятельной отработки навыков публичных выступлений. К сожалению, в одной статье я не смогу уместить весь свой 15-летний опыт выступлений, но если Вы даже внедрите то, чем я здесь поделился, Вы значительно повысите уровень мастерства в качестве оратора.

Урок №1. Волнуйтесь на здоровье

Если у вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у вас голос никакой, гордитесь – Вы МАСЯНЯ.

Волнение – чувство, знакомое практически всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Я думаю, что все великие ораторы волнуются в начале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня коленки дрожат. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Более подробно о том, как перестать волноваться перед выступлениями,

Урок №2. Рояль в кустах

Рояль в кустах – это наличие домашних заготовок. Когда у Вас есть домашние заготовки, который выглядят экспромтом, Вы поражаете своих слушателей оригинальностью, быстротой реагирования, и аудитория получает от этого удовольствие.

Иногда в лекциях я задаю вопрос, на который аудитория знает ответ. И дает его сто процентов. На что я ставлю руки на пояс и с недоумением спрашиваю: «Откуда Вы это знаете?» Либо, когда мне говорят комплименты, хвалят меня, я говорю: «С этого момента поподробнее, пожалуйста». Обычно это вызывает смех, улыбки, люди получают удовольствие и радость, что их располагает к моим выступлениям.

Домашние заготовки – это не только запас каких-то фраз. Это могут быть и анекдоты, и истории, и крылатые выражения, и метафоры, и аналогии, и стихи. Все, что подходит в данный момент. Ко мне иногда подходят участники лекций и рассказывают о своих проблемах. На что у меня есть заготовленная история «А могло быть и хуже…» Когда я ее рассказываю, они получают пользу, смеются, удивляются моей реакции на их ситуацию, а главное понимают, что все не так плохо, как им казалось.

Как находить заготовки? Слушать выступления других ораторов и отмечать моменты, когда аудитория смеется и ей что-то нравится. Читать литературу и подмечать моменты, которые Вам понравились. Собирать притчи, анекдоты, афоризмы и делать пометки, для какой темы они подходят, чтобы в нужный момент Вы могли вытащить свой рояль из кустов.

Урок №3. Используйтесь всё, что под рукой

Опытный оратор отличается тем, что может любой предмет или событие вплести в свое выступление. Это делает выступление живым и интересным. Создается впечатление, что все слушатели принимают в нем участие, а аудитория получает удовольствие от того, как оратор использует все во благо. Например, кто-то чихнул. Можно сказать: «Спасибо за поддержку, правду говорю!» Если звонит мобильный телефон: «Кстати, как можно использовать мобильный телефон в нашем бизнесе или в данном вопросе Если кто-то из зала выкрикивает нужный ответ на заданный вами вопрос: «Как приятно находиться в окружении профессионалов, людей, которые понимают, в чем суть данной проблемы».

Когда я провожу тренинги по ораторскому искусству, то для отработки данного умения предлагаю участникам выполнить следующее упражнение. Участники тренинга во время выступления показывают любой предмет, который есть у них под рукой. А задача оратора – вставить в свое выступление данный предмет. Не просто заявить и назвать его, а вплести этот предмет в свое выступление. После выполнения таких упражнений (когда тебе осознанно и специально мешают) участники начинают чувствовать себя значительно увереннее.

Как-то на тренинге по ораторскому искусству во время выступления одного участника на доску выполз таракан. Надо отдать должное выступающему. Он не растерялся, а применил его в своем выступлении: «Как только начинаешь говорить о выгоде и пользе, как появляются новые желающие воспользоваться продукцией нашей компании!» Он использовать таракана в своем выступлении, не растерялся, не запнулся от неожиданности, а наоборот, сделал из этого преимущество. Реакция аудитории была потрясающей. Все высказывали комплименты по поводу того, как оратор применил таракана в своем выступлении.

Используйте различные предметы или события во время ваших выступлений и вплетайте их в свою речь!

Урок № 4. Затрагивайте все каналы восприятия информации

В психологии выделяют три основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Условно людей с разными каналами восприятия информации называют: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Визуалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию зрительно. С помощью картинок, образов. Для того чтобы они лучше воспринимали информацию, им необходимо рисовать на доске, что-то показывать или изображать. Им необходимо все видеть собственными глазами.

Аудиалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию через слух. Им важно, что Вы говорите. Им хочется побольше услышать, нежели чем увидеть. Они информацию лучше воспринимают на слух.

Кинестетики – это люди, которые воспринимают информацию через ощущение, чувства. Чтобы они лучше восприняли информацию, им необходимо давать попробовать, понюхать, пощупать, подержать в руках то, о чем Вы говорите.

Урок №5. Готовьтесь к выступлениям

Большинство людей хотят обрести уверенность в себе, решительность и самообладание, когда выступают на сцене перед публикой. Один из способов достичь такого результат – это готовиться к выступлениям.

Уверенность в себе прямо пропорциональна времени, затраченному на подготовку. Чем больше времени Вы готовились, тем увереннее Вы себя будете чувствовать перед публикой. Хорошая подготовка прогоняет страх. Выйти на сцену неподготовленным – это все равно, что предстать на ней голым.

На Украине живет и работает прекрасный педагог, писатель, оратор, бизнесмен, миллионер Владимир Спиваковский. Уникальная личность, выступления которого затрагивают струнки души каждого, кто его слушает. Один из секретов его успешных выступлений заключается в том, что, несмотря на то, что он не постоянно на публике, он все остальное время готовится к выходу: вынашивает идеи, осознает и перепроверяет их. Он готовится к своим выступлениям.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо готовиться к своим выступлениям.

Урок №6. Репетируйте

-А можно не готовиться и хорошо выступать? – спросил я одного легендарного спикера.

-Можно! – ответил он. И продолжил: — Как-то я присутствовал на празднике в одной компании. Меня пригласили на сцену как почетного гостя, вручи цветы. Один из организаторов предложил произнести напутствие сотрудникам этой компании. Я спросил: «На что сделать акцент?» Мне ответили «На что пожелаете». – «А сколько у меня времени?» — «Сколько хотите!» Времени на обдумывание не было. И я выступил с короткой, но пламенной тридцатиминутной речью о пользе позитивного мышления. И хотя я выступал без подготовки, аудитория была в восторге от услышанного и благодарила меня за выступление.

— Как же у Вас получается выступать на семинарах без подготовки? – задал я следующий вопрос.

— Витя, получилось хорошо только потому, что я с этой темой выступаю очень давно и у меня большой опыт, — ответил он.

Если Вы имеет богатый лекторский опыт, если во время выступления Вы легко и свободно подбираете слова, если Вам удаются экспромты, тогда Вам незачем готовиться. Но если дело обстоит по-другому, то, наверное, стоит все-таки уделять внимание подготовке к выступлениям.

Так что к своим выступлениям все-таки лучше готовиться. Как говорят, «Гений – это 99% труда и 1% таланта». И если Вы хотите успешно работать с аудиторией, необходимо уделять внимание своей речи еще до выхода на сцену. Когда Вы готовы к выступлению, знаете, о чем собираетесь говорить, Вы чувствуете себя увереннее.

Когда Ваши мысли оформились, прорепетируйте свою речь от начала до конца. Проговаривая выступление, представляйте, что перед Вами слушатели. Представляйте их явно, и, когда Вы действительно окажетесь перед публикой, Вам все покажется привычным. Чем чаще Вы будете это делать, тем увереннее Вы почувствуете себя, когда придется выступать.

Если есть возможность, выступите перед своими родными, близкими или друзьями. Никого нет рядом? Можно пересказать речь своим домашним животным. Например, коту или собаке, или попугаю.

Будет хорошо, если Вы запишите свое выступление на диктофон. На видеокамеру не рекомендую. Когда впервые видишь со стороны, это вызывает смущение и дискомфорт. Если уж смотрите на себя через видеокамеру, постарайтесь, чтобы Вы были в комнате одни.

Можно сделать «холодную» репетицию. Когда Вы стоите в очереди или едете в транспорте, можно попросить посторонних людей послушать Вашу речь. Таким образом, можно и потренироваться, и заодно привлечь к своему бизнесу заинтересовавшихся вашим выступлением людей.

Как репетировать

  • Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова
  • Репетируйте вслух
  • Каждый раз репетируйте от начала до конца
  • При использовании наглядных пособий репетируйте вместе с ними
  • Если возможно, репетируйте вместе со слушателями.

Урок №7. Рефлексируйте

Только после того, как сделал дело, понимаешь, с чего надо было начинать.

Также следует отметить: была ли последовательность изложения, или были скачки и повторы? По всем ли пунктам были приведены примеры и истории? Были ли пояснены основные тезисы? Ясно и четко излагали мысли? Удалось ли привлечь и удержать внимание аудитории? И так далее. Проводя анализ своих выступлений и выступлений других спикеров, можно значительно улучшить свое мастерство публичных выступлений.

Урок №8. Говорите так, чтобы Вас понимали все

Избегайте специальных терминов и словосочетаний в вашем выступлении. Специальные термины могут быть доступны только специалистам в данной сфере, а остальные могут не понять ваши слова и выключиться из вашего выступления. Выражайтесь простым языком. Но если в своей речи Вы использовали какой-то термин, то обязательно давайте необходимые пояснения.

В фильме «Я робот» есть замечательный диалог, где женщина-доктор говорит научным языком, а ее собеседник просит сказть то же самое простым языком. Диалог такой:

-Скажите, доктор Калвен, вы чем занимаетесь?
-Прежде всего, разрабатываю психологию робота. Правда, еще разрабатываю интерфейс интерактивного взаимодействия и программу комплексного взаимодействия технических модулей.
— Так чем вы тут занимаетесь?
-Пытаюсь сделать роботов похожими на людей.
-Что нельзя было сразу сказать?

Речь должна быть доступной, если вы желаете, чтобы человек думал над принятием решения, а не над тем, что только что услышал! Не надо любоваться тем, что Вы знаете какое-то научное слово. Наша задача – чтобы люди нас понимали и принимали решение сразу же после наших выступлений, а не раздумывали о нашем выступлении, как мы красиво и витиевато выражались. Более подробно об этом можете прочитать .

Урок №9. Повторение – мать учения

«Повторение – мать учения» — гласит народная мудрость. Ведь слушатели – практически как дети. Иногда пятилетнему ребенку необходимо повторить фразу несколько раз, чтобы он нас услышал: «Оля, надень носки… Оля, надень носки… Оля надень носки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…» . И только тогда, скорее всего, он Вас услышит. Точно так же и в ораторском искусстве. Чтобы аудитория услышала Вас, поняла Вас, и до нее дошел тот смысл, который Вы вкладываете, необходимо об этом сказать несколько раз. Есть такое мнение, что в первый раз слушатель воспринимает 15% информации, во второй раз – 75% и только в третий раз воспринимает полностью.

Если Вы желаете донести до Ваших слушателей какую-нибудь важную информацию, сделайте это несколько раз. Произнесите свою мысль, идею снова и снова. Может быть, другими словами, но сделайте это.

В одном селении жили два праведника. Но только к одному праведнику люди ходили слушать проповеди, а от второго, послушав его один раз, уходили к первому. И второй праведник решил узнать у первого, в чем его секрет. Приходит и спрашивает: «Почему к тебе люди приходят и остаются у тебя, а от меня постоянно уходят? Что ты им говоришь?» Первый праведник ответил: «Сначала я им говорю то, что собираюсь сказать. Потом я это же рассказываю подробно. А затем я повторяю то, что сказал раньше».

По такой же схеме проводится и презентация. Вначале мы заявляем то, о чем собираемся говорить (о продукции, о возможностях бизнеса), потом мы об этом говорим подробно, затем подводим итоги и призываем людей к действию.

Если вспомнить схему мотивационного выступления, то его условно можно делать по следующей схеме: тезис (основная мысль, которую Вы желаете раскрыть) – пример – вывод. Вывод обязательно следует делать после рассказанных примером и историй. Иногда за историями слушатели теряют основную мысль или идею. Поэтому ее следует повторить. Можно теми же словами, можно другими, но обязательно стоит повторить. Итак, еще раз: высказывание, пример, вывод (повторение высказывания).

Я знаком с основателем одной компании, блестящим оратором и мотиватором. Его выступления слушатели всегда слушают взахлеб. Один из приемов, который он часто использует в своих выступлениях, — именно прием повторения основных, главных мыслей. Иногда его повторения следуют сразу же за высказыванием основной мысли. Например: «В нашей компании можно иметь остаточный доход 2, 3, 5 тысяч долларов в месяц». Дальше раскрывает эту мысль, показывает, каким образом. И в конце снова повторяет: «Итак, давайте подведем итоги. В нашей компании можно зарабатывать остаточный доход 2, 3 и даже 5 тысяч долларов в месяц. Для этого необходимо сделать то-то и то-то. Действуйте!»

Итак, давайте подведем итоги. Для того чтобы Ваши слушатели на 100% усвоили Ваши мысли и идеи, их необходимо повторить несколько раз во время выступления. И всегда помните, повторение – мать учения.

Урок №10. Сделайте свою речь выразительной

Выразительность – это словесное оформление речи. Главная задача работы над выражением – найти «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Мысли, не облеченные в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, то есть, не способны воздействовать на аудиторию. Аристотель писал: «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Выразительность – это средство воздействия на аудиторию. Выразительность делает мысль понятнее, зримее, а, следовательно, затрагивает эмоции и тем самым помогает реализовывать замысел. Чем сложнее предмет, тем большей должна быть степень наглядности. Кроме пояснения мысли, выразительность поддерживает контакт со слушателями, удерживает их внимание.

Более подробно о том, как сделать свою речь выразительной читайте .

Урок №11. Будьте эмоционально устойчивы

Одним из важнейших умений оратора является эмоциональная устойчивость во время выступлений. К сожалению, мы не всегда выступаем в идеальных условиях. Аудитория бывает разной, помещение бывает не очень подготовленным к проведению лекций и семинаров. Представьте себе, вы ведете презентацию, со скрипом открывается дверь, заходят еще три человека. Они садятся на свои места. Они ничего не говорили, но внимание к себе привлекли. Мало того, что оратор на них посмотрел, на них посмотрел и весь зал. Когда они пройдут, тогда уже можно продолжать выступление. Если оратора сильно отвлекли, он забывает о чем говорил, на чем остановился? Как сделать так, чтобы не терять мысль и помнить, на чем Вы останавливаетесь? Проще всего сделать, если держать внимание на своем выступлении, а не на тех слушателях. Да, вы сделали паузу, но ваше внимание на выступлении. Они прошли, вы рассказали анекдот, чтобы собрать снова внимание аудитории (да и собраться самому), и снова продолжаете выступление.

Как натренировать свое внимание? Можно делать такое упражнение в паре с кем-нибудь: каждый читает свое стихотворение построчно, строчку один, строчку другой. Каждый старается прочитать свое стихотворение от начала до конца. При этом Вы слушаете, что говорит ваш партнер, и в то же время, вам необходимо продолжать рассказывать свое стихотворение дальше. Если Вы сбились, ничего страшного. Начинаете читать свое стихотворение заново. И так рассказываете стихотворение до тех пор, пока не будете не сбиваться, когда Вам создают помехи.

Если не с кем тренироваться, то можно включить радио, телевизор, музыкальный центр и начать рассказывать стихотворения. Громкостью регулируете уровень своей эмоциональной устойчивости. Чем громче, тем устойчивее к сбивающим помехам Вы будете. Потренировавшись таким образом, Вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее, даже если во время выступления будут раздаваться шорохи, звонки мобильных телефонов, кто-то другой будет разговаривать. Вас это не будет отвлекать.

Урок №13. Создавайте картинки

Очень часто слушатели легко воспринимают нашу информацию приведенным образом, созданным картинкам, которые мы рисуем в своих выступлениях словами. Особенно это важно, если мы излагаем сложную для восприятия информацию.

Когда ученики спросили Христа, почему он говорит с народом притчами, он ответил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» . Он сравнивал Царство Небесной с закваской, с закинутым в море неводом, с купцами, ищущими жемчужины.

Другой пример. Если Вы хотите создать у слушателей ясное представление о размерах страны, не оценивайте ее площадь в квадратных километрах, а назовите города, которые могли бы разместиться на ее территории, и сравните численность ее населения с тем городом, где Вы выступаете. Слушателям необходимо создавать картинки, образы. Объяснять непонятное через известное. Более подробнее о создании картинок и образов во время выступлений читайте .

Урок№14. Имейте соответствующий имидж

«Встречают по одежке…» — гласит народная мудрость. Правда, «… провожают по уму» . Почему аудитория встречает оратора по одежке? Ведь у него такая светлая душа, он добрый и порядочный. Желает людям только добра. Почему же они смотрят на то, как он выглядит? Дело в том, что все новое, все неизвестное у людей, точно так же как и у животных, вызывает страх. Страх перед неизвестностью. Выходит на сцену оратор, которого мы не знаем. Он еще до микрофона не дошел, еще не поприветствовал аудиторию, не сказал ей комплимент, чтобы расположить к себе аудиторию, но мы его уже видим. В нашем бессознательном вовсю «пошел процесс»: а что это за человек? Чего от него ожидать? Несет ли мне этот человек угрозу, зло? Или несет мне добро, процветание, благополучие, богатство, успех? Если человек несет мне зло, то скорее бы его выступление закончилось. А если процветание, богатство, успех, то, наверное, с ним можно и нужно сотрудничать и взаимодействовать. И сидящие в зале начинают воспринимать исходящую от оратора речь, когда бессознательное дает сигнал: все в порядке, все хорошо, его можно слушать. Итак, благодаря соответствующему имиджу мы располагаем к себе аудиторию, вызываем желание у слушателей воспринимать нашу информацию. О том, как внешний вид влияет на восприятие речи, напишу отдельную статью. Следите за обновлениями.

Урок №15. Самый важный урок

Многие говорят о желании иметь хорошее здоровье, но кто действительно выходит на беговую дорожку по утрам? Многие говорят о желании похудеть, но кто действительно приходит в спортзал? Многие говорят о желании изменить свою жизнь, но кто действительно пытается что-то сделать? Многие имеют желание уверенно выступать, но кто действительно выходит на сцену?

Выступайте как можно чаще! Сколько книжек по легкой атлетике вы ни прочитаете, быстрее от этого вы бегать не станете. Для того чтобы быстро бегать, необходимо тренироваться, выходить на беговую дорожку и бежать. Сколько книжек вы бы ни читали о том, как научиться плавать, вы не научитесь плавать. Необходимо тренироваться в бассейне, на речке, в пруду. Как говорят по этому поводу: «Сидя на берегу, плавать не научишься!» Аналогично происходит и с выступлениями. Сколько бы книжек по ораторскому искусству Вы ни прочитали, лучше от этого выступать не станете. Для того чтобы хорошо выступать, необходимо просто чаще выступать.

Как-то у величайшего хоккеиста, Уэйна Грэтски, коррекспондент пытался выяснить, что же делает его самым результативным игроком:

— Вы очень эффективны, с чем это связано, каковы ваши принципы?

— Я просто играю, правила известны

— Как вы просчитываете вероятность попадания, что лежит в основе ваших действия?

— Вы знаете, я ничего не просчитываю, поскольку использую единственную точку зрения при иге.

— Какую?

— Я знаю точно, в каком случае я не попаду.

— Ну и в каком же?

— Если я не ударю!

Секрет самого результативного игрока в хоккее заключается в том, что он старался как можно чаще бросать шайбу в ворота соперника. И чем больше он совершал попыток, тем больше он забивал голов. Другими словами, он не думал, как лучше бросить, он не читал, как лучше бросить, он просто совершал броски. То же самое происходит и в бейсболе, и в баскетболе, и в футболе, и в других видах спорта.

По этому поводу есть сетевой анекдот.

Новичок спрашивает у своего спонсора, который легко проводит результативные «холодные контакты»

— Как Вам удается иметь такой успех на «холодных контактах»?

— Очень просто, мне нравится человек, я к нему подходу и спрашиваю: «Вам интересно стать спонсором для других?»

— Могут, конечно… и отправить куда-то.

И вдруг, довольно ухмыльнувшись:

— Но соглашаются чаще!

Чтобы успешно проводить «холодные контакты», их необходимо проводить, ими заниматься. Чтобы легко продавать, необходимо заниматься продажами. Точно так же и с выступлениями. Используйте любую возможность выступать. Когда на мои тренинги приходят молодежь, студенты, учащиеся средних школ, я радуюсь за то, что они узнают о многих идеях в столько юном возрасте. И у них есть огромные выступления, чтобы войти во взрослую жизнь с умением уверенно держаться на сцене. Лично я начал выступать, когда мне исполнилось 25 лет. Сколько времени я потратил понапрасну! Если бы я еще в учебных заведениях выступал, я бы уже точно был настоящим Цицероном или Демосфеном. Выступайте как можно чаще! Выходите на сцену и говорите! Вставай и говори! И помните: «Деньги лежат на сцене!»

Заключение

Итак, самоучитель ораторского искусства – это набор практических уроков и рекомендаций, как Вы можете самостоятельно улучшить свое мастерство публичных выступлений. Внедрив эти советы в практику, Вы в разы повысите свой профессионализм в качестве оратора. Правда, на это уйдет некоторое время. Все зависит от вашей скорости обучения.

Если Вы хотите быстрее овладеть навыками высокооплачиваемых спикеров, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/78GryW

Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять на просторах Интернета, и делитесь ее с друзьями через социальные кнопки ниже!

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.P.S. Спикерами не рождаются, ими становятся.