Скопление людей. Понятие толпы. Известные примеры поведения толпы

Понятие инкорпорации

Инкорпорация — ϶ᴛᴏ менее сложный и по϶ᴛᴏму доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах)

Инкорпорация — ϶ᴛᴏ объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С. С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «...в единых сборниках или иных изданиях». В свете зарубежного опыта, о кᴏᴛᴏᴩом речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе кᴏᴛᴏᴩой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро.
Интересно отметить, что там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит выше указанное расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Frangaise. Это издание будет одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При ϶ᴛᴏм, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некᴏᴛᴏᴩые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов) Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже — практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. Сегодня растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники — ϶ᴛᴏ тематические углубленные словари. Стоит заметить, что они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. И тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий ϶ᴛᴏ закон или мнение какого-либо ученого или политика. Отметим, что терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

  • поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;
  • обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

В случае если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и исключительно в некᴏᴛᴏᴩых случаях (об ϶ᴛᴏм см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации :

1. официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Всс авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. Сегодня официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. При этом официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не будут частными. Стоит заметить, что они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в данных изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, по϶ᴛᴏму тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Кстати, эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

3. неофициальная . Стоит заметить, что она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от ϲʙᴏих нужд и целей. Нужно помнить, такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы») Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.

Отметим, что технико-юридические правила инкорпорации

Отметим, что технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку" юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

  • юридическая сила. Именно ϶ᴛᴏт критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». В случае если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;
  • хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;
  • системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, но бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаше, к подотраслям или институтам права;
  • предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

  • нормативные акты;
  • акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
  • правореализационные акты (их образцы), например договоры;
  • правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам)

Отметим, что текст правового документа оϲʙᴏбождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

В случае если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при ϶ᴛᴏм в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют ϲʙᴏи реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации - это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно - правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов),который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное

Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР1 Алексеев С.С. Теория права. М.,2003.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации1 Литягин Н.Н. Еще раз об актуальных проблемах систематизации законодательства// законодательная власть № 2--3 , 2000 г. .

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно - правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно - правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке1 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 2002..

Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация - достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения.

Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.

Различают также генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию.

во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация - типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии (например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. п.). По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза (подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения - концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. д.). Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа... в свою очередь, включает следующие подвиды - а) агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы» (А. П. Назаретян, Ю. А. Ширковин). Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической (одна из разновидностей толпы действующей) и т. д.

Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов.

Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «...каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. ...

Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. ...

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; ... и берут верх бессознательные качества.

Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1.

При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах.

Г. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров... характерно то, что боязнь оценки резко падает. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1.

Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, - «заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2. В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «...процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового взаимодействия или дополнительно к нему». При этом нередко «...заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы»3. Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов.

Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «...обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, - это восприимчивость к внушению. ... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. п.

Г. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. ... Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем»1. Хотя Г. Лебон употребляет слово «авторитетность», совершенно очевидно, что в психологическом плане речь идет именно об авторитарности.

К этому следует добавить, что при всей свойственной ей непредсказуемости толпа, в силу всех перечисленных особенностей, склонна почти исключительно к деструктивным и разрушительным действиям. Как известно, поводом к массовым беспорядкам и погромам, имевшим место в центре Москвы летом 2002 года, послужил проигрыш сборной России в матче со сборной Японии на чемпионате мира по футболу. Однако трудно себе представить, что при благоприятном для российской сборной исходе этого матча, пьяная толпа бритоголовых «патриотов» устроила бы на радостях веселый карнавал, по завершении которого мирно разъехалась бы по домам. Почти наверняка можно утверждать, что массовые беспорядки все равно имели бы место, правда, быть может, не в столь воинствующей форме. История самых разных эпох и обществ убедительно свидетельствует: любые попытки заигрывания с толпой и ее использование для достижения политических, идеологических и иных целей практически неизбежно приводят к трагическим и часто необратимым последствиям. Доведение этой идеи до сознания субъектов социального управления всех уровней является прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога.

Вместе с тем, поскольку толпа того или иного типа является объективным фактором жизни современного общества, проблемы взаимодействия с ней и воздействия на нее никоим образом не могут игнорироваться в социально-психологической практике.

Практический социальный психолог, профессионально ориентированный на работу с толпой, во-первых, должен психологически грамотно определять тип толпы, ее направленность, степень активности, потенциальных или уже выдвинутых лидеров, а во-вторых, должен владеть и уметь реализовывать наиболее эффективные технологии конструктивного манипулирования при работе со стихийно складывающимися большими сообществами людей.

ТОЛПА

основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно. Виды толпы: 1) случайная, 2) экспрессивная, 3) "конвенциональная", 4) действующая толпа. (Д.В. Ольшанский, с.426)

Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств.

Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе. Их сплачивают эмоции, некое напряжение, общее психологическое состояние. Это сложное понятие и явление, поэтому обо всём, что его касается, стоит рассказать чуть более подробно.

Общая характеристика

Перед тем как перейти к видам толпы, следует разобраться с определением. Есть два варианта, и оба правильные, просто каждый из них подходит под тот или иной случай. Итак, толпа это:

  • Изначально неорганизованное скопление людей, которое не имеет общей осознанной цели.
  • Скопление людей, потерявшее свою организованность и утратившее общую цель.

В обоих случаях все находящиеся в толпе пребывают в состоянии максимального эмоционального возбуждения. Такие скопления формируются в условиях стихийных бедствий, к которым относятся техногенные катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения. Ещё при военных учениях, массовых зрелищах, празднованиях, протестах (демонстрации, шествия, митинги, забастовки). Имеют место и транспортные толпы.

Виды их определяются с учётом факторов, к которым относят эмоциональную возбуждённость людей и степень проявляемой ими активности. И вот сейчас можно перейти к типологии.

Активная толпа

Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические.

Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча. Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным - тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии.

Действующая толпа

Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа.

  • Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями.
  • Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом».

Агрессивный тип

Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула. Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения.

Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным - уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее.

И панические толпы опаснее спасающихся. Потому что их поведение представляет бо́льшую угрозу для людей. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее.

Экспрессивный тип

Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия - это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно - возмущение, радость, гнев, энтузиазм.

Яркий пример - люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза.

По характеристике и по образованию экспрессивная толпа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью.

Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно. Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует - она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью.

Конвенциональная толпа

Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков.

Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо - просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий (выступлений) и т. д.

Окказиональный тип

В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность». То есть окказиональная толпа - это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас.

Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться. Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания.

То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок - вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого.

Экстатический тип

Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа - это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий. Произошло данное понятие от слова «экстаз».

Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта - празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова.

Литература

Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М.Ю. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества.

Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу - да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз.

Признаки толпы

Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными:

  • Многочисленность. В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы.
  • Бесцельность.
  • Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа».
  • Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения - это типичные психологические состояния толпы.
  • Неорганизованность. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро.

Поведение человека в толпе

Оно тоже представляет собой определённый интерес. Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев:

  • Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль - у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает.
  • Утрата индивидуальности. Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были - каждый в итоге становится похож друг на друга.
  • Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается.
  • Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации. При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи.
  • Внушаемость. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. д.
  • Повышенная активация. Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен.
  • Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил. А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить.

И это - лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность - причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё.