Биография роберта рождественского краткое содержание. Роберт Рождественский: биография, произведения. Основные характеристики творчества

А.С.Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.

"Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", - рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.

Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся все подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т.п. Во время игры дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.

Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки – образовательные. Они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление, восприятие, наблюдательность. Эти игры особенно важны для дошкольников.

К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них дети изображают жизнь и умения взрослых, учатся относиться к своему воображаемому труду, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся друг к другу взрослые.

С самого раннего детства дети овладевают навыками и умениями под руководством взрослых. Общаясь с взрослыми, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых.

Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей - врача, продавца, милиционера.

К концу третьего года он уже может назвать того, чьим действиям он подражает. Например, «читает» газету, как папа. Когда малыш начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях взрослых людей, он и свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла становится ребенком, тряпочка – одеялом и т.д. Таким образом, создаются предпосылки для ролевой игры. Но кроме этих предпосылок должны быть и дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок очень тесно связан с взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывая ребенка, начинают требовать от него все большей самостоятельности, хотят, чтобы малыш сам одевался, умывался, умел самостоятельно играть, рисовать, рассматривать картинки.

Но не всем родителям удается избежать и чрезмерной опеки, что, в свою очередь, ведет к задержке развития самостоятельности. А дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.

Таким образом, для того, чтобы у ребенка развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитывать у него самостоятельность. И тогда же у малыша возникает стремление жить с взрослыми одной жизнью.

Оно сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых. Детей привлекают орудия и предметы труда взрослых. Желание делать то, что делают взрослые, используя при этом те же предметы, что и взрослые, и есть проявление стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. Именно в ролевой игре ребенок в создаваемых игрой условиях, может воспроизвести функции взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности, ребенок проникается чувствами взрослых, содержанием их труда, познает смысл деятельности, усваивает мораль общества, в котором живет.

Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от быта семьи, в которой живет ребенок, производственных условий, географического положения, и даже от эпохи, в которой живет ребенок. И с развитием общества, игры детей становятся разнообразными и наполненными большим содержанием.

Игра

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятели и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки - это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание происходило преимущественно в неправильно организованной игре.

Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.

Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует, они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать.

Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться,- в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, и него вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре нет ответственности. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.

Чем же всё-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребенка в область труда, который медленно, но неук­лонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой; выбором игры, помощью ребенку в игре.

В настоящей беседе мы будем говорить только о второй,цели, в6просу же о трудовом воспитании будет посвящена отдельная беседа.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия ро­дителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих де­тей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много вни­мания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, наказывают, рассказывают, дают игровые задачи, час­то решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и за­трудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом спим и говорит:

Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.

Если ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы И говорит:

Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо ВЫШЛО?

Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец ОХОТПО это делает, ДОВОЛЬНЫЙ своими успехами. У таких родителей дети повторяют только ТО, что дела­ют родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, ЧТО только взрослые все умеют делать хорошо- у таких детей развивается неуверенность в СВОНХ силах, страх перед не­удачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в ко­личестве игрушек. Они расходуют большие деньги на ИГРУШКИ забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические Хит­рые игрушки и заполняют ими ЖИЗНЬ своего ребенка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса пере. ходят от игрушке к игрушке, играют без увлечения, портят и ло­мают игрушки и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия --"- это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет *. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допус­кает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой, стадии как раз развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нуж­но следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она во­время перешла во вторую стадию.

В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный ин­терес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, ненужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязыва­ние приводит только к разрушению игрового настроения, к при­вычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый ЛУЧШИЙ метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это - полезно. Если же вы против его ВОЛИ посадите его играть в группе, то этим самым, не избавите его от агрессивности, себялюбия.

У некоторых детей раньше, у других позже ЭТО предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совер­шить этот довольно трудный переход. Он труден потому, что у де­тей этого возраста еще не потухли наклонности индивидуалистичес­кие, есть склонность спорить и ссориться. Нужно, чтобы расшире­ние круга товарищей происходило не сразу и в обстановке наибо­лее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воз­духе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое по­ложение, когда в группе мальчиков во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых. .

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.

Школа приносит более­ широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки, ваньки-встаньки и пр.

Игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и лёгкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится пред ребёнком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Мы считает, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна-две механических игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались газа, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определённый недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он увлёкся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробков, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить.

Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится ущерба и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда смогут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушке, никогда не выбрасывать её раньше времени.

В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Таковы общие формы метода на первой стадии игры.

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх, бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и один помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другим родителем, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива: будет очень полезно, если и их родители также организованно будут руководить ими.

Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего, расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки.

В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.

Резюмируем то, что сказано в беседе.

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.

Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребёнка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.

Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях.

На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.

Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.
Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951

Электронную версию статьи подготовил Дмитрий Гончар. Статья перепечатывается с сайта http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Makarenko_about_games.htm

Далее читайте:

Макаренко Антон Семенович (1888-1939), педагог.

Антон Семенович Макаренко до сих пор остается непревзойденным авторитетом в педагогике. Он возвращал в нормальную социальную жизнь бывших малолетних преступников. Несмотря на суровость предыдущего "воспитания" его коммунаров, он применял в работе игры, самые что ни на есть детские. Ибо известно, что игрушки детские учат жизни взрослой.

Всякая Игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Разумеется, свободу тут следует понимать в более широком смысле слова, при котором не затронуты проблемы детерминизма. Ребёнок и животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода.

Как бы то ни было, для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись. Игра есть некое излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть. Во всякое время игра может быть отложена или же не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает "в свободное время".

Таким образом, налицо первый из главных признаков игры: она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй признак.

Игра не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая. Она украшает жизнь, она дополняет её и вследствие этого является необходимой. Она необходима индивидууму как биологическая функция, и она необходима обществу в силу заключённого в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности.

Игра обособляется от "обыденной" жизни местом действия и продолжительностью. Изолированность составляет третий отличительный признак игры. Она "разыгрывается" в определённых рамках пространства и времени. Здесь перед нами ещё один новый и позитивный момент признак игры. Игра начинается и в определённый момент заканчивается. Пока она происходит, в ней царит движение, подъём, спад, чередование, завязка и развязка. Ещё замечательнее временного ограничения пространственное ограничение игры. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена - все они по форме и функции игровые пространства. Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. И это ещё одна новая положительная черта игры - творить порядок. Игра есть порядок.

У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила и игра становиться невозможной, она перестаёт существовать.

Исключительность и обособленность игры проявляются самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них "секрет". Это игра для нас, а не для других. Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует.

Инобытие и тайна игры вместе наглядно выражаются в переодевании. Здесь достигает законченности "необычность" игры. Переодеваясь или надевая маску, человек "играет" другое существо.

Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, мы можем теперь назвать игру свободной деятельностью, которая осознаётся как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследуя при этом никакого прямого материального интереса.

Роберт Иванович Рождественский (настоящее имя - Роберт Станиславович Петкевич). Родился 20 июня 1932 года в с. Косиха Западно-Сибирского края (ныне - Алтайский край) - умер 19 августа 1994 года в Москве. Советский поэт, переводчик.

Роберт Рождественский, урожденный Роберт Станиславович Петкевич, родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского края (ныне - Алтайский край).

Свое имя получил в честь Роберта Эйхе, советского государственного и партийного деятеля, одного из организаторов репрессий 1930-х (впоследствии был репрессирован и он сам).

Отец - Станислав Никодимович Петкевич, по национальности поляк, работал в ОГПУ - НКВД. В 1941 году призван в ряды Красной Армии. В звании лейтенанта командовал взводом 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии. Погиб в бою в Латвии 22 февраля 1945 года, похоронен на «250 м южнее деревни Машень Темеровского района Латвийской ССР», перезахоронен в братской могиле в посёлке «Слампе» Тукумского района.

Мать - Вера Павловна Фёдорова, военный врач (1913-2001), до войны была директором сельской начальной школы, одновременно училась в медицинском институте.

Родной брат - Иван Иванович Рождественский.

Родители развелись, когда Роберту было пять лет. Мать вышла замуж повторно, отчим - Иван Иванович Рождественский, военный (1899-1976).

Он взял фамилию и отчество своего отчима.

С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.

С началом войны мать была призвана на фронт. С уходом матери на войну Роберт остаётся с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой.

Первая публикация Роберта - это стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход...» («Омская правда», 8 июля 1941 года).

В 1943 году учился в военно-музыкальной школе.

В апреле 1943-го умерла бабушка, Вера Павловна приехала в отпуск, чтобы прописать в свою квартиру сестру. Далее Роберт жил с тётей и двоюродной сестрой до 1944 года. Потом мать забрала сына к себе, оформив его как сына полка. Однако по дороге, в Москве, изменяет своё решение, и Роберт попадает в Даниловский детский приёмник.

В 1945 году Вера Павловна выходит замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского (1899-1976). Они забирают его в Кёнигсберг, где оба служат. После Победы Рождественские переезжают в Ленинград, а в 1948 году в Петрозаводск.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького, но неудачно.

Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета.

В 1951 году со второй попытки поэту удается поступить в Литинститут (окончил в 1956), он переезжает в Москву. Тогда же знакомится с , позже - с и .

В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учёбы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955).

В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского - «Твоё окно».

Рождественский - автор текстов множества всенародно любимых песен для и кино- и телефильмов: «Огромное небо», «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Где-то далеко», «Ноктюрн», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони».

7 марта 1963 года участвует во встрече Хрущева с интеллигенцией, подвергается разносу за стихотворение «Да, мальчики». Его жена вспоминала: "Хрущев в бешенстве закричал: «Товарищ Рождественский, пора вам встать под знамена ваших отцов!». Последовало наказание, о Рождественском многие старались забыть. Его не издавали, не приглашали на встречи... Затем секретарю ЦК КПСС Капитонову почему-то не понравилось стихотворение «Утро», в результате Роберт вынужден был вообще уехать из Москвы в Киргизию. Подрабатывал там, переводя стихи местных поэтов на русский язык".

В 1966 году Роберт Рождественский получил премию "Золотой венец" Стружских вечеров поэзии - международного поэтического фестиваля в городе Струга (Югославия).

1970 год – удостоен премии Московского комсомола.

В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола.

Член КПСС с 1977 года.

В 1979 году удостоен Государственной премии СССР.

В 1970-е Рождественский был ведущим шедшей на Центральном телевидении телепередачи «Документальный экран», представляющей документальные сюжеты.

С 1976 года секретарь Союза писателей СССР.

В 1979 году за поэму «210 шагов» ему была присуждена Государственная премия СССР.

Роберт Рождественский в фильме "Застава Ильича"

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин. Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Творчество Роберта Рождественского

Характерное свойство поэзии Рождественского - постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением - поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве - биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь, это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

Печататься начал в 1950 году. В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей (наряду с Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенским, Б. А. Ахмадулиной и другими), «молодой поэзии» 1950-1960-х годов, творчество которого отличали не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразив ритмическую структуру стиха, Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен («Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», 1968, режиссёр Э. Г. Кеосаян, «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и др., в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король», муз. Т. Н. Хренникова, «Тётушка Чарли», муз. О. Б. Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями», муз. В. Я. Шаинского). На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д. Б. Кабалевский. Оставил книгу литературно-критических записок «Разговор пойдёт о песне».

Переводил зарубежных и советских поэтов.

Роберт Иванович Рождественский сотрудничал со многими композиторами. Его соавторами были: Арно Бабаджанян, Игорь Шамо, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Яков Хаскин, Борис Мокроусов, Георгий Мовсесян, Игорь Лученок, Матвей Блантер, Эдуард Ханок, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Алексей Экимян, Тихон Хренников, Олег Иванов, Вадим Гамалия, Александр Морозов, Станислав Пожлаков, Евгений Крылатов, Зиновий Бинкин, Александр Зацепин, Дмитрий Кабалевский, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Богдан Троцюк, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Мурад Кажлаев, Геннадий Подэльский, Марк Минков, Александр Броневицкий, Виктория Чернышёва, Юрий Гуляев, Борис Емельянов и многие другие.

С 1986 года - председатель Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О.Э. Мандельштама. Председатель Комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой, добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

Председатель Комиссии по литературному наследию , составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.).

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

Роберт Рождественский трижды был в жюри Каннского кинофестиваля. Впервые он оказался на Каннском фестивале в 1968 году, в 1979 году он уговаривал Франсуазу Саган дать приз «Сибириаде» , а в 1973 году поддерживал «Большую жратву» Феррери.

Болезнь и смерть Роберта Рождественского

В начале 1990 года Рождественский тяжело заболел, врачи поставили диагноз рак головного мозга. На постигший его недуг поэт откликнулся саркастическими стихами: «В мозгу у меня находится опухоль размером с куриное яйцо, - (интересно, кто ж это вывел курицу, несущую такие яйца?!..)». В результате успешной операции, сделанной во Франции, Рождественский прожил ещё более 4 лет и продолжал творить.

Роберт Иванович Рождественский умер в Москве 19 августа 1994 года, непосредственной причиной смерти стал инфаркт.

Похоронен на Переделкинском кладбище. В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

О Роберте Рождественском в 2007 году был снят документальный фильм «Жил я впервые на этой Земле».

Рост Роберта Рождественского: 188 сантиметров.

Личная жизнь Роберта Рождественского:

Жена - Алла Борисовна Киреева, литературный критик, художник (1933-2015). Они познакомились в 1956 году, она была его однокурсницей.

Вскоре они поженились. Вместе прожили более 40 лет. В браке родились две дочери - Екатерина и Ксения.

(род. 17 июля 1957), переводчик художественной литературы с английского и французского языков, журналист, фотограф. Как студийный фотохудожник стала известна благодаря серии работ под названием «Частная коллекция» в глянцевом журнале «Караван историй», а также ряду других работ. Замужем, имеет трёх сыновей.

Ксения Робертовна Рождественская (род. 1970), журналист.

Библиография Роберта Рождественского:

1956 - Испытание
1962 - Необитаемые острова
1962 - Ровеснику
1965 - Радиус действия
1965 - Реки идут к океану
1966 - Сын Веры
1970 - Всерьёз
1970 - Посвящение
1971 - Горячий Север
1971 - Радар сердца
1971 - И не кончается земля...
1972 - Возвращение
1973 - За двадцать лет
1973 - Линия
1974 - Перед праздником
1975 - Огромное небо
1976 - Не просто спорт
1977 - Всё начинается с любви
1979 - Разговор пойдёт о песне
1979 - Избранные произведения в 2-х томах
1980 - Семидесятые
1981 - Стихотворения. Поэмы
1982 - Выбор
1982 - Голос города. Двести десять шагов
1982 - Двести десять шагов
1982 - Двести десять шагов (с параллельным переводом на латышский язык)
1982 - Семь поэм
1983 - Это время
1984 - Стихи. Баллады. Песни
1985 - Собрание сочинений в 3-х томах
1986 - За того парня
1988 - Возраст
1988 - Стихотворения
1992 - Пересечение

Песни на стихи Роберта Рождественского:

«А ты полюбишь» (А. Колца) - исп. Валентина Толкунова;
«Баллада о бессмертии» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Баллада о знамени» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Баллада о красках» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«БАМ» (О. Фельцман) - исп. Владислав Коннов;
«Белая ночь» (В. Лебедев) - исп. Геннадий Бойко;
«Благодарю тебя» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Будь Пожалуйста Послабее» - исп. Алексей Воробьев;
«Была судьба» (Е. Птичкин) - исп. Юрий Богатиков;
«В сиреневых сумерках» (М.Фрадкин) - исп. Олег Ухналёв;
«Вальс прощания» (А. Бабаджанян) - исп. Андрей Миронов;
«Вера в людей» (О. Фельцман) - исп. Валентин Никулин;
«Ветры» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Верит людям земля» (Е. Птичкин) - исп. Галина Невара;
«Во все века» (О. Фельцман) - исп. Муслим Магомаев;
«Воскресная прогулка» (Я. Френкель) - исп. Андрей Миронов;
«Воспоминание» (А. Бабаджанян) - исп. Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Геннадий Каменный;
«Воспоминание о полковом оркестре» (Ю. Гуляев) - исп. Юрий Гуляев;
«Встретились два человека» (О. Фельцман) - исп. Лев Лещенко, Иосиф Кобзон;
«Встреча» (А. Бабаджанян) - исп. Араик Бабаджанян;
«Встреча друзей» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Вся жизнь впереди» (А. Экимян) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Где он этот день» (Б. Троцюк) - исп. Олег Даль;
«Где-то» (А. Флярковский) - исп. Виктор Беседин;
«Глухо спит война» (Я. Френкель) - исп. Владимир Трошин;
«Говорила я ветру» (Ю. Зацарный) - исп. Майя Кристалинская;
«Город детства» (Т. Гилкисон) - исп. Эдита Пьеха.;
«Города, города» (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Громыхает Гражданская война…» или «Льют свинцовые ливни» (Б. Мокроусов) - исп. Владимир Трошин;
«Грустная песня» (Р. Паулс) - исп. София Ротару;
«Давай поговорим» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Даль великая» (Е. Птичкин) - исп. Иосиф Кобзон;
«Два слова» (А. Флярковский) - исп. Мария Лукач;
«День рождения любви» (А. Чёрный) - исп. Валерий Чемоданов;
«До свидания» (А. Флярковский) - исп. Георг Отс;
«Добро пожаловать в Москву, Олимпиада!» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Доброта» (Т. Непомнящая) - исп. Мария Пахоменко;
«Добрые сказки детства» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов и Анне Вески;
«Дождь» (А. Флярковский) - исп. Людмила Исаева;
«Долги» (Г. Мовсесян) - исп. Владимир Попков, Юрий Богатиков;
«Друг» (О. Фельцман) - исп. Валентин Никулин;
«Если б камни могли говорить» (И. Лученок) - исп. Эдуард Хиль, Валерий Кучинский;
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Если мы войну забудем» (В. Шаинский) - исп. Иосиф Кобзон;
«Если разозлишься на меня» (А. Морозов) - исп. Муслим Магомаев;
«Если ты любить устал» (С. Туликов) - исп. Мария Лукач, Майя Кристалинская;
«Есть на земле любовь» (А. Бабаджанян) - исп. Раиса Мкртычян;
«Есть на земле Москва» (Е. Мартынов) - исп. Лев Лещенко;
«Желаю вам» (Ю. Гуляев) - исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич;
«Жизнь моя - моя Отчизна» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«За того парня» (М. Фрадкин) - исп. ВИА «Самоцветы», Лев Лещенко, Иосиф Кобзон;
«Завтра» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Завтрашний день» (М. Фрадкин) - исп. Эдуард Хиль;
«Загадай желание» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«За фабричной заставой» (М. Фрадкин - Р. Рождественский и Е. Долматовский) - исп. ВИА «Пламя»;
«Зачем снятся сны» (С. Пожлаков) - исп. Эдита Пьеха;
«Звучи, любовь!» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Здравствуй, мама» (Д. Тухманов) - исп. Геннадий Белов, Людмила Сенчина;
«Земле моей» (Е. Крылатов) - исп. Сергей Захаров, Муслим Магомаев;
«Земля моя» (О. Иванов) - исп. ВИА «Оризонт»;
«Земля - наш дом» (В. Добрынин) - исп. Сергей Мазаев (ВИА «Здравствуй, песня»);
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Зову Икара» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ирина Понаровская, Тамара Гвердцители, Виктор Шпортько;
«И пока на земле существует любовь» (И. Лученок) - исп. Ярослав Евдокимов;
«Игра» (В. Шаинский) - исп. Серёжа Комиссаров и Рома Рязанцев (Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова);
«Идут по БАМу поезда» (В. Шаинский) - исп. Иосиф Кобзон;
«Имя твоё» (А. Журбин) - исп. Евгений Головин;
«История любви» (Ф. Лей) - исп. Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов;
«К Вам я обращаюсь» (А. Флярковский) - исп. Георг Отс;
«Как рождаются звёзды» (М. Фрадкин) - исп. Тамара Синявская;
«Капель» (А. Бабаджанян) - исп. Жан Татлян, Александр Серов;
«Когда же я с тобой встречусь» (О. Фельцман) - исп. Людмила Черепанова;
«Когда уезжал» (О. Иванов) - исп. Дмитрий Ромашков;
«Колокола рассвета» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Кораблик» (А. Флярковский) - исп. Татьяна Доронина;
«Куплеты шансонетки» (Я. Френкель) - исп. Людмила Гурченко;
«Лучшая дорога нашей жизни» (И. Ефремов) - из одноимённого кинофильма;
«Лебеди» (Э. Ханок) - исп. Тамара Гвердцители, Людмила Гурченко;
«Любит-не любит» (А. Флярковский) - исп. Людмила Дворянинова;
«Любить друг друга» (О. Иванов);
«Любовь настала» (Р. Паулс) - исп. Валерия, Ольга Пирагс, Роза Рымбаева, Людмила Сенчина;
«Любовь не гаснет первая» (М. Фрадкин) - исп. Иосиф Кобзон;
«Любовь» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) - исп. Сергей Захаров;
«Любовь, счастливой будь» (Н. Богословский) - исп. Валентина Толкунова;
«Люди как реки» (О. Фельцман) - исп. Майя Кристалинская;
«Марш - воспоминание» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Мгновения» (из к/ф «Семнадцать мгновений весны») (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Мои года» (Г. Мовсесян) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Монолог шофёра» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян;
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев) - исп. ВИА «Самоцветы», Муслим Магомаев;
«Мы совпали с тобой» (И. Николаев) - исп. Игорь Николаев;
«Над синей водой» (А. Бабаджанян) - исп. Араик Бабаджанян и Роза Рымбаева;
«Назло» (А. Флярковский) - исп. Тамара Миансарова, ВК «Аккорд»;
«Начало» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Наша служба» (Д. Тухманов) - исп Лев Лещенко;
«Не успеваю» (Ю. Саульский) - исп. Яак Йоала;
«НЛО» (Д. Тухманов) - исп. гр. «Москва»;
«Ноктюрн» (А. Бабаджанян) - исп. Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев;
«Обещание» (М. Фрадкин) - исп. Алла Абдалова и Лев Лещенко;
«Облака» (А. Броневицкий) - исп. Эдита Пьеха;
«Облако-письмо» (А. Зацепин) - исп. София Ротару;
«Огромное небо» (О. Фельцман) - исп. Эдита Пьеха или Марк Бернес;
«Озарение» (А. Бабаджанян) - исп. Роза Рымбаева;
«Олимпиада-80» (Д. Тухманов) - исп. Тынис Мяги;
«Он и она» (Я. Френкель) - исп. Лариса Голубкина и Андрей Миронов;
«Отцовская песня» (Г. Мовсесян) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Памяти гитариста» (Д. Тухманов) - исп. Александр Евдокимов;
«Память» (В. Иофе) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Перед рассветом» (Л. Рощин) - исп. Анатолий Королёв;
«Песня Веры» (Я. Френкель) - исп. Майя Кристалинская;
«Песня матери» (О. Фельцман) - исп. Людмила Зыкина;
«Песня о далёкой Родине» (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Песня о друге» (Е. Птичкин) - исп. Виталий Соломин;
«Песня о риске» (А. Флярковский) - исп. В. Мака;
«Песня о счастье» (А. Журбин) - исп. Яак Йоала и Людмила Сенчина;
«Песня прощения» (Ф. Лей) - исп. Муслим Магомаев;
«Песня, в которой ты» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Письмо» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Повезёт - не повезёт» (Г. Мовсесян);
«Погоня» (Я. Френкель) - исп. Иосиф Кобзон, Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова;
«Позвони мне, позвони» (М. Дунаевский) - исп. Жанна Рождественнская, Ирина Муравьёва;
«Позови меня» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Пой, гитара» (Т. Попа) - исп. Дан Спатару;
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Полынь» (А. Пахмутова) - исп. Людмила Сенчина;
«Пора домой» (В. Добрынин) - исп. Лев Лещенко;
«Придёт и к вам любовь» (М. Фрадкин) - исп. Эдита Пьеха;
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Притяжение земли» (Д. Тухманов) - исп. Лев Лещенко;
«Прости, прощай» (Игорь Крутой) - исп. Александр Серов;
«Просьба» (А. Пахмутова) - исп. Костя Елисеев (Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова);
«Ревность» (Н. Богословский) - исп. Николай Гнатюк;
«Река детства» (В. Шаинский) - исп. Лев Лещенко, Валерий Леонтьев;
«Реквием» или «Помните» (Д. Тухманов) - исп. Сергей Захаров;
«Родимая земля» (Г. Мовсесян) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Родина моя» (Д. Тухманов) - исп. София Ротару;
«Самотлор» (А. Бабаджанян) - исп. Лев Лещенко;
«Свадебный вальс» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Свадьба» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Свет вечного огня» (Г. Мовсесян) - исп. Юрий Гуляев;
«Синева» (В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль;
«Сладка ягода» (Е. Птичкин) - исп. Ольга Воронец, Валентина Толкунова, Мария Пахоменко, Людмила Сенчина;
«Сможем выстоять снова» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Спрячь за высоким забором» (Б. Мокроусов) - исп. Василий Васильев;
«Стань таким» (А. Флярковский) - исп. Тамара Миансарова;
«Старые друзья» (Р. Паулс) - исп. Андрей Миронов;
«Старые слова» (О. Фельцман) - исп. Валентина Толкунова;
«Сыну» (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Такая нам судьба дана» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Такой у нас характер» (Е. Птичкин) - исп. Людмила Гурченко;
«Там, за облаками» (М. Фрадкин) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Твоя свадьба» или «А свадьба твоя продолжается» (А. Морозов) - исп. Сергей Захаров;
«Товарищ Песня» (И. Шамо) - исп. Юрий Рожков, Вячеслав Турчанинов, Дима Голов (Большой Детский хор Гостелерадио под управлением Виктора Попова);
«Только тебе» (О. Фельцман) - исп. София Ротару;
«Торжественная песня» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Ты полюбишь меня» (Р. Паулс) - исп. Андрей Миронов;
«Утренняя песня» (М. Фрадкин) - исп. ВИА «Добры молодцы»;
«Цена быстрых секунд» (А. Журбин) - исп. Александр Хочинский;
«Человеческий голос» (Е. Дога) - исп. Надежда Чепрага;
«Шаги» (А. Флярковский) − исп. Эдита Пьеха;
«Этот большой мир» (В. Чернышёв) - исп. Геннадий Белов;
«Эхо любви» (Е. Птичкин) - исп. Анна Герман и Лев Лещенко;
«Эхо первой любви» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Я всегда возвращаюсь к тебе» (М. Фрадкин) - исп. Иосиф Кобзон;
«Я жизнь не тороплю» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Я люблю тебя» (Е. Крылатов) - исп. Валерий Леонтьев, Сергей Захаров;
«Я тебя не забуду» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) - исп. Лев Лещенко;
«Я тебя не забуду» (Ю. Антонов - Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) - исп. Юрий Антонов