Нормативное поведение личности. Нормы поведения человека в обществе. Совокупность норм поведения. Психология как наука о поведении
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие; поддержку во время кризиса, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни. О консультативном процессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или постоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет свое время, внимание и уважение другому, временно находящемуся в роли клиента».
В различных литературных источниках консультирование рассматривается как:
любая форма оказания помощи в отношении содержания и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;
совместная деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления желаемых изменений у клиента;
оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, выработке рекомендации по разрешению проблемы, при необходимости содействие в выполнении определенных действий;
сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;
квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их социальных функций, условий жизнедеятельности.
Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько общих основных положений:
консультирование способствует развитию личности;
консультирование помогает обучаться новому поведению;
в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри и межличностных отношений;
сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, так как во многом зависит и от разнообразных потребностей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наиболее часто встречаются в литературе:
Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, не смотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;
развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами трудностями;
обеспечить оптимальное принятие жизненно важных решений (научить клиента распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы);
Развивать умение устанавливать и поддерживать межличностные отношения.
Существует много классификаций форм консультативной помощи.
По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.
По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых.
По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомощи).
Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:
Решение проблем школьной дезадаптации;
Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;
организация специализированной помощи (психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической);
содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;
содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т.п.
ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА, ВОЛОНТЕРСТВА
Смысл технологии посредничества заключается в содействии достижению согласия между субъектами (отдельная личность, семья, коллектив и др.) для решения социальных проблем одного из них.
Задачи социального педагога, выступающего в роли посредника: объяснять интересы и взгляды одной стороны другой; устанавливать связи с субъектами, способными оказать необходимую поддержку подопечному; убедить соответствующие структуры, организации в необходимости оказания конкретной помощи.
Можно выделить следующие виды посредничества в профессиональной социально-педагогической деятельности:
в поиске соответствующих служб (организаций, учреждений), способных оказать подопечному необходимую помощь и поддержку;
в решении межличностных, семейных конфликтов;
В решении правовых проблем -например, участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних;
В решении медико-реабилитационных проблем. Основные этапы деятельности социального педагога, реализующего посредническую функцию:
диагностика причин и состояния проблемы подопечного, оценка возможностей ее решения, анализ информации об учреждениях, оказывающих различные услуги в сфере правовой, социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации ит.п.;
выбор учреждения, способного оказать подопечному наиболее эффективную помощь;
информирование подопечного о характере деятельности рекомендуемого учреждения;
помощь в установлении контакта подопечного с соответствующим специалистом;
проверка результативности контакта (определение позитивной динамики в решении проблемы подопечного).
Основные приемы реализации технологии посредничества:
Оформление для подопечного выписки с указанием адреса, номера телефона, фамилии, имени, отчества нужного специалиста рекомендуемой организации (учреждения, центра, службы);
Личный контакт социального педагога с представителем учреждения или специалистом (непосредственный или опосредованный, например, по телефону);
Составление сопроводительного письма с указанием причины и цели обращения подопечного в учреждение;
При необходимости подбор сопровождающего для подопечного из числа педагогов, родственников, близких людей;
В некоторых случаях заключение письменного трехстороннего договора; социальный педагог-специалист (учреждение) - подопечный как одного из способов установления правил, норм взаимодействия субъектов.
В договоре могут быть отражены:
цели проводимой работы (определяются на основе анализа проблемы подопечного);
характеристика предоставляемых услуг;
временные рамки совместной деятельности;
характеристика специальных методик, которые будут использоваться (например, индивидуальная, групповая работа или работа с семьей.
особые требования учреждения (например, об оплате, часах работы, о специалистах, которые будут заниматься с подопечным, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т.п.).
Договор об услугах в целом не носит юридического характера (в отличие от типового договора, например, о платных услугах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в результате повторных обсуждений менять отдельные пункты. Например, могут пересматриваться цели, временные рамки, методики работы в процессе предоставления услуг.
Бывают случаи, когда подопечный или специалист соответствующей, организации при обсуждении договора сознательно (умышленно) скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешатся в дальнейшем. В такой ситуации задача социального педагога - дипломатично обсудить скрываемые причины проблемы подопечного, детально выяснить методику работы специалиста, степень его полномочий и ответственности.
Социальному педагогу-посреднику следует всячески способствовать достижению соглашения между подопечным и соответствующим специалистом, а в дальнейшем обеим сторонам следовать правилам договора.
Технологии организации досуга
Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:
Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.
В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.
Специфические особенности досуговой деятельности;
Действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;
Досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.
Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху античности. Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.
Принципы педагогики досуга:
V принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);
Принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней, воспитательный потенциал).
В педагогике досуга три понятия: свободное время, отдых, досуг - тесно взаимосвязаны.
Свободное время - та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей. В структуре свободного времени школьника можно выделить следующие компоненты: дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд пожеланию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культуру; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры, отдых как «ничегонеделание» и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.
Отдых - состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена - форма отдыха учащихся.
Досуг - развлечение (раз + влечение). Влечение - корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо.
В программе реабилитационных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее
взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.
Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоятельно справиться с проблемой.
Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Основной целью консультирования является оказание помо щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
При проведении консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включеность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.
Консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.
Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.
Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.
1.Знакомство, начало беседы.
2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,
4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.
Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефонное консультирование (телефон доверия - ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.
Своеобразной формой дистанционного консультирования яв ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.
летнего требует использования определенных санкций к нему са мому или к лицам, занятым его воспитанием;
Координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление;
Психопрофилактика.
Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учиты-вать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психо
логических, профессиональных, социальных). Степень ее эффек тивности определяется уровнем социализации клиента, его спо
собностью адаптироваться в обществе.
Технология социальной реабилитации. Реабилитация и коррекция.
Реабилитация – это система мер, имеющая своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе.
Социально – педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующая интеграции ребенка в обществе и на овладении необходимых умений и навыков, соц ролей и правил поведения в обществе.
Существуют мед, психологические, соц-пед, пед, профессиональные и бытовые виды реабилитации.
Соц-пед реабилитация включает в себя 3 основных этапа:
· Диагностики (направлена на определения уровня развития эмоц-познават сферы ребенка, на сформированность качеств личности, его соц ролей и профессиональных интересов)
· Создание и реализация реабилитационной программы (реабилитационная программа создается индивидуально и включает следующие элементы: цель, задачи, средства, методы, этапы деятельности)
· Постреабилитационная защита ребенка
· В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции.
В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию, реабилитацию, социальный патронаж.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребен-ка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку пе дагогических позиций учителей, родителей, которая должна спо
собствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих кон фликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном разви тии подростка.
Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функ ции:
Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до по
явления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
Компенсирующую, заключающуюся в формировании у под ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток ус
пехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);
Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его
поступкам;
Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, при
мер и т.д.)1.
Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реаби
литации имеет длительный характер. Организованная реабилита ция ставит своей целью сократить сроки восстановления соци альной нормы, повысить качество самостоятельной работы лич
ности за счет профессиональной помощи. Постановление о необ ходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специ
альная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает ин дивидуальная комплексная программа реабилитации.
индивидуальная комплексная реабили тация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.
Целесообразность и целеустремленность | Консультация должна иметь конкретную цель, решать определенную задачу, проблему. Специалисту необходимо помнить слова М.Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились». |
Добровольность и ненавязчивость | Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. |
Компетентность | Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, грамотно, убедительно вести консультации. |
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту | В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью. |
Ориентация на нормы и ценности клиента | Специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к ценностям клиента может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализованными. |
Разграничение личных и профессиональных отношений | Консультант должен понимать, что установление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента. |
Включенность клиента в процесс консультирования | Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах. Для того чтобы обеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, но не перехватывать инициативу. |
Социальное консультирование имеет ряд особенностей , отличающих его от психологического, медицинского и юридического консультирования.
1. Социальное консультирование носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социальное информирование, но и элементы правового, педагогического и психологического консультирования.
2. Чаще всего за консультативной помощью в социальные службы обращаются семьи с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем.
3. Консультант должен владеть обширной правовой информацией, например, о мерах социальной поддержки, которые оказываются семье в настоящее время, а также информацией обо всех службах, учреждениях, ведомствах социума для того, чтобы знать, на какие из них можно ориентироваться и привлекать для решения проблем клиента (семьи).
4. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное - подтвердил их собственное восприятие ситуации. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты. Поэтому он должен уметь использовать в своей работе современные средства связи и источники информации (интернет, электронная почта, факс).
5. Специалист по социальной работе должен делать ставку на то, чтобы выявить внутренний потенциал семьи, замотивировать на активное и самостоятельное решение собственных проблем.
6. Специалист по социальной работе - консультант также выполняет функцию посредника. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист не может предложить путей и средств для разрешения проблем клиента (семьи) самостоятельно или в своем учреждении (организации). Если в результате консультации выяснилось, что семья находится в социально опасном положении, консультант обязан передать ее для дальнейшей, более основательной работы другим специалистам соответствующего учреждения или организации сферы социального обслуживания населения.
Муниципальное бюджетное учреждение
Детская школа искусств № 8
для преподавателей детских школ искусств
«Консультация как метод обучения»
Подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Гузяева Людмила Петровна
г. Ульяновск
Аннотация
С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.
1.Введение………………………………………………………………………3
3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5
5.Заключение………………………………………………………………….7-8
6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8
7.Список использованной литературы………………………………………..8
Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) – форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.
У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.
Цели и задачи разработки методических рекомендаций
Основная цель работы:
обеспечение преподавателей школы методическими рекомендациями проведения консультаций с учащимися по предметам дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Задачи работы:
предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;
доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.
Характеристика основных форм и видов консультаций
Консультации , как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.
В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.
Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.
В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:
пресс-конференция;
программированная консультация;
дискуссия.
Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:
углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;
совершенствование имеющихся умений и навыков;
закрепление полученных знаний;
комбинированный (сочетание различных видов);
обобщение и систематизация полученных знаний.
Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.
Главная задача индивидуальной консультации – помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.
Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:
диагностическую;
коррекционную;
справочно-информационную.
Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.
В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.
Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.
Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.
Общее для консультаций:
в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;
консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;
консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.
Заключение
В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.
У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.
В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.
В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:
убеждение учащихся в необходимости обучения;
возбуждение интереса к конкретной дисциплине;
активизацию познавательной деятельности;
снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;
закрепление полученных знаний и совершенствование умений, их практическое применение;
применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).
Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.
Документальное оформление консультативных часов
В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:
общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;
составляется график проведения консультаций;
преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;
я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.
Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.
Список использованной литературы
1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.
2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997.
3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.
5.Хуторской А.В. Современная дидактика, – СПБ, Патер, 2001.
6.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, – М.: УМЦ, 1997 .
Нормативное поведение в малой группе: влияние большинства и меньшинства. Проблема групповой сплоченности. Групповое принятие решений: основные феномены и проблема эффективности.
План ответа
Влияние большинства.
Влияние меньшинства.
Основные феномены.
Проблема эффективности.
Групповое принятие решений.
Ответ:
Нормативное поведение в группе.
Нормативное поведение в группе:
1. Нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (например, организацией). При этом возможны, как считают исследователи три типа норм:
♦ институциональные - их источником является организация или ее представители в виде фигур власти (руководителей);
♦ добровольные - их источником являются взаимодействия и договоренности членов группы;
♦ эволюционные - их источником являются действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров и в виде неких стандартов прилагаемые к определенным ситуациям групповой жизни.
2. Группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.
3. Нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.
4. Нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.
5. Нормы различаются также по степени допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.
По Келмену конформизм бывает 3-х уровней: подчинение, идентификация, интернализация
В случае подчинения принятие влияния другого лица или группы носит чисто внешний, прагматический характер, а сама продолжительность подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния.
Следующий уровень принятия влияния другого лица или группы, по Г. Келмену, - идентификация. Рассматриваются две ее разновидности: классическая и идентификация в форме реципрокно-ролевого отношения.
В случае классической идентификации субъект идентификации стремится частично или полностью уподобиться агенту влияния (будь то отдельные члены группы, ее большинство или группа в целом) в силу испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт. При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров), причем, если сложившиеся отношения удовлетворяют человека, он будет вести себя так вне зависимости от того, наблюдает за ним партнер или нет, поскольку для его собственного самоуважения существенно оправдать ожидания другого.
Третий уровень - интернализация. Отличительной особенностью последней является совпадение (частичное или полное) мнений, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей данной конкретной личности. Фактически в этом случае элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта, т.е. групповое мнение встраивается в систему ценностей индивида.
Влияние большинства.
Аш, эксперименты: Испытуемому (по специальной терминологии - «наивному субъекту») предъявлялись две карточки. На одной из них была изображена одна линия, на другой - три линии разной длины. Требовалось определить, какая из трех линий на одной карточке равна линии на другой карточке. Свое решение «наивный субъект» принимал в групповой ситуации последним. Перед ним аналогичную задачу решали другие члены группы - сообщники экспериментатора, которые по договоренности с ним (о чем «наивный субъект» не знал) давали одинаковые, заведомо неверные ответы. Таким образом, «наивный субъект» оказывался в ситуации, когда его мнение противоречило неправильному, но единодушному мнению большинства членов экспериментальной группы. 37 процентов испытуемых давали неверные ответы. Критика – Московичи, 63 процента неконформных, исследования влияния меньшинства.
Личностные факторы конформного поведения.
В литературе приводятся данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными особенностями, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Показано также, что лица женского пола более конформны, чем лица мужского пола.
Особенности группы.
Стадия развития группы. Размер группы – в малочисленных групповое давление выше. Коммуникативная структура – децентрализованная информация больше влияет на конформность. Гомогенность/Гетерогенность – в гомогенной больше влияние группы.
Особенности деятельности.
Значимость и уровень взаимной зависимости.
Факторы влияния большинства при принятии группового решения
Название | |
Особенности группы |
|
Размер группы |
Степень конформизма увеличивается с 1-2 до 5 человек, а потом остается на прежнем уровне или снижается. Б.Латане объяснил это тем, что с ростом размера группы уменьшается вклад, который вносит в решение каждый участник, поэтому давление на него уменьшается |
Статус членов большинства |
Степень конформизма увеличивается с увеличением статуса членов большинства |
Статус членов меньшинства |
Степень конформизма увеличивается с уменьшением статуса членов меньшинства |
Сплоченность группы |
Степень конформизма увеличивается с ростом сплоченности группы |
Наличие в группы «девианта» |
Степень конформизма уменьшается, когда в группе существует «девиант», последовательно отстаивающий свою позицию |
Особенности задачи |
|
Сложность задачи |
Степень конформизма увеличивается с ростом сложности задачи |
«Кризисность» ситуации |
Степень конформизма увеличивается в кризисных ситуациях, например, во время войны или в ситуациях угрозы для жизни в мирное время |
Особенности членов меньшинства |
|
Самооценка |
Степень конформизма увеличивается с понижением самооценки меньшинства |
Компетентность |
Степень конформизма увеличивается с понижением компетентности меньшинства |
Важность членства в группе |
Степень конформизма увеличивается с повышением важности для меньшинства членства в группе |
Принадлежность к культуре |
Степень конформизма выше у членов коллективистских культур, но это проявляется в основном в их отношении к членам своей, а не чужой группы; степень конформизма выше в густонаселенных странах с иерархической структурой и в низших классах индустриальных обществ |
Влияние меньшинства.
Разработанная Московичи дескриптивная модель влияния меньшинства
С точки зрения Московичи, функционирование социальных групп зависит от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных принципов. Усилия меньшинства должны быть направлены на расшатывание этого согласия. Таким образом, меньшинство, расшатывая позиции большинства, помогает развиваться группе в целом.
Факторы влияния меньшинства
Устойчивость позиции |
Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, оказывает больше влияния, чем колеблющееся меньшинство. |
Адекватность позициименьшинства условиям |
Меньшинство более влиятельно, когда его отверждения соответствуют меняющимся условиям |
Способность к компромиссу |
Большее влияние оказывает то меньшинство, которое способно к компромиссу, особенно если идет на уступки не сразу |
Единство членов меньшинства |
Единство позиции членов меньшинства увеличивает степень его влияния |
Уверенность в себе |
Уверенное поведение меньшинтсва усиливает его влияние |
Способность к диалогу |
Более влиятельно способное к диалогу меньшинство, хорошо аргументирующее свою позицию, оталкиваясь при этом от точки зрения и аргументации большинства |
Активность/пассивность меньшинства |
Меньшинство может быть активным и пассивным. Пассивные сторонники поддерживают позицию, но не знают о степени ее популярности, не зависят от других членов меньшинства и не взаимодействуют сними. Активные участники знают о популярности своей позиции, зависят от других членов своей группы и взаимодействуют с ними. Активность членов меньшинства оказыает влияние, когда обсуждаемая проблема не связана с собственными интересами респондентов – тогда при анализе сообщения от активного члена м-ва люди больше внимательны к силе аргументов чем при сообщении от пасивного члена |
Размер меньшинства и большинства |
Формально размер меньшинства может колебаться от 1 до 49 процентов. Люди обращают внимание на качество аргументов маленького меньшинства а не большого |
Тип меньшинства (уменьшается или увеличивается) |
Меньшинство, количество сторонников которого возрастает, оказывает больше влияния, чем уменьшающееся меньшинство |
Групповая принадлежность меньшинства |
Большее влияние оказывает меньшинство принадлежащее одной социальной группе с большинством. |
Сплоченность группы |
В сплоченной группе меньшинство оазывает больше влияния т.к. группа не может их легко отторгнуть |
Отсутствие у меньшинства личной заинтересованности в поддержке позиции |
Меньшинство оказывает больше влияния, когда их позицию трудно объяснить интересами его членов |
Подобие взглядов большинства и меньшинства |
Большее влияние оказывает меньшинство разделяющее взгляды и ценности большинства |
Наличие перебежчиков со стороны большинства |
Перебежчики от большинства усиливают влияние меньшинства |
Проблема групповой сплоченности.
3 подхода:
Сплоченность как межличностная аттракция. Групповая сплоченность является одной из сторон формирования малой группы. Не смотря на то, что на протяжении долгого времени ведутся исследования в этой области, до сих пор не существует однозначного определения сплоченности.
Традиция исследования групповой сплоченности исходит прежде всего из того, что группа является определенной системой межличностных отношений, имеющих в своей основе эмоциональный компонент. Этот эмоциональный компонент присутствует во всех вариантах интерпретации сплоченности.
В рамках социометрии исследовалось, насколько высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии, к общему числу возможных выборов. Был предложен «Индекс групповой сплоченности», который высчитывался по формуле.
Многие зарубежные авторы трактовали сплоченность как межличностную аттракцию. Такой подход был изложен в публикации А.и Б. Лоттов, где сплоченность рассматривалась как «производное от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы». Они же сделали попытку выделить переменные, влияющие на межличностную аттракцию членов группы. К причинам симпатии были отнесены частота и характер взаимодействия индивидов, стиль руководства группой, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми.
Последствиями сплоченности может являться ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация. Подход, предложенный Л. Фестингером, основывался на анализе сплоченности как частоты и прочности коммуникативных связей в группе. Сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера выразилось в том, что были введены такие характеристики, как привлекательность группы для индивида и удовлетворенность членством в ней. Так или иначе, в этом подходе также присутствует эмоциональный план.
Сплоченность также рассматривалась с позиции соотношения наград и потерь, т.е. группа будет более сплоченной, если количество выигрышей будет выше количества потерь. Ньюкомб, который вводит особое понятие «согласия». Он выдвигает «идею необходимости возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.»(Андреева Г.М.). Мысль об эмоциональной основе сплоченности фигурирует и в этом подходе.
Мотивационный подход. Д. Картрайту принадлежит идея о том, что сплоченность является результатом мотивации группового членства. В основу его модели положено представление о том, что сплоченность является результатом мотивов, побуждающих людей к сохранению членства в группе.
Детерминанты сплоченности:
Мотивационная основа тяготения субъекта к группе
Побудительные свойства группы
Ожидания субъекта
Индивидуальный уровень сравнения
Стоит отметить, что сплоченность будет зависеть не только от свойств группы, но и от их соотношения с потребностями членов группы.
Ценностный подход. Новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Его концепция названа «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». Суть заключается в том, что «всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. Социометрия, построив свою методику на основе выбора, не показывала, как отмечалось, мотивов этого выбора. Для изучения второго слоя (ЦОЕ) нужна поэтому иная методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора. Теория же дает ключ, при помощи которого эти мотивы могут быть обнаружены: это - совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности. Третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры.» (Андреева Г.М.)
Три слоя групповых структур можно рассматривать как три уровня развития групповой сплоченности. На первом уровне развиваются эмоциональные контакты, на втором уровне происходит сплочение группы, что выражается в единой системе ценностей, а на третьем уровне все члены группы начинают разделять общие цели.
Исследования А. Бейвеласа концентрируются на значении характера групповых целей. Выделяются операциональные цели группы (построение оптимальной системы коммуникаций) и символические цели группы (соответствующие индивидуальным намерениям членов группы). Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей.
Межгрупповой конфликт также детерминирует групповую сплоченность, и главным фактором роста внутригрупповой сплоченности в такой ситуации является характер взаимодействия между индивидами и группами. Относительно последствий групповой сплоченности можно сказать, что по данным исследований она снижает групповую продуктивность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповая сплоченность формируется в результате совместной деятельности, имеет сложное развитие и структуру, и обязательно включает в себя эмоциональный компонент. Также групповая сплоченность является поддерживающим условием для определенных ценностных ориентаций индивида, а в ситуациях межгруппового конфликта приводит к ингрупповому фаворитизму.
Основные феномены.
Групповое принятие решений.
Социальная фасилитация. Характеризует собой влияние, оказываемое на действие индивида других людей.
Сдвиг риска. Сдвиг в направлении выбора индивидом более рискованного решения. Объясняется с помощью гипотез: диффузии ответственности (испытывает меньшую ответственность, поскольку решения вырабатываются всей группой), лидерства (люди склонные к риску до дискуссии из-за лидерских задатков становятся еще более рискованными), риска как ценности (престижность риска в современном обществе).
Групповая поляризация мнений. Московичи и Заваллони, исследуя феномен групповой поляризации считали, что в большинстве случаев обсуждение усиливает усредненное мнение членов группы, т.е. групповую поляризацию можно определить как принятие группой более экстремальных решений по сравнению с индивидуальными решениями ее членов. Существуют разные варианты групповой поляризации.
«Феномен акцентуации» является житейским аналогом лабораторных экспериментов: с течением времени изначальный разрыв между группами студентов колледжей становится более заметным.
Групповая поляризация в коммунах: рассматриваются конфликты между районами. По мнению Мак-Коли и Сигал: терроризм не возникает спонтанно. Более вероятно, что его носителями становятся люди, сплочению которых способствовали общие обиды. Отрываясь от влияния толерантно настроенных людей они более тесно взаимодействуют друг с другом, и в результате их взгляды становятся более экстремистскими.
Групповая поляризация в интернете: остается открытым вопрос о том, будет ли в таких группах, где отсутствует невербальное общение, возникать эффект групповой поляризации.
Существует целый ряд теорий групповой поляризации, однако только две прошли научное испытание.
Информационное влияние(хорошо аргументированные доводы; активное участие в дискуссии). Информация, полученная во время дискуссии, усиливается изначально существующие позиции.
Нормативное влияние(сравнение себя с другими людьми – влияние ингруппы) Если точка зрения участника дискуссии имеет сторонников, то он начинает высказываться более радикально.
Феномен групповой потенции. Коллективное мнение в группе о том, что она может быть эффективна.
Феномен «огруппления мышления». Он был открыт Джанисом, который проанализировал несколько политических решений, приведших к негативным последствиям, среди которых были трагедия в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года, американское вторжение на Кубу в 1961 году, война во Вьетнаме в 1964-67 годах. Он выделил несколько симптомов, характерных для этого феномена:
Переоценка возможностей (иллюзия неуязвимости; никем не оспариваемая вера в этичность группы);
Интеллектуальная глухота (рационализация; стереотипный взгляд на противника);
Конформизм (давление конформизма; самоцензура; иллюзия единомыслия; «умохранители»).
Проблема эффективности.
Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.
В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях - нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность - с системой преимущественно межличностных отношений.
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону - как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.
Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это - критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.
Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень - наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания).